Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНТЕЗА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД'

ОСОБЕННОСТИ СИНТЕЗА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / КОНСТРУКТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНОЕ БЫТИЕ / ЦЕННОСТИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзюба Любовь Михайловна

Показывается, что исследование спектра ценностных отношений в контексте взаимодействия и взаимоотношения индивидов с ограниченными возможностями в специальной социальной группе дает возможность изучения вопроса синтеза социальной субъективности и сферы рационального в конструировании повседневного бытия специальной социальной группы. Демонстрируется, что неотъемлемой характеристикой социально-конструктивной деятельности является ее целесообразность, представляющая приоритетный фактор для определения видов и принципов конструирования бытия индивида с ОВ в ценностном аспекте, позволяющий наиболее эффективно реализовать социальные программы и проекты, необходимые при освоении человеком духовно-практических аспектов современного включающего общества. Показывается, что степень реализации социально-конструктивной деятельности по формированию ценностной сферы социальных отношений в специальной социальной группе определяется через корреляцию системного социально-рационального подхода к этим отношениям и эффективностью полученных результатов при интерпретации ценностных установок и ориентаций индивидов группы. Постулируется, что социально-конструктивная деятельность по формированию ценностной сферы повседневного бытия специальной социальной группы в интерпретации включающего социума предполагает рефлексивную деятельность как критически-рациональную в качестве значимой характеристики. Этот имплицитно приводит к постулированию творческой человеческой деятельности, которая становится деятельностью свободной. Выявляется, что свобода социально-конструктивной деятельности в специальной социальной группе индивидов с ОВ позволяет человеку соотносить эту деятельность со своими ценностными установками и тогда утверждается результат, достигнутый в социально-рациональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дзюба Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SYNTHESIS OF THE SOCIAL AND INDIVIDUAL IN THE EVERYDAY REALITY OF THE INCLUSIVE SOCIETY: A CONSTRUCTIVISM APPROACH

It is shown that the study of the spectrum of value relations in the context of the interaction and relationships of individuals with disabilities in a special social group makes it possible to study the issue of synthesis of social subjectivity and the rational sphere in constructing the everyday existence of a special social group. It is demonstrated that an integral characteristic of socially constructive activity is its expediency, which is a priority factor for determining the types and principles of constructing the life of an individual with OB in the value aspect, which makes it possible to most effectively implement social programs and projects necessary for a person to master the spiritual and practical aspects of a modern inclusive society. . It is shown that the degree of implementation of social-constructive activity on the formation of the value sphere of social relations in a special social group is determined through the correlation of a systematic social-rational approach to these relations and the effectiveness of the results obtained in the interpretation of value attitudes and orientations of group individuals. It is postulated that social-constructive activity in the formation of the value sphere of everyday existence of a special social group in the interpretation of the inclusive society assumes reflexive activity as critically rational as a significant characteristic. This implicitly leads to the postulation of creative human activity, which becomes a free activity. It is revealed that the freedom of socially constructive activity in a special social group of individuals with OB allows a person to correlate this activity with his own value attitudes, and then the result achieved in socially rational activity is approved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНТЕЗА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД»

Особенности синтеза социального и индивидуального в повседневной реальности включающего общества: конструктивистский подход

Дзюба Любовь Михайловна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: Dzuba017@mail.ru

Показывается, что исследование спектра ценностных отношений в контексте взаимодействия и взаимоотношения индивидов с ограниченными возможностями в специальной социальной группе дает возможность изучения вопроса синтеза социальной субъективности и сферы рационального в конструировании повседневного бытия специальной социальной группы. Демонстрируется, что неотъемлемой характеристикой социально-конструктивной деятельности является ее целесообразность, представляющая приоритетный фактор для определения видов и принципов конструирования бытия индивида с ОВ в ценностном аспекте, позволяющий наиболее эффективно реализовать социальные программы и проекты, необходимые при освоении человеком духовно-практических аспектов современного включающего общества. Показывается, что степень реализации социально-конструктивной деятельности по формированию ценностной сферы социальных отношений в специальной социальной группе определяется через корреляцию системного социально-рационального подхода к этим отношениям и эффективностью полученных результатов при интерпретации ценностных установок и ори-ентаций индивидов группы. Постулируется, что социально-конструктивная деятельность по формированию ценностной сферы повседневного бытия специальной социальной группы в интерпретации включающего социума предполагает рефлексивную деятельность как критически-рациональную в качестве значимой характеристики. Этот имплицитно приводит к постулированию творческой человеческой деятельности, которая становится деятельностью свободной. Выявляется, что свобода социально-конструктивной деятельности в специальной социальной группе индивидов с ОВ позволяет человеку соотносить эту деятельность со своими ценностными установками и тогда утверждается результат, достигнутый в социально-рациональной деятельности.

Ключевые слова: включающее общество, конструктивная философия, социально-конструктивная деятельность, повседневное бытие, ценности, ограниченные возможности (ОВ).

со

I_

U

со

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/ в Ростовском государственном экономическом университете в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение. Исследование социально-конструктивной деятельности в рамках современного социально-философского дискурса, касающегося становления включающего общества, представляется достаточно интересной проблемой, в русле которой рассматриваются особенности конструирования специальной социальной группы людей с ограниченными возможностями в контексте интерпретации трансформирующегося социума. Между тем, вопросы, связанные с изучением социально-рациональной деятельности индивида как субъекта в контексте включающего социума и социальных трансформаций в настоящее время не получили какого-то систематического оформления. В этой связи, представляется правомерным рассуждать о комплексных исследованиях, связанных с разными моментами социально-конструктивной деятельности в отношении специальной социальной группы в корреляции с современным трансформирующимся социумом. При этом актуализируются социокультурные обобщения, которые могут быть получены при обращении к междисциплинарным проблемам рассмотрения повседневного бытия социальной группы как одной из приоритетных форм социального бытия. Исследование спектра ценностных отношений в контексте взаимодействия и взаимоотношения индивидов с ОВ в социальной группе дает возможность изучения вопроса синтеза социальной субъективности и сферы рационального в конструировании повседневного бытия специальной социальной группы.

Основная часть. Во включающем обществе индивид как социальный субъект конструирует собственное индивидуальное бытие в трансформирующемся социуме, а проблема истинности такого проекта, безусловно, будет восприниматься как некоторое соответствие комплекса человеческих знаний представленному или воображаемому проекту социального бытия специальной группы людей с ОВ. И в этом случае реализуется достаточно важная для социально-философского дискурса ситуация. Так, в классической социально-рациональной деятельности принимаемые методологические моменты верификации истинного знания относительно социального конструкта безразличны относительно особенностей индивида как социального субъекта. Однако, в рамках постнеклассической парадигмы правомерно предполагать непосредственное обращение к личностным характеристикам индивида с ОВ и тем модельным структурам его сознания, которые позволяют говорить об интерсубъективности, что весьма важно для социально-конструктивной деятельности по воссозданию повседневного бытия специальной социальной группы в соответствии с оптимальными ценностными установками и идеалами включающего общества.

Информационная составляющая относительно путей реализации наиболее эффективного конструирования повседневного бытия, конечно, связана с той информационной парадигмой, которая характерна для данного этапа развития включающего общества. Имеются две стороны проблемы: с одной стороны, индивид с ограниченными возможностями должен ориентироваться на объективные особенности и причины, которые позволяют ему реализовывать информацию, поступающую

в рамках его взаимодействия не только с конкретными социальными группами в контексте становления специальной социальной группы, но и с трансформирующимся обществом в целом. Но, с другой стороны, следует говорить о том, что эффективный результат понимания и интерпретации подобной информации зависит и от того, какие исходные установки, цели и задачи, какие мировоззренческие и психологические особенности восприятия мира повседневности специальной социальной группы имеет данный индивид с ОВ. Это, несомненно, оказывает влияние не только на его нынешнее восприятие интегрального конструирования социальной группы, но и на интенции, которые связаны с возможным социальным прогнозированием и социальным проектированием всего комплекса социальных отношений во включающем обществе.

Возникает проблема: насколько эффективно будет осуществляться конструктивная деятельность по воспроизводству всего комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей в социальной группе. Безусловно, в этом случае следует учитывать не только внутренний мир каждого конкретного индивида с ОВ, но и те связи, которые он устанавливает с повседневным социальным пространством группы, так как последнее будет оказывать на него достаточно существенное влияние. Поэтому в рамках подобного влияния необходимо вести дискурс об определённых связях, о том влиянии объективных факторов на содержание и структуру конструктивной деятельности индивида с ограниченными возможностями. И далеко не всегда ценностные установки индивида с ОВ могут совпадать с теми ценностями и оценками, которые характерны для того трансформирующего общества, в повседневном пространстве которого индивид находится.

Однако, это вполне типичная ситуация, так как следует учитывать тот факт, что конкретно взятый индивид с ОВ не всегда отражает те тенденции, которые несет в себе включающий социум. При этом комплекс ценностей, который характерен для данного включающего общества, не всегда может совпадать с теми мировоззренческими установками и ценностями, которые характерны для каждого отдельного индивида с ограниченными возможностями. В этой связи, в соответствии с постнеклас-сической концепцией социального пространства полагается, что конструктивно- мотивированная деятельность индивида с ОВ будет касаться фактически двух ипостасей его вхождения в повседневное бытие социальной группы: одна связана с его внутренними установками, ценностями, желаниями, намерениями и т.д. С другой стороны, на самосознание и критерии познания сценариев вхождения индивида с ОВ в повседневное пространство социальных отношений в специальной группе, будут оказывать влияние тенденции и закономерности, характеризующие в каждый конкретный момент трансформирующийся социум, внутри пространства которого находится подобный индивид с ОВ.

Неотъемлемой характеристикой социально-конструктивной деятельности является ее целесообразность, представляющая приоритетный фактор для определения видов и принципов конструирования бытия индивида с ОВ в ценностном аспекте, позволяющий наиболее эффективно реализовать социальные программы и проекты, необходимые при освоении человеком духовно-практических аспектов современного включающего общества. Отметим, что исходно-определенная целесообразность социально-конструктивной деятельности по реконструированию индивидуального бытия и повседневного бытия социальной группы, связана с поиском тех эффективных решений и того адекватного инструментария, которые позволят корректно описать

такую реконструкцию. А также представить возможные сценарии, дающие возможность рассматривать альтернативные проекты воссоздания повседневного бытия специальной социальной группы с позиции основных принципов и закономерностей развития включающего социума.

Степень реализации социально-конструктивной деятельности по формированию ценностной сферы социальных отношений в специальной социальной группе определяется через корреляцию системного социально-рационального подхода к этим отношениям и эффективностью полученных результатов при интерпретации ценностных установок и ориентаций индивидов группы. Параметр целерациональности социального выбора индивида с ОВ в конструировании повседневного бытия социальной группы представляется как специфическая форма целевой, ценностной и мотивационной рационально-эмоциональной деятельности. Такое сочетание дает возможность индивиду свободно ориентироваться в ситуациях, когда их поведение, активная инновационная деятельность проходит в контексте нетипичных ситуаций, не связанных с исходно определенной целесообразностью конструирования социальных отношений.

Социально-конструктивная деятельность по формированию ценностной сферы повседневного бытия специальной социальной группы в интерпретации включающего социума предполагает рефлексивную деятельность как критически-рациональную в качестве значимой характеристики. Этот имплицитно приводит к постулированию творческой человеческой деятельности, которая становится деятельностью свободной. Свобода рационального выбора индивида с ОВ предполагает сценарий, по которому осуществляется социально-конструктивная деятельность. Возникает ряд альтернатив ее проведения в рамках реализации задач и цели, которые он ставит в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Заключение. Свобода социально-конструктивной деятельности в специальной социальной группе индивидов с ОВ позволяет человеку соотносить эту деятельность со своими ценностными установками и тогда утверждается результат, достигнутый в социально-рациональной деятельности. Такой результат представляется как своеобразный алгоритм эффективного конструирования ценностной сферы социальной группы в корреляции с набором стандартов социально-инструментальной деятельности. Подобные стандарты социально-инструментального конструирования базируются на человеческих знаниях и аккумулируют весь опыт социально-рациональной деятельности с позиции социальных трансформаций малых групп и социальных институтов.

Литература

1. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГП-ПУ, 2019. С. 16-20.

3. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ // Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Пара-хонский А.П., Попрядухина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ // Кравчук П.Ф., Попов В.В., Лыги-на Н.И., Копылов В.И., Кириков О.И., Коровин С.С., Рындак В.Г., Усенко Н.И., Лазарева В.А., Нохри-на Н.Н., Семенченко И.В., Щеглов Б.С., Петрушен-ко С.А., Гриценко Н.В., Иванова Р.П., Корнажев-ская Л.А., Симонова Г.И., Скляров И.Ю., Соколова Е.Н., Ковелина Т.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2003. Том 1. 268 с.

5. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпоральности в социально-философском дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

6. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтер-нативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

9. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. Таганрог.2007. 124 с.

10. Попов В.В., Солодухин О.А. К логической проблеме изменений во времени // Философские науки. 1991. № 5. С. 174.

11. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве// Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

12. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойтаренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпоральности // Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27

13. Попов В.В., Щеглов Б.С., Степанищев С.А. Особенности корреляции социального времени и социального действия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 868-871.

14. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

15. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 25-38.

16. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). Р. 6-19.

17. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. № 13 (3). Р.144-152.

FEATURES OF THE SYNTHESIS OF THE SOCIAL ^ AND INDIVIDUAL IN THE EVERYDAY REALITY OF о THE INCLUSIVE SOCIETY: A CONSTRUCTIVISM « APPROACH

СЭ

~ Dzyuba L.M.

z Rostov State University of Economics (RSEU)

It is shown that the study of the spectrum of value relations in the context of the interaction and relationships of individuals with disabilities in a special social group makes it possible to study the issue of synthesis of social subjectivity and the rational sphere in constructing the everyday existence of a special social group. It is demonstrated that an integral characteristic of socially constructive activity is its expediency, which is a priority factor for determining the types and principles of constructing the life of an individual with OB in the value aspect, which makes it possible to most effectively implement social programs and projects necessary for a person to master the spiritual and practical aspects of a modern inclusive society. . It is shown that the degree of implementation of social-constructive activity on the formation of the value sphere of social relations in a special social group is determined through the correlation of a systematic social-rational approach to these relations and the effectiveness of the results obtained in the interpretation of value attitudes and orientations of group individuals. It is postulated that social-constructive activity in the formation of the value sphere of everyday existence of a special social group in the interpretation of the inclusive society assumes reflexive activity as critically rational as a significant characteristic. This implicitly leads to the postulation of creative human activity, which becomes a free activity. It is revealed that the freedom of socially constructive activity in a special social group of individuals with OB allows a person to correlate this activity with his own value attitudes, and then the result achieved in socially rational activity is approved.

Keywords: inclusive society, constructive philosophy, socially constructive activity, everyday life, values, disabilities (OS).

References

1. Bourdieu P. Sociology of social space. SPb.: Aletheya, 2007. 288 p.

2. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

3. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST // Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrak-ova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Don-skikh T.P., Drozdova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kame-neva I. Yu., Kolobkova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popryadukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

4. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST // Kravchuk P.F., Popov V.V., Lygina N.I., Kopylov V.I., Kirikov O.I., Korovin S.S., Ryndak V.G., Usenko N.I., Lazare-va V. .A., Nokhrina N.N., Semenchenko I.V., Shcheglov B.S., Petrushenko S.A., Gritsenko N.V., Ivanova R.P., Kor-nazhevskaya L.A., Simonova G.I. ., Sklyarov I. Yu., Sokolo-va E.N., Kovelina T.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2003. Volume 1. 268 p.

5. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse // Scientific Thought of the Caucasus. 2006. No. 1. S. 24.

6. Popov V.V., Muzyka O.A., Maksimova S.I. Alternative studies in the context of social development // Eurasian legal journal. 2017. No. 4 (107). pp. 373-375.

7. Popov V.V., Muzyka O.A., Dziuba L.M. Factor and levels of temporality in the context of human subjective reality // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). pp. 419-421.

8. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A. Social Contradiction in the Context of Nonlinear Processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. pp. 361-364.

9. Popov V.V., Samoilova I.N., Shcheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog. 2007. 124 p.

10. Popov V.V., Solodukhin O.A. To the logical problem of changes in time // Philosophical sciences. 1991. No. 5. S. 174.

11. Popov V.V., Timofeenko V.A. Methodological features of the transit period in the overtaking state// Fundamental research. 2015. No. 2-25. pp. 5743-5747.

12. Popov V.V., Shcheglov B.S., Loitarenko M.V. Features of the integral interpretation of probability in the context of evaluation

factors and temporality // Philosophy of Law. 2015. No. 2 (69). pp. 23-27

13. Popov V.V., Shcheglov B.S., Stepanischev S.A. Features of the correlation of social time and social action // Fundamental research. 2015. No. 2-4. pp. 868-871.

14. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

15. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

16. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

17. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.