Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВЕ ИНКЛЮЗИИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВЕ ИНКЛЮЗИИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ИНКЛЮЗИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

В статье осуществляется интегральное исследование индивидуального человеческого бытия внутри специальных групп индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Показывается, что современный социум с его проблемами и кризисами инициирует переосмысление индивидуального бытия человека в условиях его изолированности и дистанцированности от общества. Как следствие, подобное понимание предполагает наличие ряда идеализаций относительно представления индивидуального и социального аспектов существования человека. Постулируется, что во включающем социуме конструктивно-рациональное обоснование социального бытия индивидов с ограниченными возможностями сменяется на эмоциональное переосмысление и чувственное переживание этого бытия. Обосновывается, что переосмысление особенностей индивидуального бытия индивида с ограниченными возможностями во включающем обществе предполагает рассмотрение жизнедеятельности индивида с ОВ в реалиях повседневного мира. Рассматривается концепт «отчуждение» как одно из основных понятий концепции интерсубьективности по отношению к особой группе индивидов с ограниченными возможностями. Обращается внимание на то, что в особой социальной группе функционируют принципы, базирующиеся на коллективном осознании индивидов с ОВ собственного бытия, при этом возможности их вовлечения в повседневность микросоциума непосредственно зависят от индивидуальных характеристик и особенностей переживания своего существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE INDIVIDUAL BEING OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES IN THE INCLUSION SOCIETY: A PHENOMENOLOGICAL ASPECT

The article provides an integral study of individual human existence within special groups of individuals with disabilities (OS). It is shown that modern society with its problems and crises initiates a rethinking of the individual being of a person in conditions of his isolation and distance from society. As a consequence, such an understanding presupposes the presence of a number of idealizations regarding the representation of the individual and social aspects of human existence. It is postulated that in an inclusive society, the constructive and rational substantiation of the social existence of individuals with disabilities is replaced by an emotional rethinking and sensory experience of this being. It is substantiated that the rethinking of the peculiarities of the individual life of an individual with disabilities in an inclusive society presupposes an examination of the vital activity of an individual with disabilities in the realities of the everyday world. The concept of «alienation» is considered as one of the basic concepts of the concept of intersubjectivity in relation to a special group of individuals with disabilities. Attention is drawn to the fact that in a special social group, there are principles based on the collective awareness of individuals with an OS of their own being, while the possibilities of their involvement in the everyday life of the microsocial directly depend on the individual characteristics and characteristics of the experience of their existence.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЩЕСТВЕ ИНКЛЮЗИИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Специфика индивидуального бытия индивида с ограниченными возможностями в обществе инклюзии: феноменологический аспект

©

CJ

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А.П. Чехова

(филиал)

E-mail: vitl_2002@list.ru

В статье осуществляется интегральное исследование индивидуального человеческого бытия внутри специальных групп индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Показывается, что современный социум с его проблемами и кризисами инициирует переосмысление индивидуального бытия человека в условиях его изолированности и дистанцированности от общества. Как следствие, подобное понимание предполагает наличие ряда идеализаций относительно представления индивидуального и социального аспектов существования человека. Постулируется, что во включающем социуме конструктивно-рациональное обоснование социального бытия индивидов с ограниченными возможностями сменяется на эмоциональное переосмысление и чувственное переживание этого бытия. Обосновывается, что переосмысление особенностей индивидуального бытия индивида с ограниченными возможностями во включающем обществе предполагает рассмотрение жизнедеятельности индивида с ОВ в реалиях повседневного мира. Рассматривается концепт «отчуждение» как одно из основных понятий концепции интерсубьективности по отношению к особой группе индивидов с ограниченными возможностями. Обращается внимание на то, что в особой социальной группе функционируют принципы, базирующиеся на коллективном осознании индивидов с ОВ собственного бытия, при этом возможности их вовлечения в повседневность микросоциума непосредственно зависят от индивидуальных характеристик и особенностей переживания своего существования.

Ключевые слова: включающее общество, инклюзия, феноменология, интерсубъективность, индивидуальное бытие, ограниченные возможности (ОВ).

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/, в рамках научно-исследовательского проекта "«Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение В рамках современной научной и философской литературы вырос интерес к изучению и систематизации идей инклюзии, что отразилось в контексте формирования концепции включающего общества. При этом приоритет принадлежит работам в сфере образовательных парадигм. Отметим, что концептуально-семантические и методологические аспекты анализа функционирования включающего общества представлены в недостаточной мере. Весьма значимым акцентом работы в этом направлении выступает феноменологический аспект. В рамках феноменологической проблематики вполне реально интегральное исследование индивидуального человеческого бытия внутри специальных групп индивидов с ограниченными возможностями (ОВ).

Основная часть Интерес к феноменологическим основаниям анализа включающего общества вполне оправдан с позиции того, что современный социум с его проблемами и кризисами инициирует переосмысление индивидуального бытия человека в условиях его изолированности и дистанциро-ванности от общества. Как следствие, подобное понимание предполагает наличие ряда идеализа-ций относительно представления индивидуального и социального аспектов существования человека. Однако общество включающее выступает таким сегментом общества в целом, который оптимизирует специальные и общие основания его функционирования и развития. Такая оптимизация определяется пониманием места индивида с ограниченными возможностями в формировании современного социума, включенностью самого индивида в реализацию поставленных перед обществом задач. Отметим, что во включающем социуме конструктивно-рациональное обоснование социального бытия индивидов с ограниченными возможностями сменяется на эмоциональное переосмысление и чувственное переживание этого бытия. Между тем, в реальности некоторые индивиды с ОВ в особой социальной группе конструируют свою жизнедеятельность при явном воле-э-моциональном факторе, что воспроизводит идеи философии жизни.

Феноменологический аспект интегрального изучения включающего общества подразумевает активное применение концептуального аппарата феноменологической науки. Причем. Исследование жизнедеятельности индивида с ограниченны-

ми возможностями переориентируется с вопросов общественного бытия на бытие индивидуальное. Акцент переносится на человеческую субъективность реально конструирующую социальную реальность. Поэтому подлинная сущность действительности переживается в индивидуальном человеческом существовании. А само бытие индивида с ограниченными возможностями в особой социально-ориентированной группе выступает уникальным и персонифицированным бытием в изменяющемся социуме.

Существование индивида с ограниченными возможностями во включающем социуме, в известной мере, определяется фактором времени, определяемым как классическая феноменологическая темпоральность. Такое суждение вытекает из интерпретации индивидуального бытия в феноменологии, представляющей само индивидуальное бытие в качестве «темпорального разрыва» в противовес наличному бытию. При этом феноменологическое понимание «темпорального разрыва» представляет период переживания времени как рождения индивидуального бытия человека и наступления его смерти, что отражает в процессе субъективации уровни материального и идеального.

Переосмысление особенностей индивидуального бытия индивида с ограниченными возможностями во включающем обществе предполагает рассмотрение жизнедеятельности индивида с ОВ в реалиях повседневного мира. В дополнение к классическому философскому концептуальному аппарату используются понятия: «стереотип», «общезначимость», «интерсубъективность». Специфика индивидуального бытия индивидов с ограниченными возможностями в особой социальной группе представляется именно с учетом концептов повседневного мира. Подобная ситуация, конечно, не элиминирует применение общефилософских концептов в изучении включающего общества, однако именно в сфере повседневности происходит реализация индивидом с ОВ своего подлинного индивидуального бытия. В сформированной особой социальной группе функционируют принципы, базирующиеся на коллективном осознании индивидов с ОВ собственного бытия, при этом возможности их вовлечения в повседневность микросоциума непосредственно зависят от индивидуальных характеристик и особенностей переживания своего существования. Приоритет интегрального изучения включающего социума переходит в сферу переживания индивидом с ОВ сценариев «вхождения» в группу людей с ограниченными возможностями.

Проблемы и кризисы современного социума находят естественное отражение в обществе включающем. В таком обществе, конечно. Имеются и свои внутренние причины социальных проблем. Такая ситуация определяется неоднозначностью самого существования индивида с ОВ внутри особой группы индивидов. Налично-индивидуальное бытие индивида с ОВ обычно со-

относится с налично-социальным бытием становящегося общества, так и с особенностями жизнедеятельности группы индивидов с ОВ. Поэтому индивидуальное бытие индивида с ограниченными возможностями выступает в качестве отчужденного общественного бытия. Действительность повседневности становящегося общества отражается в особенностях повседневной реальности особой социальной группы индивидов с ОВ. Имеет место своеобразная форма диалога внутренних экзистенций индивидов с ограниченными возможностями, появляющаяся в рамках интерсубьек-тивности через настроения, переживания чувства отчужденных в мире повседневности индивидов с ОВ.

Концепт «отчуждение» - одно из основных понятий концепции интерсубьективности по отношению к особой группе индивидов с ограниченными возможностями. Обычно интерсубьективность в мире повседневности индивидов с ОВ проявляется в чувствах тревоги, тоски, страха. В этом случае феноменологический подход тесно переплетается с экзистенциальным подходом. Возникающие пограничные ситуации характеризуют повседневность через отчаяние, заброшенность, страдания, трагедии.

Характеристика экзистенциальности индивидов с ограниченными возможностями подразумевает обостренное понимание возможной болезни или смерти. Подобные характеристики наличного бытия индивида с ОВ весьма разнообразно проявляются в процессе его вовлечения в особую социальную группу людей с ОВ. Возникает темпораль-ность как период вхождения индивида в особую группу, проявляющийся в инициировании чувства субьективности, обусловленное тем, что в этом периоде у индивида с ОВ в явной форме не проявляется соотнесение эмоционального и рационального. Однако переживая собственное индивидуальное бытие в реальной жизнедеятельности особой группы людей с ОВ индивид приоритетно вживается в область интерсубъективности специального микросоциума.

Стереотипы и характеристики родового существования индивида с ограниченными возможностями концентрируются и проявляются в сфере собственного бытия индивида с учетом его индивидуальности как с социальной позиции, так и с физиологической. Поэтому индивидуальное бытие индивида в особой группе людей с ОВ определяется, прежде всего, его корреляцией с коллективным бытием индивидов. С одной стороны, индивиды различаются с учетом возможностей и форм осмысления и осознания социального и индивидуального бытия, что явно проявляется в контексте их поведения и жизнедеятельности в повседневном мире. То есть, переживание и проживание внутренней индивидуально-наличной бы-тийности дает возможность индивиду с ОВ в рамках диалогичной интерсубьективности выражать свои креативные способности, которые направлены на реализацию задач и проектов, значимых для

сз о

о Л о

о сз о в

в u

людей с ОВ. Именно переживание индивидом своего индивидуально-наличного бытия в трансформирующемся социуме дает выход на весьма сложные вопросы, касающиеся, например, представлений о пограничных ситуациях, таких как: трагедии, войны, смерть. Существуя в особой социальной группе, индивид с ограниченными возможностями достаточно болезненно воспринимает комплексы негативных событий и явлений, поскольку его непосредственная жизнедеятельность направлена на ряд существенных ограничений с точки зрения «полноты его жизни». Однако именно в таких ситуациях для индивида с ОВ возникают представления относительно специфики индивидуального бытия, свободе, смысле жизни, смерти. Конечно, индивиды с ОВ отличаются с позиции их уникального индивидуального бытия по возможностям и уровню собственного осознания и приобретения опыта жизнедеятельности. При этом исходный биологический и психо-физиологический потенциал индивидов с ОВ различен.

Заключение. Следовательно, индивидуальное бытие представляется как основание осознания и осмысления индивидом с ограниченными возможностями своей роли, места и предназначения во включающем обществе. Именно ситуация самосознания индивидуального бытия индивида является способом его существования в особой социальной группе людей с ОВ. Поэтому в контексте осознания, понимания и осмысления собственного индивидуально-наличного бытия индивид способен воспринимать в адекватных формах внешнее общественное бытие, коррелировать и взаимодействовать с этим бытием в рамках своеобразного диалога с иными индивидами с ОВ по осуществлению внутреннего потенциала.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 21152119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16-20.

3. Научные исследования: информация, анализ, прогноз // Кравчук П.Ф., Попов В.В., Лы-гина Н.И., Копылов В.И., Кириков О.И., Коровин С.С., Рындак В.Г., Усенко Н.И., Лазарева В.А., Нохрина Н.Н., Семенченко И.В., Щеглов Б.С., Петрушенко С.А., Гриценко Н.В., Иванова Р.П., Корнажевская Л.А., Симонова Г.И., Скляров И.Ю., Соколова Е.Н., Кове-лина Т.А. и др. Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора О.И. Кири-кова. Воронеж, 2003. Том 1. 224 с.

4. Научные исследования: информация, анализ, прогноз // Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В.,

Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухи-на Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

5. Паутова Л.Е. Акме-синергетический подход к позиционированию успеха в системе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 76-83.

6. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 1922.

7. Попов В.В., Лойтаренко М.В Самоорганизующиеся системы в контексте постнекласси-ческой науки // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 177-178.

8. Попов В.В., Лойтаренко М.В. Фактор темпо-ральности, переходные состояния и социальные противоречия // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 38-41.

9. Попов В.В., Музыка О.А. Исторический процесс: альтернативность и оценка// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 147-150.

10. Попов В.В., Музыка О.А. Концептуальный подход к транзитивному обществу // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 128-130.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 419421.

12. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 114-122.

13. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

14. Попов В.В., Лойтаренко М.В. Фактор темпо-ральности, переходные состояния и социальные противоречия // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 38-41.

15. Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации включающего общества: феноменологический аспект // Социология. 2020. № 2. С. 376-380.

16. Шеманов А.Ю., Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Москва: МГППУ, 2013. 315 с.

THE SPECIFICS OF THE INDIVIDUAL BEING OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES IN THE INCLUSION SOCIETY: A PHENOMENOLOGICAL ASPECT

Popov V.V.

Rostov State Economic University (RINH)" - Taganrog Institute

The article provides an integral study of individual human existence within special groups of individuals with disabilities (OS). It is shown that modern society with its problems and crises initiates a rethinking of the individual being of a person in conditions of his isolation and distance from society. As a consequence, such an understanding presupposes the presence of a number of idealizations regarding the representation of the individual and social aspects of human existence. It is postulated that in an inclusive society, the constructive and rational substantiation of the social existence of individuals with disabilities is replaced by an emotional rethinking and sensory experience of this being. It is substantiated that the rethinking of the peculiarities of the individual life of an individual with disabilities in an inclusive society presupposes an examination of the vital activity of an individual with disabilities in the realities of the everyday world. The concept of «alienation» is considered as one of the basic concepts of the concept of intersubjectivity in relation to a special group of individuals with disabilities. Attention is drawn to the fact that in a special social group, there are principles based on the collective awareness of individuals with an OS of their own being, while the possibilities of their involvement in the everyday life of the microsocial directly depend on the individual characteristics and characteristics of the experience of their existence.

Keywords: including society, inclusion, phenomenology, intersubjectivity, individual being, disability (OB).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. S. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject approach to inclusive space // Inclusive education: continuity and continuity. Moscow: MGPPU, 2019.

3. Scientific research: information, analysis, forecast // Kravchuk P.F., Popov V.V., Lygina N.I., Kopylov V.I., Kirikov O.I., Korovin S.S., Ryndak V.G., Usenko N.I., Lazareva V A.A., Nokhrina N.N., Semenchenko I.V., Shcheglov B.S., Petrushen-ko S.A., Gritsenko N.V., Ivanova R.P., Kornazhevskaya L.A.,

Simonova G.I. ., Sklyarov I. Yu., Sokolova E.N., Kovelina T.A. and others. Under the general editorship of Doctor of Philology, Professor O.I. Kirikov. Voronezh, 2003. Volume 1.224 p.

4. Scientific research: information, analysis, forecast // Lip-skaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Vo-ronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdo-va N V.V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolob-kova N.N., Kondratyeva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikova / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009.Vol. 25.244 p.

5. Pautova L.E. Acme-synergetic approach to positioning success in the system of inclusive education // Inclusive education: continuity and continuity. Moscow: MGPPU, 2019, pp. 76-83.

6. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Features of the structure of the social process in the context of historical events // Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 11. S. 19-22.

7. Popov V.V., Loitarenko M.V Self-organizing systems in the context of post-nonclassical science // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 3-2. S. 177-178.

8. Popov V.V., Loitarenko M.V. The factor of temporality, transitional states and social contradictions // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 8-2. S. 38-41.

9. Popov V.V., Music by O.A. Historical process: alternativeness and evaluation // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-1. S. 147-150.

10. Popov V.V., Music by O.A. Conceptual approach to a transitive society // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2016. No. 12-3 (74). S. 128-130.

11. Popov V.V., Music O.A., Dzyuba L.M. Factor and Levels of Temporality in the Context of Human Subjective Reality // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 419-421.

12. Popov V.V., Music O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. The concept of transitivity in the context of the transformation of society // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2016. T. 5. No. 5A. S. 114-122.

13. Popov V.V., Timofeenko V.A. Methodological features of the transit period in a catching up state // Fundamental research. 2015. No. 2-25. S. 5743-5747.

14. Popov V.V., Loitarenko M.V. The factor of temporality, transitional states and social contradictions // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 8-2. S. 38-41.

15. Popov V.V. Psychological time in the context of the interpretation of an inclusive society: the phenomenological aspect // Sociology. 2020. No. 2. S.376-380.

16. Shemanov A. Yu., Psychological and pedagogical foundations of inclusive education. Moscow: MGPPU, 2013.315 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.