Научная статья на тему 'СУБЪЕКТИВНАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА'

СУБЪЕКТИВНАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (ОП)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Музыка Оксана Анатольевна, Макаров Александр Викторович

В статье осуществляется поиск категориального и концептуально-семантического аппарата современных философских направлений, способного стать корректной и адекватной основой для концепции инклюзии. Показывается, что феноменологический подход выступает концептуальным основанием для концепции инклюзии, определяя адекватный понятийный аппарат для моделирования особенностей функционирования включающего общества. Постулируется, что феноменология темпоральности представляет комплексную интерпретацию субъектами с ограниченными потребностями своего индивидуального бытия. Темпоральность отражает особенности проживания и переживания индивидом интенциональности собственной субъективности в рамках включающего общества. Обосновывается выделение ментальной темпоральности приоритетно связанной с рассмотрением уникально-индивидуальной формы чувственно-образного перенесения переживаний комплексов наличной событийности в сегменты сознания субъекта с ограниченными потребностями (ОП). Рассматривается субъектно-объектный сегмент общения индивидов, что дает возможность выхода на проблему коллективного субъекта. Обращается внимание на переход к рассмотрению коллективного бытия субъектов с ОП с выходом на диалектику объективного и субъективного в жизнедеятельности индивидов во включающем обществе. Выявляются структурные сегменты сознания человека, предполагающие сосуществование сферы индивидуально-ментальной темпоральности и сферы интенциональной темпоральности. Интерсубъективность представляется в контексте диалоговых аспектов целерациональной и ценностно-целевой человеческой субъективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE TEMPORALITY IN THE SYSTEM OF CONCEPTUALIZATION OF AN INCLUSIVE SOCIETY

The article searches for the categorical and conceptual-semantic apparatus of modern philosophical trends that can become a correct and adequate basis for the concept of inclusion. It is shown that the phenomenological approach acts as a conceptual basis for the concept of inclusion, defining an adequate conceptual apparatus for modeling the features of the functioning of an inclusive society. It is postulated that the phenomenology of temporality represents a complex interpretation by subjects with limited needs of their individual being. Temporality reflects the peculiarities of an individual’s living and experiencing the intentionality of his own subjectivity within the framework of an inclusive society. The author substantiates the allocation of mental temporality, which is primarily associated with the consideration of a unique individual form of sensory-f igurative transfer of experiences of complexes of present eventfulness into segments of the consciousness of a subject with limited needs (OP). The subject-object segment of individual communication is considered, which makes it possible to solve the problem of a collective subject. Attention is drawn to the transition to the consideration of the collective existence of subjects with OP with access to the dialectic of the objective and subjective in the life of individuals in the inclusive society. The structural segments of human consciousness are revealed, which assume the coexistence of the sphere of individual-mental temporality and the sphere of intentional temporality. Intersubjectivity is presented in the context of dialogical aspects of goal-oriented and value-oriented human subjectivity.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Субъективная темпоральность в системе концептуализации включающего общества

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический

университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А.П. Чехова

(филиал)

E-mail: vitl_2002@list.ru Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» E-mail: omuzika@gmail.com

Макаров Александр Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), E-mail: aleksandr-makarov-81@mail.ru

В статье осуществляется поиск категориального и концептуально-семантического аппарата современных философских направлений, способного стать корректной и адекватной основой для концепции инклюзии. Показывается, что феноменологический подход выступает концептуальным основанием для концепции инклюзии, определяя адекватный понятийный аппарат для моделирования особенностей функционирования включающего общества. Постулируется, что феноменология темпоральности представляет комплексную интерпретацию субъектами с ограниченными потребностями своего индивидуального бытия. Темпоральность отражает особенности проживания и переживания индивидом интенциональности собственной субъективности в рамках включающего общества. Обосновывается выделение ментальной темпораль-ности приоритетно связанной с рассмотрением уникально-индивидуальной формы чувственно-образного перенесения переживаний комплексов наличной событийности в сегменты сознания субъекта с ограниченными потребностями (ОП). Рассматривается субъектно-объектный сегмент общения индивидов, что дает возможность выхода на проблему коллективного субъекта. Обращается внимание на переход к рассмотрению коллективного бытия субъектов с ОП с выходом на диалектику объективного и субъективного в жизнедеятельности индивидов во включающем обществе. Выявляются структурные сегменты сознания человека, предполагающие сосуществование сферы индивидуально-ментальной темпоральности и сферы интенциональной темпоральности. Интерсубъективность представляется в контексте диалоговых аспектов целерациональ-ной и ценностно-целевой человеческой субъективности.

Ключевые слова: инклюзия, включающее общество, темпо-ральность, интерсубъективность, интенциональность, ограниченные потребности (ОП).

Введение

В настоящее время в научной и социально-философской литературе идет обсуждение специфики инклюзивного образования с выходом на различные аспекты жизнедеятельности индивидов с ограниченными потребностями (ОП). Активное становление содержательных и проектно-практических аспектов концепции инклюзии реально опережает развитие теоретико-методологических оснований, конструирование методологии инклюзивного образования. Значимым является поиск категориального и концептуально-семантического аппарата современных философских направлений, способного стать корректной и адекватной основой для концепции инклюзии.

В этом направлении значимым является исследование многопланового взаимодействия, отличающего прохождение субъектом с ОП трех этапов социализации: от субъектной отчужденности к признанию уникальности (интеллектуальной, психологической, и т.п.) индивидуального бытия и далее - к постулированию ценностей индивидуальной жизнедеятельности и самоценностей. Поэтому целью работы является демонстрация теоретико-выразительных возможностей феноменологического подхода при конструировании и интерпретации включающего общества. Это малоразработан-ная проблема, имеющая большую значимость для обогащения понятийного аппарата теории инклюзии. Научная новизна заключается в анализе полисубъективного ценностно-рационального взаимодействия субъектов с ограниченными потребностями во включающем обществе.

Основная часть

Теоретическим основанием содержания статьи является конструктивно-феноменологическая демонстрация особенностей механизма функционирования включающего общества, что является вкладом в обогащение онтологии современной социальной философии. Феноменологический подход выступает концептуальным основанием для концепции инклюзии, определяя адекватный понятийный аппарат для моделирования особенностей функционирования включающего общества.

Особенностью рассмотрения концепции инклюзии является ее представление с позиции инклю-

сз о

о Л о

о сз о в

зивного образования и инклюзивных практик, однако специальное интегральное изучение включающего общества в основном остается в стороне. С позиции многоплановости и полифункциональности правомерно выделение следующих научных подходов к инклюзии и инклюзивному образованию: 1) акме-синергетический; 2) дифференцированный; 3) интегративно-комплексный; 4) мотива-ционный; 5) научно-концептуальный;6)организаци-онный; 7) психофизиологический; 8) программно-целевой; 9) системно-педагогический; 10) статистический; 11) стратегически-экономический.

Так Л.Е. Паутова предлагает синергетический подход к концепции инклюзии. Основной категорией выступает «успех», связанный с самоидентификацией индивида; акцент делается и на самооценку. Комплексное изучение теоретических и практических аспектов инклюзии представил А.Ю. Шеманов [9]. По его мнению, становление включающего общества осуществляется через осознание и осмысление людьми с ОП ценностей, смыслов и значений многообразия взаимодействий и взаимоотношений между ними. Среди зарубежных авторов выделим работы А. Хикки-Муди и Р. Сли по различным теоретическим и практическим проблемам инклюзии [12], [14]. А. Хикки-Муди рассматривает теорию инклюзии как зависимую от эгалитаризма, концепция которого основывается на идее равенства, понимаемого как наличие одинаковых исходных возможностей для различных индивидов. Теория социального действия легла в основу концепции инклюзии Р. Сли. Корректная социальная модель демонстрирует идентификацию индивидов с ОП без каких-либо дискриминационных моментов. Во включающем обществе нет конфликта между контентами таких понятий. В этом направлении проведены исследования с выходом на специфику индивидуального бытия во включающем обществе. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству представил И.В. Вачков [3]. Корректно показаны методологические основания научного подхода, связанного с обоснованием полисубъектности взаимодействия субъектов в инклюзивной среде. Показаны интересные корреляции субъект-субъектного общения и полисубъективного взаимодействия с акцентом на ценностно-деятельностный аспект. Рассматривается субъектно-объектный сегмент общения индивидов, что дает возможность выхода на проблему коллективного субъекта. Это важный момент в концепции инклюзии, однако в этой связи следует обратить внимание на переход к рассмотрению коллективного бытия субъектов с ОП с выходом на диалектику объективного и субъективного в жизнедеятельности индивидов во включающем обществе.

В этой связи отметим, что фактор темпораль-е ности будет выступает структурообразующим, ц поэтому он является методологически значимым ^ и требует прояснения и развития. Отметим, что ° феноменология темпоральности представляет ав комплексную интерпретацию субъектами с огра-

ниченными потребностями своего индивидуального бытия. Темпоральность отражает особенности проживания и переживания индивидом интенци-ональности собственной субъективности в рамках включающего общества. Феномен субъективной темпоральности понимается как сущностно-индивидуальный параметр в корреляции с общественным сознанием индивидов с ограниченными потребностями. Темпоральность предполагает использование ситуативно-биографического, психологического и социального времени, что отражает этапы социализации индивида с ограниченными потребностями во включающем обществе.

Отметим, что структурные сегменты сознания человека предполагают сосуществование сферы индивидуально-ментальной темпорально-сти и сферы интенциональной темпоральности. Интенциональная темпоральность соотносится с процессом переживания субъектом с ограниченными потребностями собственного существования в обществе.

Выделение ментальной темпоральности приоритетно связано с рассмотрением уникально-индивидуальной формы чувственно-образного перенесения переживаний комплексов наличной событийности в сегменты сознания субъекта с ОП. Следовательно, темпоральность можно трансформировать в ментальное время, которое показывает внутренний опыт и ментальные образы субъекта в качестве этапов прохождения индексированных в человеческом сознании комплексов социальных событий. В ситуациях восприятия субъектом с ОП подобных комплексов событий он переживает и проживает темпоральность трансформирующегося социума. Параметры внутренней темпоральности субъекта коррелируют с происходящими изменениями в структуре включающего общества, что связано с его нестабильностью. Подобная нестабильность активирует мыслительную и проективную деятельность индивидов. Эта целерациональная деятельность инициирует поиск реальных возможностей модернизации условий сосуществования и жизнедеятельности людей с ОП в социальной группе. Реализуется также механизм приспособления человека к процессам взаимодействий и взаимосвязи в обществе. Кроме того, темпоральность коррелирует с интерсубъективностью. А интерсубъективность инициирует научно-исследовательский интерес к исследованию диалоговых аспектов целерацио-нальной и ценностно-целевой человеческой субъективности.

Постулируем, что чувственные образы непосредственно-субъективного представления действительности соотносятся с индексами моментов, а процесс переживания индивидом комплекса событий - с индексом темпорального интервала. Поэтому собственное время индивида выступает чувственной формой наличной бытийности комплекса событий, формирующих содержание индивидуального опыта. Это содержание предполагает его упорядоченность ментальным временем, ко-

торому присущи такие характеристики: антисимметричность, длительность, интенциональность, иррефлексивность, континуальность. Использование этих характеристик демонстрирует, что само ментальное время является системообразующей основой человеческого сознания, влияющей на субстанциональные параметры и контент субъективности. Именно ментальное время инициирует различные аспекты конструирования и моделирование ценностно-целевой и целерациональной деятельности субъекта с ограниченными потребностями в русле социальной транзитологии с выходом на конструирование прагматических и многоуровневых логико-семантических моделей.

Заключение

Ментальность времени становится основным компонентом системы чувственных образов, индивидуальных значений и смыслов коллективного сознания субъектов с ограниченными потребностями. Варианты становления социальных групп, включающих индивидов с ОП весьма многообразны. При этом интенсивность подобного становления возрастает в интервалах социальных изменений и трансформаций. В подобных ситуациях субъекты с ОП переходят на новые ступени социального и индивидуального бытия, что отражается в диалектике объективного и субъективного проживания и переживания внутренней темпоральности человеческого опыта. Интерсубъективность во включающем обществе связана с длительным процессом вживания индивида в коллективное социальное пространство социальной группы. Люди с ограниченными потребностями достаточно сложно воспринимают мир повседневности включающего общества, особенно это касается принятия стереотипов и правил поведения.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 21152119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16-20.

3. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ. Кравчук П.Ф., Попов В.В., Лыгина Н.И., Копылов В.И., Кириков О.И., Коровин С.С., Рындак В.Г., Усенко Н.И., Лазарева В.А., Нохрина Н.Н., Семенченко И.В., Щеглов Б.С., Петрушенко С.А., Гриценко Н.В., Иванова Р.П., Корнажевская Л.А., Симонова Г.И., Скляров И.Ю., Соколова Е.Н., Кове-лина Т.А. и др. Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора О.И. Кири-кова. Воронеж, 2003. Том 1. 224 с.

4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ. Липская Т.А., Алдашо-

ва Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифта-хова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

5. Паутова Л.Е. Акме-синергетический подход к позиционированию успеха в системе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 76-83.

6. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 1922.

7. Попов В.В., Лойтаренко М.В Самоорганизующиеся системы в контексте постнекласси-ческой науки // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С.177-178.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Максимен-ко Л.В. Концептуальные аспекты социальной динамики в контексте интервальной концепции времени // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-1. С. 130-133.

9. Попов В.В., Музыка О.А. Исторический процесс: альтернативность и оценка// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.2017.№ 3-1. С. 147-150.

10. Попов В.В., Музыка О.А. Концептуальный подход к транзитивному обществу // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С.128-130.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 114-122.

12. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

13. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпорально-сти в социально-философском дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

14. Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации включающего общества: феноменологический аспект // Социология. 2020. № 2. С. 376-380.

15. Шеманов А.Ю., Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Москва: МГППУ, 2013. 315 с.

сз о

о Л о

о сз о в

16. Hickey-Moody A. « Turning away» from Intellectual Disability Methods of Practice, Methods of Thought // Critical Studies in Education. 2003. № 44 (1). P.1-22.

17. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. // International Studies in Sociology of Education. 2008. № 18 (2). P. 99-116.

SUBJECTIVE TEMPORALITY IN THE SYSTEM OF CONCEPTUALIZATION OF AN INCLUSIVE SOCIETY

Popov V.V., Musika O.A., Makarov A.V.

Rostov State Economic University (RINH) - Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch)

The article searches for the categorical and conceptual-semantic apparatus of modern philosophical trends that can become a correct and adequate basis for the concept of inclusion. It is shown that the phenomenological approach acts as a conceptual basis for the concept of inclusion, defining an adequate conceptual apparatus for modeling the features of the functioning of an inclusive society. It is postulated that the phenomenology of temporality represents a complex interpretation by subjects with limited needs of their individual being. Temporality reflects the peculiarities of an individual's living and experiencing the intentionality of his own subjectivity within the framework of an inclusive society. The author substantiates the allocation of mental temporality, which is primarily associated with the consideration of a unique individual form of sensory-figurative transfer of experiences of complexes of present eventfulness into segments of the consciousness of a subject with limited needs (OP). The subject-object segment of individual communication is considered, which makes it possible to solve the problem of a collective subject. Attention is drawn to the transition to the consideration of the collective existence of subjects with OP with access to the dialectic of the objective and subjective in the life of individuals in the inclusive society. The structural segments of human consciousness are revealed, which assume the coexistence of the sphere of individual-mental temporality and the sphere of intentional temporality. Intersubjectivity is presented in the context of dialogical aspects of goal-oriented and value-oriented human subjectivity.

Keywords: inclusion, including society, temporality, intersubjectivi-ty, intentionality, limited needs (OP).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. S. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject approach to inclusive space // Inclusive education: continuity and continuity. Moscow: MGPPU, 2019.

3. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST. Kravchuk P.F., Popov V.V., Lygina N.I., Kopylov V.I., Kirikov O.I., Korovin S.S., Ryndak V.G., Usenko N.I., Lazare-

va V A.A., Nokhrina N.N., Semenchenko I.V., Shcheglov B.S., Petrushenko S.A., Gritsenko N.V., Ivanova R.P., Kor-nazhevskaya L.A., Simonova G.I. ., Sklyarov I. Yu., Sokolo-va E.N., Kovelina T.A. and others. Under the general editorship of Doctor of Philology, Professor O.I. Kirikov. Voronezh, 2003. Volume 1.224 p.

4. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST. Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrak-ova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Don-skikh T.P., Drozdova N V.V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kame-neva I. Yu., Kolobkova N.N., Kondratyeva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popryadukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikova / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009.Vol. 25.244 p.

5. Pautova L.E. Acme-synergetic approach to positioning success in the system of inclusive education // Inclusive education: continuity and continuity. Moscow: MGPPU, 2019, pp. 76-83.

6. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Features of the structure of the social process in the context of historical events // Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 11. S. 19-22.

7. Popov VV, Loitarenko MV Self-organizing systems in the context of post-nonclassical science // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 3-2. S. 177-178.

8. Popov V.V., Music O.A., Maksimenko L.V. Conceptual aspects of social dynamics in the context of the interval concept of time // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 2-1. S. 130-133.

9. Popov V.V., Music by O.A. Historical process: alternativeness and evaluation // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-1. S. 147-150.

10. Popov V.V., Music by O.A. Conceptual approach to a transitive society // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2016. No. 12-3 (74). S. 128-130.

11. Popov V.V., Music O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. The concept of transitivity in the context of the transformation of society // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2016. T. 5. No. 5A. S. 114-122.

12. Popov V.V., Timofeenko V.A. Methodological features of the transit period in a catching up state // Fundamental research. 2015. No. 2-25. S. 5743-5747.

13. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse // Scientific Thought of the Caucasus. 2006. No. 1.P. 24.

14. Popov V.V. Psychological time in the context of the interpretation of an inclusive society: the phenomenological aspect // Sociology. 2020. No. 2. P. 376-380.

15. Shemanov A. Yu., Psychological and pedagogical foundations of inclusive education. Moscow: MGPPU, 2013.315 p.

16. Hickey-Moody A. "Turning away" from Intellectual Disability Methods of Practice, Methods of Thought // Critical Studies in Education. 2003. No. 44 (1). R.1-22.

17. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. // International Studies in Sociology of Education. 2008. No. 18 (2). R. 99-116.

e

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.