Научная статья на тему 'Психологическое время в контексте интерпретации «Включающего» общества: феноменологический аспект'

Психологическое время в контексте интерпретации «Включающего» общества: феноменологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / «ВКЛЮЧАЮЩЕЕ» ОБЩЕСТВО / МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИИ / ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / PSYCHOLOGICAL TIME / "INCLUDES" SOCIETY / MENTAL IMAGES / PSYCHOLOGICAL SCENARIO / PHILOSOPHY OF INCLUSION / SPECIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов В.В.

В статье рассматривается психологическое время в качестве темпоральной длительности существования субъекта в трансформирующемся «включающем обществе». Актуальной становится характеристика изменчивости психологического времени, демонстрирующая поток переживаний и ассоциаций ментальных образов субъектов с особыми потребностями. Изучение психологического времени во «включающем» обществе осуществляется в контексте информационных систем.The article considers psychological time as the temporal duration of the subject’s existence in a transforming "inclusive society". The characteristic of the variability of psychological time becomes relevant, demonstrating the flow of experiences and associations of mental images of subjects with special needs. The study of psychological time in the "inclusive" society is carried out in the context of information systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое время в контексте интерпретации «Включающего» общества: феноменологический аспект»

Психологическое время в контексте интерпретации «включающего» общества: феноменологический аспект

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал), vitl_2002@list.ru

В статье рассматривается психологическое время в качестве темпоральной длительности существования субъекта в трансформирующемся «включающем обществе». Актуальной становится характеристика изменчивости психологического времени, демонстрирующая поток переживаний и ассоциаций ментальных образов субъектов с особыми потребностями. Изучение психологического времени во «включающем» обществе осуществляется в контексте информационных систем.

Ключевые слова: психологическое время, «включающее» общество, ментальные образы, психологический сценарий, философия инклюзии, особые потребности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-013-00117

В современных социально-философских исследованиях проблема психологического времени получила определенное развитие. Особый интерес вызывает изучение психологического времени в контексте практической философии, например, в рамках философии инклюзии. В качестве значимого видится феноменологический аспект. Рассмотрение специфики психологического времени представляется актуальным моментом в комплексном представлении «включающего» общества, в котором осуществляется жизнедеятельность человека с ОП (особыми потребностями).

В истории философской мысли специфика психологического времени проявляется в своеобразном переживании и проживании настоящего момента. Психологическое время выступает в качестве темпоральной длительности существования субъекта в трансформирующемся «включающем обществе». Отметим, что психологическое время образует ряд последовательных моментов: настоящее, прошедшее, будущее. Настоящее связано с созерцательной активностью субъекта, прошлое касается памяти субъекта, будущее время проецирует специфические особенности сознания человека, инициирующие конструктивные характеристики и параметры воображения. К базовым характеристикам психологического времени отнесем неравномерность, неоднородность, длительность, конечность и пересекаемость. Рассмотрение психологического времени показывает, что сознание субъекта с особыми потребностями предполагает выделение ряда ступеней осознания имеющихся возможностей целерациональной деятельности.

Развивая концепцию психологического времени, отметим, что представление «потока» сознания субъекта с

особыми потребностями с учетом психологического сознания подразумевает использование темпоральной структуры. В этом экзистенциальный аспект соотносим с феноменологическим. Анализ психологического времени субъекта с особыми потребностями касается того, что в нем не может быть пары тождественных моментов, так как любой момент времени сам по себе включает имеющийся опыт с позиции жизнедеятельности человека. Актуальной становится характеристика изменчивости психологического времени, демонстрирующая поток переживаний и ассоциаций ментальных образов субъектов с особыми потребностями. Базовые характеристики психологического времени демонстрируют его роль при вхождении субъекта с особыми потребностями во «включающее» общество, а также составляет основу интерсубъективности. Конечно, течение психологического времени не является равномерным. В этой связи поиск «нейронных часов» становится предметным с учетом физиологически индивидуального восприятия «потока» психологического времени.

Изучение психологического времени во «включающем» обществе естественно имеет обращение к среде информационных систем. Поэтому время, воспринимаемой субъектом с особыми потребностями, касается индекса времени переработки локальной информации в рамках жизнедеятельности человека во «включающем» обществе. Такая переработка в свою очередь включает фактор темпоральности в виде темпоральных референтов, среди которых по смыслу и концептуальному статусу подходят интервалы. Именно на них возможно осуществление оценки относительно установленной истины каждой порции информации в контексте психологического времени. При этом подчеркнем, что любой интервал времени является тождественным длительности обработки информации достаточной для реального возникновения комплекса ощущений. Поэтому на

приоритетные позиции занимает не просто процедуры переработки сегментов психологического времени, характерные для отдельных субъектов с особыми потребностями в специальных социальных группах, а комплексное рассмотрение особенностей такой переработки. Постулируем, что, во-первых, дискурс идет об оценке адекватности и корректности реакции субъекта с особыми потребностями на комплекс психических ощущений направленный на установление специфики реакции психологического времени и, во-вторых, следует заметить инициируется определенный темпоральный «перекос» в корреляции психологического и физического времени, что связано с темпом и интенсивностью психологического времени субъекта с особыми потребностями в русле особого смещения физической хронологии.

Изучение теории и практических аспектов психологического времени приоритетно касается того, что такое время представляется в качестве временного интервала, переживаемого и проживаемого субъекта с особыми потребностями. Отметим, что реально в структуре психологического времени выделяют восприятие и представление времени в качестве фактора становления психологического момента настоящего и психологический темпоральный параметр как сценарий и перспективу развития. В контексте психологического времени, принимаем различные сегменты ментальных образов субъекта с особыми потребностями, выделив в сценариях развития: психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее. Отметим, что существующим параметром психологического темпорального сценария или перспективы выступает потенция независимости психологического времени от времени физического. В этом случае, внимание, воображение и память формирует ядро психологического времени и становится предпосылками психологических темпоральных сценариев и основных перспектив развития.

ц Гп::а 1

Представление психологического темпорального сценария субъекта с особыми потребностями может интерпретироваться и с позиции синтеза статической и динамической концепций времени.

Исследуя другой сегмент психологического времени, представляющий изучение его восприятия в качестве периода становления психологического образа настоящего подчеркнем, что такое психологическое настоящее стало значимым концептом в контексте концепции инклюзии. Правомерно постулировать важность бытийности психологического настоящего для изучения особенностей механизма проживания и переживания психологического времени в специальных социальных группах субъектов с особыми потребностями. Сегмент настоящего выступает и как длительное настоящее, внутри которого осуществляется переживание субъекта с особыми потребностями специфики жизнедеятельности специальной социальной группы, а также своеобразной границей опыта, ретроспективно зафиксированного до этого настоящего и отражающего перспективы опережающего сознания субъекта. Отметим, что психологическое настоящее следует выделять как понятие, касающееся некоторых аспектов психологической деятельности субъекта с особыми потребностями, а его структура связана с ин-тенциальными действиями субъектов.

Постулирование параметра длительности психологического настоящего дает выделить два основных его понимания. Во-первых, психологическое настоящее рассматривается в качестве интервала времени с выделенной длительностью. Именно в процессе этой длительности происходит сохранение целостного восприятия ментальных образов в сознании человека. Во-вторых, психологическое время рассматривается через восприятие субъектом последовательности воспринимаемых в данном интервале событий. В любом случае, длительность будет представ-

ляться с учетом индивидуального существования субъекта с особыми потребностями. Соотнесение психологического и социального времени позволяет вести дискурс относительно особенностей субъектов с особыми потребностями, сохраняя целостность восприятия на различных этапах развития «включающего» общества. Рассматривая вопросы психологического времени субъекта с особыми потребностями необходимо вести дискурс о параметрах, характерных субъектам в специальных социальных группах, когда субъекты решают прагматические или ценностно-целевые задачи. В результате приоритетным становится дея-тельностный подход к субъектам с особыми потребностями внутри специальной социальной группы.

Правомерно поднимать и проблему соотношения внутреннего и психологического времени субъекта с особыми потребностями и тогда рассуждение переходит в сферу того, как субъект переживает свое индивидуальное время в рамках времени социального. Акцент делается на комплексности проживаний и переживания времени субъекта с особыми потребностями в социальной группе. При этом важно отметить, что психологическое время у различных субъектов хоть и протекает разнонаправленно, но в целом правомерно говорить об аккумуляции психологического опыта в соотнесении с общими целями, которые ставят субъекты с особыми потребностями в рамках «включающего» общества. Именно в нем психологическое время представляется неоднородным в связи с тем, что внутренний опыт субъекта с особыми потребностями включает локальные ментальные образы того психологического времени, которое осталось в прошлом, до его входа в «включающее» общество.

Литература

1. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. - М.: Акад. Проект, 2009. -Т. 1. - 486с.

2.Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса //Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81-84.

3. Аверина Н.В., Попов В.В. Фактор времени в детерминистских и индетер-министских теориях исторического процесса // Философия права. 2011. № 4 (47). С. 86-90.

4. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

5. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

6. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2. С. 315318.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества //Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111-114.

9. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойта-ренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпоральности //Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27.

10. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 5730-5733.

11. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. Таганрог, 2007.

12. . Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012-№ 5 (54)- С. 86-90.

13. Попов В.В., Чаленко М.В .Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

14.Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография . М.: МГППУ, 2013. С.25-38.

Psychological time in the context of the interpretation of "inclusive" society: the phenomenological aspect Popov V.V.

Rostov State University of Economics The article considers psychological time as the temporal duration of the subject's existence in a transforming "inclusive society". The characteristic of the variability of psychological time becomes relevant, demonstrating the flow of experiences and associations of mental images of subjects with special needs. The study of psychological time in the "inclusive" society is carried out in the context of information systems.

Key words: psychological time, "includes" society, mental images, psychological scenario, philosophy of inclusion, special needs. References

1. Husserl, E. Ideas for pure phenomenology

and phenomenological philosophy / E. Husserl. - M.: Acad. Project, 2009. -T. 1. -486s.

2.Averina N.V., Popov V.V. The concept of the past in the context of the historical process // Philosophy of Law. 2010. No. 5 (42). S. 81-84.

3. Averina N.V., Popov V.V. The time factor in

deterministic and indeterministic theories of the historical process // Philosophy of Law. 2011. No. 4 (47). S. 86-90.

4. Popov V.V., Music O.A., Maksimova S.I. Alternative science in the context of social development // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 373-375.

5. Popov V.V., Music O.A., Dzyuba L.M. Factor

and levels of temporality in the context of

379

Fl

subjective reality of a person // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 419-421.

6. Popov VV, Muzyka OA, Timofeenko VA. Social contradiction in the context of social processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. S. 361-364.

7. Popov VV, Music OA, Kozhenko Y. V Social

transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017.No 3-2. S. 315-318.

8. Popov V.V., Music O.A., Timofeenko V.A. Contradictions in the context of transitional periods of a transitive society // International Journal of Experimental Education. 2016. No. 7. S. 111-114.

9. Popov V.V., Scheglov B.S., Loytarenko M.V.

Features of the integral interpretation of probability in the context of assessment factors and temporality // Philosophy of Law. 2015. No. 2 (69). S. 23-27.

10. Popov V.V., Agafonova T.P. The specificity of the temporality of legal consciousness of a social subject // Fundamental research. 2015. No. 2. P. 5730-5733.

11. Popov V.V., Samoilova I.N., Scheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog, 2007.

12. . Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law- 2012- No. 5 (54) - P. 8690.

13. Popov VV, Chalenko MV. Specificity of transitional states of modern Russian society // Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia-2011- No. 7-8 (1516) - P. 39-45.

14.Shemanov A.Yu. Inclusion in the context of contemporary discussions: philosophical and cultural studies / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M .: MGPPU, 2013. S.25-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.