Научная статья на тему 'Философия инклюзии, позитивизм и неклассическая Наука'

Философия инклюзии, позитивизм и неклассическая Наука Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия инклюзии / позитивизм / философия жизни / неклассическая наука / темпоральность / «включающее» общество. / philosophy of inclusion / positivism / philosophy of life / non-classical science / temporality / "in- cluding" society.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Музыка Оксана Анатольевна

В статье исследуется философия инклюзии в контексте социальной философии. Показываются особенности позитивистского подхода. В рамках неклассического представления о социальном развитии проводятся исследования концептуальной области «вклющающего» общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF INCLUSION, POSITIVISM AND NON-CLASSICAL SCIENCE

The article investigates the philosophy of inclusion in the context of social philosophy. The features of the positivist approach are shown. As part of the non-classical concept of social development, the conceptual domain of the "inclusive" society is being explored.

Текст научной работы на тему «Философия инклюзии, позитивизм и неклассическая Наука»

104_ART / <<ШУШЗДиМ~^©ЦТМа1>>#«37)),2(0]9

УДК 376

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских, профессор Музыка Оксана Анатольевна, доктор философских, профессор ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиал).

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10386 ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИИ, ПОЗИТИВИЗМ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Popov Vitaly Vladimirovich.,

doctor of philosophical Sciences, Professor Musika Oksana Anatolievna,

doctor of philosophical Sciences, Professor "Rostov state economic University (RINH)", Taganrog Institute. A. P. Chekhov (branch).

THE PHILOSOPHY OF INCLUSION, POSITIVISM AND NON-CLASSICAL SCIENCE

Аннотация.

В статье исследуется философия инклюзии в контексте социальной философии. Показываются особенности позитивистского подхода. В рамках неклассического представления о социальном развитии проводятся исследования концептуальной области «вклющающего» общества.

Abstract.

The article investigates the philosophy of inclusion in the context of social philosophy. The features of the positivist approach are shown. As part of the non-classical concept of social development, the conceptual domain of the "inclusive" society is being explored.

Ключевые слова: философия инклюзии, позитивизм, философия жизни, неклассическая наука, тем-поральность, «включающее» общество.

Key words. philosophy of inclusion, positivism, philosophy of life, non-classical science, temporality, "including" society.

Введение. В самих основаниях теоретических построений позитивизма можно обнаружить в явном виде, противоречия, например, рассмотрев ситуацию, когда он пытается строить конструкцию индустриального и традиционного социума. Идеи позитивизма были приняты в начале 20 века и это принятие было связанно с тем, что именно в рамках позитивизма в это время происходили достаточно интересные исследования относительно построения моделей индустриальных обществ. Подобная позиция, в определенной степени, связывалась с некоторыми преобразованиями в социальных науках, что давало возможность рассматривать различные концепции социума, в частности - общества «вовлеченности».

Основная часть. В русле проблемы было множество направлений и поэтому нельзя сказать, что позитивизм всегда выигрывал. Если посмотреть на некоторые моменты той же "философии жизни", то с позиции философов этого направления следует уйти от универсальности исторического процесса, а саму эволюционность подправить, и подправить именно таким образом, чтобы в ней было место различным социальным действиям и социальным из-менениям,что характерно для формирования общества «вовлеченности». Но особенно следует заметить, что в это время появился один из первых подходов к концепту периода транзитивности, когда он был связан не просто с выдвижением самой концепции транзитивности на ведущие роди, но и с признанием того, что социальный субъект, как исследователь, использует в рамках подобной концепции свою творческую, креативную деятельность, фактически готов, с точки зрения теоретико-

познавательных возможностей, не просто отражать это социальное бытие, но и познавать его. И соответственно, производить любые реконструкции, которые касались бы как проблемы прошлого, так и проблем будущего, не говоря уже о том, что, в данном случае, с учетом предпочтений социального субъекта, можно было определить, вычертить своеобразный метод социального развития, исходя из тех концепций транзитивности и тех социальных трансформаций, которые были обозначены социальный субъектом при определении общества «вовлеченности». Поэтому возникает неординарная ситуация, а именно с той точки зрения, что когда рассматривают философию жизни, то ее проблематика явно не касается транзитивных периодов непосредственно.

Безусловно, под влиянием Ницше находились многие философы, в том числе и О. Шпенглер, однако позиция Шпенглера, в достаточной мере, отличалась от позиции Ницше. Вообще, что касается Шпенглера, то, на наш взгляд, у него наблюдается некоторая нестыковка в рамках соотношения динамических категорий. Так, если он говорит о переходе от одной культуры к другой культуре и обычно использует при этом такие понятия как: "фаза", "становление", то переход от одной фазы культуры к другой у него представляется с точки зрения становления первой фазы и ставшей второй фазы, а если спроецировать это на традиционную концепцию транзитивности, то получается вообще, что сам переход от одной фазы к другой это и есть переходный период. То есть, Шпенглер не только отошел от принятой в рамках истории философии

/ art

системы динамических категорий, но и внес некоторую путаницу в отношении понятий "период", фаза, "этап" и так далее.

При этом культура представляет собой такой процесс, при котором начинается становление определенного инновационно-творческого развития человека, человеческого сознания, человеческой мысли к определенному новому состоянию, причем это состояние связывается с локальной культурой и с некоторой стабильностью. Впрочем, если считать, что Шпенглер представляет себе цивилизацию в качестве того концепта, который единственно ведет к верному понятию именно культуры, то удивляться в общем не приходится. Конечно, Ницше и Шпенглер едины в представлении двух моделей культуры, которые будут отражать как негативные основания, так и основания позитивные.

В этом смысле, например, А. Тойнби и О. Шпенглер считали возможным представлять транзитивность с учетом концептов преобразования, движения, изменения и становления, однако Той-нби отошел от локальных культур и его акцент был сделан на проблеме роста цивилизации. По мнению Тойнби, сама цивилизация может иметь свои параметры роста, но когда проходит время этих параметров, то Тойнби не отрицает наличия негативных моментов в отношении самой цивилизации вплоть до ее гибели.

Данные философские направления в литературе часто связывают с началом неклассического этапа развития философии. Можно обратиться в этом плане к работам В.Степина и В.Швырева. Однако такое начало неклассического периода вряд ли позволяет утверждать о том, что оно является каким-либо важным в фундаментальном или теоретическом смысле для рассмотрения концепции социальной транзитивности, социальной инклюзии, так как концепты используются, представляются, в принципе, как угодно. И, если попытаться найти какие-то определенные корреляции и связи, посмотреть на гносеологическую, аксиологическую или онтологическую сторону представления, допустить, что периоды транзита несут в себе сегменты прошлых, настоящих и будущих состояний социума, то тогда в этом же направлении идет развитие комплекса тех событий, которые рано или поздно сформируют определенную картину будущего времени в отношении общества «вовлеченности».

Поэтому подобное представление неклассического периода развития философской мысли по отношению к социальной транзитивности и социальной инклюзии правомерно было бы считать не самым удачным. Причем обращение к тому, что, в данном случае, могут быть заложены определенные теоретические основы рассмотрения теории транзитивности и социальной инклюзии в общем-то элиминирует то негативное отношение, которое проявляется не просто к периодам транзитивности и, соответственно, к самой концепции, но и к тем понятиям, которые очень близки к переходным понятиям: периоду, стадии, этапу. То есть, в этом случае, предполагается что дискурс будет идти о концепции времени, о различных структурах времени, например, моментно-интервальной структуре, и соответственно, как следствие, возникает проблема,

_105_

связанная с основными и вспомогательными характеристиками, без которых невозможно не только рассмотреть становление культуры, но и рассмотреть переход от одной культуры к другой, понять, что такое цивилизация, говорить о переходе к цивилизации, о их преобразованиях, об упадках, о становлении, о росте и так далее.

То есть, философы данного периода, имея в своих руках определенный инструментарий для того, чтобы создать систему динамических категорий для адекватного и корректного отражения концепции социальной транзитивности, концепции социальной инклюзии, возможно, сочетания общества «вовлеченности» с транзитивным обществом, тем не менее не реализовали тех имеющихся теоретико-познавательных возможностей, которые для этого в данном случае имелись. Если посмотреть на работы других представителей философских направлений данного периода, например, Т. Пар-сонса, Ж. Делеза, М. Фуко, т.е. представителей структурно-функционального анализа, то, они первыми представили определенные сомнения в отношении того, что универсальный эволюционизм не всегда адекватно представляет те качественные преобразования, которые претерпевает социум.

Это, во-первых, отвечало основным идеям постнеклассической науки, а, с другой стороны, отвечало реалиям сегодняшней действительности, когда философы обратили пристальное внимание на концепцию транзитивности, на то, что существуют переходные периоды в рамках социального процесса, на внутреннюю структуру этого исторического процесса, на социальные, локальные и общие процессы, связанные с социальной инклюзией. Отметим, что идеи, которые были заложены с античных времен, а именно идеи связи процессов и времени, по-прежнему остаются в центре рассмотрения любых вопросов, связанных с динамикой социальной реальности.

Введение. Внесение в онтологические моменты современной социальной философии определенных концептов, обогащающих ее концептуально-семантический аппарат в области корреляции структуры и сущности социальной инклюзии с фактором темпоральности, немалое место уделено малоисследованным вопросам онтологической сферы социальной философии, связанным с изучением трансформирующегося социума, в котором на ведущие роли претендуют кризисы и противоречия. Такая ситуация предполагает значимость нахождения конкретных механизмов разрешения таких кризисов в контексте социальной инклюзии и общества «вовлеченности» с привлечением концепции социальной транзитивности и темпоральной референции.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-013-00117\19

Литература.

1.Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал- 2017- № 4 (107).-С. 373-375.

106

ART / <<ШЦШетиМ~^©У©Мак>>#1Щ37)),2(0]9

2.Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал-2017- № 4 (107)- С. 419-421.

3 . Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017- № 1-2.- С. 361-364.

4.Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отноше-ниях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017-№ 3-2.- С. 315318.

5.Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в систеие динамических категорий// Философия права- 2015- № 1 (68)- С. 25-29.

6.Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика тем-поральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования- 2015-№ 2-25- С. 5730-5733.

7. Попов В.В., Музыка О.А .Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации // Международный журнал экспериментального образования-2015- № 3-2- С. 36-39.

8. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Таранова В.А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско-методологические аспекты// Международный журнал экспериментального образования- 2014- № 8-2- С. 42-46.

9. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012- № 5 (54)- С. 86-90.

10. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

11.Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве// Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

12.Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А.Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364

13 .АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИСТОРИИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по курсу "История и философия науки" : в авторской редакции / В. В. Попов, И. Н. Самойлова, Б. С. Щеглов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2007.

14. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилевская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. и др.

Воронеж, 2003. Том Книга 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.