Научная статья на тему 'Интерпретационные возможности системного подхода в осмыслении инклюзии в современном обществе'

Интерпретационные возможности системного подхода в осмыслении инклюзии в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕМЕНТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ / ИНКЛЮЗИЯ / СУБЪЕКТ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / «ВКЛЮЧАЮЩЕЕ» ОБЩЕСТВО / SYSTEM APPROACH / ELEMENTS / CLASSIFICATION AND MANAGEMENT BASICS OF A COMPLEX SYSTEM / INCLUSION / SUBJECT WITH SPECIAL NEEDS / " INCLUSIVE " SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Музыка О.А.

В статье представлены интерпретационные возможности системного подхода в понимании инклюзии как важной составной части современного общества. Рассматриваются основы системного подхода и его составляющие понятия: структура системы и ее основные компоненты, свойства и элементы системы, деление и классификация систем. На основе системного подхода показана специфика и соотношение таких важных концептов как инклюзия, субъекты с особыми потребностями, общество как сложная система, «включающее общество», управляющие факторы, организация.The article presents the interpretation possibilities of the system approach in understanding inclusion as an important part of modern society. The basics of the system approach and its component concepts are considered: the structure of the system and its main components, properties and elements of the system, division and classification of systems. On the basis of the system approach, the specificity and correlation of such important concepts as inclusion, subjects with special needs, society as a complex system, "including society", controlling factors, and organization are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретационные возможности системного подхода в осмыслении инклюзии в современном обществе»

Интерпретационные возможности системного подхода в осмыслении инклюзии в современном обществе

Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", omuzika@gmail.com

В статье представлены интерпретационные возможности системного подхода в понимании инклюзии как важной составной части современного общества. Рассматриваются основы системного подхода и его составляющие понятия: структура системы и ее основные компоненты, свойства и элементы системы, деление и классификация систем. На основе системного подхода показана специфика и соотношение таких важных концептов как инклюзия, субъекты с особыми потребностями, общество как сложная система, «включающее общество», управляющие факторы, организация. Ключевые слова: системный подход, элементы, классификация и основы управления сложной системы, инклюзия, субъект с особыми потребностями, «включающее» общество.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-013-00

Введение. Одним из актуальных вопросов современной науки является раскрытие сущности и специфики инклюзивных процессов, происходящих в современном изменяющемся обществе. Адекватным методом является применение существующих подходов в науке к такому феномену как инклюзия. Прежде всего, необходимо обратить внимание на системный подход, который заложил основы и даже стал составляющей частью развивающегося синергетического подхода в науке, который сегодня активно используют для понимания проблем инклюзивного образования. Сегодня недостаточно корректно будет рассуждать о применении, например, только синергетического подхода и синергетических категорий без учета основ системного подхода в науке, раскрывающих понимание таких концептов как «система», «целое», «элемент», «отношение», «управление», «вход и выход» и др., которые используются синергетикой для описания нелинейных и неравновесных процессов в природе и обществе. Определенный интерес к данным концептам будет связан с их интерпретациями в контексте изучения специфики понимания жизнедеятельности субъектов с особыми потребностями.

Основная часть. В данном контексте система жизнедеятельности субъектов с особыми потребностями может пониматься как комплекс взаимосвязанных компонентов различной природы, как внешнее или внутреннее упорядоченное множество элементов, определенная целостность, как развивающаяся организация, находящаяся в процессе возможных упорядоченных преобразований. Под множеством элементов подразумевается особая социаль-

ная группа субъектов с особыми потребностями, входящая в структуру системы общества в целом.

Учитывая основные постулаты системного подхода можно говорить о том, что социальная группа субъектов с особыми потребностями, входящая в общую систему «включающего» общества будет обладать относительно устойчивой системой элементов, то есть субъектов с особыми потребностями связанных между собой и образующих специальную социальную группу, в которой выделяются такие части или элементы как: отдельные субъекты с особыми потребностями, отношения между этими субъектами и сама система отношений между ними. Обратим внимание на то, что между частями или элементами системы могут проявляться два основных типа связи: горизонтальные и вертикальные. При горизонтальных связях происходит координация между элементами и системами одного уровня, коррелирующих между собой, а при вертикальных связях - взаимоотношение между уровнями организации системы происходит через субординацию и иерархию частей.

Кроме того, в рамках существующей общей классификации систем необходимо учитывать деление систем в зависимости от их структуры, тем более, если проводить аналогию с социальными группами субъектов с особыми потребностями. Во-первых, это дискретные или корпускулярные системы, состоящие из подобных друг другу элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных между собой только общим отношением к окружающему миру или среде. То есть, не связанные друг с другом субъекты с особыми потребностями как части системы «включающего» общества могут иметь определенное отношение к обществу в целом либо как принимающего, включающего его в структуру, либо его исключающего. Причем отсутствие или исключение субъекта с особыми потребностями как части элемен-

тов общей структуры общества, включающей всех субъектов без выделения каких-либо особых обстоятельств и потребностей, не наносит ущерба целостности системы. Из этого следует, что общество как крупную и целостную систему не будет особенно беспокоить наличие или отсутствие, включение или не включение отдельных особых субъектов со специфическими потребностями, требующих создания особых условий и вложений, что с общих позиций функционирования системы выглядит оправданно. В этом случае срабатывает, скорее всего, правило естественного отбора, когда выживает сильнейший, а относительно субъекта с особыми потребностями можно рассуждать только об определенной адаптации к окружающей среде, обществу, иногда агрессивно настроенному по отношению к субъектам, выпадающим из разряда способных к быстрой трансформации в условиях изменения условий выживания.

Во-вторых, это жесткие системы, отличающиеся повышенной организованностью. В таких системах удаление или исключение даже одного элемента может привести к гибели всей системы. Такой жесткой системой может быть отдельная небольшая локальная социальная организация, включающая субъектов с особыми потребностями, психолого-педагогический и вспомогательный персонал, имеющая определенную территорию проживания и правила функционирования внутри этой системы. В такой системе каждый элемент играет свою важную роль и исключение какой-либо ее части может привести к гибели системы в целом. То есть в этом случае действует принцип жесткого детерминизма и постулатов механистической картины мира, в котором мир существует как механизм, как часы, а утрата одного элемента этого механизма приводит к его гибели.

В-третьих, это централизованные системы, имеющие одно основное звено, которое находясь в центре си-

стемы, связывает между собой все элементы и управляет ими. Данный тип систем наиболее адекватен для моделирования инклюзивных процессов и систем, входящих в общую структуру «включающего» общества как целого, важными частями которого будут являться: субъекты с особыми потребностями, локальные социальные структуры, включающие отдельную группу субъектов с особыми потребностями (специальные учреждения, интернаты, приюты). Связующим центральным звеном, влияющим на все элементы системы и в итоге управляющим фактором, в данном контексте может являться, прежде всего, сама идея инклюзии, далее ее осмысление в теории, принятие и реализация на практике. Подчиняясь общей идеи «включения» субъектов с особыми потребностями во все структуры общества в целом, части общества шаг за шагом стали понимать необходимость и принимать субъектов с особыми потребностями как важной части системы, которая при определенных управляющих факторах может вывести систему на новый, более высокий уровень упорядоченности. Речь может идти о формировании общей инклюзивной культуры нашего общества. Управляющими факторами системы можно рассматривать как отдельные части или элементы системы (ученые, педагоги, психологи, узкие специалисты, организаторы и управленцы и др.), так и организованные отношения между этими элементами (соглашения о сотрудничестве, конференции, методологические семинары и др.).

Особым условием для функционирования и управления такой сложной системой является, во-первых, открытость системы, то есть ее взаимодействие с окружающей средой (социумом в целом) и обмен информацией; во-вторых, система должна быть динамической, то есть подвижной и изменяющейся; в-третьих, важным свойством системы должна быть ее эмерджент-ность, то есть целесообразность, опре-

деленная ориентированность на достижение какой-либо цели системы в целом, а не просто отдельных ее элементов. Например, наличие в обществе субъектов с особыми потребностями еще не предполагает развития, как идеи инклюзии, так и тем более организации «включающего» общества, развивающегося на основе принципов самоорганизации, с одной стороны, а организации или «мягкого» управления с другой. В-четвертых, не менее важным свойством системы должен быть механизм обратной связи, то есть реакция системы на воздействие окружающей среды (общества). Обратная связь может быть как положительная (когда происходит включение субъекта в структуру), так и отрицательная (его исключение или неприятие). Подчеркнем в данном контексте, что свойства системы оказываются не просто суммой свойств ее отдельных элементов или частей, а определяются спецификой отношений и связи между элементами, что соответствует как законам природы, так и принципам функционирования общества.

Заключение. Таким образом, применение системного подхода для понимания специфики такого явления современного общества как «инклюзия», «инклюзивное образование», «включающее образование», «включающее общество» могут изучаться и как элементы систем, и как целостные системы, а системность является неотъемлемым свойством общества, в котором мы живем.

Литература

1.Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Учебное пособие / О.А. Музыка. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ 2010. 288 с.

2.Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса //Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81-84.

3. Аверина Н.В., Попов В.В. Фактор времени в детерминистских и индетер-

министских теориях исторического процесса // Философия права. 2011. № 4 (47). С. 86-90.

4. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

5. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

6. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2. С. 315318.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества //Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111-114.

9. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойта-ренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпоральности //Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27.

10. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 5730-5733.

11. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. Таганрог, 2007.

12. . Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012-№ 5 (54)- С. 86-90.

13. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

Interpretative possibilities of the system approach in understanding inclusion in modern society Musika O.A.

Rostov State University of Economics The article presents the interpretation possibilities of the system approach in understanding inclusion as an important part of modern society. The basics of the system approach and its component concepts are considered: the structure of the system and its main components, properties and elements of the system, division and classification of systems. On the basis of the system approach, the specificity and correlation of such important concepts as inclusion, subjects with special needs, society as a complex system, "including society", controlling factors, and organization are shown. Keywords: system approach, elements, classification and management basics of a complex system, inclusion, subject with special needs," inclusive " society. References

1.Music O.A. Social synergetics: methodology, semantics, axiology. Textbook / O.A. Music. Rostov-on-Don. Publishing House of SFU 2010.288 p.

2.Averina N.V., Popov V.V. The concept of the past in the context of the historical process // Philosophy of Law. 2010. No. 5 (42). S. 81-84.

3. Averina N.V., Popov V.V. The time factor in

deterministic and indeterministic theories of the historical process // Philosophy of Law. 2011. No. 4 (47). S. 86-90.

4. Popov V.V., Music O.A., Maksimova S.I. Alternative science in the context of social development // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 373-375.

5. Popov V.V., Music O.A., Dzyuba L.M. Factor

and levels of temporality in the context of subjective reality of a person // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 419-421.

6. Popov VV, Muzyka OA, Timofeenko VA. Social contradiction in the context of social processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. S. 361-364.

7. Popov VV, Music OA, Kozhenko Y. V Social

transformations in legal relations //

Ц Fn::¿ 1

International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017.No 3-2. S. 315-318.

8. Popov V.V., Music O.A., Timofeenko V.A. Contradictions in the context of transitional periods of a transitive society // International Journal of Experimental Education. 2016. No. 7. S. 111-114.

9. Popov V.V., Scheglov B.S., Loytarenko M.V.

Features of the integral interpretation of probability in the context of assessment factors and temporality // Philosophy of Law. 2015. No. 2 (69). S. 23-27.

10. Popov V.V., Agafonova T.P. The specificity of the temporality of legal consciousness of a social subject // Fundamental research. 2015. No. 2. P. 5730-5733.

11. Popov V.V., Samoilova I.N., Scheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog, 2007.

12. . Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law- 2012- No. 5 (54) - P. 8690.

13. Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of transitional conditions of modern Russian society // Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia- 2011- No. 7-8 (1516) - P. 39-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.