Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ И ТЕМПОРАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДОВ ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ И ТЕМПОРАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДОВ ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ТЕМПОРАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

Рассматривается проблематика, связанная с рассмотрением специфики проявления форм интерсубъективности как базовой характеристики субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями. Показывается, что теоретической основой феноменологического подхода к исследованию субъективного времени индивида выступают категории «интерсубъективность» и «мир повседневности». Демонстрируется, что в рамках интерсубъективности осуществляются преобразования и изменения, определяющие базовые установки и темпоральную интенциональность индивидов с ОВ в повседневности включающего общества. Постулируется, что темпоральная координация позволяет индивиду адекватно представить и признать налично-собственный опыт других индивидов в направлении конструирования совместно-коллективного опыта специальной группы людей с ОВ. Отмечается, что темпоральная координация является одним из значимых проявлений интерсубъективности, синхронизирующим жизнедеятельность индивидов во включающем обществе. Показывается, что в повседневном мире специальной социальной группы посредством темпоральной координации осуществляется переход от интерсубъективности к реальному взаимодействию индивидов в сфере коллективного бытия общества включающего. Исследуются ситуации, в которых приоритетом культуры включающего общества выступает культура специальной социальной группы индивидов с ограниченными возможностями. Сущность и специфика подобных ситуаций связывается с конструированием социальных групп, ассимилирующих культурные стереотипы и традиции людей, представляющих различные социальные и социально-профессиональные группы. Культурные стереотипы повседневной реальности проявляются как регуляторы поля интерсубъективности группы людей с ОВ, и кроме того - как социальный институт, оказывающий влияние на трансформационные процессы включающего социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRELATION OF INTERSUBJECTIVITY AND TEMPORAL COORDINATION IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE TIME OF INDIVIDUALS IN AN INCLUSIVE SOCIETY

The issues related to the consideration of the specifics of the manifestation of forms of intersubjectivity as a basic characteristic of the subjective time of individuals with disabilities are considered. It is shown that the categories of “intersubjectivity” and “everyday world” are the theoretical basis of the phenomenological approach to the study of the subjective time of an individual. It is shown that within the framework of intersubjectivity, transformations and changes are carried out that determine the basic attitudes and temporal intentionality of individuals with disabilities in the everyday life of an inclusive society. It is postulated that temporal coordination allows an individual to adequately represent and recognize the actual-own experience of other individuals in the direction of constructing a joint-collective experience of a special group of people with disabilities. It is noted that temporal coordination is one of the significant manifestations of intersubjectivity, synchronizing the life of individuals in an inclusive society. It is shown that in the everyday world of a special social group, through temporal coordination, a transition is made from intersubjective interaction to a real social partnership of individuals in the sphere of collective existence of an inclusive society. Situations are investigated in which the priority of the culture of the inclusive society is the culture of a special social group of individuals with disabilities. The essence and specificity of such situations is associated with the construction of social groups that assimilate cultural stereotypes and traditions of people representing various social and socio-professional groups. Cultural stereotypes of everyday reality manifest themselves as regulators of the field of intersubjectivity of a group of people with disabilities, and in addition - as a social institution that influences the transformation processes of the inclusive society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕЛЯЦИИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ И ТЕМПОРАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДОВ ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ»

Особенности корреляции интерсубъективности и темпоральной координации в контексте субъективного времени индивидов во включающем обществе

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: vitl 2002@list.ru

и кроме того - как социальным институт, оказывающий влияние на трансформационные процессы включающего социума.

Ключевые слова: интерсубъективность, темпоральная координация, включающее общество, мир повседневности, интенциональность, ограниченные возможности (ОВ).

Рассматривается проблематика, связанная с рассмотрением специфики проявления форм интерсубъективности как базовой характеристики субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями. Показывается, что теоретической основой феноменологического подхода к исследованию субъективного времени индивида выступают категории «интерсубъективность» и «мир повседневности». Демонстрируется, что в рамках интерсубъективности осуществляются преобразования и изменения, определяющие базовые установки и темпоральную интенциональность индивидов с ОВ в повседневности включающего общества. Постулируется, что темпоральная координация позволяет индивиду адекватно представить и признать налично-собственный опыт других индивидов в направлении конструирования совместно-коллективного опыта специальной группы людей с ОВ. Отмечается, что темпоральная координация является одним из значимых проявлений интерсубъективности, синхронизирующим жизнедеятельность индивидов во включающем обществе. Показывается, что в повседневном мире специальной социальной группы посредством темпоральной координации осуществляется переход от интерсубъективности к реальному взаимодействию индивидов в сфере коллективного бытия общества включающего. Исследуются ситуации, в которых приоритетом культуры включающего общества выступает культура специальной социальной группы индивидов с ограниченными возможностями. Сущность и специфика подобных ситуаций связывается с конструированием социальных групп, ассимилирующих культурные стереотипы и традиции людей, представляющих различные социальные и социально-профессиональные группы. Культурные стереотипы повседневной реальности проявляются как регуляторы поля интерсубъективности группы людей с ОВ,

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515 (https://rscf. ги/р^есР'22-28-00515/) в Ростовском государственном экономическом университете, в рамках научно-исследовательского проекта '"«Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

191

Введение. В современных философских и педагогических исследованиях достаточно интенсивно разрабатывается проблематика, касающаяся теоретических аспектов формирования включающего общества, что отражается в появлении фундаментальных работ, направленных на конструирование систематических представлений об обществе инклюзии. Поэтому особую значимость приобретают вопросы концептуально-семантического характера. Одним из подобных вопросов является рассмотрение специфики проявления форм интерсубъективности как базовой характеристики субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями (ОВ).

Основная часть. В рамках современной социальной философии институали-зируются разнообразные подходы к изучению социальных процессов и феноменов. При этом теоретической основой феноменологического подхода к исследованию субъективного времени индивида выступают категории «интерсубъективность» и «мир повседневности». Интерсубъективность рассматривается в широком контексте конституирования познающим субъектом других субъектов как сознательных объектов посредством интенциональности, используя внутренний опыт интерпретации и осмысления человеком собственного индивидуального бытия.

Каждый индивид с ограниченными возможностями зависим от повседневного интерсубъективного мира. В рамках интерсубъективности осуществляются преобразования и изменения, определяющие базовые установки и темпоральную интенциональность индивидов с ОВ в повседневности включающего общества. Причем интерсубъективность становится зависимой от ценностей и установок мира повседневности. Отметим, что мир повседневности включающего общества отличается преданным характером, то есть индивид с ограниченными возможностями, находясь в социальном пространстве собственной жизнедеятельности, воспринимает ценности, смыслы и нормы имманентно присущие его индивидуально-повседневной реаль-

ности. Значимым параметром повседневного мира выступает его целостность. Любое деструктивное изменение целостности (внутренние противоречия, разрушающие мир повседневности) обычно воспринимается индивидом с ОВ весьма болезненно. Сама нормативность человеческой «повседневно-домашней» индивидуальной реальности аккумулирует опыт истории многих поколений.

Концепт интерсубъективности дает возможность представить включающее общество как определенный вид сообщества (специальную социальную группу) с позиции истолкования мира повседневности. Данный концепт инициирует использование идеи темпоральной координации в контексте исследования сферы субъективного времени человека с ограниченными возможностями. Темпоральная координация позволяет индивиду адекватно представить и признать налично-собственный опыт других индивидов в направлении конструирования совместно-коллективного опыта специальной группы людей с ОВ. Поэтому, темпоральная координация является одним из значимых проявлений интерсубъективности, синхронизирующим жизнедеятельность индивидов во включающем обществе. При этом усложнение коммуникационных связей и взаимодействий в социальной группе увеличивает количество «режимов» темпоральной координации. Комплексная координация оптимизирует функционирование социальной группы индивидов с ОВ, хотя в современной реальности человек вовлечен в различные сообщества и поэтому правомерно выделить разнообразные ритмы и темпоральные горизонты его скоординированной жизнедеятельности.

Достаточно значимые в теоретико-методологическом плане идеи, касающиеся социально-прагматического и феноменолого-конструктивного подходов к механизмам проявления субъективного времени индивидов во включающем обществе, продемонстрировал Д. Йенкенсон [15]. Приоритетом выступает культура специальной социальной

192

группы индивидов с ОВ, которая в русле интерсубъективности реального взаимодействия в группе постоянно испытывает определенное дискриминационное воздействие со стороны традиционного общества. Отметим, что с позиции темпоральной координации культура представляется инструментом определенного социально-профессионального доминирования, способствующего формированию сегмента «Я-Другой» и отражающего идеи профессиональной иерархии в специальных и традиционных социальных группах.

Сущность и специфика подобного подхода связана с конструированием общества включающего, в котором ассимилированы культурные стереотипы и традиции людей, представляющих различные социальные и социально-профессиональные группы. Культурные стереотипы повседневной реальности проявляются как регуляторы поля интерсубъективности группы людей с ОВ, и кроме того - как социальный институт, оказывающий влияние на трансформационные процессы включающего социума. Данная теория Д. Йенкенсон демонстрирует ориентацию на возможный диалог в социальном пространстве группы людей с ОВ, что позволяет проводить локальные воздействия на политику государства в социально-профессиональной сфере через специальные социальные группы, основываясь на общественном мнении и традиционных ценностях. То есть, отмечается осознанная социально-ориентированная направленность деятельности государственной власти относительно механизмов функционирования и самого существования включающего социума. Конструктивизм подобной социально-прагматической концепции связан с тем, что понятия «ограниченные возможности», «инвалидность», «неспособность» и др. рассматриваются как следствие и результат становления общества включающего.

В концепции Г. Иттерстад интерсубъективность во включающем обществе исследуется в контексте соотнесения профессионального образования и приспособленного об-

разования как сегмента становления профессионально-ориентированного бытия индивида с ограниченными возможностями [5]. Методы профессионального образования конструируются в зависимости от форм и механизмов помощи людям с ОВ максимально безболезненно принять и усвоить базовые образовательно-традиционные ценности. Это способствует вовлечению индивидов с ОВ в поле социально-образовательного диалога, учитывая особенности темпорального переживания ими как собственнойжизнедеятель-ности, так и реальной интерсубъективности обычных людей в рамках темпоральной координации.

Подобный подход к инклюзивному обществу правомерно постулировать как социальную и педагогическую платформу политики и практики традиционного общества. Конечно, возникают определенные противоречия в интерпретации инклюзивной практики в образовательной сфере, что ведет к неоднозначному пониманию качества образования во включающем социуме. Отметим, что высокий уровень качества профессионально-ориентированного образования, до некоторой степени, нивелирует введение особых образовательных технологий для индивидов с ограниченными возможностями.

Феноменологическое использование основных параметров субъективного времени с позиции корреляции темпоральной координации и интерсубъективности предполагает формирование своеобразного мира повседневности индивидов с ОВ. В повседневном мире специальной социальной группы посредством темпоральной координации осуществляется переход от интерсубъективности к реальному взаимодействию индивидов в сфере коллективного бытия общества включающего. Подобный переход связан с постулированием уникальности конструктивно-избирательных особенностей и предпочтений мотивационно-рациональной деятельности в сознании индивида с акцентом на характеристику интенциональности темпоральной координации в чувственном опыте.

193

Заключение. Интерсубъективность является инструментально-прагматическим понятием феноменологических представлений о субъективном времени. Такое понятие значимо и достаточно полезно при рассмотрении различных коммуникационных аспектов социального партнерства внутри специальной группы индивидов с ограниченными возможностями. Выделение темпоральной координации как формы интерсубъективности предполагает изучение индивидуальных комплексов переживаний налично-уникальной бытийности людей с ОВ в пространстве субъективного времени.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В. В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 2115— 2119.

2. Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса // Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81—84.

3. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16—20.

4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Москва, Россия: Акад. Проект, 2009. 538 с.

5. Иттерстад, Г. Инклюзия — что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? // Психологическая наука и образование. 2015.№ 3. С. 41—49.

6. Научные исследования: информация, анализ, прогноз // Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попряду-

хина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

7. Научные исследования: информация, анализ, прогноз // Кравчук П.Ф., Попов В.В., Лыгина Н.И., Копылов В.И., Кириков О.И., Коровин С.С., Рын-дак В.Г., Усенко Н.И., Лазарева В.А., Нохрина Н.Н., Семенченко И.В., Щеглов Б.С., Петрушенко С.А., Гриценко Н. В., Иванова Р.П., Корна-жевская Л.А., Симонова Г.И., Скляров И.Ю., Соколова Е.Н., Ковели-на Т.А. и др. Воронеж, 2003. Том 1. 322 с.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Дзю-ба Л.М. Фактор и уровни темпо-ральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С.419-421.

9. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А. О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 19-22.

10. Попов В.В., Щеглов Б. С., Усато-ва Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

11. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России-2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

12. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

13. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Тара-нова В.А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско-методологические аспекты // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 42-46.

14. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические про-

194

блемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 25-38. 15. Jenkinson, J. Who Shall Decide? The Relevance of Theory and Research to Decision-making by People with an Intellectual Disability // Disability, Handicap and Society. 2016. № 8 (4). Р. 361-375.

FEATURES OF CORRELATION OF INTERSUBJECTIVITY AND TEMPORAL COORDINATION IN THE CONTEXT OF SUBJECTIVE TIME OF INDIVIDUALS IN AN INCLUSIVE SOCIETY

Popov V.V.

Rostov State Economic University (RINH)

The issues related to the consideration of the specifics of the manifestation of forms of inter-subjectivity as a basic characteristic of the subjective time of individuals with disabilities are considered. It is shown that the categories of "intersubjectivity" and "everyday world" are the theoretical basis of the phenomenological approach to the study of the subjective time of an individual. It is shown that within the framework of intersubjectivity, transformations and changes are carried out that determine the basic attitudes and temporal intentionality of individuals with disabilities in the everyday life of an inclusive society. It is postulated that temporal coordination allows an individual to adequately represent and recognize the actual-own experience of other individuals in the direction of constructing a joint-collective experience of a special group of people with disabilities. It is noted that temporal coordination is one of the significant manifestations of intersubjectivity, synchronizing the life of individuals in an inclusive society. It is shown that in the everyday world of a special social group, through temporal coordination, a transition is made from intersubjective interaction to a real social partnership of individuals in the sphere of collective existence of an inclusive society. Situations are investigated in which the priority of the culture of the inclusive society is the culture of a special social group of individuals with disabilities. The essence and specificity of such situations is associated with the construction of social groups that assimilate cultural stereotypes and traditions of people representing various social and socio-professional groups. Cultural stereotypes of everyday reality manifest themselves as regulators of the field of intersubjectivity of a group of people with disabil-

ities, and in addition - as a social institution that influences the transformation processes of the inclusive society.

Keywords: intersubjectivity, temporal coordination, including society, the world of everyday life, intentionality, limited opportunities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Averina N.V., Popov V.V. The concept of the past in the context of the historical process // Philosophy of Law. 2010. No. 5 (42). pp. 81-84.

3. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

4. Husserl E. Ideas towards pure phenomenology and phenomenological philosophy. Moscow, Russia: Acad. Project, 2009. 538 p.

5. Itterstad, G. Inclusion - what does this concept mean and what problems does the Norwegian school face in implementing it? // Psychological science and education. 2015. No. 3. S. 41-49.

6. Scientific research: information, analysis, forecast // Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolobkova N.N., Kon-dratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parak-honsky A.P., Popryadukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

7. Scientific research: information, analysis, forecast // Kravchuk P.F., Popov V.V., Ly-gina N.I., Kopylov V.I., Kirikov O.I., Kor-ovin S.S., Ryndak V.G., Usenko N.I., La-zareva V. .A., Nokhrina N.N., Semenchen-ko I.V., Shcheglov B.S., Petrushen-ko S.A., Gritsenko N.V., Ivanova R.P., Ko-rnazhevskaya L.A., Simonova G.I. ., Sklyarov I. Yu., Sokolova E.N., Kovelina T.A. and others. Voronezh, 2003. Volume 1. 322 p.

8. Popov V.V., Muzyka O.A., Dzyuba L.M. Factor and levels of temporality in the context

195

Соцмоflогмfl №5 2022

of human subjective reality // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). pp. 419-421.

9. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Features of the structure of the social process in the context of historical events // Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 11. S. 19-22.

10. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

11. Popov V.V., Chalenko M.V. Specifics of transitional states of modern Russian soci-ety//Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia - 2011 - No. 7-8 (15-16) -P. 39-45.

12. Popov V.V., Timofeenko V.A. Methodological features of the transit period in the catch-

up state // Fundamental research. 2015. No. 2-25. pp. 5743-5747.

13. Popov V.V., Loitarenko M.V., Taranova V.A. Social Contradictions and Transitional Periods: Philosophical and Methodological Aspects // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 8-2. pp. 42-46.

14. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S. 25-38.

15. Jenkinson, J. Who Shall Decide? The Relevance of Theory and Research to Decision-making by People with an Intellectual Disability // Disability, Handicap and Society. 2016. No. 8 (4). R. 361-375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.