Научная статья на тему 'КОНЦЕПТЫ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПРОСТРАНСТВА ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА'

КОНЦЕПТЫ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПРОСТРАНСТВА ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
18
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

В социально-философской литературе наблюдается устойчивый исследовательский интерес к различным аспектам аккумуляции традиционных ценностей в особых социальных группах индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) во включающем обществе. Показывается, что концепты темпоральности и интерсубъективности выступают как теоретические конструкты в формировании повседневного бытия индивидов как уникальной общности. Демонстрируется, что в рамках повседневного бытия группы индивидов с ОВ интерсубъективность правомерно рассматривать как элемент конструирования пространства особой социальной реальности с акцентом на взаимодействия внутри такой группы, что ведет к изменению приоритетов сферы «Я - Другой» на приоритеты сферы «Я - Мы». Постулируется, что социальное пространство жизнедеятельности особой социальной группы конструируется через характеристику темпоральной субъективности и повседневное бытие как сферу «Я - Мы», подразумевающую наличие уникальной микросоциальной общности. Показывается, что социальное конструирование повседневной жизнедеятельности и бытия особой группы индивидов с ОВ ведет к субъективно-темпоральной интерпретации традиционных ценностей с позиции их социально-договорного характера в поле общественного дискурса. Рассматриваются ситуации, в которых традиционные ценности получают собственный статус в мире повседневности, определяя основные направления социализации индивидов с ограниченными возможностями. Анализируются механизмы социализация личности в сфере повседневного мира включающего общества, предполагающие темпорально-упорядоченную легитимизацию оценок и действий индивида при исследовании, интегрировании и трансляции конкретной традиционной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF TEMPORALITY AND INTERSUBJECTIVITY IN THE FORMATION OF THE VALUE SPHERE OF THE EVERYDAY SPACE OF THE INCLUSIVE SOCIETY

In socio-philosophical literature, there is a steady research interest in various aspects of the accumulation of traditional values in special social groups of individuals with disabilities (OD) in an inclusive society. It is shown that the concepts of temporality and intersubjectivity act as theoretical constructs in the formation of the everyday existence of individuals as a unique community. It is shown that within the framework of the everyday existence of a group of individuals with OB, it is legitimate to consider intersubjectivity as an element of constructing the space of a special social reality with an emphasis on interactions within such a group, which leads to a change in the priorities of the “I - Other” sphere to the priorities of the “I - We” sphere. It is postulated that the social space of life of a special social group is constructed through the characteristics of temporal subjectivity and everyday life as a sphere of “I - We”, which implies the presence of a unique microsocial community. It is shown that the social construction of everyday life and existence of a special group of individuals with disabilities leads to a subjective-temporal interpretation of traditional values from the standpoint of their social contractual nature in the field of public discourse. Situations are considered in which traditional values acquire their own status in the world of everyday life, determining the main directions of socialization of individuals with disabilities. The mechanisms of socialization of the individual in the sphere of the everyday world of an inclusive society are analyzed, suggesting a temporally ordered legitimization of the assessments and actions of the individual in the study, integration and translation of a specific traditional value.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТЫ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ПРОСТРАНСТВА ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА»

Концепты темпоральности и интерсубъективности в формировании ценностной сферы повседневного пространства включающего общества

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» -Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: vitl_2002@list.ru

В социально-философской литературе наблюдается устойчивый исследовательский интерес к различным аспектам аккумуляции традиционных ценностей в особых социальных группах индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) во включающем обществе. Показывается, что концепты темпоральности и интерсубъективности выступают как теоретические конструкты в формировании повседневного бытия индивидов как уникальной общности. Демонстрируется, что в рамках повседневного бытия группы индивидов с ОВ интерсубъективность правомерно рассматривать как элемент конструирования пространства особой социальной реальности с акцентом на взаимодействия внутри такой группы, что ведет к изменению приоритетов сферы «Я - Другой» на приоритеты сферы «Я - Мы». Постулируется, что социальное пространство жизнедеятельности особой социальной группы конструируется через характеристику темпоральной субъективности и повседневное бытие как сферу «Я - Мы», подразумевающую наличие уникальной микросоциальной общности. Показывается, что социальное конструирование повседневной жизнедеятельности и бытия особой группы индивидов с ОВ ведет к субъективно-темпоральной интерпретации традиционных ценностей с позиции их социально-договорного характера в поле общественного дискурса. Рассматриваются ситуации, в которых традиционные ценности получают собственный статус в мире повседневности, определяя основные направления социализации индивидов с ограниченными возможностями. Анализируются механизмы социализация личности в сфере повседневного мира включающего общества, предполагающие темпорально-упорядоченную легитимизацию оценок и действий индивида при исследовании, интегрировании и трансляции конкретной традиционной ценности.

Ключевые слова: субъективное время, темпоральность, интерсубъективность, включающее общество, мир повседневности, ценности, ограниченные возможности (ОВ).

в

CJ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/, в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение. В социально-философских исследованиях наблюдается устойчивый исследовательский интерес к различным аспектам аккумуляции традиционных ценностей в особых социальных группах индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) во включающем обществе. Концепты темпоральности и интерсубъективности, как базовые характеристики субъективного времени, выступают как теоретические конструкты в формировании повседневного бытия индивидов с ОВ как уникальной общности. В этой связи, мир повседневности включающего общества становится приоритетным объектом для исследования базовых параметров жизнедеятельности внутри ценностно-коммуникационного пространства социальной группы. Подобное пространство конструируется через характеристику темпоральной субъективности и повседневное бытие как сферу «Я - Мы». Интерпретация интерсубъективности касается психологически-индивидуальных особенностей существования и жизнедеятельности индивида с ограниченными возможностями в повседневности включающего общества.

Основная часть. С точки зрения экзистенциалистов и феноменологов конструирование и использование базовых характеристик субъективного времени темпоральности и интерсубъективности исходно имплицирует становление повседневного бытия индивидов с ограниченными возможностями как уникальной общности. Подобная общность оптимизирует темпоральность и интерсубъективность в переходе от социального взаимодействия к социальному партнерству в пространстве социального бытия включающего общества. Это является следствием признания своеобразности избирательно-конституирующей способности социально-рациональных аспектов деятельности индивидуального сознания человека с ограниченными возможностями с позиции интенциональности его рефлексивных возможностей и чувственного опыта в рамках субъективного времени. Поэтому в рамках повседневного бытия группы индивидов с ОВ интерсубъективность правомерно рассматривать как элемент конструирования пространства особой социальной реальности с акцентом на взаимодействия внутри такой группы, что ведет к изменению приоритетов сферы «Я - Другой» на приоритеты сферы «Я - Мы».

Подобное изменение отражает стратегию перехода от изучения локального индивидуального пространства индивида с ОВ к комплексному исследованию мира повседневности социальной группы людей с ограниченными возможностями

во включающем обществе. В этом случае, базовым параметром интерсубъективности выступает концепт общезначимости. Комплексное представление в повседневном мире социальной группы сферы «Я - Другой» демонстрирует конструирование особого социального пространства индивидов с ОВ, которое определяется системой ментальных образов, присущих сознанию отдельного человека. И тогда, особое социальное пространство жизнедеятельности социальной группы конструируется через характеристику темпоральной субъективности и повседневное бытие как сферу «Я - Мы», подразумевающую наличие уникальной микросоциальной общности. Подобное понимание необходимо при рассмотрении интерсубъективности как характеристики субъективного времени внутри особых социальных общностей и групп.

Принимая естественное разнообразие социальных общностей, правомерно утверждать их базовую однотипность в конструировании, причем согласимся с феноменологами в том, что особое социальное пространство группы индивидов с ограниченными возможностями зависит от ин-тенциональности внутри интерсубъективности, характерной для сознания человека. Отметим, что интерсубъективность выступает как своеобразный прагматический и инструментальный концепт семантического ряда феноменологических понятий в контексте концепций субъективного времени. Подобный концепт является значимым и полезным при изучении проблем социального партнерства в контексте коммуникации внутри особой социальной группы людей с ограниченными возможностями. Характеристики темпоральности и интерсубъективности дают возможность сформировать область перспективных исследований относительно диалогово-дискурсивных аспектов человеческого взаимодействия в социальной группе с приоритетом на человеческую субъективность. При этом конструирование и интерпретация интерсубъективности касается психологически-индивидуальных параметров существования и жизнедеятельности индивида в социальном пространстве повседневного бытия.

В конструктивно-феноменологической философской традиции исследование процесса формированию традиционных ценностей социальной группы индивидов с ОВ в контексте повседневного бытия предполагает рассмотрение языкового дискурса репрезентаций относительно комплекса взаимодействий и взаимоотношений индивидов. Социальное конструирование повседневной жизнедеятельности и бытия особой группы индивидов с ОВ ведет к субъективно-темпоральной интерпретации традиционных ценностей с позиции их социально-договорного характера в поле общественного дискурса. Именно посредством «договора» традиционные ценности получают собственный статус в мире повседневности, определяя основные направления и механизмы социализации индивидов с ограниченными возможностями. Из этого следует двойственность традицион-

ных ценностей, обусловленная особенностями их формирования с позиции внутренних и внешних факторов. Рассмотрение внешних детерминант касается социализации индивидов с ОВ в повседневном бытии с выходом на распредмечивание правил и норм, отражающих ценности особой социальной группы.

Обращение к внутренним детерминантам субъективного времени связано с феноменологическими основаниями и приоритетом концептов «индивидуальность», «индивидуальное предпочтение», «индивидуальный выбор». Подобное конструирование повседневного бытия индивидов с ОВ, основанное на соотнесении традиционных ценностей и правил социально-ориентированных и личностно-ориентированных является продуктивным, так как синтезирует системность, целостность и взаимосвязь выделенных детерминант. Отметим, что индивид определяет основы социального дискурса, в рамках которого новым смыслом и пониманием наполняются традиционные ценности в условиях становления повседневного бытия социальной группы. В особой группе людей с ОВ социальный дискурс внутри повседневного бытия связан со способом ведения диалога и рассуждениями о нормах, правилах и обычаях, которые способствуют достижению наиболее эффективного существования и жизнедеятельности этого бытия. Как вариант влияния социального дискурса на становление ценностных основ повседневного бытия является теория солидарности Э. Дюркгейма. По его мнению, сегмент традиционных ценностей повседневного бытия, его структуру и содержание определяет социум. В ситуациях, когда духовные ценности и предпочтения индивида конституируются обществом, оно имманентно инициирует позитивную атмосферу социальных установок относительно формирования традиционных ценностей и их нормативных регуляторов в русле солидарного социального бытия.

Социализация личности в сфере повседневного мира включающего общества предполагает темпорально-упорядоченную легитимизацию представлений, оценок и действий индивида с ограниченными возможностями при исследовании, интегрировании и трансляции конкретной традиционной ценности. При этом системы традиционных ценностей определяют сферу интерсубъективности с позиции взаимоотношений и взаимодействий в особой социальной группе людей с ОВ, что отражается в поведенческих, ментальных, символических и иных кодексах. Поэтому постулируем, что система традиционных ценностей повседневного бытия включающего общества, как некоторый базис нормативных регуляторов, основывается на жизнедеятельности микросоциальной общности.

Повседневное бытие особой социальной группы предполагает, что в нем реализуется постоянная оценка явлений, процессов и событий жизнедеятельности и поведения индивидов с ограниченными возможностями. Это дает возможность

сз о

о Л о

о сз о в

в u

связывать ценностные аспекты с конкретными результатами конструктивной деятельности индивидов, которые будут интерпретироваться и оцениваться, что является значимым для формирования интерсубъективного пространства.

Система традиционных ценностей в контексте социального конструирования пространства повседневного бытия особой социальной группы выполняет достаточно весомые функции, так как она будет представляться как основное звено между включающим обществом в целом и непосредственно индивидов с ОВ. Реализация подобного отношения в рамках интерсубъективности проходит через систему интересов, потребностей, целей группы индивидов. Именно посредством ценностных ориентаций, ценностей, установок, мотивов и оценок исследуется взаимозависимость и взаимосвязь поведения индивидов с ОВ в сфере интерсубъективности включающего общества. При этом сегмент традиционных ценностей повседневного бытия особой социальной группы является базисным в поведении человека с ОВ во включающем обществе. Сама система традиционных ценностей не может ограничиться каким-либо видом индивидуального предпочтения внутри существующей системы ценностей социальной группы. То есть, ценность в процессе темпорального «переживания» аккумулируется в субъективном опыте человека, становится частью его сознания, тем инструментарием, который индивид может сознательно применять как в пространстве повседневного мира включающего общества.

Заключение. Становление системы традиционных ценностей представляется значимым фактором определения не только приоритетного направления комплексного развития индивида с ОВ в особой социальной группе, но и того позитивного отношения к традиционным ценностей повседневного мира, которое имеется в контексте формирования включающего общества. Концепты темпоральности и интерсубъективности дают возможность сформировать область перспективных исследований относительно диалогово-дискурсивных аспектов человеческого взаимодействия в социальной группе с приоритетом человеческой субъективности.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 21152119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16-20.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Москва, Россия: Акад. Проект, 2009. 538 с.

4. Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухи-на Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

5. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419421.

6. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклас-сическом дискурсе. Таганрог, 2007. 124 с.

7. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

8. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

9. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

10. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В. А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

11. Попов В.В., Музыка О.А. Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации. Международный журнал экспериментального образования.2015. № 3-2. С. 36-39.

12. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпорально-сти в социально-философском дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

13. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Аль-тернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

14. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2. С.315-318.

15. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика тем-поральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования. 2015.№ 2. С. 5730-5733.

16. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 2538.

17. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). P. 6-19.

18. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. № 13 (3). P.144-152.

THE CONCEPTS OF TEMPORALITY AND INTERSUBJECTIVITY IN THE FORMATION OF THE VALUE SPHERE OF THE EVERYDAY SPACE OF THE INCLUSIVE SOCIETY

Popov V.V.

Rostov State Economic University (RINH) - Taganrog Institute. A.P. Chekhov (branch)

In socio-philosophical literature, there is a steady research interest in various aspects of the accumulation of traditional values in special social groups of individuals with disabilities (OD) in an inclusive society. It is shown that the concepts of temporality and intersubjectivity act as theoretical constructs in the formation of the everyday existence of individuals as a unique community. It is shown that within the framework of the everyday existence of a group of individuals with OB, it is legitimate to consider intersubjectivity as an element of constructing the space of a special social reality with an emphasis on interactions within such a group, which leads to a change in the priorities of the "I - Other" sphere to the priorities of the "I - We" sphere. It is postulated that the social space of life of a special social group is constructed through the characteristics of temporal subjectivity and everyday life as a sphere of "I - We", which implies the presence of a unique microsocial community. It is shown that the social construction of everyday life and existence of a special group of individuals with disabilities leads to a subjective-temporal interpretation of traditional values from the standpoint of their social contractual nature in the field of public discourse. Situations are considered in which traditional values acquire their own status in the world of everyday life, determining the main directions of socialization of individuals with disabilities. The mechanisms of socialization of the individual in the sphere of the everyday world of an inclusive society are analyzed, suggesting a temporally ordered legitimization of the assessments and actions of the individual in the study, integration and translation of a specific traditional value.

Keywords: subjective time, temporality, intersubjectivity, including society, the world of everyday life, values, limited opportunities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

3. Husserl E. Ideas towards pure phenomenology and phenom-enological philosophy. Moscow, Russia: Acad. Project, 2009. 538 p.

4. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST

7. Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Droz-dova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolob-kova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

5. Popov V.V., Muzyka O.A., Dzyuba L.M. Factor and levels of temporality in the context of human subjective reality // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). pp. 419-421.

6. Popov V.V., Samoilova I.N., Shcheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog, 2007. 124 p.

7. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science// Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90.

8. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

9. Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of transitional states of modern Russian society// Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia - 2011 - No. 7-8 (15-16) - P. 39-45.

10. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A. Social contradiction in the context of non-linear processes. International Journal of Applied and Basic Research. 2017. No. 1-2. pp. 361-364.

11. Popov V.V., Muzyka O.A. Specificity of the interval concept of time: the experience of conceptualization. International Journal of Experimental Education.2015. No. 3-2. pp. 36-39.

12. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse // Scientific Thought of the Caucasus. 2006. No. 1. S. 24.

13. Popov V.V., Muzyka O.A., Maksimova S.I. Alternative studies in the context of social development// Eurasian legal journal. 2017. No. 4 (107). pp. 373-375.

14. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhenko Y.V. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-2. pp. 315-318.

15. Popov V.V., Agafonova T.P. The Specifics of the Temporality of the Legal Consciousness of a Social Subject// Fundamental Research. 2015. No. 2. S. 5730-5733.

16. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

17. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

18. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

C3

o

o o

o

C3

o ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.