Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ КАК БАЗОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА В ПОВСЕДНЕВНОМ МИРЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА'

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ КАК БАЗОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА В ПОВСЕДНЕВНОМ МИРЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ИНТЕРСУБЬЕКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Дзюба Любовь Михайловна

В современной социально-философской литературе вырос исследовательский интерес к вопросам социальной коммуникации в контексте обращения к различным аспектам социального бытия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Показывается, что феноменологический базис интерсубъективности как базисной характеристики субъективного времени непосредственно связан с особенностями формирования опыта человека с ОВ в социальном бытии. Демонстрируется, что интерсубьективность приобретает особую значимость именно при интегральном изучении сферы социального бытия, в которой осуществляется синтез индивидуально-личностных параметров индивидов с универсальными характеристиками мира повседневности индивидов с ограниченными возможностями. Анализируются коммуникационные установки индивидов с ограниченными возможностями, имеющие отпечаток коллективного бытия, отличительной чертой которого выступает весьма высокая степень осознания и осмысления свободы самого индивида. Постулируется, что понимание интерсубьективности в качестве значимой характеристики субъективного времени дает возможность индивиду с учетом собственного опыта реализовать аккумуляцию внутренних ценностей и императивов, необходимых для поддержания стабильности социального бытия. Показывается, что интерпретативно-локальные модели конструируют социально-рациональную деятельность индивида с ОВ в пространстве повседневных отношений, они определяют контент доминирующих мнений и знаний, которые влияют на интенциональность деятельности человека. Рассматриваются ситуации, в которых взаимодействие в рамках социальной координации позволяет индивиду с ограниченными возможностями приобщиться к спектру общезначимых ценностей мира обыденности людей с ОВ и найти наиболее комфортный сценарий вхождения в него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Дзюба Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL FOUNDATIONS OF INTERSUBJECTIVITY AS A BASIC CHARACTERISTIC OF THE SUBJECTIVE TIME OF THE INDIVIDUAL IN THE EVERYDAY WORLD OF THE INCLUSIVE SOCIETY

In modern socio-philosophical literature, research interest in the issues of social communication has grown in the context of addressing various aspects of the social life of individuals with disabilities (OS). It is shown that the phenomenological basis of intersubjectivity as a basic characteristic of subjective time is directly related to the features of the formation of the experience of a person with OB in social life. It is demonstrated that intersubjectivity acquires special significance precisely in the integral study of the sphere of social life, in which the synthesis of individual personal parameters of individuals with the universal characteristics of the world of everyday life of individuals with disabilities is carried out. The communication attitudes of individuals with disabilities are analyzed, which have the imprint of collective being, the hallmark of which is a very high degree of awareness and understanding of the freedom of the individual himself. It is postulated that the understanding of intersubjectivity as a significant characteristic of subjective time enables an individual, taking into account his own experience, to realize the accumulation of internal values and imperatives necessary to maintain the stability of social life. It is shown that interpretative-local models construct the socio-rational activity of an individual with OB in the space of everyday relationships, they determine the content of dominant opinions and knowledge that affect the intentionality of human activity. Situations are considered in which interaction within the framework of social coordination allows an individual with disabilities to join the spectrum of generally significant values of the world of everyday life of people with disabilities and find the most comfortable scenario for entering it.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ КАК БАЗОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА В ПОВСЕДНЕВНОМ МИРЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА»

Философская антропология. Философия структуры. Социальная философия

УДК 159.9

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.518837

ПОПОВ Виталий Владимирович доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» - Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: vitl_2002@list.ru

ДЗЮБА Любовь Михайловна кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: Dzuba017@mail.ru

Феноменологические основания интерсубъективности как базовой характеристики субъективного времени индивида в повседневном мире включающего общества1

В современной социально-философской литературе вырос исследовательский интерес к вопросам социальной коммуникации в контексте обращения к различным аспектам социального бытия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Показывается, что феноменологический базис интерсубъективности как базисной характеристики субъективного времени непосредственно связан с

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515,№р8://гас1.ги/рго]ес1/22-28-00515/, в рамках научно-исследовательского проекта "«Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

особенностями формирования опыта человека с ОВ в социальном бытии. Демонстрируется, что интерсубьективность приобретает особую значимость именно при интегральном изучении сферы социального бытия, в которой осуществляется синтез индивидуально-личностных параметров индивидов с универсальными характеристиками мира повседневности индивидов с ограниченными возможностями. Анализируются коммуникационные установки индивидов с ограниченными возможностями, имеющие отпечаток коллективного бытия, отличительной чертой которого выступает весьма высокая степень осознания и осмысления свободы самого индивида. Постулируется, что понимание интерсубьектив-ности в качестве значимой характеристики субъективного времени дает возможность индивиду с учетом собственного опыта реализовать аккумуляцию внутренних ценностей и императивов, необходимых для поддержания стабильности социального бытия. Показывается, что интерпретативно-локальные модели конструируют социально-рациональную деятельность индивида с ОВ в пространстве повседневных отношений, они определяют контент доминирующих мнений и знаний, которые влияют на интенцио-нальность деятельности человека. Рассматриваются ситуации, в которых взаимодействие в рамках социальной координации позволяет индивиду с ограниченными возможностями приобщиться к спектру общезначимых ценностей мира обыденности людей с ОВ и найти наиболее комфортный сценарий вхождения в него.

Ключевые слова: субъективное время, феноменология, включающее общество, социальное бытие, индивидуальное бытие, ин-терсубьективность, ограниченные возможности (ОВ).

В современной социально-философской литературе вырос исследовательский интерес к вопросам социальной коммуникации в контексте обращения к различным аспектам социального бытия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Теория интерсубъективности может рассматриваться как необходимый сегмент исследования cубъективного времени как процесса «переживания» социальной коммуникации, имеющий базовое значение в сфере социальной феноменологии. В этой связи, интерсубъективность представляется как одна из ключевых категорий повседневного мира специальной социальной группы индивидов с ОВ. Сфера повседневности становится значимой для изучения основных параметров жизнедеятельности внутри социального бытия группы. Поэтому, интерсубъективность является и своеобразным показателем «освоения» индивидом социального пространства.

Феноменологический базис интерсубъективности как базисной характеристики субъективного времени непосредственно связан с особенностями формирования опыта человека с ОВ в социальном бытии. Интерсубьективность приобретает особую значимость именно при интегральном изучении сферы социального бытия, в которой осуществляется синтез индивидуально-личностных параметров индивидов с универсальными характеристиками мира повседневности индивидов с ограниченными возможностями. То есть, на практике это предполагает переход индивида от жизнедеятельности в рамках собственного бытия к жизнедеятельности в бытии социальной группы. В подобном процессе происходит как трансформация особенностей внутреннего бытия индивида, так и его социализация, касающаяся универсальных характеристик и стереотипов функционирования социальной группы с акцентом на приобщении индивида к ее базовым духовным ценностям. Эффективность подобного «входа» индивида в социальное пространство группы зависит от интенсивности наполнения его внутреннего мира ценностями, стереотипами и правилами поведения в сфере повседневного бытия. Диалогические особенности интерсубъективности заключаются в ее синтетически-коммуникационном характере в качестве корреляции рефлексирующего «Я» в становлении своего индивидуального пространства.

Интерсубъективность как характеристика субъективного времени в конструировании социального бытия осуществляется и как своеобразное переживание индивидом духовного мира этого бытия, и как формирование индивидуального опыта в воссоздании повседневной жизнедеятельности людей с ОВ. В этой связи, согласимся с представителями социальной феноменологии, что интерсубъективность в контек-те формирования субъективного времени отражает степень «вхождения» индивида в сферу повседневности социального бытия. Поэтому интерсубъективность выражает коммуникационно-темпоральный процесс конструирования индивидом собственного «Я» посредством приобщения к чувственному опыту и духовной сфере других индивидов, основывающихся на ментальных образах коллективного «Я».

Конечно, большинство индивидов с ОВ не сразу входят в пространство социального бытия, так как осуществляется своеобразное «наполнение» субъективного времени комплексами ментальных событий, необходимыми для осознания

и принятия правил поведения, ценностей и стереотипов повседневного мира специальной социальной группы. Исходно, коммуникационные установки индивидов имеют отпечаток коллективного бытия, отличительной чертой которого выступает весьма высокая степень осознания и осмысления свободы самого индивида. Причем, индивид принимает законы, нормативную базу и принципы функционирования социума.

В сфере отношений внутри социальной группы интерсубъективность проявляется в виде регулятора поведения. Поэтому в повседневной реальности индивид должен, с одной стороны, максимально ослабить действие норм социальной группы и общества в целом, а, с другой стороны - принять сложившиеся правила жизнедеятельности и стереотипы поведения. В мире повседневности людей с ОВ проведение комплексного дискурса в сфере «Я-Другой» осуществляется посредством осмысления индивидом особенностей собственного бытия. Индивид фактически редуцирует регуляторы своей непосредственной жизнедеятельности в пользу регуляторов социального бытия, так как индивидуальное бытие человека в социальной группе подчинено системе правил и стереотипов функционирования социального пространства группы. Понимание интерсубьективности в качестве значимой характеристики субъективного времени дает возможность индивиду с учетом собственного опыта реализовать аккумуляцию внутренних ценностей и императивов, необходимых для поддержания стабильности социального бытия. Продукты подобной аккумуляции внутри мира повседневности соотносятся с его основными стереотипами. Индивид в рамках человеческого сознания выходит за границы внутреннего опыта и посредством воображения формирует механизмы комплексного дискурса в сфере «Я- Другой», представляя свое внутреннее бытие и как самодостаточное, и как часть социального бытия.

Поэтому интерсубъективность через осознание и интерпретацию индивидом своего бытия в рамках субъективного времени конструирует основные сценарии перехода от собственного локального пространства к пространству социального бытия. Значимым становится принятие духовных принципов мира повседневности людей с ограниченными возможностями. Индивид в дискурсе «Я-Другой» получает и интерпретирует ценности социальной группы, причем восприятие и понимание таких процессов реализуется через предварительное вовлече-

ние индивида в сферу духовных ценностей людей с ОВ. Подобный процесс вовлеченности определяется тем, что индивид сопоставляет нормы и ценности социума с ценностями социальной группы, представляя, каким образом подобные нормы и ценности поддаются синтезу в корреляции индивидуального и социального бытия. Реально, подобный синтез инициирует трансформацию норм и ценностей, характерных для конкретной социальной группы - в нормы, ценности, традиции и стереотипы области интерсубъективности социального бытия.

Осмысление собственного бытия в социальной группе определяет уникальные смыслы и значения, которые индивид придает как своей деятельности, так и комплексу коммуникаций и взаимодействий с другими индивидами с ОВ. Как следствие, индивиды вырабатывают оригинальные интерпре-тативно-локальные модели, которые приобщают их к системе ценностей и универсальных смыслов мира повседневности специальной социальной группы. Интерпретативно-локаль-ные модели конструируют социально-рациональную деятельность индивида с Ов в пространстве повседневных отношений и как результат - они определяют контент доминирующих мнений и знаний, которые влияют на интенциональность деятельности человека.

Применение интерпретативно-локальных моделей дает возможность правильно понимать и интерпретировать явления и события, имеющие важное значение для группы индивидов с ОВ в рамках становления социального бытия. Это открывает достаточно широкие возможности, касающиеся социального конструирования деятельностного пространства индивида в процессе поиска альтернативных сценариев собственной адаптации к специальной социальной группе. Фактически индивид, опираясь на собственные социально-значимые предпочтения, выбирает из спектра сценариев наиболее эффективный, позволяющий построить индивидуальную траекторию вхождения в сферу повседневности жизнедеятельности социальной группы. Иногда такие сценарии имеют оттенок некоторой отдаленности от реальной бытий-ности группы и тогда проективные предпочтения индивида с ОВ относительно перспектив вхождения в повседневную реальность социальной группы будут основываться на индивидуальном опыте с использованием интерпретативно-ло-кальных моделей.

Социальная координация является значимым моментом в рамках перехода от индивидуального бытия к социальному

бытию, так как индивиды осуществляют синхронизацию и корреляцию своих действий со стереотипами действий и поведения в мире повседневности. Представление и интерпретация подобных действий и поведения дает возможность трансформировать их в координационно-деятельностное пространство социальной группы. Взаимодействие в рамках социальной координации позволяет индивиду с ограниченными возможностями приобщиться к спектру общезначимых ценностей мира обыденности людей с ОВ и найти наиболее комфортный сценарий вхождения в него. Социальная координация предполагает комплексное использование универсально-локальных и интерпретативно-локальных моделей.

Универсально-локальные модели предполагают социальные координации индивидов в повседневном пространстве социальной группы, где приоритетом является социальное партнерство. Интерпретативно-локальные модели конструируют деятельностную координацию, регулирующую социально-рациональную деятельность индивида с ограниченными возможностями как на уровне своего бытия, так и в социальном бытии. Интепретативно-локальные модели валидны для уровня субьективности индивида с ОВ для обеспечения соотнесенности и эффективности социальной деятельности каждого из членов социальной группы. Регуляция социальной координации в пространстве социального бытия связана с реальными характеристиками и особенностями индивидов с ОВ, различным уровнем их развития. Однако согласованность действий в социальной группе зависит от соотнесенности этих двух типов моделей, так как в основе социальной координации находятся принципы конвенциональности механизмов социального бытия.

Таким оразом для индивидов с ограниченными возможностями в пространстве социального бытия важно осмыслить схемы и стереотипы взаимодействия с другими индивидами социальной группы. Индивидуальное бытие несет уникальные смыслы и значения, которые индивид с ОВ приписывает своим социально-рациональным действиям в сфере социального бытия, равно как и всем видам взаимодействий в социальной группе. В этой связи индивиды с ограниченными возможностями определяют значимость интерпретативно-локальных моделей с учетом их применения к социальным ценностям и универсальным смыслам социальной реальности. Поэтому интерсубъективность через осознание и интерпретацию инди-

видом своего бытия конструирует основные сценарии перехода от собственного локального пространства к пространству социального бытия.

Литература:

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 2115-2119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С.16-20.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Акад. Проект, 2009. 538 с.

4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ. Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

5. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111-114.

6. Попов В.В., Музыка О.А Исторический процесс: альтернативность и оценка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 147-150.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 114-122.

8. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

9. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойтаренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпоральности // Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27.

10. Попов В.В., Музыка О.А. Фактор темпоральности в контексте бытия социального субъекта // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 40-43.

11. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 19-22.

12. Попов В.В., Лойтаренко М.В. Самоорганизующиеся системы в контексте постнеклассической науки // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 177-178.

13. Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации «включающего» общества: феноменологический аспект // Социология. 2020. № 2. С. 376-380.

14. Greene S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). P. 6-19.

15. Hall J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. №13 (3). P.144-152.

POPOV V.V.

Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Theory and Philosophy of Law, Federal

State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University (RINH)" -Taganrog Institute. A.P. Chekhov (branch)

DZYUBA L.M.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Procedure, Rostov State Economic University (RINH)

Phenomenological foundations of intersubjectivity as a basic characteristic of the subjective time of the individual in the everyday world of the inclusive society1

In modern socio-philosophical literature, research interest in the issues of social communication has grown in the context of addressing various aspects of the social life of individuals with disabilities (OS). It is shown that the phenomenological basis of intersubjectivity as a basic characteristic of subjective time is directly related to the features of the formation of the experience of a person with OB in social life. It is demonstrated that intersubjectivity acquires special significance precisely in the integral study of the sphere of social life, in which the synthesis of individual personal parameters of individuals with the universal characteristics of the world of everyday life of individuals with disabilities is carried out. The communication attitudes of individuals with disabilities are analyzed, which have the imprint of collective being, the hallmark of which is a very high degree of awareness and understanding of the freedom of the individual himself. It is postulated

1 The study was carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/, within the framework of the research project "Subjective time of individuals with disabilities in an inclusive society" (Head: Professor V.V. Popov).

that the understanding of intersubjectivity as a significant characteristic of subjective time enables an individual, taking into account his own experience, to realize the accumulation of internal values and imperatives necessary to maintain the stability of social life. It is shown that interpretative-local models construct the socio-rational activity of an individual with OB in the space of everyday relationships, they determine the content of dominant opinions and knowledge that affect the intentionality of human activity. Situations are considered in which interaction within the framework of social coordination allows an individual with disabilities to join the spectrum of generally significant values of the world of everyday life of people with disabilities and find the most comfortable scenario for entering it.

Keywords: subjective time, phenomenology, including society, social being, individual being, intersubjectivity, limited opportunities (OS).

Literature:

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P.16-20.

3. Husserl E. Ideas towards pure phenomenology and phenomenological philosophy. Moscow, Russia: Acad. Project, 2009. 538 p.

4. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST. Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I.Yu., Kolobkova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M.Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popryadukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

5. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A. Contradictions in the context of transitional periods of a transitive society // International Journal of Experimental Education. 2016. No. 7. P. 111-114.

6. Popov V.V., Muzyka O.A. Historical process: alternativeness and evaluation // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-1. pp. 147-150.

7. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. The concept of transitivity in the context of the transformation of society // Context and reflection: philosophy about the world and man. 2016. V. 5. No. 5A. pp. 114-122.

8. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

9. Popov V.V., Shcheglov B.S., Loitarenko M.V. Features of the integral interpretation of probability in the context of evaluation factors and temporality // Philosophy of Law. 2015. No. 2 (69). pp. 23-27.

10. Popov V.V., Muzyka O.A. The factor of temporality in the context of being a social subject // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. pp. 40-43.

11. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Features of the structure of the social process in the context of historical events // Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 11. S. 19-22.

12. Popov V.V., Loitarenko M.V. Self-organizing systems in the context of post-non-classical science // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 3-2. pp. 177-178.

13. Popov V.V. Psychological time in the context of the interpretation of the "inclusive" society: a phenomenological aspect // Sociology. 2020. No. 2. S. 376-380.

14. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

15 Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.