Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В СТАНОВЛЕНИИ БЫТИЯ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА'

ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В СТАНОВЛЕНИИ БЫТИЯ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ИНТЕРСУБЬЕКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Дзюба Любовь Михайловна, Музыка Оксана Анатольевна

Рассматривается диалектика социального и индивидуального в становлении бытия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) в образовательном пространстве общества в контексте социального конструктивизма и социальной феноменологии. Показывается, что использование феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания дает возможность индивидам с ОВ в пределах собственных ментальных образов и индивидуального опыта представить и синтезировать свои взгляды, мнения, ценности, значимые в образовательной системе социума. Демонстрируется, что представление социального бытия индивида с ограниченными возможностями как целостного и единого бытия инициирует гармонизацию индивидуального и коллективного начала, синтезирует общественные и индивидуально-личностные параметры. В рамках интерсубьективности осуществляется оценка собственно событийности социальной группы и в этой связи в ее функциональных пределах возникает ценностно-эмоциональное пространство интерсубьективности. Причем корреляция индивидуальных ценностей индивидов представляется как своеобразная интерпретация имеющихся смысловых оттенков социального дискурса. Анализируются ситуации, в которых образовательная интерсубъективность в понимании интерпретации индивидуального бытия человека позволяет определить и спрогнозировать эффективные сценарии «выхода» из обычного социума и «вхождения» в общество включающее. Исследуется развитие теоретических аспектов инклюзивного образования в зарубежной литературе, основанное на концепциях социального взаимодействия и действия. Постулируется, что интегральное исследование специфики образования индивидов с ограниченными возможностями предполагает систематизацию теоретических и проективно-практических подходов, отражающих особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Дзюба Любовь Михайловна, Музыка Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF SOCIAL AND INDIVIDUAL IN THE FORMATION OF THE BEING OF INDIVIDUALS WITH LIMITED OPPORTUNITIES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN INCLUSIVE SOCIETY

The dialectic of the social and the individual in the formation of the existence of individuals with disabilities (EA) in the educational space of society in the context of social constructivism and social phenomenology is considered. It is shown that the use of the phenomenological concept of educational intersubjectivity as a special sphere of human consciousness enables individuals with intellectual disabilities to present and synthesize their views, opinions, values that are significant in the educational system of society within their own mental images and individual experience. It is demonstrated that the representation of the social existence of an individual with disabilities as a holistic and unified existence initiates the harmonization of the individual and collective principles, synthesizes social and individual-personal parameters. Within the framework of intersubjectivity, an assessment of the actual eventfulness of a social group is carried out, and in this regard, within its functional limits, a value-emotional space of intersubjectivity arises. Moreover, the correlation of individual values of individuals is presented as a kind of interpretation of the existing semantic shades of social discourse. Situations are analyzed in which educational intersubjectivity in understanding the interpretation of a person’s individual existence makes it possible to determine and predict effective scenarios of “exit” from ordinary society and “entry” into an inclusive society. The development of theoretical aspects of inclusive education in foreign literature, based on the concepts of social interaction and action, is studied. It is postulated that an integral study of the specifics of the education of individuals with disabilities involves the systematization of theoretical and projective-practical approaches that reflect the features of the implementation of inclusion in the modern educational environment.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В СТАНОВЛЕНИИ БЫТИЯ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА»

Диалектика социального и индивидуального в становлении бытия индивидов с ограниченными возможностями в образовательном пространстве включающего общества

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» -Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: vitl_2002@list.ru

Дзюба Любовь Михайловна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). E-mail: Dzuba017@mail.ru

Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» E-mail: omuzika@gmail.com

Рассматривается диалектика социального и индивидуального в становлении бытия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) в образовательном пространстве общества в контексте социального конструктивизма и социальной феноменологии. Показывается, что использование феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания дает возможность индивидам с ОВ в пределах собственных ментальных образов и индивидуального опыта представить и синтезировать свои взгляды, мнения, ценности, значимые в образовательной системе социума. Демонстрируется, что представление социального бытия индивида с ограниченными возможностями как целостного и единого бытия инициирует гармонизацию индивидуального и коллективного начала, синтезирует общественные и индивидуально-личностные параметры. В рамках интерсу-бьективности осуществляется оценка собственно событийности социальной группы и в этой связи в ее функциональных пределах возникает ценностно-эмоциональное пространство интерсу-бьективности. Причем корреляция индивидуальных ценностей индивидов представляется как своеобразная интерпретация имеющихся смысловых оттенков социального дискурса. Анализируются ситуации, в которых образовательная интерсубъективность в понимании интерпретации индивидуального бытия человека позволяет определить и спрогнозировать эффективные сценарии «выхода» из обычного социума и «вхождения» в общество включающее. Исследуется развитие теоретических аспектов инклюзивного образования в зарубежной литературе, основанное на концепциях социального взаимодействия и действия. Постулируется, что интегральное исследование специфики образования индивидов с ограниченными возможностями предполагает систематизацию теоретических и проективно-практических подходов, отражающих особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде.

Ключевые слова: образовательное пространство, включающее общество, социальное бытие, индивидуальное бытие, феноменология, интерсубьективность, ограниченные возможности (ОВ).

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/, в рамках научно-исследовательского проекта "«Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение. В социально-философской литературе определенный интерес вызывают исследования, касающиеся диалектики социального и индивидуального бытия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) в образовательном пространстве общества в контексте социального конструктивизма и социальной феноменологии. При этом становление социума в России предполагает модернизацию и изменение стратегии государственной политики относительно конструирования эффективной системы образования. Приоритеты в этом направлении связаны с систематизацией теоретических подходов, реализующих принципы инклюзии в образовательной среде с выходом на многоуровневое конструктивно-феноменологическое моделирование механизмов функционирования включающего общества и жизнедеятельности индивидов с ОВ в нем. Актуальным аспектом общей проблемы является демонстрация «сценариев» вовлечения индивидов с ограниченными возможностями в стандартное образовательное поле, в мир повседневности включающего общества.

Основная часть. Эффективность исследования становления социального бытия индивида с ограниченными возможностями в образовательном пространстве включающего общества предполагает комплексное использование социально-конструктивного и феноменологического подходов, а также концепта образовательной интерсубъективности. Использование феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания дает возможность индивидам с ОВ в пределах собственных ментальных образов и индивидуального опыта представить и синтезировать свои взгляды, мнения, ценности, которые значимы в системе образования социума. Взаимодействие индивидов в образовательном пространстве демонстрирует факт своеобразного перенесения внутренне присущих индивиду с ограниченными возможностями особенностей и характеристик (касающихся его мировоззренческих установок) во внешние его проявления, в сферу социальной реальности. Рассмотрение социального бытия индивида с ограниченными возможностями как целостного и единого бытия показывает, что оно гармонизирует индивидуальное и коллективное начала, синтезирует общественные и индивидуально-личностные параметры. Многоуровневый характер социального бытия инициирует синергетический синтез духовных и социальных характеристик индивидуально-

го о

о Л о

о сз о в

го бытия человека с ОВ. Воссоздание социального пространства индивидов с ограниченными возможностями происходит на основе индивидуальной и когнитивной перцептивности.

Реализация интерсубьективности индивида с ОВ в образовательном пространстве социального бытия предполагает, что индивид с ограниченными возможностями, принимая индивидуальные приоритеты всех индивидов с ОВ, должен уметь це-лерационально интерпретировать индивидуально-значимые события с учетом установок социальной общности.

В рамках интерсубьективности осуществляется оценка собственно событийности социальной группы и в этой связи в ее функциональных пределах возникает ценностно-эмоциональное пространство интерсубьективности. Причем корреляция индивидуальных ценностей индивидов представляется как своеобразная интерпретация имеющихся смысловых оттенков социального дискурса. Такая интерпретация обозначает специфику ценностно-познавательного пространства социального бытия индивида с ОВ, в котором и происходят различные формы коммуникации. Индивидуальная ценность реально оказывает влияние на образовательное пространство социального бытия. Использование феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания дает возможность индивидам с ОВ в пределах собственных ментальных образов индивидуального опыта представить и синтезировать свои взгляды, мнения, ценности, которые значимы в социуме. Полученные результаты подобного синтеза во включающем обществе соотносятся с правилами и стереотипами такого социума. Индивиды с ОВ в рамках структуры сознания выходят за границы своего внутреннего опыта. При этом человеческое воображение конструирует процесс внутреннего диалога в схеме «Я-Другой», представляя свое индивидуальное бытие одновременно находящимся в обычном обществе и обществе включающем. Отметим, что образовательная интерсубъективность в понимании интерпретации индивидуального бытия человека позволяет определить и спрогнозировать эффективные сценарии «выхода» из обычного социума и «вхождения» в общество включающее.

В зарубежной литературе работа в данном направлении получила развитие в концепции социального взаимодействия и действия Р. Сли [16]. Адекватная модельная конструкция специальной образовательной сферы показывает формирование социальной группы индивидов с ОВ, свободной от возможных дискриминационных аспектов. Основные концепты подобной модельной конструкции: «нарушение» и «неспособность». При этом «неспособность» связана с конструирование ем социальной модели идентификации индивидов е с ОВ, а «нарушение» - отражает отрицательные й физиологические или психологические характе-° ристики индивидов, причем во включающем соци-ав уме отсутствует конфликт относительно контентов

подобных понятий. Поэтому в данном направлении существуют исследования, касающиеся специфики индивидуально- наличного бытия человека во включающем обществе. Однако базисные параметры подобного бытия в явном виде не рассматривались, ослабляя проводимый дискурс относительно комплекса ценностных аспектов и сценариев включения человека в особую социальную группу в стандартном образовательном пространстве.

С другой стороны, достаточно актуальные в методологическом плане идеи, касающиеся конструктивистского подхода к образовательной сфере включающего общества, обозначает С. Грин [15]. Приоритет отдан пониманию культуры и специфики образования особой социальной группы, причем особенности и пути формирования этой культуры в контексте социального взаимодействия представляется автором в динамической аккумуляции ее базисных принципов, характерных для людей с ОВ. Конечно, сама культура рассматривается как инструмент социально-ориентированного доминирования, что способствует формированию диалога «Я-Другой», отражающего идеи об иерархии и многоуровневости особых групп индивидов в образовательном пространстве. Сущность данного подхода состоит в таком конструировании и представлении включающего общества, когда в нем переплетены социокультурные и образовательные традиции всех социальных групп, в том числе групп индивидов с ОВ. Отметим, что ценности культуры выступают как регулятор социальной коммуникации в рамках сообщества индивидов с ОВ, и кроме того - в качестве своеобразного института, влияющего на внутренние изменения и трансформации самого включающего общества. Подобная позиция С. Грин предполагает ориентацию на социальную коммуникацию между индивидами в особых социальных группах, что позволяет реально воздействовать на приоритеты государственной образовательной политики со стороны групп индивидов с ОВ посредством механизмов общественного сознания и норм жизнедеятельности людей. Такая позиция инициирует сознательно-определенный вектор политической направленности и функционирования государства относительно существования и поступательного развития включающего общества. Базисная идея социально-конструктивистского подхода отражается в том, что понятия «ограниченная потребность», «неспособность» и «инвалидность» рассматриваются как результат позитивной трансформации самого включающего общества.

Заключение. Интегральное исследование специфики образования индивидов с ограниченными возможностями предполагает систематизацию теоретических и проективно-практических подходов, отражающих особенности реализации инклюзии в современной образовательной среде. Эти подходы должны демонстрировать особенности использования инклюзивных методов, направленных на выработку критериев образовательно-

го потенциала индивида с ОВ и их осуществление в повседневной жизнедеятельности. Применение феноменологического концепта образовательной интерсубъективности в качестве особой сферы человеческого сознания позволяет индивидам с ограниченными возможностями в пределах собственных ментальных образов и индивидуального опыта представить и интегрировать свои взгляды, мнения, ценности, которые значимы в социуме.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 2115— 2119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16—20.

3. Научные исследования: информация, анализ, прогноз // Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухи-на Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

4. Паутова Л.Е. Акме-синергетический подход к позиционированию успеха в системе инклюзивного образования // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 76—83.

5. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика тем-поральности правового сознания социального субъекта // Фундаментальные исследования. 2015. № 2—25. С. 5730—5733.

6. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86—90.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В. Социальные трансформации в правовых отношениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3—2. С.315—318.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А. Концепция транзитивности и трансформации общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1—2. С.365—368.

9. Попов В.В., Музыка О.А. Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3—2. С. 36— 39.

10. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского об-

щества // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А., Уколов А.О. Темпоральность и транзитивность в историческом процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-6. С. 1110-1113.

12. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А., Уколов А.О. Особенности глобализации в контексте социальной синергетики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 307-310.

13. Попов В.В., Щеглов Б.С., Грановская М.В. Специфика концепта «интервал» в исследовании социальных процессов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 872-875.

14. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В. А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

15. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). Р. 6-19.

16. Slee, R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2016. № 18 (2). Р99-116.

DIALECTICS OF SOCIAL AND INDIVIDUAL IN THE FORMATION OF THE BEING OF INDIVIDUALS WITH LIMITED OPPORTUNITIES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN INCLUSIVE SOCIETY

Popov V.V., Dzyuba L.M., Musika O.A.

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) FGBOU VO "Rostov State Economic University (RINH)"

The dialectic of the social and the individual in the formation of the existence of individuals with disabilities (EA) in the educational space of society in the context of social constructivism and social phenomenology is considered. It is shown that the use of the phe-nomenological concept of educational intersubjectivity as a special sphere of human consciousness enables individuals with intellectual disabilities to present and synthesize their views, opinions, values that are significant in the educational system of society within their own mental images and individual experience. It is demonstrated that the representation of the social existence of an individual with disabilities as a holistic and unified existence initiates the harmonization of the individual and collective principles, synthesizes social and individual-personal parameters. Within the framework of intersubjectivity, an assessment of the actual eventfulness of a social group is carried out, and in this regard, within its functional limits, a value-emotional space of intersubjectivity arises. Moreover, the correlation of individual values of individuals is presented as a kind of interpretation of the existing semantic shades of social discourse. Situations are analyzed in which educational intersubjectivity in understanding the interpretation of a person's individual existence makes it possible to determine and predict effective scenarios of "exit" from ordinary society and "entry" into an inclusive society. The development of theoretical aspects of inclusive education in foreign literature, based on the concepts of social interaction and action, is studied. It is postulated that an integral study of the specifics of the education of individuals with disabilities involves the systematiza-tion of theoretical and projective-practical approaches that reflect the features of the implementation of inclusion in the modern educational environment.

Keywords: educational space, including society, social being, individual being, phenomenology, intersubjectivity, limited opportunities (OS).

C3

о

о Л о

о сз о в

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

3. Scientific research: information, analysis, forecast // Lip-skaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Vo-ronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdo-va N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolob-kova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

4. Pautova L.E. Acme-synergetic approach to positioning success in the system of inclusive education // Inclusive education: continuity and succession. Moscow: MGPPU, 2019. P. 76-83.

5. Popov V.V., Agafonova T.P. Specificity of the temporality of the legal consciousness of the social subject // Fundamental research. 2015. No. 2-25. pp. 5730-5733.

6. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90.

7. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhenko Ya.V. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-2. pp. 315-318.

8. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A. The concept of transitivity and transformation of society // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. pp. 365-368.

9. Popov V.V., Muzyka O.A. The specificity of the interval concept of time: the experience of conceptualization // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. pp. 36-39.

10. Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of transitional states of modern Russian society // Social and humanitarian bulletin of the South of Russia. 2011. No. 7-8 (15-16). pp. 39-45.

11. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A., Ukolov A.O. Temporality and transitivity in the historical process // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 7-6. pp. 1110-1113.

12. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A., Ukolov A.O. Features of globalization in the context of social synergy // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 8-2. pp. 307-310.

13. Popov V.V., Shcheglov B.S., Granovskaya M.V. The specificity of the concept "interval" in the study of social processes // Fundamental research. 2015. No. 2-4. pp. 872-875.

14. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A. Social Contradiction in the Context of Nonlinear Processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. pp. 361-364.

15. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

16. Slee, R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2016. No. 18 (2). R 99-116.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.