Научная статья на тему 'УРОВНИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА'

УРОВНИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ИНТЕРСУБЬЕКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Дзюба Любовь Михайловна, Музыка Оксана Анатольевна

В контексте современных социально-философских теорий рассматривается проблема интерсубъективности индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) в социальном поле включающего общества. Показывается, что в рамках интерсубъективности индивид с ограниченными возможностями конструирует сценарии взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами с ОВ как социальными субъектами, находящимися в экзистенциальном поле повседневной жизнедеятельности. Демонстрируется, что выделение уровней интерсубъективности связано с ценностными и целевыми характеристиками социально-конструктивной деятельности индивида с ОВ. Анализируются особенности реализации интерсубъективности в социальном пространстве малой группы индивидов с ограниченными возможностями. Постулируется, что индивид представляется не как исполнитель альтернативного набора комплекса конструктивных действий и решений в жизнедеятельности социальной группы, но как субъект активно-творческой и проектной деятельности. Социально-конструктивная деятельность ассоциируется с креативной деятельностью индивида по реализации целей, установок, намерений, которые существуют в рамках его социального поля и того парадигмального подхода к социальному бытию, которого он придерживается. Показывается, что исследование специфики социально-конструктивной деятельности индивида с ограниченными возможностями в контексте социальных взаимодействий по конструированию бытия социальной группы включающего общества является значимым с позиции сценариев «входа» человека в подобную группу. Рассматриваются ситуации, в которых трансформации включающего социума оказывают влияние на формирование особенностей становления интерсубьективности в социальной группе индивидов с ОВ, касающихся синтеза характеристик индивидуального и социального бытия индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Дзюба Любовь Михайловна, Музыка Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF INTERSUBJECTIVITY OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES IN A SOCIAL GROUP OF AN INCLUSIVE SOCIETY

In the context of modern socio-philosophical theories, the problem of intersubjectivity of individuals with disabilities (OS) in the social field of an inclusive society is considered. It is shown that, within the framework of intersubjectivity, an individual with disabilities constructs scenarios of interaction and relationships with other individuals with disabilities as social subjects who are in the existential field of everyday life. It is shown that the allocation of levels of intersubjectivity is associated with the value and target characteristics of the socially constructive activity of an individual with disabilities. The features of the implementation of intersubjectivity in the social space of a small group of individuals with disabilities are analyzed. It is postulated that the individual is presented not as a performer of an alternative set of constructive actions and decisions in the life of a social group, but as a subject of active creative and project activities. Socially constructive activity is associated with the creative activity of the individual in the implementation of the goals, attitudes, intentions that exist within the framework of his social field and the paradigmatic approach to social being that he adheres to. It is shown that the study of the specifics of the socially constructive activity of an individual with disabilities in the context of social interactions to construct the existence of a social group of an inclusive society is significant from the standpoint of scenarios for a person’s “entry” into such a group. Situations are considered in which the transformations of the inclusive society influence the formation of the features of the formation of intersubjectivity in the social group of individuals with OB, concerning the synthesis of the characteristics of the individual and social being of the individual.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА»

Уровни интерсубъективности индивида с ограниченными возможностями в социальной группе включающего общества

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» E-mail: vitl_2002@list.ru

Дзюба Любовь Михайловна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

E-mail: Dzuba017@mail.ru Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», E-mail: omuzika@gmail.com

дигмального подхода к социальному бытию, которого он придерживается. Показывается, что исследование специфики социально-конструктивной деятельности индивида с ограниченными возможностями в контексте социальных взаимодействий по конструированию бытия социальной группы включающего общества является значимым с позиции сценариев «входа» человека в подобную группу. Рассматриваются ситуации, в которых трансформации включающего социума оказывают влияние на формирование особенностей становления интерсубьектив-ности в социальной группе индивидов с ОВ, касающихся синтеза характеристик индивидуального и социального бытия индивида.

Ключевые слова: включающее общество, социальное бытие, индивидуальное бытие, феноменология, интерсубьективность, ограниченные возможности (ОВ).

В контексте современных социально-философских теорий рассматривается проблема интерсубъективности индивидов c ограниченными возможностями (ОВ) в социальном поле включающего общества. Показывается, что в рамках интерсубъективности индивид с ограниченными возможностями конструирует сценарии взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами с ОВ как социальными субъектами, находящимися в экзистенциальном поле повседневной жизнедеятельности. Демонстрируется, что выделение уровней интерсубъективности связано с ценностными и целевыми характеристиками социально-конструктивной деятельности индивида с ОВ. Анализируются особенности реализации интерсубъективности в социальном пространстве малой группы индивидов с ограниченными возможностями. Постулируется, что индивид представляется не как исполнитель альтернативного набора комплекса конструктивных действий и решений в жизнедеятельности социальной группы, но как субъект активно-творческой и проектной деятельности. Социально-конструктивная деятельность ассоциируется с креативной деятельностью индивида по реализации целей, установок, намерений, которые существуют в рамках его социального поля и того пара-

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https:// rscf.ru/project/22-28-00515/, в рамках научно-исследовательского проекта '"«Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

285

Введение. В контексте современных социально-философских теорий, касающиеся взаимодействия индивидов с ограниченными возможностями (ОВ) в социальном пространстве включающего общества, весьма значимым является факт своеобразного перенесения внутренне присущих индивиду особенностей и характеристик, отражающих его мировоззренческие установки и цели, во внешнее проявление индивида, в сферу социальной реальности. В философской литературе достаточно часто происходит обращение к концепциям философской антропологии, экзистенциализма и феноменологии. Подобные философские направления предполагают, что базис внутренних параметров и характеристик социального бытия самого индивида определяет некое экзистенциальное поле, которое касается проблемы интерсубъективности и взаимосвязи с иными социальными субъектами в малой социальной группе индивидов с ОВ.

Основная часть. Концептуальный аппарат постнеклассической науки позволяет сказать, что индивид в малой социальной группе включающего общества рассматривается в качестве некоторой системы, имеющей различные подсистемы с учетом того, какой именно вид структурно-функционального анализа используют при изучении различных моментов его социальной жизнедеятельности. Конечно, подобные моменты не находились на приоритетных ролях в том же экзистенциализме или феноменологии, однако подобные интенции образуют теоретические основы самой социальной деятельности человека. В этом случае, на ведущие позиции выходят внутренние параметры и особенности индивида с ограниченными возможностями, осуществляющего свою концептуальную рефлексию, касающуюся комплекса социальных взаимосвязей и взаимодействий относительно реально существующего трансформирующего социума.

В этой связи в рамках проблемы интерсубъективности существует выход на проблему взаимодействия и взаимо-

отношений с другими индивидами с ОВ как социальными субъектами, находящимися в подобном экзистенциальном поле рассмотрения. Тем самым, индивид предлагает приоритет вопросам, которые касаются выделения концептуальных вопросов экстенсионального поля, определяющего существующие взаимосвязи между индивидами как социальными субъектами в рамках интерсубъективности. Причем следует обратить внимание на такую важную деталь, что в исследовании фактически имеем дело с двумя ипостасями индивида с ОВ. Подобное разделение имеет место, однако - это локальное разделение. Оно связано с методологическими аспектами концепции инклюзии, касающимися обозначения направлений современной социальной философии, которые формируют различные сегменты общей проблемы, связанной с ценностными и целевыми характеристиками социально-конструктивной деятельности индивида.

Несмотря на имеющиеся различия, например, между экзистенциализмом и феноменологией с точки зрения выделенных ипостасей, следует отметить, что в рамках современного философского дискурса, безусловно, эти ипостаси следует рассматривать в рамках одной системы - они взаимодействуют, они взаимосвязаны между собой. При этом вряд ли будет правомерным считать, что субъект теоретического познания может рассматриваться исключительно как трансцендентальный субъект, равно как и иная ситуация когда, например, субъект действий и социальных взаимодействий приравнивается к эмпирическому субъекту.

Если посмотреть на подобную проблему с точки зрения существующих философских направлений, то сходные идеи можно найти в концепции Я. Хин-тикки, который обратил внимание на антропологические и аксиологические моменты социально-конструктивной деятельности индивида по воссозданию системы социального взаимодействия. К этому можно добавить и достаточно интересную позицию, которую раз-

286

вивал Ю. Хабермас. В частности, он считал, что когда идёт определённое представление социальной действительности в социально- философских контекстах, то необходимо целостность и данность социальной реальности рассматривать не только с точки зрения определенных внешних факторов и объективного социального развития, а посмотреть на проблему с иной стороны. Именно с точки зрения того, что существует проблема интерсубъективности, и сама социальная деятельность, как элемент рациональной деятельности, может рассматриваться в рамках взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов в контексте их информационной коммуникации.

Поэтому, на наш взгляд, справедливо, что с именем Ю. Хабермаса связано введение в социально-философский дискурс такого понятия как коммуникативная рациональность. Действительно, с одной стороны, имеем дело с определенным аспектом в рамках постнеклассической рациональности, а, с другой стороны, проблема переходит в сферу некоторых внутренних аспектов социального бытия. Подобное представление социального бытия весьма полезно для тех, кто интересуется вопросами развития трансформирующаяся включающего социума с позиции поиска в его структуре элементов мотивационно-рациональной деятельности.

В какой-то мере подобная позиция Ю. Хабермаса относительно коммуникационной рациональности связана с идеями Э. Гуссерля, который, исследуя проблемы интерсубъективности, размышлял о возможности существования социального поля, отражающего связи и взаимодействия между отдельными «Я». Это давало возможность представлять подобное социальное поле как некоторую социальную реальность, причём с объективных позиций. Как результат, определяется методологически значимый вектор исследования относительно реализации интерсубъективности в социальном поле малой социальной группы. Таким образом, ин-

дивид представляется не как простой исполнитель альтернативного набора комплекса конструктивных действий и решений, но приоритет отдается другим аспектам, а именно аспектам, связанным с его активно-творческой и проектной деятельностью. То есть, социально-конструктивную деятельность ассоциируем с креативной деятельностью индивида по реализации тех целей, установок, намерений, которые существуют в рамках его социального поля и того парадигмального подхода к социальному бытию, которого он придерживается.

Исследование специфики социально-конструктивной деятельности индивида с ограниченными возможностями в контексте социальных взаимодействий по конструированию бытия малой социальной группы включающего общества, представляется значимым с позиции сценариев «входа» индивида в подобную группу. Индивид изначально имеет не только предрасположенность к реализации социально-значимых проектов и установок, но и то, что он действительно адекватно представляет себе целерациональность и целесообразность, а также мотивационную сторону самой человеческой деятельности, что является немаловажным в любых социально-философской контекстах.

Отметим, что базисные характеристики имеющихся склонностей, целей и интересов индивида с ОВ определяются теми факторами, которые существуют вне пределов его сознания и имеют объективный характер. Если рассуждать о реализации подобных идей, например, с точки зрения экзистенциализма или феноменологии, то можно рассматривать ситуации, в которых индивиды сами конструируют некоторое экзистенциальное поле бытия социальной группы, которое является не просто полем нахождение конкретной субъект-ности того или иного индивида, но и полем действий и взаимодействий между индивидами. То есть, это своеобразное экзистенциальное поле интерсубъективности социального бытия малой группы индивидов с ОВ, выполняю-

287

щее определенные функции не только в рамках общей концепции экзистенциализма, но и проясняющее аспекты, которые характерны не только для рационализма, но и для других философских теорий, представляющих социального субъекта с позиции собственного человеческого «Я».

Заключение. Трансформации включающего социума оказывают влияние на формирование особенностей становления интерсубьективности в социальной группе индивидов с ограниченными возможностями. Подобные ограничения могут касаться внутренних установок и внутренних целей социального бытия индивида, но обычно подобные локально-организованные цели имеют определенный вектор в рамках более широких контекстов. В последнем случае речь идет о тех социальных проектах, которые объективно характерны для каждого конкретного этапа формирования индивидуального бытия в социальном бытии. Поэтому в русле социально-конструктивной деятельности индивида с ОВ движение к эффективному и продуктивному результату такой деятельности следует рассматривать как с точки зрения внутренних возможностей индивида, так и в том направлении, которое касается общих тенденций и трансформаций социального пространства группы индивидов с ограниченными возможностями.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 2115-2119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16-20.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Москва, Россия: Акад. Проект, 2009. 538 с.

4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Ли-пич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попря-духина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

5. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5730-5733.

6. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Кожен-ко Я.В. Социальные трансформации в правовых отношениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 315-318.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А. Концепция транзитивности и трансформации общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 365-368.

9. Попов В.В., Музыка О.А. Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 36-39.

10. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А., Уколов А.О. Темпораль-ность и транзитивность в историческом процессе // Международ-

288

ный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-6. С.1110-1113.

12. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А., Уколов А.О. Особенности глобализации в контексте социальной синергетики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 307-310.

13. Попов В.В., Щеглов Б.С., Грановская М.В. Специфика концепта «интервал» в исследовании социальных процессов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 872875.

14. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофе-енко В.А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361364.

15. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука,2000.324с.

16. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. 448 с.

LEVELS OF INTERSUBJECTIVITY OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES IN A SOCIAL GROUP OF AN INCLUSIVE SOCIETY

Popov V.V., Dzyuba L.M., Musika O.A.

Rostov State Economic University (RINH)

In the context of modern socio-philosophical theories, the problem of intersubjectivity of individuals with disabilities (OS) in the social field of an inclusive society is considered. It is shown that, within the framework of intersubjectivity, an individual with disabilities constructs scenarios of interaction and relationships with other individuals with disabilities as social subjects who are in the existential field of everyday life. It is shown that the allocation of levels of intersubjectivity is associated with the value and target characteristics of the socially constructive activity of an individual with disabilities. The features of the implementation of intersubjectivity in the social space of a small group of individuals with disabilities are analyzed. It is postulated that the individual is presented not as a performer

of an alternative set of constructive actions and decisions in the life of a social group, but as a subject of active creative and project activities. Socially constructive activity is associated with the creative activity of the individual in the implementation of the goals, attitudes, intentions that exist within the framework of his social field and the paradigmatic approach to social being that he adheres to. It is shown that the study of the specifics of the socially constructive activity of an individual with disabilities in the context of social interactions to construct the existence of a social group of an inclusive society is significant from the standpoint of scenarios for a person's "entry" into such a group. Situations are considered in which the transformations of the inclusive society influence the formation of the features of the formation of intersubjectivity in the social group of individuals with OB, concerning the synthesis of the characteristics of the individual and social being of the individual.

Keywords: including society, social being, individual being, phenomenology, intersubjectivity, limited opportunities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

3. Husserl E. Ideas towards pure phenomenology and phenomenological philosophy. Moscow, Russia: Acad. Project, 2009. 538 p.

4. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kamene-va I. Yu., Kolobkova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakho-va G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popryadukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

5. Popov V.V., Agafonova T.P. Specifics of the temporality of the legal consciousness of a social subject // Fundamental Research. 2015. No. 2-25. pp. 5730-5733.

289

6.

7.

9.

10,

11

Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhenko Ya.V. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-2. pp. 315-318.

Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A. The concept of transitivity and transformation of society // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. pp. 365-368.

Popov V.V., Muzyka O.A. The specificity of the interval concept of time: the experience of conceptualization // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. pp. 36-39.

Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of transitional states of modern Russian society // Social and humanitarian bulletin of the South of Russia. 2011. No. 7-8 (15-16). pp. 39-45.

Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A., Ukolov A.O. Temporality and transitivity in

the historical process // International Journal of Applied and Fundamental Research.

2016. No. 7-6. pp. 1110-1113.

12. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A., Ukolov A.O. Features of globalization in the context of social synergy // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 8-2. pp. 307-310.

13. Popov V.V., Shcheglov B.S., Grano-vskaya M.V. The specificity of the concept "interval" in the study of social processes // Fundamental research. 2015. No. 2-4. pp. 872-875.

14. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeen-ko V.A. Social Contradiction in the Context of Nonlinear Processes // International Journal of Applied and Fundamental Research.

2017. No. 1-2. pp. 361-364.

15. Habermas Y. Moral consciousness and communicative action. St. Petersburg: Nau-ka, 2000.324 p.

16. Hintikka J. Logical and epistemological research. M.: Progress, 1980. 448 p.

290

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.