Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ / ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Тимофеенко Вероника Андреевна

В современных философских, педагогических и социологических работах наблюдается интерес к теоретическим и практическим аспектам инклюзии, что отразилось в комплексных исследованиях, касающихся становления включающего общества. Показывается, что значительный интерес представляет экзистенциальная проблематика с акцентом на интегральное исследование собственно человеческого существования в контексте формирования специальных социальных групп индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Демонстрируется, что экзистенциальный подход к комплексному изучению общества инклюзии подразумевает активное применение категорий и концептов аппарата философии существования с приоритетом категории экзистенции. Поэтому исследование жизнедеятельности индивида как субъекта с ограниченными возможностями переносится с различных аспектов социального бытия на рассмотрение специфики бытия индивидуального. Постулируется, что индивидуальное бытие индивида приоритетно определяется его соотнесением с социальным бытием развивающегося социума и с бытием специальной социальной группы. Показывается, что основные параметры индивидуального существования человека с ограниченными возможностями идентифицируются и проявляются в наличном бытии индивида, поскольку это бытие индивидуально с учетом социальных, биологических и физиологических факторов. Рассматриваются ситуации, в которых переживание индивидом своего наличного бытия в рамках социальных преобразований непосредственно влияет на обостренное восприятие им негативных событий и явлений, характерных для трансформационных процессов, а его собственная целерациональная деятельность в обществе инклюзии предполагает направленность на имеющиеся ограничения относительно свободы выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Тимофеенко Вероника Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE INDIVIDUAL EXISTENCE OF INDIVIDUALS WITH LIMITED OPPORTUNITIES IN EVERYDAY LIFE OF AN INCLUSIVE SOCIETY: EXISTENTIAL APPROACH

In modern philosophical, pedagogical and sociological works, there is an interest in the theoretical and practical aspects of inclusion, which is reflected in comprehensive studies related to the formation of an inclusive society. It is shown that existential problems are of considerable interest with an emphasis on the integral study of human existence itself in the context of the formation of special social groups of individuals with disabilities (OD). It is demonstrated that the existential approach to the comprehensive study of the society of inclusion implies the active use of the categories and concepts of the apparatus of the philosophy of existence with the priority of the category of existence. Therefore, the study of the life of an individual as a subject with disabilities is transferred from various aspects of social life to the consideration of the specifics of being an individual. It is postulated that the individual existence of an individual is primarily determined by its correlation with the social existence of a developing society and with the existence of a special social group. It is shown that the main parameters of the individual existence of a person with disabilities are identified and manifested in the individual’s existence, since this existence is individual, taking into account social, biological and physiological factors. Situations are considered in which the individual’s experience of his actual existence within the framework of social transformations directly affects his heightened perception of negative events and phenomena characteristic of transformational processes, and his own purposeful rational activity in a society of inclusion implies a focus on the existing restrictions regarding freedom of choice.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОВСЕДНЕВНОСТИ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Специфика индивидуального бытия индивидов с ограниченными возможностями в повседневности включающего общества: экзистенциальный подход

©

CJ

см л

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» -Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: vitl_2002@list.ru

Тимофеенко Вероника Андреевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и гуманитарно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» -Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: nika61ru@mail.ru

В современных философских, педагогических и социологических работах наблюдается интерес к теоретическим и практическим аспектам инклюзии, что отразилось в комплексных исследованиях, касающихся становления включающего общества. Показывается, что значительный интерес представляет экзистенциальная проблематика с акцентом на интегральное исследование собственно человеческого существования в контексте формирования специальных социальных групп индивидов с ограниченными возможностями (ОВ). Демонстрируется, что экзистенциальный подход к комплексному изучению общества инклюзии подразумевает активное применение категорий и концептов аппарата философии существования с приоритетом категории экзистенции. Поэтому исследование жизнедеятельности индивида как субъекта с ограниченными возможностями переносится с различных аспектов социального бытия на рассмотрение специфики бытия индивидуального. Постулируется, что индивидуальное бытие индивида приоритетно определяется его соотнесением с социальным бытием развивающегося социума и с бытием специальной социальной группы. Показывается, что основные параметры индивидуального существования человека с ограниченными возможностями идентифицируются и проявляются в наличном бытии индивида, поскольку это бытие индивидуально с учетом социальных, биологических и физиологических факторов. Рассматриваются ситуации, в которых переживание индивидом своего наличного бытия в рамках социальных преобразований непосредственно влияет на обостренное восприятие им негативных событий и явлений, характерных для трансформационных процессов, а его собственная целерациональная деятельность в обществе инклюзии предполагает направленность на имеющиеся ограничения относительно свободы выбора.

Ключевые слова: экзистенциализм, интерсубъективность, включающее общество, мир повседневности, индивидуальное бытие, ограниченные возможности (ОВ).

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/, в рамках научно-исследовательского проекта "«Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение. В современных философских, педагогических и социологических работах наблюдается интерес к теоретическим и практическим аспектам инклюзии, что отразилось в комплексных исследованиях, касающихся становления включающего общества. Причем правомерен приоритет педагогических источников и философии образования, однако методологические и теоретические основы изучения включающего социума необходимой разработанности не получили. В этой связи естественный интерес представляет экзистенциальная проблематика с акцентом на интегральное исследование собственно человеческого существования в контексте формирования специальных социальных групп индивидов с ограниченными возможностями (ОВ).

Основная часть. Выделение экзистенциального аспекта связано с тем, что современный трансформирующийся социум, несущий масштабные социально-экономические изменения и кризисы, инициирует осмысление и представление сущностных характеристик человека, его индивидуального бытия в условиях определенной изолированности и дистанцированности от общества. Подобная позиция, конечно, отражает весьма сильные допущения и идеализации, касающиеся понимания диалектики соотнесения индивидуального и социального в бытии человека с ограниченными возможностями.

Включающее общество представляет особый сегмент общества в целом, подразумевающий соотнесение специальных и общих принципов и законов его формирования, развития и функционирования. И определяется это, во многом, особенностями понимания места и роли человека как индивида с ограниченными возможностями в становлении социальной структуры социума, его реальной включенности в процессы реализации локальных и общественнозначимых программ и проектов. При этом во включающем социуме роль рационального осмысления социального и индивидуального бытия менее значима, чем его эмоциональное объяснение, связанное с чувственно-эмоциональным переживанием своего индивидуального бытия.

Экзистенциальный подход к комплексному изучению общества инклюзии подразумевает активное применение категорий и концептов аппарата

философии существования с приоритетом категории экзистенции. Поэтому исследование жизнедеятельности индивида как субъекта с ограниченными возможностями переносится с различных аспектов социального бытия на рассмотрение специфики бытия индивидуального. Значимым становится концепт человеческой субъективности, который непосредственно отражает как человеческую сущность, так и социальную реальность. Эта идея поддерживается концепцией М. Хайдег-гера, а Ж.П. Сартр отмечал, что реальность и подлинность действительности заключается в процессе переживания человеком собственной экзистенции. В этой связи бытие индивида с ограниченными возможностями представляется как уникальное бытие. С позиции экзистенциальной концепции существование индивида с ОВ в обществе инклюзии, до некоторой степени, определяется пространственными и темпоральными характеристиками. Это вытекает из понимания природы бытия в экзистенциальной философии, которая связывает экзистенцию с «экзистенциальным разрывом», а не с наличным бытием.

Переосмысление сущности индивидуального бытия индивида с ограниченными возможностями во включающем социуме имплицитно приводит к миру повседневности, к жизнедеятельности и поведению человека с ОВ в реалиях повседневности. Отметим, что в рамках формирования исследовательской методологии для общества инклюзии традиционные философские категории дополняются экзистенциальными категориями ва-лидности, общезначимости, интерсубъективности и др. Существование индивидов с ограниченными возможностями в особой группе людей с ОВ представляется именно с позиции категорий и концептов мира повседневности. Впрочем, данная ситуация не предполагает «отход» от применения общефилософских концептов при рассмотрении включающего социума, однако жизнедеятельность в повседневной реальности характеризует осуществление индивидом с ОВ собственного налично-индивидуального бытия. В особой группе людей с ОВ действуют правила и принципы, базирующиеся на осознании индивидами реализации своих основных задач и потребностей, зависящих от их индивидуальных физиологических и психологических особенностей, специфики деятельности и существования в обществе. Акцент интегрального изучения включающего социума переносится на анализ комплекса переживаний индивидов с ОВ своего наличного бытия, хотя приоритет имеет социальная группа как включающий микросоциум.

Внутренние противоречия современного социума вполне находят свое отражение в становлении включающего общества. В таком обществе имеется множество собственных естественных причин социальных конфликтов и катаклизмов. Ситуация связана с неоднозначностью и противоречивостью самого существования индивида с ограниченными возможностями внутри особых групп

людей с ОВ. Между тем, индивидуальное бытие индивида приоритетно определяется его соотнесением с социальным бытием развивающегося социума и с бытием специальной социальной группы. То есть, индивидуальное бытие индивида с ОВ представляет своеобразный отчужденный проект бытия социального. Повседневная реальность становящегося социума определяет специфику повседневной жизнедеятельности и существования индивидов в особой социальной группе. Формируются локальные механизмы диалога индивидов, проявляющиеся как поле интерсубъективности настроений, чувств и переживаний людей, взаимосвязанных и взаимодействующих в своеобразном пространстве социальной отчужденности.

Отчуждение становится методологически значимым концептом при изучении интерсубъективности в рамках особой группы людей с ОВ. Экзистенциальная позиция предполагает, что в мире повседневности включающего общества интерсубъективность в особых социальных группах иногда проявляется в виде тревоги, тоски и страха. Подобные пограничные ситуации наполняют повседневную реальность чувствами отчаяния, заброшенности, страдания и т.п. При этом экзистенциальность индивидов с ограниченными возможностями инициирует чувства трагедии, возможных болезней и смерти. Конечно, подобные состояния наличного бытия индивида представляются весьма разнообразно на стадиях его вхождения и вовлеченности в особую социальную группу. Причем период вхождения в пространство особой группы иногда проявляется в обостренном чувстве собственной субъективности в связи с тем, что в этом периоде у человека соотнесение эмоционального и рационального определяется параметрами свободы выбора и ответственности. Однако в процессе осмысления и интерпретации основ своего существования в реалиях повседневности группы людей с ОВ, сам индивид интенсивно вживается в пространство и механизмы поля интерсубъективности.

Основные параметры индивидуального существования человека с ограниченными возможностями идентифицируются и проявляются в наличном бытии индивида, поскольку это бытие индивидуально с учетом социальных, биологических и физиологических факторов. Наличное бытие индивидов в особой социальной группе формируется посредством их интегрирования с позиции как общих задач и интересов, так и существующих физических и психологических различий.

Отметим, что индивиды отличаются возможностями осмысления и осознания особенностей социального бытия, проявляющимися в процессе их существования в повседневной реальности. Поэтому переживание своей наличной бытийно-сти дает возможность человеку в поле интерсубъективности обозначить и проявить собственные познавательно-креативные способности, касающиеся реализации программ, значимых для становления особой социальной группы.

сз о

о Л о

о сз о в

в u

CM

л

С другой стороны, переживание индивидом своего наличного бытия в рамках социальных преобразований непосредственно влияет на обостренное восприятие им негативных событий и явлений, характерных для трансформационных процессов, а его собственная целерациональная деятельность в обществе инклюзии предполагает направленность на имеющиеся ограничения относительно свободы выбора. Однако именно в таких ситуациях у индивида с ограниченными возможностями возникает понимание сущности и специфики индивидуального существования, представления о свободе, жизни и смерти. Констатируем, что индивиды имеют отличия с позиции познавательных возможностей, осознания приобретенного индивидуального опыта, биологического и физического потенциала.

Заключение. Феномен экзистенции, как налично-уникального существования, проявляется в качестве методологической основы для представления индивидом с ОВ своих способностей, возможностей, перспектив социализации в обществе инклюзии. Это своеобразная интерпретация индивидуального бытия человека, специфический способ жизнедеятельности индивида в особой социальной группе людей с ОВ. Поэтому в процессе осмысления и понимания своего индивидуально-наличного бытия индивид может адекватно представить и воспринимать бытие социальной группы, коррелировать с ним, находясь в диалоге с другими индивидами и реализуя свои деятельностные и познавательные интенции.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 21152119.

2. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16-20.

3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Москва, Россия: Акад. Проект, 2009. 538 с.

4. Научные исследования: информация, анализ, прогноз // Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухи-на Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

5. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпорально-

сти в социально-философском дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

6. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419421.

7. Попов В.В., Киселев С.А., Уколов А.О. Особенности структуры социального процесса в контексте исторических событий // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 1922.

8. Попов В.В., Лойтаренко М.В. Самоорганизующиеся системы в контексте постнекласси-ческой науки // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 177-178.

9. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

10. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

11. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

12. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 114-122.

13. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Аль-тернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

14. Попов В.В., Музыка О.А. Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 3639.

15. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 2538.

16. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). Р. 6-19.

THE SPECIFICITY OF THE INDIVIDUAL EXISTENCE OF INDIVIDUALS WITH LIMITED OPPORTUNITIES IN EVERYDAY LIFE OF AN INCLUSIVE SOCIETY: EXISTENTIAL APPROACH

Popov V.V., Timofeenko V.A.

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) Rostov state University of Economics (RINH)

In modern philosophical, pedagogical and sociological works, there is an interest in the theoretical and practical aspects of inclusion, which is reflected in comprehensive studies related to the formation of an inclusive society. It is shown that existential problems are of considerable interest with an emphasis on the integral study of human existence itself in the context of the formation of special social

groups of individuals with disabilities (OD). It is demonstrated that the existential approach to the comprehensive study of the society of inclusion implies the active use of the categories and concepts of the apparatus of the philosophy of existence with the priority of the category of existence. Therefore, the study of the life of an individual as a subject with disabilities is transferred from various aspects of social life to the consideration of the specifics of being an individual. It is postulated that the individual existence of an individual is primarily determined by its correlation with the social existence of a developing society and with the existence of a special social group. It is shown that the main parameters of the individual existence of a person with disabilities are identified and manifested in the individual's existence, since this existence is individual, taking into account social, biological and physiological factors. Situations are considered in which the individual's experience of his actual existence within the framework of social transformations directly affects his heightened perception of negative events and phenomena characteristic of transformational processes, and his own purposeful rational activity in a society of inclusion implies a focus on the existing restrictions regarding freedom of choice.

Keywords: existentialism, intersubjectivity, including society, the world of everyday life, individual being, limited opportunities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

3. Husserl E. Ideas towards pure phenomenology and phenom-enological philosophy. Moscow, Russia: Acad. Project, 2009. 538 p.

4. Scientific research: information, analysis, forecast // Lip-skaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Vo-ronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdo-va N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolob-kova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V.,

Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

5. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse // Scientific Thought of the Caucasus. 2006. No. 1. S. 24.

6. Popov V.V., Muzyka O.A., Dziuba L.M. Factor and levels of temporality in the context of human subjective reality // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). pp. 419-421.

7. Popov V.V., Kiselev S.A., Ukolov A.O. Features of the structure of the social process in the context of historical events // Society: philosophy, history, culture. 2016. No. 11. S. 19-22.

8. Popov V.V., Loitarenko M.V. Self-organizing systems in the context of post-non-classical science // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 3-2. pp. 177-178.

9. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science// Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90.

10. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

11. Popov V.V., Chalenko M.V. Specifics of transitional states of modern Russian society//Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia - 2011 - No. 7-8 (15-16) - P. 39-45.

12. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. The concept of transitivity in the context of the transformation of society // Context and reflection: philosophy about the world and man.

2016. V. 5. No. 5A. pp. 114-122.

13. Popov V.V., Muzyka O.A., Maksimova S.I. Alternative studies in the context of social development // Eurasian legal journal.

2017. No. 4 (107). pp. 373-375.

14. Popov V.V., Muzyka O.A. The specificity of the interval concept of time: the experience of conceptualization // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. pp. 36-39.

15. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

16. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.