Научная статья на тему 'Конструктивистская интерпретация как теоретическая установка концепции инклюзии'

Конструктивистская интерпретация как теоретическая установка концепции инклюзии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ / ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ МОДЕЛИ / «ВКЛЮЧАЮЩЕЕ» ОБЩЕСТВО / МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ОСОБЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / CONSTRUCTIVE PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF INCLUSION / INDIVIDUAL BEING / GOAL-ORIENTED ACTIVITY / INTERPRETIVE MODELS / " INCLUSIVE " SOCIETY / MENTAL IMAGES / SPECIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Музыка Оксана Анатольевна

Показывается, что в конструктивизме социальная реальность воссоздается именно социально, но истолковывается и интерпретируется исключительно индивидуально в русле индивидуального бытия человека. В этом конструктивная философия достаточно близка экзистенциализму. То есть, социальная реальность не существует отдельно от субъективной когнитивности и индивидуальной перцептивности. Поэтому знания о реальности формируются через теоретические конструкты, а не посредством обращения к фактам, явлениям, процессам действительности. Постулируется, что социальное пространство конструируется целерационально как синтез интерпретационных возможностей активного познающего субъекта и особенностей трансформирующегося общества. Субъект «входит» в социальную реальность, для которой характерна наполненность различными значениями и смыслами как продуктами целерациональной инновационной деятельности социальных субъектов, конструирующих и интерпретирующих собственное индивидуальное бытие. интерпретация является ключевым понятием в конструктивной философии. Рассматривается концепция интерпретации, основывающейся на отдельных системах теоретических конструктов, выступающих в качестве смыслообразующих единиц научного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVIST INTERPRETATION AS A THEORETICAL SETTING OF THE CONCEPT OF INCLUSION

It is shown that in constructivism, social reality is recreated precisely socially, but is interpreted and interpreted exclusively individually in line with the individual being of a person. In this respect, constructive philosophy is quite close to existentialism. In other words, social reality does not exist separately from subjective cognition and individual perceptivity. Therefore, knowledge about reality is formed through theoretical constructs, and not by referring to facts, phenomena, and processes of reality. It is postulated that social space is constructed purposefully as a synthesis of interpretive capabilities of an active cognizing subject and features of a transforming society. The subject "enters" the social reality, which is characterized by the fullness of various meanings and meanings as products of purposeful innovative activity of social subjects, who construct and interpret their own individual being. interpretation is a key concept in constructive philosophy. The article considers the concept of interpretation based on separate systems of theoretical constructs that act as semantic units of scientific discourse. Such a universal unit in constructivism is the interpretative model, through which the interpretation of understanding and understanding of mental images of individual human experience occurs. Such models organize the system of concepts of concepts and categories of constructive philosophy. The use of interpretive models to adequately interpret and understand events and situations in social groups (social groups of subjects with OP) that creates opportunities in the design field informative alternative embodiments of celebrationary of action of the knowing subject.

Текст научной работы на тему «Конструктивистская интерпретация как теоретическая установка концепции инклюзии»

Конструктивистская интерпретация как теоретическая установка концепции инклюзии

Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", omuzika@gmail.com

Показывается, что в конструктивизме социальная реальность воссоздается именно социально, но истолковывается и интерпретируется исключительно индивидуально в русле индивидуального бытия человека. В этом конструктивная философия достаточно близка экзистенциализму. То есть, социальная реальность не существует отдельно от субъективной когнитивности и индивидуальной перцептивности. Поэтому знания о реальности формируются через теоретические конструкты, а не посредством обращения к фактам, явлениям, процессам действительности. Постулируется, что социальное пространство конструируется целерационально как синтез интерпретационных возможностей активного познающего субъекта и особенностей трансформирующегося общества. Субъект «входит» в социальную реальность, для которой характерна наполненность различными значениями и смыслами как продуктами целерациональной инновационной деятельности социальных субъектов, конструирующих и интерпретирующих собственное индивидуальное бытие. интерпретация является ключевым понятием в конструктивной философии. Рассматривается концепция интерпретации, основывающейся на отдельных системах теоретических конструктов, выступающих в качестве смыслообразую-щих единиц научного дискурса. Ключевые слова: конструктивная философия, философия инклюзии, индивидуальное бытие, целерациональная деятельность, ин-терпретативные модели, «включающее» общество, ментальные образы, особые потребности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-013-00117/20

В современной философской литературе ведется активный поиск адекватных теоретических оснований для формирования корректной теории инклюзии. Ключевой проблемой является построение интегральной концепции «включающего общества», в рамках которого реализуется системный анализ существования и функционирования специальных и локальных социальных групп. В этом направлении значимым является привлечение в научный дискурс основных идей и понятийного аппарата конструктивной философии. Особый исследовательский интерес в контексте конструктивизма связан с обращением к субъектам с ОП (особыми потребностями).

Конструктивизм постулирует, что социальная реальность воссоздается именно социально, но истолковывается и интерпретируется исключительно индивидуально в русле индивидуального бытия человека. В этом конструктивная философия достаточно близка экзистенциализму. То есть, социальная реальность не существует отдельно от субъективной когнитивности и индивидуальной перцептивности. Поэтому знания о реальности формируются через теоретические конструкты, а не посредством обращения к фактам, явлениям, процессам действительности. Отметим, что каждый субъект осуществляет целе-рациональную деятельность, руководствуясь интерпретацией теоретических конструкций. В этой связи познающий и рефлексирующий субъект в рамках конструктивистской позиции - это приоритетно интерпретирующий субъект.

Социальное пространство конструируется целерационально и как синтез интерпретационных возможностей ак-

тивного познающего субъекта и особенностей трансформирующегося общества. Субъект «входит» в социальную реальность, для которой характерна наполненность различными значениями и смыслами как продуктами целе-рациональной инновационной деятельности социальных субъектов, конструирующих и интерпретирующих собственное индивидуальное бытие. Заметим, что социализация человека предполагает внесение в его жизнедеятельность общих универсальных концептов и смыслов, инициирующих процесс индивидуальной проективно-интерпретаци-онной целерациональной деятельности субъекта, адаптированной к реалиям трансформирующегося общества. Что касается субъектов с ОП, то они в рамках такого процесса, во-первых находятся в границах перехода к «принимающему» обществу (как первого этапа общества «включающего»), во-вторых, интерпретируют и распредмечивают универсальные смыслы и ценности относительно специфики той социальной группы, в которой осуществляется их жизнедеятельность.

Постулируем, что интерпретация является ключевым понятием в конструктивной философии. При этом общее представление об интерпретации основывается на отдельных системах теоретических конструктов, выступающих в качестве смыслообразующих единиц научного дискурса. Подобной универсальной единицей в конструктивизме выступает интерпретативная модель, посредством которой происходит истолкование осмысления и понимания ментальных образов индивидуального человеческого опыта. Такие модели упорядочивают систему концептов понятий и категорий конструктивной философии.

Конструктивизм показывает, что социализация приоритетно происходит в процессе взаимодействия различных индивидов. Именно в таком процессе индивиды реализуют свои возможности и способности направленные на интер-

претационную деятельность. Для субъектов с ОП важно понять основные схемы взаимодействия в специальных социальных группах. Они будут отличаться от тех, с которыми они сталкивались в обычном открытом общество. Акцент делается на осмыслении субъектов с ОП особенностей своего индивидуального бытия в русле специфики «включающего» общества. Индивидуальное бытие инициирует сугубо уникальные значения и смыслы, которые субъект с ОП придает не только собственным действиям внутри социальной группы, но и всему комплексу взаимодействий других субъектов. Как результат, субъекты с Оп вырабатывают собственные интерпретативные модели, приобщающие их к универсальным смыслам и ценностям социальной реальности.

Интерпретативные модели непосредственно определяют целерацио-нальную деятельность и комплекс действий познающего субъекта. Такие модели формируют комплексы знаний и мнений, определяющих направленность действий человека. Использование интерпретативных моделей позволяет адекватно осмысливать и понимать события и ситуации в социальных группах (в специальных социальных группах субъектов с ОП), что создает широкие возможности в конструировании познавательного поля альтернативных вариантов реализации целерацио-нальных действий познающего субъекта. Этот субъект с учетом собственных индивидуальных предпочтений выбирает из имеющихся альтернатив наиболее эффективный вид или комплекс действий, что нередко называют стратегией индивидуальной жизнедеятельности. Так как теоретические конструкты и интенции обычно направлены к сценариям будущего развития социума, то определение стратегии целера-циональной деятельности связаны с социально-проективными представлениями субъекта относительно ближайшего будущего, что основывается на его собственном опыте и его осмыслении и

реконструкции с помощью интерпрета-тивных моделей. Полученный опыт правомерно рассматривать как результат деятельности, как продукт индивидуальных действий субъекта. Именно в опыте проверяется корреляция теоретических конструкций с социальными прогнозами, касающимися социальной реальности. Как следствие, социальный субъект способен провести реконструкцию или модификацию интерпретатив-ной модели в случаях, когда конечный результат его по каким-либо параметрам не устраивает.

Конструктивная философия особое внимание уделяет теоретическим аспектам социальной координации. Социальная координация представляет собой процесс, в рамках которого дея-тельностные субъекты осуществляют координацию своих локальных действий и взаимодействий путем использования и применения универсальных моделей интерпретации собственных действий и их организации. Координация весьма значима для субъектов с ОП в переходе их из «принимающего» общества в общество «включающее». Субъекты с ОП осуществляют корреляцию индивидуальных особенностей с набором стереотипов специальной социальной группы. Интерпретации таких особенностей позволяет предполагать их дальнейшую трансляцию в систему «включающего» общества. Действия субъектов с ОП направлены на наиболее «комфортное» вхождение в специальную социальную группу, они коорди-нированны с действиями других субъектов с ОП в процессе совместной жизнедеятельности. Социальная координация дает возможность субъектам с ОП приобщиться к ценностным стереотипам мира повседневности закрытого социума.

Обратим внимание на то, что механизмы социальной координации предполагают использование универсальных и локальных интерпретативных моделей. Универсальные модели касаются универсальных координаций индивидов в социальных группах с учетом

специфики их коммуникации. Локальные интерпретативные модели определяют социальную координацию относительно конкретных действий субъекта в контексте динамики различных уровней реальности. Подобные модели иногда называют организующе-интерпретатив-ными, учитывая, что они регулируют социальную организацию локальных действий в жизнедеятельности социальной группы или общества в целом. Локальные интерпретативные модели характерны для подсознательного уровня субъективности индивида, они обеспечивают эффективность и соотнесенность действий различных субъектов.

Механизмы социальной координации достаточно сложны и многопла-новы, во многом это связано с индивидуальными особенностями субъектов, разным интеллектуальным уровням. Поэтому восприятие интерпретативных моделей неодинаково. Более того, в подобном случае справедливо отметить, что нецелесообразно искать универсально-идентичные интерпретативные модели, характерные для всех индивидов социальной группы. В действительности в любом обществе люди, так или иначе, договариваются о координации своих действий, поэтому социальная координация приобретает оттенок социальной конвенциональности.

Литература

1.Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Учебное пособие / О.А. Музыка. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ 2010. 288 с.

2.Музыка О.А. Методологические аспекты исследования нелинейного процесса развития общества в "бифуркационном поле ". Философия права. 2010. № 6 (43). С. 21-25.

3.Музыка О.А. Человек и общество в период кризиса (синергенический подход). Власть. 2009. № 10. С. 79-82.

4.Музыка О.А. Линейная (классическая) и нелинейна (постнеклассическая) концепции социально-исторического

ц Гп::а 1

процесса: сравнительный анализ. Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 192-196.

5.Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпоральност в социально-философском дискурсе. Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

6. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Та-ранова В.А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско-методологические аспекты. Международный журнал экспериментального образования- 2014. № 8-2. С. 42-46.

7.Попов В.В., Музыка О.А. Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации. Международный журнал экспериментального обра-зования.2015. № 3-2. С. 36-39.

8.Попов В.В., Музыка О.А. Фактор темпоральности в контексте бытия социального субъекта. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 40-43.

9. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития. Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

10. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека. Евразийский юридический жур-нал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В. Социальные трансформации в правовых отношениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2. С. 315-318.

12.Попов В.В., Музыка О.А., Тимо-феенко В.А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

13.Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий. Философия права-2015- № 1 (68)- С. 25-29.

14. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового со-

знания социального субъекта. Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 5730-5733.

15. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве. Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5743-5747.

16. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке. Философия права- 2012-№ 5 (54)- С. 86-90.

17. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества. Социально-гуманитарный вестник Юга России-2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

18.Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение. Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилевская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. и др. Воронеж, 2003. Том Книга 3.

Constructivist interpretation as a theoretical

setting of the concept of inclusion Musika O.A.

Rostov State University of Economics It is shown that in constructivism, social reality is recreated precisely socially, but is interpreted and interpreted exclusively individually in line with the individual being of a person. In this respect, constructive philosophy is quite close to existentialism. In other words, social reality does not exist separately from subjective cognition and individual perceptivity. Therefore, knowledge about reality is formed through theoretical constructs, and not by referring to facts, phenomena, and processes of reality. It is postulated that social space is constructed purposefully as a synthesis of interpretive capabilities of an active cognizing subject and features of a transforming society. The subject "enters" the social reality, which is characterized by the fullness of various meanings and meanings as products of purposeful innovative activity of social subjects, who construct and interpret their own individual

being. interpretation is a key concept in constructive philosophy. The article considers the concept of interpretation based on separate systems of theoretical constructs that act as semantic units of scientific discourse. Such a universal unit in constructivism is the interpretative model, through which the interpretation of understanding and understanding of mental images of individual human experience occurs. Such models organize the system of concepts of concepts and categories of constructive philosophy. The use of interpretive models to adequately interpret and understand events and situations in social groups (social groups of subjects with OP) that creates opportunities in the design field informative alternative embodiments of celebrationary of action of the knowing subject.

Key words: constructive philosophy, philosophy of inclusion, individual being, goal-oriented activity, interpretive models," inclusive " society, mental images, special needs.

References

1.Music O.A. Social synergetics: methodology, semantics, axiology. Textbook / O.A. Music. Rostov-on-Don. SFedU Publishing House 2010.288 p.

2.Music O.A. Methodological aspects of the study of the nonlinear process of society development in the "bifurcation field". Philosophy of Law. 2010. No. 6 (43). S. 2125.

3.Music O.A. Man and society during the crisis (synergistic approach). Power. 2009. No. 10. S. 79-82.

4. Music by O.A. Linear (classical) and nonlinear

(post-non-classical) concepts of the socio-historical process: a comparative analysis. Basic research. 2012. No. 11-1. S. 192-196.

5. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse. Scientific thought of the Caucasus. 2006. No. 1.P. 24.

6. Popov V.V., Loitarenko M.V., Taranova V.A.

Social contradictions and transition periods: philosophical and methodological aspects. International Journal of Experimental Education - 2014. № 8-2. S. 42-46.

7. Popov V.V., Music by O.A. Specificity of the

interval concept of time: the experience of conceptualization. International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. S. 36-39.

8. Popov V.V., Music by O.A. The factor of temporality in the context of being a social subject. International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. S. 40-43.

9. Popov V.V., Music O.A., Maximov S.I. Alternative studies in the context of social development. Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 373-375.

10. Popov VV, Music OA, Dzyuba LM. Factor and levels of temporality in the context of human subjective reality. Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). S. 419-421.

11. Popov V.V., Music O.A., Kozhenko Ya.V. Social transformations in legal relations. International Journal of Applied and Basic Research. 2017. No. 3-2. S. 315-318.

12. Popov V.V., Music O.A., Timofeenko V.A. Social contradiction in the context of nonlinear processes. International Journal of Applied and Basic Research. 2017. No. 12. S. 361-364.

13. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the context of dynamic categories. Philosophy of Law - 2015- № 1 (68) - pp. 25-29.

14. Popov V.V., Agafonova T.P. Specificity of the temporality of the legal consciousness of a social subject. Basic research. 2015. No. 2. S. 5730-5733.

15. Popov V.V., Timofeenko V.A. Methodological features of the transit period in a catching up state. Basic research. 2015. No. 2-25. S. 5743-5747.

16. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science. Philosophy of Law - 2012- № 5 (54) - S. 8690.

17. Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of the transitional states of modern Russian society. Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia - 2011- № 7-8 (15-16) -pp. 39-45.

18. Modern entrepreneurship: socio-economic dimension. Emelyanov S.G., Golik N.I., Novikova I.V., Chirkova M.B., Fedosov P.E., Zolotorev V.N., Popov V.V., Ovchinnikova T.I., Kloizner V D., Devyatkin G.T., Vavulin D.A., Timoshenko O.A., Varlamova T.P., Lakhnova T.V., Mogilevskaya G.I., Lavrentyeva I.V., Velikaya E.G. ., Litvinova A.V., Semenov V.A., Isupova O.A. et al. Voronezh, 2003. Volume Book 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.