Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / INTERNET ADDICTION / ADDICTION / JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдорова Алёна Витальевна

Компьютерные технологии, социальные сети, Глобальная сеть Интернет в современном обществе занимает значительное место в жизни ребёнка. Обучение, развитие, отдых происходит зачастую совместно с социальными сетями, Интернетом, современными гаджетами и компьютером. К сожалению, доступность и развитие компьютерных технологий не всегда приводит в положительным последствиям. На стадии обучения начального общего образования у ребёнка происходит смена вида деятельности от игровой к учебной, а также этот возраст является переходным и у ребёнка складываются основные принципы, взгляды и мировоззрение. Вследствие этого ребёнок примеряет на себя различные социальные роли. К сожалению, у детей не всегда удается учебная деятельность, возникают различные конфликтные ситуации в семье, школе. Из-за этого ребенок ищет место, где он сможет реализовать себя анонимно, примерив на себя различные роли. Таким местом является Интернет и социальные сети. Таким образом, развивается Интернет-зависимость. Ее развитие происходит довольно быстро и не заметно для большинства родителей, поэтому в последствии возникают педагогические и психологические проблемы. Данное исследование направлено на изучение исследований о Интернет-зависимости, ее развитии у детей начального школьного возраста и проблемах, возникающих при Интернет-зависимости у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET - DEPENDENCE OF CHILDREN OF ELEMENTARY EDUCATION, AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Computer technologies, social networks, the Global Internet in modern society occupies a significant place in the life of the child. Training, development, recreation often takes place in conjunction with social networks, the Internet, modern gadgets and a computer. Unfortunately, the availability and development of computer technologies does not always lead to positive consequences. At the stage of teaching primary general education, the child has a change in the type of activity from game to training, and also this age is transitional and the child has basic principles, views and worldview. As a consequence, the child tries on various social roles. Unfortunately, children do not always succeed in learning activities, there are various conflict situations in the family and school. Because of this, the child is looking for a place where he can realize himself anonymously, trying on various roles. Such a place is the Internet and social networks. Thus, Internet addiction is developing. Its development occurs quite quickly and is not noticeable for the majority of parents, so later there are pedagogical and psychological problems. This study is aimed at studying the research on Internet addiction, its development in children of primary school age and the problems that arise with Internet addiction in children.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

независимых субъектов. Приводится краткий обзор основных договоров, заключённых в вышеуказанный период, а также даётся характеристика политических последствий заключения данных соглашений.

Ключевые слова: Россия, Украина, Черноморский флот, Севастополь, политика.

Annotation. The article deals with the forming of the Black Sea Fleet's problem in Russian-Ukrainian diplomatic relations at an early stage. The article will examine the principal diplomatic documents adopted in 1991 -1993, describe the key events which took place during the disintegration of the Soviet Union and show the forming of the political cooperation character of the two countries as independent parties. The article provides a short summary of the main agreements concluded during the promotion period and gives the description of their political consequences.

Keywords: Russia, Ukraine, Black Sea Fleet, Sevastopol, politics.

Литература:

1. Горбачёв С. П. Год первый: под флагом Касатонова / C. П. Горбачёв // Севастополь в третьей обороне 1991-19...: Хроника одного противостояния с элементами развала: сб. науч. трудов. - Севастополь: Б. и., 1995. - С. 4 - 5.

2. Малыгин А. В. Крымский узел / А. В. Малыгин. - Симферополь: Новый Крым, 2000. - 162 с.

3. Ремчуков К. В. Ельцин - Кравчук: разговор будет непростым / К. В. Ремчуков // Независимая газета. -1992. - № 111 (535). - C. 1 - 2. / URL: http://www.yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-17-iyunya-1993-goda (дата обращения: 04.03.2018).

4. Фёдоровых А. Н. Раздел Черноморского флота в цифрах и фактах / А. Н. Фёдоровых // Фонд Имперского возрождения. Аналитический центр. - 2007. - URL: http://fondiv.ru/articles/3/193/ (дата обращения: 03.03.2018)

5. Фёдоровых А. Н. Черноморский флот в российско-украинских отношениях: непростой путь от конфронтации к диалогу (1991-2000 гг.) / А. Н. Фёдоровых // Труды Института российской истории. - 2009. -Выпуск 8. - С. 298-322.

УДК 37.06

ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

магистрант Фёдорова Алёна Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Статья (публикация) подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания, проект №27.2617.2017/4.6

Постановка проблемы. Глобальная сеть Интернет в наше время становится частью жизни ребёнка. Применение компьютерных технологий в процессе развития, обучения и отдыха детей вызывают у них привыкание, что в конечном итоге приводит к интернет - зависимости. Педагоги и психиологи зачастую становятся свидетелями отчаяния родителей от того, что их ребёнок становится абсолютно зависимым от компьютерных технологий и интернета. Интернет-зависимость чаще всего сопровождается большим количеством поведенческих и психологических проблем.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 12.02.2018 представил данные исследования о том, сколько россиян в декабре 2017 пользовались интернетом.

Всего интернет - пользователей - 80% опрошенных. Выходят ежедневно в Сеть - 64%, 11% - несколько раз в неделю.

По данным Mediascope, ежемесячная аудитория интернета в октябре 2016 года - марте 2017 года достигла количества 87 млн. человек в возрасте 12 - 64 лет, что составило приблизительно 71% от всего населения страны (как следует из отчета, здесь и далее имеется в виду население Российской Федерации в возрасте от 12 - 64 лет).

В младшем школьном возрасте происходит сменяя стиля и образа жизни: новые социальные роли, новые требования ученика. У ребёнка меняется восприятие своего «Я» в системе отношений, меняются ценности ребёнка, интересы, весь уклад его жизни, режим дня.

Изложение основного материала исследования. С физиологической точки зрения - младший школьный возраст время физического роста, наблюдается дисбаланс в физическом развитии школьника. Физическое развитие опережает развитие нервной системы и психическое развитие, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. У ребёнка могут проявляться беспокойство, повышенная потребность в движении, утомляемость.

Так как младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, то школьное обучение отличается особой социальной значимостью для школьника, опосредованными отношениями с взрослыми оценками и образцами, следованием и приобретением правил, общих для всех. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. У детей появляется способность концентрировать внимание на скучных для них действиях, внешние впечатления остаются отвлекающим фактором. Школьникам трудно сосредоточится на сложном, непонятном для него материале. Внимание школьника младшего школьного возраста отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Восприятие отличается слабой дифференцированностью. Интенсивно развивается самосознание и самооценка, это зависит от успеваемости и особенности общения школьника со сверстниками и учителем. Важным аспектом развития личности ребёнка в младшем школьном возрасте являются познавательные мотивации. В познавательные мотивации входят учебно - познавательные мотивы, а также мотивы самосовершенствования. Мотивация достижения нередко в начальном звене становится доминирующей для ребёнка. Дети с низкой самооценкой и отсутствием мотивации, чаще всего пользуются дома свободой, доступностью к сети Интернет, родители меньше интересуются успехами ребёнка и меньше хвалят за высокие достижения. Отношение к самому себе, как к ученику начальной школы в большой мере определяются семейными ценностями.

Для ребёнка младшего школьного возраста мир интернета, социальных сетей и компьютерных игр интересен:

- отсутствие ответственности. Невозможность или затруднительность проверки и анонимность предоставленной личной информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств;

- возможность исправить любую ошибку путем многочисленных попыток;

- наличие личного мира, в который нет доступа ни для кого, кроме самого ребёнка;

- возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий;

- полная отстраненность и абстрагирование от окружающего мира и реалистичность процессов.

Также Интернет-зависимость опасна тем, что ребёнок, проводя много времени в социальных сетях начинает быть зависимым от общения с виртуальными друзьями. Причины травли ребёнка могут возникнуть как за пределами сети Интернет, так и внутри социальных сетей без воздействия реальных факторов. Также возможно запугивание ребёнка, как анонимное, так и довольно открытое и агрессивное массовое или индивидуальное. Именно поэтому родителям и ребёнку стоит наладить доверительные отношения между друг другом и объяснить ребёнку к кому и куда обращаться, если возникла ситуация Интернет-травли.

Существует опасность в так называемом «клонировании», когда школьник представляет себя в социальных сетях, как популярного кумира. Ребёнок может делать из-за отсутствия внимания взрослых, доверительных отношении в школе, дома.

Отказ от реального «Я» и замена «двойником» свидетельствуют о том, что у ребёнка могут быть трудности в принятии собственной личности, характера, сложности в коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми, заставляющие избегать проблем.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что с развитием доступности и частоты применения детьми начального школьного возраста глобальной сети Интернет возникает педагогические и психологические проблемы из-за развития у детей интернет - зависимости.

Для интернет - зависимого ребёнка начального школьного возраста характерно «предвкушение» аддикативной реализации, низкий самоконтроль, нарушение социальной адаптации в настоящей (реальной) жизни, низкая критика к собственному состоянию. Интернет - зависимые дети испытывают депрессивные расстройства различных форм, в том числе суицидальные наклонности, нарушение режима дня и сна, нарушение физического здоровья и психического развития.

Первое определение Интернет - зависимости в 1996 году дал американский психолог, психиатр, доктор Айвен Голдберг. Интернет - зависимость, по его мнению, - это расстройство поведения в результате использования интернета и компьютера [14].

Современные исследователи подразумевают под интернет - зависимостью навязчивое, патологическое желание войти в сеть Интернет и невозможность прервать сеанс пребывания «онлайн» [13].

Для формирования у детей младшего школьного возраста интернет - зависимости существует ряд психологических факторов. Первые - факторы, действие которых непосредственно адресовано сознанию ребёнка, то есть индивидуально-психологические.

Проблема патологической зависимости появляется тогда, когда аддиктивное поведение начинает доминировать в сознании ребёнка [4]. В ее основе лежит, стремление избежать реальности за счет изменения своего психического состояния.

Этапы развития компьютерной онлайн - зависимости у детей и подростков описали Зайцев В. В. и Шайдулина А.Ф. [2]:

Трудность в устранении Интернет - зависимости у детей начальной школы в полной доступности детей к глобальной сети Интернет.

Как и любую болезнь, интернет-зависимость легче предупредить, чем лечить. Поэтому стоит заниматься профилактикой интернет-зависимости в семье, учебном процессе ребенка. Примерами таких мероприятий могут служить профилактические беседы, занятость ребёнка в различных мероприятиях и социальной жизни школы, установление чётких временных рамок пользования интернетом, обучать ребёнка пользоваться Интернетов в качестве поиска знаний, умений и навыков, новых возможностей, хвалить его и замечать все достижения ребёнка, создавать комфортную психологическую обстановку в семейном и дружеском коллективе ребёнка.

Профилактическая работа по предупреждению и устранению Интернет-зависимости классного руководителя, педагогов, специалистов должна строится исходя из вычисления и понимания причины аддикативного поведения ребёнка. Учащимся следуем самим открывать приемлемые для них способы решения проблемы и делать для себя выводы то есть обучение и профилактика должны быть основано на деятельности. Все специалисты, педагоги и родители должны работать единой командой.

Коррекционное направление работы со школьниками во многом пересекается с профилактической работы: вначале нужно выяснить причину, после выяснения единой командой специалистов, родителей и педагогов разработать правильную концепцию действий, форм и способов коррекции т.к. каждый случай для ребёнка индивидуален.

Выводы. Подводя итоги исследования о психолого - педагогической проблеме интернет - зависимости у детей начальной школы можно сказать о том, что проблема интернет - зависимости при современной глобализации общества актуальна. Поэтому следует разрабатывать программы, курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации, семинары и т.д. для педагогов, психологов, специалистов и родителей для обучения по профилактике интернет - зависимости у детей и о правильном порядке действий, если у ребёнка уже начала развиваться интернет-зависимость или есть подозрения о развитии такого рода зависимости.

Аннотация. Компьютерные технологии, социальные сети, Глобальная сеть Интернет в современном обществе занимает значительное место в жизни ребёнка. Обучение, развитие, отдых происходит зачастую совместно с социальными сетями, Интернетом, современными гаджетами и компьютером. К сожалению, доступность и развитие компьютерных технологий не всегда приводит в положительным последствиям. На стадии обучения начального общего образования у ребёнка происходит смена вида деятельности от игровой к учебной, а также этот возраст является переходным и у ребёнка складываются основные принципы, взгляды и мировоззрение. Вследствие этого ребёнок примеряет на себя различные социальные роли. К

сожалению, у детей не всегда удается учебная деятельность, возникают различные конфликтные ситуации в семье, школе. Из-за этого ребенок ищет место, где он сможет реализовать себя анонимно, примерив на себя различные роли. Таким местом является Интернет и социальные сети. Таким образом, развивается Интернет-зависимость. Ее развитие происходит довольно быстро и не заметно для большинства родителей, поэтому в последствии возникают педагогические и психологические проблемы. Данное исследование направлено на изучение исследований о Интернет-зависимости, ее развитии у детей начального школьного возраста и проблемах, возникающих при Интернет-зависимости у детей.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, аддикация, младший школьный возраст.

Annotation. Computer technologies, social networks, the Global Internet in modern society occupies a significant place in the life of the child. Training, development, recreation often takes place in conjunction with social networks, the Internet, modern gadgets and a computer. Unfortunately, the availability and development of computer technologies does not always lead to positive consequences. At the stage of teaching primary general education, the child has a change in the type of activity from game to training, and also this age is transitional and the child has basic principles, views and worldview. As a consequence, the child tries on various social roles. Unfortunately, children do not always succeed in learning activities, there are various conflict situations in the family and school. Because of this, the child is looking for a place where he can realize himself anonymously, trying on various roles. Such a place is the Internet and social networks. Thus, Internet addiction is developing. Its development occurs quite quickly and is not noticeable for the majority of parents, so later there are pedagogical and psychological problems. This study is aimed at studying the research on Internet addiction, its development in children of primary school age and the problems that arise with Internet addiction in children.

Keywords: Internet addiction, addiction, junior school age.

Литература:

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/

2. Золоткова Е.В., Тюрина Е.В. Формирование познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития. - 2018. №58-3. С. 108-111

3. Ермоленко А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности // Психология. - 2011. - №2. - С. 22-26

4. Колычева Г.Ю., Шейнова Т.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. - 2018. №58-3. С. 134-139

5. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 1. С. 23-26.

6. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб.:Медицинскаяпресса, 2001. - 176 с.

7. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

8. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

9. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 43-51.

10. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

11. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

12. Young K. S. Internet addiction: symptoms, evaluation, and treatment [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.netaddiction.com.

13. Pevzner M.N., Donina I.A., Ushanova I.A., Aleksandrova N.V., Afonina V.V. Management of diversity: information and marketing approach // Педагогические инновации - 2017 Материалы международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 15-17.

14. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

УДК 378

ИНТЕГРИРОРВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МЕТОДИК В КУРСЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

доцент Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В условиях наличия многочисленных специальностей и профилей, а также уровней обучения в техническом университете в процессе обучения иностранному языку в сфере деловой коммуникации особое значение приобретает учёт реального контекста преподавания. При этом возникает необходимость соотнесения аутентичных методик зарубежных авторов с индивидуально разработанными учебно- методическими и дидактическими материалами практикующих педагогов, а также переноса акцентов в процессах преподавания и обучения и функциях преподавателя и обучаемого. Инновационная деятельность требует выхода за пределы привычных и ограниченных рамками действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.