Научная статья на тему 'Интеллект-карта как технология формирования первоначальных навыков общения на эвенкийском языке'

Интеллект-карта как технология формирования первоначальных навыков общения на эвенкийском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / ОБЩЕНИЕ / ДИАЛОГ / ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / MIND MAPS / COMMUNICATION / DIALOGUE / EVENKI LANGUAGE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Осипова Сардана Игнатьевна

Статья посвящена вопросам обучения эвенкийскому языку посредством технологии интеллект-карты. В исследовании рассмотрены основные теоретические основы и экспериментальная проверка на практике по формированию первоначальных навыков общения младших школьников на эвенкийском языке в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Осипова Сардана Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND MAP HOW TECHNOLOGY IS SHAPING INITIAL COMMUNICATION SKILLS IN THE EVENK LANGUAGE

The article is devoted to the issues of teaching the Evenk language through the technology of intellect-card. The study describes the basic theoretical foundations and experimental verification in practice on the formation of the initial communication skills of primary school children in the Evenki language in primary school.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карта как технология формирования первоначальных навыков общения на эвенкийском языке»

Церкви, 95% родителей дали письменное согласие на посещение детьми занятий по программе «Возрождение», реализуемой совместно с Североморской епархией.

Важным элементом проекта является родительский лекторий «Семья - основа духовно-нравственного воспитания». Его проводит представитель Североморской епархии. В лектории приняло участие 36 родителей. В ходе беседы родители задавали вопросы Отцу Павлу: что происходит с нашими детьми? Откуда берется эгоизм, агрессия, желание отстоять любым способом своё мнение (даже в том случае, когда ребёнок понимает, что не прав)? Чего не хватает нашим детям? Как поступить? Что поможет: «кнут» или «пряник»? Где граница между жестокостью и наказанием, любовью и вседозволенностью?

Значимым достижением проекта является установление тесного контакта с Североморской епархией. Ее представители привлекаются к реализации всех мероприятий проекта, часть мероприятий проводится на базе Духовно-просветительского центра Североморской епархии. В рамках проекта было проведено более двадцати совместных мероприятий. Важным результатом проекта является то, что школьники, родители, педагоги обращаются за советами к Отцу Павлу, духовному наставнику нашей школы.

Выводы. Реализация проекта Центр духовно-нравственного воспитания школьников «Созвездие добра» показала эффективность взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Важным результатом проведенного проекта является вывод о необходимости и возможности интеграции идей и практическом сотрудничестве православной и социально-культурной педагогики в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Литература:

1. Горбунова Н.В. Развитие словаря старших дошкольников средствами художественной литературы в разных видах деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-1. С. 70-73

2. Зелененко А.Н. О сущности, смысле и содержании понятия «духовно-нравственное воспитание» в православной традиции / А.Н.Зелененко // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции. -Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. - 2016. - С. 169-176.

3. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии // дисс. канд. Пед. наук. Кемерово, 2004

4. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

5. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 43-51.

6. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults//Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

7. Pevzner M.N., Donina I.A., Ushanova I.A., Aleksandrova N.V., Afonina V.V. Management of diversity: information and marketing approach // Педагогические инновации - 2017 Материалы международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 15-17.

8. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С. Специфика взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанника // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №58-2. С. 191-194

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Осипова Сардана Игнатьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ОБЩЕНИЯ НА ЭВЕНКИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения эвенкийскому языку посредством технологии интеллект-карты. В исследовании рассмотрены основные теоретические основы и экспериментальная проверка на практике по формированию первоначальных навыков общения младших школьников на эвенкийском языке в начальной школе.

Ключевые слова: интеллект-карты, общение, диалог, эвенкийский язык, педагогический эксперимент, младший школьник.

Annоtation. The article is devoted to the issues of teaching the Evenk language through the technology of intellect-card. The study describes the basic theoretical foundations and experimental verification in practice on the formation of the initial communication skills of primary school children in the Evenki language in primary school.

Keywords: mind maps, communication, dialogue, Evenki language, pedagogical experiment, Junior high school student.

Введение. Особую актуальность в последние годы приобретает возрождение языков коренных малочисленных народов Севера (Россия и Китай). Их изучают в сорока школах Республики Саха (Якутия), в том числе эвенкийский язык преподается в восемнадцати образовательных организациях. Общая языковая ситуация малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) с точки зрения их реального

функционирования оценивается как кризисная, так как употребление данных языков сведено до минимума (эвенкийский, эвенский), а некоторые на грани исчезновения (юкагирский) [6].

Проблема в том, что даже в местах компактного проживания эвенков республики отсутствует языковая среда и общение на эвенкийском языке (Хатыстыр, Угоян, Кутана Алданского района, Оленек Оленекского улуса и т.д.). Социальная функция у языков КМНС ограничивается рамками семейного, производственно-бытового общения и устного художественного творчества, то есть применением в немногочисленных сферах, хотя и занимающих большое место в повседневной жизни народа. Прочие среды и сферы, которых значительно больше, обслуживаются, как правило, языком межнационального общения (русский, якутский). В связи с утерей родного языка, одним из основных задач обучения эвенкийскому языку является формирование навыков практического владения языком в устной форме (общение). Ученики должны учиться воспринимать эвенкийский язык на слух и общаться, т.е. вести несложный разговор - диалог.

Изложение основного материала статьи. В обучении эвенкийскому языку не владеющих необходимо разработать обучающую систему, которая направлена на формирование новой речевой деятельности. Методика развития речи - педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей. Основная задача методики - разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими учителей начальных классов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности. Основное содержание данного курса - формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими [4, с. 34].

Задачами методики как прикладной науки, называют три ее задачи:

-Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по эвенкийскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.

- Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения эвенкийскому языку, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т.п.

- Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов эвенкийскому языку, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т.д. [5, с. 72].

По мнению Кудри А.А., методика обучения эвенкийскому языку является составной частью педагогики, а именно ее общей теории обучения - дидактики. Кроме всех известных дидактических принципов при обучении эвенкийскому языку необходимо еще придерживаться следующих специфических принципов:

- принцип коммуникативной направленности обучения языку ориентирован на то, чтобы в результате обучений учащиеся овладели необходимым минимумом умений и навыков для пользования языком как средством общения в рамках предложенной темы, по программе. Язык изучают, прежде всего, для того чтобы с его помощью общаться с другими и получать на нем какую-нибудь информацию.

- принцип учета возрастных особенностей, места проживания, круга интересов и возможностей общения.

- принцип учета взаимосвязи и взаимовлияния языков в условиях многоязычия;

По мнению Берелтуевой Д.М., «обучение учащихся разговорной речи на эвенкийском языке осуществляется в течение всего учебного года как отдельный этап каждого занятия, который занимает 3 - 5 минут. При этом система работы включает в себя все известные в методике обучения второму языку» [1]. Обучение разговорной речи строится по следующим этапам:

1 этап работы - это предъявление материала, когда учитель ставит перед детьми задачу, что на данном занятии нужно усвоить, для чего это нужно, когда и в каких жизненных ситуациях данный материал становится нужен и т.д. Во вступительной речи, как и при объяснении материала, учитель стремится по мере необходимости пользоваться эвенкийским языком, например, перевести термин или передать содержание понятия, может применить запись на интерактивной доске, провести хоровое проговаривание терминов, его определения и т.д.

Далее учитель знакомит учащихся с микродиалогом - образцом, он может прочесть его сам или дать прослушать аудиозапись данного диалога. Можно использовать YouTube, где размещены диалоги. Для лучшего усвоения можно сделать так, чтобы образец микродиалога был наглядно изображен на таблице или на доске. После прослушивания образцов диалога нужно объяснить обучающимся, когда и при каких жизненных обстоятельствах какой из вариантов диалога подходит, какие комбинации элементов реплик еще возможны, какой интонацией нужно сопровождать высказывания, какие жесты могут применяться в данной реплике (например, кивнуть или покачать головой, развести руками, пожать плечами), какие соответствующие этому выражению средства имеются на родном языке (например: учунэ - шумно, дэмэре -надоело) и т.д. [1]. После этого учащиеся могут некоторые незнакомые слова, выражения или обороты добавить в свои словарные тетради.

2 этап работы - это использование в диалоге языковых средств по методу управляемых высказываний. На этом этапе микродиалог-образец необходим для чтения и отработки подходящей интонации. Наблюдения показывают, что учащиеся, даже не зная более удобный для использования краткий вариант реплики, все-таки избегают его, дают неуместный в данном контексте, но привычный для них полный ответ. Поэтому желательно, чтобы все ученики потренировались в выговаривании и произношении новых для них речевых конструкций диалога. Чтение образцов диалога можно осуществлять различными способами: повторение чтения за учителем (оно имеет особое значение для отработки правильного интонирования реплик), совместно с учителем, без учителя (хоровое или по ролям). Но нужно помнить, что хоровое чтение без учителя, хотя и обеспечивает стопроцентное участие всего класса в чтении, но зато затрудняет усвоение интонационного оформления речи [1].

После того, как учащиеся научились практически использовать предлагаемые выражения и обороты в диалоге, проводятся задания конструктивного характера. Это могут быть:

- подбор подходящей реплики из данных образцов на высказанную учителем реплику-стимул (реплики учитель-ученик);

- продолжение диалогов по заданной схеме с изменением слов;

- подбор различных возможных вариантов реакции (радость, восторг, удивление) на одну и ту же реплику учителя (реплики учитель-ученик);

- перестройка заданной реплики, т.е. присоединение к ней других высказываний по заданию учителя или следуя ситуации;

- перестройка заданных диалогов: замена в них одних реплик другими, вставка в диалог указанных видов реплик из предложенных;

- придумывание реплик ученик - ученик по заданию учителя (по заданной схеме);

- составление диалогов по заданной схеме и др.

В целях обучения полноценному диалогу используется обучающий сайт «Эвенгус», куда педагог добавляет разные виды заданий по отработке разнообразных реплик. Здесь задания предлагаются дополнительно в зависимости от условий обучения: устно, на листочках, на интерактивной доске и т.д. Можно менять лексику, уточнить ситуации, участников диалога и т.д. Продуктивность работы педагога зависит от его компетенции, уровня владения эвенкийским языком и культурой. Опытный педагог, знающий закономерности диалогической речи, умеющий вступать в контакт с детьми будет добиваться успеха в обучении за короткое время.

Перечисленные виды упражнений обучают детей комбинировать по заданию учителя на усвоенный материал в разных вариантах. Такую комбинацию, согласно создавшейся ситуации, приходится проделывать нам и в реальной жизненной обстановке. Количество упражнений того или иного вида зависит от уровня речевой подготовки учащихся, их возраста, психологической обстановки на уроке, мотивации на изучение эвенкийского языка. Недостаточное выполнение упражнений какого-либо вида из указанных, как показывают наблюдения, может вызвать затруднения при выполнении следующего упражнения. Поэтому желательно соблюдать последовательность перехода от простых заданий к более сложным. В условиях отсутствия речевой среды упражнения конструктивного характера занимают значительное место в общей системе работы над разговорной диалогической речью [1].

Третий этап - это упражнения в относительно самостоятельном использовании усвоенного материала в речи. На этом этапе дети знают не менее 200-300 эвенкийских слов. Сюда могут относиться упражнения на составление диалогов по заданной ситуации и разговор учащихся об известных им фактах из жизни в кочевье. На этом этапе работы в младших классах необходима помощь учителя и его помощников -подсказки, поправки. Но в отличие от предыдущих упражнений учащиеся должны иметь большую свободу в выборе темы и содержания разговора [1]. При составлении диалогов по заданной ситуации также встречается некоторые трудности. Так, иногда обучающийся в первой же реплике «выдаёт» всю информацию, который им выдал учитель, и разговор может сразу угаснуть, из громоздкого объяснения ситуации получается диалог очень малой длины. Или же ученики могут лишь повторить слова учителя, не добавляя от самих себя ничего, диалог превращается в пересказ ситуации по ролям. В таких ситуациях, конечно, нельзя дать рекомендации на все случаи, многое зависит от умения самого учителя и учащихся. Во всяком случае, можно объяснить ученикам, что люди не сразу выкладывают все, что они знают, обычно больше выясняется в процессе разговора, поэтому и бывает нужен разговор между собеседниками. Также можно предлагать ситуации по частям, корректируя ее по мере того, в каком направлении идет диалог, какие варианты общения становятся возможными.

При проведении диалогов по заданной ситуации можно рекомендовать такие варианты:

- Ситуация подкрепляется опорными словами и схемой диалога;

- Ситуация снабжается частично или опорными словами или схемой;

- Дается лишь описание ситуаций в устной или письменной форме, а дети должны составит диалог по

ней.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы делаем вывод, что формирование первоначальных навыков общения на эвенкийском языке происходит как процесс усвоения разных видов диалога, усваиваются слова и их словоформы. Специальная работа ведется по отработке мимики и жеста, которые сопровождают устную речь. Усваиваются интонационные конструкции эвенкийского языка.

Процесс обучения диалогу состоит из следующих этапов:

Первый этап - подготовка учащихся к ведению диалога на эвенкийском языке.

Второй этап - отработка элементарного говорения учащихся на эвенкийском языке. Третий этап -применение диалогических форм в различных ситуациях общения на эвенкийском языке.

Рассмотрим программу первоначального обучения эвенкийскому языку не владеющих, разработанную В.П. Марфусаловой. Материал в данной программе распределен по тематическим группам и количеству часов. Один урок содержит список слов для усвоения и типовые фразы для закрепления изученных на данном уроке слов, грамматический материал для заучивания наизусть, а также примерные тексты диалога по пройденной теме [6, с. 36].

Сущность формирования навыков общения на эвенкийском языке заключается:

- в осуществлении диалогического общение на бытовом уровне со сверстниками и взрослыми в пределах изучаемой тематики, что дала бы коренным жителям возможность общаться между собой на родном языке.

- понимать на слух живую эвенкийскую речь как при непосредственном общении с собеседником, так и при разговоре окружающих;

- умение понимать основное содержание несложной письменной информации: название книг, статей в газете, текстов на знакомые темы.

Диалогическая речь, которой мы обучаем не владеющих эвенкийским языком, включает в себя элементы разговорной речи, но в то же время по содержанию и тематике она должна быть богаче и разнообразнее, чем обиходно-разговорная речь. Диалогическая речь учащихся должна, в основном, совпадать с простой книжно-письменной речью, употребительной как в устном общении, так и в учебных текстах для чтения. Другими словами, обучение учащихся разговорной речи есть одна из сторон развития у них устной речи, но в то же время обучения устной речи еще не говорит о том, что мы обучаем детей именно разговорной речи, поэтому для формирования у детей навыков общения нужно больше практики, в виде непосредственного общения с носителями языка, у которых разговорная речь немного отличается от устной речи [2, с. 67].

Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутск в 4 классе в количестве 8 школьников, которые изучают эвенкийский язык два года - экспериментальная группа. Контрольная группа -ученики из 4 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» п. Хатыстыр Алданского района в количестве 12 учеников, которые изучают два года эвенкийский язык на уроках по дополнительному

предмету. Эксперимент проводился с 14 января по 30 апреля 2016-2017 учебного года в три этапа с перерывами.

Работа состояла из 3 этапов: констатирующий этап, целью которого было выявление первоначального уровня развития эвенкийской речи; формирующий этап, на котором проводились занятия с использованием методов и приемов по развитию эвенкийской речи; контрольный этап, целью которого являлось выявление и сравнение уровня развития эвенкийской речи с первоначальными показателями учащихся.

По результатам диагностики по методике «Тест с закрытыми ответами» пришли к выводу, что учащиеся контрольной группы более общительные чем, ученики экспериментальной группы, потому что на трудных заданиях просили о помощи, выпрашивали подсказки. Экспериментальная группа же на общение не стремилась, заданные им тесты выполняли без вопросов. Упражнения, в выполнении заданий которых они затруднились так и оставили открытыми.

Проанализировав ответы экспериментальной группы можно сделать вывод, что учащиеся могут рассказать о себе и о своей семье, простыми и не длинными предложениями, данную тему изучают на первом году обучения. О школе рассказать затруднились обе ученицы, так как тема «школа» еще не пройдена и диалог на уроках по этой теме не отрабатывали, поэтому результаты по диагностике «Тест творческий» у обеих учениц Н - низкий.

Исходя из результатов данной методики, можно сделать вывод, что имена существительные и глаголы учащиеся используют чаще чем остальные части речи. Обучающиеся контрольной группы более коммуникабельны: поддерживают общение, на контакт идут легко, смело рассказывают о себе, своей семье, о школе, чем ученики экспериментальной группы. Большинство учащихся выбирают «любимым» предметом эвенкийский язык.

Исходя из результатов диагностики сделаем вывод, что у учеников четвертого класса МОБУ СОШ №38, экспериментальная группа, низкий уровень развития эвенкийского языка, чем у контрольной группы, учащихся МБОУ СОШ № 20. Недостаточный уровень владения эвенкийским языком мешает свободно вести диалог (общение) на данном языке. Для его повышения нужно образовать «эвенкийскую среду» общения на каждом уроке и систематически работать.

Проанализировав уровень развития эвенкийского языка у учащихся четвертого класса, мы пришли к выводу, что недостаточно применение методов и приемов обучения. Необходимо целенаправленно работать над разработка и применением разных видов технологии. В отличие от методов и приемов технология является целостной системой обучения, разрабатываемой специально для реализации целей и задач образования. В данном случае для обучения эвенкийскому языку н владеющих.

Образовательная технология имеет определенную структуру, в которой определяющее значение имеет мотивация ребенка на обучение. Далее она строится по определенной схеме или модели, которая повторяется системно в процессе обучения до тех пор, пока не достигается цель образования. В данном случае пока педагог не добьется желаемого результата в обучении эвенкийскому языку. Для формирования первоначальных навыков общения на эвенкийском языке мы использовали технологию интеллект-карты. Создателями этой технологии являются английские психологи Тони и Барри Бьюзен. При ее использовании активизируется работа обоих полушарий головного мозга, благодаря чему информация сохраняется в памяти в виде целостного образа и запоминания ключевых слов общего текста. Происходит движение мысли от общего к частному и обратно [3].

Формирующий этап - целью которого является подбор комплекса упражнений, которые направлены на формирование первоначальных навыков общения на эвенкийском языке. Работа по формированию речи учащихся сочетается с каждым занятием эвенкийского языка, как синтетического предмета: урок родного языка - 3 часа в неделю, решаются те или иные задачи развития устной и письменной речи учащихся. Всего было проведено 5 занятий у учащихся 4 класса, в количестве двух учеников.

С учетом возраста обучающихся наиболее эффективным способом создания и повышения мотивации младших школьников является использование текстов, которые являются близкими опыту обучающегося, т.е. реальные жизненные ситуации и их примеры, наглядные красочные картинки, слайды, игры на призовые места, использование медиа и аудиотехники. Кроме того, важно включать в описание задания ориентировку, которая обеспечит ребенку его выполнение, работа со схемами, символами, знаками.

Специфические условия школы благоприятны для овладения мыслительными операциями и развития образного и логического мышления. У всех детей, поскольку их мало в классе, есть возможность не только послушать ответы товарищей, но и попытаться оформить собственные мысли в устной речи.

Интеллект-карта - это модель графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, приспособление для развития памяти и мышления. Интеллект-карта представляют собой внешний «снимок» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени. Она отражает связи между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. Интеллект-карты - очень эффективное приспособление для решения таких вопросов, как показ презентации, принятие решений, распределение собственного времени, запоминание немалых объемов информации, проведение мозговых штурмов, рефлексия, разработка сложных проектов, самообучение, развитие, и т.д. Интеллект-карта - это творческая работа, здесь нет каких-либо точных параметров, у каждого человека уникальная и отличающаяся от остальных карта. Они очень привлекательны, схематичны, эстетичны, что позволяет ученикам работать с большим энтузиазмом.

Последовательность разработки и использования интеллект-карты на уроке эвенкийского языка можно представить в следующей технологической последовательности: для разработки карты заготавливаем оборудование - карандаши, фломастеры разных цветов; тему урока записываем посередине карты; тему занятия можно проиллюстрировать, используя подходящий рисунок для карты; каждая главная ветка интеллект-карты имеет свой цвет; главные ветви соединяются с центром, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; ветви должны быть не прямыми, а как ветки деревьев изогнутыми; для наилучшего запоминания желательно использовать изображения - ассоциации о каждом слове.

Мы стремимся сформировать первоначальные навыки общения на эвенкийском языке в младшем школьном возрасте, для этого систематически практикуемся на каждом занятии, т.е. на уроках обязательно отводим время диалогу, который выполняется по алгоритму:

1. Обучающиеся упражняются только в чтении вопросов (стимулов) и ответов (реакций), данных в учебнике или подготовленных самим учителем. Для подготовительных этапов могут быть использованы доска или раздаточный дидактический материал. На доске пишется диалог, и учащиеся читают его по ролям.

2. Затем учитель читает его сам или дает прослушать аудиозапись. После чтения образцов нужно объяснение обучающимся о том, когда, при каких жизненных обстоятельствах какой из вариантов подходит, какие комбинации элементов еще возможны, какой интонацией нужно сопровождать высказывания, какие жесты могут применяться в данной реплике (например, кивнуть или покачать головой, развести руками, пожать плечами), какие соответствующие этому выражению средства имеются на родном языке (например: учунэ - шумно, дэмэре - надоело) и т.д.

3. Упражнения относительно самостоятельного использования усвоенного материала в речи. Сюда могут быть включены задания на составление диалогов по заданной ситуации и разговор учащихся об известных им факторах.

В контрольной группе данные вторичной диагностики по сравнению с первичным не поменялись. Это обусловлено тем, что обучающиеся проходят тему: «Местность», изучают эвенкийские названия городов, поселков, гор, рек и т.д. По разговорной речи у них в этот период нет практики, занятия проходят только в письменном характере.

Результаты вторичной диагностики среди учащихся четвертого класса в экспериментальной группе улучшились на 11,68 процентов, учащиеся отвечали на вопросы и рассказывали о себе намного увереннее, стали более открытыми для диалога.

В конце каждого занятия обучающиеся оценивали свою работу выбором одной карточки из трех разноцветных кружков, которые означали: разноцветный кружок - урок понравился и я все понял; цветной однотонный кружок - урок прошел на хорошо, но есть некоторые детали, которые я не понял; черный кружок

- урок не понравился, я много чего не понял. По результатам рефлексии каждого занятия изготовили национальный летний головной убор, что является приобщением к культуре эвенков.

Выводы. В результате работы по формированию первоначальных навыков общения на эвенкийском языке в младшем школьном возрасте повышается уровень владения самим языком, мотивация к учебной деятельности, интерес к овладению родным языком и практическому их применению. Все это способствует повышению качества знаний учащихся, развитию способностей каждого ученика, активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся, формированию личностных качеств ученика, умению организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Таким образом, нами практически доказана выдвинутая гипотеза исследования, согласно которой формирование первоначальных навыков общения и развитие общения на эвенкийском языке учащихся младших школьников будет эффективным при условии, если на уроках эвенкийского языка систематически и целенаправленно использовать устный диалог, разнообразные текстовые и речевые упражнения и расширять словарный запас посредством технологии интеллект-карты.

Литература:

1. Берелтуева Д.М. Книга для учителя эвенкийской начальной школы. - СПб.: Изд-во «Дрофа», 2006 - 95 с.

2. Бойцова А.Ф. Книга для учителя эвенкийской начальной школы / А.Ф. Бойцова, Н.Я. Булатова, З.И. Ковалева, А.А. Кудря, З.Н. Пикунова и др. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние. 1997-191 с.

3. Бьюзен Т. Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003

4. Горецкий В.Г. Обучение грамоте 1-3; 1-4 классы. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько / - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.

5. Марфусалова В.П. Проблема сохранения родного языка в регионах Севера в условиях многоязычия.

- Вестник ЯГУ, том 6, №3. 2009

6. Марфусалова В.П. Эвенкийский язык: учебное пособие / В.П. Марфусалова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. - 132 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Шибаев Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Шибаева Людмила Михайловна

Северо- Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены основные принципы и условия организации самостоятельной работы студентов, при соблюдении которых она будет эффективна. В процессе применения самостоятельной работы студентов происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.

Ключевые слова: самостоятельная работа; студенты; инфокоммуникативные технологии; принципы; условия организации самостоятельной работы студентов.

Annotation. This article examines modern approaches to organization of independent work of students. The main principles and conditions of organization of independent work of students under which it will be effective. The application of independent work of students, increasing motivation of the parties of the educational process and the intensification of training as a whole.

Keywords: independent work; students; infokommunikativnye technology; principles; conditions for organization of independent work of students.

Введение. Самостоятельную работу студентов в зависимости от места и времени ее проведения, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами можно подразделить на следующие виды:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.