Научная статья на тему 'Коррекционная работа по развитию устной речи учащихся с нарушениями интеллекта как средство успешной социализации на уроках социально-бытовой ориентировки'

Коррекционная работа по развитию устной речи учащихся с нарушениями интеллекта как средство успешной социализации на уроках социально-бытовой ориентировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционная работа по развитию устной речи учащихся с нарушениями интеллекта как средство успешной социализации на уроках социально-бытовой ориентировки»

ностные опросники (только для детей школьного возраста), различные проективные методики: «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений», «Методику рисуночной фрустрации», «Детский апперцептивный тест», а также беседу и опросники, оценивающие личность родителей и воспитание. Диагност призван индивидуализировать процесс обследования, приспосабливая арсенал методов к уникальным особенностям конкретного ребенка.

Е. А. Миронова

Коррекционная работа по развитию устной речи учащихся с нарушениями интеллекта как средство успешной социализации на уроках социально-бытовой ориентировки

Первоочередная цель социально-бытовой ориентировки - формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни. Недостаточная сформированность речи учащихся с нарушениями интеллекта существенным образом влияет на становление их социальной адаптации.

Раскроем систему работы по развитию устной речи на уроках социально-бытовой ориентировки.

Работа над словарем. В процессе работы необходимо добиваться не только понимания слов и обозначаемых образов, представлений, но и научить употреблять слова в связной живой речи. Работа проводится по четырем направлениям: - обогащение словаря; - уточнение словаря; - активизация словаря; - устранение нелитературных слов.

Требования к проведению словарной работы:

• должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени;

• необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов;

• процесс презентации слов должен опираться на работу всех анализаторов (написание слова на доске, произношение слова) ;

• необходимо отрабатывать правильность произношения слов.

Работа над предложением. Научить школьников с нарушениями интеллекта правильно строить предложения - это значит помочь им подготовиться к овладению связной речью как средству общения.

Педагогу необходимо учить учащихся самостоятельно строить предложения на определенную тему. Для этого используются алгоритмы, которые помогают начать предложение, и технологические карты, которые облегчают работу по составлению предложения.

Для работы по построению предложений можно использовать следующие упражнения:

• ответы на вопросы (главным образом полные ответы);

• распространение предложений по вопросам;

• составление предложений на заданную тему;

• переработка предложений с заменой одних слов другими;

• составление предложений по технологическим картам.

Работа в системе над развитием словаря и правильным построением предложений оказывает положительное влияние на развитие связной устной речи учащихся с нарушениями интеллекта.

Работа по развитию связной устной речи. Связная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую. Их объединяет единая целевая установка: выполнение функции общения. Вместе с тем каждая из этих форм речи имеет свои особенности. Диалог - это подготовленный или неподготовленный разговор собеседников. Для него характерны простые предложения. В диалоге широко используются внеязыковые факторы: мимика, жест, эмоциональный настрой, которые вместе с репликами создают дополнительные условия для продолжения разговора.

Монолог - более сложный вид речевой деятельности, чем диалог. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятым слушателями, высказывание должно строиться логично, развёрнуто, последовательно.

У школьников с нарушениями интеллекта нарушена и диалогическая, и монологическая речь.

Организация работы по развитию устной связной речи должна отвечать ряду требований.

1. Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важный фактор повышения мотивации -заинтересованность детей в изучаемом материале. Интерес может быть вызван с помощью различных средств. Во-первых, манерой педагога вести урок. Во-вторых, поощрительными мерами, которыми он стимулирует ученика к продолжению речи: оценкой, одобрением и др. В-третьих, организацией разнообразных видов деятельности учащихся на уроке.

2. Работа над логикой высказывания.

3. Организация языковой основы для высказывания.

4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ.

5. Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на картинный, словесный планы, алгоритмы.

6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях.

199

В начале работы над диалогом учащиеся используют образцы вопросов и ответов, которые дает учитель. Предлагаемый учителем образец-диалог усваивается учениками путем многократного его повторения в различных ситуациях. В ходе диалога необходимо постоянно активизировать учащихся системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси....Скажи...Обратись к товарищу...» и т. п.

В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, педагогу необходимо сочетать индивидуальную работу с фронтальной. Учитывая склонность учащихся к подражанию, учитель во время беседы с одним из воспитанников может вовлечь в нее и остальных, постоянно побуждая их повторять те или иные высказывания. При этом широко использовать жесты, вопросы.

Для совершенствования разговорной речи нужно использовать учебно-игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры для возникновения диалога между учащимися или учеником и педагогом. Во время таких уроков закрепляются изученные слова. При этом сюжетно-ролевая игра служит не только средством усвоения, но и частичного пополнения речевого материала, уже имеющегося в опыте учеников.

Используемые на уроках социально-бытовой ориентировки учебно-игровые ситуации должны вызывать интерес у учащихся, строиться с учетом их жизненного опыта, соответствовать речевому развитию.

Одним из приемов, способствующих формированию умений делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера (учащиеся совместно с учителем составляют вопросы, которые задают работникам учреждения во время проведения экскурсии). При выполнении этих заданий учащиеся вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения и затем используют их в практике.

Для развития монологической речи необходимо использовать наглядные и практические методы, благодаря которым учащиеся всесторонне знакомятся с материалом.

Однако одной наглядно-практической деятельности недостаточно. Необходимо использовать словесные методы проговаривания. Для построения связного рассказа, сохранения логической последовательности необходимо использовать технологические карты и алгоритмы. При работе по алгоритму учащиеся сначала отвечают полными предложениями, а в конечном итоге составляют связный рассказ.

Виды заданий для развития связной речи:

- развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

- анализ прочитанного;

- устный пересказ прочитанного;

- устные рассказы по заданной теме, наблюдениям;

- составление рассказа по алгоритму, технологической карте;

- диалоги;

- импровизация различных жизненных ситуаций.

Для успешного обучения учащихся с нарушениями интеллекта необходимо проводить систематическую работу по развитию устной речи, так как это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к полноценному развитию личности, а в конечном итоге способ достижения наилучшей социализации.

Список литературы

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. -М., 2000.

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987.

3. Белобрынина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.

4. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М.: Владос, 2006.

5. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М., 2003.

6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. - М., 1970.

Н. Б. Панова, Т. К. Шахова

Организация мероприятий патриотической направленности как средство социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования. Весь воспитательный процесс направлен на создание адаптивной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка в соответствии с основными направлениями концепции модернизации российского образования. Педагоги специальных коррекционных школ находятся в постоянном поиске средств совершенствования учебно-воспитательного процесса для того, чтобы учащиеся с различной степенью умственной отсталости имели реальные возможности успешной интеграции в обществе, были достойными гражданами с правильно сформированными понятиями о патриотизме и гражданском самосознании.

В МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38» г. Череповца продолжает совершенствоваться созданная система воспитания учащихся с различной степенью умственной отсталости через реализацию содержания воспитательных программ по приоритетным направлениям образовательной деятельности: «Я -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.