Научная статья на тему 'Изучение курса "Разговорный эвенкийский язык" как условие формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников'

Изучение курса "Разговорный эвенкийский язык" как условие формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / РАЗГОВОРНЫЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / NATIVE LANGUAGE / SPOKEN EVENK LANGUAGE / PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / JUNIOR SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Петрова Марина Николаевна

В статье представлен анализ опыта изучения курса «Разговорный эвенкийский язык» с целью повышения уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников. Рассматриваются примерные основные требования к отбору содержания обучения разговорному эвенкийскому языку на начальном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE COURSE "SPOKEN EVENK LANGUAGE" AS A CONDITION OF FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF JUNIOR SCHOOL STUDENT

The article presents an analysis of the experience of studying the course "Spoken Evenk language" in order to increase the level of formation of personal universal educational actions of younger students. The article considers the approximate basic requirements for the selection of the content of teaching spoken Evenk language at the initial stage.

Текст научной работы на тему «Изучение курса "Разговорный эвенкийский язык" как условие формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников»

Педагогика

УДК: 372.461

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса кафедры начального образования, учитель начальных классов Петрова Марина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «РАЗГОВОРНЫЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ опыта изучения курса «Разговорный эвенкийский язык» с целью повышения уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников. Рассматриваются примерные основные требования к отбору содержания обучения разговорному эвенкийскому языку на начальном этапе.

Ключевые слова: родной язык, разговорный эвенкийский язык, личностные универсальные учебные действия, младший школьник.

Annotation. The article presents an analysis of the experience of studying the course "Spoken Evenk language" in order to increase the level of formation of personal universal educational actions of younger students. The article considers the approximate basic requirements for the selection of the content of teaching spoken Evenk language at the initial stage.

Keywords: native language, spoken Evenk language, personal universal educational actions, Junior school student.

Введение. Курс по родному языку для детей, невладеющих своим этническим языком, разработана на основе требований ФГОС начального общего образования. Она направлена на комплексную реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельностного, коммуникативного и этнокультуроведческого подходов к обучению родному языку.

Разработанный курс на примере эвенкийского языка способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственному развитию и воспитанию детей-эвенков младшего школьного возраста. Данный предмет играет важную роль в сохранении эвенкийского языка, находящегося по определению ЮНЕСКО под угрозой исчезновения, и становлении этнической и гражданской идентичности эвенкийских детей [1].

Формулировка цели статьи. Цель статьи - повышение уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Разговорный эвенкийский язык».

Изложение основного материала статьи. До разработки курса «Разговорный эвенкий язык», нам необходимо было проводить диагностику общей осведомленности детей на знание своей культуры на индигенном подходе, на понимание родного языка в обиходном (бытовом) уровне на фоне доминирующих культур в полиэтнической среде школы. Базу исследования выбрали с учетом темы изучения разговорного эвенкийского языка на местах компактного проживания малочисленных народов Севера, на примере МБОУ «Оленёкская средняя общеобразовательная школа имени Х.М. Николаева» Оленёкского эвенкийского национального района в Республике Саха (Якутия). В итоге обнаружили проблему о том, что учащиеся не в совершенстве понимают к какой нации они относятся, наблюдается средне-низкий интерес к родному языку. Детям было трудно переключить свое внимание, интересоваться самим процессом общения на эвенкийском языке. На основе таких результатов разработан курс «Разговорный эвенкийский язык» с целью формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

По мнению региональных исследователей-педагогов, эвенкийский язык - это язык народа, который расселен на огромной территории: с Востока на Запад с острова Сахалин до Урала, с Юга на Север - от пограничных районов России с Монголией и Китаем до Северного Ледовитого океана. Древние охотники и оленеводы освоили громадные площади и закрепили за ними эвенкийские названия. Свидетельство тому -топонимика Сибири и Дальнего Востока: географические названия, ведущие своё происхождение от эвенкийского слова бира «река», например, станция Бира, поселок Биракан, город Биробиджан (Хабаровский край). В настоящее время в этих местах не встретишь эвенков, они перекочевали, а названия остались [1, 2].

Кочевой народ постоянно находился в движении. Эвенки на оленях, лошадях, лодках и пешком издавна кочевали по сибирской и дальневосточной тайге. В истории и литературе они известны как «следопыты верхом на оленях», которые очень хорошо знали каждый участок тайги, особенности природы, тонко чувствовали изменения в природе и жили в единстве с ней.

Само название эвенков по одной из гипотез, происходит от эвенкийского «Эвми» - спускаться с гор. В прошлом эвенки кочевали родами. Каждый хорошо знал свою родословную и места кочевья родственников. Обычно роднились до 7 поколений (дялан) и старались не забывать корни и передавать их следующим поколениям. Сегодня некоторые названия родов стали фамилиями, например, Удыгир, Панкагир, Эмидак. В большинстве же случаев у эвенков русские фамилии [1, 2].

Отличительной особенностью программы курса «Разговорный эвенкийский язык» является единая коммуникативно-познавательная основа с формированием личностных универсальных учебных действий. Следовательно, содержание курса имеет все основные аспекты изучения родного языка (систему языка, речевую деятельность и развитие личностных качеств учащихся), что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Изучение разговорного эвенкийского языка в начальной школе 2 класса направлено на достижение следующих целей:

- формирование у детей уважения и интереса к своему родному языку и культуре;

- воспитание потребности в практическом использовании родного языка в различных сферах деятельности;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, памяти и мотивации к дальнейшему изучению эвенкийского языка на последующих ступенях образования;

- формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском, якутском и эвенкийском языках;

- приобщение к своим обычаям, традициям, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на эвенкийском языке;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, детских национальных игр с использованием эвенкийского языка.

Исходя из сформулированных целей, обучение направлено на решение следующих задач:

- формировать представления об эвенкийском языке как средстве общения и познания своей культуры;

- освоить элементарные лингвистические формы эвенкийского языка, необходимых для овладения устной и письменной речью;

- приобщить детей-эвенков к новому социальному опыту за счет проигрывания на эвенкийском языке различных ситуаций для семейного, бытового, учебного общения;

- формировать личностные УУД как: смыслообразование (умение отвечать на вопрос: Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?), нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей), самооценка (эмоциональное осознание себя, интерес к себе и окружающим).

Планируемые личностные результаты:

- осознание принадлежности к своему народу;

- интерес к изучению родного эвенкийского языка;

- понимание ценности познания своей культуры;

- осознание языка как средства обучения, общения и познания своей культуры;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности и в том числе к изучению эвенкийского языка;

- восприятие эвенкийского языка как главной части культуры эвенкийского народа.

Программа ориентирована для общеобразовательных учреждений, остановивших выбор на втором варианте базисного учебного плана с русским (родным нерусским) языком обучения, где предусматривается в обязательной части изучение родного языка и литературы с 1 по 4 класс по 3 часа в неделю. Изучение эвенкийского языка во 2 классе на этапе начального общего образования в объеме составляет 99 часов (34 недели).

Содержание учебного предмета.

Содержание обучения должно отвечать таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, высокая духовная ценность, аутентичность и доступность. Важно, чтобы отобранный материал на каждом этапе обучения побуждал у младших школьников познавательную активность, мотивировал их общение на родном языке и познание культуры своего народа (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент тематического планирования уроков по разговорному эвенкийскому языку во 2 классе

на 2018-2019 учебный год (1 четверть)

№ Темы уроков Кол-во часов Цель Личностные результаты

1 Дорово! (Здравствуй!) 3ч - привить любовь к родному языку, к культуре своего народа, к занятиям родителей - охоте, оленеводстве, рыболовству - умение любить свой родной язык, культуру, традиции своего народа

2 Аннанил, болони. (Времена года, осень) 3ч - сформировать представление о временах года и привить бережное отношение к родному краю и природе - умение бережно относится к своей родной природе

3 Митни классит. (Наш класс) 3ч - создать условия для формирования дружеских отношений в классе, взаимопомощи и взаимоуважения между детьми - умение формулировать собственное мнение и позицию, формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Формировать этические чувства, прежде всего-доброжелательность.

4 Бикит (Наш поселок) 3ч - привить детям любовь к родному краю, расширить знание о богатстве родного края - умение любить свой родной край, уважать и беречь свою природу

5 Дюв (Наш дом) 3ч - обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного материала по теме «Дюв» -умение осознавать возможность самореализации средствами эвенкийского языка, проявление учебно-познавательного интереса к теме, проявление уважения к своему дому.

6 Аяври эни, аяври ама (Дорогая мама, дорогой папа) 3ч - создать условия для формирования убеждения о важности и роли семьи (мамы и папы) в жизни - умение проявлять чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; - формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и

бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности

7 Посуда (Тыгэл) 3ч - создать условия для развития речи учащихся: расширение, уточнение, обогащение словаря по теме посуда - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности: - повышение мотивации к урокам развития речи

8 Уроки закреплений 3ч - создание условия для личностного осмысления учебной информации и осознанного овладения первичными умениями и навыками практической деятельности в типовых, в том числе профессиональных ситуациях, формирование общеучебных навыков, активизация познавательной активности и самостоятельной деятельности - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению эвенкийского языка, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися

Основным требованием к отбору содержания обучения эвенкийскому языку на начальном этапе является его коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения учебному предмету в начальной школе. Содержание обучения должно стать надежной базой для изучения родного языка в основной школе. Данная программа нацелена оказать помощь тем, кто изучает эвенкийский язык в школе. Она значительно облегчит путь знакомства с языком, с его наиболее активными речевыми конструкциями и I общеупотребительными словами.

Далее, представляем фрагмент урока эвенкийского языка в таблице 2.

Таблица 2

Фрагмент урока по теме: Кэргэнми (Семья)!

Этапы урока Задания разговорного курса Личностные УУД

1 Задание 1: Прослушайте и повторите слова за диктором: Смыслообразование -

Амака - дедушка ака - дядя сформированность

Энёке - бабушка амтыл - родители познавательных мотивов -

Ама - отец уноко - тетя интерес к новому;

Эни - мать экин - сестра - интерес к способу решения

Хутэ - дочь, сын акин - брат и общему способу действия;

Кунакан - ребенок дял - родня - сформированность

Тандяран - читает адеми - спит социальных мотивов

Уллидеми - шьет авдями - моет - стремление выполнять

Хавандяран - работает онедеми - рисует социально-значимую и

Задание 2: Прослушайте и повторяйте словосочетания за социально-оцениваемую

диктором: деятельность, быть полезным

1) Эниуллидеми (мама шьет) обществу

2) Амахавандяран (папа работает) - сформированность учебных

3) Энекетандяран (бабушка читает) мотивов

4) Экинонедеми (сестра рисует) - стремление к

5) акинадеми (брат спит) самоизменению -

Задание 3: Прослушав предложение, скажите, сколько в нем приобретению новых знаний

слов; и умений.

1) Минниамтылхавандяран.

2) Амака да энекетандяран

3) Унокоуллидеми

4) Ака да акинонедеми

5) Кун,аканадеми

Задание 4: Прослушайте слова и укажите долготы

эвенкийского языка:

Слова: эне, ама, экин, амака, адеми, хутэ

Задание 5: Прослушайте фразы и скажите, чем они

отличаются?

Эр минниаминми

Эр минниэнинми

Задание 6: Прочтите стихотворение и выучите

Эр минни эхэкэв,

Эр минни эвэв,

Эр минни аминми,

Эр минни энинми.

2 Задание 1: Ответьте на вопросы (учитель показывает картинки и имитация ученика) 1) Эр ни?(Эр эне) Эни эдяран? (эни авдями) 2) Эр та? (Эр кунакан) Кунаканэдяран? (кунаканадеми) 3) Эр ни? (Эр акин) Акинэдяран? (акинонедеми) Задание 2: Прослушайте текст и перескажите его по цепочке; Текст: Минникэргэнми: ама, эни, экин, амака, энеке. Энихавандяран, амахавандяран, экинтаткит, акин студент. Задание 3: Прослушайте диалог и перескажите его по ролям, не нарушая последовательности; Экин: Энеке, энекеэдяран? Энеке: Би тандяран, си эдяран? Экин: Би онедеми, энеэдяран? Энеке: Энеуллидеми. Задание 4: Прослушайте список слов и повторите все слова, которые удалось запомнить: - эне, ама, энеке, амака, экин, акин, кунакан, ака, амтыл Задание 5: Прослушайте несколько слов и назовите только те, которые относятся к одной теме: таткит, амака, сулаки, энеке, экин, иргичи, ака Нравственно-этическая ориентация - ориентировка на норму справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости.

3 Текст: Минни кэргэнми: эне, ама, экин, амака. Эни гэрбин Екатерина. Амака гэрбин Николай. Энеке хавандяран. Амака хавандяран. Экин студент. Амакааявумтандяран. Би аявумкэргэнми. 1) Этап до прослушивания Задание 1: Постарайтесь догадаться по заголовку о содержании текста: «Минникэргэнми» 2) Этап прослушивания. Задание 2: Слушая текст, впишите имена родственников в семейное древо; 3) Этап после прослушивания Задание 1: Ответьте на вопросы по содержанию текста и пр. - Энекеэдяран? Амакаэдяран? Экинэдяран? Задание 2: Изложите смысл текста одним предложением. Самооценка: - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

На первых уроках было заметно, что ученики не понимают смысл изучения эвенкийского языка, была низкая мотивация в обучении, так как для них это было что-то новое. Постепенно в ходе (курса, дети уже I стали более сосредоточенно изучать пройденные и новые темы.

Выводы. Проведение разговорного курса, способствует не только формированию личностных универсальных учебных действий, но развитию фонематических навыков, ребенок слышит и понимает что это слово очень важно, например, слово: «Эне» - мама, какое это красивое слово и что это слово означает для ребенка, он вспоминает свою любимую маму. Тут и развивается оперативная память: учитель закрепляет с помощью вопросов пройденный языковой материал.

В шерспективе] работы над «курсом] разговорного Вэвенкийского] языка ([планируются] внешкольные I практические мероприятия в летнем] лагере по проекту «Инсценировка сказок через эвенкийский язык» в I младшем школьном возрасте, т.к. в этом возрасте через сказку язык воспринимается быстро и лучше.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Берелтуева Д.М. Обучение родной речи: Уч. пособие для уч-ся 5-9 кл. общеобр. шк. - СПб.: Издательство «Дрофа», 2005. - 92 с.

2. Кочнева З.И Хочу знать родной язык. Учебное пособие по эвенкийскому языку для учащихся 2 класса, не владеющих родным (эвенкийским) языком. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 62 с.

Педагогика

УДК:372.8

доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ), Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. Среди различных причин ухудшения здоровья детей и молодежи, ученые все чаще называют, - низкую культуру.

В своем исследовании автор доказывает большой потенциал интегрированного курса «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников, предлагает условия, методические приемы и средства для его эффективного достижения.

Ключевые слова: младшие школьники, культура здоровья, личностная компетенция. Annotation. Among the various reasons for the deterioration of the health of children and young people, scientists are increasingly called, - low culture.

In his study, the author proves the great potential of the integrated course "The World" in shaping the health culture of younger schoolchildren, offers the conditions, methodological techniques and means for its effective achievement.

Keywords: younger students, health culture, personal competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.