Научная статья на тему 'Интернеттестирование как средство подготовки специалиста'

Интернеттестирование как средство подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / САМОКОНТРОЛЬ / INTERNET TESTING / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE / CONTROL OF KNOWLEDGE / INTERNET EXAMINATION / SELF-CHECKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова М.Н., Павлова Т.А.

В статье рассматривается проблема подготовки студентов к успешному прохождению интернет- тестирования. Анализируются его результаты. Предлагаются пути решения названных проблем и общая стратегия для успешного прохождения тестирования. Приведены сравнительные результаты итоговых те- стирований последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET TESTING AS MEANS OF PREPARATION OF THE EXPERT

In the article the problem of preparation of students to successful passing of Internet testing is considered. Its results are analyzed. Solutions of the named problems and the general strategy for successful passing of testing are offered. Comparative results of total testings of the last years are given.

Текст научной работы на тему «Интернеттестирование как средство подготовки специалиста»

4. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994.

5. Ниемеля П.Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.

6. Покровский В.М. Физиология человека. М.: Медицина, 1997.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: ИЦ «Академия», 2000.

8. Кривощеков С.Г., Диверт Г.М. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации. Физиология человека 2001; Т.27. №1: С.127-130.

9. URL:http://www.who.int/

References

1. Kaznacheev V.P., BaevskijR.M., BersenevaA.P. Prenosological diagnostics in the practice of mass surveys. L.: Medicina, 1980.

2. Korsakov S.S. The course of psychiatry. М.: Tipo-litografiya V.Rihtera, 1901. Vol.1-2.

3. KulaginaI.YU., Kolyuckij V.N. Age psychology: The complete life cycle ofhuman development: a manual for students. М.: PTs «Sfera», 2001.

4. LivexudB. The crises of life - the chances of life. ^luga: Duhovnoe poznanie, 1994.

5. Niemelya P. Problems of personality psychology. М.: Nauka, 1982.

6. Pokrovskij КМ. Human Physiology. М.: Medicina, 1997.

7. Xolodov ZH.K, Ruznecov V.S. Theory and Methodology of Physical Education and Sports. М.: IC «Akademiya», 2000.

8. Krivoshhyokov S.G., Divert G.М. Principles of physiological regulation of body functions in incomplete adaptation. Human Physiology 2001; Vol.27. №1: Pр.127-130.

9. URL:http://www.who.int/

УДК 51:004.738.5 М.Н. УВАРОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры математики Орловского государственного аграрного университета

Е-mail: uvarovamn.@mail.ru Т.А. ПАВЛОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры математики Орловского государственного аграрного университета

Е-mail: pavlova-tatyana-@mail.ru

UDC 51:004.738.5 M.N. UVAROVA

сandidate of Economic Sciences, associate professor of mathematics, Orel State Agrarian University E-mail: uvarovamn.@ Mail.ru T.A. PAVLOVA

candidate of Technical Sciences, associate professor of mathematics, Orel State Agrarian University E-mail: pavlova-tatyana-@mail.ru

ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА INTERNET TESTING AS MEANS OF PREPARATION OF THE EXPERT

В статье рассматривается проблема подготовки студентов к успешному прохождению интернет-тестирования. Анализируются его результаты. Предлагаются пути решения названных проблем и общая стратегия для успешного прохождения тестирования. Приведены сравнительные результаты итоговых тестирований последних лет.

Ключевые слова: интернет-тестирование, интернет-экзамен, оценка знаний, контроль знаний, самоконтроль.

In the article the problem ofpreparation of students to successful passing of Internet testing is considered. Its results are analyzed. Solutions of the named problems and the general strategy for successful passing of testing are offered. Comparative results of total testings of the last years are given.

Keywords: Internet testing, Internet examination, assessment of knowledge, control of knowledge, self-checking.

В современной ситуации для повышения качества обучения и обеспечения условий для прогнозирования потребности в специалистах российские вузы нуждаются в эффективном управлении и планировании своей деятельности. В связи с этим все большего развития достигает процесс информатизации общества, процесс

© М.Н. Уварова, Т.А. Павлова © M.N. Uvarova, T.A. Pavlova

ускоренной автоматизации всех сфер и отраслей производства и управления, что приводит к предъявлению высоких требований к качеству подготовки специалиста, их профессионализму, наличию творческого отношения к своей профессиональной деятельности.

Всестороннее использование информационных

технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность ознакомления уже на ранних этапах обучения. Одним из таких методов является компьютерное тестирование, в частности интернет-тестирование, позволяющее на различных стадиях обучения контролировать процесс усвоения материала. Это целесообразно еще и потому, что при изучении математики часто возникает психологический барьер, препятствующий пониманию и усвоению материала, обусловленный недостаточно развитым абстрактным мышлением и логическим воображением. Но в связи с интенсивным развитием компьютерной техники и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс появляются широкие возможности решения многих проблем математического образования, в том числе повышения его качества:

а) средства компьютерного моделирования и мультимедиа позволяют наглядно демонстрировать достижения математики, ее значимость на современном этапе развития, эффективно стимулировать познавательный интерес к математике;

б) сопровождение занятий имитационными моделями и интерактивными иллюстрациями значительно облегчает и углубляет проникновение в сущность математических понятий;

в) учебно-методические комплексы, включающие обучение и контролирующие программы, предоставляют возможность для организации самостоятельной работы студентов, с их помощью можно организовать изучение различных разделов математики в соответствии с пожеланиями и наклонностями обучающихся;

г) средства компьютерного тестирования позволяют осуществлять контроль знаний и умений студентов на всех этапах учебного процесса, следить за их развитием и при этом значительно экономить время преподавателя;

д) обучающие программы дают возможность наглядно работать с большим объемом данных и логическими связями между данными, они могут послужить основой для построения новых траекторий учебного процесса, исключающих последовательное «линейное» усвоение материала и включающих многообразие межпредметных связей и междисциплинарных вопросов и проблем.

Учебный процесс должен характеризоваться ориентированностью на общественные потребности, обуславливаться экономическими отношениями, а также состоянием техники, науки и педагогическими походами к осуществлению этого процесса.

При формировании профессиональной направленности весь учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы будущие специалисты могли имитировать профессиональную деятельность с использованием полученных знаний, умений и навыков на различных этапах подготовки. Вот почему целесообразно внедрение в образовательный процесс разнообразных педагогических технологий, в том числе информационных, усиление межпредметных связей, использование современных достижений науки.

В целях объективной оценки полученных студентами знаний в университете регулярно проводится Интернет-тестирование, что позволяет провести объективную проверку уровня освоения дисциплин студентами, дает возможность сравнить с другими вузами, позволяет проанализировать результаты освоения дисциплин на уровне дидактических единиц, приводит к минимизации средств для получения статистических данных [1]. Предложенные тесты охватывают весь изучаемый курс математики и включают следующие разделы: линейная и векторная алгебра, аналитическая геометрия, предел и производная функции, неопределенный и определенный интеграл, ряды, дифференциальные уравнения, теория вероятностей, математическая статистика и экономические задачи. Первоначально наибольшее затруднение у студентов вызывали прикладные задачи в связи с тем, что на изучение данных тем отводится минимальное число часов или эти темы предлагались для самостоятельного изучения. Ряд задач, предложенных в тестах в связи с уменьшением числа часов, рассматриваются в других дисциплинах (например, вопросы, связанные с математической статистикой, транспортная задача, симплекс-метод). В связи с этим были проведены дополнительные занятия, на которых были рассмотрены указанные тесты и выявлены основные моменты, на которые нужно обратить внимание. Студентам предлагалось пройти самостоятельно, в удобное для них время, тестирование в режиме самоконтроля. Количество попыток не ограничивалось. В тех группах, где студенты ответственно подходили к этому вопросу, процент правильно решенных заданий выше и колеблется от 25 до 38% (это связано с тем, что повторно проходят тестирование только студенты, которые хорошо успевают). Результаты 20102011 г. г. показывают, что число студентов, принявших участие в сеансе тестирования, изменяется от 4 до 18 (рис. 1).

Числостудентов, принявших участие в гестировании

Процент, правильно выполненных заданий

Рис.1. Результаты тестирования студентов в 2010-2011 гг.

Оценивая предыдущие результаты, на кафедре было принято решение о проведении регулярного тестирования как в конце семестра так и после изучения всего курса. Поскольку тестирование студентов проводится не в первый раз, преподавателями кафедры математики было разработано методическое пособие для подготовки к интернет-экзамену [2], которое предназначено

в помощь студентам при самостоятельной подготовке к тестированию и позволяет систематизировать знания, полученные при изучении курса математики в вузе.

Перед проведением контрольного тестирования студенты заходят на сайт www.i-exam.ru и в режиме самоконтроля проходят тестирование. Данные меры помогают выявить те вопросы, на которые студенты затрудняются ответить (иногда проблема состоит в формулировке вопроса). Тестирование среди студентов 2-го курса экономического факультета показывает, что число студентов в группе, прошедших тестирование, возросло с 11 до 26 человек. Процент правильно выполненных заданий тоже возрос с 21 до 40% (рис. 2).

I Число студентов, принявших участий Q тсстирооании

■II)

■ Процент, правильно вы п ол нен н hi х задлн и й

10 20 30 40

Рис.2. Результаты тестирование студентов в 2012 г.

I Число студенток, принявших участие в

тестировании

I Процент, правильно выполнен*ы хзаданий

Рис. 3. Результаты тестирования специальности «Бакалавры менеджмента» по теме «Линейная и векторная алгебра».

Лучших результатов можно достичь, если проводить тестирование после каждой пройденной темы (рис. 3). Так, например, студентам специальности «Бакалавры менеджмента» было предложено 5 вопросов по теме «Линейная и векторная алгебра». В группе БМ-111 число принявших в тестировании составило 21 человек, или 84% от численности группы, для групп БМ-112 и БМ-113 эти показатели соответственно 19 и 17 человек (76 и 68% соответственно). Процент правильно решенных заданий изменяется от 55 до 58%. Среди студентов рассматриваемых групп освоили 40% изученного материала, соответственно - 23,8%, 10,5%, 29,4%. В группах БМ-111 и БМ-112 по два человека не освоили материал. Все это свидетельствует о несерьезном отношении этих студентов к изучению математики, слабой подготовке. Средний балл у многих из них по ЕГЭ находится в границах от 28 до 46.

Для проведения промежуточной аттестации студентам предлагается самостоятельно оценить степень освоения материала. Тестирование проводилось среди

студентов экономического факультета и факультета биотехнологии и ветеринарной медицины (рис. 4 и рис.5).

На рисунке 4 приведены результаты тестирования остаточных знаний по математике у студентов одной из групп 3 курса специальности «Биотехнология», проведенного 10.12.2012г - сектор 1 и 27.12.2012г. - сектор 2 (ось у - процент правильно решенных заданий).

I—

Рис. 4. Результаты тестирования остаточных знаний для специальности «Биотехнология».

На рисунке 5 - результаты промежуточного тестирования знаний по математике у студентов одной из групп 2 курса экономического факультета проведенного 10.12.2012г - сектор 1 и 27.12.2012г. - сектор 2 (ось у - процент правильно решенных заданий).

Следует обратить внимание на то, что студенты специальности «Биотехнология» проходили тестирование по остаточным знаниям спустя год после окончания изучения математики.

100% 90% 80% 70%

ПИ

I,.

Рис. 5. Результаты промежуточного тестирования для специальности «Бакалавры экономики и менеджмента».

После первого тестирования со студентами был проведен анализ допущенных ошибок и выработана общая стратегия для успешного прохождения следующего тестирования. Так, например, были сделаны следующие выводы:

• предварительно пройти тестирование в режимах «Обучение» и «Самоконтроль», что позволит обратить внимание на подзабытые темы;

• следует пропускать трудные задания и малопонятные, на первый взгляд, вопросы, а после ответа на более легкие вернуться к их решению [2];

• ни в коем случае не оставлять без ответа ни одного вопроса.

Кроме того, были разобраны задания, которые вызвали у студентов затруднения в решении.

Из представленных диаграмм видно, что за довольно короткий срок результаты интернет-тестирования значительно улучшились. В частности увеличился процент правильно решенных заданий и количество студентов, давших более половины правильных ответов. А также нет студентов, которые неправильно ответили на все вопросы.

90

70

50

30

10

Таблица 1.

Распределение % Число студентов, правильно Число студентов, правильно Число студентов, правильно

правильно решенных решивших задание в 2010 г. решивших задание в 2011 г. решивших задание в 2012 г.

задании по интервалам

[0;10] 2 0 16

[11;20] 13 1 28

[21;30] 35 5 43

[31;40] 24 10 18

[41;50] 3 2 25

[51;60] 2 2 9

[61;70] 3 0 1

[71;80] 1 1 2

[81;90] 0 0 4

[91;100] 0 0 2

Для получения более объективной оценки мы сравнили результаты итогового тестирования за 20102012 г.г. Полученные результаты распределили по интервалам о 0% до 100% с шагом в 10% и соотнесли результаты, полученные студентами к соответствующим интервалам. Для вычисления математического ожидания середину интервала умножили на вероятность попадания того или иного результата в соответствующий интервал. Математическое ожидание числа правильно выполненных заданий в 2010 г. составило 29,3 в 2011 и 2012 г.г. соответственно 36,4 и 30,9.

Проведение тестирований способствует адаптации будущего специалиста и в сфере трудоустройства. Так, например, в компании Procter&Gamble все соискатели подвергаются проверке на оперативность мышления. Problem Solving Test (PST) - это 65-минутный тест, состоящий из 50 вопросов с вариантами ответов. В него включены как задания на анализ текста и информации, представленной в виде графиков и таблиц, так и математические задачи. Например: «Грузовик движется со скоростью 80 км/час. Какое расстояние он проедет за 30 минут?». Варианты ответов: «а) 80 км, b) 240 км, с) 40

км, ф 30 км, е) ни один из вышеперечисленных ответов не подходит». Подобные тесты помогают оценить способность соискателей быстро справляться с проблемами в условиях ограниченного времени. По результатам проверки эйчары делают выводы об уровне логического мышления кандидата, его умении самостоятельно принимать решения и работать в команде.[4]

Итак, тестирование прочно вошло в систему образования. Оно помогает решить многие организационные проблемы, но не может быть использовано как единственный критерий оценивания знаний. Для успешного его прохождения необходимо следующее:

• регулярно на занятиях тестировать студентов по изучаемой теме;

• проводить тестирование после каждой пройденной темы, в том числе, в режимах «Обучение» и «Самоконтроль»;

• иметь в наличии методические разработки в помощь студентам при самоподготовке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проводить дополнительные занятия консультативного характера по устранению возникших вопросов.

Библиографический список

1. Тарануха С.Н. Инструменты повышения качества образования в вузе / С.Н. Тарануха, Н.Ф. Пижурина. - Высшее образование в России №11, 2009г. С.120-125.

2. УвароваМ.Н. Интернет-экзамен / М.Н. Уварова, Т.А. Павлова, Т.В. Карнюшкина Орел. 2010. с. 164.

3. Филиппов Г.Г. Методика подготовки студентов к правильным ответам на тесты, или как обучить студентов удачно отвечать на тесты с. 194-201.

4. http://planetahr.ru/publication/1566

References

1. Taranukha S.N. Tools to improve the quality of education in the university / S. Taranukha, N.F. Pizhurina. - Higher education in Russia № 11, 2009. Pp.120-125.

2. UvarovaM.N. Online exam / M.N .Uvarova, T.A .Pavlova, T.V. Karnyushkina Orel. - 2010. P.164.

3. Filippov G.G. Methods of preparing the students for correct answers on tests, or how to teach students to respond to successful tests. Pp. 194-201.

4. http://planetahr.ru/publication/1566

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.