Научная статья на тему 'Проблемы мотивации к учебе при изучении дисциплины «Математика» в аграрном вузе'

Проблемы мотивации к учебе при изучении дисциплины «Математика» в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ МОТИВ / ВНЕШНИЙ МОТИВ / НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / САМООЦЕНКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ / MOTIVATION / INTERNAL MOTIVE / EXTERNAL MOTIVE / THE SKILLS OFINDEPENDENT WORK / SELF-ASSESSMENT OFMATHEMATICAL ABILITIES / THE ANALYSIS OF THE SURVEY RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Т. А., Уварова М. Н., Ахинько Н. Н.

В результате исследования выявлены основные проблемы мотивации при обучении на примере изучения математики, проведен анализ результатов анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOTIVATION FOR LEARNING WHILE STUDYING THE DISCIPLINE «MATHEMATICS» IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

The study identified the main problems of motivation when training on the example of studying of mathematics; the analysis of the results of the survey was carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы мотивации к учебе при изучении дисциплины «Математика» в аграрном вузе»

УДК 37.031 ПАВЛОВА Т.А.

кандидат технических наук, доцент кафедры математики, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected] УВАРОВА М.Н.

кандидат экономических наук, доцент кафедры математики, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected] АХИНЬКО Н.Н.

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина Е-таih [email protected]

UDC 37.031 PAVLOVA T.A.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of mathematics, Orel State Agrarian University named after N.V. Para hin E-mail: [email protected] UVAROVA MM

Candidate of Economis Sciences, Associate Professor, Department of mathematics, Ore State Agrarian University named after N.V. Parahin E-mail: uvarovamn. @ Mail.ru AHINKO N.N.

Chief lecturer, Department of mathematics, Ore State Agrarian University named after N.V. Parahin E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» В АГРАРНОМ ВУЗЕ

PROBLEMS OF MOTIVATION FOR LEARNING WHILE STUDYING THE DISCIPLINE «MATHEMATICS» IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

В результате исследования выявлены основные проблемы мотивации при обучении на примере изучения математики, проведен анализ результатов анкетирования.

Ключевые слова: мотивация, внутренний мотив, внешний мотив, навыки самостоятельной работы, самооценка математических способностей, анализ результатов анкетирования.

The study identified the main problems of motivation when training on the example of studying of mathematics; the analysis of the results of the survey was carried out.

Keywords: motivation, internal motive, external motive, the skills of independent work, self-assessment of mathematical abilities, the analysis of the survey results.

В настоящее время весьма актуальным становится вопрос повышения мотивации в высшей школе, который, по нашему мнению, связан с изменениями в содержании обучения, переориентации его на самостоятельную внеаудиторную работу. Организация учебного времени должна быть спланирована таким образом, чтобы внутренний мотивационный потенциал студента был раскрыт максимально. Это может быть достигнуто в том случае, когда будет осуществлена взаимосвязь между преподавателем и студентом путем поиска решений конкретных задач, формирование умения предвидеть трудности, получать положительные эмоции от процесса обучения. Учебная мотивация характерна своей системностью, устойчивостью, динамичностью, модальностью. Если у студента нет интереса к учебе, то и в дальнейшем у него может и не возникнуть интерес к будущей профессии, корнями этой проблемы служат пробелы в фактических знаниях по предмету. Все это, по нашему мнению, не позволяет охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические

действия. Это влияет на работоспособность, студент не может за определенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков, воспроизвести самостоятельно определенные понятия, формулы, доказательства, нередко воспроизведенный текст заучен механически, без осмысления [1, 2, 8].

Цель нашего исследования является изучение уровня направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности студентов первого и второго курсов направлений подготовки «Агроинженерия», Биотехнология», «Менеджмент» при изучении учебной дисциплины «Математика». Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- выявление преобладающих мотивов учения обучающихся;

- сравнение уровня самооценки математических способностей, знаний, умений и навыков обучающихся с реальным уровнем успеваемости по предмету;

- проведение сравнительного анализа мотивов

© Павлова Т.А., Уварова М.Н., Ахинько H.H. © Pavlova Т. A., Uvarova M.N., Aliinko N.N.

учения обучающихся на первом и втором курсах;

- создание психолого-педагогических рекомендаций по повышению уровня внутренней мотивации учебной деятельности студентов при изучении дисциплины «Математика» и применение эффективных приемов для развития внутренней мотивации обучения.

Для достижения цели и задачи исследования были выбраны следующие методы: анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анкетирование обучающихся (анкета «Интерес к математике»); методика Т.Д. Дубовицкой «Диагностика направленности учебной мотивации»; сравнительный анализ результатов исследования.

Экспериментальное исследование включало 3 этапа. На 1 этапе проводилось анкетирование студентов с последующим анализом результатов с использованием методики Т.Д. Дубовицкой «Диагностика направленности учебной мотивации». Цель анкеты - выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов. Анкетируемым было предложено ответить на 20 вопросов. Ответы на вопросы оценивались категориями: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». Наибольшее число положительных ответов получили вопросы:

- изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности;

- изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

На вопрос: «Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из учебного плана», 74% анкетируемых ответили отрицательно, что свидетельствует о том, что студенты объективно оценивают важность и взаимосвязь изучаемых дисциплин. Ответы на вопросы: «в изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях»; «трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным»; «при изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу»; «материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время с друзьями» получили наименьшее число положительных откликов (от 4до 13%), что свидетельствует о неготовности самостоятельно изучать изучаемые дисциплины (Рис.1). Результаты анкетирования показали, что наибольшее число студентов набрали 5-6 баллов. Максимальное число баллов - 15,минимальное -2.

Основываясь на полученных результатах, была разработана анкета «Интерес к математике», которая включала 30 вопросов, направленных на выявление преобладающих мотивов обучения предмету «Математика», уровня самооценки математических способностей обучающихся, навыка самостоятельной работы студентов по математике.

Номер вопроса

Рис. 1. Диаграмма ответов на вопросы анкеты по методике Т.Д. Дубовицкой.

Для определения внутренней мотивации студенты отвечали на вопросы: «Вам нравится математика, как занятие?»; «Чем привлекает вас математика?»; «Что тебе необходимо для того, чтобы получить положительные результаты по математике?»; «Хотел бы ты получать дополнительные знания по математике во внеурочной деятельности?»; «Мог бы ты организовать индивидуальную работу группы по математике?»; «Любишь ты в свободное время подумать над интересными нестандартными математическими задачами?»; «Читаете ли вы сведения из истории математики, публикуемые в учебнике?»; «Как вы относитесь к этому материалу»; «Какой из всех учебных предметов наиболее, наименее интересный?»; «Как ты считаешь, влияет ли уровень развития математических способностей на уровни развития других предметных способностей?».

К внешней мотивации были отнесены вопросы: «Чем привлекает вас математика?»; «Как ты считаешь, необходимы ли математические знания в реальной жизни?»; «В каких предметных областях, по твоему мнению, применимы математические знания?»; «Участвовал ли ты в математических олимпиадах? Если да, то, на каком уровне (внутришкольном, городском, областном, региональном) и какое занял место?»; «Мог бы ты организовать индивидуальную работу группы по Математике?»; «Как вы относитесь к сведениям из истории математики?».

Навыки самостоятельной работы определялись по ответам на вопросы: «Считаешь ли ты себя способным самостоятельно расширять или углублять свои математические знания или тебе необходима помощь (педагога, родителей, одногруппников)?»; «Имеешь ли ты навыки самостоятельной работы? Если да, то в чем состояла данная работа»; «Используешь ли ты дополнительные источники нахождения математической информации?»; «Пользуешься ли ты дополнительной литературой по математике?»; «Используешь ли ты информационные технологии для решения учебных задач?»; «Сколько времени ты тратишь на домашнее задание по математике?».

На самооценку математических способностей были ориентированы вопросы: «Достаточно ли тебе знаний и навыков, полученных при изучении школьного курса математики?»; «На каком уровне, по твоему

мнению, должны быть сформированы математические знания, умения и навыки выпускника средней школы?»; «Трудно ли тебе справляться с заданиями по математике»; «В каком классе математика стала для тебя трудным предметом?»; «Как ты считаешь, все ли могут понять математику?»; «Каких ученых-математиков ты знаешь?»; «Любишь ли ты вступать в дискуссии, математические споры?»; «Мог бы ты организовать индивидуальную работу группы по Математике?»; «Как вы оцениваете свои знания по математике (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные)?»

У Buy I (Х'ННИ и MHJTliQ

'■■ Навыки самостоятельной работы

и MQlTlp

Самооценка математической спосо&ностм

Рис. 2. Мотиваций при изучении дисциплины «Математика» Анализ полученных данных говорит о том, что преобладающим мотивом является «самооценка математических способностей» - 33%, на втором месте - «внутренний мотив» - 29%, далее следуют мотивы -«навыки самостоятельной работы» и «внешний мотив» с 22 и 16% соответственно (Рис. 2).

В таблице 1 приведены результаты анкетирования. Положительный ответ принимался за «плюс», отрицательный или безразличный - за «минус»

Анализ полученных данных говорит о том, что в процентном соотношении внутренний мотив изменяется от 48,5% (Агроинженеры 2 курс) до 62,7% (Менеджмент 2 курс). Внешняя мотивация и навыки самостоятельной работы наиболее развиты у студентов направления подготовки «Биотехнология» (63,2% и 70,8% соответственно), самооценка математических способностей - 65,4% характерна для студентов направления подготовки «Менеджмент» (Табл. 1).

Доминирующим мотивом у всех опрошенных студентов является самооценка математических способностей. Среди опрошенных студентов многие отвечали, что полученных знаний в школе им не хватает и трудности в обучении математике они испытывали начиная

еще со средней школы. На наш взгляд это связано с тем, что навыки самостоятельной работы развиты, как правило, не достаточно, основные знания студенты получают, используя 1п1егпс1-рссурсы. текстовые редакторы. На вопрос «считаешь ли ты себя способным самостоятельно расширить свои математические знания или тебе нужна помощь?» многие ответили, что им нужна помощь преподавателя (Рис. 3). При этом практически все к навыкам самостоятельной работы отнесли подготовку к единому государственному экзамену.

Дополнительной литературой по математике опрашиваемы не пользуются и сведений из истории предмета не читают, объясняя это тем, что читать не любят, а предпочитают слушать преподавателя. В этих же анкетах на вопрос о самостоятельной организации мероприятия по математике давали отрицательный ответ, но считают, что обладают хорошими математическими знаниями.

Те опрашиваемые, которые по их ответам тратят на подготовь к занятию по математике более трех часов, считают свои знания удовлетворительными. В основном это студенты активные на занятиях, участники олимпиад и конкурсов. Порядка 15% анкетируемых не смогли назвать ни одного ученого математика.

&м 2 курс БНО1 курс ЛЛБ 2 курс

Al№ 1 куре

36

.................ЯП_

42 4'

1

Со I"1.. : Г -I < ■■ > 40° о ЗОН fitfo □ SOO<1 !'(".:

BHyipoocfi мотив

H.IRl.lhl Е С ПЬЮ* i " '!" [И' >]'l I ,Кч >П,

til*.'ИЛИИ! MOT1D

*. ' l-te I >i I' i M I и г пЧ ' ^Г' • it, ; . . 1

Рис. 3. Распределение мотиваций у студентов направлений подготовки «Агроинженерия». «Биотехнология». «Менеджмент».

Проведенный анализ свидетельствует о том, что процесс обучения является достаточно динамичным и непрерывным [4, 5, 9]. В настоящее время приходится овладевать достаточно большим потоком информации и насколько это будет успешно, во многом зависит от стимулов и мотивов, побуждающих на это действие.

Таблица 1.

Диагностика направленности учебной мотивации (%)

Направление подготовки КРИТЕРИИ АНАЛИЗА

Внутренний мотив Внешний мотив Навыки самостоятельной работы Самооценка математических способностей

«+» «-» «+» «-» «+» «-» «+» «-»

Агроинженеры 1 курс 52,3 47,7 53,8 46,2 62,8 37,2 61,5 38,5

Агроинженеры 2 курс 48,5 51,5 56,7 43,3 55,8 44,2 60,6 39,4

Биотехнологи 1 курс 52,9 47,1 63,2 36,8 70,8 29,2 64,7 35,3

Менеджмент 2 курс 62,7 37,3 47,6 52,4 65,8 34,2 65,4 34,6

Учебную мотивацию можно отнести к одному из таких стимулов. Успешность любого человека во многом зависит от того насколько он готов и способен к саморазвитию. Путь к раскрытию личностного потенциала лежит через мотивацию к самосовершенствованию приобретению новых знаний и навыков. Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию

внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося |3. 6, 7]. Поэтому, так важно создавать для студента ситуации успеха, уделять основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на преподавателе - используя различные методы и методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность.

Библиографический список

1. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. // Психологическая наука и образование. 2002. №2. С. 42-45.

2. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста. / Т.Д. Дубовицкая // Психологический журнал. 2003. Том 24,№5. С.103-109.

3. Федеральная целевая программа образования на 2016-2020 г.г. (сайт Министерства образования и науки РФ). -URL: http:// govenmient.ni/media/files/uSB6wffi.buDS4STDe6SpGjaAEpM891zUF.pdf.

4. Волынкина T.II. Коллективная мыслительная деятельность как одна из форм организации обучения с использованием активных методов. / Т.П. Волынкина, М.Н. Уварова.// В сборнике Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции XI Международный научно-практический семинар . 2012. С. 28-31.

5. УвароваМ.Н. Интернет тестирование в образовании/М.Н. Уварова, Т.А. Павлова Russian Agricultural Science Review. 2015. Т. 6. №6-3. С. 337-342.

6. Павлова ТА. Олимпиада по математике в ВУЗе / Т.А. Павлова, М.Н. Уварова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2015. № 4. С. 67-70.

7. Павлова Т.А. Компетентностный подход в математической подготовке. / Т.А. Павлова, М.Н. Уварова.// Академический журнал Западной Сибири. 2016. Т. 12. №2. С.53-54.

8. Уварова М.Н. Интернет тестирование как средство подготовки специалиста / М.Н. Уварова, Т.А. Павлова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 277-280.

9. АлександроваЕ.В. К вопросу о системе профессиональных знаний по математике для специалиста-агрария / Александрова Н.Е., Павлова Т.А. В сборнике: Инновационные технологии в образовании сборник статей. Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный аграрный университет". Орел, 2008. С. 74-76.

References

1. Dubovitskaya T.D. diagnostics Methods for orientation of learning motivation / Dubovitskaya T. D. // Psychological science and education. 2002. No. 2. P. 42-45.

2. Dubovitska\'a T.D. Questionnaire of the significance of school subjects for vocational training of the future specialist. / T.D. Dubovitskaya//Psychological journal. -2003.-Volume24,No. 5.-Pp. 103-109.

3. The Federal target program of education for 2016-2020 (website of the Ministry of education and science of the Russian Federation). -URT: http://govemnient.ru/niedia/files/uSB6wffibuDS4STDe6SpGjaAEpM891zUF.pdf.

4. Volynkina T.I. Collective intellectual activity as a fonn of organization learning by using active methods. / T- Г, Volynkina, N.M. Uvarov.// In the collection of resource-Saving technologies of storage and processing of agricultural products of the XI international scientific-practical seminar. 2012. Pp. 28-31.

5. Uvarov M.N. Internet in education /М. N. Uvarova, T. A. Pavlova Russian Agricultural Science Review. 2015. Vol. 6. No. 6-3. Pp. 337-342.

6. Pm'lova T.A. mathematics Olympiad in high school / T. A. Pavlov, M. N. Uvarov // Scientific notes of Orel state University. Series: Natural, technical and medical science. 2015. No. 4. Pp. 67-70.

7. Pavlova T. A. Competence approach to mathematical training. / T. A. Pavlov, M. N. Uvarov.// Academic journal of Western Siberia. 2016, Vol. 12. No. 2. Pp. 53-54

8. Uvarov M.N. Online testing as a means of training /М. N. Uvarova, T. A. Pavlova//Scientific notes of Orel state University. Series: Humanities and social Sciences. 2013. No. 5. Pp. 277-280.

9. Aleksandmva E.V. To the question of the system of professional knowledge of mathematics for professionals-the landowner / NT Aleksandrova E. Pavlova T. A. In the book: Innovation in education a collection of articles. The Ministry of agriculture of the Russian Federation, Federal state educational institution of higher professional education "Orel state agrarian University". Orel, 2008. Pp. 74-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.