Библиографический список
1. Бубнова С.Ю. Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Изд-во ОГУ, 2013. №2 (52). С. 282-285.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991.
3. Образцов П.И. Научно-методические основы проектирования и конструирования критериально-ориентированных педагогических тестов. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Изд-во ОГУ, 2013. №2 (52). С. 314-320.
4. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография // Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.
References
1. Bubnova S.U. The Practical organization of a quality control in the professional training of university students. - Scientific Notes of Orel State University. Orel, 2013. V. 2. No. 52. Рp. 282 - 285.
2. Verbitskiy A.A. Active teaching in a higher school: Context approach. - A manual. M.: Vysshaya Shkola, 1991.
3. Obraztsov P.I. Scientific and Methodological Bases of Projecting and Constructing Criterion-Oriented Pedagogical Tests. -Scientific Notes of Orel State University. Orel, 2013. V. 2 No. 52. Рp. 314-320.
4. The Technology of Training specialists in the system of professional education. - A monograph. / P.I. Obraztsov (ed.). Orel: Orel State University, 2011. 338 p.
УДК [61:796.011.1:13]-053.8 Л.А. СЫСОЕВА
кандидат биологических наук, доцент Орловского государственного университета E-mail:[email protected] А.С. НОСКОВА
тренер фитнес-центра «Новое время» E-mail: [email protected]
UDC [61:796.011.1:13]-053.8 L.A. SYSOEVA
сandidate of Biological sciences, associate professor, Orel
State University E-mail: [email protected] A.C. NOSKOVA
mack salon "New Time" E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGY FOR ADULTS
В статье обосновывается необходимость формирования физкультурно-оздоровительных технологий для взрослых с учетом понимания категории «здоровье» согласно Уставу ВОЗ. Актуализирована необходимость формирования физкультурно-оздоровительных технологий в рамках современной научной парадигмы.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная технология, взрослый человек, физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, постиндустриальная парадигма.
The article substantiates the necessity of formation of physical-health-improving technology for adults with the understanding category of «health» in accordance with the WHO Constitution. The necessity of formation of physical-health-improving technology within the framework of the modern scientific paradigm was actualized.
Keywords: physical-health-improving technology, adult, physical health, mental health, social health, post-industrial paradigm.
Двигательная активность является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека. Тренировка в физкультурно-оздоровительном режиме преследует цель оздоровления. Основным ее методом является использование разного характера и направленности двигательной деятельности как средства для повышения и сохранения высокого уровня функционального состояния человека. Развитие функциональных качеств обеспечивается согласованной деятель-
ностью нервной, эндокринной и иммунной систем. Количественным показателем достижения цели считается устойчивая долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Качественным показателем является субъективная оценка и ощущение хорошего самочувствия, осанки, большей устойчивости эмоциональной, психической и физической [6].
Таким образом, главной сущностной и целевой характеристикой физкультурно-оздоровительной тех-
© Л.А. Сысоева, А.С. Носкова © L.A. Sysoeva, А.С. Noskova
нологии (ФОТ) является обеспечение физического здоровья человека. Т.е. состояния организма человека, характеризующегося возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок [5, с.71].
Однако, категория «здоровье» не ограничивается только физическими характеристиками. Это системное и человекоразмерное понятие. Согласно Уставу ВОЗ здоровье - «это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [10]. Академик В. П. Казначеев дает определение, согласно которому здоровье индивида «есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [1]. Т.е. в современной науке категория физического здоровья может рассматриваться только в контексте психологического и социального здоровья.
Вот здесь и возникает вопрос. Если проблемы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечение болезней с давних пор находятся в предметном поле научных исследований о человеке, то современные представления о сущности и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим и социальным уровнем, пока еще далеки от однозначной научной ясности и в целом признаются дискуссионными. Такое положение дел обусловлено сложной организацией психического и социального мира человека, а также относительно недавним включением данных уровней в сугубо научную сферу исследования здоровья человека [5, с.47].
Вопросы здоровья, относящиеся к психологическому уровню, связаны с личностным контекстом рассмотрения индивида, в рамках которого он предстает как психическое целое. Личность на всем протяжении жизни подвергается временным и стойким изменениям различного рода. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее цельность [2].
Современная официальная медицина относит к числу психосоматических, т. е. берущих начало в психической дисгармонии, примерно 80% всех заболеваний. Древневосточная (прежде всего индийская и китайская) медицина, чей уникальный опыт в настоящее время все чаще переносится в практику западных стран, исходит из следующего кардинального тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое в сочетании со здоровьем тела надо ценить и охранять превыше всего. Активное содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья как раз и является одной из главных задач, которую ставит перед наукой современное общество, в
т.ч. и через реализацию различного рода ФОТ.
Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья [4, с.92].
Но самым важным из известных критериев психического здоровья человека, по мнению российских специалистов, является психическое равновесие [5], т.к. с его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой), более того, этот критерий органично связан с гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов [8].
Здоровый человек - это человек гармоничный. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании. Известный немецкий ученый Р. Вирхов сделал следующее пояснение: «мы можем вместо слова «гармония» сказать равновесие, а вместо «дисгармония» - нарушение равновесия» [3, с.275]. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением - в нарушении процессов социальной адаптации. Уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И, наоборот, только у психически здорового, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.
Уровень социального здоровья, как и два предыдущих, имеет свою специфику рассмотрения. Здесь основной акцент делается на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. Соответственно социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества. Среди факторов, оказывающих особенно заметное влияние на состояние социального здоровья, ведущая роль отводится профессиональной деятельности и семейным отношениям.
Среди других факторов социального уровня, оказывающих влияние на здоровье человека, следует отметить умение оберегать и поддерживать контакты с друзьями, не замыкаясь на себе, и умение налаживать в целом социальные связи, хорошие взаимоотношения с другими людьми. Наконец, это вдумчиво организо-
ванный, разносторонний, познавательно и эмоционально насыщенный досуг с разумной оздоровительной практикой.
К сожалению, на сегодняшний день общая методика формирования ФОТ для взрослых людей включает в себя работу исключительно над одним аспектом человеческого здоровья - физическим. В общих чертах методологию построения ФОТ можно разделить на 3 части [7].
Первая часть - подготовительная. Включает в себя диагностику или определение исходного (этапного) уровня занимающихся, а также проектирование. Диагностика проводится при помощи тестирования двигательной подготовленности человека. На практике для многомерной оценки общего состояния занимающего и состояния его основных двигательных качеств обычно используются комплексы тестов. Полученные результаты могут оцениваться несколькими способами: 1) расчет интегральной оценки - т.е. результаты самых разных тестов приводятся к единой системе и выражаются в баллах, условных коэффициентах; 2) рассмотрение прироста результатов; 3) сравнение абсолютных величин с научно обоснованными нормами и модельными характеристиками (именно эти показатели должны определять необходимый и достаточный уровень развития двигательных качеств).
Проектирование заключается в подборе стратегии (целей) занятий, которая подразумевает четкую иерархию целей. Цель определяет объем, интенсивность, направленность, специализацию занятий. Уровень начальной физической нагрузки, ее динамика, качественная и количественная направленность, цели занятия, используемые в методике и средствах тренировки ограничения - все эти аспекты базируются на результатах тестирования.
Цели физической тренировки имеют различный характер и длительность, но в любом случае они относятся к 4 направлениям: восстановление, сохранение, развитие, поддержание достигнутого уровня подготовленности.
Первый этап - восстановительный - имеет своей задачей восстановление уровня физической подготовленности до какой-либо нормативной или средней по выборке величины. На данном этапе целесообразно постепенно увеличивать объем физических нагрузок при сохранении постоянной интенсивности занятий.
Второй этап - сохранение - имеет своей задачей сохранение уровня физического состояния, т.е. достигнутые показатели не изменяются и темпы тренировок тоже.
Третий этап - развитие - ставит задачу дальнейшего повышения уровня физической подготовленности. На данном этапе постепенно увеличивается интенсивность нагрузки при сохранении или периодическом, не-
значительном увеличении достигнутых ранее объемов.
Четвертый этап - поддержание - имеет задачей поддержание относительно высокого уровня физической подготовленности. На этом этапе методы развития основных двигательных качеств комбинируются и чередуются при сохранении достигнутых ранее средних объемов и среднего уровня интенсивности нагрузки.
Задачи данных этапов лежат в основе четырех стратегий оздоровительной тренировки и одновременно согласуются с характеристиками четырех групп двигательных режимов: реабилитационным, общей физической подготовки, тренировочным и режимом поддержания спортивного долголетия [7].
Вторая часть включает в себя непосредственно реализацию технологии на практике, оперативное управление ею и контроль. Методическая часть любого из предусмотренных ФОТ занятий базируется на основных педагогических принципах, содержит описание методики в процентных соотношениях объемов нагрузки и отдыха в определенном цикле занятий, периодичность и степень обновления упражнений, конкретные примеры занятий и комплексов. Управление процессом реализации ФОТ подразумевает в первую очередь контроль за уровнем физической нагрузки и реакцией организма занимающихся на нее. Реализуется в основном через проведение педагогических наблюдений (контроля), хронометража занятий и т.п.
Третья часть - заключительная. Она реализует механизм обратной связи ФОТ и заключается в аналитической и корректировочной деятельности. Данная часть является основным способом определения эффективности/неэффективности занятий, что в свою очередь позволяет вносить продуктивные изменения в ФОТ.
Таким образом, современная теория и методика физической культуры рассматривает ФОТ как систему и позволяет формировать ее с учетом всех системных требований и характеристик. Однако, направленность ФОТ для людей зрелого возраста с ее усредненными нормативами без учета индивидуальных психологических и социальных аспектов здоровья занимающихся, с ее редуцированным пониманием управления процессами и редуцированными целями ее реализации делает невозможным применение данной методики формирования ФОТ на современном этапе развития общества - постиндустрии.
Из вышесказанного следует, что для формирования ФОТ, отвечающей современным цивилизационным требованиям, необходим фундамент - формулировка общих принципов формирования ФОТ для взрослых. Именно рассмотрение процессов в контексте современной научной парадигмы определит сущностные характеристики предмета и методы исследования.
Библиографический список
1. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980.
2. Корсаков С.С. Курс психиатрии. М.: Типо-литография В.Рихтера, 1901. Т. 1-2.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994.
5. Ниемеля П.Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.
6. Покровский В.М. Физиология человека. М.: Медицина, 1997.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: ИЦ «Академия», 2000.
8. Кривощеков С.Г., Диверт Г.М. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации. Физиология человека 2001; Т.27. №1: С.127-130.
9. URL:http://www.who.int/
References
1. Kaznacheev V.P., BaevskijR.M., BersenevaA.P. Prenosological diagnostics in the practice of mass surveys. L.: Medicina, 1980.
2. Korsakov S.S. The course of psychiatry. М.: Tipo-litografiya V.Rihtera, 1901. Vol.1-2.
3. KulaginaI.YU., Kolyuckij V.N. Age psychology: The complete life cycle ofhuman development: a manual for students. М.: PTs «Sfera», 2001.
4. LivexudB. The crises of life - the chances of life. ^luga: Duhovnoe poznanie, 1994.
5. Niemelya P. Problems of personality psychology. М.: Nauka, 1982.
6. Pokrovskij КМ. Human Physiology. М.: Medicina, 1997.
7. Xolodov 1Н.К., Ruznecov V.S. Theory and Methodology of Physical Education and Sports. М.: IC «Akademiya», 2000.
8. Krivoshhyokov S.G., Divert О.М. Principles of physiological regulation of body functions in incomplete adaptation. Human Physiology 2001; Vol.27. №1: Pр.127-130.
9. URL:http://www.who.int/
УДК 51:004.738.5 М.Н. УВАРОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры математики Орловского государственного аграрного университета
Е-шаП: [email protected] Т.А. ПАВЛОВА
кандидат технических наук, доцент кафедры математики Орловского государственного аграрного университета
Е-шаИ: [email protected]
UDC 51:004.738.5 M.N. UVAROVA
сandidate of Economic Sciences, associate professor of mathematics, Orel State Agrarian University E-mail: uvarovamn.@ Mail.ru T.A. PAVLOVA
candidate of Technical Sciences, associate professor of mathematics, Orel State Agrarian University E-mail: [email protected]
ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА INTERNET TESTING AS MEANS OF PREPARATION OF THE EXPERT
В статье рассматривается проблема подготовки студентов к успешному прохождению интернет-тестирования. Анализируются его результаты. Предлагаются пути решения названных проблем и общая стратегия для успешного прохождения тестирования. Приведены сравнительные результаты итоговых тестирований последних лет.
Ключевые слова: интернет-тестирование, интернет-экзамен, оценка знаний, контроль знаний, самоконтроль.
In the article the problem ofpreparation of students to successful passing of Internet testing is considered. Its results are analyzed. Solutions of the named problems and the general strategy for successful passing of testing are offered. Comparative results of total testings of the last years are given.
Keywords: Internet testing, Internet examination, assessment of knowledge, control of knowledge, self-checking.
В современной ситуации для повышения качества обучения и обеспечения условий для прогнозирования потребности в специалистах российские вузы нуждаются в эффективном управлении и планировании своей деятельности. В связи с этим все большего развития достигает процесс информатизации общества, процесс
© М.Н. Уварова, Т.А. Павлова © M.N. Uvarova, T.A. Pavlova
ускоренной автоматизации всех сфер и отраслей производства и управления, что приводит к предъявлению высоких требований к качеству подготовки специалиста, их профессионализму, наличию творческого отношения к своей профессиональной деятельности.
Всестороннее использование информационных