Научная статья на тему 'Управление образовательной программой на основе процессного подхода в филиале как структурном подразделении образовательного учреждения'

Управление образовательной программой на основе процессного подхода в филиале как структурном подразделении образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ДОКУМЕНТАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / PROCESS APPROACH / DOCUMENTATION / ADMINISTRATIVE SOLUTIONS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфентьева Ольга Васильевна

Рассмотрено управление образовательной программой в структурном подразделении образовательного учреждения на основе процессного подхода. Разработана рабочая инструкция по организации тестирования при проведении Интернет экзамена как одна из форм документации процессного подхода. Проанализированы результаты тестирования студентов. Предложены варианты управленческих решений на основе результатов тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфентьева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL PROGRAM BASED ON THE PROCESS APPROACH IN THE BRANCH AS A STRUCTURAL DEPARTMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The author considers the management of an educational program in a structural department of an educational institution based on the process approach. She works out a working instruction on the organization of testing when carrying out an Internet-exam as one of the forms of process approach documentation. The results of students testing are analysed. Variants of management solutions based on testing results are offered.

Текст научной работы на тему «Управление образовательной программой на основе процессного подхода в филиале как структурном подразделении образовательного учреждения»

также изменениями технической базы управления и производства.

Например, внедрение АСУ позволяет перестроить систему управления, а автоматизация производственных процессов позволяет более экономно сгруппировать производственные и хозяйственные функции. Структура должна обеспечивать быструю реакцию на изменения в стратегии и оперативной деятельности путем постоянного самообновления. Структура, ориентированная на поиск нового, потенциально обеспечивает высокую маневренность по всем основным критериям оценки деятельности организации.

Достижение поставленных целей потребует соответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будут средства самих предприятий. От фирмы, построенной по принципу полностью приспосабливающейся структуры, при умелом руководстве естественно ожидать успешной инновационной деятельности. Однако, как показывает практика функционирования подобных структур, они не применимы в большинстве фирм обрабатывающих отраслей промышленности, для которых имеет значение экономический эффект от увеличения масштабов производства, где мобильность фондов и кадров специалистов сравнительно ограничена, а продолжительность жизни отдельных изделий велика: такие фирмы эффективны в статичных условиях.

Среди составляющих инвестиционного потенциала наиболее высокий рейтинг имеют ресурсно-сырьевой потенциал, а также трудовой, производственный, потребительский и финансовый потенциалы области. Кредитоспособность региональных властей области подтверждает рейтинг международного рейтингового агентства Standard&Poors — «В+» прогноз «стабильный».

Иркутская область получила награду МЭРТ за улучшение инвестиционной привлекательности. По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристический комплексы, опреде-

ляющие приоритеты региональной экономики.

В 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 122,4 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2006 году. Наибольшие вложения (48%) связаны со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», а также с реализацией инвестиционных программ Восточно-Сибирской железной дороги и ОАО «Сибирьтелеком». 21,8% инвестиций приходится на обрабатывающие производства - это реконструкция и расширение ИркАЗа и БрАЗа, 12% -- на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых [3].

Сейчас в Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 39 образовательных учреждений, в том числе 12 государственных вузов, 17 филиалов государственных вузов, 2 негосударственных вуза, 8 филиалов негосударственных вузов. В области интенсивно развиваются прикладные исследования. В последние годы наблюдаются признаки как российского, так и западного трансферта технологий и капиталов. На территории области реализуется ряд проектов федерального значения в сфере транспорта, АПК, развитии индустрии гостеприимства, образования.

Вывод. В условиях мирового финансового кризиса учет особенностей региональной инновационной политики государства приобретает еще большее значение. Государство пользуется исключительной прерогативой правового регулирования инноваций, чтобы использовать большой потенциал юга России в сфере отдыха и туризма, поддержке малого бизнеса, сочетания прямых и косвенных инвестиций в наиболее выгодные отрасли экономики.

Библиографический список

1. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 14-24.

2. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2007. С. 144-155.

3. http://www.sibarea.ru

УДК 658.5

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ФИЛИАЛЕ КАК СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.В.Парфентьева1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664925, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Рассмотрено управление образовательной программой в структурном подразделении образовательного учреждения на основе процессного подхода. Разработана рабочая инструкция по организации тестирования при проведении Интернет - экзамена как одна из форм документации процессного подхода. Проанализированы результаты тестирования студентов. Предложены варианты управленческих решений на основе результатов тестирования.

Библиогр. 2. назв.

Ключевые слова: процессный подход; документация; управленческие решения; высшее профессиональное образование; тестирование.

Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: (3952)201952, e-mail: [email protected] Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economical sciences, an associate professor, tel.: (3952)201952, e-mail: [email protected]

MANAGEMENT OF AN EDUCATIONAL PROGRAM BASED ON THE PROCESS APPROACH IN THE BRANCH AS

A STRUCTURAL DEPARTMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

O.V.Parfentjeva

Siberian Academy of Law, Economics and Management 21 Surikov St., Irkutsk, 664925

The author considers the management of an educational program in a structural department of an educational institution based on the process approach. She works out a working instruction on the organization of testing when carrying out an Internet-exam as one of the forms of process approach documentation. The results of students testing are analysed. Variants of management solutions based on testing results are offered. 2 sources.

Key words: process approach; documentation; administrative solutions; higher professional education; testing.

В условиях рыночной экономики управление образовательной программой в филиале как структурном подразделении образовательного учреждения с целью улучшения качества образовательных услуг целесообразно осуществлять на основе процессного подхода.

Ежегодно ректоратом НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» принимается решение об участии в Интернет - экзамене как головного учреждения, так и Ангарского филиала. Тестирование происходит два раза в год: в декабре-январе и в мае-июне. Применение системы процессов в образовательном учреждении наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также с управлением процессами можно считать процессным подходом.

Среди всех видов деятельности и процессов академии, согласно рекомендациям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001(п. 8), заложено требование идентификации процессов по измерению, анализу и улучшению. Первым среди этих видов деятельности является «Мониторинг, измерение и анализ процессов», к которому можно отнести Интернет-тестирование. Участие академии в Интернет - тестировании позволяет получать информацию об уровне знаний студентов по дисциплинам профессионального образования по всем образовательным программам. В 2009-2010 учебном году тестирование может быть проведено по 52 дисциплинам циклов. Оценка результатов осуществляется на основе показателей соответствия подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов. Наиболее результативным показателем процесса обучения может служить реальный уровень знаний и умений, которые демонстрируют студенты после изучения соответствующих дисциплин в качестве остаточных знаний. Далее осуществляется обработка результатов тестирования и подготовка аналитических отчетов по каждой дисциплине, образовательной программе и академии в целом, которые могут быть использованы потребителями для управления процессом реализации основных образовательных программ.

Модель постоянного улучшения качества продукции (услуги) ориентирована на удовлетворение запросов потребителей. Процесс должен иметь следующие характеристики: владелец процесса, вход и выход процесса, необходимые ресурсы, требования потребителей. На входе процесса устанавливаются требования потребителей, на выходе процесса эти требования должны быть удовлетворены.

Владельцем процесса является проректор по учебной работе, либо заведующий учебной частью. На входе процесса устанавливаются требования со стороны потребителей : выявить соответствие качества образования по дисциплинам, образовательным программам и в целом по образовательному учреждению требованиям государственных образовательных стандартов.

Можно определить три группы потребителей данного процесса: ректорат, деканаты и кафедры, профессорско-преподавательский состав. Ректорат как первую группу потребителей на входе процесса интересует степень соответствия качества образования в академии установленным требованиям. Показателем выполнения требований государственных образовательных стандартов является процент студентов, освоивших все дидактические единицы. Процент студентов, полностью освоивших все контролируемые дидактические единицы дисциплины, устанавливается на уровне 50%. Согласно разделу 8.2.4. «Руководства по качеству» НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления», ректорат осуществляет мониторинг и оценку компетенций студентов. Данные мониторинга через Интернет - экзамен позволяют оценить уровень преподавания по образовательным программам. В аналитическом отчете по итогам Интернет - тестирования представлены диаграммы ранжирования основных образовательных программ вузов по показателю освоения дисциплины на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Диаграмма показывает место образовательного учреждения среди всех академий (институтов, университетов), принимавших участие в экзамене по той или иной дисциплине.

Деканаты и кафедры, как потребителей, на входе процесса интересует более подробная информация. Оценка освоения дисциплин осуществляется по двум параметрам: процент студентов, освоивших не менее 70% и 100% дидактических единиц (ДЕ). Показатель в 70 % ДЕ позволяет выявить студентов, которые в своей учебной и практической деятельности смогут самостоятельно исправить свои ошибки. Элемент самостоятельности в процессе обучения весьма актуален, поскольку важнейшая цель образования - привить человеку навыки самостоятельного обучения. Поэтому данный показатель рассматривается как положительный результат, хотя и не абсолютный.

Потребителями процесса являются и преподаватели отдельных дисциплин. На входе процесса их ин-

тересует более конкретная информация: структура теста, содержание по дидактическим единицам, содержание вопросов теста, насколько хорошо подготовлены студенты по каждой дидактической единице и отдельным темам дисциплины, какова степень освоения отдельных тем группой студентов.

Помимо потребителей, можно обозначить и другие заинтересованные стороны. Прежде всего, это общество, которое через Интернет-экзамен косвенно осуществляет текущий контроль качества образования в высших учебных заведениях различных регионов страны. Условия проведения процедуры устанавливаются НИИ мониторинга качества образования.

На входе процесса имеет место потребляемый ресурс, например: люди, информация, документация, материальные и другие ресурсы, которые преобразуются в ходе процесса в выход. Прежде всего это люди, обеспечивающие процесс проведения Интернет -экзамена: директора институтов и деканы факультетов, заведующие кафедрами, методисты, преподаватели, студенты. Управление людьми предполагает распределение функций и обязанностей между участниками процесса, что находит отражение в матрице ответственности. Материальные ресурсы - это учебные классы и компьютеры, необходимая литература, бумага, программный модуль «Камертон», используемый для обработки полученных результатов тестирования.

Информация по проведению Интернет - экзамена

- это перечень требуемых документов, план проведения процедуры, режим тестирования: on - line (of line). Документация создается в процессе подготовки и по результатам Интернет - экзамена. Это система Интернет - тренажеров по дисциплинам профессионального образования; обработка результатов тестирования методами классической либо современной теории тестирования; подготовка аналитических отчетов по каждой дисциплине, образовательной программе, академии в целом. По результатам процесса проведения Интернет - экзамена, по каждому аналитическому разделу вносятся предложения по совершенствованию.

На выходе процесса потребители получают информацию в виде аналитического отчета по каждой дисциплине, образовательной программе, академии в целом. На выходе процесса могут быть так же, как и на входе, информация, документация, люди и т. д., которые были преобразованы в ходе процесса в выход и имеют своего потребителя. На выходе процесса

- профессорско-преподавательский состав, который повысил квалификацию за счет систематизации знаний по читаемым дисциплинам. Наибольшую ценность представляет информация о результатах тестирования и сами тесты, необходимые для применения в учебном процессе. Очевидно, что каждый процесс связан с затратами и увеличивает стоимость ресурсов. Процесс нельзя рассматривать как простой набор выполнения определенных работ.

Представим краткое описание процесса организации тестирования при проведении Интернет - экзамена. Принимается решение о сроках участия в Интер-

нет - экзамене: чаще всего выбирается период в декабре-январе, поскольку в это время меньшая загруженность персонала образовательного учреждения. Далее владельцем процесса совместно с деканатами делается выборка дисциплин, по которым следует проводить тестирование из предложенных вариантов для различных образовательных программ. Производится выборка студентов по курсам и группам, которые уже изучили предложенные дисциплины согласно учебным планам, чтобы они могли продемонстрировать остаточные знания. Выбирается режим тестирования on line (of line), что фиксируется в договоре между академией и центром тестирования. Составляется расписание проведения тестирования в установленные сроки. Проводятся консультации студентов по формам и методам тестирования. После заключения договора и получения ключа доступа к Интернет -тренажерам осуществляется непосредственно тестирование студентов.

Возможны несколько вариантов реализации процессного подхода, которые могут различаться по перераспределению степени ответственности между структурными подразделениями и должностными лицами либо по выбору режима тестирования. Остановимся на различиях, определенных выбором режимов тестирования: «Обучение» или «Самоконтроль». Режим «Обучение» направлен на формирование и закрепление знаний, навыков и умений студентов по отдельным дисциплинам. Тренинги имеют обратную связь, когда результат ответа на каждый вопрос студент получает немедленно. Также студент может ознакомиться со структурой теста по разделам, получить подсказку либо посмотреть правильное решение. При завершении тестирования программа показывает результат: освоенные и неосвоенные дидактические единицы, их соотношение. Студент снова может вернуться к программе и проработать свои ошибки.

Режим «Самоконтроль» ограничен временными рамками, что максимально приближает его к условиям аккредитационного тестирования. Здесь уже нет ни подсказок, ни правильных ответов. Нет и промежуточных результатов по отдельным вопросам, результат выводится по окончании всего тестирования. При всех видах тестирования используется единая методика, когда знания студентов сопоставляются с требованиями государственных образовательных стандартов. Вопрос строится по принципу анкеты открытого типа, когда нужно выбрать один или несколько правильных ответов. Возможно установление соответствия или правильной последовательности в ответе на поставленный вопрос.

На наш взгляд, каждый из вариантов процесса организации тестирования важен для подготовки к ак-кредитационному тестированию. Режим «Обучение» позволяет выявить и устранить слабые места в освоении знаний, вернуться к исправлению ошибок. Режим «Самоконтроль» дает максимальное приближение к реальному контрольному тестированию, позволяет оценить уровень освоения знаний после изучения дисциплины. Варианты процессного подхода, дифференцированные в зависимости от степени распреде-

ления ответственности между сотрудниками, зависят от кадрового обеспечения, степени занятости персонала, должностных инструкций. На наш взгляд, степень участия методистов в организации тестирования следует свести к минимуму, при этом усилив роль преподавателей и заведующих кафедрами, как наиболее заинтересованных участников. Но во всех вариантах неизменными будут участники процесса: ректорат, кафедры, преподаватели, студенты.

Степень соответствия подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов выявляется также и в ходе тестирования, которое проводится в процессе внешней экспертизы. Задачей внешней экспертизы является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов на основе выборочного контроля представленных материалов самообследования образовательного учреждения. Критериальные значения тестирования при проведении внешней экспертизы используются не для оценки отдельной образовательной программы, а для оценки уровня знаний в целом по образовательному учреждению. Следовательно, не могут быть аттестованы отдельные образовательные программы, а какие-то не аттестованы. Либо образовательное учреждение в целом проходит аккредитацию, либо не проходит. Таким образом, найден весьма эффективный и жесткий критерий уровня преподавания и усвоения знаний студентами в целом по образовательному учреждению. Объективность оценки обеспечивается ежегодным конкурсом на составление тестов среди образовательных учреждений независимыми экспертами, проводящими тестирование, компьютерной программой, обрабатывающей результаты в течение десяти минут. Дополнительными критериями независимости является обработка данных в центре тестирования, а также делегирование данной функции независимому текстологу .

Рассмотрим один из вариантов значений результатов дидактического тестирования студентов при аттестации Ангарского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления» в 2009 году. Проанализируем сопоставимость результатов Интернет - тестирования и аккредитационного тестирования в целом по образовательному учреждению и филиалу. Оба варианта тестирования направлены на выявление степени соответствия знаний и умений студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

Прежде всего, тесты дифференцированы по направлениям подготовки и специальностям. Тесты представляются по циклам дисциплин, а также по отдельным дисциплинам из каждого цикла. Дисциплины по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин в обязательном порядке входят в государственные образовательные стандарты по всем направлениям, поэтому выбраны общие дисциплины по всем образовательным программам в пределах указанных циклов. Речь идет об

образовательных программах в области экономики, менеджмента, права.

В июне 2009 года в ходе аттестации Ангарского филиала НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» независимым текстологом было проведено тестирование студентов по двум специальностям: 080507.65 «Менеджмент организации» и 030301.65 «Психология». Цель проведения тестирования: выявить остаточные знания у студентов по ранее изученным дисциплинам, согласно учебным планам, которые прошли экспертизу в информационно -методическом центре аккредитации. Тестируются, как правило, студенты на следующий год после изучения дисциплины. Время для тестирования устанавливается от 45 минут до 90 минут. Каждому студенту присваивается индивидуальный логин, под которым он входит в систему тестирования в режиме on line (of line). В процессе тестирования фиксируется время, затраченное каждым студентом на ответы; количество заданий в аттестационных педагогических измерительных материалах (АПИМ), на которые даны ответы, в том числе правильные. Кроме этого, указывается количество освоенных дидактических единиц, с последующей расшифровкой.

По специальности 030301.65«Психология» по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин проводилось тестирование по дисциплинам: «Отечественная история», «Философия», «Социология». Восемьдесят минут отводилось для выполнения 34 заданий по восьми дидактическим единицам по дисциплине «Отечественная история». 12 студентов из 15 опрошенных освоили все дидактические единицы, то есть 80%. Минимальный порог освоения дидактических единиц не должен быть меньше 50%. Полученные результаты значительно превышают минимальный уровень. По шести из восьми дидактических единиц уровень освоения составил 100%.Это следующие дидактические единицы: «Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв.», «Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства», «Российская империя в XVIII - 1-ой половине XIX вв.», «Российская империя во 2-й половине XIX - начале XX вв.», «СССР (1922 - 1953 гг.)», «СССР (1953 -1991 гг.)», «Становление российской государственности». По дидактической единице « Теория и методология исторической науки» уровень освоения составил 93%. Это можно объяснить сложностью темы, включающей вопросы методологии науки. По дидактической единице « Россия в условиях войн и революций (1917 - 1922 гг.)» результат освоения составил 87%.Обилие информации по данному периоду создает иллюзию кажущейся простоты вопросов, что и приводит к определенным затруднениям.

Полученные результаты не являются случайностью. НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и Ангарский филиал НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» ежегодно принимают участие в Федеральном Интернет - экзамене в сфере профессионального образования. Ежегодно перечень дисциплин, по которым

проводился экзамен, изменялся, поэтому провести аналогию по всем дисциплинам сложно. Вместе с тем, можно проследить тенденцию по результатам тестирования по одним и тем же дисциплинам, хотя и по разным специальностям. Сопоставимость результатов обеспечивается близостью государственных образовательных стандартов по содержанию дисциплин, единством методики преподавания. Поэтому сопоставление результатов тестирования по одним и тем же дисциплинам по разным специальностям нам представляется достаточно корректным.

В 2007 году в головном вузе в ходе Федерального Интернет - экзамена по специальности 030501.65 «Юриспруденция» студенты тестировались по дисциплине «Отечественная история». Процент правильно выполненных заданий по каждому студенту в отдельности варьировался от 80 до 97. Средний результат правильно выполненных заданий составил 89 %. Количество студентов, освоивших все дидактические единицы, - 100%. Число дидактических единиц было аналогичное - восемь, но по содержанию имели место отличия с точки зрения деления исторических периодов, хотя в обоих случаях охватывался период со становления Древней Руси до становления новой российской государственности. Более высокие результаты можно объяснить тем фактом, что значимость Интернет - экзамена не столь велика, как в процессе оценки остаточных знаний при аккредитации, поэтому меньшая степень ответственности вызывала и меньшую степень напряжения и волнения, которые не способствуют улучшению результатов.

В ходе Интернет - экзамена по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» средний результат правильно выполненных заданий составил 82%.Процент студентов, освоивших дидактические единицы, изменялся от 82 до 100 по каждой в отдельности из восьми дидактических единиц. Все приведенные данные показывают близкие результаты, которые характеризуют высокий уровень освоения дисциплины «Отечественная история».

По дисциплине «Философия» было предложено 26 заданий по следующим пяти дидактическим единицам: «Что есть философия?», « Философия бытия», «Философия познания», «Философия человека», « Социальная философия». 15 студентов (93%) из 16 тестируемых освоили все дидактические единицы дисциплины. При проведении Интернет - экзамена в 2007 году по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по дисциплине «Философия» средний результат правильно выполненных заданий составил 71 % .При этом было предложено большее количество заданий- 34 и большее количество дидактических единиц -7, что усложнило условия и соответственно понизило результативность ответов. Вместе с тем, вопросы тестов использовались в процессе обучения. При этом особое внимание было обращено на дидактические единицы, по которым получены наименьшие результаты: «Что есть философия?», « Философия бытия». Результаты двухлетней работы привели к улучшению последующих результатов тестирования.

По дисциплине «Социология» предлагалось 32

задания по восьми дидактическим единицам. Процент студентов, освоивших дидактические единицы, составил соответственно по темам: «История социологии. Методы социологических исследований» 100%, «Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание» 100%, « Общество: типология обществ и социальные институты» 93%. По другим дидактическим единицам были получены следующие результаты: « Мировая система и процессы глобализации» 86% , «Социальные группы и общности» 100%, «Социальная стратификация и мобильность» 100%. По темам: « Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений» 93%, « Личность и общество»100%. 11 студентов из 14 опрошенных освоили все дидактические единицы, что составило 78%. При этом количество правильно выполненных заданий варьировалось в диапазоне от 23 до 32, то есть учащиеся показали высокие результаты.

В 2007 году по дисциплине «Социология » Интернет-тестирование проходили студенты академии специальности 080105.65 «Финансы и кредит». Средний уровень правильно выполненных заданий составил 58%. При этом было предложено 42 задания по десяти дидактическим единицам. Процент студентов, освоивших дидактические единицы, варьировался от 50 до 100, то есть минимальное пороговое значение было преодолено.

По специальности 030301.65«Психология» по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин тестирование проводилось по дисциплинам: «Математика», «Концепции современного естествознания». Так, по «Математике» было предложено 20 заданий по следующим четырем дидактическим единицам: «Линейная алгебра»; «Теория вероятностей»; « Математическая статистика»; « Дискретная математика». Все студенты полностью освоили предложенные дидактические единицы.

В 2007 году в ходе Интернет - экзамена проводилось тестирование студентов головного вуза по этой же дисциплине. При этом средний уровень правильно выполненных заданий составил 85 %.Все дидактические единицы освоили 100% студентов. Также было предложено 21 задание по четырем дидактическим единицам, количество правильно выполненных заданий изменялось от13 до 21 у разных студентов. Государственный образовательный стандарт предполагает достаточно большой объем изучения «Математики » по специальности «Психология». Этим обусловлено серьезное отношение к данной дисциплине со стороны учащихся. Динамика итогов тестирования показывает стабильно хороший результат у студентов головного вуза и филиала.

По дисциплине «Концепции современного естествознания» в процессе аккредитационного тестирования филиала было предложено 26 заданий по шести дидактическим единицам. Степень освоения дидактических единиц составила по темам: «Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира» 69%, «Пространство, время, симметрии» 94%, «Структурные уровни и системная организация материи» 94%. По следующим темам показатели освоения со-

ставили: « Порядок и беспорядок в природе» 88% , «Эволюционное естествознание» 94%, «Биосфера и человек» 94%. Количество правильных ответов варьировалось от 14 до 25. Восемь студентов из шестнадцати тестируемых освоили все дидактические единицы (ДЕ) дисциплины, то есть 50% .

В 2007 году в ходе Интернет - экзамена проводилось тестирование студентов головного вуза по этой же дисциплине по двум специальностям:080105.65 «Финансы и кредит» и 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». По обеим специальностям были предложены пять дидактических единиц и 22 вопроса. В частности, по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» средний результат правильно выполненных заданий составил 74%. Все дидактические единицы освоили 64% студентов. Процент учащихся, освоивших каждую дидактическую единицу, изменялся от 81 до 100.

По специальности 080105.65 «Финансы и кредит» средний результат правильно выполненных заданий составил 66%. Все дидактические единицы освоили 67% опрошенных студентов. А процент освоения каждой дидактической единицы, изменялся от 83 до 100.Мы видим, что результативность тестирования по дисциплине «Концепции современного естествознания» имеет устойчивую динамику. Причины, на наш взгляд, заключаются в следующем. Прежде всего, сложность данного предмета, который предполагает знание вопросов по физике, химии, биологии, даже геологии, наличие философского мировоззрения. Вместе с тем, количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины, не столь велико. Дисциплина не является профилирующей для студентов, поэтому они не придают ей большого значения. Это говорит о том, что необходимо обратить более пристальное внимание на методику преподавания этой дисциплины.

По специальности 080507.65 «Менеджмент организации» по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин проводилось тестирование в процессе аккредитации филиала по дисциплине «Социология». Было предложено 32 задания по восьми дидактическим единицам. 14 студентов из 16 тестируемых, то есть 87%, освоили все ДЕ дисциплины. Некоторые затруднения возникли у студентов по двум дидактическим единицам: «История социологии. Методы социологических исследований» и «Мировая система и процессы глобализации». Процент студентов, освоивших эти две дидактические единицы, составил 94; остальные дидактические единицы были освоены полностью. Количество правильных ответов изменялось в диапазоне от 23 до 32. По данной специальности по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин тестирование проводилось по дисциплине «Математика». Было предложено 32 задания по шести дидактическим единицам. Это следующие дидактические единицы: «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Экономико-математические методы», «Экономико-математические модели».

Все опрошенные студенты ответили на все дидактические единицы. Количество правильно выполненных заданий изменялось в диапазоне от 24 до 30, из 32 предложенных. Математика играет большую роль в подготовке специалистов по экономическим специальностям, знания по математике используются во многих дисциплинах. Это определяет отношение к данному предмету со стороны студентов. Важную роль играет и количество часов, отведенное на изучение дисциплины. Математика изучается в течение первых четырех семестров. Совокупность вышеперечисленных факторов повлияла на конечный результат тестирования.

По циклу общепрофессиональных дисциплин проводилось аккредитационное тестирование студентов филиала по следующим дисциплинам: «Мировая экономика», «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит». 14 из 16 студентов, то есть 87% ,освоили все дидактические единицы дисциплины «Мировая экономика». Из восьми предложенных дидактических единиц студенты освоили полностью следующие: «Современные тенденции мировой торговли», «Международное движение капитала», «Мировой рынок рабочей силы», «Интеграционные процессы в мировой экономике», «Международные валютно-расчетные отношения», «Основные формы международных экономических связей в мировой экономике». В основном были освоены такие дидактические единицы, как: «Мировая торговля» 88%, « Мировой рынок и мировое хозяйство» 94%. Из 38 предложенных заданий количество правильно выполненных изменялось от 26 до 37.

По дисциплине «Бухгалтерский учет» было предложено 20 заданий по трем дидактическим единицам: «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет». 13 студентов из 14 протестированных, то есть 92%, освоили все дидактические единицы дисциплины. Из 20 заданий количество правильно выполненных изменялось от 13 до 19. «Бухгалтерский учет» не является профилирующей дисциплиной для менеджеров, хотя и достаточно важна среди других экономических дисциплин.

По дисциплине «Финансы и кредит» было предложено 30 вопросов по пяти дидактическим единицам: «Мировая финансовая система», «Государственные и муниципальные финансы», «Бюджетная система», «Кредитная система». Количество правильно выполненных заданий изменялось от 21 до 26. В целом студенты освоили все дидактические единицы. Полученный результат обусловлен важностью данной дисциплины для студентов экономических специальностей. В целом, высокий уровень полученных результатов определяется квалификацией профессорско-преподавательского состава, профессиональным уровнем преподавания, эффективным менеджментом по организации учебного процесса как в головном вузе, так и в филиале.

Анализ результатов показывает степень соответствия подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов. Центр тестирования проводит обработку информации Интернет -

экзамена как в электронном виде, так и в виде сборника с подробным анализом данных в виде Информационно-аналитической карты «Педагогический анализ результатов тестирования на основе дисциплинарного подхода».

На выходе процесса тестирования могут быть приняты управленческие решения на разных уровнях на основе удовлетворения требований трех групп потребителей: ректората, деканатов и кафедр, профессорско-преподавательского состава.

Первая группа потребителей на выходе процесса тестирования - это ректорат. Особый интерес для ректората представляет диаграмма, которая показывает место академии среди прочих учебных заведений, принявших участие в Интернет - экзамене. Диаграмма позволяет выявить, насколько образовательное учреждение соответствует определенному типу по качеству образования (институт, академия, университет). На основе этого может быть принято решение на уровне ректората: провести мониторинг по прочим критериям соответствия иному типу образовательного учреждения. Если прочие критерии соответствуют иному типу образовательного учреждения, то подготовить документацию на аккредитацию. Если какие-то показатели не соответствуют установленным требованиям, то усилить работу в соответствующем направлении. Управленческие решения со стороны ректората могут быть направлены на совершенствование учебного процесса. К их числу можно отнести: внесение изменений в учебные планы с целью увеличения часов практических и семинарских занятий, решение вопросов расстановки кадров, прежде всего это касается профессорско-преподавательского состава. Это могут быть вопросы повышения квалификации кадров, прежде всего повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе планирование защит кандидатских и докторских диссертаций.

Вторая группа потребителей на выходе процесса тестирования - это деканаты и кафедры. Рассмотрение вопросов степени освоения отдельных дисциплин на уровне деканатов и кафедр позволяет внести определенные коррективы в процесс обучения. В частности, обратить особое внимание на темы, по которым показаны не самые высокие результаты. Это могут

быть как наиболее сложные темы, так и менее сложные, которые предлагаются на самостоятельное изучение студентов. Также в учебном процессе следует систематически проводить тестирование студентов в компьютерных классах. Это позволит приучить студентов к ответам в форме тестов и систематизировать их знания.

Третья группа потребителей на выходе процесса тестирования - это профессорско-преподавательский состав. Следует централизованно проводить ознакомление преподавателей с полученными результатами по дисциплинам, предоставлять тесты преподавателям на бумажных и электронных носителях. Необходимо обсуждать на кафедрах и внедрять тесты в процесс обучения. Информированность преподавателей позволит им обратить более серьезное внимание на менее освоенные темы в процессе тестирования, либо усовершенствовать методику преподавания. Приемлема и такая форма работы, как составление тестов самими студентами. Только хорошее знание материала и свободное владение информацией позволит составить тесты. Такая форма работы расширяет и углубляет возможности обучения. Контроль полученных результатов осуществим в рамках проведения очередного этапа Интернет - экзамена.

Процессный подход, правильность принимаемых управленческих решений в НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и Ангарском филиале НОУ ВПО «САПЭУ» привела к закономерным результатам. В процессе тестирования студентов при аккредитации Ангарского филиала НОУ ВПО «САПЭУ» студенты не только преодолели пороговые значения по предложенным дисциплинам, но и показали хороший уровень подготовки в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.

2. Савельев Б.А., Масленников А.С.Оценка уровня обу-ченности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: учебное пособие.- Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. 84 с.

УДК 330.332.

ОЦЕНКА ЗАТРАТ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕГИОНА М.В.Пешкова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены статьи затрат на воспроизводство жилищного фонда региона. Установлено, что значительная доля затрат в составе себестоимости воспроизводства жилья в регионе связана с решением вопросов по выделению земельных участков, инженерной инфраструктурой и необходимостью оплаты за пользование ресурсами . Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 1.

Ключевые слова: жилищный комплекс; воспроизводство; затраты; регион; инвестиции; инвестиционно-строительная деятельность.

1 Пешкова Мария Витальевна, ассистент кафедры экспертизы и управления недвижимостью. Peshkova Maria Vitaljevna, an assistant of the Chair of Expertise and Real Estate Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.