Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода'

Инновационная деятельность в реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационная деятельность / бизнес-процессы / высшее профессиональное образование / innovation activity business-processes / high professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфентьева О. В.

В статье рассмотрена инновационная деятельность в управлении образовательным учреждением высшего профессионального образования на основе процессного подхода. Дано описание применения процесса «Реализация основных образовательных программ». Установлены требования потребителей на входе и выходе процесса. Проанализированы результаты тестирования студентов. Предложены новые показатели, характеризующие процесс, а также варианты новых управленческих решений на основе удовлетворения требований потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфентьева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses innovative activity in management of an educational institution of high professional education on the basis of processual approach, shows the application of the process "Realization of the Basic Educational Programs," analyzes the results of student testing, and offers both the new indices that characterize the process and new variants of managerial decisions that satisfy customers<sup>: </sup>choice.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

О.В. Парфентьева,

проректор по учебной работе Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск), кандидат экономических наук [email protected]

В статье рассмотрена инновационная деятельность в управлении образовательным учреждением высшего профессионального образования на основе процессного подхода. Дано описание применения процесса «Реализация основных образовательных программ». Установлены требования потребителей на входе и выходе процесса. Проанализированы результаты тестирования студентов. Предложены новые показатели, характеризующие процесс, а также варианты новых управленческих решений на основе удовлетворения требований потребителей.

Ключевые слова: инновационная деятельность, бизнес-процессы, высшее профессиональное образование

УДК 658; ББК 65. 291. 8

Инновационная деятельность, как считают ряд авторов (4, 5), связана с созданием или реализацией нового знания в любой сфере человеческой деятельности. Инновационная деятельность включает в себя внедрение прогрессивных решений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе, управленческого и организационного характера. К числу прогрессивных нововведений в системе высшего профессионального образования можно отнести внедрение процессного подхода, как составляющей части системы менеджмента качества. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 определены общие требования к системе менеджмента качества (1). Вместе с тем, стандарт не предполагает единообразия в структуре системы менеджмента качества и соответствующей документации. Реализация процессного подхода в любом образовательном учреждении носит творческий характер и имеет свою специфику, которая связана с организационной структурой, методами управления, финансовыми возможностями.

Эффективное управление организацией может быть построено на основе процессного подхода. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 дается следующее определение процесса: «Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс» (1, С.6). Процессный подход ориентирован на удовлетворение запросов потребителей. Выход их одного процесса — поставщика должен соответствовать по всем параметрам входу в другой процесс

— потребителя. В целом в организации входы и выходы процессов должны быть согласованы между собой. Применение системы процессов в образовательном учреждении высшего профессионального образования наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также с управлением процессами можно считать процессным подходом. Процесс должен иметь следующие характеристики: идентификация, владелец процесса, необходимые ресурсы, вход и выход процесса, показатели процесса. На выходе процесса должны быть удовлетворены требования потребителя, определенные на входе.

Руководит всеми процессами образовательного учреждения ректор. Более детальное руководство учебного процесса осуществляет проректор по учебной работе. Схема взаимосвязи типовых процессов предназначена для графического представления места данного процесса в структуре процессов вуза. Оно наглядно показывает связи между данным процессом и другими процессами по входам — выходам, раскрывает взаимосвязи различных видов деятельности в рамках образовательного процесса.

Идентификация процесса предполагает выявление вида деятельности к которому он относится согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Рассмотрим один из основных процессов образовательного учреждения «Реализация основных образовательных программ», который является важной составляющей руководства по качеству НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления». Этот раздел включа-

ет в себя: управление процессами обучения по ООП; валидацию процессов обучения по ООП; идентификацию и прослеживае-мость обучения студентов; сохранение соответствия качества образования академии; собственность потребителей; организацию практик студентов; воспитательную работу со студентами.

Организация должна обеспечивать процессы информацией и необходимыми ресурсами. К необходимым ресурсам относятся: документация, материальные, финансовые, человеческие и другие ресурсы. Управление людьми предполагает распределение функций и обязанностей между участниками процесса, что находит отражение в матрице ответственности. Прежде всего, речь идет об участниках образовательного процесса, к которым относятся: директора институтов и деканы факультетов, заведующие кафедрами, методисты, преподаватели, студенты.

К требованиям к входам процесса можно отнести: наличие лицензии и свидетельства об аккредитации, разработку образовательных программ, обеспеченность учебно-лабораторными площадями, наличие инфраструктуры, информационное обслуживание, приобретение современных информационных технологий, разработка документации, базы практик. К входам процесса относятся: информационная система управления академией, инновационные структуры (технопарк, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологический центр), требования к приему студентов, прием студентов.

Поставщиками образовательного процесса являются: учебно-методические объединения по специальностям, учебный отдел, кафедры, факультет компьютерных технологий и информационных систем, приемная комиссия, отдел маркетинга, библиотека, читальные залы, отдел административнохозяйственной работы. Вопросы взаимодействия различных структурных подразделений прописаны в положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях всех сотрудников. К субъектам процесса относятся: преподаватели, кафедры, деканаты, отделы, студенты, сотрудники. К субъектам процесса относятся работодатели, предоставляющие места проведения практик студентов и определяющие специализацию, востребованную на рынке и тематику дипломных работ согласно специализации.

Важную роль в организации процессного подхода играет регламентирующая документация. Документы организации, регламентирующие учебный процесс: Устав, государственный образовательный стандарт по каждой специальности, утвержденные учебные планы, график учебного процесса с учетом прохождения практик. Нами разработаны рабочие инструкции: «Составление расписания на очном отделении», «Составление расписания на заочном отделении», «Организация процесса контроля над выполнением расписания», «Составление графика учебного процесса по заочному отделению», «Рабочая инструкция по ведению документации на факультетах».

Необходимые материальные ресурсы для обеспечения учебного процесса — это наличие и использование площадей зда-

ний (собственных или арендованных), согласно лицензионным нормативам, наличие пунктов общественного питания, пунктов медицинского обслуживания; наличие электронной библиотеки; количество посадочных мест в библиотеке, обеспеченность общежитиями. Важные критерии обеспечения учебного процесса: общее количество экземпляров учебно-методической литературы в библиотеках, в том числе количество новой учебно-методической литературы (не старше 5 лет), в том числе количество обязательной учебно-методической литературы, средства, выделяемые на приобретение литературы.

К материальным ресурсам можно отнести: наличие в образовательном учреждении подключения к сети Нете1,количество 1п1ете1-серверов, количество терминалов, с которых имеется доступ к сети 1п1егпе1, наличие единой вычислительной сети, количество локальных сетей, количество единиц вычислительной техники; количество единиц 1ВМ РС-совместимых компьютеров, количество компьютерных классов, в том числе оборудованных мультимедиа проекторами. Представление о материальных факторах дают сведения о стоимости основных фондов, структуре доходов и расходов. При этом рассматриваются источники доходов: бюджетное финансирование, средства, полученные от проведения научных исследований; средства, полученные за образовательные услуги; другие источники. Структура расходов включает расходы на оплату труда, на приобретение оборудования, на информационное и библиотечное обслуживание.

Трудовые ресурсы, необходимые для реализации учебного процесса, определяются установленными лицензионными нормативами. Пороговые значения для образовательных учреждений — процент преподавателей с учеными степенями и званиями: институты — 55%, академии — 60%, университеты

— 60%. Процент профессорско-преподавательского состава со степенью доктора наук и профессора: институты — 8,5%; академии — 10%, университеты — 10%. Установлено значение показателя «Процент штатных преподавателей, работающих в вузе на полную ставку» и его значения, которые зависят от периода существования учебного заведения.

Модель постоянного улучшения качества продукции (услуги) ориентирована на удовлетворение запросов потребителей. Внутренние потребители: преподаватели, сотрудники, студенты. Внешними потребителями процесса являются выпускники, работодатели, родители выпускников, институциональные структуры, общество в целом. На входе процесса устанавливаются требования со стороны потребителей: выявить соответствие качества образования по дисциплинам, образовательным программам и в целом по образовательному учреждению требованиям государственных образовательных стандартов. На выходе процесса требования потребителей должны быть удовлетворены.

Виды деятельности в рамках процесса включают: основные функции (подпроцессы). Например, к процессу «Реализация основных образовательных программ академии» можно отнести следующие: — планирование процесса и разработка необходимой документации; составление расписания; реализация образовательной программы, в т. ч. прохождение практик (обязательно наличие положения об организации практик студентов). К основным функциям можно отнести: промежуточную аттестацию; итоговую аттестацию; валидацию; идентификацию обучения.

Остановимся более подробно на основных подпроцессах. Первый из них это планирование процесса и разработка необходимой документации. При планировании учебного процесса нами разработаны следующие документы: учебные планы по специальности, рабочие учебные планы, распределение учебной нагрузки по кафедрам и по каждому преподавателю, инструкции по составлению расписания, расчет потребности в кадрах. Планирование предполагает следующие записи: утвержденное распределение контингента по потокам, группам, подгруппам, а также сменам, график учебного процесса с учетом прохождения практик. В планировании учитываются пожелания потребителей: студентов и преподавателей. После составления расписания составляется сетка занятости аудиторий на каждый день с указанием фамилий преподавателей.

Планирование и организация учебного процесса определяются требованиями государственных образовательных стандартов (ГОС), где устанавливается продолжительность учебного процесса при подготовке специалистов. ГОС устанавливает общую трудоемкость процесса за весь период обучения, распределение времени между аудиторной и самостоятельной

работой студентов, определяет количество и продолжительность практик, среднюю продолжительность рабочей недели, при очной форме обучения, количество аудиторных часов в год при заочной форме обучения. ГОС устанавливает распределение часов между циклами дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭ); общих математических и естественнонаучных дисциплин (ОМЕН); общих профессиональных дисциплин (ОПД); специальных дисциплин (СД) а также отдельными дисциплинами. Составление расписания разработано в виде отдельного подпроцесса, который осуществляется методистом факультета, либо учебной частью, в зависимости от организационной структуры, согласно рабочей инструкции по составлению расписания, как на очном, так и на заочном отделении.

Реализация образовательной программы, предполагает: чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и практических занятий, защиту курсовых работ, прием зачетов и экзаменов, консультирование, контроль выполнения расписания, прохождение практики студентов. Практика является частью учебного процесса. Виды практик по каждой специальности, их названия, продолжительность определены в государственном образовательном стандарте и указываются в учебных планах и графике учебного процесса. Порядок прохождения практик и защиты отчетов подробно рассматриваются в разработанном «Положении о практике». Промежуточная аттестация студентов осуществляется с целью контроля качества обучения. Она проводится после окончания изучения дисциплин или блоков дисциплин. Формы проведения могут быть различными: тестирование по дидактическим единицам, письменный или устный экзамен и т.д. Итоговая аттестация студентов является заключительным этапом процесса обучения. На этом этапе осуществляется чтение обзорных лекций, сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квалификационных работ. «Валидация проекта и разработки должна осуществлять в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1.), с целью удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно»(1, с.30). В нашем случае речь может идти о выполнении требований лицензии, государственного образовательного стандарта. Подтверждением выполнения требований государственного образовательного стандарта в области того, что должен знать и уметь специалист данной квалификации могут быть различные виды тестирования студентов. Это может быть тестирование в процессе обучения, на зачетах и экзаменах, при проведении Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования, в ходе самообследования академии, в процессе проведения внешней экспертизы. Все эти виды тестирования преследуют разные цели и критерии оценки. В качестве примера будем использовать данные тестирования студентов, которое проходило в НОУ ВПО «Сибирская академия, права, экономики и управления», в процессе самообследования и обрабатывались в программном модуле «Камертон» (3,с.86).

Процентотпичныхихорошихоценок по ОГСЭи ОМЕН

Юриспруденция 100 А

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит Психология

Рис. 1. Результаты самообследования по дисциплинам ОГСЭ и ОМЕН

На рис.1 показаны результаты самообследования в процессе комплексной оценки деятельности академии по пяти специальностям. Ряд 1 представляет процент отличных и хороших оценок по результатам тестирования студентов по дисциплинам ОГСЭ: Юриспруденция — 93,8%, Менеджмент организации — 98,68%, Психология — 89,42%, Финансы и кредит—78,7%, Бухгалтерский

Вщ 1 Вщ 2

учет, анализ и аудит — 90,4%. Ряд 2 представляет процент отличных и хороших оценок по результатам тестирования студентов по дисциплинам ОМЕН по тем же специальностям: Юриспруденция — 89,7%, Менеджмент организации — 93,18%, Психология — 89,8%, Финансы и кредит — 75,81%, Бухгалтерский учет, анализ и аудит — 73,1%. Решением Аккредитационной коллегии № 6 от 06.10.2006 г. в качестве критериального значения аттестации по дисциплине является 50% студентов, освоивших все дидактические единицы (2, с.29). Данные тестирования достаточно высокие и превышают пороговое значение. Представленные показатели являются объективным свидетельством того, что установленные требования были выполнены. Эти результаты были подтверждены в процессе внешней экспертизы.

На рис.2 представлены результаты тестирования при само-обследовании в процессе комплексной оценки деятельности академии по пяти специальностям. Ряд 1 представляет результаты тестирования студентов по дисциплинам ОПД, при этом процент отличных и хороших оценок составил по специальностям: юриспруденция — 82,7%, менеджмент организации — 94,83%, психология — 85,88%, финансы и кредит — 85,65%, бухгалтерский учет, анализ и аудит — 86,3%. Ряд 2 представляет результаты тестирования студентов по дисциплинам СД по тем же специальностям: юриспруденция — 82,8%, менеджмент организации — 90,97%, психология — 95,13%, финансы и кредит — 82,92%, бухгалтерский учет, анализ и аудит — 80,4%. Данные тестирования достаточно высокие, вместе с тем мы наблюдаем динамику некоторого снижения показателей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Юриспруденция

Рис.2. Процент отличных и хороших оценок по ОПД и СД

На наш взгляд это можно объяснить сложностью этих дисциплин. Вместе с тем, все показатели значительно превышают пороговое значение, которое соответствует 50%. Представленные результаты являются объективным свидетельством того, что установленные требования были выполнены. Результаты, полученные в процессе самообследования и в ходе государственной аттестационной экспертизы, сравниваются в сопоставимых формах отчетности, что позволяет выявить объективность проведения самообследования. Критерии оценки, методика обработки данных идентичны в обеих процедурах.

Внешним потребителем является общество, чьи интересы представлены Рособрнадзором, который осуществляет анализ представленных данных самообследования в сопоставлении с результатами, полученными при государственной аттестационной экспертизе.

Идентификация и прослеживаемость обучения студентов предполагает соответствие образовательного процесса установленной документации. Согласно требованиям ГОС в академии разработаны профессиональные образовательные программы. В них входят: учебные планы, рабочие программы дисциплин, контрольные материалы и др. Непременным условием является наличие учебно-методических комплексов абсолютно по всем дисциплинам. Посещение занятий заведующими кафедрами и преподавателями позволяет выявить насколько полно и последовательно выполняется учебно-методический комплекс при обучении студентов. Соответствие расписания учебному плану подтверждает последовательность изучения дисциплин и связь между ними.

Защита прав собственности потребителей включает: право на интеллектуальную собственность профессорско-преподавательского состава (монографии, учебно-методические пособия, патенты, разработки и т.д.). К собственности студентов можно отнести: дипломные и курсовые работы, научные статьи

и т.д. Защита прав потребителей обеспечивается в процессе деятельности юридического отдела, редакционно-издательского отдела, архива.

Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Она выделена в самостоятельный процесс, но в учебных программах нашли отражение элементы патриотического, гражданского, духовно-нравственного, психологопедагогического воспитания. Включение в учебные программы культурологического и религиозного компонента является стимулом развития личности.

Процесс должен характеризоваться показателями именно данного процесса, а не академии в целом. Существуют официально устанавливаемые показатели. Нами предложены дополнительные показатели по оценке процесса 2.4. «Реализация основных образовательных программ». Предложенные показатели ориентированы не на внешнего потребителя, а на внутреннего потребителя, они должны способствовать более эффективному управлению образовательным учреждением. Показатели можно разделить на группы в зависимости от внутренних задач образовательного учреждения: удовлетворение требований потребителей, качество услуг, контроль над издержками, мотивация персонала.

Показатели удовлетворения требований потребителей:

I. Число жалоб студентов в течение учебного года. 2. Процент своевременно предоставленной информации по расписанию (Интернет, стенд, телефон). 3. Своевременность подготовки документов к сессии. 4. Процент сотрудников, подготовленных к работе в команде.

Показатели, характеризующие качество услуг: 1. Количество срывов расписания. 2. Процент обработанных зачетных книжек. 3. Время, необходимое для реагирования на жалобу.

4. Количество административных ошибок. 5. Число решенных проблем. 6. Процент статистически контролируемых процессов. 7. Процент применения новых технологий (компьютерных, обучающих). 8. Процент специалистов нужного профиля. 9. Процент сотрудников, которым не хватает важнейших навыков. 10. Процент сотрудников, которые владеют необходимыми навыками.

II. Уровень качества документации = (число бланков — число бланков с ошибками)/число бланков * 100%. 12. Процент процессов, с обратной связью по качеству. 13. Процент возврата расписаний (число ошибок и отклонений от инструкции).

Показатели, характеризующие контроль над издержками:

1. Время на обработку одной зачетной книжки 1 час.* зарплата методиста. 2. Процент расторжения договоров в ходе учебного процесса. 3. Количество принятых студентов на одного работника. 4. Затраты на обучение менеджеров. 5. Процент отпусков по болезни. 6. Затраты, связанные с исправлением ошибок. 7. Затраты на обучение качеству. 8. Затраты на контроль качества.

Показатели, характеризующие мотивацию персонала: 1. Затраты на обучение персонала. 2. Уровень заработной платы.

3. Премии за общение с клиентами. 4. Процент сотрудников считающих методы руководства эффективными. 5. Процент сотрудников, считающих свою работу интересной. 6. Число предложений на одного сотрудника. 7. Число реализованных предложений. 8. Процент текучести кадров. 9. Среднее время работы сотрудника на одной должности. 10. Процент сотрудников, личные устремления которых совпадают с целями академии.

На основе анализа показателей составляется план мероприятий по совершенствованию процесса. Данные мониторинга позволяют осуществлять постоянное улучшение, корректирующие и предупреждающие действия. Обязательное направление: управление несоответствиями в образовательном процессе, а также студентами, знания, умения и навыки которых не соответствуют установленным требованиям.

Возможные варианты управленческих решений, направленных на улучшение процесса «Реализация основных образовательных программ» и достижение его целей:

1. Соблюдению норм ГОС в расписании будет способствовать обучение сотрудников, составляющих расписание.

2. Системное внедрение инновационных технологий обучения и текущего контроля может стать частью плана по повышению эффективности учебного процесса. 3. Систематическое внедрение результатов тестирования в процесс обучения будет способствовать достижению соответствия подготовки студентов требованиям ГОС. 4. Работа кафедр по внедрению инновационных технологий будет способствовать внедрению компьютерных технологий обучения и контроля на основе рейтинговой

4 1 0

системы. 5. Разработка и реализация новых учебных планов на основе введения стандартов 3-го поколения будет способствовать разработке системы образовательных кредитов. 6. Сопоставление с учебным планом будет препятствовать включению в расписание второй дисциплины по выбору.

На выходе процесса «Реализация основных образовательных программ» — специалист, обладающий определенной квалификацией. Документация, которая устанавливает требования к результатам: государственный образовательный стандарт, где определено, что должен знать и уметь специалист; положение об итоговой аттестации студентов; методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы. Результирующие документы: протоколы проведения государственной аттестации студентов; журналы регистрации дипломов; приложение к годовому отчету академии по дипломам, справка региональной службы занятости о наличии или отсутствии выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

Опрос потребителей позволил выявить основные требования к выходам процесса: соблюдение государственного образовательного стандарта; владение выпускниками необходимыми навыками; возможность найти работу по специальности; компенсация затрат, осуществление планов; обеспечение потребностей рынка труда; обеспечение процесса воспроизводства рабочей силы.

Аттестация образовательного учреждения представляет проведение оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор принимает решение о степени соответствия результатов реализации академии основной образовательной программы, установленным условиям аттестации образовательного учреждения. В процессе проверки основное требование предъявляется к минимуму содержания дисциплин, уровню и качеству их освоения (2, с.86).

В качестве результата, с точки зрения потребителей, академии и государства, можно рассматривать только положительные итоги, кроме того, подтвержденные положительными данными тестирования при государственной аттестационной экспертизе, поскольку они свидетельствуют о выполнении государственного образовательного стандарта и сохранении соответствия качества образования академии.

Уровень качества образования в академии соответствует требованиям, которые установлены государственными образовательными стандартами, что отвечает интересам всех заинтересованных сторон, прежде всего, государства. Соответствие требованиям государственных образовательных стандартов позволило провести аккредитацию НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и продолжить дальнейшее обучение студентов.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. — www.normacs.ru . — 17.04.2009. — 15:47:02. — 46.с.

2. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: аналитический отчет. — М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. — 260 с.

3. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. — М.: Центр государственной аккредитации, 2003. — 176 с.

4. Степаненко Д.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России // Проблемы современной экономики. — 2009. — №4(32).

5. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: проблемы теории. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 274 с.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Г.А. Резник,

заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Статья посвящена вопросу вовлечения студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Делается вывод о том, что политика государства должна способствовать решению таких задач, как формирование экономически активного поведения и предпринимательского образа мышления молодежи, навыков и мотивации в развитии малого бизнеса, а также формирование корпоративной культуры и корпоративного сознания.

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, малый бизнес, бизнес-инкубаторы

ББК У24(2)05я73+У9(2)-13(2Р)я73

Современный этап развития России характеризуется масштабностью процессов информатизации, созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Конечным результатом этих изменений, осуществляемых в экономике страны, должно стать формирование инновационной экономики

— гибкой, динамичной, кардинально меняющей экономические основы жизнедеятельности людей. Эти изменения в экономике обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, таких, как высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, высокая технико-технологическая культура, способность к перемене профессии и вариантному

использованию своей способности к труду. Инновационная экономика требует большого числа специалистов, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы является широкое вовлечение студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность. Молодежная, в том числе, студенческая предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики, ведь

41 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.