Научная статья на тему 'Управление реализацией основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода'

Управление реализацией основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MANAGEMENT ORGANIZATION IMPROVING IN THE SERVICE SECTOR THROUGH THE DEVELOPMENT OF BUSINESS - PROCESSES IN THE FIELD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфентьева Ольга Васильевна

Рассмотрено управление образовательным учреждением высшего профессионального образования на основе процессного подхода. Дано описание и варианты применения процесса «Реализация основных образовательных программ». Установлены требования потребителей на входе и выходе процесса. Предложены показатели, характеризующие процесс, помимо официально установленных показателей. Предложены варианты управленческих решений на основе удовлетворения требований потребителей на выходе процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфентьева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE REALIZATION OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF THE PROCESS APPROACH

The author considers the management of an educational institution of higher professional education on the basis of the process approach. She gives the description and application options of the process «Realization of basic educational programs.» The author determines consumers' requirements at the entrance and the exit of the process. She proposes indicators characterizing the process, in addition to statutory targets as well as the variants of management decisions based on the meeting the consumers'requirements at the exit of the process.

Текст научной работы на тему «Управление реализацией основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода»

комплексное решение законодательных, администра- формирования доходной части бюджетов как муници-тивных и финансовых проблем в области земельных палитетов, так и субъектов РФ. отношений позволит использовать этот ресурс для

УДК 658 ББК 65. 291. 8

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

О.В.Парфентьева1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664043, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Рассмотрено управление образовательным учреждением высшего профессионального образования на основе процессного подхода. Дано описание и варианты применения процесса «Реализация основных образовательных программ». Установлены требования потребителей на входе и выходе процесса. Предложены показатели, характеризующие процесс, помимо официально установленных показателей. Предложены варианты управленческих решений на основе удовлетворения требований потребителей на выходе процесса. Ил. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: совершенствование организации управления в сфере услуг на основе развития бизнес -процессов в сфере высшего профессионального образования.

MANAGEMENT OF THE REALIZATION OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION ON THE BASIS OF THE PROCESS APPROACH

O.V.Parfentjeva

Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21 Surikov St., Irkutsk, 664043.

The author considers the management of an educational institution of higher professional education on the basis of the process approach. She gives the description and application options of the process «Realization of basic educational programs.» The author determines consumers' requirements at the entrance and the exit of the process. She proposes indicators characterizing the process, in addition to statutory targets as well as the variants of management decisions based on the meeting the consumers'requirements at the exit of the process. 2 figures. 3 sources.

Key words: management organization improving in the service sector through the development of business - processes in the field of higher professional education.

Эффективное управление организацией может быть построено на основе процессного подхода. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 дается следующее определение процесса: «Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как про-цесс»(1,С.6). Процессный подход ориентирован на удовлетворение запросов потребителей. Выход их одного процесса - поставщика должен соответствовать по всем параметрам входу в другой процесс -потребителя. В целом в организации входы и выходы процессов должны быть согласованы между собой. Применение системы процессов в образовательном учреждении высшего профессионального образования наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также с управлением процессами можно считать процессным подходом. Процесс должен иметь следующие характеристики: идентификация, владелец процесса, необходимые ресурсы, вход и выход процесса, показатели процесса. На выходе процесса

должны быть удовлетворены требования потребителя, определенные на входе процесса.

Руководит всеми процессами образовательного учреждения ректор. Более детальное руководство учебного процесса осуществляет проректор по учебной работе. Схема взаимосвязи типовых процессов предназначена для графического представления места данного процесса в структуре процессов вуза. Оно наглядно показывает связи между данным процессом и другими процессами по входам - выходам, раскрывает взаимосвязи различных видов деятельности в рамках образовательного процесса.

Идентификация процесса предполагает выявление вида деятельности, к которому он относится согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 90012008. Рассмотрим один из основных процессов образовательного учреждения «Реализация основных образовательных программ», который является важной составляющей руководства по качеству НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управле-

1Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе, тел.: 89086410320, email: [email protected]

Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economic sciences, an associate professor, a vice rector on educational work, tel.: 89086410320, e-mail: ovp.sipeu @ mail.ru

ния». Этот раздел включает в себя: управление процессами обучения по ООП; валидацию процессов обучения по ООП; идентификацию и прослеживае-мость обучения студентов; сохранение соответствия качества образования академии; собственность потребителей; организацию практик студентов; воспитательную работу со студентами.

Организация должна обеспечивать процессы информацией и необходимыми ресурсами. К необходимым ресурсам относятся: документация, материальные, финансовые, человеческие и другие ресурсы. Управление людьми предполагает распределение функций и обязанностей между участниками процесса, что находит отражение в матрице ответственности. Прежде всего, речь идет об участниках образовательного процесса, к которым относятся директора институтов и деканы факультетов, заведующие кафедрами, методисты, преподаватели, студенты.

Требования к входам процесса: наличие лицензии и свидетельства об аккредитации, разработка образовательных программ, обеспеченность учебно-лабораторными площадями, наличие инфраструктуры, информационное обслуживание, приобретение современных информационных технологий, разработка документации, базы практик.

К входам процесса относятся: информационная система управления академией, инновационные структуры (технопарк, бизнес - инкубаторы, инновационно - технологический центр), требования к приему студентов, прием студентов.

Поставщиками образовательного процесса являются: учебно-методические объединения по специальностям, учебный отдел, кафедры, факультет компьютерных технологий и информационных систем, приемная комиссия, отдел маркетинга, библиотека, читальные залы, отдел административно-хозяйственной работы. Вопросы взаимодействия различных структурных подразделений прописаны в положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях всех сотрудников.

К субъектам процесса относятся: преподаватели, кафедры, деканаты, отделы, студенты, сотрудники. К субъектам процесса относятся и работодатели, предоставляющие места проведения практик студентов и определяющие специализацию, востребованную на рынке, и тематику дипломных работ согласно специализации.

Важную роль в организации процессного подхода играет регламентирующая документация. Документы организации, регламентирующие учебный процесс: Устав, государственный образовательный стандарт по каждой специальности, утвержденные учебные планы, график учебного процесса с учетом прохождения практик. Нами разработаны рабочие инструкции: «Составление расписания на очном отделении», «Составление расписания на заочном отделении», «Организация процесса контроля над выполнением расписания», «Составление графика учебного процесса по заочному отделению», «Рабочая инструкция по ведению документации на факультетах».

Материальные ресурсы, необходимые для обес-

печения учебного процесса: это наличие и использование площадей зданий (собственных или арендованных) согласно лицензионным нормативам, наличие пунктов общественного питания, пунктов медицинского обслуживания; наличие электронной библиотеки; количество посадочных мест в библиотеке, обеспеченность общежитиями. Важные критерии обеспечения учебного процесса: общее количество экземпляров учебно-методической литературы в библиотеках, в том числе количество новой учебно-методической литературы за последние 5 лет, в том числе количество обязательной учебно-методической литературы, средства, выделяемые на приобретение литературы.

К материальным ресурсам можно отнести: наличие в образовательном учреждении подключения к сети ¡г^ете^количество Internet - серверов, количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Internet, наличие единой вычислительной сети, количество локальных сетей, количество единиц вычислительной техники; количество единиц IBM PC-совместимых компьютеров, количество компьютерных классов, в том числе оборудованных мультимедиа проекторами. Представление о материальных факторах дают сведения о стоимости основных фондов, структуре доходов и расходов. При этом рассматриваются источники доходов: бюджетное финансирование, средства, полученные от проведения научных исследований; средства, полученные за образовательные услуги; другие источники. Структура расходов включает расходы на оплату труда, на приобретение оборудования, на информационное и библиотечное обслуживание.

Трудовые ресурсы, необходимые для реализации учебного процесса, определяются установленными лицензионными нормативами. Пороговые значения для образовательных учреждений по проценту с учеными степенями и званиями: институты - 55, академии - 60, университеты - 60. Пороговые значения по проценту профессорско-преподавательского состава докторов наук и профессоров: институты -8,5;академии -10, университеты -10.Установлено значение показателя «Процент штатных преподавателей, работающих в вузе на полную ставку» и его значения, которые зависят от периода существования учебного заведения.

Модель постоянного улучшения качества продукции (услуги) ориентирована на удовлетворение запросов потребителей. Внутренние потребители: преподаватели, сотрудники, студенты. Внешними потребителями процесса являются выпускники, работодатели, родители выпускников, институциональные структуры, общество в целом.

На входе процесса устанавливаются требования со стороны потребителей: выявить соответствие качества образования по дисциплинам, образовательным программам и в целом по образовательному учреждению требованиям государственных образовательных стандартов. Если на входе процесса устанавливаются требования потребителей, то на выходе процесса эти требования должны быть удовлетворены.

Виды деятельности в рамках процесса включают

основные функции (подпроцессы). Возьмем процесс «Реализация основных образовательных программ академии», к ним можно отнести планирование процесса и разработку необходимой документации; составление расписания; реализацию образовательной программы, в т. ч. прохождение практик (обязательно наличие положения об организации практик студентов). К основным функциям можно отнести промежуточную аттестацию; итоговую аттестацию; валидацию; идентификацию обучения.

Остановимся более подробно на основных подпроцессах. Первый из них - это планирование процесса и разработка необходимой документации. При планировании учебного процесса нами разработаны следующие документы: учебные планы по специальности, рабочие учебные планы, распределение учебной нагрузки по кафедрам и по каждому преподавателю, инструкции по составлению расписания, расчет потребности в кадрах. Планирование предполагает следующие записи: утвержденное распределение контингента по потокам, группам, подгруппам, а также сменам, график учебного процесса с учетом прохождения практик. В планировании учитываются пожелания потребителей: студентов и преподавателей. После составления расписания составляется сетка занятости аудиторий на каждый день с указанием фамилий преподавателей.

Планирование и организация учебного процесса определяются требованиями государственных образовательных стандартов (ГОС), где устанавливается продолжительность учебного процесса при подготовке специалистов. ГОС устанавливает общую трудоемкость процесса за весь период обучения, распределение времени между аудиторной и самостоятельной работой студентов, определяет количество и продолжительность практик, среднюю продолжительность рабочей недели при очной форме обучения, количество аудиторных часов в год при заочной форме обучения. ГОС устанавливает распределение часов между циклами дисциплин: общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин (ОГСЭ); общих математических и естественнонаучных дисциплин (ОМЕН); общих профессиональных дисциплин (ОПД); специальных дисциплин (СД), - а также отдельными дисциплинами. Составление расписания разработано нами в виде отдельного подпроцесса. Составление расписания осуществляется методистом факультета либо учебной части в зависимости от организационной структуры, согласно рабочей инструкции по составлению расписания как на очном, так и на заочном отделении.

Реализация образовательной программы предполагает чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и практических занятий, защиту курсовых работ, прием зачетов и экзаменов, консультирование, контроль выполнения расписания (разработан нами в виде рабочей инструкции), прохождение практики студентов. Практика является частью учебного процесса. Виды практик по каждой специальности, их названия, продолжительность определены в государственном образовательном стандарте и указываются в учебных

планах и графике учебного процесса. Порядок прохождения практик и защиты отчетов подробно рассматриваются в разработанном нами «Положении о практике». Промежуточная аттестация студентов осуществляется с целью контроля качества обучения. Она проводится после окончания изучения дисциплин или блоков дисциплин. Формы проведения могут быть различными: тестирование по дидактическим единицам, письменный или устный экзамен и т.д. Итоговая аттестация студентов является заключительным этапом процесса обучения. На этом этапе осуществляется чтение обзорных лекций, сдача итоговых экзаменов и защита выпускных квалификационных работ.

Валидация (3.8.5. - понятия, относящиеся к оценке по международному стандарту ISO 9000:2000) - это подтверждение (посредством предоставления объективных свидетельств) того, что требования, относящиеся к конкретному предполагаемому использованию или применению, были выполнены.(1, с. 14) В нашем случае речь может идти о выполнении требований лицензии, государственного образовательного стандарта. Подтверждением выполнения требований государственного образовательного стандарта в области того, что должен знать и уметь специалист данной квалификации, могут быть различные виды тестирования студентов. Это может быть тестирование в процессе обучения, на зачетах и экзаменах, при проведении Федерального Интернет - экзамена в сфере профессионального образования, в ходе самообследования академии, в процессе проведения внешней экспертизы. Все эти виды тестирования преследуют разные цели и критерии оценки. В качестве примера будем использовать данные тестирования студентов, которое проходило в НОУ ВПО «Сибирская академия, права, экономики и управления». Данные, полученные в процессе самообследования, обрабатывались в программном модуле «Камертон» (3, с. 86).

На рис. 1 показаны результаты самообследования в процессе комплексной оценки деятельности академии по пяти специальностям. Ряд 1 представляет процент отличных и хороших оценок по результатам тестирования студентов по дисциплинам ОГСЭ: Юриспруденция - 93,8%, Менеджмент организации -98,68%, Психология - 89,42%, Финансы и кредит -78,7%, Бухгалтерский учет, анализ и аудит - 90,4%. Ряд 2 представляет процент отличных и хороших оценок по результатам тестирования студентов по дисциплинам ОМЕН по тем же специальностям: Юриспруденция - 89,7%, Менеджмент организации - 93,18%, Психология - 89,8%, Финансы и кредит - 75,81%, Бухгалтерский учет, анализ и аудит - 73,1%. Решением Аккредитационной коллегии № 6 от 06.10.2006 г. в качестве критериального значения аттестации по дисциплине является 50% студентов, освоивших все дидактические единицы (2, с. 29). Данные тестирования достаточно высокие и превышают пороговое значение. Представленные показатели являются объективным свидетельством того, что установленные требования были выполнены. Эти результаты были подтверждены в процессе внешней экспертизы.

Юриспруденция 100

Бухгалте рский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Менеджмент организации

'Ряд 1 ■Ряд 2

Психология

Рис. 1. Результаты самообследования по дисциплинам ОГСЭ и ОМЕН

На рис. 2 представлены результаты тестирования при самообследовании в процессе комплексной оценки деятельности академии по пяти специальностям. Ряд 1 представляет результаты тестирования студентов по дисциплинам ОПД, при этом процент отличных и хороших оценок составил по специальностям: Юриспруденция - 82,7%, Менеджмент организации - 94,83%, Психология - 85,88%, Финансы и кредит

- 85,65 %, Бухгалтерский учет, анализ и аудит - 86,3 %. Ряд 2 представляет результаты тестирования студентов по дисциплинам СД по тем же специальностям: Юриспруденция - 82,8%, Менеджмент организации - 90,97%, Психология - 95,13%, Финансы и кредит

- 82,92%, Бухгалтерский учет, анализ и аудит - 80,4 %. Данные тестирования достаточно высокие, вместе с тем мы наблюдаем динамику некоторого снижения показателей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

На наш взгляд, это можно объяснить сложностью общепрофессиональных и специальных дисциплин. Вместе с тем, все показатели значительно превышают пороговое значение, которое соответствует 50%. Представленные результаты являются объективным свидетельством того, что установленные требования были выполнены. Результаты, полученные в процессе самообследования и в ходе государственной аттестационной экспертизы, сравниваются в сопоста-

вимых формах отчетности, что позволяет выявить объективность проведения самообследования. Критерии оценки, методика обработки данных идентичны в обеих процедурах.

Внешним потребителем является общество, чьи интересы представлены Рособрнадзором, который осуществляет анализ представленных данных самообследования в сопоставлении с результатами, полученными при государственной аттестационной экспертизе.

Идентификация и прослеживаемость обучения студентов предполагает соответствие образовательного процесса установленной документации. Согласно требованиям ГОС в академии разработаны профессиональные образовательные программы. В них входят: учебные планы, рабочие программы дисциплин, контрольные материалы и др. Непременным условием является наличие учебно-методических комплексов абсолютно по всем дисциплинам. Посещение занятий заведующими кафедрами и преподавателями позволяет выявить насколько полно и последовательно выполняется учебно-методический комплекс при обучении студентов. Соответствие расписания учебному плану подтверждает последовательность изучения дисциплин и связь между дисциплинами.

Защита прав собственности потребителей включает право на интеллектуальную собственность про-

Юриспруденция 100

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Финансы и кредит

Менеджмент организации

Ряд 1 Ряд 2

Психология

Рис. 2. Процент отличных и хороших оценок по ОПД и СД

фессорско-преподавательского состава (монографии, учебно-методические пособия, патенты, разработки и т. д.). К собственности студентов можно отнести дипломные и курсовые работы, научные статьи и т.д. Защита прав потребителей обеспечивается в процессе деятельности юридического отдела, редакционно-издательского отдела, архива.

Воспитательная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Она выделена в самостоятельный процесс, но в учебных программах нашли отражение элементы патриотического, гражданского, духовно-нравственного, психолого-педагогического воспитания. Включение в учебные программы культурологического и религиозного компонента является стимулом развития личности.

Процесс должен характеризоваться показателями именно данного процесса, а не академии в целом. Существуют официально устанавливаемые показатели. Нами предложены дополнительные показатели по оценке процесса 2.4. «Реализация основных образовательных программ». Предложенные показатели ориентированы не на внешнего потребителя, а на внутреннего потребителя, они должны способствовать более эффективному управлению образовательным учреждением. Показатели можно разделить на группы в зависимости от внутренних задач образовательного учреждения: удовлетворение требований потребителей, качество услуг, контроль над издержками, мотивация персонала.

Показатели удовлетворения требований потребителей: 1. Число жалоб студентов в течение учебного года. 2. Процент своевременно предоставленной информации по расписанию (Интернет, стенд, телефон). 3. Своевременность подготовки документов к сессии. 4. Процент сотрудников, подготовленных к работе в команде.

Показатели, характеризующие качество услуг: 1. Количество срывов расписания. 2. Процент обработанных зачетных книжек. 3. Время, необходимое для реагирования на жалобу. 4. Количество административных ошибок. 5. Число решенных проблем. 6. Процент статистически контролируемых процессов. 7. Процент применения новых технологий (компьютерных, обучающих). 8. Процент специалистов нужного профиля. 9. Процент сотрудников, которым не хватает важнейших навыков. 10. Процент сотрудников, которые владеют необходимыми навыками. 11. Уровень качества документации = (число бланков - число бланков с ошибками)/число бланков * 100%.12. Процент процессов с обратной связью по качеству. 13. Процент возврата расписаний (число ошибок и отклонений от инструкции).

Показатели, характеризующие контроль над издержками: 1. Время на обработку одной зачетной книжки 1 час.* зарплата методиста. 2. Процент расторжения договоров в ходе учебного процесса. 3. Количество принятых студентов на одного работника. 4. Затраты на обучение менеджеров. 5. Процент отпусков по болезни. 6. Затраты, связанные с исправлением ошибок. 7 Затраты на обучение качеству. 8 Затраты на контроль качества.

Показатели, характеризующие мотивацию персонала: 1. Затраты на обучение персонала. 2. Уровень заработной платы. 3. Премии за общение с клиентами. 4. Процент сотрудников, считающих методы руководства эффективными. 5. Процент сотрудников, считающих свою работу интересной. 6. Число предложений на одного сотрудника. 7. Число реализованных предложений. 8. Процент текучести кадров. 9. Среднее время работы сотрудника на одной должности. 10. Процент сотрудников, личные устремления которых совпадают с целями академии.

На основе анализа показателей составляется план мероприятий по совершенствованию процесса. Данные мониторинга позволяют осуществлять корректирующие и предупреждающие действия. Обязательное направление: управление несоответствиями в образовательном процессе, а также студентами, знания, умения и навыки которых не соответствуют установленным требованиям. Предложим возможные варианты управленческих решений, направленных на улучшение процесса «Реализация основных образовательных программ» и достижение его целей.

1. Соблюдению норм ГОС в расписании будет способствовать обучение сотрудников, составляющих расписание. 2. Системное внедрение инновационных технологии обучения и текущего контроля может стать частью плана по повышению эффективности учебного процесса. 3. Систематическое внедрение результатов тестирования в процесс обучения будет способствовать достижению соответствия подготовки студентов требованиям ГОС. 4. Работа кафедр по внедрению инновационных технологий будет способствовать внедрению компьютерных технологии обучения и контроля на основе рейтинговой системы. 5. Разработка и реализация новых учебных планов на основе введения стандартов 3 -его поколения будет способствовать разработке системы образовательных кредитов. 6. Сопоставление с учебным планом будет препятствовать введению в расписание второй дисциплины по выбору.

На выходе процесса «Реализация основных образовательных программ» - специалист, обладающий определенной квалификацией. Документация, которая устанавливает требования к результатам: государственный образовательный стандарт, где определено, что должен знать и уметь специалист; положение об итоговой аттестации студентов; методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы. Результирующие документы: протоколы проведения государственной аттестации студентов; журналы регистрации дипломов; приложение к годовому отчету академии по дипломам, справка региональной службы занятости о наличии или отсутствии выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

Опрос потребителей позволил выявить их основные требования к выходам процесса: соблюдение государственного образовательного стандарта; владение выпускниками необходимыми навыками; возможность найти работу по специальности; компенсация затрат, осуществление планов; обеспечение потребностей рынка труда; обеспечение процесса воспроизводства рабочей силы.

Аттестация образовательного учреждения представляет проведение оценки соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Рособрнадзор принимает решение о степени соответствия результатов реализации академии основной образовательной программы установленным условиям аттестации образовательного учреждения. В процессе проверки основное требование предъявляется к минимуму содержания дисциплин, уровню и качеству их освоения (2. с. 86).

В качестве результата с точки зрения потребителей, академии и государства, можно рассматривать только положительные итоги, кроме того, подтвер-

жденные положительными данными тестирования при государственной аттестационной экспертизе, поскольку они свидетельствуют о выполнении государственного образовательного стандарта и сохранении соответствия качества образования академии.

Уровень качества образования в академии соответствует требованиям, которые установлены государственными образовательными стандартами, что отвечает интересам всех заинтересованных сторон, прежде всего государства. Соответствие требованиям государственных образовательных стандартов позволило провести аккредитацию НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» и продолжить дальнейшее обучение студентов.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - www.normacs.ru .-17.04.2009.-15:47:02. 46. с.

2. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: аналитический отчет. М.: Национальное

2008.

аккредитационное агентство в сфере образования, 260 с.

3. Комплексная оценка высших учебных заведений: учебное пособие/ В.Г.Наводнов [и др.]. М.: Центр государственной аккредитации, 2003. 176 с.

УДК 332.62(47)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНВЕСТИЦИОННО- СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В.В.Пешков1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определено, что становление рыночной экономики, развитие частной собственности и формирование частного капитала внесли изменения в процесс строительной деятельности, преобразовав его в инвестиционно-строительный процесс. Показано, что его сущность отражает изменившуюся структуру экономических интересов участников ИСД и заключается в первоочередной ориентации на получение экономического эффекта от реализации инвестиционно-строительного проекта. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: инновационные процессы; инвестиционно-строительная деятельность; финансовый и экономический кризис.

INNOVATIVE PROCESSES IN THE INVESTMENT AND CONSTRICTION ACTIVITY UNDER CONDITIONS OF THE ECONOMICAL CRISIS V.V. Peshkov

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author determines that the creation of a market economy, the development of private property and the formation of private capital make changes in the process of construction activity, having transformed it into the investment and construction process. It is shown that its essence reflects the changed structure of the economic interests of the participants of the investment and construction activity. Also it has a primary focus on the obtaining of economic benefits from the implementation of an investment and construction project. 1 figure. 1 table. 3 sources.

Key words: innovative processes; investment and construction activity; financial and economic crisis.

В послании Федеральному Собранию от 12.11 2009г. [1] Президент РФ изложил первоочередные планы развития страны. В XXI веке России необходима всесторонняя модернизация и технологическое

обновление всей производственной сферы. Президент РФ отметил, что ключевым приоритетом для выхода России на новый технологический уровень является внедрение новейших технологий. Необходим

1 Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89025163672.

Peshkov Vitaliy Vladimirovich, a doctor of economic sciences, a professor, the head of the Chair of Examination and Real Estate Management, tel.: 89025163672.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.