Научная статья на тему 'Организационные основы процессного подхода в системе высшего профессионального образования'

Организационные основы процессного подхода в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ НА УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ / МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ / ENHANCEMENT OF ORGANIZATION / MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF SERVICES UNDER MARKET CONDITIONS / ORGANIZATIONAL AND ECONOMICAL GUARANTEEING OF SERVICE STANDARDS FOR THE POPULATION / SOCIAL AND ECONOMICAL EFFICIENCY AND THE QUALITY OF POPULATION SERVICING IN THE BRANCHES OF THE SERVICE SPHERE / MECHANISM TO INCREASE THE EFFICIENCY AND THE QUALITY OF SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфентьева Ольга Васильевна

Рассмотрено внедрение процессного подхода в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы процессного подхода в системе высшего профессионального образования»

предотвращения появления так называемых «карманных» кредитных бюро.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что создание бюро кредитных историй одинаково значимо и полезно как для заемщика, так и для кредитора. Кредитор имеет возможность отслеживать «настроение» заемщика для того, чтобы использовать информацию о каждом клиенте в процессе

банковской деятельности. Заемщик, в свою очередь, «зарабатывая» себе положительную репутацию, может претендовать на определенные льготы при заключении разного рода договоров на выполнение банковских операций. Кроме того, банкиры, располагая информацией такого рода, имеют возможность участвовать в общероссийской банковской информационной системе о клиентах банков.

УДК 631

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Парфентьева1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664025, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Рассмотрено внедрение процессного подхода в системе высшего профессионального образования. Библиогр.З назв.

Ключевые слова: совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка; организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги населению; социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг; механизм повышения эффективности и качества услуг.

ORGANIZATIONAL GROUNDS OF THE PROCESS APPROACH IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION

O.V. Parfentjeva

Siberian Academy of Law, Economics and Management 21 Surikov St., Irkutsk, 664025

The author considers the introduction of the process approach into the system of higher professional education. 3 sources.

Key words: enhancement of organization, management in the system of services under market conditions; organizational and economical guaranteeing of service standards for the population; social and economical efficiency and the quality of population servicing in the branches of the service sphere; mechanism to increase the efficiency and the quality of service.

Одним из основных принципов менеджмента качества образования является процессный подход.

«Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом»(3). В международном стандарте ISO 9000:2000 представлена и более развернутая характеристика процессного подхода.

«2.4. Любая деятельность или совокупность видов деятельности, которая использует ресурсы для преобразования «входов» в «выходы», может рассматриваться как процесс »(3).

Из определения видно, что процесс можно охарактеризовать как совокупность видов деятельности, направленных на решение задач, которые создают услугу (товар) и удовлетворяют запросы потребителей. Каждый процесс имеет вход и выход. Выход их одного процесса - поставщика должен соответствовать по форме, срокам, параметрам входу в другой процесс - потребителя. В целом в организации входы и выходы всех процессов должны быть согласованы между собой.

Вход процесса - это потребляемый ресурс (например: люди, информация, документация, материальные и другие ресурсы), который преобразуется в ходе процесса в выход. Таким образом, выходом процесса могут быть также материальные ресурсы, (информация, документация, люди с более высокой квалификацией и т. д.), которые были преобразованы в ходе процесса в выход и имеют своего потребителя. Очевидно, что каждый процесс связан с затратами и увеличивает стоимость ресурсов, которые были на входе процесса. Процесс должен иметь следующие характеристики: руководителя (владельца) процесса, вход и выход процесса (представляющий ценность для потребителя), необходимые ресурсы для выполнения (человеческие ресурсы, производственная среда, инфраструктура), показатели оценки результатов процесса. Показатели процесса должны характеризовать именно этот процесс, а не деятельность всей организации. Необходим менеджер, который управляет деятельностью по выполнению процесса.

Владелец процесса - это должностное лицо, которое обладает необходимыми полномочиями и несет

1Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.:(3952)201952; e-mail: ovp.sipeu@mail.ru Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economical sciences, an associate professor, tel.: (3952)201952; e-mail: ovp.sipeu@mail.ru

ответственность за выполнение процесса. В высшем учебном заведении руководителями процессов могут быть ректор, проректоры по направлениям деятельности или начальники отделов.

На какое количество процессов целесообразно разделить деятельность организации, определяется рядом факторов. Прежде всего, степень детализации зависит от размера организации. Если количество сотрудников организации в пределах двухсот человек, то целесообразно использовать традиционные подходы к управлению, когда применяется принцип «магического числа семь» и у каждого руководителя семь объектов управления. Для ректора процесс управления представляется единым. Разделив организацию по направлениям деятельности, которыми руководят проректоры, целесообразно выделить такое же количество процессов. Процессы могут быть разделены на подпроцессы, которые представляют выполнение отдельных видов работ внутри подразделений. Вместе с тем, могут существовать и сквозные процессы, которые выполняются разными структурными подразделениями. При этом сквозной процесс также должен иметь хозяина процесса.

На уровне факультетов, кафедр, отделов могут быть регламентированы отдельные функции. Функцию можно рассматривать как определенный вид деятельности, характеризующий однородные операции, выполняемый на систематической основе. Большинство функций выполняются на рабочих местах. На наш взгляд, число уровней детализации процессов для небольшой организации может быть в пределах десяти. Большая детализация является излишней: лишние затраты на разработку документации, которую вряд ли будут читать.

При наличии уже существующей системы управления и параллельном внедрении процессного подхода будет построена еще одна система управления. Это не приведет к повышению эффективности, а только усложнит процесс управления. Чтобы избежать этого, целесообразен постепенный ввод процессного подхода на основе уже существующей системы управления. Практика менеджмента показывает, что линейно-функциональная система управления образовательным учреждением наилучшим образом сочетается с процессным подходом. Процессы следует формировать на основе существующих структурных подразделений, постепенно проводить реорганизации и избавляться от ненужных видов работ. Основой для разработки процессного подхода может послужить уже имеющаяся документация: положения о подразделениях (институтах, филиалах, факультетах, кафедрах, отделах), должностные инструкции, планы, записи. При этом нужно ориентироваться на то, как должны выполняться работы. Процессный подход позволяет найти объекты управления, которые нуждаются в совершенствовании. В итоге все виды деятельности, выполняемые в образовательном учреждении, должны быть включены в те или иные процессы. Это позволит предотвратить дублирование функций между различными руководителями и структурами и выявить виды деятельности, за которые никто не

несет ответственности. Процессный подход в менеджменте - это управление образовательным учреждением как системой процессов.

В каждом образовательном учреждении существует своя специфика менеджмента, которая будет зафиксирована в процессном подходе, поэтому в другой организации он останется нефункционирующим. Таким образом, разработка процессного подхода в каждом вузе - это его ноу-хау, которым не смогут воспользоваться другие образовательные учреждения. Ввести чужие процессы проблематично, поскольку они будут несовместимы с данной организационной структурой. Едиными могут быть только подходы к системе управления. Тиражирование процессного подхода, разработанного одним образовательным учреждением, приемлемо, когда создается сеть однотипных организаций, построенных на общих принципах управления. Реализация однотипных процессов возможна в филиалах, институтах, созданных при академии или университете. Если принято решение о внедрении процессного подхода, то в образовательном учреждении следует описать все функции, в противном случае какие-то из них могут выпасть из процесса управления. Если они являются действительно лишними для высшего учебного заведения, то это можно рассматривать только как положительный фактор. Если же выпадают нужные функции, то это ведет к нарушению процесса управления.

Для разработки процессов образовательного учреждения следует представить структуру вуза и его подразделений. Прежде всего, необходимо идентифицировать процесс, определить его рамки и дать описание и оценку процесса. Совершенствование каждого из процессов будет способствовать улучшению качества образования и услуг вуза в целом. Следует конкретизировать не только поставщиков и потребителей процессов, но и те услуги, которые стоят на входе и выходе каждого процесса.

Какие же процессы происходят в образовательном учреждении, рассмотрим на примере Сибирской академии права, экономики и управления. Прежде всего, следует выделить процессы стратегического управления: стратегическое планирование и управление качеством образования; создание системы качества академии; распределение полномочий между структурными подразделениями и сотрудниками; лицензирование и аккредитация.

Процессы академии по своему назначению можно разделить на основные и вспомогательные. В целом они могут быть объединены процессом управления образовательным учреждением. Основные процессы образовательной и научной деятельности академии связаны с выполнением основной деятельности образовательного учреждения: это деятельность маркетинговой службы; разработка новых образовательных программ; прием студентов; реализация основных образовательных программ. Также к основным процессам относятся: воспитательная работа со студентами, разработка и реализация программ дополнительного образования; подготовка кадров высшей

квалификации; научно-исследовательская и инновационная деятельность.

Вспомогательные процессы обслуживают основные процессы, создают условия для их выполнения. Разница заключается в том, что основной продукт потребляет конечный потребитель. Потребителями результата вспомогательного процесса являются другие процессы внутри организации. К процессам вспомогательного характера можно отнести: кадровое обеспечение; финансовое обеспечение; ремонтные работы ; управление средой; библиотечное и информационное обслуживание; издательскую деятельность; управление инфраструктурой; безопасность жизнедеятельности; социальную поддержку внутренних и внешних потребителей.

Руководитель организации рассматривает управление как единый процесс. Менеджмент организации предполагает управление всеми процессами, прежде всего образовательной средой, инфраструктурой, улучшением процессов, а также проведением корректирующих и предупреждающих действий, мониторингом, измерением и анализом процессов. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001 п.8 заложено требование рассмотрения как самостоятельных процессов мониторинга, измерений, анализа процессов, управления несоответствиями; совершенствования процессов посредством корректирующих и предупреждающих действий [1]. На наш взгляд, это части любого процесса. Если их выделить в отдельный процесс, то может произойти дублирование функций в каждом процессе и организации в целом, на этой почве могут возникнуть лишние затраты и противоречия, поскольку цикл управления будет разорван. Обособление этих процессов в стандарте подчеркивает необходимость их систематического осуществления, чем определяется их важность в рамках управления.

Вместе с тем, выделение отдельного процесса должно сопровождаться идентификацией: входа в процесс, выходом из процесса, владельца процесса, системой показателей, содержанием процесса, то есть порядка выполнения функций в процессе, наличием необходимых для этого ресурсов. Выделение процесса должно быть экономически целесообразно, чтобы можно было подсчитать затраты на процесс и его эффективность. Процесс может быть разбит на подпроцессы и функции до момента выхода из процесса. Показатели управления процесса в системе высшего профессионального образования установлены централизованно, и их выполнение контролируется вышестоящими организациями. Вместе с тем, существуют и другие важные показатели процесса реализации основных образовательных программ: затраты на образовательный процесс, уровень цен на образовательные услуги, численность сотрудников, процент отчисленных студентов, динамика приема в вуз (в целом и по специальностям), число рекламаций, число выпускников вуза, решивших получить второе высшее образование.

Формирование отдельных процессов не может быть раз и навсегда данным. Кадровые перестановки, появление новых людей, имеющих другие навыки и

способности, могут привести к перераспределению полномочий, что повлечет за собой изменение процессов. Важные составляющие этого процесса управления: сбор и анализ информации, планирование, принятие решений, корректировка, контроль за исполнением решения, план и устранение причин отклонений, отчетность.

Основным процессом в высшем учебном заведении является учебный процесс или реализация основных образовательных программ. Учебный процесс можно, в свою очередь, разделить на подпроцессы и определить границы каждого из них. По каждому подпроцессу целесообразно создать отдельный регламент, определяющий цели и задачи, методологию решения проблем, анализ несоответствий и поиск возможностей усовершенствования, отработку потоков документов и закрепление улучшений. Следует разработать подробно управляющее воздействие между подразделениями, обеспечивающими функционирование учебного процесса: ректор, проректор по учебной работе, учебный отдел, деканаты, управление делами, бухгалтерия, кафедры, лаборатории.

Каждый процесс - это цикл упорядоченной работы, нацеленной на постоянное улучшение деятельности вуза и его подразделений. Совершенствование менеджмента должно быть направлено, прежде всего, на удовлетворение интересов потребителя. Важнейшим совершенствованием менеджмента является переход от шахтной к горизонтальной системе управления. что называется «класть шахты на бок». Процессный подход может вызвать сопротивление сотрудников, поскольку предполагает детализацию работ, степени ответственности и контроль над каждым процессом. Схему процесса можно представить следующим образом: поставщик осуществляет услугу в ответ на требование. Эта услуга (например, подготовка определенных документов) является, в свою очередь, входом в определенный процесс. В этом процессе документы служат источником информации для подготовки других документов либо для принятия решений. На выходе из процесса будут подготовленные документы, которые, в свою очередь, представляют оказанную услугу в ответ на требование потребителя.

При рассмотрении каждого процесса следует выяснить: каковы запросы и интересы процесса - потребителя; что нужно сделать, чтобы удовлетворять запросы процесса - потребителя; получает ли все желаемые услуги потребитель.

Рассмотрим процесс реализации основных образовательных программ. Прежде всего, необходимо определить границы данного процесса, его вход и выход. Входом в учебный процесс является приказ о зачислении студентов, подписанный ректором и предоставленный канцелярией. Выходом из учебного процесса являются специалисты определенной квалификации, что зафиксировано в приказе о присвоении соответствующей квалификации выпускникам.

Руководителем процесса реализации основных образовательных программ является проректор по учебной работе. Потребителями процесса являются: общество, учредители, студенты, родители, работода-

тели. Следующий шаг идентификации процесса - выяснить, какие именно услуги оказывают сотрудники процесса и кому из потребителей.

Для большей детализации целесообразно разбить основной процесс на множество подпроцессов. Так, процесс реализации основных образовательных программ можно разделить на подпроцессы: составление графика учебного процесса, составление учебной нагрузки преподавателей, составление семестрового расписания и сессий, контроль выполнения расписания, организация итоговой государственной аттестации выпускников, организационные мероприятия по выведению дипломов, организация практик студентов, организация самостоятельной работы студентов.

Для нормального функционирования учебного процесса необходимы: разработка новых учебных планов, заполнение ежегодного и пятилетнего модулей, подготовка документов на лицензирование и аккредитация новых специальностей, разработка плана мероприятий со студентами первого курса, подготовка приказов на перевод и отчисление, подготовка распоряжений по организации учебного процесса и т.д.

Детализация позволит проанализировать, как можно улучшить работу в данном процессе. Чтобы постоянно держать процесс под контролем, необходимо выяснить причину проблемы и внести соответствующие изменения. Для этого необходимо: выявление проблемы; анализ ситуации; выявление причины данной проблемы; определение пути исправления; реализация исправления; анализ оставшихся проблем. Специфика вузовских процессов заключается в том, что учебный процесс по своей продолжительности занимает учебный год. При этом параллельно должны осуществляться реализация учебного процесса и управление учебным процессом.

Выделив основные процессы, от которых зависит удовлетворение запросов потребителей, руководство должно определить команды людей, задействованных в каждом процессе, и персонифицировать ответственность. Процессы и критерии их оценки целесообразно представить в виде схем или таблиц. Далее следует контролировать процесс и осуществлять план его совершенствования.

Для того чтобы контролировать приближение к успеху, следует разработать критерии и показатели измерения качества процесса. Результаты деятельности образовательного учреждения измеряются системой показателей, которые централизованно установлены. Эта система показателей применяется для аккредитации вуза в рамках комплексной оценки деятельности образовательного учреждения.

Все показатели можно разделить на две группы. Первая группа оценивает потенциал вуза и его возможности по обеспечению качества образовательного процесса. Вторая группа показателей дает характеристику результатов деятельности вуза по достижению качества образования и компетенций выпускников вуза. Оценка осуществляется по двум сопоставимым группам показателей: самооценке образовательного учреждения и результатам внешней экспертизы. Результаты внешней экспертизы в конечном итоге опре-

деляют аккредитационный статус учебного заведения. Для подтверждения правильности выводов используют характеристики и оценки деятельности образовательного учреждения, полученные по результатам анкетирования внешних потребителей (студентов, выпускников, работодателей, представителей органов управления образованием и т.д.). Но это внешние показатели. Для систематического процесса контроля внутренних процессов нужны другие показатели. В ходе работы следует использовать методы статистического контроля и учитывать точку зрения служащих. Применяя статистические методы, следует стремиться к достижению уровня качества услуг шесть - сигма, которое предполагает 3 - 4 рекламации на миллион различных операций. Отдельные процессы могут быть разрушены, в таком случае следует найти точки разрушения процесса, обозначить и принять меры по исправлению ситуации, составив план действий и рекомендации.

Следует определить, кто и когда отвечает за каждую услугу, оказанную данным процессом как внутренним, так и внешним потребителям. Степень выполнения требований потребителей можно определить с помощью диаграммы «рыбий скелет». Результат зависит от взаимодействия таких основных факторов, как люди, оборудование, материалы, методы, информация, окружающая среда. Первый фактор -люди. На конечный результат могут повлиять: 1) неясное распределение ответственности; 2) у персонала нет четкого представления о системе предоставления информации; 3) нужды потребителя определены не всегда верно; 4) внутренние потребители не знают требований друг друга. Второй фактор - оборудование. Негативно отражается на конечном результате: 1) недостаток телефонных линий, невозможность получить своевременно информацию; 2) несвоевременное обновление компьютеров; 3) недостаток копировальной техники; 4) недостаток транспортных средств. Третий фактор - материалы. На конечный результат могут влиять: 1) качество приобретенных материалов; 2) несвоевременная поставка материалов; 3) выбор поставщиков по сложившимся контактам. Не менее важным фактором является информация. На результат влияют: 1) отсутствие представления о приоритетах; 2) нет полноты информации о спросе на рынке; 3) отсутствует полнота информации о потребителях. Следующий фактор - методы управления: 1) «шахтная» система управления; 2) отсутствие связи между системами инициации, разработки и оказания услуг. Методы обучения: не в полной мере используются современные методы обучения. Причем решения в рамках каждого процесса принимают сотрудники, участвующие в данном процессе, они несут ответственность за конечные результаты деятельности. Происходит процесс делегирования ответственности со стороны высшего руководства участникам процесса. Представим разработанные нами показатели применительно к основным факторам успеха и процессам вуза. Высшее учебное заведение должно определить для себя основные цели. Факторами успеха для образовательного учреждения, на наш взгляд, являются:

ориентация на потребителя, качество услуг, контроль над издержками, мотивация персонала.

Рассмотрим процесс 1.4. Лицензирование и аккредитация. С точки зрения ориентации на потребителя важны такие показатели, как 1) процент увеличения спроса на новые специальности; 2) процент выпускников, не трудоустроенных по старым специальностям. С точки зрения качества услуг важны такие показатели, как 1) степень соответствия образовательных программ ГОС; 2) соответствие дисциплин по выбору современным требованиям; 3) обучение современным знаниям и навыкам. С точки зрения контроля над издержками могут рассматриваться такие показатели, как 1) время и затраты на подготовку документов для открытия новой специальности; 2) увеличение доходов от поступления студентов; 3) увеличение возможности повышения статуса за счет расширения направлений подготовки. С точки зрения мотивации персонала могут быть важны такие показатели, как: % преподавателей, считающих свою работу престижной; средняя заработная плата сотрудников.

Рассмотрим процесс 2.1. Мониторинг и реклама маркетинговой службы. С точки зрения ориентации на потребителя важен такой показатель, как количество студентов, поступивших после каждого дня открытых дверей. С точки зрения качества услуг важен такой показатель, как количество абитуриентов, обратившихся в приемную комиссию. С точки зрения контроля над издержками могут рассматриваться такие показатели, как расходы на рекламу, на работу со школами, на проведение дней открытых дверей. С точки зрения мотивации персонала может быть важен такой показатель, как премия, зависящая от количества поступивших студентов.

Рассмотрим процесс 2.3. Прием студентов. Приемная комиссия осуществляет планирование приема, поиск новых клиентов, организацию вступительных испытаний, заключение договоров на обучение.

С точки зрения удовлетворения запросов потребителей в работе приемной комиссии важны ниже-представленные показатели: 1. Доля рынка образовательных услуг в регионе. 2. Рост доли рынка в текущем году по сравнению с предыдущим годом. 3. Процент потерянных абитуриентов из тех, которые приходили в приемную комиссию. 4. Количество студентов, поступивших из каждой школы после проведения там рекламной акции.

С точки зрения качества услуг приемной комиссии важны следующие показатели: 1. Продолжительность ожидания в очереди в приемную комиссию. 2. Возможность дозвониться в приемную комиссию. 3. Время работы с одним клиентом. 4. Время, необходимое на заполнение документов. 5. Процент ошибок в информации для потребителей.

С точки зрения контроля над издержками представляют интерес следующие показатели: 1. Количество поступивших студентов на одного сотрудника приемной комиссии. 2.Процент расторжения договоров до начала учебного процесса.

С точки зрения мотивации персонала могут быть эффективны следующие показатели: 1. Размер пре-

мии за результаты работы. 2. Количество дней по больничным листам. 3. Процент текучести кадров в год. 4. Процент сотрудников, обученных работать в приемной комиссии. 5. Уровень удовлетворенности персонала работой в приемной комиссии.

В зависимости от структуры образовательного учреждения процесс рекламной деятельности может быть выделен в самостоятельный процесс либо быть частью деятельности приемной комиссии, поскольку кроме непосредственно рекламной деятельности важно общение с клиентами, выяснение их потребностей.

Рассмотрим процесс 2.4. Реализация основных образовательных программ. В рамках этого процесса осуществляются следующие основные виды деятельности: составление графика учебного процесса; составление плана учебной нагрузки преподавателей; составление расписания учебного процесса и сессий; контроль за выполнением преподавателями расписания; организация итоговой государственной аттестации выпускников; организационные мероприятия по выведению дипломов; организация практик студентов; организация самостоятельной работы студентов.

С точки зрения ориентации на потребителя важны такие показатели, как: 1. Число рекламаций студентов. 2. Своевременность предоставления информации по расписанию (Интернет, стенд, телефон). 3. Подготовка документов по допуску студентов к сессии. 4. Опытность сотрудников в процессе обмена информацией.

Перечислим показатели, которые могут быть важны с точки зрения качества услуг. 1. Количество срывов занятий по расписанию. 2. Процент обработанных зачетных книжек. 3. Время, необходимое для реагирования на жалобу. 4. Количество административных ошибок. 5. Число решенных проблем в единицу времени. 6. Процент статистически контролируемых процессов. 7. Процент применения новых технологий (компьютерных, обучающих). 8. Процент специалистов нужного профиля. 9. Процент сотрудников, которым не хватает важнейших навыков. 10. Процент сотрудников, которые владеют необходимыми навыками. 11. Уровень качества подготовки документации = (число бланков - число бланков с ошибками) число бланков * 100%. 12. Процент процессов с обратной связью по качеству. 13. Процент возврата расписаний (число ошибок и отклонений от инструкции). 14. Опытность служащих в процессе обмена информацией.

Вопрос соотношения затрат и качества в современной экономике можно рассматривать уже не как экономический, а как философский.

С точки зрения контроля над издержками могут рассматриваться такие показатели, как: 1. Затраты на обработку одной зачетной книжки (заработная плата в единицу времени). 2. Процент расторжения договоров в ходе учебного процесса. 3. Количество студентов на одного работника. 4. Затраты на обучение менеджеров (в процентах от дохода), минимальные. 5. Затраты на обучение персонала (в процентах от дохода), минимальные. 6. Процент отпусков по болезни. 7. Затраты, связанные с исправлением ошибок. 8. Затраты на обучение по качеству. 9. Затраты на контроль качества.

С точки зрения мотивации персонала могут быть важны такие показатели, как: 1. Затраты на обучение персонала. 2. Уровень заработной платы. 3. Премии за общение с клиентами. 4. Процент сотрудников, считающих, что ими руководят эффективно. 5. Процент сотрудников, считающих свою работу интересной. 6. Число предложений на одного сотрудника. 7. Число реализованных предложений. 8. Процент текучести кадров. 9. Среднее время работы сотрудника на одной должности. 10. Процент сотрудников, личные устремления которых совпадают с целями организации.

Именно эти показатели могут стать вехами достижения совершенствования процессов. Для того чтобы обеспечить конкурентные преимущества вузу, необходимо реагировать на потребности клиента: обеспечить лучшее качество при более низких издержках, в сжатые сроки решать все вопросы. Необходимо выработать стратегию устранения недостатков и заменять их усовершенствованиями. Стратегический подход предполагает выяснение потребностей, поиск и реализацию решения, позволяющего добиться выбора потребителя. Процессы следует рассматривать на

горизонтальном уровне, то есть на уровне взаимного оказания услуг структурными подразделениями. Предложенные нами показатели можно отнести к внутренним показателям деятельности вуза. Повышение качества образовательных услуг может быть достигнуто за счет удовлетворения запросов потребителя, участия всех сотрудников в решении задач, непрерывного совершенствования, ориентации на процессный подход. Ориентация управления вузом может изменить отношение людей к своей работе, а образовательному учреждению отойти от вертикальной системы управления, ориентированной на интересы руководства, к горизонтальной системе управления, направленной на удовлетворение интересов потребителей.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.

2. Конти Тито. Самооценка в организациях / пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество». 2000. С. 128 .

3. ISO 9000:2000. Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь.

УДК 332-1

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Н.А.Санковец1

Филиал Российского государственного гуманитарного университета, 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, бульвар К. Маркса, 14б.

Определяется стратегическая роль приграничного региона в формировании внешнеэкономической политики государства, а также предлагаются некоторые методические подходы к разработке региональной стратегии внешнеэкономической деятельности приграничного региона. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: региональная стратегия; внешнеэкономическая деятельность; приграничный регион; показатели развития приграничных регионов; критерии эффективности стратегии ВЭД.

REGIONAL STRATEGY OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY AS AN INSTRUMENT OF STATE MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF A BOUNDARY REGION N.A. Sankovetz

The Branch of Russian State Humanitarian University 14b, C.Max Boulevard, Ulan-Ude, Buryat Republic, 670031

The author determines a strategic role of the boundary region in the formation of the foreign economical policy of the state as well as suggests some methodical approaches to the development of the regional strategy of external economical activity of a boundary region. 2 tables. 3 sources.

Key words: regional strategy; external economic activity; boundary region; development indices of boundary regions; efficiency criteria of the strategy of the external economical activity.

Основной задачей, стоящей перед Российской Федерацией и ее субъектами, является стимулирование процессов, обеспечивающих стабильный экономический рост, решение социально-политических про-

блем и увеличение благосостояния населения страны. По мере совершенствования в нашей стране федеративных отношений отмечается объективная закономерность все большего перемещения центра тяжести

1Санковец Надежда Александровна, ст.преподаватель; аспирант Байкальского государственного университета экономики и права,тел.: (3012)259711, e-mail: sankovetsna@mail.ru

Sankovetz Nadezhda Alexandrovna, a senior lecturer, a postgraduate of Baikal State University of economics and Law, tel.: (3012)259711, e-mail: sankovetsna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.