Научная статья на тему 'Процессный подход к управлению методической работой в вузе'

Процессный подход к управлению методической работой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1310
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловова Наталья Валентиновна

В статье доказывается целесообразность применения процессного подхода к управлению методической работой в вузе в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования; рассматриваются условия его реализации в управлении для достижения одной из главных целей функционирования вуза качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессный подход к управлению методической работой в вузе»

РАЗДЕЛ IX ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 378.14

Н. В, Соловова

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ВУЗЕ

В настоящее время Российская система высшего профессионального образования находится на этапе вхождения в общее академическое европейское пространство. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. отражает процессы глобализации (Болонский процесс, ВТО) и предполагает ряд адекватных изменений в структуре, средствах и методах управления профессиональным образованием, в условиях реформирования которого особая роль отводится классическим университетам, инновационной ориентации в них учебного процесса, повышению качества обучения студентов. Одной из основных задач Болонского процесса является обеспечение качества образования, что предполагает модернизацию и демократизацию всей системы образования и уточнение подходов к управления ею.

В период перехода на многоуровневую систему образования и введения Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) особую значимость приобретает методическая работа в вузе, которая берет на себя задачи по реализации инновационной функции. В качестве основных принципов Европейских стандартов и руководящих принципов по внутренней гарантии качества в вузах выделяются: ответственность за качество высшего образования: развитие культуры качества; разработка и реализация научных подходов к управлению качеством образования.

В показателях деятельности и критериях государственной аккредитации высших учебных заведений (приказ Рособрнадзора № 1938 от 30 сентября 2005 г.) отдельными пунктами выделены показатели «Качество подготовки» (п. 1.2.) и «Методическая работа» (п. 2.4.). В ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 качество определяется как степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям [1] и оно приравнивается к качеству образовательного процесса, что выражается качеством образовательной

деятельности вуза и его ресурсов, обеспечивающих успешность и высокий образовательный результат. В итоге качество высшего образования отражает его соответствие как системы, процесса и результата целям, потребностям, нормам и требованиям основных потребителей: личности, общества, государства. Обозначены основные принципы Европейских стандартов и руководящие идеи о внутренней гарантии качества обучения студентов, что требует проектирования и разработки процессов, с помощью которых вузы могут представить свою отчетность.

Способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов методическая работа в вузе представ л яющая комплекс мероприятий. Разработка средств методического обеспечения и сопровождения образовательных программ, внедрение инновационных методов обучения требуют сформированности методической компетентности преподавателей вуза [2].

В различных научно-педагогических работах обсуждается проблема управления методической работой в современных образовательных условиях [3-6].

Концепция управления методической работой в высшем учебном заведении рассматривается нами как совокупность мер и методологических подходов, последовательная реализация которых способствует достижению управленческих целей. Отметим, что процесс управления базируются на определенной методологической основе, а научный подход, как принципиальная методологическая ориентация исследователя, определяет стратегию исследования и уровни его методологии. Управление процессом методической работы - это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемых субъектов, перевод их на новый уровень, гарантирующий качество профессиональной подготовки.

В научной литературе описано множество известных подходов к организации и управлению предприятием, учебным процессом, качеством продукции: классический управленческий подход; бюрократический подход; поведенческий (бихевиористический) подход; функциональный подход, количественный подход; системный подход; системно-кибернетический подход; структурный подход, уровневый подход, синергетический подход; коммуникационно-диалогический подход; личностно-деятельностный подход, ситуационный подход, средовый подход, компетентностный подход [7-9].

Однако социальная ситуация стимулирует появление новых подходов. Так, к концу 80-х годов прошлого века проблема эффективности управленческих решений на предприятиях и крупных организациях потребовала ответа на вопросы о путях реализации цели, о ценовой политике, мониторинге производства, управленческих технологиях, затратах, что вызвало

рождение концепции процессного подхода в менеджменте к управлению предприятием. В конце прошлого века управление большинством предприятий осуществлялось по принципам функциональной специализации (Ф. Тейлор). Традиционные организационные структуры как правило разделялись на отделы, службы, департаменты с разложением производственного процесса на простейшие операции по функциональному принципу [10]. Инновационность идеи процессного подхода состояла в том, что успешное управление деятельностью предприятия может быть реализовано посредством управления через процессы, а не через классические функциональные отделы. Прародителями идеологии процессного подхода считаются американские ученые Майкл Хаммер (Michael Hammer) и Джеймс Чампи (James Champy), которые в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в ходе опроса менеджеров фирм сделали революционные выводы и опубликовали их в работе «Реинжениринг корпораций: Манифест революции в бизнесе» (1993). Утверждалось, что необходим реинжиниринг - перестройка организации путем моделирования и внедрения эффективных бизнес-процессов; для достижения успеха авторы рекомендовали отказаться от множество ненужных операций на предприятиях, закрепить ответственность за конкретный результат (продукт) за конкретными лицами, оптимизировать контроль за продукцией и передачу документации. Впервые предложено понятие «бизнес - процесс», новый взгляд на организацию как на совокупность «бизнес -процессов» в отличие от понимания организации как набора служб. Под «процессом» стали понимать набор операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя -продукт [11; 12].

Управление большинством российских предприятий в начале XIX в. осуществлялось также по жесткому функциональному, директивному или ситуационному принципу и не отвечало требованиям растущих технологий производства, не соответствовало требованиям эффективности. Вступление России в ВТО поставило российские предприятия перед необходимостью подтверждения соответствия своей продукции международному стандарту качества ISO 9001:2000, внедрением и сертифицированием системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9001:2000. Международный стандарт ISO 9000:2000, созданный Международной организацией по стандартизации, куда входит Госстандарт РФ, универсален, так как подходит любому учреждению, в своей основе транслируя восемь основных принципов: ориентация на потребителя; роль руководства; вовлечение сотрудников; процессный подход к производству (все виды деятельности рассматриваются как процессы); постоянное улучшение (каждого вида деятельности и качества продукции); принятие решений основано на фактах (анализируется информация); взаимовыгодные отношения с поставщиками [1; 11].

Сегодня многие российские предприятия, в том числе и вузы, активно используют процессный подход как инструмент интеллектуального управления.

Представим определения и терминологию «процессного подхода»: «процесс — это структурированная, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и ресурсы в выходы (продукты), представляющие ценность для потребителя»; «любая деятельность или совокупность видов деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс»; «клиент - тот, кто получает “выходы” (результаты) процесса, он может быть как внешним (потребитель товаров или услуг) и внутренним (следующий процесс в сети процессов предприятия)»; «владелец процесса - руководитель, осуществляющий управление процессом, имеющий в своем распоряжении все необходимые ресурсы для выполнения процесса (персонал, оборудование, инструменты, производственная среда, информация и т. д.), и отвечающий за результативность и эффективность процесса»; «инжиниринг - поддержание текущего процессного управления на предприятии и постоянное совершенствование процессов»; «вход процесса - ресурсы в любых формах (материальные, человеческие, информационные), возникшие вне данного процесса, но перерабатываемые внутри него для получения желаемого результата»; «выход процесса - результат, появляющийся после завершения процесса: продукт, услуга, информация (как внутренние для предприятия, так и внешние)»; «потребитель — потребитель результатов процесса, степень удовлетворенности которого, также предназначена для оценки эффективности процесса» (Ш 9000:2000) [1; 12; 13].

При адаптации понятийного аппарата процессного подхода к деятельности вузов можно представить следующие производственные аналогии для учебного процесса в высшем образовании: поставщики - общеобразовательная школа; исходный материал (сырье) — абитуриенты; обрабатываемый в процессе продукт (студенты); стадии процесса - курсы и учебные дисциплины; конечный продукт - выпускники; потребители - работодатели, фирмы, общество; продажа - число выпускников, устроившихся на работу; непроданная продукция - число выпускников, не устроившихся на работу, и т. д. В качестве внешних ценностей (продукции) вуза могут выступать: специалисты различного уровня подготовки и переподготовки; научная продукция; учебная и методическая литература; кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук), В качестве внутренних ценностей вуза в концепции процессного подхода можно рассматривать: коллектив сотрудников и преподавателей; научные школы; материальная и техническая база, долговременные связи с поставщиками и потребителями; традиции и иози-

тивные наработки образовательного пространства; методики и технологии обучения; социальная и культурно-воспитательная среда.

Для выбора адекватной цели методологии управления все производственные процессы организации можно разделить на основные (через них проходит основная продукция - процесс производства, процесс закупок, процесс сбыта) и вспомогательные (напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов — маркетинг, менеджмент, управление). Процессы могут быть подвергнуты декомпозиции на подпроцессы, выполнение которых приводит к получению на выходе продукции с заданными свойствами. Классифицировать процессы целесообразно в зависимости от целей и особенностей конкретной организации [13], Так, для вузов наиболее часто в качестве производственных процессов определяют разработку образовательных программ; научно-исследовательскую деятельность; набор, обучение и выпуск студентов. В качестве вспомогательных процессов в сфере вузовской деятельности правомерно выделяют процессы управления финансами, маркетинг, управление инфраструктурой [14].

Постановка

цели

Планирование

Организация

Создание

условий

Процесс "Методическая работа"

- -

\

Подпроцесс 1 Подпроцесс Подпроцесс | Подпроцесс

! “Методическое "Методическое “Повышение “Внедрение

обеспечение | сопровождение методической инновационных

образовательных | образовательных компетентности методов

программ" программ" преподавателей вуза” обучения" у

Корректировка

■ ГЗ-'

И?

У;М'тЦ ■■ к . '

Мониторинг

Контроль

Анализ

Рис. 1. Процессный подход к управлению методической работой в вузе

Несмотря на явные преимущества процессного подхода и его инновационность, в настоящее время в лишь небольшом количестве российских вузов решена задача организации управления процессами, что свидетельствует об ограничениях во внедрении процессного подхода в высшем профессиональном образовании.

В нашем исследовании на частнонаучном уровне методологии мы рассматриваем методическую работу в вузе в виде процесса, а качество результатов методической деятельности - через управление этим процессом. Процесс методической работы в вузе может быть подвергнут декомпозиции: и представлен подпроцессами: методическое обеспечение образовательных программ; методическое сопровождение образовательных программ; повышения методической компетентности преподавателей вуза; внедрение инновационных методов обучения (Рис. I). Вспомогательные подпроцессы методической работы в вузе охватывают библиотечное обслуживание, внут-ривузовскую издательскую деятельность, информационное обеспечение.

Управление методической работой в вузе на основе процессного подхода предполагает: распределение функций управления между элементами системы методической работы; закрепление владения процессами за определенными звеньями системы методической работы; обеспечение оптимальных условий для развития системы методической работы в вузе и достижения главной цели ее функционирования - качества обучения.

При построении концепции процессного подхода к управлению методической работой в вузе опора делалась на базовые принципы: адаптивность, динамичность, непрерывность, последовательность, взаимосвязь и оптимальность.

В настоящем исследовании при внедрении процессного подхода к управлению методической работой в вузе использовался практический опыт внедрения процессного управления в ГОУ ВПО «Самарский государственный университет», который выявил ряд преимуществ: происходит непрерывное улучшение результатов методических процессов; обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие между отдельными процессами образовательной системы вуза; каждый сотрудник понимает и оценивает свою роль, систематизируя результаты своей методической деятельности по улучшению качества обучения.

Процессный подход к управлению методической работой в вузе реализуется в соответствии с принципами модели делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM — European Fund of Quality Management) и рекомендациями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001): ориентация на потребителя образовательных услуг (выпускников, работодателей, преподавательского состава, студентов, родителей, общества); вовлечение в методическую работу кает всех педагогических и административных работников вуза; лидерство руководства; реализация подхода к системе как к процессу [7].

Процессный подход предполагает последовательную реализацию логически взаимосвязанных управленческих видов деятельности (постановка цели, планирование, организация, создание условий, мониторинг, анализ, контроль, корректировка), которые взаимосвязаны друг с другом в едином

цикле управления методической работой в вузе. Все управленческие решения опираются на объективные факты мониторинга и анализа. Представленный цикл управления идентичен известному циклу У. Э. Деминга, один из основных принципов философии которого гласит, что каждый последующий этап является как бы заказчиком предыдущего [13].

Многие процессы в вузе представлены сложной сетью взаимосвязанных подпроцессов и тогда их принадлежность определяется схемой описания выполняемой деятельности подразделениями в ходе процесса. При проектировании модели управления методической работы в вузе на основе процессного подхода предпринять: описание логического хода процесса и циклов выполнения управленческих функций; распределение ответственности за выполнение всех видов методической деятельности на различных этапах процесса и управленческих полномочий (Рис, 2). Подпроцесс «методическое обеспечение образовательных программ» представляет собой комплекс мер, направленных на: обеспечение образовательных программ учебной литературой и учебно-методической документацией; отбор методик и технологий обучения и средств контроля качества обученности студентов в соответствии с лицензионными и аккредитационными показателями для высшего учебного заведения.

Под мониторингом методической работы в вузе понимаем систематическое непрерывное наблюдение за всеми показателями основных и вспомогательных процессов и подпроцессов методической работы. В качестве показателей (объектов мониторинга) подпроцесса методического обеспечения образовательных программ принимаются индикаторы - характеристики, которые, во-первых, могут быть объективно оценены, каждая в отдельности; во-вторых, должны быть управляемы, то есть целенаправленно изменяемы путем совершенствования. В качестве объектов мониторинга методического обеспечения выступают: учебно-методические комплексы учебных дисциплин; книгообеспечение; наличие грифованной литературы; методики преподавания учебных дисциплин. Такие показатели универсальны, то есть применимы для оценки качества образовательной деятельности любых вузов на уровне всей системы высшего профессионального образования; факультетов на уровне вуза; кафедр на уровне факультета; преподавателей на уровне кафедры; они всесторонние и измеряемые (для их измерения введены критерии - признаки, на основании которых производится оценка). Владельцем подпроцесса методического обеспечения является проректор по учебной работе, а исполнителями работ; преподаватели, заведующие кафедрами; члены учебно-методического Совета, методических комиссий; сотрудники библиотеки, учебного, методического, редакционно-издательского отдела, дистанционных образовательных технологий, медиацентра.

Методически?/ отдел,

I¡редмогтю цикповыв комиссии

1 Прогюдаватвпи

2. Председатопи предметно-цикловых комиссий

3. Председатели методических комиссий образовательных программ

4 Председатель учебно-методического Совета 5, Начальник мепюдического отдела

Ученый Совет, Учобно-методи<юский Совет

Постановка новой цели;

Повысить качество обучения

/

Объекты

мониторинга:

1. Рабочие программы;

2. Учебно-методические комплексы;

3. Киипздбеспечение;

4. Грифовашав литература:

5. Методики преподавания

Планирование мероприятий по улучшению методического обеспечения:

1. Индивидуальные планы преподавателей;

2. План работы предметно-циклоаой комиссии;

3. План работы методической комиссии образовательной программы;

4. План работы Учебно-методического Сошла:

5. План работы метоср*чесэ(ото отдела

\

Утверждение мероприятий по улучшению

Проректор по учебной работе

\

Нв соответствует требованию

Соответствует

Г-

требованию

Создание условий для выполнения мероприятий

\

Ректор.

заведующие кафедрами, деканы, начальник учебно-методического управления

Аудит качества обучения:

1. Успеваемость (доминирующий показатель);

2. Тестирование;

3. Итоговая аттестация;

4. Востребованность выпускников

Отдал контроля качества

Организация мероприятий:

1. Обновление рабочих программ, УМК. методик преподавания, ааказ литературы, написание учебной и методической литературы;

2. Закупка литературы;

3. Рецензирование учебной и методической литературы,

4. Издание литературы;

5 Информатизаций учебного процесса;

6. Внесение изменений в учебный процесс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль и оценка

Методический отдел

Корректирующие действия

7. Преподаватели, заведующие кафедрами

2. Библиотека

3. Методические комиссии ОП. методический отдел

4. Редакционно-издательский отдел

5.Отдел дистанционных образовательных технологий, информационно-аналитическии центр, мвдиацентр б. Учебный отдел, прогкэдаватели

и>

Рис. 2. Подпроцесс «Методическое обеспечение образовательных программ»

Данные мониторинга показателей методического обеспечения образовательных программ являются информационной базой для принятия управленческого решения по оптимизации качественного методического обеспечения учебных дисциплин. Если мониторинг включает в себя постоянное измерение показателей, то контроль - соизмерение фактически достигнутых результатов с запланированными. В ходе контроля за реализацией мероприятий подпроцесса методического обеспечения не только оценивается результативность методической работы, но и выявляются причины отклонений, обеспечивается анализ выполненных мероприятий подпроцесса, что способствует выработке новых целей. Контроль проводится не только путем оценки показателей, но и в виде анкетирования, тестирования, наблюдения, собеседования, проверки документации, отчетов. Для постоянного улучшения качества методической работы в вузе, разрешения противоречий между существующим состоянием и запланированным проводится анализ выявленных несоответствий, корректирующие и предупреждающие действия, назначаются ответственные, выделяются материальные ресурсы, обозначаются сроки выполнения. Так, например, в случае низкого коэффициента книгообес-печениости по учебной дисциплине выясняется неэффективность приобретения учебной литературы в количестве 1-3 экземпляров, отсутствие в продаже учебников по дисциплине. Предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия: в случае невозможности закупить базовую литературу по учебному курсу будет оправдано написание учебного пособия ведущим преподавателем или создание электронной версии учебника.

Аудит результативности подпроцессов и оценка результата процесса методической работы в вузе - одна из сложнейших задач управления на основе процессного подхода. В практике педагогической экспертизы методической работы в образовательных учреждениях принято оценивать: эффективность форм организации методической работы; качество проводимых мероприятий и методических продуктов [15; 16], качество работы руководителя методической службы и методистов. Однако, на наш взгляд, качество процессов методической работы определяется в большей степени достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, опытом их применения - компетентностью выпускников, поэтому экспертиза качества методической работы в вузе прежде всего должна оценить роль методической работы в достижении одной из главных целей функционирования вуза - качества обучения. Результат подпроцесса методического обеспечения образовательных программ представляется показателями качества обучения, интегрированным показателем - успеваемость студентов.

Процессный подход к управлению методической работой в вузе позволяет выявить влияющие на качество обучения факторы и принимать научно обоснованные управленческие решения. Предложенный в настоящем исследовании процессный подход к управлению методической работы

в вузе отвечает критериям методологического подхода: подход обоснован и является научной базой; интегрирован; направлен на реализацию основной стратегии функционирования вуза - качества обучения; может быть применен на разных уровнях управления к другим видам образовательной деятельности (учебной).

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. Соловова, Н. В. Методическая работа в вузе [Текст]: историко-педагогический аспект. / Н. В. Соловова. - Самара: «Универс групп», 2007. - 202 с.

3. Подушкина, И. М. Методическая работа в школе. Новое видение. [Текст] / И. М. Подушкина. - Курск: Изд-во. Курс. пед. ун-та, 2001. — 203 с.

4. Ситник, А, П. Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности [Текст]: методические рекомендации. / А. П. Ситник, Е. В. Перенкова. - М.: ACADEMIA, 2005. - 22 с.

5. Симонов, В. П. Управление социальными (педагогическими) системами. [Текст] / В. П. Симонов. — М.: 2005. - 198 с.

6. Новиков, А. М. Проектирование педагогических систем [Текст] /

A. М. Новиков // Специалист. - 1998. -№ 5. - С. 22-28.

7. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. [Текст] / В. Ю. Огвоздин, - М.: «Дело и сервис», 2007. - 302 с.

8. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами. [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. — М.: ACADEMIA, 2007, - 384 с.

9. Соболев, В. С. Концепция системы управления качеством образования в вузе в контексте государственного обеспечения качества ВПО, Сборник статьей [Текст]: «Оценка качества образования в Российских вузах. Опыт и проблемы», /

B. С. Соболев, С. А. Степанов. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2004. - 104 с.

10. Файоль, А. Управление — это наука и искусство. [Текст] / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Проспект, 2002. - 134 с.

11. Корольков В. Процессный подход к управлению организацией //Стандарты и качество. [Текст] / В. Корольков, В. Брагин. — 2001, — № 9. — С. 80-82.

12.Адлер, Ю. Процессное описание бизнеса - основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. [Текст] / Ю, Адлер,

C. Щепетова. - 2002. - № 2. - С. 66-69.

13. Курицын, А. И. Управление в Японии: Организация и методы. [Текст] / А. И. Курицын. - М.: Наука, 1991.- 140 с.

14. Васенев, Ю. Б. К вопросу о проблемах контроля качества учебного процесса. Тезисы Всероссийской конференции «Университетское образование в России: проблемы и перспективы». [Текст] / Ю. Б. Васенев. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2001. -С. 62-65.

15. Самигуллин, Г. X. Педагогическая экспертиза методической работы. // Методист, [Текст] / Г. X. Самигуллин, И. И. Багавиев. - 2007 - № 3. - С. 31-33.

16. Альперим, Л. Процветание через качество // Стандарты и качество. [Текст] / Л. Альперин. - 2001, - № 7-8. - С. 67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.