Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / САЙТ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Николаевна, Корнилова Наталья Алексеевна

Введение. В статье обозначена значимость использования интернет-ресурсов этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования. В современном обществе много внимания уделяется вопросам использования интернет-ресурсов для решения научных и образовательных задач. В системе высшего образования также предусматривается повышение информационно-коммуникативной компетентности как преподавателей, так и студентов, формирование их навыков, связанных с использованием ИКТ. Владение ИКТ-компетентностью (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической) предусмотрено на всех направлениях подготовки. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование предусматривается формирование универсальной компетенции, связанной с поиском, критическим анализом и синтезом информации (УК-1) и общепрофессиональной компетенции по разработке основных и дополнительных образовательных программ и их компонентов с использованием ИКТ (ОПК-2). Кроме того, предусматривается формирование универсальной компетенции по восприятию межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5). Целью данной статьи является анализ результатов мониторингового исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по выявлению знаний студентов об интернет-ресурсах этнокультурной направленности и возможности их использования в будущей профессиональной деятельности. Материалы и методы . В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, беседа, анкетный опрос, педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» в количестве 281 человек. Результаты исследования, обсуждения. Обобщение полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом у студентов имеются общие представления об интернет-ресурсах этнокультурной направленности и некоторые из них используются ими в учебно-профессиональной деятельности. Заключение. В век информационных технологий каждому педагогу, в том числе и системы дошкольного образования, необходимо владеть навыками использования разнообразных интернет-ресурсов в решении своих профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Светлана Николаевна, Корнилова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL INTERNET RESOURCES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM

Introduction. The article highlights the importance of using Internet resources of ethno-cultural orientation in the professional training of future teachers of the preschool education system. In modern society, much attention is paid to the use of Internet resources for solving scientific and educational problems. The higher education system also provides the improvement of information and communication competence of both teachers and students, the formation of their skills related to the use of ICT. The development of ICT competence (general user, general-pedagogical, and subject-pedagogical) is provided in all areas of training. Thus, the Federal State Educational Standard of Higher Education of the bachelor’s degree level in the field of study 44.03.02 Psychological and pedagogical education provides the formation of universal competence related to the search, critical analysis and synthesis of information (UC-1 (universal competence)) and general professional competence to develop basic and additional educational programs and their components using ICT (GPC-2 (general professional competence)). Also, the Federal Standard provides the formation of a universal competence to perceive the intercultural diversity of the society in socio-historical, ethical, and philosophical contexts (UC-5). The aim of the article is to analyze the results of the monitoring study conducted at the Mari State University to identify students’ knowledge of ethno-cultural Internet resources and the possibility of their use in future professional activities. Materials and methods. The main research methods used are observation, conversation, questionnaire survey and pedagogical experiment. The experiment was conducted on 281 full-time and part-time students of the field of study 44.03.02 Psychological and pedagogical education, of the program Psychology and pedagogy of preschool education. Research results, discussion . Having summarized the results obtained we can conclude that, on the whole, students have general ideas about ethno-cultural Internet resources and they use some of them in their educational and professional activities. Conclusion. In the age of information technology, every teacher, including those of the preschool education system, needs to have the skills of using a variety of Internet resources in solving their professional tasks.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-3-317-324

Интернет-ресурсы этнокультурной направленности в профессиональной

подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования

С. Н. Федорова, Н. А. Корнилова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье обозначена значимость использования интернет-ресурсов этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования. В современном обществе много внимания уделяется вопросам использования интернет-ресурсов для решения научных и образовательных задач. В системе высшего образования также предусматривается повышение информационно-коммуникативной компетентности как преподавателей, так и студентов, формирование их навыков, связанных с использованием ИКТ. Владение ИКТ-компетентностью (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической) предусмотрено на всех направлениях подготовки. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование предусматривается формирование универсальной компетенции, связанной с поиском, критическим анализом и синтезом информации (УК-1) и общепрофессиональной компетенции по разработке основных и дополнительных образовательных программ и их компонентов с использованием ИКТ (ОПК-2). Кроме того, предусматривается формирование универсальной компетенции по восприятию межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5). Целью данной статьи является анализ результатов мониторингового исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по выявлению знаний студентов об интернет-ресурсах этнокультурной направленности и возможности их использования в будущей профессиональной деятельности. Материалы и методы. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, беседа, анкетный опрос, педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» в количестве 281 человек. Результаты исследования, обсуждения. Обобщение полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом у студентов имеются общие представления об интернет-ресурсах этнокультурной направленности и некоторые из них используются ими в учебно-профессиональной деятельности. Заключение. В век информационных технологий каждому педагогу, в том числе и системы дошкольного образования, необходимо владеть навыками использования разнообразных интернет-ресурсов в решении своих профессиональных задач.

Ключевые слова: студенты, профессиональная подготовка, система дошкольного образования, интернет-ресурсы, сайт, этнокультурное развитие

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Федорова С.Н., Корнилова Н.А. Интернет-ресурсы этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 317-324. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-317-324

Ethno-cultural Internet resources in the professional training of future

teachers of the preschool education system

s. N. Fedorova, N. A. Kornilova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Annotation. Introduction. The article highlights the importance of using Internet resources of ethno-cultural orientation in the professional training of future teachers of the preschool education system. In modern society, much attention is paid to the use of Internet resources for solving scientific and educational problems. The higher education system also provides the improvement of information and communication competence of both teachers and students, the formation of their skills related to the use of ICT. The development of ICT competence (general user,

general-pedagogical, and subject-pedagogical) is provided in all areas of training. Thus, the Federal State Educational Standard of Higher Education of the bachelor's degree level in the field of study 44.03.02 Psychological and pedagogical education provides the formation of universal competence related to the search, critical analysis and synthesis of information (UC-1 (universal competence)) and general professional competence to develop basic and additional educational programs and their components using ICT (GPC-2 (general professional competence)). Also, the Federal Standard provides the formation of a universal competence to perceive the intercultural diversity of the society in socio-historical, ethical, and philosophical contexts (UC-5). The aim of the article is to analyze the results of the monitoring study conducted at the Mari State University to identify students' knowledge of ethno-cultural Internet resources and the possibility of their use in future professional activities. Materials and methods. The main research methods used are observation, conversation, questionnaire survey and pedagogical experiment. The experiment was conducted on 281 full-time and part-time students of the field of study 44.03.02 Psychological and pedagogical education, of the program Psychology and pedagogy of preschool education. Research results, discussion. Having summarized the results obtained we can conclude that, on the whole, students have general ideas about ethno-cultural Internet resources and they use some of them in their educational and professional activities. Conclusion. In the age of information technology, every teacher, including those of the preschool education system, needs to have the skills of using a variety of Internet resources in solving their professional tasks.

Key words: students, professional training, preschool education system, internet resources, site, ethno-cultural development

The authors declare no conflict of interests

For citation: Fedorova S.N., Kornilova NA .Ethno-cultural Internet resources in the professional training of future teachers of the preschool education system. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 3, pp. 317-324. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-317-324

Введение

В современном обществе много внимания уделяется вопросам использования интернет-ресурсов для решения научных и образовательных задач. В системе высшего образования также предусматривается повышение информационно-коммуникативной компетентности как преподавателей, так и студентов, формирование их навыков, связанных с использованием ИКТ [2; 6; 8]. Владение ИКТ-компетентностью (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической) предусмотрено на всех направлениях подготовки. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образо-вания1 - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование предусматривается формирование универсальной компетенции, связанной с поиском, критическим анализом и синтезом информации (УК-1) и общепрофессиональной компетенции по разработке основных и дополнительных образовательных

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (зарегистрирован 15.03.2018 № 50362). URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 03.04.2021).

программ и их компонентов с использованием ИКТ (ОПК-2). Кроме того, предусматривается формирование универсальной компетенции по восприятию межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5).

Актуальность этого направления для будущих педагогов системы дошкольного образования обозначается и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обра-зования2, где в качестве одного из основных принципов дошкольного образования обозначается принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка и подчеркивается, что образовательная программа дошкольного образования должна учитывать специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Программа определяет содержание психолого-педагогической поддержки детей и оптимальные условия их успешной социализации [1].

Следовательно, профессиональная подготовка будущих педагогов системы дошкольного

2 Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: pr1155.pdf (ranepa.ru) (дата обращения: 03.04.2021).

образования также должна быть ориентирована на активное освоение и использование ими интернет-ресурсов этнокультурной направленности для успешного решения профессиональных задач [5]. Будущие педагоги должны понимать, что работа по этнокультурному развитию детей должна начинаться как можно раньше, в дошкольный период, когда дети наиболее восприимчивы к усвоению ценностей своего и других народов, живо интересуются их культурой, способны освоить нормы и правила поведения в той или иной этнокультурной среде [3].

Работая с ними, будущим педагогам необходимо учитывать, что современные дети отличаются так называемым «клиповым мышлением», характеризующимся мозаичным восприятием информации, фрагментарностью создаваемых образов, ограниченностью объема. Для них характерны визуальность; имманентность; эмоциональность; ассоциативность; игровой характер знания [4; 7]. Обладатель клипового мышления испытывает затруднения в анализе конкретных ситуаций из-за неспособности надолго задерживать в мыслях образ обсуждаемого явления, события1.

Цель исследования

С целью выявления знаний студентов о возможности использования интернет-ресурсов этнокультурной направленности в их будущей профессиональной деятельности, нами было проведено экспериментальное исследование на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». В эксперименте принял участие 281 студент очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».

Материалы и методы

В качестве основных методов исследования были выбраны наблюдение, беседа, анкетный опрос, педагогический эксперимент.

Студенты должны были обозначить интернет-ресурсы этнокультурной направленности, которые они знают и используют (или планируют ис-

1 Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» - феномен современности / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ URL: http://jarki.ru/ wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 12.04.2021).

пользовать) в профессиональной (квази-профес-сиональной) деятельности. Работа велась по таким интернет-ресурсам, как: «Арслан - этнокультурный журнал Марий Эл», Центр марий-марийской культуры «Ы» (Республика Марий Эл); «Этносы Портал Мордовии», Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина (Республика Мордовия); «Детская мультимедийная библиотека», «Татар Иле» — Школьная электронная энциклопедия, «Онлайн-школа татарского языка «Ана теле», «Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан» (Республика Татарстан); «Хакасская Культура», «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова» (Республика Хакассия); «Этнография Чечни», «Нохчалла.сот — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое», электронная детско-юношеская газета «Наша Школа» по Чеченской Республике (Чеченская республика); «Арктический многоязычный портал - Wiki» (Республика Саха (Якутия).

Результаты исследования, обсуждения

Проанализируем полученные нами результаты. На вопрос: «Какова, на ваш взгляд, роль интернет-ресурсов в этнокультурном образовании?» — 85,77 % (241 чел.) ответили, что интернет-ресурсы играют важную роль в этнокультурном образовании. Благодаря им, у каждого есть возможность получить актуальную и доступную информацию о культуре и традициях разных народов. 7,12 % (20 чел.) оказались неспособными оценить роль интернет-ресурсов в этнокультурном образовании и 7,12 % (20 чел.) не дали ответа на этот вопрос.

Далее нами была исследована функциональная направленность интернет-ресурсов в жизни наших респондентов и им задавался вопрос «Для каких целей вы используете интернет-ресурсы?» — 85,77 % (241 чел.) ответили, что они используют интернет-ресурсы для общения, обучения и получения новой информации; 10,68 % (30 чел.) - для развлечения, а 3,56 % (10 чел.) - для общего развития.

Вопрос «Из каких интернет-источников Вы узнаете об этнокультурных традициях разных народов?» преследовал цель выявления не только конкретных источников получения этно-ориентированной информации, но и заинтересованности студентов этим направлением в целом.

Отметим, что 75,09 % (211 чел.) студентов обозначили различные новостные порталы, каналы, интернет-площадки «Яндекс», «Гугл», справочные сайты («Википедия», «Студопедия»), рекламные материалы, площадки в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram и другие мессен-джеры). 24,91 % (70 чел.) не интересуются этим направлением и совершенно естественно, что они не смогли назвать ни один интернет-источник и оставили этот вопрос без ответа.

Тогда мы решили представить респондентам перечень из 14 интернет-ресурсов этнокультурной направленности, из которых им необходимо было выбрать те, о которых они что-либо слышали или использовали их. 53,74 % (151 чел.) отметили знакомые им сайты. 46,26 % (130 чел.) либо ничего не отметили, либо не интересовались такими сайтами. Среди утвердительных ответов на этот вопрос можно отметить наиболее часто используемые интернет-ресурсы этнокультурной направленности: «Детская мультимедийная библиотека» - 21,45 % (60 чел.); «Арслан - этнокультурный журнал Марий Эл» - 21,45 % (60 чел.); Центр марийской культуры «Ы» - 14,24 % (40 чел.); «Арктический многоязычный портал -Wiki» - 14,24 % (40 чел.); «Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан» - 3,56 % (10 чел.); «Этносы Портал Мордовии» - 3,56 % (10 чел.); «Этнография Чечни» - 3,56 % (10 чел.).

То есть из 14 представленных интернет-ресурсов этнокультурной направленности студентам были знакомы вышеперечисленные 7 ресурсов. Такие же предложенные нами интернет-ресурсы, как Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина; «Татар Иле» - Школьная электронная энциклопедия; «Онлайн-школа татарского языка «Ана теле»; «Хакасская Культура»; «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кыз-ласова»; «Нохчалла.сот - Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое»; электронная детско-юношеская газета «Наша Школа» по Чеченской Республике, респондентам были совершенно незнакомы, и они никогда не посещали эти сайты.

Пятый вопрос имел профессиональную направленность и был представлен в следующей формулировке: «Как Вы считаете, можно ли использовать интернет-ресурсы в этнокультурном развитии дошкольников? Если да, то каким обра-

зом?». 92,88 % (261 чел.) студентов ответили утвердительно на этот вопрос, 7,12 % (20 чел.) ответили отрицательно. Из положительно ответивших 42,70 % (120 чел.) аргументировали ответ тем, что интернет-ресурсы (видеоролики, мультфильмы, презентации о своем крае, стране и других регионах) можно активно использовать на занятиях и при организации самостоятельной деятельности детей. Для 14,24 % (40 чел.) интернет-ресурс позволяет проводить занятия по формированию целостной картины мира (окружающий мир), для 10,68 % (30 чел.) - посещать виртуальные музеи, организовывать виртуальные экскурсии; для 7,12 % (20 чел.) - это способ самоподготовки к занятиям; 3,56% (10 чел.) рассчитывают при помощи интернет-ресурсов проводить кружковую работу по этнокультурному направлению. 10,68 % (30 чел.) никак не обосновывали свои ответы, но тем не менее ответили, что интернет-ресурсы можно использовать в этнокультурном развитии дошкольников. 3,56 % (10 чел.) оставили вопрос без ответа.

Обобщение полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом у студентов имеются общие представления об интернет-ресурсах этнокультурной направленности и некоторые из них используются ими в учебно-профессиональной деятельности (рис. 1).

Для конкретизации этих знаний нами была проведена работа по систематизации и анализу интернет-ресурсов этнокультурной направленности. Нами были использованы сайты, отражающие культуру марийского, мордовского, татарского, хакасского, чеченского, якутского народов, для того чтобы студенты могли их сравнить между собой и выбрать наиболее оптимальные интернет-источники этнокультурной направленности.

В частности, мы обратили внимание респондентов на сайт «Арслан - этнокультурный журнал Марий Эл»1, представленный актуальными материалами этнокультурой направленности. Здесь есть такие разделы, как: «Уникальные люди Марийского края» - о творческих представителях марийского народа; «Этнофорум «Наш дом: Марий Эл - Россия», содержащий видеоинформацию о традициях марийского народа, его ремеслах (мастер-классы по вязанию) и др.;

1 Арслан - этнокультурный журнал Марий Эл. URL: http://mari-arslan.ru/ru/node (дата обращения: 14.04.2021).

выставка творческих работ «Умелые руки! Мастера!» содержит разнообразные предметы марийского быта, украшенные национальным орнаментом. Материалы данного сайта можно

использовать педагогам дошкольных образовательных организаций для расширения представления детей дошкольного возраста о культуре марийского народа.

Результаты исследования по выявлению знаний респондентов об интернет-ресурсах этнокультурной направленности

л н я

я о а С

100,00% 50,00% 0,00%

/

85,77%

7,12% 7,12%

85,///о 75,09%

53,74%

46,26%

24,91%

12% 10,68% 3,56% 7,12%

m

<D

я

л н

<D «

Н О

со

(D

W

Л

(D

a о

и

(D

н «

со

Л рц

(D

S «

a

<D <D

3 ю О

s н

(D О

Л S Я о О

л н

(D «

Н О

со

(D

W

«

О

со Л Ч О

а

о

К

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

«

о о

(D

a

<D

S

<D

я

Вопросы

1

2

3

4

5

Рис. Результаты исследования по выявлению знаний респондентов об интернет-ресурсах этнокультурной направленности / Fig. The results of the study to identify the respondents' knowledge about ethno-cultural Internet resources

Дополнительно к нему можно использовать интернет-ресурс «Центр марийской культуры «Ы»1, который не только содержит этнокультурный материал, но и самую свежую информацию о предстоящих мероприятиях по республике в целом. Благодаря этому ресурсу можно узнать о различных конкурсах и вместе с дошкольниками поучаствовать в них (республиканский конкурс «Марий патыр» («Марийский богатырь»), принять участие в республиканских конференциях («Ший талешке» («Серебряный герой») и так далее.

Для расширения знаний о национальной культуре соседних народов был рассмотрен сайт «Этносы Портал Мордовии»2 - наиболее крупный интернет-ресурс Республики Мордовия. Достоинством сайта является разноплановость: здесь есть информация об истории мордовского

1 Центр марийской культуры «Ы». Новости и сообщения из официальной группы «ВКонтакте» Республиканского центра марийской культуры - Развлекательные центры -Йошкар-Ола (zoon.ru) (дата обращения: 14.04.2021).

2 Этносы Портал Мордовии. URL: https://tourismportal.

пеЦдата обращения: 24.03.2021).

народа (в разделе «Историко-этнографический комплекс «Мордовское подворье»), его культуре (в разделе «Историко-краеведческие музеи»), основных достопримечательностях Республики Мордовия (родовые гнезда). Сайт хорошо структурирован, наполнен фотовидеоматериалами, имеющими энциклопедический характер. В сфере дошкольного образования этот интернет-ресурс может быть также использован как ознакомительный для занятий с дошкольниками по культуре мордовского народа.

Интернет-ресурс «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина»3 представлен яркими, доступными материалами. «Виртуальная экскурсия», представленная на сайте, дает возможность посетить здание краеведческого музея, «пройти» по его залам, рассмотреть разные экспонаты, приблизив или отдалив их, что визуализирует представления детей об объектах культуры разных народов.

Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина. URL: http://mrkm.ru (дата обращения: 27.03.2021).

Наиболее насыщенными и содержательными, на наш взгляд, являются интернет-ресурсы этнокультурной направленности Республики Татарстан. Так, веб-ресурс «Детская мультимедийная библиотека»1 содержит информацию о татарских сказках и произведениях татарских писателей в мультимедийной звуковой иллюстрированной форме. Яркие картинки, сопровождающиеся надписями на татарском языке и аудиоматериа-лами, привлекают детей и могут быть успешно использованы в закреплении знаний о татарском языке. Интересным является и техническое оформление страницы сайта в виде телевизора с «кнопочками», что также привлекает внимание детей и облегчает работу с ресурсом. Можно начать демонстрацию сказки, аудиосказки, где идет выразительное, четкое проговаривание слов на татарском языке, сопровождаемое национальной мелодией.

Интернет-сайт «Татар Иле» - Школьная электронная энциклопедия2, включает подробный материал о татарском народе и Республике Татарстан в ее исторических границах. Представленные здесь разделы (история, география, музыка (слова песен, ансамбли), изобразительное искусство (художественная культура татарского народа), книги (народные татарские сказки), видео (татарские костюмы, танцы), мультфильмы (Шурале, Ак ба-бай, Век Татарстана, Свияжск и др.) также можно использовать в познавательном, социально-коммуникативном, гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Студентам был представлен интернет-ресурс дистанционного обучения татарскому языку -«Онлайн-школа татарского языка «Ана теле»3 с углубленным изучением родного (татарского) языка. Здесь предусмотрен дифференцированный подход в соответствии с уровнем владения татарским языком: от начального до продвинутого. Ресурс актуален не только в обучении татарскому языку, но и в закреплении имеющихся знаний и овладении речевыми оборотами на татарском языке. Для дошкольных образовательных организа-

Детская мультимедийная библиотека. URL: http://balarf.ru (дата обращения: 28.03.2021).

2 Татар Иле - Школьная электронная энциклопедия. URL: http://tatarile.tatar_(дата обращения: 27.03.2021).

3 Онлайн-школа татарского языка «Ана теле» (tatar.ru). URL: http://tel.tatar.ru/ru/anatele Школа EF | Государственная национальная политика в Республике Татарстан (дата обращения: 25.03.2021).

ций, где изучается татарский язык, этот интернет-ресурс окажет неоценимую помощь.

Следующие интернет-ресурсы, которые нами были изучены совместно со студентами, - это сайты более отдаленных народов. Например, сайт «Хакасская Культура»4 включает разнообразный материал о жизни и быте хакасов (история, этническая культура (одежда, обряды, кухня), народное искусство (хакасский орнамент, вышивка, рисунки), города (музеи), исследователи Сибири, храмы и так далее.

Для более углубленного изучения национальной культуры хакасов можно использовать сайт Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова5. Информационные и фотоматериалы о жилище, национальном костюме, украшениях, музыкальном творчестве (музыкальные инструменты), спортивных играх, промыслах (охота, рыболовство, промысел кедрового ореха, бортничество), домашних ремеслах (изделия из кожи, войлока, железа) будут интересны детям дошкольного возраста при умелой подаче педагога.

Такие же увлекательные экскурсии можно совершать и в культуру чеченского народа, используя интернет-ресурс «Этнография Чечни»6 — это мультипортал о чеченском народе, рассказывающий о его традициях, культуре, этических нормах (этический кодекс «Къонахалла»), легендах, художественном творчестве, истории городов и другое.

Интернет-ресурс «Нохчалла.сот — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое дру-гое»7 содержит информацию об обычаях и традициях воспитания детей, национальном характере и чеченском языке. Здесь даже представлены он-лайн-уроки чеченского и ингушского языков. Причем предусмотрено дистанционное обучение по групповой или индивидуальный формам для разноуровневых категорий обучающихся.

Интересен для дошкольных образовательных организаций и интернет-ресурс Республики

4 Хакасская Культура (google.com). URL: https://www.sites. google.com/site/cultkhakasia/home (дата обращения: 25.03.2021).

5 Традиционная культура — Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова (hnkm.ru). URL: https://hnkm.ru/khakasia/traditsionnaya-kultura (дата обращения: 28.03.2021).

6 Этнография Чечни (checheninfo.ru). URL: http://www.chech eninfo.ru/infoportal/etnografiya (дата обращения: 31.03.2021).

7 Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое. URL: https://nohchalla.com/ (дата обращения: 31.03.2021).

Чечня - электронная детско-юношеская газета «Наша Школа»1, в которой освещаются разные события: о встречах, соревнованиях, конкурсах, праздниках, для всех возрастных категорий, начиная с дошкольных образовательных организаций.

Из более отдаленных восточных субъектов Российской Федерации нами рассматривалась Республика Саха (Якутия), представленная крупным сайтом «Арктический многоязычный портал - Wiki»2. Главная страница ресурса изображена в виде карты России с людьми в национальных одеждах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Каждый народ - чукчи, эвены, кумандинцы, ульчи, кеты и др. - имеет своеобразную эмблему-герб. Нажатие на эмблему переносит в раздел по истории, быту, легендам, фольклору и другими сведениям о коренных народах. На сайте имеются телеуроки по обучению родным языкам

1 Официальный сайт Республиканской детско-юношеской газеты «Наша Школа» по Чеченской республике - Новости (nasha-shkola.info). URL: http://nasha-shkola.info/ (дата обращения: 02.04.2021).

2 Арктический многоязычный портал - Wiki. URL: http://arctic-megapedia.ru_(дата обращения: 24.03.2021).

(эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому, чукотскому, долганскому и другое). Педагог в национальном костюме произносит фразы на родном языке, которые переводятся на русский язык.

Все представленные интернет-ресурсы этнокультурной направленности объединены единой целью - формирование этнической идентичности, сохранение этнокультурного разнообразия, передача национальных ценностей подрастающему поколению.

Заключение

В век информационных технологий каждому педагогу, в том числе и педагогу системы дошкольного образования, необходимо владеть навыками использования разнообразных информационно-коммуникационных технологий в решении своих профессиональных задач. Интернет-ресурсы можно и нужно использовать в этнокультурном развитии дошкольников, т.к. они отличаются разноплановым содержанием, имеют богатый фотовидеоматериал и привлекают внимание дошкольников.

1. Дубцова М. В. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД». 2016. С. 58-62. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9774/ (дата обращения: 14.04.2021).

2. Касторнова, В.А., Дмитриев Д.А. Информационно образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 83-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-osnova-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 05.04.2021).

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: монография. М. 2005. 153 с.

4. Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3 (15). С. 5359. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 09.04.2021).

5. Федорова С.Н., Андреева И.Н., Токтарова В.И. Исследование языковой компетентности субъектов билингвальной среды и современных образовательных интернет-ресурсов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 3 (27). С.48-54. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1453 (дата обращения: 05.04.2021).

6. Федорова С.Н., Воронцова Э.М. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих бакалавров и магистров: монография / Мар. гос. ун-т, под ред.: С.Н. Федорова, Э.М. Воронцова. Йошкар-Ола, 2018. 233 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38301103 (дата обращения: 02.04.2021).

7. Шалагина Е. В. Феномен «клипового мышления» в современной образовательной ситуации: социологический анализ // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г. Екатеринбург : [УрФУ], 2015. С. 1154-1161. URL: http://hdl.handle.net/10995/32277 (дата обращения: 02.04.2021).

8. Шафранов-Куцев Г.Ф. Профессиональное образование в условиях информационного взрыва // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17101500 (дата обращения: 31.03.2021).

Статья поступила в редакцию 10.05.2021 г.; одобрена после рецензирования 12.06.2021 г.; принята к публикации 27.06.2021 г.

Об авторах

Светлана Николаевна Федорова

доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет (420000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), svetfed65@rambler.ru

Корнилова Наталья Алексеевна

аспирант, Марийский государственный университет (420000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), kornilovanataleks75@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Dubtsova M.V. Proektirovanie osnovnoi obrazovatel'noi programmy doshkol'nogo obrazovaniya [Projecting the basic educational program of preschool education]. Aktual'nye voprosy sovremennoi pedagogiki: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, mart 2016 g.) = Actual issues of modern pedagogy: materials of the VIII International Scientific conf. (Samara, March 2016), Samara, LLC "ASGARD Publishing house", 2016, pp. 58-62. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9774/ (accessed 14.04.2021). (In Russ.).

2. Kastornova V.A., Dmitriev D.A. Informatsionno obrazovatel'naya sreda kak osnova obrazovatel'nogo prostranstva [Information and educational environment as a basis of educational space]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki = Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, 2012, no. 2 (18), pp. 83-90. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_18360197_10862100.pdf (accessed 05.04.2021). (In Russ.).

3. Miklyaeva N.V., Miklyaeva Yu.V., Novitskaya M.Yu. Upravlenie DOU s etnokul'turnym (russkim) komponentom obrazovaniya: monografiya [Management of a preschool educational institution with an ethno-cultural (Russian) component of education: monograph]. M., 2005, 153 p. (In Russ.).

4. Mityagina E.V., Dolgopolova N.S. "Klipovoe soznanie" molodezhi v sovremennom informatsionnom obshchestve [Clipping youth consciousness in modern media society]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im.N.I.Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences, 2009, no. 3 (15), pp. 53-59. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_15142556_77807290.pdf (accessed 09.04.2021). (In Russ.).

5. Fedorova S.N., Andreeva I.N., Toktarova V.I. Issledovanie yazykovoi kompetentnosti sub"ektov bilingval'noi sredy i sovremen-nykh obrazovatel'nykh internet-resursov [Study of language competence of subjects of the bilingual environment and modern educational Internet resources]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, vol. 11, no. 3 (27), pp. 48-54. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1453 (accessed 05.04.2021). (In Russ.).

6. Fedorova S.N., Vorontsova E.M. Formirovanie informatsionno-kommunikativnoi kompetentnosti budushchikh bakalavrov i magistrov: monografiya [Formation of information and communication competence of future bachelors and masters: monograph]. Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2018. 233 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38301103 (accessed 02.04.2021). (In Russ.).

7. Shalagina E.V. Fenomen "Klipovogo soznaniya" v sovremennoi obrazovatel'noi situatsii: sotsiologicheskii analiz ["Clip thinking" in modern educational situation: sociological analysis]. XVIIIMezdunarodnaya konferentsiya pamyati prof. L.N. Kogana "Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya", 19-20 marta 2015 g. Ekaterinburg = XVIII International Conference in memory of prof. L.N. Kogan "Culture, personality, society in the modern world: Methodology, experience of empirical research", March 19-20, 2015, Yekaterinburg, Yekaterinburg UrFU Publ., 2015, pp. 1154-1161. Available at: http://hdl.handle.net/10995/32277 (accessed 02.04.2021). (In Russ.).

8. Shafranov-Kutsev G.F. Professional'noe obrazovanie v usloviyakh informatsionnogo vzryva [Professional education under the information explosion conditions]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta = Tyumen State University Herald, 2011, no. 9, 13 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17101500 (accessed 31.03.2021). (In Russ.).

The article was submitted 10.05.2021; approved after reviewing 12.06.2021; accepted for publication 27.06.2021.

About the authors

Svetlana N. Fedorova

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

svetfed65@rambler.ru

Natalya A. Kornilova

Postgraduate student, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

kornilovanataleks75@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.