Литература:
1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 413 с.
2. Венгер, Л.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / Л.А. Венгер // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 45-48.
3. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова // Словарный запас. - Москва: АРКТИ, 2014. - 190 с.
4. Грибова, О.Е. Воспитание и обучение с нарушениями слуха [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 12-19.
5. Кобрина, Л.М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Кобрина // Дефектология. - 2013. - 31. - С. 41-48.
6. Корсунская, Б.Д. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников [Текст] / Б.Д. Корсунская - Москва: Просвещение, 2006. - 203 с.
7. Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих [Текст] / Л.П. Носкова - Москва:
2000. - 259 с.
8. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау- Москва: Педагогика,
2001. - 324 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В современном мире интернет стал средством формирования общественного мнения. Направленность личностных приоритетов и духовных ценностей подрастающего поколения отчасти диктуются содержанием полученной информации. В условиях информационного окружения современной школы нужны новые подходы к обучению и воспитанию учащихся. Данная статья рассматривает приемы формирования нравственных качеств и эстетических вкусов учащихся в процессе обучения иностранному языку с применением средств дистанционного взаимодействия между учителем и учащимися.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, мотивационно-личностные аспекты коммуникации, дистанционное обучение, подкасты, социальные сети, интернет-коммуникаций.
Annotation. In the modern world, the Internet has become a means of forming public opinion. The formation of personal priorities and spiritual values of the younger generation is partly dictated by the content of the information received. In the information environment of a modern school, new approaches to teaching and educating students are also needed. This article examines the methods of forming moral qualities and aesthetic tastes of students in the process of teaching a foreign language using the means of remote interaction between the teacher and students.
Keywords: moral and aesthetic education, motivational and personal aspects of internet communication, distance learning, podcasting, social networks, internet communication.
Введение. Согласно данным соцопросов, общение посредством социальных сетей занимает значимую часть времени в межличностные взаимодействия школьников. По мнению А.Е. Войскунского, причиной этого служат возможности интернет коммуникаций удовлетворять три основных вида потребностей учащихся: коммуникативную, познавательную и игровую [2]. Учебная коммуникация на иностранном языке, как вид образовательной деятельности, основывается на такой же необходимости использования учащимися имеющихся знаний, умений и навыков для удовлетворения своих духовных потребностей, как и для других образовательных видов. [5, с. 89]. При грамотной работе учителя и совпадении личностного интереса учащегося и учебной задачи подача учебного материала может стать наиболее успешной и мотивирующей на активное изучение языка. Широкое использование возможностей интернет-коммуникаций, помогает учителю решать его задачу по формированию целостной личности обучающегося, включающему, наряду с развитием когнитивных способностей и обучением предметным компетенциям нравственно-эстетические и духовные воспитательные компоненты. В данной работе рассмотрены виды учебного и межличностного интернет взаимодействия и предложен алгоритм учебно-воспитательной работы нравственной направленности с учащимися основной школы на уроках иностранного языка с применением интернет-коммуникаций.
Изложение основного материала статьи. Нравственно-эстетическое воспитание, прежде всего, это формирование у учащегося мотива к требуемой деятельности, его желание и стремление к самосовершенствованию [6]. Духовная направленность коммуникативного взаимодействия будет реализована только при включении нравственно-эстетического компонента в мотивационно-потребностную сферу личности. С появлением информационно-коммуникационной интернет среды познавательные и коммутационные коммуникационные потребности учащихся, в значительной степени, удовлетворяются в интернет пространстве. Внедрение педагогами нравственно-эстетического компонента в процесс интернет-опосредованной коммуникации способствуют формированию у учащегося мотивационной привязанности к учебно-воспитательной деятельности (см. табл. 1.).
Таблица 1
Примеры внедрения нравственно-эстетических воспитательных компонентов при мотивационно-личностном использовании интернет-коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды
_Коммуникативная потребность_
Обсуждение нравственных и социальных вопросов и проблем на иностранном языке при помощи электронной почты, общения в чатах, форумах, социальных сетях. Знакомство с письменным речевым
этикетом в процессе электронной переписки._
_Познавательная потребность_
Чтение иноязычных блогов социально-активных граждан, просмотр видео фрагментов интервью и передач на иностранном языке, имеющих социальную направленность. Поиск информации по нравственной проблеме, знакомство с текущими новостями, а также дистанционные формы воспитания и
самовоспитания и т.п._
_Игровая потребность_
Участие в групповых и парных компьютерных играх, имеющих патриотический и нравственный уклоны.
Отдельно отметим особенности реализации нравственно-эстетического компонента в процессе интернет-коммуникации. Прежде всего, интернет-общение общение дает пользователю чувство анонимности и защищённости от нежелательных воздействий. Учащийся способен к конструированию альтернативных самопрезентаций. По мнению А. Жичкиной, интернет освобождает учащегося психологически от репрезентации в процессе коммуникации самого себя, то есть от соответствия своему реальному «Я» [3, с. 132]. Данная особенность характерна для неофициального развлекательного общения, которому соответствует в обучении иностранному языку ознакомление с эстетическим материалом (картины, музыкальные произведения, видеофрагменты спектаклей и выступлений и т.п.) и последующее его обсуждение.
Еще одной чертой электронной коммуникации является ее добровольность и желательность контактов -учащийся сам выбирает с кем из его класса ему удобнее вести парное общение, и сам выбирает проблемный материал для обсуждения [7, с. 279].
Существуют и негативные аспекты интернет-коммуникации, которые не только затрудняют реализацию воспитательного воздействия, но и ухудшают сформированные навыки письма на иностранном языке. К таким негативно воздействующим аспектам можно отнести следующие:
1) Возможность замены описания чувств и эмоций применением специальных символов или анимации, которая не способствует развитию.
2) Отсутствие визуализации и персонализации личности коммутанта в общении порой является фактором, провоцирующим проявление черт характера и манер поведения, несвойственных ему в обычном «живом» общении. Часто встречается отхождение от социальной нормы коммуникации, например, использование сленга или принятых в неформальном электронном общении сокращений и просторечий [4, с. 20].
3) Смена социальной роли и сценария поведения, допускаемые некоторыми учащимися в анонимном интернет общении, ведут к предоставлению неверной информации о себе и своих интересах. Учащийся может в разной степени фантазировать, привлекая к своей персоне повышенное внимание.
4) Обезличивание коммутантов, проявляющееся в безвизуальном и анонимном общении, может вызывать отсутствие должного внимания к высказываниям и чужой точке зрения. В такой коммутации у обучающегося размываются границы общения и в реальной жизни, созданные такими различиями собеседников как пол, возраст, социальная роль, внешний вид и компетентность в обсуждаемом вопросе [8].
Описанные выше негативные особенности интерактивного общения должны быть хорошо изучены учителем и вовремя выявлены. Отклонение от учебного-воспитательной формы общения на иностранном языке приведет учащихся к неверному пониманию всего процесса обучения с применением интернет-коммуникации и затруднит учителю оценивание сформированных у учащихся норм речевого поведения и нравственной направленности в их высказываниях.
Учебно-воспитательная направленность интернет-коммуникации строится на создании нравственно-эстетического взаимодействия между учащимися в электронной среде. Основная задача учителя перенести нравственные нормы и эстетическую форму из реального общения в виртуальное. С этой целью особого внимания требует постановка тем для обсуждения и выбор подходящей программы или платформы для общения. Наиболее популярными сервисами взаимодействия является такие платформы и программы как Microsoft teams, Whatsapp, Viber, Vkontakte, Moodle.
Особое внимание заслуживает коллективно-воспитательная направленность материала. Взаимодействие между учениками должно вестись в благоприятном тоне, возможно введение системы тьюторства. К чату или форуму можно подключать носителей языка, а также старшеклассников, которые будут контролировать и направлять беседу в правильном направлении, избегая трений между учащимися одной группы.
Тематика общения должна иметь созидательный характер, направлять учащихся на взаимопомощь друг другу и привлекать к обсуждению нравственных проблем членов семьи и друзей. Необходимо стремиться к выходу за рамки учебной задачи, к переносу сформированных моральных суждений и эстетических представлений учащихся в их жизнь.
Нравственно-эстетическому взаимодействию между участниками помогает творческая работа: создание презентаций и плакатов на иностранном языке. При этом важно указывать долю участия каждого учащегося в проекте [1, с. 71]. Сама система онлайн взаимодействия на иностранном языке может быть введена как проект, это позволит избежать несерьезного отношения к выполнению заданий учащимися, для которых интернет-общение стало синонимом вседозволенности. Сжатые сроки выполнения заданий и контроль за коммутативной активностью сделают участие в коммуникации на иностранном языке обязательным и продуктивным.
Помимо группового взаимодействия путем обмена сообщениями индивидуальную учебно-воспитательную траекторию позволят создать подкасты. Технология подкастов широко используется учителями. Подкасты традиционно принято разделять на аутентичные и не аутентичные, видео и аудио-
дополненные, на самостоятельно записанные и внешние (новостные репортажи, прогнозы погоды, истории и т.п.) [1]. В отличие от подкастов, направленных на развитие речевого слуха, подкасты, используемые с целью воспитательного воздействия, должны, прежде всего, быть нравственно-ориентированными. Формирование речевого этикета и ознакомление с национальными особенностями и культурными ценностями народа страны изучаемого языка целесообразно формировать при помощи подкастов с соответствующей тематикой. Подкасты, созданные с целью культурного просвещения слушателей, также являются и образцами правильной и эстетически-оформленной речи с соблюдением правил речевого этикета.
Создание подкастов может служить также и инструментом взаимодействия с учащимися с целью формирования у них как коммуникативных навыков, так и нравственно-эстетических качеств. Обозначая для обсуждения в подкасте морально-этическую проблему, учитель дает учащимся свободу в выражении своих мыслей, оформленных в подкаст. Очевидно, что одной из задач создания собственного подкаста будет являться практика монологического высказывания с акцентом на правильное произношение и соблюдение правил речевого этикета.
Интернет-коммуникация не ограничивается только взаимодействиями при помощи работы мессенджеров, обменами электронными письмами, голосовыми сообщениями, созданием подкастов. Учитель не ограничен в формате работы, направленной на воспитание и обучение школьников. Так, вместе с перечисленными технологиями интернет взаимодействия можно использовать блоги, видеоконференции, гиперссылки и другие интернет ресурсы, которые разнообразят дистанционную работу.
Вводя нравственно-эстетический компонент, учителю следует придерживаться поэтапной работы, обоснованной условиями интернет-коммуникации. Всю работу целесообразно разделить на три этапа: вводный, основной и заключительный. Ниже представлен поэтапный алгоритм учебно-воспитательной работы с применением интернет-коммуникаций для формирования нравственно-эстетических качеств, учащихся в процессе обучения иностранному языку (см. табл. 2).
Таблица 2
Алгоритм формирования нравственно-эстетических качеств учащихся в процессе обучения иностранному языку с применением интернет-коммуникаций
ЭТАП 1. ВВОДНЫЙ Ступень 1. Знакомство школьников программой интернет-взаимодействия для формирования нравственно-эстетических качеств
Учитель Учащиеся
1. Оглашает цели и задачи интернет-коммуникации. 2. Дает план и правила работы в программе. 3. Описывает план проектной и творческой работы. 4. Дает оценку сформированности нравственных качеств и эстетического вкуса учащихся. 1. Задают вопросы, касающиеся учебного плана, программы и воспитательной работы. 2. Участвуют в беседе для определения сформированности нравственных качеств и эстетического вкуса.
Ступень 2. Введение правил интернет-взаимодействия
1. Объясняет правила поведения и работы в чате или программе, дает подсказки для последующего выполнения заданий. 2. Обозначает критерии оценивания работы. Изучают правила поведения и работы в чате или программе, задают вопросы.
ЭТАП II. ОСНОВНОЙ
Учитель | Учащиеся
Ступень 3. Проведение дистанционной работы
1. Обозначает проблему для обсуждения. 2. Дает образцы речевого этикета и клише для построения диалога. 3. Проводит мониторинг лексико-грамматических, пунктуационных, орфографических и стилистических ошибок. 1. Ведут диалог по обозначенной проблеме. 2. Самостоятельно ищут дополнительный материал для решения проблемы. 3. Обращаются за помощью к тьюторам.
Ступень 4. Работа в классе
1. Организует проверочную работу. 2. Дает промежуточную оценку активности учащихся. 3. Определяет трудности в общении и пути их преодоления. 1. Выполняют проверочные задания. 2. Делятся трудностями в общения. 3. Ищут пути преодоления.
Ступень 5. Работа с подкастами
1. Консультирует по созданию подкастов. 2. Разделяет учащихся на рабочие группы. 3. Определяет темы для работы. 1. Выражают пожелания по тематическому содержанию подкастов. 2. Объединяются в рабочие группы. 3. Задают вопросы.
ЭТАП III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ
Ступень 6. Самооценка. Учащиеся высказываются об успешности своей работы в программе. Дают оценку выполнению работы. Обсуждают пути дальнейшей работы.
Ступень 7. Оценка учителем. Учитель проводит мониторинг активности учащихся. Дает устную оценку ращения учащимися нравственной проблемы. Проводит работу над речевыми ошибками.
Выводы. Интернет-коммуникация представляет большой потенциал для создания новых технологий воспитания и обучения. При грамотной работе учителя дистанционная работа учащихся в чатах, форумах и социальных сетях может послужить ресурсом для формирования нравственно-эстетических качеств. Для
реализации воспитательных задач учителю важно понимать потребностно-мотивационную сферу учащихся и внедрять нравственно-эстетический компонент обучения иностранному языку непосредственно, включая его в работу, вызывающую интерес учащихся. Зная особенности поведения учащихся при реализации интернет-взаимодействия, учитель может предотвратить осложнения, возникающие в связи с привычкой пользоваться сетью с целью развлечения.
Разработанный поэтапный алгоритм формирования нравственно-эстетических качеств учащихся в процессе обучения иностранному языку поможет учителю грамотно организовать собственную работу и работу учащихся с применением интернет-коммуникаций.
Литература:
1. Бобунова А.С. Использование электронной среды в реализации нравственно-эстетического воспитания в иноязычном школьном образовании / Бобунова А.С., М.Г. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования, Ялта, 2020. (№ 66), ч. 4. - С. 28-31.
2. Войкунский А. Интернет - новая область исследований в психологической науке / А. Войкунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М: Смысл, 2002. - Выпуск 1. - С. 82-101.
3. Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / А. Жичкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 165 с.
4. Петровская О.А. Межкультурная коммуникация в "языковых" мессенджерах / О.А. Петровская, Ю.Р. Шевцов // Журнал философских исследований. - 2019. - Т. 5. № 4. - С. 17-24.
5. Романов А.А. Спин-докторинговая реализация ментальных репрезентаций в Интернет-коммуникации / А.А. Романов // Язык, коммуникация и социальная среда. Ежегодное международное издание. Вып. 13. - Воронеж: Наука - ЮНИПРЕСС; Воронежский гос. университет, 2014. - С. 88-119.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в двух томах. Т. 2. / С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
7. Усачева А.В. Психологические особенности интернет-коммуникаций / А.В. Усачева // Вестник университета. - Москва: Государственный университет управления № 1, 2014. - С. 277-281.
8. Шабшин И.И. Психологические особенности и феномены коммуникации в интернете / И.И. Шабшин // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 1.
9. Чувилина О.В. Способы организации проектной деятельности студентов на иностранном языке с использованием письменной интернет коммуникации / О.В. Чувилина // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2012. - № 33. - С. 70-72.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Нравственно-эстетическое воспитание является базой для формирования гуманистического сознания человека-гражданина, определяющего характер направленности его действий и поступков в отношении самого себя, своей семьи, общества и, в конечном итоге, всего государства. Цель данной обзорной статьи выявить слабые стороны современной образовательно-воспитательной системы образования, не способствующие, или мешающие, процессам духовного, морального и эстетического становлений личности учащегося в условиях общеобразовательной школы. Автор проследил историю развития нравственно-эстетического воспитания в контексте с изменявшимися общественно-политическими укладами, произвёл сравнение различных систем образования с целью всестороннего анализа поставленной проблемы.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, природосообразное образование, школы учебы, школы труда, личностно-ориентированное образование.
Annotation. Moral and aesthetic education is the basis for the formation of a humanistic consciousness of a citizen whose actions will be directed to the benefit of his family, society and ultimately the entire state. The purpose of this review is to identify the weaknesses of the modern education system that do not contribute to or interfere with the processes of spiritual, moral and aesthetic development of the child's personality in a comprehensive school. The author compared various educational systems in order to comprehensively analyze the problem.
Keywords: moral and aesthetic education, natural education, school of learning, school of labor, personality oriented education.
Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни
К.Д. Ушинский
Введение. Современная российская система образования, руководствуясь международными образовательными стандартами при постановке целей и задач обучения и воспитания, произвела пересмотр прежних советских методик воспитания, целеполагания и оценок, ориентированных на коллективизм и общественный труд, и ввела в воспитательно-образовательную среду новую, соответствующую новым реалиям жизни личностно-ориентированную парадигму. Однако тенденция к росту количества молодых людей, склонных к аморальному поведению, и стремящихся не к духовному совершенствованию, а лишь к финансовому благополучию, показывает, что введение новых образовательных стандартов не дают должного и достаточного влияния на культурное, духовное и нравственное развитие школьников [1]. Духовные сферы личности ребенка, начав формироваться в начальной школе и продолжив в средней, полностью раскрывают себя в юности. Закладываемые в те же периоды основы эстетической культуры и дальнейшая