Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДКАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTER ASSISTED LEARNING / DISTANCE LEARNING / PODCASTING / SOCIAL NETWORKS / MORAL AND AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобунова Анна Сергеевна, Сергеева Марина Георгиевна

Современные реалии диктуют необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателя, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, повышает качество образования и воспитания, эффективно выполняя образовательно-воспитательные задачи, поставленные ФГОС. Данная статья посвящена реализации нравственно-эстетического воспитания школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобунова Анна Сергеевна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ELECTRONIC ENVIRONMENT IN IMPLEMENTATION OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION IN A FOREIGN LANGUAGE SCHOOL EDUCATION

Modern realities dictate the need for the introduction of information and communication technologies in the educational process, which entails the need for the formation of the teacher's ICT competence, which is one of his professional characteristic and a component of pedagogical skill. With the introduction of new ICTs, a modern teacher receives a powerful incentive for their own professional and creative development, improves the quality of education and upbringing, effectively performing educational and educational tasks set by the GEF. This article is devoted to the implementation of moral and aesthetic education of schoolchildren by means of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК: 371

ассистент кафедры иностранных языков Бобунова Анна Сергеевна

Российский университет дружбы народов (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Современные реалии диктуют необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности преподавателя, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, повышает качество образования и воспитания, эффективно выполняя образовательно-воспитательные задачи, поставленные ФГОС. Данная статья посвящена реализации нравственно-эстетического воспитания школьников средствами информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерное обучение, дистанционное обучение, подкаст, социальные сети, нравственно-эстетическое воспитание.

Annotation. Modern realities dictate the need for the introduction of information and communication technologies in the educational process, which entails the need for the formation of the teacher's ICT competence, which is one of his professional characteristic and a component of pedagogical skill. With the introduction of new ICTs, a modern teacher receives a powerful incentive for their own professional and creative development, improves the quality of education and upbringing, effectively performing educational and educational tasks set by the GEF. This article is devoted to the implementation of moral and aesthetic education of schoolchildren by means of information and communication technologies.

Keywords: information and communication technologies, computer assisted learning, distance learning, podcasting, social networks, moral and aesthetic education.

Введение. Применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) как средств, помогающих улучшать, облегчать и замещать труд человека, получило широкое распространение и в сфере образования, от нижней до верхней его ступени. Применение таких технологий и средств в иноязычном образовании как обучение с компьютерной поддержкой (CALL), дистанционное обучение (distance learning), технология подкастов (podcasting), социальные сети создало электронную образовательную среду, которая ускоренно занимает место традиционного обучения и пока является своего рода камнем преткновения для педагогов, а для методистов и членов научного сообщества - материалом для изучения. В настоящее время в России пока нет единого подхода к разработке и применению образовательных и воспитательных методов обучения иностранному языку в условиях электронной среды. Многие педагоги внедряют ИКТ, используя только базовые функции электронных продуктов: наглядность, передачу и хранение информации, средство контроля. Для реализации целей обучения иностранному языку в условиях информационной среды было разработано много методик, но лишь небольшое их количество посвящено не только формированию языковых умений и речевых навыков, но и реализации воспитательного компонента, требуемого федеральным образовательным государственным стандартом.

Изложение основного материала статьи. В связи с широким применением электронных образовательных технологий и необходимостью выполнения задачи нравственно-эстетического воспитания возник запрос на их использование и в воспитательных целях, что вызвало потребность в пересмотре и усовершенствовании существующих, «традиционных» методик обучения иностранному языку (далее ИЯ). В предлагаемой работе рассмотрены вопросы применения современных ИКТ в качестве средств нравственного и эстетического развития обучающихся.

Воспитание и информационно-коммуникационные технологии.

Многие педагоги в применении ИКТ в воспитательных целях придерживаются идеи переноса традиционного воспитательного процесса из реального в виртуальный с сохранением его эстетической формы и нравственного содержания. В этой связи наиболее успешно применяются методики, способствующие погружению в усиленную нравственно-моральным компонентом коммуникативную ситуацию и обладающие влиянием на эмоциональную сторону личности обучающегося. Наибольшие признание и распространение в обучении иностранному языку получили такие интернет технологии как: системы дистанционного обучения (далее СДО), гипертекст, подкасты, социальные сети и игровые технологии. Рассмотрим возможности реализации воспитательного компонента каждой из них.

Система дистанционного обучения.

СДО применяются при выстраивании электронного образовательного курса, развивающего языковые навыки и имеющего нравственное воздействие на школьников. Содержание создаваемого на базе СДО интегративного курса должно строиться не на механическом выполнении упражнений, а на активации зрительного и звукового восприятий, помогающим более эффективному усвоению учебного материала. Применение СДО с подобранными нравственно-эстетическими темами заданий способствуют не только вовлечению школьников в учебный процесс, но и их духовному развитию и совершенствованию.

Одной из наиболее распространённых в России систем дистанционного обучения, позволяющей совмещать обучение и воспитание, является СДО MOODLE. Её возможности позволяют разрабатывать индивидуальные курсы по обучению и воспитанию школьников средствами иностранного языка, реализовывать общение между обучающимися и учителем на базе электронной платформы [3; 6]. При разработке индивидуального курса обучения учитель имеет возможность корректировать содержание курса исходя из уровня знаний, индивидуальных особенностей обучающихся, их увлечений и ведущего типа восприятия [1].

Структура MOODLE позволяет создавать курс обучения, в котором каждый раздел учебной программы может сопровождаться информацией о родной и зарубежных культуре, традициях и обычаях. На форуме платформы учитель может открывать дискуссии с учащимися как по учебным, так и по нравственно-эстетическим вопросам, таким, как например, гуманистические проблемы, общечеловеческие, семейные и личностные ценности. Платформа позволяет проводить мониторинг и оценку работы обучающихся в режиме онлайн [4, с. 211].

Гипертекст.

Применение гипертекста (системы страниц с текстом, связанных ссылками) позволяет расширить и обогатить обучение новыми информационными материалами. При этом важно, чтобы эти материалы имели нравственный или эстетический подтексты. По мнению М.А. Бакановой создание учебника с применением гипертекста будет способствовать восприятию и запоминанию знаний за счет:

- использования яркого и наглядного представления информации; (мультимедийных возможностей, в особенности звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п.);

- интеграции больших объемов познавательной информации, способствующей развитию когнитивно-деятельностных функций;

- расширения возможностей презентации эстетических образцов с применением всех средств видео- и аудиотехники;

- создания индивидуальной траектории изучения ИЯ [2, с. 128].

Обучающиеся могут создавать собственные электронные атласы и журналы, включая гипертекст в иллюстрации и текстовый материал. Подкасты могут не только служить богатым источником информации для учащихся языковых классов, но и позволяют им создавать собственные истории и делиться ими с одноклассниками [11]. Недостатками гипертекстов, по мнению Е. Голсон, является возможное создание путаницы между исходным текстом и содержанием печатной информации, возникающей при переходе по ссылке, и неспособность воспринимать читателем гипертекст как полноценную структуру без отвлечения на внешние источники [10, с. 301].

Технология подкастов.

Подкасты имеют широкое применение в практике работы и со школьниками, и со студентами. По мнению П.В. Сысоева, подкаст позволяет создать индивидуальную зону обучения для каждого ученика. Подкасты принято разделять на аутентичные и неаутентичные, видео и аудио-дополненные, на самостоятельно записанные и внешние (новостные репортажи, прогнозы погоды, истории и т.п.) [8, 6]. Содержание используемых подкастов и их эмоциональное воздействие на обучающихся зависят от их типов и тем.

Аутентичные подкасты формируют речевой этикет и знакомят с культурой народов, носителей языка. Правильное произношение и владение вежливой формой устной речи хорошо прослеживаются в подкастах о культуре, в размещаемых в них интервью с деятелями культуры и другими образованными носителями языка.

Неаутентичные тексты, предназначенные для слушателей всего мира или сделанные не носителями языка, тоже положительно влияют на формирование аудитивных навыков восприятия речи англоговорящий людей с разными акцентами, они позволяют всем пользователям, в том числе обучающимся языку, ощущать себя частью мирового сообщества. Большинство аудиогидов и подкастов о культуре и искусстве записаны с использованием нормативного языка и, при их использовании, являются хорошим дополнением у учебному курсу. Правильно сформулированное учителем задание усиливает эмоциональное воздействие на обучающихся.

В настоящее время использование подкастов в образовании ограничивается, в основном, прослушиванием записанных аудио фрагментов речи. Технология подкастов может быть не только богатым источником для обучения в языковых классах, но и способна трансформировать идею создания контента, формирующего личность в позитивном ключе [12; 13].

Игровые технологии.

Большинство образовательных игр, используемых в педагогических целях, являются своеобразной и специфичной формой обучения, при которой учащиеся не осведомлены о целях, поставленных в ней учителем при проведении игр. Создаваемые гейм-дизайнерами игры на серьёзные темы подключают участников-пользователей к решению глобальных мировых проблем (вооружённые конфликты, нищета, голод, изменение климата и др.). Использование в образовательных играх сказочных персонажей увеличивают мотивацию учеников к освоению физики, химии, иностранного языка и других предметов. Использование игровых компьютерных технологий для вовлечения аудитории в разнообразную виртуальную деятельность способствует повышению мотивации к саморазвитию, подражанию положительным героям игры или деятельности, связанной с тематикой игры. О.В. Орлова обозначила шесть барьеров, препятствующих проведению образовательных видеоигр в классе. Некоторые из них связаны с негативным восприятием, чрезмерным погружением в игру и нежеланием возвращаться к учебному процессу. Еще одной проблемой является слабые техническая и информационная инфраструктуры в школе и ограниченное время на ее использование. Другие барьеры возникают в самом игровом содержании (например, возможности игровой среды не полностью поддерживают желаемые цели обучения и воспитания, или цели обучения в игре не соответствуют государственным стандартам) [5, с. 233]. Таким образом, чтобы обеспечить успешное включение игры в образовательный процесс, необходимо учитывать различные ограничения [14, с. 155].

Социальные сети.

Социальные сети - наиболее популярные платформы общения среди молодого поколения, привлекающие к себе масштабами охвата аудитории и нацеленностью на индивидуальные интересы пользователей. Эти качества позволяют использовать их в образовательных и воспитательных целях в следующих направлениях:

- устанавливать контакты с иноязычными пользователями, общение с которыми даёт языковую практику и мотивирует на изучение иностранного языка;

- возможно использование стандартных и языковых социальных сетей;

- изучать и формировать при помощи учителя и под его контролем этикет письменного общения в соцсети при предварительной соответствующей работе с обучающимися перед проведением социального взаимодействия в онлайн среде [7, с. 234].

Установление контактов на иностранном языке с введением тем нравственной проблематики способствует формированию личности в межкультурном пространстве. Обсуждение острых тем социальной проблематики дает расширенное пониманию мировых проблем, путей их решения разными странами, а также приводит к пониманию необходимости межкультурного взаимодействия [15].

Реализация воспитательного компонента в электронной образовательной среде.

Согласно концепции Б. Блума, формирование познания включает шесть стадий (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), известных под термином таксономии. Л. Андерсон и Д. Кратвол дополнили теорию Б. Блума, и отметили активную роль самого обучающегося в формировании личностных качеств и образовании. Простые акты запоминания и понимания превращаются из закрепления основной сути полученной информации в памяти в процесс интерпретации информационного потока, его сличения с прошлым опытом и усвоение информации в той форме, которая находима для последующей работы [9].

Оценка, анализ и синтез относятся к неотъемлемым стадиям, следующим за принятием и пониманием учебной информации. Обучающиеся соотносят разбитый на части учебный материл и оценивает полученную форму. Синтез помогает применить полученный материал для создания нового знания благодаря электронным платформам, микроблокам с возможностями создавать закладки, организовывать события, сотрудничать в рамках общей темы. Интернет среда позволяет обмениваться не только фотографиями, музыкой и фильмами, но и научными, лингвострановедческим и культуроведческими материалами, которые превращают Интернет в целый мир широких образовательных возможностей. Тем не менее, возникает необходимость соблюдать определенный баланс между индивидуальным творчеством и личным взаимодействием с необходимостью структурированного обучения и совместной учебной деятельности.

Дополненная таксономия позволяет реализовать идею Б. Блума в электронном пространстве. Данная структуризация электронного материала необходима для упорядочивания большого количества используемых учетных записей, платформ и интернет контента социальных сетей и других веб-технологий, которые используются бессистемно и часто не только не приносят пользы, но и засоряют учебно-воспитательный процесс (см. табл. 1).

Таблица 1

Соотношение педагогических целей и электронных ресурсов

Педагогические цели (по Б. Блуму) Электронный ресурс

Запоминание Flickr, Tumblr, Pinterest, Pixabay

Понимание Wikipedia, Coursera, Britannica, Scientificamerican, Freakonomics

Применение Evernote, Wunderlist, Reddit, Imstagram

Анализ Google Earth, Data.worldbank, World-statistics

Оценка Portfolio, YouTube

Создание Wikispaces, Edmodo, Prezi, etc

Другие социальные сети и образовательные платформы, такие как Twitter, Facebook и Moodle, могут использоваться на всех уровнях дополненной таксономии Б. Блума. Однако, данная классификация продуктов может иметь иное применение в условиях классного занятия, где сам учитель определяет какое средство ИКТ лучше применить для решения той или иной задачи. Ниже перечислены некоторые примеры работы с обучающимися, направленные на обучение иностранному языку и формирование нравственно-эстетических качеств (см. табл. 2).

Таблица 2

Работа с обучающимися посредством таксономии

_ЗАПОМИНАНИЕ_

- ознакомиться с фото-, аудио-, видеоматериалом, имеющим нравственную или эстетическую направленность

- определить словарный запас, который использует автор, для усиления эмоционального воздействия, а также элементы речевого этикета

- отметить посты на конкретные темы, используя твиты, посты, булавки и т.д._

_ПОНИМАНИЕ_

- перевести пост на другой язык, обращая нюансы на перевод эмоционально-окрашенной и лингвострановедческой лексики и форму вежливого обращения на родном языке

- разобрать проблему, используя энциклопедии и информационные ресурсы

- вывести отчёт об изученном материале_

_ПРИМЕНЕНИЕ_

- собирать информацию / фотографии об изученной проблеме

- создать пост / статью о поднятом вопросе, используя средства лексической выразительности

- продемонстрировать свою точку зрения одноклассникам, используя собственные посты_

_АНАЛИЗ_

- сравнивать свою точку зрения с идеями, высказанными в постах одноклассников

- анализировать чужие посты

- обсудить проблему и задать вопросы, используя социальные сети, чаты и форумы

- указать на преимущества и недостатки использования того или иного решения_

_ОЦЕНКА_

- объединить общие твиты, булавки, данные чатов посты в историю

- оценить качество и информативность постов одноклассников

- резюмировать удачные и недоработанные стороны анализа проблемы_

_СОЗДАНИЕ_

- придумать событие / ситуацию, посвященное социальной проблеме

- выбрать социальную сеть, которая наилучшим образом соответствует размещению информации или

подкаста

- создать аккаунт / профиль / форум, наполнив его соответствующей информацией_

Выводы. Обладая обширными информационными и творческими потенциалами и возможностями для реализации общения и учебного взаимодействия, электронные ресурсы способствуют усилению педагогического воздействия путем активизации самостоятельной работы обучающихся, их нацеленности на получение конкретного продукта, разработке и продвижении своих идей на иностранном языке. Содействуя мышлению более высокого порядка, применение дополненной таксономии Б. Блума поможет учителям поддерживать баланс между контролем и автономией учеников, не подвергая последних обширному влиянию сети. Кроме того, задания, основанные на таксономии Б. Блума, будут более согласованными благодаря сочетанию традиционных методов обучения с веб-элементами.

Литература:

1. Афанасьев А.Н. Расширение интерактивных возможностей электронного об учения на основе СДО MOODLE: поиски и решения / А.Н. Афанасьев, В.А. Куклев, Т.М. Егорова, Е.Ю. Воеводин, С.И. Бочков // Дистанционное и виртуальное обучение. - Ульяновск, 2016. - №7(109). - С. 4-11.

2. Баканова М.В. Гипертекстовая технология как средство создания электронных учебников по иностранному языку / М.В. Баканова, А.Б. Баканов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. - № 12. - С. 127-129.

3. Зиангирова Л.Ф. Разработка дистанционного курса на основе технологии MOODLE / Л.Ф. Зиангирова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Вольск, 2017. -Т. 8. - №1114. - С. 25-28.

4. Минеева О.А. Организация и проведение текущего контроля при обучении иностранному языку с помощью LMS MOODLE / О.А. Минеева, Ю.В. Клопова, Ю.М. Борщевская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 1-2(67). - С. 210-212.

5. Орлова О.В. Геймификация как способ организации обучения / О.В. Орлова, В.Н. Титова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - Тула, 2015. - № 9 (162).- С. 232-235.

6. Смирнов С.А. Применение Moodle 2.3 для организации дистанционной поддержки образовательного процесса: учебное пособие. / С.А. Смирнов. - М.: Школа будущего, 2012. - 182 с.

7. Соломатина А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2 (32). - С. 231-235.

8. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М. Н. Евстигнеева // Иностр. языки в школе, 2008. - №6 - С. 2-9.

9. Anderson, L.W., Krathwohl, D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives: Complete Edition. New York: Longman, 2001.

10. Beatty K. Teaching and researching computer-assisted language learning / K. Beatty. - 2nd ed. London Pearson Education Limited, 2010. - p. 234.

11. Golson E. Student hypertexts: The perils and promises of paths not taken // E. Golson / Computers and Composition. - 1995, Volume 12, Issue 3. - pp. 295-308. DOI: https://doi.org/10.1016/S8755-4615(05)80068-4

12. O'Brien A. Integrating CALL into the classroom: the role of podcasting in an ESL listening strategies course // A. O'Brien, V. Hegelheimer. - Cambridge University Press, 2007, Volume 19, Issue 2. - pp. 162-180 DOI: https://doi.org/10.1017/S0958344007000523

13. Russell G. Elements and implications of a hypertext // G. Russell / Computers & Education. - 1998, Volume 31, Issue 2. - pp. 185-193 DOI: https://doi.org/10.1016/S0360-1315(98)00029-3

14. Thomas M. Computer-Assisted Language Learning / M. Thomas, H. Reinders, M. Warschauer. - London Bloomsbury Academic Bloomsbury Publishing, 2013. - p. 194.

15. Chisega-negrila A., Kraft L. Social networking for esl learners. // The 11th International Scientific Conference e-Learning and Software for Education Bucharest. - 2015. DOI: https://doi.org/10.12753/2066-026X-15-00

Педагогика

УДК [378.016:62]:37.035/036(091)(470.344)

кандидат педагогических наук, доцент Бородина Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Павлова Светлана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат биологических наук, доцент Колесникова Ольга Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ВО ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме выпускников технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета, будущих бакалавров - учителей ремесленного дела социализации, основанной на совершенствовании системы формирования технических заслуг с помощью этнической культуры и национальных традиций, которые считают личностным становлением фундамента. Дидактические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса находится на упаковке значения ethnoaesthetic. Существуют объективные потребности общества и методологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.