2. Бех И.Д. Личностно ориентированное воспитание: науч.-метод. Пособие / И.Д. Бех. -Киев, 1998. -204 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М., 2004. - 42 с.
4. Зязюн И.А. Красота педагогической деятельности / И.А. Зязюн, Г.М. Сагач. - К., 1997. - 302 с.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Электронный ресурс] / В.А. Кан-Калик. -URL: https://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн. - URL: https://royallib.eom/read/rubinshteyn_sergey/osnovi_obshchey_psihologii.html#0
7. Сухомлинский В.А. Как воспитывать настоящего человека : избранные сочинения: т.2 [Электронный ресурс] / В.А. Сухомлинский. - URL: http://sharapov.do.am/load/metodicheskaja_literatura/sukhomlinskij_v_a_kak_vospitat_nastojashhego_cheloveka/2-1-0-24
8. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: монография / Л.З. Тархан. - Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2008. - 424 с.
9. Философский энциклопедический словарь / [гл. ред В.И. Шинкарчук]. - К.: Арабис, 2002. - С. 84.
10. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч. тр. - 2008. Вып.1. -С. 117-137
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Алдакимова Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУЧНО-
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Аннотация. Интернационализация педагогического образования рассмотрена в статье как ведущая тенденция развития образования в условиях глобализации. Представлен междисциплинарный характер интернационализации образования как научно-образовательного явления, которое включает в себя политические, экономические, демографические и педагогические аспекты. В статье выявлены факторы развития интернационализации педагогического образования. Представлена характеристика особенностей интернационализации педагогического образования как научно-методической задачи на институциональном, экспертно-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровне.
Ключевые слова: педагогическое образование, интернационализация образования, факторы и уровни интернационализации педагогического образования, научно-методическая задача.
Annotation. The internationalization of pedagogical education is considered in the article as a leading trend in the development of education in the context of globalization. The interdisciplinary nature of the internationalization of education as a scientific and educational phenomenon, which includes political, economic, demographic and pedagogical aspects, is presented. The article identifies the factors of development of the internationalization of teacher education. The characteristics of the features of the internationalization of teacher education as a scientific and methodological task at the institutional, expert-professional and individual-professional level are presented.
Keywords: pedagogical education, internationalization of education, factors and levels of internationalization of teacher education, scientific and methodological problem.
Введение. Интернационализация высшего образования занимает особое место в исследовательской проблематике современных социально-гуманитарных наук. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе с необходимостью выполнения вузами целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
Целью исследования является сравнительный анализ интернационализации образования как междисциплинарного научного феномена, выявление особенностей интернационализации педагогического образования как научно-методической задачи на институциональном, экспертно-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровне.
Изложение основного материала статьи. В научной литературе накоплен обширный массив концепций, теорий, подходов, раскрывающих содержание интернационализации образования как многомерного социально-образовательного феномена, его экономические [8], политические [5], демографические [3], собственно педагогические [4; 11] аспекты.
При всем разнообразии имеющихся результатов научных исследований проблема интернационализации педагогического образования остается до сих пор малоисследованной в научно-теоретическом плане, а также в плане ее операционализации как научно-методической задачи.
Наиболее известным является понимание интернационализации образования как «...процесса, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [12, с. 2].
В условиях интенсивного гуманитарного сотрудничества в современном мире возрастает значимость и потребность стран в системном и непрерывном использовании международного, межкультурного и глобального измерения в разносторонней деятельности вузов [14, с. 353].
Следует особо подчеркнуть, что само понятие интернационализации претерпело определенные изменения, в частности, все больший интерес исследователей вызывает сравнение внутренней и внешней интернационализации образования [11].
Внешняя интернационализация образования предполагает, прежде всего, развитие международной академической мобильности, интенсификацию и диверсификацию направлений и форм международного сотрудничества вузов с образовательными и научными организациями зарубежных стран.
В свою очередь внутренняя интернационализация образования предполагает изменения в содержании, методах обучении и оценки образовательных результатов с учетом международного и межкультурного контекста [11].
В контексте нашего исследования заслуживает позиция Г.П. Ивановой и О.К. Логвиновой, которые исследуют потенциал интернационализации педагогического образования на примере Университета Шанхайской организации сотрудничества [9, с. 116-117]. Такое институциональное партнерство выступает важнейшим условием развития единого евразийского образовательного пространства.
К условиям активного участия национальных образовательных систем в международном сотрудничестве исследователи относят проектирование открытого образовательного пространства на основе интеграции формального и неформального образования, модернизацию содержания педагогического образования, внедрение новых образовательных технологий и новых подходов к управлению в системе высшего педагогического образования [8].
Российские вузы активно включились в процессы международного сотрудничества, развитие академической мобильности, подготовку преподавателей к работе в межкультурном контексте [1; 2; 4; 5].
Факторами развития интернационализации педагогического образования выступают:
- высокий научно-образовательный потенциал российских педагогических вузов;
- активное включение российских педагогических традиций в широкий международный контекст;
- интеграция отечественного и зарубежный опыта подготовки нового поколения педагогов для различных типов образовательных организаций;
- формирование у педагогов в системе непрерывного педагогического образования современной педагогической картины мира на основе диалога педагогических культур;
- сохранение специфики национальных образовательных систем и их взаимообогащение в условиях глобализации, новых геополитических вызовов и рисков.
Полифункциональность, растущая сложность и противоречивость процессов международной интеграции позволяют рассматривать интернационализацию педагогического образования как комплексную научно-методическую задачу, как целенаправленную научно-методическую деятельность на различных уровнях ее реализации. Обобщенные содержательно-целевые характеристики и особенности такой деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни научно-методической деятельности в контексте интернационализации педагогического
образования
Уровень научно-методической деятельности научно-методической деятельности в контексте интернационализации педагогического образования Содержательно-целевые характеристики научно-методической деятельности в контексте интернационализации педагогического образования
Институциональный (вузовский уровень) - научное обоснование основных направлений интернационализации педагогического образования с учетом социокультурных особенностей региона; - разработка вузовской стратегии интернационализации педагогического образования на основе изучения и методической адаптации лучших российских и зарубежных образовательных практик; - научное обоснование форм и методов интернационализации педагогического образования в образовательной, научно-исследовательской, инновационной, административно-управленческой деятельности в вузе; - формирование в университете инновационной инфраструктуры для интенсификации международной академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей; - научное обоснование новых технологий развития международного сотрудничества с зарубежными партнерами, в том числе в дистанционном формате.
Экспертно- профессиональный уровень (научно-методические советы, исследовательские лаборатории, научно-образовательные центры) - научно-методическое обеспечение реализации вузовской стратегии интернационализации педагогического образования на основе укрепления межкафедральной интеграции; - научное обоснование эффективных методических средств интеграции отечественного и зарубежного опыта интернационализации педагогического образования в деятельность всех структурных подразделений университета; -определение перспективных научных исследований феномена интернационализации педагогического образования на основе междисциплинарного подхода; - разработка и апробация новых форм непрерывной психолого-педагогической и методической подготовки преподавателей, руководителей структурных подразделений к работе в межкультурном глобальном контексте;
- научно-методическое сопровождение разработки и реализации комплексных адаптационных программ для иностранных студентов; - разработка и реализация сетевых международных образовательных программ, в том числе краткосрочных; - научно-методическое обеспечение мониторинга процесса и результатов интернационализации педагогического образования.
Индивидуально-профессиональный уровень (преподаватель, научный сотрудник, методист) - методически обоснованное включение в образовательные программы зарубежного опыта в изучаемой предметно-педагогической области; - целенаправленное развитие компетенций межкультурной коммуникации в профессионально-педагогической деятельности; - освоение новейших технологий обучения, активизирующих познавательную самостоятельность студентов, возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий; - осознанное включение в программы международных академических обменов.
Выводы:
1. Интенсивное международное сотрудничество в сфере образования актуализирует анализ интернационализации педагогического образования как научно-методической задачи на институциональном, экспертно-профессиональном и индивидуально-профессиональном уровне.
2. Интернационализация педагогического образования вносит весомый вклад в развитие экспортного потенциала российских педагогических вузов, укрепление их авторитета на международной арене как трансляторов высоких образцов российских академических традиций в гуманитарной сфере.
3. Многоуровневый характер интернационализации педагогического образования обеспечивает комплексный характер адаптации зарубежного опыта и его внедрения в научно-образовательную и инновационно-исследовательскую деятельность педагогических вузов.
Литература:
1. Алдакимова О.В. Межкультурная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч. 2. - С. 19-22.
2. Алдакимова О.В. Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 8 (151). - С. 82-86.
3. Антонова Н.Л. Потенциальная образовательная мобильность студентов-гуманитариев: новые вызовы в условиях интернационализации образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2020. - Т. 20. -№ 3. - С. 91-96. DOI: 10.14529/ ssh200313
4. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3 (39). - С. 31-43. DOI 10.32744/ pse.2019.3.3
5. Бобыло А.М. Политика интернационализации высшего образования в странах АТР как инструмент «мягкой силы» (на примере США, КНР, Сингапура и РФ) // Ойкумена. - 2017. - № 1. - С. 18-29.
6. Вагнер М.Н.Л., Овезова У.А. Компоненты, критерии оценки и показатели уровня сформированности умений академической письменной речи студентов-магистрантов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 292-294.
7. Вагнер М.Н.Л., Овезова У.А. Перспективы внедрения программы языковой поддержки научно-образовательных проектов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 139-143.
8. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 2. - С. 9-26. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26.
9. Иванова Г.П., Логвинова О.К. Интернационализация педагогического образования: магистратура университета ШОС // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1. - № 4 (41). - С. 115-123.
10. Мухамед Фадель Мухамед, Подымова Л.С. Основные тенденции развития педагогического образования в условиях его интеграции в мировое образовательное пространство // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 3. - С. 50.
11. Овезова У.А., Вагнер М-Н.Л. Приоритетные направления международной деятельности современного университета в условиях интернационализации образования // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 179-181.
12. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. - 2003. -№ 33. - pp. 1-3.
13. Leask B. Internationalizing curriculum and learning for all students. In: Leask, B. et al. (eds) Global and Local Internationalization. - Rotterdam: Sense. - 2016. - pp. 49-53.
14. Rosyidah N., Matin, and Rosyidi U. Internationalization in Higher Education: University's Effective Promotion Strategies in Building International Trust // European Journal of Educational Research. - 2020. - Vol. 9. -Iss. 1. - pp. 351-361. DOI 10.12973/eu-jer.9.1.351