Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EDUCATIONAL SPACE / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / STRATEGY / STRATEGY OF EDUCATION INTERNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

Динамические изменения международного и национальных контекстов развития университетов в современных условиях актуализируют глубокое научное осмысление интернационализации высшего образования как многомерного научно-практического феномена. Автор доказывает необходимость учета глобального, национального, регионального и институционального контекста интернационализации высшего образования, что позволяет перейти от отдельных разрозненных мероприятий к системной деятельности по разработке и реализации в университете целостной стратегии интернационализации образования как части обшей стратегии развития лидерских конкурентных преимуществ вуза. Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является выявление структуры научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: проведен анализ отечественных и зарубежных теорий интернационализации образования; рассмотрены особенности внешней и внутренней интернационализации; выявлены структурные компоненты научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете. В статье представлена характеристика научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете как совокупности концептуально-методологического, ценностно-целевого, организационно-управленческого и программно-методического блоков. Автор приходит к выводу, что взаимодействие и взаимосвязь выявленных блоков обеспечивают целостность, системность и прогностичность стратегии интернационализации образования в вузе как фактора его интеграции в международное образовательное пространство. Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете рассмотрено в статье как комплексный ресурс системной направленности вуза на интенсификацию международного научно-образовательного сотрудничества и развитие академического превосходства в глобальном образовательном пространстве. Новизна и теоретическая значимость полученных результатов заключаются в выявлении и характеристике структуры научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете. Полученные результаты могут быть использованы в образовательной практике при анализе накопленного в вузах опыта интернационализации высшего образования, его научном осмыслении и обоснованном моделировании новых стратегий системной интеграции вузов в международное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE STRATEGY OF EDUCATION INTERNATIONALIZATION AT THE UNIVERSITY

Dynamic changes in the international and national contexts of university development in modern conditions actualize a deep scientific understanding of the higher education internationalization as a multidimensional scientific and practical phenomenon. The author proves the necessity of taking into account global, national, regional and institutional context of higher education internationalization, that allows us to move from scattered activities to systemic development and implementation of the university integrated strategy of education internationalization as part of general development strategy leadership of the competitive advantages of the university. The purpose of the research, the results of which are presented in this article, is to identify the structure of scientific and methodological support of the strategy of education internationalization at the university. To achieve this purpose, the following tasks were solved: the analysis of domestic and foreign theories of education internationalization was carried out; the features of external and internal internationalization were considered; the structural components of scientific and methodological support for the strategy of education internationalization at the university were identified. The article presents the characteristics of scientific and methodological support for the strategy of education internationalization at the university as a set of conceptual and methodological, value-oriented, organizational and managerial, and program and methodological blocks. The author concludes that the interaction and interrelation of the identified blocks ensures the integrity, consistency and predictability of the strategy of education internationalization in higher education as a factor of its integration into the international educational space. Scientific and methodological support of the strategy of education internationalization at the university is considered in the article as a complex resource of the university's system orientation to the intensification of international scientific and educational cooperation and the development of academic excellence in the global educational space. The novelty and theoretical significance of the results obtained is to identify and characterize the structure of scientific and methodological support for the strategy of education internationalization at the university. The results obtained can be used in educational practice when analyzing the experience of higher education internationalization accumulated in higher education institutions, its scientific understanding and justified modeling of new strategies for the system integration of higher education institutions into the international educational space.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378

О. В. Алдакимова http//orcid.org/0000-0002-9218-901X

Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете

Для цитирования: Алдакимова О. В. Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 40-48. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-40-48

Динамические изменения международного и национальных контекстов развития университетов в современных условиях актуализируют глубокое научное осмысление интернационализации высшего образования как многомерного научно-практического феномена. Автор доказывает необходимость учета глобального, национального, регионального и институционального контекста интернационализации высшего образования, что позволяет перейти от отдельных разрозненных мероприятий к системной деятельности по разработке и реализации в университете целостной стратегии интернационализации образования как части обшей стратегии развития лидерских конкурентных преимуществ вуза.

Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является выявление структуры научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете. Для достижения данной цели были решены следующие задачи: проведен анализ отечественных и зарубежных теорий интернационализации образования; рассмотрены особенности внешней и внутренней интернационализации; выявлены структурные компоненты научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете.

В статье представлена характеристика научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете как совокупности концептуально-методологического, ценностно-целевого, организационно-управленческого и программно-методического блоков. Автор приходит к выводу о том, что взаимодействие и взаимосвязь выявленных блоков обеспечивают целостность, системность и прогностичность стратегии интернационализации образования в вузе как фактора его интеграции в международное образовательное пространство. Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете рассмотрено в статье как комплексный ресурс системной направленности вуза на интенсификацию международного научно-образовательного сотрудничества и развитие академического превосходства в глобальном образовательном пространстве.

Новизна и теоретическая значимость полученных результатов заключаются в выявлении и характеристике структуры научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете. Полученные результаты могут быть использованы в образовательной практике при анализе накопленного в вузах опыта интернационализации высшего образования, его научном осмыслении и обоснованном моделировании новых стратегий системной интеграции вузов в международное образовательное пространство.

Ключевые слова: международное образовательное пространство, интернационализация высшего образования, стратегия, научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования.

O. V. Aldakimova

Scientific and methodological support of the strategy of education internationalization at the university

Dynamic changes in the international and national contexts of university development in modern conditions actualize a deep scientific understanding of the higher education internationalization as a multidimensional scientific and practical phenomenon. The author proves the necessity of taking into account global, national, regional and institutional context of higher education internationalization, that allows us to move from scattered activities to systemic development and implementation of the university integrated strategy of education internationalization as part of general development strategy leadership of the competitive advantages of the university.

The purpose of the research, the results of which are presented in this article, is to identify the structure of scientific and methodological support of the strategy of education internationalization at the university. To achieve this purpose, the following tasks were solved: the analysis of domestic and foreign theories of education internationalization was car-

© Алдакимова О. В., 2020

ried out; the features of external and internal internationalization were considered; the structural components of scientific and methodological support for the strategy of education internationalization at the university were identified.

The article presents the characteristics of scientific and methodological support for the strategy of education internationalization at the university as a set of conceptual and methodological, value-oriented, organizational and managerial, and program and methodological blocks. The author concludes that the interaction and interrelation of the identified blocks ensures the integrity, consistency and predictability of the strategy of education internationalization in higher education as a factor of its integration into the international educational space. Scientific and methodological support of the strategy of education internationalization at the university is considered in the article as a complex resource of the university's system orientation to the intensification of international scientific and educational cooperation and the development of academic excellence in the global educational space.

The novelty and theoretical significance of the results obtained is to identify and characterize the structure of scientific and methodological support for the strategy of education internationalization at the university. The results obtained can be used in educational practice when analyzing the experience of higher education internationalization accumulated in higher education institutions, its scientific understanding and justified modeling of new strategies for the system integration of higher education institutions into the international educational space.

Keywords: international educational space, internationalization of higher education, strategy, scientific and methodological support of the strategy of education internationalization

Исследования в области межрегионального и международного образовательного сотрудничества относятся к новому кластеру научно-образовательных проблем в динамично изменяющейся ситуации качественной содержательно -технологической и структурной трансформации не только образовательной, но и исследовательской и организационно-управленческой деятельности вузов [Бермус, 2020, с. 15].

В научной литературе представлен детальный анализ ведущих макротрендов, которые определяют перспективы обновления образования в условиях формирующейся экономики знаний, роста спроса на высшее образование в активно развивающихся регионах Азии, Африки, ускоряющихся процессах цифровизации и технологиза-ции образования. Отдельным направлением таких макротрендов выступает интернационализация образования, которая актуализирует вопрос учета национального и регионального контекста [Олейникова, 2018, с. 18].

Подчеркивая объективный характер интернационализации высшего образования, исследователи отмечают ее обусловленность, прежде всего, глобализационными процессами в мире [Алешина, 2017; Береговая, 2019; Monne WiЫborg, 2018].

Проведенный анализ научной литературы позволяет сформулировать вывод об отсутствии единого понимания интернационализации высшего образования, что связано со сложностью данного феномена, его зависимостью от факторов различного характера: социальных, политических, экономических, собственно педагогиче-

ских [Береговая, 2019; Стенина, 2016; Alsharari, 2018; De Wit, 2019].

Интернационализация высшего образования рассматривается в широком междисциплинарном контексте, с акцентом на такие отдельные аспекты, как экспорт образовательных услуг [Кроли-вецкая, 2018; Махотаева, 2019; Нефедова, 2017], развитие конкурентных преимуществ национальных систем образования [Ендовицкий, 2020; Сероштан, 2020], ресурс мягкой силы и геополитического влияния [Антонова, 2020; Аржанова, 2019; Ковба, 2019; Li J., 2018], фактор повышения качества образования [Иманкулова, 2019; De Wit, 2019] и др.

В зарубежных исследованиях достаточно детально и всесторонне рассмотрена эволюция подходов к интернационализации как развивающейся концепции, на которую оказывают существенное влияние академические, политические, социокультурные и экономические факторы [Al-sharari, 2018; Knight, 2003; De Wit, 2019].

При этом отмечается, что современной концепции интернационализации, распространенной в мире, не более 30 лет. Для глубокого понимания многоаспектности данного научно-практического феномена Де Вит Ханс считает необходимым рассмотреть его в контексте происходящих в высшем образовании динамичных изменений, к которым, прежде всего, относится массовизация высшего образования и ускоренное развитие глобальной экономики знаний. Включение образовательной проблематики в такой широкий социокультурный контекст позволяет рассматривать интернационализацию высшего образования не как цель, а как средство повышения

качества образовательной и научно-исследовательской деятельности [De Wit, 2019].

Наиболее известным, ставшим уже, по сути, хрестоматийным, является определение интернационализации образования Дж. Найта, который характеризует его как «процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [Knight, 2003, с. 2].

Исследовательский интерес к различным аспектам интернационализации образования убедительно доказывает развивающийся характер данного феномена не только как теоретического конструкта, но и как практического явления.

В фокус внимания зарубежных и отечественных исследователей все чаще попадают понятия внутренней и внешней интернационализации образования [Кузовенкова, 2018; Малкова, 2018; Beelen J., 2015; Leask , 2016; De Wit, 2019; Rob-son, 2018].

Наиболее известными инструментами внешней интернационализации образования, доказавшими свою высокую эффективность, выступают, прежде всего, развитие международной академической мобильности, расширение международного сотрудничества вузов с зарубежными академическими и научными организациями. В последние два десятилетия основное внимание уделяется поиску и апробации системы педагогических технологий по формированию межкультурных компетенций студентов, их подготовке к профессиональной деятельности в международном контексте, в поликультурных и поли-лингвальных условиях открытого рынка труда.

Решение этой непростой научно-методической задачи современной образовательной политики и является одним из ведущих факторов активного развития понятия внутренней интернационализации образования, разработки практических инструментов ее реализации в массовой образовательной практике [Beelen, 2015]. Среди эффективных инструментов внутренней интернационализации образования особое место занимает интернационализация образовательной программы, которая предполагает «...процесс включения международных, межкультурных и глобальных тем и направлений исследования в содержание учебного плана, а также пересмотр с учетом международных, межкультурных и глобальных составляющих учебного плана результатов обучения, средств оценки, методов преподавания и поддержки в рамках программы обучения» [Leask, 2016].

О многомерности и полифункциональности интернационализации как научно-практического феномена свидетельствует исследовательский интерес отечественных ученых к таким аспектам, как

- интернационализация образовательной среды [Малкова, 2018];

- интернационализация образовательного процесса [Красильникова, 2017];

- интернационализация вуза [Арсеньев,

2017].

Изучение зарубежных научных концепций позволяет российским авторам

- осознать особую значимость внутренней интернационализации вуза и необходимость отказа от узкого понимания интернационализации как развития академической мобильности [Арсеньев, 2017];

- характеризовать интернационализацию образовательной среды как взаимодействие научных, межкультурных, социально-педагогических условий, создающих основу для развития способности личности к межкультурному взаимодействию в глобальном контексте [Малкова,

2018];

- рассматривать интернационализацию образовательного процесса как комплекс стратегий и инициатив по интеграции международных аспектов в содержание и организацию образовательного процесса в вузах [Красильникова, 2017];

- изучать опыт интернационализации образования в странах и регионах мира и разрабатывать научно-методические рекомендации по его адаптации к российским условиям [Добрынина, 2019; Красильникова, 2017].

Проведенный нами анализ литературы показывает, что накопленный российскими вузами опыт интернационализации образования все чаще выступает предметом целенаправленной рефлексии и выявления имеющихся узких мест и проблем. Мы согласны с выводами исследователей о широком распространении упрощенного понимания интернационализации как реализации какого-то одного аспекта [Стенина, 2016]; о дефиците системности и сознательности в использовании механизмов интернационализации образования [Малкова, 2018]; о необходимости включения интернационализации образования в стратегию развития вуза и трансформации в связи с этим системы управления развитием международной деятельности [Токарева, 2017]; об инсти-туциализации организационной культуры на основе новых норм, правил, регламентов, стимули-

рующих интеграцию вуза в мировое образовательное пространство [Алешина, 2017].

Трудно не согласиться с позицией авторов об особой роли руководства университетов в формировании стратегического видения, реализации рейтинговой стратегии, что позволит привлекать талантливых иностранных студентов, исследователей, преподавателей [Антонова, 2020, с. 51]; о взаимосвязи успехов университетов в повышении международной конкурентоспособности с увеличением институциональных свобод в управлении [Ендовицкий, 2020]; о значении принципов системного подхода в стратегически скоординированной деятельности всех подразделений университета [Красильникова, 2017]; о стратегии интернационализации как части стратегии развития университета [Махотина, 2019].

Анализ научной литературы по проблемам разработки и реализации стратегий развития университетов в современных условиях [Филиппов, 2020; Rosyidah, 2020; Soliman, 2019] позволяет нам рассматривать стратегию интернационализации образования в университете как системную деятельность по его активной интеграции в международное образовательное пространство с учетом гармонизации глобального, национального, регионального и институционального контекстов.

Армавирский государственный педагогический университет, выступая как инновационно-образовательно-научный комплекс Краснодарского края и Юга России, успешно развивает международное сотрудничество в образовательной сфере. В настоящее время в университете обучаются иностранные студенты из 9 стран: Армении, Белоруссии, Грузии, Египта, Йемена, Китая, Туркмении, Украины, Узбекистана. Активная включенность вуза в международное сотрудничество детерминирует научный поиск и разработку новых эффективных механизмов внутренней и внешней интернационализации образования, способствующих распространению в мире российских академических традиций, взаимообогащению национальных образовательных систем в условиях глобализационных рисков и вызовов.

Анализ накопленного в вузе опыта сотрудничества с зарубежными партнерами, объективная потребность в его дальнейшем развитии актуализируют объективную необходимость в разработке целостной стратегии интернационализации образования в университете. Понимание поликонтек-стуальности, многоуровневости и динамической

сложности интернационализации образования предполагает целенаправленное и системное научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в вузе, структура которого разработана нами на теоретическом уровне.

Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете включает в себя концептуально-методологический, ценностно-целевой, организационно-управленческий и программно-методический блоки, что обеспечивает целостность, системность и прогностичность интеграции вуза в международное образовательное пространство.

Каждый из выделенных блоков нацелен на решение ряда задач, что позволит перейти от отдельных, разрозненных мероприятий к целостной стратегии интернационализации образования в университете.

Концептуально-методологический блок научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете предполагает

— научное обоснование интернационализации образования как многомерного развивающегося феномена, направленного на интеграцию международного компонента в образовательную, научно-инновационную и административно-управленческую деятельность университета;

— трансформацию стратегии развития университета с учетом баланса международного, национального и регионального контекстов;

— разработку вузовской концепции интернационализации образования на основе современных методологических подходов, учитывающих социальные, экономические, маркетинговые, педагогические, социально-психологические аспекты интернационализации образования;

— научное обоснование качественных и количественных индикаторов развития интернационализации образования в университете;

— разработку научных подходов к трансформации системы управления организационными изменениями в университете с учетом международного опыта.

В рамках ценностно-целевого блока научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете предполагается

— осознание ценностных оснований интернационализации образования как фактора динамичного развития университета, повышения его

конкурентоспособности в международном образовательном пространстве;

— операционализация цели интернационализации образования на уровне университета и всех его структурных подразделений на основе ценностей международного сотрудничества и партнерских отношений с зарубежными научными и образовательными организациями;

— ценностное отношение к интернационализации образования как условию личностно-профессионального развития студентов, исследователей и преподавателей университета;

— понимание механизмов влияния интернационализации образования на поддержку ценностей разнообразия культур, межкультурного диалога как основы гармонизации глобального, национального и регионального контекстов в профессионально-педагогической деятельности и межличностном общении;

— продвижение русского языка и иностранных языков как условия полилога культур и проектирования в университете полилингвального и поликультурного образовательного пространства;

— использование инструментов интернационализации образования для трансляции российских культурных ценностей и норм.

Организационно-управленческий блок научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете нацелен

— на разработку современной системы управления интернационализацией в университете с учетом ее социальных, экономических, маркетинговых, педагогических, социально-психологических аспектов;

— выявление барьеров интернационализации образования в университете и организационно-управленческих механизмов их преодоления и предупреждения;

— анализ имеющихся в университете ресурсов интернационализации образования;

— организацию зарубежных стажировок преподавателей, научных сотрудников с целью знакомства с международным опытом в научно -образовательной сфере;

— разработку системы мониторинга процесса и результатов интернационализации образования на уровне университета и всех его структурных подразделений;

— стимулирование входящей и исходящей академической мобильности в университете;

— активное включение преподавателей и научных сотрудников университета в деятель-

ность международных профессиональных союзов, ассоциаций и объединений;

— разработку системы стимулирования и социально-психологической поддержки преподавателей и научных сотрудников в развитии международного академического сотрудничества;

— расширение международного сетевого сотрудничества, поиск новых зарубежных партнеров для реализации совместных образовательных и исследовательских программ;

— выявление и апробацию эффективных механизмов взаимодействия с органами региональной власти по усилению узнаваемости и привлекательности региона на международном рынке образовательных услуг.

В рамках программно-методического блока научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете предполагается

— анализ реализуемых в университете образовательных программ в контексте интернационализации образования;

— включение международного и межкультурного аспекта в основные и дополнительные образовательные программы в университете;

— актуализация содержания учебных дисциплин с учетом международных образовательных и профессиональных стандартов;

— проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий в университете;

— изучение и анализ лучших зарубежных образовательных практик, их адаптация к национальным, региональным и институциональным условиям университета;

— внедрение учебных дисциплин, модулей по развитию межкультурных компетенций студентов университета;

— активное использование проектных, прак-тико-ориентированных образовательных технологий как условия создания мотивационной среды в университете;

— изучение и адаптация к национальным, региональным и институциональным условиям зарубежных учебно-методических материалов, включая современные методы преподавания, оценки и контроля образовательных результатов;

— обеспечение структурно-содержательной целостности адаптационных программ для иностранных студентов, обеспечивающих интеграцию международного, национального и регионального контекстов, задач и технологий социокультурной, академической, социально-

психологической, кросс-культурной, психофизиологической, бытовой адаптации в их единстве и взаимосвязи.

Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете выступает как организационно-управленческий механизм согласованных действий всех структурных подразделений по системной интеграции вуза в мировое образовательное пространство.

Обобщение полученных результатов позволяет сформулировать следующие основные выводы:

— Интернационализация образования как многомерный феномен, отражающий одну из ведущих тенденций развития непрерывного образования в современных условиях, вызывает глубокий исследовательский интерес у специалистов различных областей научного знания.

— Стратегия интернационализации образования в университете является составной частью обшей стратегии развития университета и обеспечивает развитие лидерских конкурентных преимуществ вуза с учетом гармонизации глобального, национального, регионального и институционального контекстов.

— Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете как взаимосвязанное единство концептуально-методологического, ценностно-целевого, организационно-управленческого и программно-методического блоков выступает в качестве теоретического обоснования механизмов системной направленности вуза на интенсификацию международного научно-образовательного сотрудничества и развитие академического превосходства в глобальном образовательном пространстве.

Практическая апробация структуры научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете предполагает

— создание научно-методического совета по интернационализации образования;

— изучение механизмов взаимосвязи и взаимодействия концептуально-методологического, ценностно-целевого, организационно-управленческого и программно-методического блоков научно-методического обеспечения стратегии интернационализации образования в университете;

— организацию системного изучения преподавателями, исследователями университета успешных зарубежных и отечественных практик

внутренней и внешней интернационализации образования;

— научное обоснование и апробацию целевых индикаторов интернационализации образования для всех структурных подразделений университета с учетом специфики их деятельности;

— выявление и систематизацию барьеров интернационализации образования в университете;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработку методик выявления, предупреждения и преодоления барьеров интернационализации образования в университете;

— выявление эффективных психолого-дидактических и технологических условий опережающей подготовки преподавателей и исследователей университета к профессиональной деятельности в контексте интернационализации образования.

Библиографический список

1. Алешина И. В. Интернационализация: стратегия развития университета в эпоху глобализации // Вестник Университета. 2017. № 3. С. 210-214.

2. Антонова Н. Л. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства / Н. Л. Антонова, А. Д. Сущенко // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 31-58.

3. Аржанова И. В. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» / И. В. Аржанова, Д. В. Дыдзинская, Е. А. Мусина, П. С. Селезнев // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 9-20

4. Арсеньев Д. Г. Международные краткосрочные образовательные программы как инструмент интернационализации вуза / Д. Г. Арсеньев, Т. И. Коваленко, В. В. Краснощеков // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 42-47.

5. Береговая О. А. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации / О. А. Береговая, В. И. Кудашов // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31-43.

6. Бермус А. Г. К проблеме программирования научных исследований непрерывного образования в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 1 (29). С. 1-18.

7. Добрынина Н. И. Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российских образовательных организаций высшего образования / Н. И. Добрынина, Е. В. Бабушкина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 280-284.

8. Ендовицкий Д. А. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ / Д. А. Ендовицкий, В. В. Коротких, М. В. Воронова // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 9-26.

9. Иманкулова Н. Б. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) / Н. Б. Иманкулова, Г. А. Мошляк // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 3. С. 499-508.

10. Ковба Е. Г. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» / Е. Г. Ковба, Д. М. Грибовод // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 9-31.

11. Красильникова Н. В. Интернационализация образовательного процесса в современном университете: опыт Италии, возможности для России / Н. В. Красильникова, Ж. О. Кузьминых // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 193-199.

12. Кроливецкая С. М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73-78.

13. Кузовенкова К. О. Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования в современном мире // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 252-256.

14. Малкова И. Ю. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды / И. Ю. Малкова, О. Г. Масленникова // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 66-73.

15. Нефедова А. И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2017. № 12. С. 136-148.

16. Олейникова О. Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире / О. Н. Олейникова, Ю. Н. Редина // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28.

17. Сероштан М. В. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ / М. В. Сероштан, Н. П. Кетова // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27-40.

18. Стенина Т. Л. Анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогики / Т. Л. Стенина, А. О. Чамчиян // Наука и школа. 2016. № 2. С. 69-75.

19. Токарева Е. С. Модели управления процессами интернационализации в высших учебных заведениях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (167). С. 172-176.

20. Филиппов Г. А. Стратегическое позиционирование университета на рынке образовательных услуг // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 41-50.

21. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета : монография / М. Ю. Махотаева [и др.]. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. 210 с.

22. Alsharari N. M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis // International Journal of Educational Management. 2018. № 32(3). pp. 359-381.

23. Beelen J., Jones E. Redefining Internationalization at Home // A. Curai, L. Matei, R. Pricopie, J. Salmi, P. Scott ( eds) The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies. 2015. Dordrecht: Springer. pp. 67-80.

24. De Wit H. Internationalization in higher education: A critical review. SFU Educational Review. 2019. № 12(3). pp. 9-17.

25. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. № 33. pp. 1-3.

26. Leask B. Internationalizing curriculum and learning for all students. In: Leask, B. et al. (eds) Global and Local Internationalization. Rotterdam: Sense. 2016. pp. 49-53.

27. Li J. Conceptualizing Soft Power of Higher Education, Perspectives on Rethinking and Reforming Education. Singapore: Springer, 2018. 251 p.

28. Monne Wihlborg, Sue Robson. Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts // European Journal of Higher Education. 2018. Vol.8. Iss. 1. pp. 8-18.

29. Rosyidah N., Matin, and Rosyidi U. Internationalization in Higher Education: University's Effective Promotion Strategies in Building International Trust // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9. Iss. 1. pp. 351-361.

30. Samar Soliman, John Anchor & David Taylor The international strategies of universities: deliberate or emergent? // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. Iss. 8. pp.1413-1424.

31. Sue Robson, Joana Almeida, Alina Schartner Internationalization at home: time for review and development? // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8. Iss. 1. pp. 19-35.

Reference list

1. Aleshina I. V. Internacionalizacija: strategija razvitija universiteta v jepohu globalizacii = Internationalization: University development strategy in the era of globalization // Vestnik Universiteta. 2017. № 3. S. 210-214.

2. Antonova N. L. «Mjagkaja sila» vysshego obra-zovanija kak faktor mirovogo liderstva = The «soft power» of higher education as a factor in world leadership /

N. L. Antonova, A. D. Sushhenko // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 1. S. 31-58.

3. Arzhanova I. V. Obuchenie inostrannyh grazhdan v opornyh vuzah Rossijskoj Federacii v interesah ispol'zovanija «mjagkoj sily» = Training of foreign citizens in basis universities of the Russian Federation in the interests of using «soft power»/ I. V. Arzhanova, D. V. Dydzinskaja, E. A. Musina, P. S. Seleznev // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. T. 28. № 8-9. S. 9-20.

4. Arsen'ev D. G. Mezhdunarodnye kratkosrochnye obrazovatel'nye programmy kak instrument internacional-izacii vuza = International short-term educational programs as an instrument of university internationalization / D. G. Arsen'ev, T. I. Kovalenko, V V. Krasnoshhekov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2017. № 10. S. 42-47.

5. Beregovaja O. A. Internacionalizacija vysshego obrazovanija v uslovijah globalizacii = Internationalization of higher education in the context of globalization / O. A. Beregovaja, V. I. Kudashov // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2019. № 3 (39). S. 31-43.

6. Bermus A. G. K probleme programmirovanija nauchnyh issledovanij nepreryvnogo obrazovanija v polevom podhode = To the problem of programming research on continuing education in the field approach // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2020. № 1 (29). S. 1-18.

7. Dobrynina N. I. Internacionalizacija universitetov: opyt Finljandii pri razrabotke strategii internacionalizacii rossijskih obrazovatel'nyh organizacij vysshego obra-zovanija = Internationalization of universities: Finnish experience in developing strategy for internationalization of Russian educational organizations of higher education / N. I. Dobrynina, E. V Babushkina // Vestnik Nizhego-rodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki. 2019. № 4 (56). S. 280-284.

8. Endovickij D. A. Konkurentosposobnost' rossijskih universitetov v global'noj sisteme vysshego obrazovanija: kolichestvennyj analiz = Competitiveness of Russian universities in the global system of higher education: quantitative analysis / D. A. Endovickij, V. V Korotkih, M. V. Voronova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 2. S. 9-26.

9. Imankulova N. B. Mezhdunarodnaja akad-emicheskaja mobil'nost' studentov v kontekste internacionalizacii vysshego obrazovanija (opyt RUDN) = International academic mobility of students in the context of higher education internationalization (RUDN experience) / N. B. Imankulova, G. A. Moshljak // Vestnik RUDN. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. T. 19. № 3. S. 499-508.

10. Kovba E. G. Mezhdunarodnaja akademicheskaja mobil'nost' skvoz' prizmu teorii «mjagkoj sily» = International academic mobility through the prism of soft power theory / E. G. Kovba, D. M. Gribovod // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. № 10. S. 9-31.

11. Krasil'nikova N. V. Internacionalizacija obra-zovatel'nogo processa v sovremennom universitete: opyt

Italii, vozmozhnosti dlja Rossii = Internationalization of the educational process at a modern university: Italian experience, opportunities for Russia / N. V. Krasil'nikova, Zh. O. Kuz'minyh // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. T. 6. № 3(20). S. 193-199.

12. Kroliveckaja S. M. Perspektivy razvitija jek-sportnogo potenciala vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii = Prospects for developing the export potential of higher education in the Russian Federation // Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie. 2018. № 12. S. 73-78.

13. Kuzovenkova K. O. Teoreticheskie aspekty prob-lemy internacionalizacii vysshego obrazovanija v sovremennom mire = Theoretical aspects of the problem of higher education internationalization in the modern world // Samarskij nauchnyj vestnik. 2018. T. 7. № 2 (23). S. 252-256.

14. Malkova I. Ju. Mezhdunarodnaja programma magistratury kak resurs internacionalizacii obra-zovatel'noj sredy = International Master's programme as a resource for educational environment internationalization / I. Ju. Malkova, O. G. Maslennikova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 7. S. 66-73.

15. Nefedova A. I. Model' jeksporta rossijskogo vysshego obrazovanija = Russian higher education export model // JeKO. Vserossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2017. № 12. S. 136-148.

16. Olejnikova O. N. Makrotrendy razvitija sistemy vysshego obrazovanija v mire = Macrotrends for higher education development in the world / O. N. Olejnikova, Ju. N. Redina // Vestnik VGU. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2018. № 3. S. 13-28.

17. Seroshtan M. V Sovremennye rossijskie univer-sitety: pozicionirovanie, trendy razvitija, vozmozhnosti narashhivanija konkurentnyh preimushhestv = Modern Russian universities: positioning, development trends, opportunities to increase competitive advantages / M. V. Seroshtan, N. P. Ketova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 2. S. 27-40.

18. Stenina T. L. Analiz soderzhanija ponjatija «internacionalizacija vysshego obrazovanija» v kontekste pedagogiki = Analysis of the content of the «internationalization of higher education» concept in the context of pedagogy / T. L. Stenina, A. O. Chamchijan // Nauka i shkola. 2016. № 2. S. 69-75.

19. Tokareva E. S. Modeli upravlenija processami in-ternacionalizacii v vysshih uchebnyh zavedenijah = Models for managing internationalization in higher education institutions // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-jekonomicheskogo universiteta. 2017. № 3 (167). S. 172-176.

20. Filippov G. A. Strategicheskoe pozicionirovanie universiteta na rynke obrazovatel'nyh uslug = Strategic positioning of the university in the market of educational services // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 3 (114). S. 41-50.

21. Jeksport obrazovatel'nyh uslug vs internacionali-zacija universiteta = Export educational services vs university internationalization: monografija / M. Ju. Maho-

taeva [i dr.]. Sankt-Peterburg : Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta tehnologij upravlenija i jekonomiki, 2019. 210 s.

22. Alsharari N. M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis // International Journal of Educational Management. 2018. № 32(3). pp. 359-381.

23. Beelen J., Jones E. Redefining Internationalization at Home // A. Curai, L. Matei, R. Pricopie, J. Salmi, P. Scott ( eds) The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies. 2015. Dordrecht: Springer. pp. 67-80.

24. De Wit H. Internationalization in higher education: A critical review. SFU Educational Review. 2019. № 12(3). pp. 9-17.

25. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. № 33. pp. 1-3.

26. Leask B. Internationalizing curriculum and learning for all students. In: Leask, B. et al. (eds) Global and Local Internationalization. Rotterdam: Sense. 2016. pp. 49-53.

27. Li J. Conceptualizing Soft Power of Higher Education, Perspectives on Rethinking and Reforming Education. Singapore: Springer, 2018. 251 p.

28. Monne Wihlborg, Sue Robson. Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts // European Journal of Higher Education. 2018. Vol.8. Iss. 1. pp. 8-18.

29. Rosyidah N., Matin, and Rosyidi U. Internationalization in Higher Education: University's Effective Promotion Strategies in Building International Trust // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9. Iss. 1. pp. 351-361.

30. Samar Soliman, John Anchor & David Taylor The international strategies of universities: deliberate or emergent? // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. Iss. 8. pp.1413-1424.

31. Sue Robson, Joana Almeida, Alina Schartner Internationalization at home: time for review and development? // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8. Iss. 1. pp. 19-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.