Научная статья на тему 'Интернационализация образования на примере Красноярского государственного аграрного университета'

Интернационализация образования на примере Красноярского государственного аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ФОРМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / INTERNATIONALIZATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ ПО БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЮ / EUROPEAN COUNCIL FOR BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Наталья Владимировна, Шмелева Жанна Николаевна

Цель. Статья посвящена вопросам интернационализации образовательного процесса в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет». Авторы ставят своей целью проанализировать и описать методику проведения данной работы в Красноярском государственном аграрном университете. Актуальность работы обоснована тем, что в течение последних лет мониторинг эффективности деятельности вузов, в качестве основного показателя эффективности, учитывает международную деятельность; а именно, число зарубежных студентов в приведенном контингенте (1%). Мониторинг аграрных вузов (вузов, подчиненных Министерству сельского хозяйства РФ), в свою очередь, предусматривает более высокий показатель 2% зарубежных студентов в приведенном контингенте, а также показатель поступления денежных средств за обучение зарубежных студентов в размере 0,5 млн. рублей. Методы. Основу исследования образуют общетеоретические и эмпирические методы исследования, такие как анализ и синтез информации, имеющейся в психологической и педагогической литературе, а также моделирование, наблюдение и эксперимент. Результаты. В ходе исследования авторы анализируют и обосновывают целесообразность применения практических форм интернационализации образования в Красноярском ГАУ, как основ выполнения показателей эффективности мониторинга вузов, включая интернационализацию учебных планов и образовательных программ, мобильность студентов и преподавателей, а также экспорт образовательных услуг, как отдельную составляющую интернационализации. Отдельно, в качестве основы интернационализации, рассматривается языковая и социально-психологическая адаптация зарубежных студентов в Красноярском ГАУ. Работа по интернационализации образования в Красноярском ГАУ позволила выполнить показатель мониторинга. Если в 2014 году в вуз имел только 0,41% зарубежных студентов в приведенном контингенте, то, начиная с 2015 года, показатель выполняется. В 2017 году он составил 4,8%. Показатель поступления денежных средств от зарубежных студентов также вырос с 1,8 млн. рублей в 2016 году, до 2,2 млн. рублей в 2017 году. Область применения и результаты. Результаты исследования могут представлять интерес для руководства высших учебных заведений, реализующих положения Болонской декларации, сотрудников международных и учебных отделов вузов и могут применяться как рекомендации по повышению эффективности высших учебных заведений для получения государственной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Purpose. The article is devoted to issues of internationalization of educational process in Federal state budget educational institution of higher education “Krasnoyarsk State Agrarian University”. The authors’ aim is to analyze and describe the methodology for this work at Krasnoyarsk State Agrarian University. Methods. Theoretical and empirical methods of research, such as analysis and synthesis of the information available in psychological and pedagogical literature, as well as modelling, observation and experiment constitute the basis of the research. Results. In the study, the authors analyze and substantiate the reasonability of the implementation of practical forms of education internationalization at Krasnoyarsk State Agrarian University, as the basis for fulfillment of the efficiency indicators in the higher education institutions monitoring, including internationalization of curricula and educational programs, mobility of students and teachers, as well as the export of educational services as a separate component of the internationalization. Separately, the linguistic and socio-psychological adaptation of foreign students in Krasnoyarsk State Agrarian University as the basis of internationalization is examined. The work on the internationalization of education in the Krasnoyarsk State Agrarian University allowed fulfilling the indicator of monitoring. If in 2014 the university had only 0,41% of foreign students in the given contingent, then starting with 2015, the indicator is met. In 2017, it was 4,8%. The indicator of the receipt of funds from foreign students training also increased from 1,8 million rubles in 2016, up to 2,2 million rubles in 2017. Practical implication and results. The results of the study may be of interest for the management of higher educational institutions implementing the provisions of the Bologna Declaration, the staff of the international and educational departments of universities and can be used as guidelines for improving the effectiveness of higher education institutions to receive state accreditation.

Текст научной работы на тему «Интернационализация образования на примере Красноярского государственного аграрного университета»

Б01: 10.12731/2218-7405-2018-1-55-73 УДК 37.07

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н.

Цель. Статья посвящена вопросам интернационализации образовательного процесса в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет ». Авторы ставят своег! целью проанализировать и описать методику проведения данног! работы в Красноярском государственном аграрном университете. Актуальность работы обоснована тем, что в течение последних лет мониторинг эффективности деятельности вузов, в качестве основного показателя эффективности, учитывает международную деятельность: а именно, число зарубежных студентов в приведенном контингенте (1%). Мониторинг аграрных вузов (вузов, подчиненных Министерству сельского хозяйства РФ), в свою очередь, предусматривает более высокий показатель - 2% зарубежных студентов в приведенном контингенте, а также показатель поступления денежных средств за обучение зарубежных студентов в размере 0,5 млн. рублей.

Методы. Основу исследования образуют общетеоретические и эмпирические методы исследования, такие как анализ и синтез информации, имеющейся в психологической и педагогической литературе, а также моделирование, наблюдение и эксперимент.

Результаты. Входе исследования авторы анализируют и обосновывают целесообразность применения практических форм интернационализации образования в Красноярском ГА У, как основ выполнения показателей эффективности мониторинга вузов, включая интернационализацию учебных планов и образовательных

программ, мобильность студентов н преподавателей, а также экспорт образовательных услуг, как отдельную составляющую ннтернацноналнзацнн. Отдельно, в качестве основы интернационализации, рассматривается языковая и социально-психологическая адаптация зарубежных студентов в Красноярском ГАУ.

Работа по интернационализации образования в Красноярском ГАУ позволила выполнить показатель мониторинга. Если в 2014 году в вуз имел только 0,41 % зарубежных студентов в приведенном контингенте, то, начиная с 2015 года, показатель выполняется. В 2017 году он составил 4,8%. Показатель поступления денежных средств от зарубежных студентов также вырос с 1,8 млн. рублегt в 2016 году, до 2,2 млн. рублегt в 2017 году.

Область применения и результаты. Результаты исследования могут представлять интерес для руководства высших учебных заведений, реализующих положения Болонской декларации, сотрудников международных и учебных отделов вузов и могут применяться как рекомендации по повышению эффективности высших учебных заведений для получения государственного ак-кредитагщи.

Ключевые слова: Болонский процесс; гттернацгюналгсзацгся; образование; формы интернагщонализагщи; мобильность; Европейский Совет по Бизнес Образованию.

INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION ON THE EXAMPLE OF KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Antonova N. V, Shmeleva Zh.N.

Purpose. The article is devoted to issues of internationalization of educational process in Federal state budget educational institution of higher education "Krasnoyarsk State Agrarian University ". The authors 'aim is to analyze and describe the methodology for this work at Krasnoyarsk State Agrarian University.

Methods. Theoretical and empirical methods of research, such as analysis and synthesis of the information available in psychological and pedagogical literature, as well as modelling, observation and experiment constitute the basis of the research.

Results. In the study, the authors analyze and substantiate the rea-sonability of the implementation ofpractical forms of education internationalization at Krasnoyarsk State Agrarian University, as the basis for fulfillment of the efficiency indicators in the higher education institutions monitoring, including internationalization of curricula and educational programs, mobility ofstudents and teachers, as well as the export of educational services as a separate component of the internationalization. Separately, the linguistic and socio-psychological adaptation of foreign students in Krasnoyarsk State Agrarian University as the basis of internationalization is examined.

The work on the internationalization of education in the Krasnoyarsk State Agrarian University allowed fulfilling the indicator of monitoring. If in 2014 the university had only 0,41% of foreign students in the given contingent, then starting with 2015, the indicator is met. In 2017, it was 4,8%. The indicator of the receipt of funds from foreign students training also increased from 1,8 million rubles in 2016, up to 2,2 million rubles in 2017.

Practical implication and results. The results of the study may be of interest for the management of higher educational institutions implementing the provisions of the Bologna Declaration, the staff of the international and educational departments of universities and can be used as guidelines for improving the effectiveness of higher education institutions to receive state accreditation.

Keywords: Bologna process; internationalization: education: internationalization: mobility: European Council for Business Education.

Введение

Присоединение Российской Федерации к Болонской Декларации в 2003 году привело к значительным изменениям в системе образования в России. Данный процесс, характеризуется такими призна-

ками, как: принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Европейского приложения к диплому; введение двух этапного обучения: бакалавриата и магистратуры; внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов) на основе ECTS (European Credit Transfer System); развитие мобильности учащихся, преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе; установление стандартов транснационального образования; формирование международных стандартов образовательных программ; содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий, и некоторыми другими. Данный процесс имеет в своей основе идею интернационализации образования [1].

В Красноярском ГАУ данная работа ведется, начиная с 2005 года, когда было принято решение включиться в международную деятельность в рамках Болонского процесса. Локальные нормативные акты были разработаны и утверждены в университете на начальном этапе. Они позволили перейти ко всем вышеупомянутым положениям Европейской системы образования. Процесс интернационализации базируется на таких базовых документах, как: Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [20]; Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию; Стандарты и директивы ENQA [15]; Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 2011 - 2020 годов [6].

Обзор литературы

Проблема интернационализации образования является актуальной и злободневной, поэтому представлена в трудах многих современных исследователей: с точки зрения рассмотрения понятий и сущности проблемы «интернационализации» образования (Абабкова М.Ю., Шайденко H.A. Муравьева A.A., Олейникова О.Н., Стрельчук А.Р., Глухова Т.П.) [2], [19], [10], [16], [4]; с точки зрения рассмотрения интернационализации как фактора интеграции России в мировую

систему образования (Лоренц В.В., Чамчян А.О., Шабалин Ю.Е., ВахрушеваЕ.М., НалетоваИ.В.) [9], [17], [18], [11]; с точки зрения рассмотрения интернационализации как элемента стратегии повышения качества высшего образования (КрасильниковаН.В. Све-катовки Р.В.) [7], [14]; а также с точки зрения важности изучения иностранных языков в рамках интернационализации высшего образования (Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н., Кушина И.Н., Кузьминых И.В., Самигуллина Л.З. ГригорьеваЕ.В.) [3], [8], [13], [5]. Имея достаточный накопленный опыт и обобщив его, авторы видят цель статьи в том, чтобы проанализировать и обосновать целесообразность проведения работы по интернационализации в Красноярском ГАУ для выполнения показателей эффективности вуза.

Изложение основного материала статьи

Под интернационализацией образования современные ученые понимают «увеличение общих элементов в национальной образовательной практике различных стран, которое обусловлено определенным сходством в характере и темпах технологического и социально-экономического развития, а также процессом международной интеграции; она затрагивает как содержание образовательного процесса, так и его форму - увеличение временной протяженности» [1]. Статья 105 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [20] , предусматривает формы и направления международного сотрудничества в сфере образования, направленные на интернационализацию образования, в том числе: международную академическую мобильность обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования; привлечение иностранных граждан к обучению в Российских организациях, ведущих образовательную деятельность; обеспечение взаимного признания образования и (или) квалификации; участие в деятельности различных международных организаций в сфере образования в соответствии с международными договорами РФ. В развитие интернационализации в России внесла свой вклад Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию, утвержденная Указом

Президента РФ от 20 апреля 2014 года № 256. Данная концепция предусматривает повышение качества образования, в первую очередь начального и профессионального, не только для Российской молодежи, но и для населения государств-получателей помощи, а также обеспечение его доступности.

Красноярский ГАУ использовал различные пути интернационализации, в том числе, увеличение количества договоров с зарубежными университетами и организациями, как основы для проведения международной деятельности, согласно Закону «Об образовании в РФ». Количество договоров и соглашений о сотрудничестве в области образования выросло с 67 в 2014 году, до 88 в 2017 году. Увеличение вузов и организаций - партнеров, кроме того, способствовало увеличению количества зарубежных участников мероприятий, проводимых вузом, что, в свою очередь, привело к формированию положительного имиджа университета и его известности, как вуза, обеспечивающего качественную подготовку студентов и проводящего глубокие научные исследования. Если в 2014 году университет провел 29 международных мероприятий, таких как конференции, симпозиумы, дискуссии, и т.д., то в 2017 году их число возросло до 41. Соответственно увеличилось и количество зарубежных участников данных мероприятий, с 1984 в 2014 году, до 2609 в 2017 году

Кроме того, следует отметить, что мониторинг эффективности деятельности вузов в качестве основного показателя учитывает международную деятельность, а именно, показатель количества зарубежных студентов в приведенном контингенте (1%). Мониторинг аграрных вузов (вузов, подчиненных Министерству сельского хозяйства РФ), в свою очередь, предусматривает более высокий показатель - 2% зарубежных студентов в приведенном контингенте, а также показатель поступления денежных средств за обучение зарубежных студентов - 0,5 млн. рублей.

Работа по интернационализации образования в Красноярском ГАУ позволила выполнить данные показатели. Если в 2014 году вуз имел только 0,41% зарубежных студентов в приведенном контингенте, то, начиная с 2015 года, показатель выполняется, и составил

4,8% в 2017 году. Показатель поступления денежных средств от зарубежных студентов также вырос с 1,8 млн. рублей (в 2016 году) до 2,2 млн. рублей (в 2017 году).

За годы, прошедшие со вступления Красноярского ГАУ в Бо-лонский процесс, университет прошел сложный путь интернационализации образования, которое предоставляется потребителям образовательных услуг - абитуриентам и их родителям. Наиболее активно эта работа проводится в институте Международного менеджмента и образования (ИММО) Красноярского ГАУ. Систематически проводя SWOT и PESTLE - анализы внутренней и внешней среды организации, институт создал свое конкурентное преимущество -подготовку специалистов в области менеджмента с углубленным знанием английского языка. Это стало возможным через разработку конкурентоспособных учебных планов и образовательных программ в целом, построенных на стандартах ENQA и требованиях Европейского Совета по Бизнес Образованию. В соответствии с требованиями ENQA, образовательные программы ИММО были разработаны так, чтобы квалификация, получаемая в результате освоения программы, соответствовала определенному уровню национальной структуры квалификации в высшем образовании, а также структуре квалификаций в Европейском пространстве высшего образования [15, с. 11].

Особое внимание, при разработке образовательных программ, нами уделялось таким ключевым показателям как требование ЕСБО (наличие не менее 40% бизнес - дисциплин в Учебном плане), и Стандартов и директив ENQA. Динамика роста количества бизнес - дисциплин в Учебных Планах характеризуется положительной динамикой:

• в Учебном Плане 2014 года набора бизнес - дисциплины составляли 43%;

• в Учебном Плане 2017 года - уже 52%.

В соответствии со Стандартами и директивами ENQA, образовательные программы постоянно совершенствуются; преподавательский состав систематически повышает квалификацию за рубежом и участвует

в экспорте образовательных услуг; обучение студентоцентрированно (т.е. имеет гибкие траектории обучения, использует различные формы преподавания, идет постоянная обратная связь с потребителями услуг); оценка успеваемости осуществляется постоянно, через текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, в соответствии с локальными нормативными актами; информирование общественности ведется через сайт университета www.kgau.ru. где имеются страницы на английском языке English version, и монгольском языке Монгол.

Ориентация на данные требования, стандарты и директивы позволила университету привлечь в число обучающихся на все формы обучения, в том числе подготовительную, не только российских абитуриентов, стремящихся к интеграции в международное образовательное и производственное пространство, но и абитуриентов из Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2016-2017 гг. количество студентов из дальнего зарубежья возросло до 8 (КНР), 2 (Вьетнам), 6 (Монголия), тогда как в предыдущие годы университет имел 1-2 студентов из дальнего зарубежья.

За период с 2014 года Красноярский ГАУ стал из неэффективного вуза по данному показателю - 0,41% зарубежных студентов в приведенном контингенте, до эффективного: в 2015году показатель вырос до 1,19%; в 2016 - до 2,87%; в 2017 - до 4,8%.

Конкурентоспособные программы, построенные на международном менеджменте, международном маркетинге, международном бизнесе, внешнеэкономической деятельности и английском языке, дают возможность расширять студенческую мобильность, которая является основой интернационализации. Согласно требованиям ФГОС ВО 3 поколения, иностранный язык является обязательной дисциплиной и должен изучаться студентами в базовой части Учебного плана - Блок № 1. Согласно Приказу Ректора № 0-113 от 09.02.2016 г. на иностранный язык выделено 288 часов (8 зачетных единиц). В институте Международного менеджмента и образования объем английского языка на программе бакалавриата «Менеджмент» составляет 1620 часов, то есть 45 зачетных единиц из 240 зачетных единиц, составляющих данную программу

• иностранный язык - 288 часов (8 зачетных единиц);

• иностранный язык - 2 - 108 часов (3 зачетных единицы);

• деловой английский язык - 576 часов (16 зачетных единиц);

• внешнеэкономическая деятельность - 252 часа (7 зачетных единиц);

• страноведение (английский язык) - 216 часов (6 зачетных единиц);

• английский для профессиональных целей - 180 часов (5 зачетных единиц).

Включение в образовательную программу значительного числа часов на изучение английского языка позволяет выпускникам института успешно продолжать обучение и трудоустраиваться в Турции, Великобритании, Германии, США, КНР.

Высококачественные образовательные программы в области Менеджмента (бакалавриат и магистратура) позволили нашему университету пройти их аккредитацию через Европейский Совет по Бизнес Образованию в 2014 году; ре-аккредитацию в 2017 году сроком на 5 лет; а также аккредитацию Европейской Логистической Ассоциации на три года, до декабря 2018 года.

Интернационализация образования осуществляется в университете через Центр международных связей и бизнеса. Задачами Центра являются реализация программ и курсов русского языка, как иностранного; английского языка; международных летних научных школ; программ обмена и научно-исследовательских проектов. Ежегодно ЦМСиБ проводит до 10 различных курсов и проектов, способствующих развитию знаний в области русского и английского языков

Важное место в интернационализации образования занимает совместное обучение зарубежных студентов в многонациональных учебных группах [12]. Это развивает их способности жить, учиться, и работать в многонациональном мире; быть толерантными к иным религиям, нравам и традициям; с готовностью приходить на помощь иностранцам в сложных жизненных условиях. Более того, зарубежные студенты, обучающиеся на русском языке в иноязычной среде, общаясь между собой на родном языке и углубленно из-

учая английский язык, служат отличным примером безграничных возможностей интернационализации образования с целью интеграции в международное мировое сообщество.

Важным моментом и третьей формой интернационализации образования является подбор и профессиональный рост преподавательского состава, обеспечение гарантий его постоянного совершенствования на благо развития студентов через совершенствование мобильности. Преподаватели ИММО систематически повышают эффективность своей научной и профессиональной деятельности, изучая приемы, методы и технологии преподавания в международном образовательном пространстве, выезжая в ведущие образовательные учреждения за рубежом: Чехию, Великобританию, Монголию, КНР, Словению, Венгрию. Зарубежные преподаватели, читая лекции для студентов и принимая участие в проектах и конференциях, также способствуют формированию методической зрелости педагогического состава института путем представления инновационных методов преподавания и использование передовых образовательных технологий. Говоря о мобильности преподавателей, следует упомянуть термин «интеллектуальная миграция», который подразумевает, что в современных условиях интернационализации образования активно происходит миграция научных и преподавательских кадров, занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием определенной отрасли, в нашем случае - АПК. Работая в высшем учебном заведении с/х направленности, в Сибири, преподаватели института активно работают с Монгольским государственным с/х институтом и передовыми с/х предприятиями Монголии, внедряя передовые формы международного сотрудничества в области науки и образования. Если в 2016 году университет впервые заложил научные опыты с зерновыми культурами и кормовыми травами совместно с монгольскими учеными только в 2 хозяйствах (компания PROLOG SYSTEMS LLC и Монгольский ГСХУ), то в 2017 году в научные эксперименты вошли еще три хозяйства Монголии - ХХК Шинэ-Амжилт, ХХК Ингэттлдгой и ХХК Бадрал Трейд.

Поскольку эти две страны схожи по своим климатическим и природным условиям, полученные результаты и технологии активно освещаются в научных изданиях, используются в практике реальной экономики и в образовательном процессе в двух странах - России и Монголии, что ведет к дальнейшему развитию интернационализации образования.

Тесно связана с мобильностью, как студентов, так и преподавателей такая форма интернационализации, с нашей точки зрения, как экспорт образовательных услуг. Исходя из официальной терминологии: «Экспорт образовательных услуг - коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан, как на территории РФ, так и за границей. Создание условий для расширения экспорта образовательных услуг направлено на активизацию внешнеэкономической деятельности учреждений и организаций высшего профессионального образования в сфере обучения иностранных студентов на коммерческой основе...» [6].

История возникновения и развития экспорта образовательных услуг в России связывается с именем императора Александра II. В современных условиях экспорт образовательных услуг активно поддерживается государством, наряду с экспортом товаров, услуг, природных ископаемых и материалов. Концепция экспорта образовательных услуг РФ на 2011-2020 годы сегодня считается одним из основных документов, которые излагают основные принципы планирования и реализации системы мероприятий по содействию и развитию экспорта образовательных услуг РФ. Кроме того, данная концепция определяет не только цели и задачи, но и действенные меры, способные обеспечить привлекательность и повышение конкурентоспособности системы образования России [6]. Как считают эксперты ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан может стать одним из достаточно прибыльных видов экспорта XXI века.

Основой успеха интернационализации образовательного процесса в каждом отдельном институте университета является адаптация, как языковая, так и социально-психологическая, без которой

представляется сложным удержать зарубежного студента в вузе на 4 года при освоении программ бакалавриата, и 2 года на программах магистратуры.

1. Для языковой адаптации зарубежных студентов в Центре международных связей и бизнеса введена ставка переводчика, которую занимает Заслуженный учитель школы Российской Федерации Арышева Т.М., по специальности учитель русского языка, эксперт по ЕГЭ. Она ежегодно бесплатно ведет занятия по русскому языку для студентов зарубежных стран. Занятия проводятся несколько раз в неделю. Зарубежные студенты имеют право выбирать, какие занятия посещать. Занятия являются дополнительными, проводятся сверх учебного плана, при этом учитывается уровень владения студентом русским языком. Студенты имеют право посещать занятия весь период обучения - то есть 4 года. Активно посещают занятия аспиранты и магистры.

2. Для социально-психологической адаптации зарубежных студентов, в Красноярском ГАУ работает отдел социально-психологической работы и инклюзивного образования. Сотрудники отдела активно ведут работу со студентами, присутствуют на всех международных мероприятиях университета. Психолог отдела консультирует зарубежных студентов, оказывая психологическую помощь по индивидуальным запросам через почтовый ящик vopros.psihology@mail.ru. Вопросы, которые поступают, связаны с повседневной жизнью и обучением. Такие консультации предотвращают как национальные, так и межнациональные конфликты в многонациональной студенческой среде университета. Специально для зарубежных студентов 1 курса проводятся тренинги и семинары «Будем знакомы», «Психологический климат в группе», которые способствуют их «погружению» в многонациональный коллектив. В течение всего периода обучения в университете проходят тренинги «Эффективные коммуникации», «Личностное развитие», «Особенности межкультурного взаимодействия и формирование толерантного отношения к другим национальностям».

Заключение

Считаем доказанной целесообразность всех видов деятельности по интернационализации образования, таких как совершенствование и аккредитация образовательных программ Европейским Советом по бизнес-образованию; совершенствование работы по языковой и социально-психологической адаптации зарубежных студентов; повышение уровня квалификации преподавателей за счет образовательной и научной деятельности за рубежом; рост денежных поступлений от обучения зарубежных студентов; рост процента зарубежных студентов в университете в целом с 0,44% до 4,8%, которые за последние три года способствовали дальнейшей интернационализации деятельности Красноярского ГАУ. Можно утверждать, что интернационализация образования в Красноярском ГАУ не только способствует дальнейшему укреплению престижа университета и его экономическому процветанию, но и ведет к укреплению имиджа России на международных рынках образовательных, научных и производственных услуг, укреплению позиций Российского образования за рубежом.

Список литературы

1. Интернационализация образования. URL: https://dic.academic.ru/ searchall.php?SWord=интepнaциoнaлизaция+oбpaзoвaния&from=x x&to=ru&did=&stype=0 (дата обращения 12.03.2018).

2. Абабкова М.Ю. Понятия «глобализация образования», «интернационализация образования», «международное образование»: общее и различное. Журнал: Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Санкт-Петербург: Изд-во СПб. гос. эк. ун-т, 2011. С. 46-51.

3. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции при изучении английского языка студентами неязыкового вуза. Вестник КрасГАУ № 2, 2014. Красноярск: Изд-во Краен, гос. агр. ун-та, 2014. С. 240-244.

4. Глухова Т. П. Интерпретация ключевых понятий терминологического пространства по интернационализации высшего профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Изд-во «Мир науки, культуры, образования», 2010. С. 210-212.

5. Григорьева Е.В. Сущность и основные компоненты содержания обучения иностранному языку в высшей школе в условиях интернационализации образования. Казанский педагогический журнал. Казань: Изд-во Ин-т педагогики, психологии и социальных проблем, 2007. С.10-15.

6. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 г.г. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/201 l/05/06/1268032128/Concept_for_Exporting.pdf (дата обращения 12.03.2108).

7. Красильникова Н.В. Интернационализация высшего образования как элемент стратегии повышения качества образования. Современные концепции и технологии гарантированного качества высшего образования. Сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во: Казанский фед.ун-т, 2014. С.142-146.

8. Кушина И.Н., Кузьминых И.В. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков. Наука и производство Урала. Новотроицк: Изд-во Новотроицкий филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2009. С. 44-47.

9. Лоренц В.В. Интернационализация образования как фактор интеграции России в мировую систему образования. Институциональное развитие: экономика, управление, социальная сфера, образование. Ма-лы IV междунар. науч.-практ. конф. Омск, Изд-во: ОмГАУ, 2014 С. 211-215.

Ю.Муравьева A.A., Олейникова О.Н. Теоретическое осмысление процессов интернационализации в высшем образовании. Качественное образование: проблемы и перспективы. Сб.науч.ст. Москва: Изд-во: Моск. гор. пед. ун-т, 2016. С. 199-213.

П.Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании. Вестник Тамбовского ГТУ. Тамбов: Изд-во Тамбовский ГТУ, 2005. С.777-782.

12. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. Вып. 9 / авт.-сост. АЛ. Арефьев, Ф.Э. Шереги. М.: РУДН, 2012. 176 с.

13. Самигуллина JI.3. Иноязычное образование в неязыковом вузе в условиях глобализации и интернационализации. Современные технологии в нефтегазовом деле-2015. Сб.тр. междунар. науч.-тех. конф. Уфа: Изд-во Аркаим, 2015. С. 241-245.

14. Свекатовки Р.В. Влияние интернационализации высшего образования на стратегию развития высшего учебного заведения. Экономика и управление. Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-т технологий управления и экономики, 2012. С. 117-120.

15. Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), переработанное издание. ENQA in Russian by NCPA, pp. 1-27.

16. Стрельчук A.P. Образование в условиях интернационализации. Глобализация и русский мир. Сб.ст. Всеросс. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Изд-во: Интерконтакт, 2016. С. 18-20.

17.Чамчян А. О Higher education internationalization framework in the context of Russian higher education system // В мире научных открытий. Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2014. С.1380-1394.

18. Шабалин Ю.Е., Вахрушева Е.М. Интернационализация российской системы высшего образования: трансграничное и международное университетское образование. Совет ректоров. Москва: Изд-во ООО «Образование 3000», 2015. С. 50-59.

19. Шайденко H.A. Проблемы интернационализации в современном образовании. Университеты мира как центры научных исследований. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во Тульский ГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 14-17.

20.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 12.03.2018).

References

1. Internacionalizacija obrazovemija [Internationalization of education], https://dic.academic.ru/searchall.php7SWord4ntemacionalizacija-bobrazo-vanija&from=xx&to=ru&did=&stype=0 (data obrashhenija 12.03.2018).

2. Ababkova M.Ju. Ponjatija «globalizacija obrazovanija», «internacio-nalizacija obrazovanija», «mezlidunarodnoe obrazovanie»: obshhee i razlichnoe [Tenns "globalization of education", "internationalization of education", "international education": general and various]. Teorija i praktika serx'isa: jekonomika, social 'naja sfera, tehnologii. Sankt-Pe-terburg: Izd-vo SPb. gos. jek. un-t, 2011. S. 46-51.

3. Antonova N.V., Sluneleva Zh.N. Fonnirovanie kommunikativnoj kom-petencii pri izuchenii anglijskogo jazyka studentaini nejazykovogo vuza [Fonnation of communicative competence in the study of English by students of non-linguistic University]. Vestnik KrasdA 11 № 2, 2014. Kras-nojarsk: Izd-vo Krasn. gos. agr. un-ta, 2014. S. 240-244.

4. Gluhova T.P Interpretacija kljuchevyh ponjatij tenninologicheskogo prostranstva po intemacionalizacii vysshego professionarnogo obrazovanija [Interpretation of key concepts and terminology of space on the internationalization of higher vocational education], Mirnauki, kid 'tury, obrazovanija. Gomo-Altajsk, 2010, pp. 210-212.

5. Grigor'cva E.V. Sushhnost" i osnovnye komponenty soderzlianija obu-chenija inostrannomu jazyku v vysshej shkole v uslovijah intemacionalizacii obrazovanija [The essence and main components of the content of foreign language teaching in high school in the internationalization of education], Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. Kazan". 2007, pp. 10-15.

6. Koncepcijajeksporta obrazovateFnyh uslug Rossijskoj Federacii na period 2011-2020 [The concept of export of educational services of the Russian Federation for the period 2011-2020]. http://ecsocman.hse.ru/ data/2011/05/06/1268032128/ConceptJor_Exporting.pdf

7. KrasiFnikova N.V. Intemacionalizacija vysshego obrazovanija kakjelement strategii povyshenija kachestva obrazovanija [Internationalization of higher education as an element of the strategy for improving the quality of education], Sovremennye koncepcii i tehnologii gar antirovannogo kachestva vysshego obrazovanija [Modem concepts and technologies of guaranteed quality of higher education], Kazan": Izd-vo: Kazanskij fed. un-t, 2014, pp. 142-146.

8. Kushina I.N., Ku/'minyh I.V. Globalizacija i intemacionalizacij a v obra-zovanii i vazhnosf izuchenija inostrannyh jazykov [Globalization and

internationalization in education and the importance of learning foreign languages]. Nauka iproizvodstvo Urala. Novotroick, 2009, pp. 44-47.

9. Lorenc V.V. Intemacionalizacija obrazovanija kak faktor integracii Ros-sii v mirovuju sistemu obrazovanija [Internationalization of education as a factor of Russia's integration into the world education system]. Institucional 'noe razvitie: jekonomika, uprctvlenie, social 'naja sfera, obrazo-vanie [Institutional development: economy, management, social sphere, education], Omsk, Izd-vo: OmGAU, 2014, pp. 211-215.

10. Murav'evaA.A., Olejnikova O.N. Teoreticheskoe osmyslenie processov intemacionalizacii v vysshem obrazovanii [Theoretical understanding of internationalization processes in higher education], Kachestvennoe obrctzovanie: problemy i perspekthy [Quality education: problems and prospects], Moscow, 2016, pp. 199-213.

11. Naletova I.V. Processy globalizacii i intemacionalizacii v sovremennom vysshem obrazovanii [Processes of globalization and internationalization in modem higher education], Vestnik Tambovskogo GTU. Tambov, 2005, pp. 777-782.

12. Obuchenie inostrannyh grazhdan v vysshih uchebnyh zavedenijah Rossijskoj Federacii [Education of foreign citizens in higher educational institutions of the Russian Federation], Issue 9 / A.L. Aref'ev, F. Je. Sheregi. M.: RUDN, 2012. 176 p.

13. Samigullina L.Z. Inojazychnoe obrazovanie v nejazykovom vuze v uslovi-jali globalizacii i intemacionalizacii [Foreign language education in a non-linguistic University in the context of globalization and internationalization]. Sovremennye tehnologii v neftegazovom deIe-2015 [Modem technologies in oil and gas business-2015], Ufa: Izd-vo Arkaim, 2015, pp.241-245.

14. Svekatovki R.V. Vlijanie intemacionalizacii vysshego obrazovanija na strategiju razvitij a vysshego uchebnogo zavedenija [The influence of internationalization of higher education in the development strategy of educational institutions]. Jekonomika i uprctvlenie. Sankt-Peterburg, 2012, pp. 117-120.

15. Standarty i rekomendacii dlja garantii kachestva v Evropejskom pros-transtve vysshego obrazovanija [The standards and guidelines for qual-

ity assurance in the European higher education area]. ENQA in Russian by NCPA, pp. 1-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. StreFchuk A.R. Obrazovanie v uslovijah intemacionalizacii [Education in conditions of internationalization]. Globalizacija i russkij mir [Globalization and the Russian world]. Nizhnij Novgorod: Izd-vo: Interkon-takt, 2016, pp. 18-20.

17. Chamchjan A. О Higher education internationalization framework in the context of Russian higher education system. Vmire nauchnyh otkrytij. 2014,pp. 1380-1394.

18. Shabalin Ju.E., Vahrusheva E.M. Internacionalizacija rossijskoj sistemy vysshego obrazovanija: transgraniclmoe i mezhdunarodnoe universi-tetskoe obrazovanie [Internationalization of the Russian higher education system: cross-border and international University education], Sovet rektorov. Moskva: Izd-vo ООО «Obrazovanie 3000», 2015, pp. 50-59.

19.Shajdenko N.A. Problemy intemacionalizacii v sovremennom obrazo-vanii [Problems of internationalization in modem education], Universi-tety mir а как centry nauchnyh issledovanij. Tula: Izd-vo TuFskij GPU lin. L.N. Tolstogo, 2013, pp. 14-17.

20. Federal nyjzakon ot 29.12.2012g. № 273-FZ«Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii» [The Federal Law of29.12.2012. No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Антонова Наталья Владимировна, директор института Международного менеджмента и образования, доцент, доцент кафедры Делового иностранного языка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный университет»

пр. Мира, 90. г. Красноярск, 660049, Российская Федерация natan(a)kgau. ги

Шмелева Жанна Николаевна, доцент кафедры Делового иностранного языка, кандидат философских наук, доцент

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный университет»

пр. Мира, 90, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация shmelevazhanna@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Antonova Natalia Vladimirovna, Director of the Institute of International Management and Education, Docent, Docent of the Business Language Chair

Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Avenue, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

ncttan(cù,kgaii. ru

SPIN-code: 8023-8805

Shmeleva Zhanna Nickolaevna, Docent of the Business Language Chair, Candidate of Science in Philosophy, Docent

Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Avenue, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

shmelevazhanna@mail. ru

SPIN-code: 6871-6102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.