Научная статья на тему 'Экспорт образовательных услуг, как фактор развития высших учебных заведений'

Экспорт образовательных услуг, как фактор развития высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL / EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Яна Магомедовна

В статье проанализировано влияние наращивания экспорта образовательных услуг на развитие высшего учебного заведения. Глобальные процессы интернационализации на современном этапе развития экономики характерны для всех отраслей мирового хозяйства и образовательная сфера не является исключением. Активно протекающий процесс интернационализации высшего образования становится концептуальной основой для наращивания экспорта образовательных услуг. С точки зрения развития высшего учебного заведения наращивание экспорта образовательных услуг будет являться несомненным конкурентным преимуществом. Тем не менее, возникают и «побочные эффекты»: отток платежеспособного контингента, «утечка мозгов». Автором выделены меры гармонизации отрицательного воздействия наращивания экспорта образовательных услуг на развитие высших учебных заведений, к которым можно отнести международные партнерские проекты и совместные образовательные программы (рассмотрен опыт Астраханского государственного университета). Цель определение значения экспорта образовательных услуг в развитии высшего учебного заведения Метод или методология проведения работы: субъектно-объектный, логический и сравнительный анализ. Результаты: выявлено влияние экспорта образовательных услуг на развитие высшего учебного заведения; определены возможности и угрозы наращивания экспорта образовательных услуг; определены меры гармонизации экспорта образовательных услуг. Область применения результатов: разработка программ развития высших учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES AS A FACTOR OF THE HIGH SCHOOL DEVELOPMENT

The analysis of the educational services export evolving on the university in the article. At the modern stage of the economy development internationalization global process is a characteristic of all world economy shears also for education. Active internationalization process is a concept base of the increasing of the educational services export. Educational services export is a competitive position for every university. But there are some problems cab be within increasing of the educational services export, such as runoff of the responsible contingent, “brain exodus”. The author tried to separate actions for harmonizing of the negative influence of the increasing of the educational services export on the universities, such as international partnership projects and collaborative educational programs (Astrakhan State University experience is viewed). Purpose identification of the meaning of the educational services export in the high school development Methodology: subject and object analysis, logical analysis, comparative analysis. Results: выявлено влияние экспорта образовательных услуг на развитие высшего учебного заведения; определены возможности и угрозы наращивания экспорта образовательных услуг; определены меры гармонизации экспорта образовательных услуг. Practical implications: elaboration of the high school development program

Текст научной работы на тему «Экспорт образовательных услуг, как фактор развития высших учебных заведений»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-56 УДК 339.9

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Абдуразакова Я.М.

В статье проанализировано влияние наращивания экспорта образовательных услуг на развитие высшего учебного заведения. Глобальные процессы интернационализации на современном этапе развития экономики характерны для всех отраслей мирового хозяйства и образовательная сфера не является исключением. Активно протекающий процесс интернационализации высшего образования становится концептуальной основой для наращивания экспорта образовательных услуг. С точки зрения развития высшего учебного заведения наращивание экспорта образовательных услуг будет являться несомненным конкурентным преимуществом. Тем не менее, возникают и «побочные эффекты»: отток платежеспособного контингента, «утечка мозгов». Автором выделены меры гармонизации отрицательного воздействия наращивания экспорта образовательных услуг на развитие высших учебных заведений, к которым можно отнести международные партнерские проекты и совместные образовательные программы (рассмотрен опыт Астраханского государственного университета).

Цель определение значения экспорта образовательных услуг в развитии высшего учебного заведения.

Метод или методология проведения работы: субъектно-объектный, логический и сравнительный анализ.

Результаты: выявлено влияние экспорта образовательных услуг на развитие высшего учебного заведения; определены возможности и угрозы

наращивания экспорта образовательных услуг; определены меры гармонизации экспорта образовательных услуг.

Область применения результатов: разработка программ развития высших учебных заведений.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг; развитие высших учебных заведений; образовательные кластеры; интернационализация образования.

EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES AS A FACTOR OF THE HIGH SCHOOL DEVELOPMENT

Abdurazakova Ya.M.

The analysis of the educational services export evolving on the university in the article. At the modern stage of the economy development internationalization global process is a characteristic of all world economy shears also for education. Active internationalization process is a concept base of the increasing of the educational services export. Educational services export is a competitive position for every university. But there are some problems cab be within increasing of the educational services export, such as runoff of the responsible contingent, "brain exodus". The author tried to separate actions for harmonizing of the negative influence of the increasing of the educational services export on the universities, such as international partnership projects and collaborative educational programs (Astrakhan State University experience is viewed).

Purpose identification of the meaning of the educational services export in the high school development.

Methodology: subject and object analysis, logical analysis, comparative analysis.

Practical implications: elaboration of the high school development program.

Keywords: export of educational services; development of high school; educational cluster.

Современный рынок образовательных услуг характеризуется динамичностью, высокой доходностью и, как следствие, является крайне притягательным для всех участников. Изменения в сфере высшего образования не только дают ответы на вызовы глобальной конкуренции, но и предполагают важные инструменты международного сотрудничества.[7]. В контексте происходящих трансформаций российской системы образования (особенно высшего профессионального) наиболее актуальным этот вопрос становится для экспорта российских образовательных услуг (под экспортом образовательных услуг следует понимать оказание образовательных услуг через развитие различных способов поставки [11]). В российских высших учебных заведениях всегда учились представители разных культур и национальностей. Ученые А. Л. Арефьев, Н. М. Дмитриев, Ф. Э. Шереги отмечают, что впервые Советская Россия приняла студентов из Турции, Персии, Афганистана и Монголии в начале 1920-х гг.[6], однако сегодня это явление приобретает массовый характер, что в свою очередь требует глубоко изучения и анализа данной проблематики.

Основой для бурного роста доли экспорта образовательных услуг является интернационализация образовательной сферы. Интернационализация высшего образования — процесс, происходящий на национальном, отраслевом и институциональном уровнях, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер[1]. Исследования показывают, что большинство студентов (от 60 до 90 %) [9], прошедших обучение за рубежом по программам обмена между университетами, довольны полученным опытом и хотели бы еще раз поучаствовать в программе обмена студентами. Считается, что интернационализация учебного процесса позволяет улучшить знание

студентами иностранных языков, повысить понимание ими культур других стран [11] и выработать у студентов навыки межкультурного общения [12]. С другой стороны, по мнению Ф. Альтбаха и Дж. Найт, «зарабатывание денег» -это основной мотив всех проектов по интернационализации в коммерческом секторе и в некоторых традиционных некоммерческих университетах, имеющих финансовые проблемы [8].

Превращение рынка образовательных услуг из локального (в крайнем случае - регионального и странового) в глобальный требует от высших учебных заведений поиска новых инструментов, которые позволили бы усилить их конкурентные преимущества. При этом международная практика показывает, что наиболее конкурентными оказываются отрасли, которые функционируют не изолированно, а в рамках кластеров.

Впервые термин «кластер» в экономической теории стал использовать американский ученый М.Портер. Согласно его теории, кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний-производителей конечного продукта, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, конкурирующих, взаимодополняющих друг друга и, что самое главное, усиливающих свои конкурентные преимущества [3].

Согласно данному определению высшие учебные заведения являются неотъемлемой составляющей любого кластера. Эффективные, ориентированные на интересы территории, её экономики, вузы создают условия для формирования и функционирования территориальных кластеров хозяйства; сами вузы, параллельно, демонстрируют признаки кластерообразования. На современном этапе развития системы высшего профессионального образования кластеризация высших учебных заведений является одной из основных тенденций его развития.

Одним из современных инструментов повышения качества и конкурентоспособности российского образования является создание образовательного кластера. Под образовательным кластером некоторые исследователи понимают объединение высших учебных заведений и предприятий определенной отрасли для подготовки кадров и проведения практикоориентированных исследований для этой отрасли [10]. Несомненно, что предлагаемая модель может повысить эффективность деятельности всех участников и привести к повышению их конкурентоспособности. Тем не менее, анализ понятия свидетельствует, что в данном случае возможно говорить либо о развитии отраслевого кластера, элементом которого выступает учебное заведение, либо о формировании сетевой структуры, объединяющей отдельное предприятия и высшее учебное заведение.

В отличие от них, Соколова К.С. понимает образовательный кластер как группу учебных заведений, локализованных на одной территории, формирующих в качестве конечного продукта образовательную услугу, конкурирующих и взаимодействующих между собой и имеющих вокруг поставщиков необходимых факторов производства, оборудования, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, при этом усиливающих конкурентные преимущества друг друга

[5].

Для Российской Федерации кластеризация высших учебных заведений является актуальным трендом. Согласно национальной кластерной карты Российской Федерации выделяется три образовательных кластера: Старый Оскол, Казань, Санкт-Петербург. Однако, процесс формирования образовательных кластеров активно протекает и в других регионах. Так на Юге России расположены крупные университеты федерального значения (Южный федеральный университет, Донской технический университет, Кубанский государственный университет, Астраханский государственный университет и др.), которые на данный момент могут составлять ядро формирования

образовательного кластера на Юге России. Университеты Юга Российской Федерации обладают необходимыми характеристиками: постоянно совершенствующаяся проектно-ориентированная система управления, позволяющая определять конкурентные преимущества и «точки роста», концентрировать на них университетские ресурсы; мобильные, клиентоориентированные структуры, обеспечивающие расширение границ внешнего влияния университета и активный поиск новых источников финансирования. В высших учебных заведениях Юга Российской Федерации действует система многоканальной связи с предприятиями, общественными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, обеспечивающая надежное прохождение импульсов развития от высшего учебного заведения во внешнюю среду и обратно; развиваются сети «центров предпринимательской активности» (технопарки, малые предприятия, научно-исследовательские группы, межкафедральные творческие коллективы и т.п.), являющиеся локомотивами новых проектов и начинаний вузовского развития.

Таким образом, развитие территориально-локализованных кластеров высших учебных заведений является одним из существенных факторов для увеличения экспорта образовательных услуг на той или иной территории.

Экспорт образовательных услуг оказывает существенное воздействие как на международный рынок образовательных услуг, так и на международную систему высшего профессионального образования.

С точки зрения содержания образования это дает возможность разнообразить учебные планы и сделать процесс обучения более увлекательным, интересным, интернациональным. Большинством развитых стран признается эгалитарность высшего образования, обеспечивающая доступ к нему всех желающих, независимо от социального происхождения, национальных, религиозных и других различий. Также увеличение экспорта образовательных услуг способствует активизации процессов укрепления международного сотрудничества в науке и образовании [4].

Воздействие увеличения экспорта образовательных услуг на территориально-локализованные кластеры высших учебных заведений, а также на дестинацию в целом не так однозначно. Здесь можно наблюдать бинарный процесс: с одной стороны, увеличения экспорта образовательных услуг способствует появлению новых, а также расширение уже имеющихся рынков образовательных услуг, а с другой стороны, одновременно это приводит к ограничению рыночных возможностей регионов-поставщиков иностранных студентов. Развитие первой тенденции обусловлено все более растущей «престижностью» зарубежного образования в контексте бурного расцвета процессов глобализации и транснациональных компаний в частности. В современном мире в условиях активного международного взаимодействия, как специалистам, так и менеджерам всех уровней становится недостаточно опыта и образования страны проживания, им требуются международные знания. Кроме того, обучение за пределами страны проживания способствует изменению ментальности студента, расширению его сознания, а, следовательно, делает его более гибким к постоянно изменяющимся условиям на международном и национальном рынке труда.

Однако следует помнить и об «обратной стороне медали»: при увеличении количества иностранных студентов в одном регионе, одновременно происходит сокращение их числа в другом. Эта тенденция приводит к печальным последствиям, таким как значительный отток капитала вследствие изъятия платежеспособного контингента, а также развитие такого явления как «утечка мозгов». Так, многие страны сознательно инициируют это явление, предлагая выгодные для иностранных студентов условия обучения и послевузовские стажировки с открытием рабочей визы для наиболее талантливых студентов. Например, страны Скандинавии, Германия, Нидерланды и Венгрия предлагают обучение по научным и техническим дисциплинам на английском языке. Обучение в этих государствах и стоимость проживания зачастую намного дешевле, чем в США, Канаде и Австралии. Ряд

европейских государств особо поддерживает иностранных студентов, получающих образование в технических дисциплинах, и предоставляют им различные льготы и стипендии.

Учитывая все угрозы, связанные с неравномерностью распределения контингента иностранных студентов в региональном разрезе, требуется разработка способов гармонизации потоков иностранных студентов. На сегодняшний день уже наблюдаются тенденции, развитие которых способно сбалансировать процесс воздействия увеличения экспорта образовательных услуг на территориально-локализованные кластеры высших учебных заведений.

Одной из таких тенденция является широкое распространение программ, направленных на содействие развитию системы высшего профессионального образования в странах-партнерах, что выражается в обмене педагогическим опытом и научной информацией, а также унификации стандартов системы высшего профессионального образования. Наиболее известными проектами являются:

□ Темпус (TEMPUS) (сотрудничество высших учебных заведений стран Восточной Европы, Центральной Азии, Западных Балкан и Средиземноморья [15];

□ Эразмус Мундус (программа академического обмена студентами старших курсов) [14].

Другой попыткой гармонизировать влияние увеличения экспорта образовательных услуг является повсеместное распространение совместных международных программ обучения. Эту тенденцию рассмотрим на примере Астраханского государственного университета, который ведет активную международную деятельность.

В Астраханском государственном университете представлены 3 совместные магистерские программы:

□ Совместные магистерские программы АГУ и Университета Кларка (США);

□ Совместная магистерская программа АГУ и Университета Ниццы София-Антиполис (Франция);

□ Магистерская программа по переводу «Теория перевода. Межкультурная и межъязыковая коммуникация» в рамках проекта «Каспийская высшая школа перевода» .[13].

На данный момент эти программы находятся на стадии внедрения, но тем не менее уже прослеживается положительная динамика.(табл.1)

Таблица 1

Численность студентов, обучавшихся на совместных магистерских

программах АГУ

Студенты Всего Иностранцы Выезжавшие

Название программы выпускников в вуз-партнер

Магистерские программы АГУ и университета Кларк (США) 200 15 78

Магистерские программы АГУ и Университете Ниццы София-Антиполис 24 - 8

Теория перевода. Межкультурная и межъязыковая 8 2 -

коммуникация

Следует отметить, что согласно опросу выпускников данных программ, обучение существенно повлияло на их карьерный рост (многие получили повышение). Все иностранные студенты, прошедших обучение на указанных магистерских программах, пришли после окончания программ бакалавриата и специалитета Астраханского государственного университета; 10 из них продолжают обучение в аспирантуре. Конечно, говорить о существенном влиянии на наращивание экспорта образовательных услуг за счет вышеописанных программ на сегодняшний день не приходится, но все же

наличие совместных магистерских программ в университете может являться одним из конкурентных преимуществ для привлечения абитуриентов в целом и иностранных в том числе.

Популяризация международного образования, а, следовательно, и увеличение экспорта образовательных услуг оказывает существенное влияние на территориально-локализованные кластеры высших учебных заведений и на дестинации в целом. Такое воздействие имеет двойственный характер: расширение рыночных возможностей одних стран и их же ограничение для других. Такой дисбаланс может привести к серьезным последствиям для обеих сторон. Однако, на современном этапе развития системы высшего профессионального образования предпринимаются попытки гармонизации процесса увеличения экспорта образовательных услуг. Наиболее удачными попытками сбалансировать воздействия увеличения экспорта образовательных услуг на территориально-локализованные кластеры высших учебных заведений и на дестинации в целом являются международные проекты по сотрудничеству высших учебных заведений в программах, направленных на содействие развитию системы высшего профессионального образования в странах-партнерах, что выражается в обмене педагогическим опытом и научной информацией, а также унификации стандартов системы высшего профессионального образования. Другим не менее успешным способом сбаланисрованного увеличения экспорта образовательных услуг являются совместные программы обучения студентов, широко распространенные во многих высших учебных заведениях разных стран.

Список литературы

1. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2015 года http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-dokumenty/r9g.htm. Дата обращения 27.09.2012

2. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг.

3. Корчагина Н.А. Кластерная политика - технология повышения эффективного управления компаниями : монография / Н.А.Корчагина. -Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 117 с.

4. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 4. С. 152-161

5. Соколова К.С. Образовательный кластер как инструмент развития экспорта образования: основные характеристики и международный опыт //В мире научных открытий. Красноярск. №10.1 (экономика и инновационное обучение). 2011.

6. Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: социологический анализ. М.: Центр социол. прогнозирования, 2002. 551 с.

7. Эмих Н.А. Роль интернационализации в развитии современного высшего образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. C. 210-213.

8. Altbach, P G. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities / P. G. Altbach, J. Knight // Journal of Studies in International Education. - 2007. - Vol. 11, №> 3/4. - P 290-305.

9. Guest, D. Fostering International Student Exchange for Science Students / D. Guest, M. Livett, N. Stone // Journal of Studies in International Education. - 2006. - Vol. 10, №> 4. - P. 378-395.

10. Solvell O. Clusters: Balancing Evolutionary and Constructive Force [Electronic resource] / O.Solvell. - Published by: Ivory Tower Publishing, Stockholm, Sweden. Printed by Danagards Grafika, Odeshog, 2008. - 102 h. System

requirements : Adobe Acrobat Reader. URL:

http://www.insme.org/documenti/ClusterNov2008.pdf. Дата обращения 15.09.2010

11. Wende, M. van der. Internationalizing the Curriculum in Dutch Higher Education: An International Comparative Perspective / M. van der Wende // Journal of Studies in International Education. - 1997. - Vol. 1. -P 53-72.

12. Willams, N. R. Exploring the Impact of Study Abroad on Students' Intercultural Communication Skills / N. R.Willams // Journal of Studies in International Education. - 2005. - Vol. 9, № 4. - P 356-371.

13. http://www.aspu.ru Дата обращения 07.05.2013

14. http://www.eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/about_eras

mus_mundus_en.php Дата обращения 15.06.2013

15. http://www.tempus-russia.ru Дата обращения 15.06.2013

References

1. Concepcia nauchnoi, nauchno-technicheckoy I innovacionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Rossiskoy Federacii do 2015 goda [Concept of the scientific, technique and innovation policy in Russian educational system till 2015] http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-dokumenty/r9g.htm. Accessed 27.09.2012

2. Concepcia exporta obrazovatel'nyh uslug Rossiskoy Federacii na period 2011-2020 gg. [Concept of the Russian educational services export on the period 2011-2020].

3. Korchagina N.A. Klasternaya polytica - techologiya povysheniya effectivnogo upravleniya kompaniyami [Cluster policy as a technology of increasing of the effectiveness of the management of the company] : monografiya Korchagina N.A. - Astrakhan: «Astrakhan University», 2009. - 117 p.

4. Pokrovskiy N.E. Transformada universitetov v ysloviyah global'nogo runka [University transformation in global market conditions] Sociology and Sociological Anthropology Journal. 2004. no. 7. № 4. p. 152-161

5. Sokolova K.S. Obrazovatel'ny klaster kak instrument razvitiya exporta obrazovaniya: osnovniye harakteristiki I megdunarodny opit [Educational cluster as an instrument of the educational export development: general characteristics and international experience] // In the World of Scientific Discoveries. Krasnoyarsk. №10.1 (Economics and Innovation Education). 2011.

6. Sheregy F.E., Dmitriev N.M., Arefev A.L. Nauchno-pedagogichesky potencial I export obrazovatel'nyh uslug possiskih vuzov: sociologychesky analis [Russian universities scientific and pedagogic potential and educational services export: sociological analysis]. Moscow.: The Center of the Sociological Forecasting, 2002. 551 p.

7. Emih N.A. Rol' internacionalizacii v razvitii sovremennogo visshego obrazovaniya [The meaning of the internationalization in the development of the high scnool] // Historical, philosophy, political and low science, culturology and study of art. Theory and Practice. - Tambov: Gramote, 2012. № 4 (18): 2 parts. P. I. P. 210213.

8. Altbach, P G. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities / P. G. Altbach, J. Knight // Journal of Studies in International Education. - 2007. - Vol. 11, №> 3/4. - P 290-305.

9. Guest, D. Fostering International Student Exchange for Science Students / D. Guest, M. Livett, N. Stone // Journal of Studies in International Education. - 2006. - Vol. 10, №> 4. - P. 378-395.

10. Solvell O. Clusters: Balancing Evolutionary and Constructive Force [Electronic resource] / O.Solvell. - Published by: Ivory Tower Publishing, Stockholm, Sweden. Printed by Danagards Grafika, Odeshog, 2008. - 102 h. System requirements : Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.insme.org/documenti/ClusterNov2008.pdf. Дата обращения 15.09.2010

11. Wende, M. van der. Internationalizing the Curriculum in Dutch Higher Education: An International Comparative Perspective / M. van der Wende // Journal of Studies in International Education. - 1997. - Vol. 1. -P 53-72.

12. Willams, N. R. Exploring the Impact of Study Abroad on Students' Intercultural Communication Skills / N. R.Willams // Journal of Studies in International Education. - 2005. - Vol. 9, № 4. - P 356-371.

13. http://www.aspu.ru Дата обращения 07.05.2013

14. http://www.eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/programme/about_eras mus_mundus_en.php Дата обращения 15.06.2013

15. http://www.tempus-russia.ru Дата обращения 15.06.2013

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Абдуразакова Яна Магомедовна, ассистент кафедры мировой экономики и финансов

Астраханский государственный университет

ул. Татищева, 20а, г.Астрахань, Астраханская область, 414058, Россия e-mail: abdurazakova_86@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Andurazakova Yana Magomedovna, world economy and finance chair assistant

Astrakhan State University

20a, Tatisheva St., Astrakhan, Astrakhan Region, 414058, Russia e-mail: abdurazakova_86@mail. ru

Рецензент:

Мостовая Ю.В., доцент кафедры экономики, бизнеса и финансов, зам.директора института экономики, к.э.н., Астраханский государственный технический университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.