Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений'

Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETITIVENESS OF THE HIGHER SCHOOL / МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / MOBILITY OF STUDENTS AND PROFESSORS / СОВМЕСТНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / JOINT RESEARCH PROJECTS / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ / INTERNATIONALIZATION OF CURRICULA AND PROGRAMS / INTERNATIONALIZATION OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Вероника Викторовна

В данной работе интернационализация высшего образования рассматривается как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений. Автор выделяет факторы и виды интернационализации высшего образования, исследует преимущества и проблемы интернационализации, цели, осуществляемые в результате интернационализации, особое внимание уделяет таким формам интернационализации высшего образования, как: мобильность студентов и преподавателей, создание и реализация совместных научно-исследовательских проектов, экспорт образовательных услуг, интернационализация учебных планов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокина Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of the Higher School as a Factor of Competitiveness of Modern Higher Education Institutions

This article deals with the questions of internationalization of the higher school as a factor of competitiveness of modern higher education institutions. The author considers factors and types of internationalization of the higher school, investigates advantages and problems of internationalization, the purposes which are carried out as a result of internationalization, the special attention is paid to such forms of internationalization of the higher school as: mobility of students and professors, formation and implementation of joint research projects, export of educational services, internationalization of curricula and programs.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений»

^ Фокина В. В.

§ Интернационализация высшего образования I как фактор конкурентоспособности современных о высших учебных заведений

о

_ Фокина Вероника Викторовна

ш Санкт-Петербургский государственный политехнический университет О Доцент кафедры «Социально-политические технологии» Кандидат политических наук, доцент vvf.spb@mail .ru

РЕФЕРАТ

В данной работе интернационализация высшего образования рассматривается как фактор конкурентоспособности современных высших учебных заведений. Автор выделяет факторы и виды интернационализации высшего образования, исследует преимущества и проблемы интернационализации, цели, осуществляемые в результате интернационализации, особое внимание уделяет таким формам интернационализации высшего образования, как: мобильность студентов и преподавателей, создание и реализация совместных научно-исследовательских проектов, экспорт образовательных услуг, интернационализация учебных планов и программ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

интернационализация высшего образования, конкурентоспособность высшего образования, мобильность студентов и преподавателей, совместные научно-исследовательские проекты, экспорт образовательных услуг, интернационализация учебных планов и программ

Fokina V. V.

Internationalization of the Higher School as a Factor of Competitiveness of Modern Higher Education Institutions

Fokina Veronica Viktorovna

Saint-Petersburg State Polytechnical University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Social and Political Technologies PhD in Political Science vvf.spb@mail .ru

ABSTRACT

This article deals with the questions of internationalization of the higher school as a factor of competitiveness of modern higher education institutions. The author considers factors and types of internationalization of the higher school, investigates advantages and problems of internationalization, the purposes which are carried out as a result of internationalization, the special attention is paid to such forms of internationalization of the higher school as: mobility of students and professors, formation and implementation of joint research projects, export of educational services, internationalization of curricula and programs.

KEYWORDS

internationalization of the higher school, competitiveness of the higher school, mobility of students and professors, joint research projects, export of educational services, internationalization of curricula and programs

Ключевые изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы функционирования национальных политических, экономических, социальных и культурных систем, требуя ответа на общемировые тенденции и запросы. Сфера высшего образования также не смогла избежать современных глобальных вызовов. Одной из главных тенденций на сегодняшний день является все возрастающая

взаимозависимость современных государств, что стимулирует процессы интернационализации практически всех отраслей, включая образование.

В начале XXI в. интернациональное взаимодействие между вузами становится более приоритетным в силу ряда факторов:

• усиление роли вузов в построении экономики знаний;

• возрастание конкуренции между университетами из-за стремления занять позиции на образовательном рынке;

• усиление международного сотрудничества в вопросах научно-исследовательской деятельности;

• бенчмаркинг университетов с использованием международных стандартов и рейтинговых списков (включает в себя процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организации в целях улучшения собственной работы);

• изменения на рынке труда, которые требуют от работников большей мобильности и умения работать в мультинациональном окружении [2, с. 36].

Эти и другие факторы обусловливают направленность образовательной, исследовательской, финансовой и других видов деятельности, а также траектории развития современных вузов. Нельзя не отметить, что в ряде случаев данные факторы становятся критерием оценки эффективности и успешности университетов.

При этом интернационализация высшего образования предполагает, с одной стороны, унификацию разного рода элементов образовательной деятельности разных стран (в частности, учебных планов и программ), с другой — мобильность научно-педагогических и студенческих кадров.

В качестве преимуществ, получаемых от интернационализации, можно назвать следующие:

• расширение доступности высшего образования;

• универсализация знаний;

• появление международных стандартов качества;

• усиление инновационного характера высшего образования;

• расширение и укрепление международного сотрудничества [1];

• ориентированность образования на будущее;

• реализация концепции ключевых проблем В. Клафки (важное значение приобретают проблемы всего общества, имеющие наднациональный характер, всемирное значение и затрагивающие каждого человека [8, с. 211].

Вместе с тем нельзя игнорировать также ряд проблем, связанных с этим процессом, в частности, существуют проблемы, стоящие перед российскими вузами:

• признание дипломов российских вузов;

• утечка студентов для обучения в зарубежных вузах в условиях негативной демографической ситуации (вызванное, в ряде случаев, даже не отсутствием качественного отечественного образования, а желанием обучаться за рубежом, и т. п.);

• соперничество за высококвалифицированные преподавательские и научные кадры. В условиях рынка российские вузы, как правило, уступают в конкурентной борьбе относительно заработной платы и грантов.

Например, средняя заработная плата по системе высшего образования в целом для России составляла на 2011 г. 617 долл. США против 3 484 долл. во Франции, 5 141 долл. в Германии, 6 054 долл. в США, 7 196 долл. в Канаде, не говоря уже о таких примерах, как 1 207 долл. в Эфиопии, 2 702 долл. в Колумбии или 4 626 долл. в Нигерии [5, с. 24];

• конкуренция за привлечение инвестиций в форме грантов или государственных субсидий;

• конкуренция за получение прибыли от образовательной деятельности;

• проблемы присоединения к региональным и международным организациям в сфере высшего образования.

о ©

о

ш

ш

О

з Несмотря на существующие трудности, формирование мирового рынка образо-о! вательных услуг открывает и ряд новых возможностей для российских вузов при ^ правильной организации и возможности адаптироваться к новым условиям. ш Китайский исследователь Ли Вэньган рассматривает следующие аспекты интер-х национализации:

о • интернационализация научных дисциплин;

н • разработка новых междисциплинарных курсов различного уровня сложности; ш • педагогическое обоснование междисциплинарного подхода в образовании и ш разработка технологий его реализации в образовательной практике [3, с. 190]. О В качестве целей интернационализации можно отметить следующие:

• диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение;

• расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов;

• расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах;

• повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и т. д. [7].

При этом, как отмечают некоторые специалисты, материальным, рыночным задачам все более отдается приоритет по сравнению с образовательными и воспитательными задачами вузов «старых формаций».

Существуют разнообразные формы интернационализации высшего образования, более развитыми среди них можно назвать следующие:

• мобильность студентов, посредством которой обучающемуся предоставляется возможность получить образование по выбранному направлению подготовки в избранном им учебном заведении другой страны;

• мобильность преподавателей, основанная на концепции международного обмена знаниями и опытом;

• создание и реализация совместных научно-исследовательских проектов;

• экспорт образовательных услуг;

• интернационализация учебных планов и программ.

Данные формы взаимообусловлены и сопровождают друг друга в деятельности учреждений системы высшего образования.

Перечислим, какие направления деятельности включают данные формы сотрудничества и интернационализации:

• мобильность студентов:

♦ продвижение образовательных программ на зарубежных рынках;

♦ открытие филиалов в других странах;

♦ заключение договоров о сотрудничестве с местными вузами;

♦ разработка обменных программ для студентов;

♦ создание специальных программ для иностранных студентов;

♦ использование технологий дистанционного обучения;

♦ мобильность преподавателей:

♦ преподавательская работа;

♦ научно-исследовательская работа.

В настоящее время существуют успешные практики обеспечения конкурентоспособности университета на мировом рынке образовательных услуг, в частности, интересен пример Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), где действует система управления, позволяющая эффективно привлекать и удерживать лучших преподавателей и исследователей [6].

Существует также некоторая гибридная форма мобильности студентов и преподавателей, связанная с программами мобильности аспирантов и докторантов, которые предполагают их привлечение к преподавательской и исследовательской деятельности наряду с учебной:

• создание и реализация совместных научно-исследовательских проектов усили- з вает сотрудничество профессорско-преподавательского состава в приоритетных 1 отраслях народного хозяйства стран-участниц; ^

• экспорт образовательных услуг предполагает такие направления деятельности, £ как: х

♦ государственная политика в области международного образования, науки, культуры; о

♦ расширение финансирования обучения и научных исследований иностранных сту- н дентов; ш

♦ упрощенное получение въездных виз для иностранных студентов; ^

♦ создание информационного пространства с доступностью информации о россий- ° ских вузах, их кадровом, научном потенциале, реализуемых образовательных программах;

• интернационализация учебных планов и программ включает следующее:

♦ введение в учебные планы «интернациональных» дисциплин (международное право, мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность и т. п.);

♦ расширение учебных планов путем дополнения содержания традиционных дисциплин международными примерами и темами;

♦ разработку учебных планов, рассчитанных на студентов-иностранцев;

♦ разработку учебных планов по подготовке национальных и зарубежных резидентов к «международным» профессиям (например, для работы в международных компаниях);

♦ разработку учебных планов на иностранных языках, ориентированных на межкультурную коммуникацию и предоставляющих молодежи мультикультурные знания и навыки;

♦ разработку междисциплинарных учебных планов типа региональных и тематических студий, перекрывающих в информационном аспекте две страны и более;

♦ разработку учебных планов, выводящих на объединение или двойственность дипломов и их признание в двух или нескольких странах;

♦ разработку учебных планов с «международной» обязательной частью, которую студенты получают в другой стране от преподавателей зарубежных учреждений высшего образования [4].

Интернационализация учебных программ предполагает следующие виды:

• франчайзинг — согласно этой модели иностранный вуз дает разрешение национальному высшему учебному заведению на реализацию его образовательных программ и выдачу его дипломов на заранее определенных условиях;

• программы-близнецы — реализуются в форме заключения договоров между вузами по предложению совместных образовательных программ, в которых присутствуют одинаковые дисциплины, одинаковые формы контроля, одинаковые учебные пособия и т. п.;

• взаимное признание программ — при обучении студентов в партнерском вузе сданные ими оценки признаются в «родном» вузе и, наоборот, оценки, полученные в «родном» вузе, учитываются на следующих этапах обучения в вузе-партнере (например, система двойных дипломов).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Конкуренция между вузами возрастает по всем направлениям деятельности.

2. Экономические факторы играют все более важную роль в деятельности вузов.

3. Большое внимание уделяется созданию конкурентоспособных образовательных программ, адаптированных к международному опыту.

4. Все большее число ведущих университетов мира ориентируется на транснациональное обучение, подготовку специалистов в условиях глобальной мировой экономики, интернационализацию высшего образования.

5. В условиях глобализации интернационализация образовательных услуг становится фактором конкурентоспособности, что позволяет повысить узнаваемость и престижность высших учебных заведений и их образовательных программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 CL

О ö ш CL

s

О

m —

О ш

ш

О

References

1. Ven'gan Li. Functional aspect in the education of the foreign language in a china higher education institution in the conditions of globalization and internationalization of education [Fun-ktsional'nyi aspect obucheniya inostrannomu yazyku v kitaiskom vuze v usloviyakh prozessov globalizatzii i internatsionalizatsii obrazovaniya // Pedagogical education in Russia [Pedagogiches-koe obrazovanie v Rossii]. 2011. № 2.

2. Debich M. Internationalization of the world higher education and integration hopes of Ukraine [Internatsionalizatsiya mirovogo vysshego obrazovaniya i integrazionnye nadezhdy Ukrainy] // Scientific and culturological magazine [Nauchno-kulturologicheskii zhurnal]. № 9 [265]. 05.07.2013.

3. How pay to professors? Global comparisons of systems of remuneration and contracts [Kak platyat professoram? Global'nye sravneniya sistem voznagrazhdeniya i kontraktov] / Under the editorship of P. G . Altbakh [et. al]. M. : Publishing House NRU HSE [Izd. Dom VShE], 2012. 439 p.

4. Kosov Yu. V, Halin V. G, Fokina V. V. Constellation of Talents — a Key Factor of Formation of Universities of a World Class: Russian and Foreign Experience [Sozvezdie talantov — klyuchevoi faktor formirovaniya universitetov mirovogo klassa: rossiiskii I zarubezhnyi opyt] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2014. N 5(65). P. 60-72, № 6(66). P. 104-109.

5. Saginova O. V. Internationalization of the higher education as a factor of competitiveness [Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya kak faktor konkurentosposobnosti] [Electronic resource]. URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/internatsionalizatsija-vysshego-obra-zovanija-kak-faktor-konkurentosposobnosti/ (date of the address: 01.10.2014).

6. Emikh N.A. The role of internationalization in the development of the modern higher education [Rol' internatsionalizatsii v razvitii sovremennogo vysshego obrazovaniya // Historical, philosophical, political sciences, urisprudence, cultural science and art criticism. Questions of the theory and practice [Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i practiki]. 2012. № 4(18). Part 1.

7. Garrahan P. Strategies for Internationalization in Higher Education: the UK and China Experience [Electronic resource] / Sheffield Hallam University. URL: https://staff.shu.ac.uk/exec/philipgar-rahan.asp (date of the address: 03.10.2014).

8. Ritchie E. Developing and Implementing European and International Strategies: the View from a UK Research Intensive University // Managing the University Community: Exploring Good Practice. Brussels: European University Association, 2007.

Литература

1. Вэньган Ли. Функциональный аспект обучения иностранному языку в китайском вузе в условиях процессов глобализации и интернационализации образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 2.

2. Дебич М. Интернационализация мирового высшего образования и интеграционные надежды Украины // Научно-культурологический журнал. 2013. 5 июля. № 9(265).

3. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / под ред. Ф. Альтбаха[и др.] ; пер. с англ. Е. В. Сивак под науч. ред. М. М. Юдкевич; НИУ ВШЭ. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 439 с.

4. Косов Ю. В, Халин В. г., Фокина В. В. Созвездие талантов — ключевой фактор формирования университетов мирового класса: российский и зарубежный опыт // Управленческое консультирование : научно-практический журнал. 2014. № 5(65). С. 60-72 ; № 6(66). С. 104-109.

5. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/internatsional-izatsija-vysshego-obrazovanija-kak-faktor-konkurentosposobnosti/ (дата обращения: 01.10.2014).

6. Эмих Н. А. Роль интернационализации в развитии современного высшего образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4(18) Ч. 1.

7. Garrahan P. Strategies for Internationalization in Higher Education: the UK and China Experience [Электронный ресурс] / Sheffield Hallam University. URL: https://staff.shu.ac.uk/exec/philipgar-rahan.asp (дата обращения: 03.10.2014).

8. Ritchie E. Developing and Implementing European and International Strategies: the View from a UK Research Intensive University // Managing the University Community: Exploring Good Practice. Brussels: European University Association, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.