Научная статья на тему 'ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ УРОКИ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ'

ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ УРОКИ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIGITAL EDUCATIONAL SECTOR / CONVERGED TECHNOLOGY IN LIBERAL EDUCATION / MODEL OF INTERMEDIAL LESSON ON RUSSIAN LITERATURE IN SCHOOL / "THE SNOWSTORM" ESSAY BY S.T. AKSAKOV / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНВЕРГЕНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ / МОДЕЛЬ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО УРОКА ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В ШКОЛЕ / ОЧЕРК С.Т. АКСАКОВА "БУРАН"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Валентина Васильевна

В статье раскрываются актуальные проблемы цифровизации гуманитарного образования в школе и вузе на примере теоретической и практической модели интермедиального урока русской словесности по очерку С.Т. Аксакова «Буран», подготовленного с использованием возможностей конвергентной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIAL LESSONS ON RUSSIAN LITERATURE

The article represents the current problems of liberal education digitization in school and universities based on the example of theoretical and practical model of Russian literature intermedial lesson on “The snowstorm” essay by S.T. Aksakov, prepared using the possibilities of converged technology.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ УРОКИ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»

В.В. Борисова

ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЕ УРОКИ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Ключевые слова: цифровое образовательное пространство, конвергентная технология в гуманитарном образовании, модель интермедиального урока по русской словесности в школе, очерк С.Т. Аксакова «Буран».

Аннотация: В статье раскрываются актуальные проблемы цифровизации гуманитарного образования в школе и вузе на примере теоретической и практической модели интермедиального урока русской словесности по очерку С.Т. Аксакова «Буран», подготовленного с использованием возможностей конвергентной технологии.

Развитие digital education, в том числе и в филологии, является сегодня перспективным направлением. Свидетельство тому - национальный портал «Цифровое образование», на котором представлены разнообразные сетевые ресурсы (коллекции медиа, видео уроков, наглядных пособий, тренажеров, коллекций, энциклопедий, справочников и тому подобного), многочисленные ссылки на сайты виртуальных музеев, электронных библиотек, электронных предметных журналов, сообществ, полезные и для учителей-словесников.

Единое электронное образовательное пространство усилиями многих специалистов продолжает развиваться и расширяться. Оно призвано объединить широкий спектр цифровых ресурсов и продуктов для обучения, в том числе - по русскому языку и литературе на всех уровнях подготовки, как в школе, так и в вузе.

К таким образовательным продуктам можно отнести интермедиальные уроки по русской словесности, создаваемые с использованием так называемой конвергентной технологии, которая позволяет продуктивно реализовать богатейший культурный потенциал произведений отечественных писателей-классиков в процессе обучения русскому языку и литературе.

В последнее время конвергентная технология выходит на передний край науки и образования, при этом она открыта для интеграции с гуманитарным знанием в его междисциплинарном измерении, предполагая, в первую очередь, сопряжение информационно-коммуникационных и когнитивных технологий, или, образно говоря, «умного числа» и «умного слова», способных, по Н. Гумилеву, передать «все оттенки смысла». Другими словами, IT-технологии и когнитивные технологии становятся сегодня ядром новой модели образования, способствующей формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира, что в соответствии с требованиями ФГОС является одной из главных задач в школе.

Соотнесенность интермедиального типа урока, который разрабатывается и реализуется на основе конвергентной технологии, с внутренними особенностями самого предмета «Литература» не случайна, поскольку художественная словесность по своей природе интермедиальна, то есть способна к синтезу, взаимодействию различных видов искусств.

Так, философ И.П. Ильин под интермедиальностью понимает возможность передачи информации, в том числе и художественной, различными средствами: это могут быть «слова писателя, цвет, тень, линия художника, звуки (и ноты как способ их фиксации) музыканта, организация объемов скульптором и архитектором, и, наконец, аранжировка зрительного ряда на плоскости экрана <...> в совокупном плане они представляют собой те медиа, которые в каждом виде искусства организуются по своему своду правил - коду» [6; 8].

На наш взгляд, такой код может быть обнаружен в любом произведении словесного искусства, в котором, как считал еще академик А.Н. Веселовский, сохраняется отголосок «первобытного синкретизма» в виде слияния слова и музыки, слова и жеста, слова и картины и тому подобного.

Важно также иметь в виду, что интермедиальность выступает в современной эстетике не только как теория, но и как метод анализа литературного текста, опирающийся

ПСПЯГОГИЧССКИЙ УКУРНЯЛ ЕЯШМОРТОСТЯНЯ М 5(78), Ж01Ш

на принципы междисциплинарных исследований, что вполне коррелирует с методическим принципом реализации межпредметных связей в процессе обучения, в том числе и на уроках русской словесности. Причем, подчеркнем еще раз, что межпредметность, а шире -метапредметность художественной литературы является отражением ее внутренней сущности, предопределенной универсальными возможностями слова как ее средства и материала («В начале было слово...»).

Как известно, метапредметность предполагает выход за предметы, но не уход от них. Согласно требованиям ФГОС, реализация принципа метапредметности направлена на освоение при изучении нескольких или всех предметов универсальных учебных действий и межпредметных понятий, которые, обеспечивая прирост умений в одном предмете, позволяют перенести их на другой предмет [5; 17].

Литература, находясь в корневой связи со многими предметами, прежде всего гуманитарными, максимально обеспечивает в данном случае реализацию принципа метапредметности в обучении. Отсюда, например, и литературоцентричность всех вариаций аттестационного сочинения-рассуждения в современной школе, обусловленная универсальным содержанием литературы как искусства слова, являющего собой образ мира и человека [См. нашу статью: 4; 26-34].

Об этом замечательно в своих «Письмах о добром и прекрасном» сказал Д.С. Лихачев: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она развивает не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей» [7; 99]. Поэтому ее произведения представляют собой кладезь аргументов для сочинений-рассуждений, которые пишутся современными школьниками по всем гуманитарным предметам в рамках государственной итоговой аттестации.

Этот универсальный духовный потенциал художественной словесности, как уже было отмечено выше, предопределен ее способностью к внутреннему синтезу, к взаимодействию с различными видами искусств, к интермедиальности. Причем, обладая полифункциональными свойствами, литература не имеет в пространстве культуры и искусства абсолютных соперников. Соответствующих примеров можно привести много. Так, в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского, уникальном по своей интермедиальной и интердискурсивной, художественно-публицистической природе моножурнале автора великого «пятикнижия», органично комбинируются слово, зрительный образ и ритм, в результате чего возникает новое, синтетическое единство. «Присутствие визуальных и музыкальных элементов в вербальном ряду порождает особый художественный эффект» [3; 58].

Поэтому интермедиальные уроки по русской словесности самым естественным образом позволяют реализовать присущий ей универсальный, интермедиальный потенциал, чему в полной мере способствует конвергентная технология. Именно она обеспечивает переход от «предметоцентричного» уровня обучения к метапредметному уровню [11; 160].

Данная задача обозначена в ФГОС, в его формулировке, соотнесенной с возможностями реализации при метапредметном обучении универсального, с точки зрения культуры и искусства, потенциала художественной литературы, которая представляет собой «образ мира в слове явленный» (Б.Л. Пастернак), то есть целостную картину мира: «Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе» [9].

пепп готический журнпл бпшнортостпнп м 5(7в). еога шшжшшжш

Исходя из этого, мы считаем вполне возможным и оправданным использование конвергентной образовательной технологии на современных уроках русского языка и литературы, которые в результате приобретают принципиально иной характер по сравнению с традиционным форматом, превращаясь в так называемые интермедиальные уроки, цель которых - формирование различными мульмедийными средствами целостной картины мира, ее эмоциональное и интеллектуальное переживание через вовлечение обучающихся в широкий контекст классической культуры, искусства, литературы, языка.

Модель такого урока сориентирована на совмещение возможностей традиционного и электронного образования, конвергенцию традиционных (словесных и других) и инновационных (аудиовизуальных, интерактивных и прочих) средств обучения на основе литературно-художественного текста, что позволяет обеспечить особый, синергетический эффект воздействия.

Словесный текст выступает в данном случае как центральная дидактическая единица, освоение которой обеспечивается реализацией мультимедийных технологий. Они обеспечивают многофункциональное «расширение» базового вербального текста, возможность его дополнения гиперссылками, сочетание информационно-иллюстративного материала (таблицы, тексты, факты биографии, портретные галереи, видеоиллюстрации из фильмов, музыкальные иллюстрации и другие) с обучающими алгоритмами, моделями, проверочными и контрольными материалами с возможностью самостоятельной доработки заданий с целью корректировки результата и так далее.

Подчеркнем, что инновационный урок подобного типа выступает как единое мультимедийное целое. В его структуре анимация, видео-, аудио-фрагменты, графика и прочее становятся неотъемлемыми элементами, помогающими выразить универсальное, интермедиальное содержание художественного текста.

В интермедиальном уроке текстоцентрическая основа дополняется следующими элементами:

- фото-, аудио- и видеоиллюстрации,

- слайд-шоу,

- аудио- и видеоподкасты,

- видеосюжеты,

- инфографика (статичная и динамичная) и т.п.

Отсюда - особое оформление мультимедийных уроков. Учебный материал в виде текста выступает как некое «полотно», в которое вставляются мультимедийные элементы. Так возникает комбинация текста, фотографий, видеоклипов, аудио-фрагментов, графиков и интерактивных элементов, представленная в нелинейной форме, в виде гипертекста.

Содержание интермедиального урока также приобретает многомерность: материал делится на основную (традиционную) и дополнительную (инновационную) части. При этом один из принципов построения интермедиального урока сводится к тому, что блоки текста и блоки аудиовизуального и прочего ряда дополняют друг друга, то есть формат урока предполагает органичный симбиоз текста и мультимедийного ряда. Учителю при конструировании такого урока следует думать как категориями текста, так и категориями «картинки» и звукового образа, самому демонстрировать способность к конвергентному мышлению.

Работа по подготовке интермедиального урока по русской словесности связана: во-первых, с отбором дидактического (текстового) литературно-художественного материала, обладающего интермедиальным потенциалом; во-вторых, с практической реализацией модели интермедиального урока по русскому языку и литературе; в-третьих, с его внедрением в образовательный процесс; в-четвертых, с размещением созданного учебного

ресурса на портале открытого образования; в-пятых, с обеспечением его эффективного функционирования.

Конкретным примером интермедиального урока, совместно разработанного преподавателями кафедры русской литературы и студентами, обучающимися в Институте филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ имени М. Акмуллы, является урок русской словесности в 8 классе средней школы по очерку С.Т. Аксакова «Буран» (он размещен на образовательном сайте «Слово С.Т. Аксакова и слово о С.Т. Аксакове»: http://aksakov.tw1.ru/course/view.php?id=23).

«Буран» - одно из лучших творений писателя-нашего земляка, предтечи русского классического реализма. Без этого произведения не появился бы роман «Капитанская дочка», в котором символически перекликаются и взаимодействуют образы двух стихий: бурана и «русского бунта». Поэтому в истории русской литературы данный художественный очерк рассматривается как зерно великого произведения А.С. Пушкина.

Следует отметить, что преподаватели кафедр русской литературы и русского языка БГПУ им. М. Акмуллы накопили достаточный опыт использования в современной образовательной практике регионального историко-литературного материала, связанного, прежде всего, с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова и актуализированного в цифровом формате [1, 2, 8, 9, 10]. В результате аксаковский «текст» (в широком смысле) функционирует сегодня как факт digital cultura и digital education.

Презентация подготовленного нами интермедиального урока начинается с демонстрации портрета писателя, которая сопровождается в слайде эпиграфом, вводящем в тему урока «Буран в степи»: «В наш дикий край лечу душою: в простор степей, во мрак лесов...». Цель и задачи данного урока мотивируют обучающихся на приобщение через художественное слово С.Т. Аксакова к вековечным основам русской жизни и культуры, к народному взгляду на природу и человека.

В ходе урока демонстрируются результаты проектной деятельности школьников, подготовивших презентации краеведческого, биографического, историко-литературного материала в виде слайд-шоу, включающего фотографии артефактов из дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе и другие визуально представленные примеры из жизни и творчества писателя.

Для обеспечения интерактивного характера обучения в структуру урока вводятся различного рода задания, требующие от учителя и обучающихся уверенного владения ИКТ, поскольку все задания выполняются в онлайн-режиме: проверочные и контрольные тесты, различного рода упражнения аналитического характера, когда те или иные определения, жанра очерка, например, даются не в готовом виде, а конструируются из разобранных в ходе самостоятельной работы его признаков.

Прозаический текст очерка «Буран» дополняется аудио-фрагментом -выразительным чтением одноименного стихотворения С.Т. Аксакова с музыкальным сопровождением - вальсом Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Это великолепная музыкальная иллюстрация к литературному произведению. Картина, созданная художником слова, которую можно увидеть и представить, дополняется картиной, которую можно услышать и прочувствовать сердцем. Так музыка и слово, создавая синергетический эффект, передают безудержный характер русской природы и русской натуры.

Традиционная словарная работа по аксаковскому тексту, насыщенному тюркизмами, нуждающимися в толковании, сочетается с анализом выразительно-изобразительных средств языка, который заканчивается тестовой онлайн-проверкой с привлечением средств наглядной визуализации (динамические слайды с графическими рисунками, анимацией и тому подобным).

nenn готический журнал слшнортостпнп м 5(78). sota bSsSSSs

Аналогичным образом вводится материал для историко-литературного сопоставления. Это глава «Вожатый» из романа «Капитанская дочка», в которой А.С. Пушкин, опираясь на очерк С.Т. Аксакова, великолепно воспроизвел сцену бурана в степи. Данный текст также дается с аудио- и видеодополнениями в виде живописных и музыкальных иллюстраций, а также кинофрагментов.

Имеющий большое значение в структуре и содержании урока лингвокультурологический комментарий ключевого слова «буран» в произведениях обоих авторов проводится в интерактивной форме как решение проблемного вопроса «Почему Пушкин и Аксаков использовали в своих произведениях тюркское слово «буран»?».

Одним из первых - задолго до А.С. Пушкина и В.И. Даля - С.Т. Аксаков употребил это тюркское слово, которое обозначает степную вьюгу, метелицу при сильном северном ветре. Различаются буран снизу, когда вихрь вздымает и крутит снег с земли, и буран сверху, который сопровождается обильным снегопадом. Аксаков и Пушкин целенаправленно использовали данный тюркизм для передачи особого колорита в описании Оренбургской степи, где вместе с русскими жили башкиры, татары, казахи. Есть в очерке С.Т. Аксакова и другие тюркские слова: «малахай», «сырт», «умет», «кошма», лингвокультурологический комментарий которых также дается в интермедиальном формате.

Через образ бурана писатель-натуралист и философ выразил мысль о неразумном противостоянии людей природе, ее стихии: лучше переждать и «отдаться на волю Божью». Знаменитая пушкинская формула «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный...» также во многом предопределена символикой безудержных проявлений бурана и национального характера в аксаковском произведении.

Все последующие задания, связанные с анализом и интерпретацией аксаковского произведения, аналогичным образом выполняются с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий, позволяющих в режиме онлайн контролировать процесс и результаты обучения, при необходимости возвращая учащихся к промежуточным этапам урока.

Домашнее задание - написать сочинение на тему «Здесь «русский дух», здесь «Русью пахнет» (по очерку С.Т. Аксакова «Буран»)» - сопровождается рекомендациями, выводящими девятиклассников на метапредметный уровень осмысления художественного текста: они должны обратить внимание на то, какие приметы и особенности русской жизни, русской природы и русского национального характера воспроизведены в произведении писателя.

Думается, представленный инновационный интермедиальный урок, погружающий современных школьников с помощью IT-технологий в контекст русского искусства и литературы, поможет им справиться с предложенным заданием.

1. Борисова, В.В. Аксаковский текст в русской культуре: цифровой формат представления и функционирования [Электронный ресурс] // Текст культуры и культура текста: Материалы IV Международного педагогического форума (Сочи, 16-17 октября 2017 года) / Ред. кол.: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова и др. - Санкт-Петербург : РОПРЯЛ, 2017. - С.25-29. URL : http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2018/01/4PF_sbornik_A5.pdf.

2. Борисова, В.В. Буран в степи: урок литературы в 8 классе по произведениям С.Т. Аксакова и А.С. Пушкина [Электронный ресурс] // Русская словесность. - 2016. - № 6. - С. 21-26. URL : http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=46&MAGAZINE_ID=75754.

3. Борисова, В.В. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского как феномен интермедиальности» [Электронный ресурс] // Культура и текст. 2013. № 1 (14). С. 55-66. - URL : http://www.ct.uni-altai.ru/wp-content/uploads/2013/07/KIT20131 .pdf.

4. Борисова, В.В. Сочинение как метапредметная форма ГИА [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 4 (65). С. 26-34.

5. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание [Текст]. - Москва : Национальное образование, 2012. - 386 с.

6. Ильин, И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях [Текст]. - Москва, 1998.

7. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст]. - Москва, 1989. - 207 с.

8. Родионова, А.Е. Потенциал идиоглоссария языка С.Т. Аксакова для характеристики картины мира писателя [Электронный ресурс] // XV Аксаковские чтения: (материалы конференции) / Отв. ред. В.В. Борисова; Башк. гос. пед. ун-т им. М Акмуллы. - Уфа, 2015. С. 134-146. - URL : http://aksakov.do.am/load/aksakovskie_sborniki/khv_mezhdunarodnye_aksakovskie_chtenija/1-1-0-20

9. Тугузбаева, О.В. Текстоцентрический подход на уроках русского языка в условиях поликультурного пространства (на материале произведений С.Т. Аксакова) [Текст] // Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Махачкала, 2017. С. 202-204.

10. Утяшева, Л. А. Изучение творчества С.Т. Аксакова в школе: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2015. - 68 с. - URL : http://aksakov.do.am/index/regionalnaja_programma/0-23

11. Фещенко, Т.С., Шестакова, Л.А. Конвергентный подход в школьном образовании - новые возможности для будущего [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2017, вып. 11 (165). С. 159165. - URL : https://research-journal.org/pedagogy/konvergentnyj-podxod-v-shkolnom-obrazovanii-novye-vozmozhnosti-dlya-budushhego/

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - URL : https://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1 %8B/2365

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.