Научная статья на тему 'ИНТЕРЕС КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К НАРОДНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ'

ИНТЕРЕС КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К НАРОДНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОРКЕСТР / КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР / ФЕСТИВАЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назиров К.Н.

современное музыкальное исполнительское искусство на народных инструментах живет полнокровной жизнью. Оно развивается, обретает новые формы, отвечает на духовные запросы времени. Как неотъемлемая часть национальной культуры узбекское исполнительское искусство является одним из путей сообщения с мировым культурным пространством и народные инструменты играют в этом процессе основополагающую роль. Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEREST OF COMPOSERS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN TO FOLK INSTRUMENTS

modern music исполнительское art on public instrument lives the full-blooded life. It develops, finds the new forms, answers the spiritual requests of time. Being integral part of the national culture uzbek исполнительское art is one of the ways of the message with world cultural space and public instruments game of this process background role. One of the significant positive trends in the period of independence, undoubtedly, is the entry of Uzbekistan into the world information space. Thanks to the disappearance of information borders, the republic began to participate in cultural exchange with the entire international community, and became involved in the world cultural process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕС КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К НАРОДНЫМ ИНСТРУМЕНТАМ»

ИНТЕРЕС КОМПОЗИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К НАРОДНЫМ

ИНСТРУМЕНТАМ Назиров К.Н.

Назиров Кахрамон Нурмухамедович - лауреат международных и республиканского конкурсов, и.о. профессора,

кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современное музыкальное исполнительское искусство на народных инструментах живет полнокровной жизнью. Оно развивается, обретает новые формы, отвечает на духовные запросы времени. Как неотъемлемая часть национальной культуры узбекское исполнительское искусство является одним из путей сообщения с мировым культурным пространством и народные инструменты играют в этом процессе основополагающую роль.

Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс.

Ключевые слова: традиции, культура, узбекские народные инструменты, оркестр, камерный оркестр, фестиваль.

INTEREST OF COMPOSERS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN TO FOLK

INSTRUMENTS Nazirov K.N.

Nazirov Kakhramon Nurmukhamedovich - Laureate of international and republican competitions, acting Professor, DEPARTMENT OF PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: modern music исполнительское art on public instrument lives the full-blooded life. It develops, finds the new forms, answers the spiritual requests of time. Being integral part of the national culture uzbek исполнительское art is one of the ways of the message with world cultural space and public instruments game of this process background role.

One of the significant positive trends in the period of independence, undoubtedly, is the entry of Uzbekistan into the world information space. Thanks to the disappearance of information borders, the republic began to participate in cultural exchange with the entire international community, and became involved in the world cultural process. Keywords: traditions, culture, uzbek public instruments, orchestra, chamber orchestra, festival.

УДК 078

Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада. Знаменательно в этом отношении создание М. Бафоевым в 1995 году шоу-балета «Великий Шелковый путь» для фортепиано, голоса и синтезатора.

«Великий Шелковый путь» М. Бафоева открыл новые пути в современном музыкальном искусстве, соединяя различные виды искусств в оригинальном синтезе, образуя символические связи между прошлым, настоящим и будущим. Идея этого сочинения принадлежит заслуженной артистке Узбекистана, профессору А. Шариповой, разработавшей проект и сценарий шоу-балета и блестяще исполнившей партию фортепиано в спектакле.

Исторически важным событием в культурной жизни независимого Узбекистана стало создание в 1992 году узбекского камерного оркестра народных инструментов «Согдиана», бессменным художественным руководителем и дирижером которого является заслуженная артистка Узбекистана, профессор Ф. Абдурахимова. В созданный ею коллектив вошли молодые перспективные музыканты, лауреаты республиканских и международных конкурсов. Главным в своей деятельности «Согдиана» считает взаимодействие музыкальных традиций Востока и Запада. Данный творческий коллектив является участником различных международных форумов в России (1993), Казахстане (1994), Германии (1995, 1998, 1999), Франции, Египте (1997, 1998), Южной Корее (1996, 1997), США (2002). «Согдиана» является лауреатом международного фестиваля в Испании (1996). В 2001 году Ф. Абдурахимова организовала и провела Первый международный фестиваль ансамблей и оркестров народных инструментов «Тошкент бахори - 2001», также ставший традиционным ежегодный республиканский фестиваль оркестров народных инструментов. «Согдиана» является участником международных музыкальных фестивалей «Шарк тароналари» в Самарканде.

Значительным событием в культурной жизни республики стало создание в 2001 году оркестра народных

инструментов при творческом объединении «Узбектанец» («Узбекракс»), который возглавил художественный руководитель и дирижер М. Бафоев. репертуар этого коллектива составили произведения композиторов Узбекистана - пьесы, поэмы, увертюры, концерты, симфонии, балеты, мировая классика. Оркестр принимал участие в различных концертах и фестивалях.

Большое внимание уделяет оркестр имени Т.Джалилова духовному развитию подрастающего поколения, приобщению молодежи к искусству. Работа с детьми, воспитание музыкальной культуры молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности коллектива. К концертам для детей, где их знакомят с самой разнообразной музыкой, оркестр относится серьезно, тщательно составляет программу, лекции. Таков, в частности, цикл «Родники духовности», содержащий широкий круг произведений разных эпох и стилевых направлений, народную музыку и сочинения современных узбекских композиторов, мировую классику. Концерты проходят увлекательно и познавательно. Целенаправленная духовно-просветительская деятельность коллектива имеет огромное значение в формировании гармонично развитой личности, в утверждении высоких художественно-эстетических ценностей.

Независимость внесла новые элементы и в систему музыкального образования. Реализация Национальной программы по подготовке кадров, не имеющей аналогов в мире, позволила поднять подготовку специалистов в области исполнительского искусства на качественно новый уровень. В реорганизованной Государственной консерватории Узбекистана разработана стройная система подготовки квалифицированных кадров музыкантов-исполнителей и дирижеров, растет исполнительский уровень учебных оркестров. Развивается музыкальная наука, о чем свидетельствует появление ряда монографий, учебных пособий, школ игры на узбекских народных инструментах, методической литературы, проведение научно-практических конференций. Последние выпуски магистров в консерватории показывают большую заинтересованность молодых музыкантов в изучении проблем, связанных с национальной исполнительской школой, народной музыкальной культурой.

В годы независимости активизировался интерес композиторов Узбекистана к народным инструментам, для которых пишется много произведений различных жанров - пьесы, сюиты, концерты, поэмы, симфонии. Весьма интересны попытки композиторов соединить народные инструменты с инструментами симфонического оркестра, найти новые тембровые краски звучания народных инструментов в необычных сочетаниях. Особенно плодотворно работает в данном направлении М. Бафоев, глубокий знаток народного инструментария.

Богатейший материал для исполнителей представляют такие сочинения М. Бафоева как: Поэма для уда с оркестром памяти А. Джами и А. Навои (1991), Хорезмское каприччио для фортепиано и оркестра узбекских народных инструментов (1999), Концерт для танбура и оркестра (1999), Восемь музыкальных картин по прочтении «Алпомыша» (1999), Бухарский концерт для солирующей виолончели и национальных музыкальных инструментов - ная, кошная, чангкобуза, дойры и нагоры (2001).

Новые пути в трактовке жанров и форм открывает Концерт-рапсодия для кануна, уда и ударных (2005) М. Бафоева. композитором была поставлена цель максимально раскрыть потенциальные возможности, заложенные в природе солирующих инструментов, переосмыслить традиционно сопровождающую функцию уда, показать его концертную трактовку. Используя в произведении песню «Бути Нозенинам» А.Лахути, композитор поручил ее уду, а в партии кануна применил в качестве усуля ритм каравана, который в процессе развития варьируется, выполняя формообразующую и динамизирующую развитие роль. Произведение М .Бафоева интересно с точки зрения жанрового синтеза, стремления соединить стройность классического концерта с импровизационной свободой рапсодии.

Огромное внимание уделяет в своем творчестве узбекским народным инструментам Хабибулло Рахимов. Среди его сочинений для солирующих инструментов с оркестром, созданных в годы независимости, выделяются Сюита для рубаба-примы с оркестром (1991), «Армугон» для ная с оркестром (1990), «Накш ва тарона» для рубаба-примы с оркестром (1990), «Тарона ва уфар» для кануна с оркестром (1992). Эти сочинения ярко национальные, глубоко содержательные стали репертуарными как в концертной, так и в педагогической практике.

Поэма-фантазия «Мозийдан садо» («Отзвуки прошлого») (2003) для камерного оркестра узбекских народных инструментов А. Мансурова предназначенная для «Согдианы», погружает в атмосферу некоего эпического повествования. Произведение проникнуто глубоким философским подходом к раскрытию образного содержания. Для воплощения своих идей А. Мансуров использует современные композиторские техники письма - сонористику, алеаторику, минимализм, соединяя их с классической национальной музыкой. Цитируя известные народные мелодии «Самарканд ушшоги» и «Чули Ирок», композитор углубляет их смысловое значение с помощью современных техник композиторского письма - сонористики и минимализма. Используя оригинальный прием наложения ритмов и тембров ударных инструментов -дойры, кайрака, сафаиля, нагоры, А. Мансуров мастерски воссоздал образ древнего восточного вечернего базара с его шумами, выкриками.

Отмеченные разнообразием художественных поисков и решений творчество для народных инструментов узбекских композиторов требует от музыкантов-исполнителей осмысления современного содержания, освоения системы современных выразительных средств.

Список литературы /References

1. ToshmuhamedovM. G'ijjak darsligi. T., 1995.

2. Dadamuhamedov A. Rubob-prima darsligi. T., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.