3. Бальбурова Л.К. Влияние языковой личности на реализацию переводческой деятельности (на материале современных СМИ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. С. 202-207.
4. Бринюк Е.В. Контент учебника по русскому языку как иностранному как средство адаптации китайских учашдхся к русскоязычной среде // Педагогическое образование в России, 2016. № 11. С. 20-24.
5. Вернигорова Е.С. Художественная иллюстрация как способ интерпретации литературных текстов // Культурное наследие России, 2015. № 2. С. 46-50.
6. ГадамерХ.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. 704 с.
7. Горская Л.И. Библиографирование книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 237 с.
8. Ельников М.П. Феномен книги: (Теорет.— гносеол. аспект) // Книга. Исслед. и материалы. М., 1995. Сб. 71. С. 53-69.
9. Культурология. Энциклопедия: в 2-х т. М., 2007. Т. 1.1392 с.
10. Куприна Ю.П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации // Социально-экономические явления и процессы, 2012. № 3 (037). С. 183-189.
11. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: в 2-х т. М., 1986. Т. 1. 476 с.
12. Рябинина Н.З. Технология редакционно-издательского процесса. М.: Логос, 2008. 180 с.
13. Сидорова Л.В. Интерпретация как методология лингвистических исследований: общий подход // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2008. № 129. С. 145-148.
14. Филиппова Е.О. Способы интерпретации литературного произведения // Вестник Московского государственного университета печати, 2015. № 2. С. 153-158.
ВОПРОСЫ ИНТЕРПЕРТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СЮИТЫ "ТОШКЕНТ ФАСЛЛАРИ" ("ТАШКЕНТСКИЕ ВРЕМЕНА ГОДА") КОМПОЗИТОРА ХАБИБУЛЛЫ РАХИМОВА) Азимов К.Х. Email: [email protected]
Азимов Камолиддин Хайритдинович - старший преподаватель, кафедра оркестрового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: как известно, существует два вида исполнения на узбекских народных инструментах и каждый из них наделён своеобразными способами. Наряду с изустно-традиционным исполнением народной музыки на национальных музыкальных инструментах неотъемлемой частью исполнения стало также исполнение с помощью нотного письма, точнее говоря, исполнение композиторской музыки [1, 5].
С образованием национальной композиционной школы начали появляться оригинальные произведения композиторов Узбекистана. А это способствовало развитию художественных и технических признаков оркестра.
Ключевые слова: оркестр, музыка, искусство, исполнение, обработка, произведение, творчество, интерпретация, звукоряд.
QUESTIONS OF MODERN INTERPRETATION WORKS BY THE FOLK INSTRUMENT ORCHESTRA (ON THE EXAMPLE OF THE SUITE "TOSHKENT FASHLARI" ("TASHKENT SEASONS") BY THE COMPOSER KABIBULLA RAHIMOV) Azimov K.Kh.
Azimov Kamoliddin Khayritdinovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT ORCHESTRAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: аs you know, there are two types of performance on Uzbek folk instruments and each of
them is endowed with peculiar methods. Along with the oral-traditional performance of folk music on
national musical instruments, an integral part of the performance was also the performance with the
help of musical notation, more precisely, the performance of composer music [1, 5].
With the formation of the national compositional school, original works by composers of Uzbekistan
began to appear. And this contributed to the development of artistic and technical features of the
orchestra.
Keywords: orchestra, music, art, performance, processing, work, creativity, interpretation, scale.
УДК 078
Первоначально в репертуар Оркестра народных инструментов имени Т. Жалилова (ныне Государственный академический оркестр народных инструментов Узбекистана) под управлением А. Петросянца вошла народная музыка в обработке. Оркестром были исполнены первичные произведения композиторского творчества как "Песня без слов" М. Бурханова, Сюита Г. Мушеля, "Марш" М. Левиева, "Украинская сюита", "Лирическая фантазия" Б. Гиенко". Затем, с расширением исполнительских возможностей оркестра начали создаваться и более сложные партитуры. Следует отметить, что одним из первых, профессионально написанных произведений для оркестра в крупном жанре является «праздничная увертюра» С. Бабаева. Учитывая, что данное произведение очень популярно, его могут исполнять не только профессиональные коллективы, ученические ансамбли.
Произведение таких узбекских композиторов, как М. Ашрафи, М. Левиев, Ф. Назаров, Д. Закиров, С. Джалил, Ф. Алимов, М. Бафоев, А. Мансуров, Т. Курбанов, С. Варелас, Б. Зейдман, Г. Кадыров, М. Махмудов, М.Таджиев, И. Хамраев, Г. Мушель, Г. Сабитов, Х. Рахимов, Н. Нарходжаев, П. Халиков, Ф. Янов-Яновский, М. Атаджанов, Х. Хасанова, О. Абдуллаева, К. Азимов послужили приобретению художественной зрелости оркестром народных инструментов.
За годы независимости наряду с успехами был решён ряд проблем в инструментально-исполнительском направлении. Известные композиторы Узбекистана создали прекрасные композиции для оркестра узбекских народных инструментов, переполненные национальным и современным духом. Самое главное, были признаны и стали известны новые имена среди авторов, создающих произведения для оркестра народных инструментов. Примеры творчества включают произведения, написанные в современном музыкальном духе [2, 10].
В частности, примером этого могут послужить произведения из репертуара Государственного камерного оркестра национальных инструментов "Согдиана". Оркестровый коллектив не только достигает своей цели, но и, сотрудничая в авторами, открывает новые страницы в пропаганде произведений узбекских композиторов, ведущих свою деятельность в современных музыкальных направлениях. Например, современные оркестровые произведения М. Бафоева, Х. Рахимова, Д. Сайдаминовой, А. Мансурова, А. Хасановой отличаются нетрадиционностью, необычностью и сочетанием авангардных идей.
Известный композитор, Заслуженный деятель искусства Республики Узбекистан, профессор Хабибулла Рахимов является одним из создателей ряда совершенных произведений для оркестра народных инструментов. Далее последует теоретический анализ современной интерпретации произведения на примере его сюиты «Ташкентские времена года», посвященной 2200-летию Ташкента в 2009 году.
Сюита «Ташкентские времена года» предназначена для полного состава оркестра народных инструментов и состоит из четырех частей. Они именуются всеми времена года:
1. Зима - «Снегопад»;
2. Весна - «Весенне утро»;
3. Лето - «Фонтаны»;
4. Осень - «Праздник урожая».
В данном произведении представлены красота и утонченность природы Ташкента. Художественное содержание сюиты обобщены, а части переплетены друг с другом и написаны очень удобно для оркестрового исполнения. Особенно, это можно заметить в первом, втором и в третьем частях произдения.
Первая часть (Allegro-Presto) написана в тональности e - moll и имеет трёхчатную форму, основанную на одной теме. написана в виде темы из трех частей. Элементы, которые составляют зиму, очень умелые. Использование glissando на tutti в оркестре, а также динамических оттенков служит иллюстрации зимнего снегопада:
Allegro
¥Р " } ~ ь/т/
Основная тема выражена в триолях и имеет техническую сложность. Для того чтобы триоли исполнялись равномерно, необходимо обратить внимание на штрихи и расположение пальцев. Взаимодействие между оркестровыми группами в равномерном исполнении триолей также важно:
Presto
Hv¿
-ф
Каждый инструменталист в оркестре должен иметь уникальный стиль игры, обладать навыками для достижения гармонии диссонансов, интервалов и часто встречающихся знаков альтерации. В центре раздела - иллюстрации зимы с помощью таких инструментов, как чанг, канун и колокольчиков. Партии чанга и кануна каноничны и представляют определенный
звукоряд:
Чанг 1,П
Копуп
Реприза представлена в сжатой форме, а с исполнением глиссандо, используемым в конце раздела, следует следующая часть. Включение флексатона в ударную группу в первой части создаёт гармонию данного инструмента с другими национальными инструментами, что приводит к отражению нового звукового колорита.
Вторая часть (Allegro moderato) написана в тональности тоне g-moll и также имеет трёхчастную форму. В части звуки весны выражены разными цветами. Имитация дублирования отдельных звуков оркестровых партий, полифоническое богатство фактуры и контрастность динамических оттенков предполагают широту использования возможностей оркестра народных инструментов. Кроме того, принимая во внимание вертикальное положение партий, независимое своеобразное движение имеет не только каждая группа в оркестре, но и определённые инструменты. В центре части - эпизодически лирическая тема, за которой следует реприза.
Третья часть (Allegro) имеет тональность Е - dur и написана в трёхчастной форме. Каноничные партии в фактуре приводят к лирической теме в исполнении струнно-ударных и мембранных инструментов Звуки в счете являются каноническими, что приводит к лирической теме струнных и ударных инструментов. За развитием темы следует кода. Данная часть буквально отражает фонтаны Ташкента: Allegro
Четвертая часть (Allegro) написана в тональности D - dur в форме рондо. В этом разделе используются макомные части, как Ташкентский Ирок и Уфор. Основная тема явно представлена с национальными особенностями. Примечательно, что каждая из тем в разделе тесно переплетена. Некоторые сольные партии в оркестре напоминают традиционный стиль узбекской музыки. Первоначально звучит Ташкентский Ирок на национальном инструменте танбур:
Meno
Танбур
J^n m 1ГГ] *
после этого исполнение на дутаре уфар: . \
\ро.оЬ
Рефрен, соединяющий партии в этой части произведения, обеспечивает художественную обобщёность. Лейтмотив сюиты служит кодой в конце части. А это, в свою очередь, помогает связать друг с другом все части произведения.
Итак, на что следует обратить внимание, чтобы сыграть современную партитуру? Какова его современная интерпретация? Прежде всего, важно знать, каким оркестровым коллективом будет исполнена партитура. Мы связываем анализируемую работу с учебным процессом и студенческим оркестром Государственной консерватории Узбекистана (дирижер и руководитель - профессор Ф. Абдурахимова) потому, что именно этот оркестр впервые исполнил упомянутое ранее произведение. Сразу можно заметить, что произведение имеет программное название. Знание содержания студентами-исполнителями помогает решить сложности выполнения поставленной задачи и устранения проблем исполнения. Дирижер обязан знать уровень исполнения всех оркестровых музыкантов, а также определять конкретные задачи для ведущих музыкантов каждой группы (например, определение штрих и позиций пальцев в определённой группе инструментов). Кроме того, необходимо добиться гармонии неустойчивых гармонических аккордов и выявления сущности произведения. Частые ритмические изменения метров и усулей не должны мешать группам инструментов при совместном исполнении.Раскрытие художественного содержания современного произведения не может быть приобретено только путем достижения технического баланса в ее интерпретации. Мне кажется, что исполнителю-инструменталисту нужны не только навыки высокого уровня, но и духовная зрелость, чтобы интерпретировать произведение в современном духе. Фактически, на сегодняшний день оркестровый исполнитель должен идти в ногу со временем, знать современную культуру мира и уважать национальные ценности.
В заключение мы надеемся, что современные произведения и их современные интерпретации будут звучать именно на национальных инструментах, сочетая национальный дух и современность, и расширяя границы музыкальной культуры.
Список литературы / References
1. Абдурахимова Ф. Оркестровый класс. Т., 2012.
2. Ливиев А. Исполнительская культура народных музыкальных инструментов в Республике Узбекистан Т., 2010.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ УЗБЕКИСТАНА Шамахмудова Д.М. Email: [email protected]
Шамахмудова Дилфуза Маннаповна - старший преподаватель, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья описывает особенности преподавания информатики студентам музыкальных вузов. Будущие музыканты и работники музыкальной индустрии сейчас как никогда раньше нуждаются в освоении как теоретических, так и практических навыков в области IT, которые позволили бы им использовать новейшие технологии при работе со звуком.
Музыкальная информатика - предмет, который позволяет студентам всесторонне освоить необходимые им знания и умения и своевременно реагировать на изменение окружающей их технологической среды. От того, как будет построена учебная программа, а также от того, насколько эта программа будет учитывать специфику будущей профессии специалистов, напрямую зависит их успех в их творческой деятельности.
Ключевые слова: музыкальная информатика, информационные технологии, компьютерная техника, персональный компьютер, MIDI-технологии, нотный набор, инструментовка, аранжировка.