Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трактовка / традиция / музыка / музыкальный инструмент / произведение / концерт / поэма / партия / исполнение / interpretation / tradition / music / music instrument / product / concerto / poem / party / performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирпаязов Баходир Алимович

в годы независимости активизировался интерес композиторов Узбекистана к народным инструментам, для которых пишется много произведений различных жанров – пьесы, сюиты, концерты, поэмы, симфонии. Весьма интересны попытки композиторов соединить народные инструменты с инструментами симфонического оркестра, найти новые тембровые краски звучания народных инструментов в необычных сочетаниях. Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE APPROACHES COMPOSER UZBEKISTAN IN PRODUCT FOR PUBLIC INSTRUMENT

interest composer Uzbekistan was actuated аt years of independence to public instrument, for which write much products of the different genres a plays, сюиты, concertoes, poems, symphonies. The more interesting attempt composer to connect the public instruments with instrument of the symphonic orchestra, find the new тембровые of the paint звучания public instrument in unusual combination. One of the significant positive trends in the period of independence is undoubtedly the entry of Uzbekistan into the world information space. Thanks to the disappearance of information borders, the republic began to participate in cultural exchange with the entire international community, and became involved in the world cultural process. Great prospects have opened up for disclosing the creative potential of musical youth: an opportunity has appeared to participate in international competitions. In new historical conditions, the traditions of the Great Silk Road are being revived as a unique phenomenon of the relationship between the civilizations of the East and West.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Мирпаязов Б.А. Email: Mirpayazov17157@scientifictext.ru

МирпаязовБаходир Алимович - и.о. профессора, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: в годы независимости активизировался интерес композиторов Узбекистана к народным инструментам, для которых пишется много произведений различных жанров -пьесы, сюиты, концерты, поэмы, симфонии. Весьма интересны попытки композиторов соединить народные инструменты с инструментами симфонического оркестра, найти новые тембровые краски звучания народных инструментов в необычных сочетаниях. Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада.

Ключевые слова: трактовка, традиция, музыка, музыкальный инструмент, произведение, концерт, поэма, партия, исполнение.

CREATIVE APPROACHES COMPOSER UZBEKISTAN IN PRODUCT FOR PUBLIC INSTRUMENT Mirpayazov BA.

Mirpayazov Bakhodir Alimovich - Acting Professor, DEPARTMENT PERFORM ON PUBLIC INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: interest composer Uzbekistan was actuated аt years of independence to public instrument, for which write much products of the different genres - a plays, сюиты, concertoes, poems, symphonies. The more interesting attempt composer to connect the public instruments with instrument of the symphonic orchestra, find the new тембровые of the paint звучания public instrument in unusual combination.

One of the significant positive trends in the period of independence is undoubtedly the entry of Uzbekistan into the world information space. Thanks to the disappearance of information borders, the republic began to participate in cultural exchange with the entire international community, and became involved in the world cultural process. Great prospects have opened up for disclosing the creative potential of musical youth: an opportunity has appeared to participate in international competitions. In new historical conditions, the traditions of the Great Silk Road are being revived as a unique phenomenon of the relationship between the civilizations of the East and West. Keywords: interpretation, tradition, music, music instrument, product, concerto, poem, party, performance.

УДК 078

Оркестр узбекских народных инструментов при Госкомитете по телевидению и радиовещанию Узбекистана имени Дони Закирова создан в 50-годы. Одной из важнейших задач оркестра наряду с пропагандой узбекской народной музыки является приобщение широких масс слушателей к музыке других народов, а также ознакомление с новыми оригинальными сочинениями композиторов Узбекистана.

Композитор А. Козловский после сюиты «Лола» обращается к обработкам народных песен. 1938 год дает богатый «урожай»: «Тановар», «Узганча», «Гюльюз узра» («На прекрасном лике»), «Фигон» («Плач») в обработке для голоса с симфоническим оркестром, несколько песен из репертуара X. Насыровой, к которым композитор пишет фортепианное сопровождение. Мелодический материал для всех этих произведений композитор черпает из своих записных тетрадей. Его более всего привлекают образы прекрасных ферганских народных песен с их

изящной пластикой и гибкой танцевальностью движения. Козловский работает с огромным увлечением, стремясь найти гармонические и оркестровые средства, отвечающие характеру, ладо-интонационному складу узбекской музыки. Именно в этот период жизни в Узбекистане, в процессе работы над гармонизацией и оркестровкой народных мелодий складывается музыкальный почерк Козловского как композитора Советского Узбекистана.

Популярная в Узбекистане песня «Тановар» представляет собой типичный образец народной песенной лирики. Неторопливое развертывание мелодической линии, широкие распевы, подъемы сменяются мягкими, плавными спадами. Синкопированность ритмического рисунка, повторы мелодических построений, завершающих каждый новый раздел и придающих всей форме особую цельность, все это очень характерно для узбекской лирической песни. Возникшая в Ферганской долине — родине многих прекрасных узбекских песен, «Тановар» концентрирует в себе типичные черты Ферганского фольклора. Поэтичный образ любовного томления, тихой и нежной грусти, заложенный в стихах, находит глубокое воплощение в мелодии песни:

Новые пути в трактовке жанров и форм открывает Концерт-рапсодия для кануна, уда и ударных (2005) М. Бафоева. Композитором была поставлена цель максимально раскрыть потенциальные возможности, заложенные в природе солирующих инструментов, переосмыслить традиционно сопровождающую функцию уда, показать его концертную трактовку.

Используя в произведении песню «Бути Нозенинам» А. Лахути, композитор поручил ее уду, а в партии кануна применил в качестве усуля ритм каравана, который в процессе развития варьируется, выполняя формообразующую и динамизирующую развитие роль. Произведение М. Бафоева интересно с точки зрения жанрового синтеза, стремления соединить стройность классического концерта с импровизационной свободой рапсодии.

В «Великом Шелковом пути» М. Бафоев поставил перед собой эстетическую цель -использовать зрительные образы в качестве звуковых, стимулировать целостное восприятие посредством немузыкальных факторов. Композитор возвел обычные визуальные условия исполнения музыки в статус самостоятельного компонента музыкальной композиции. Интересна попытка выдвинуть на первый план мультисенсорные процессы, создать своего рода музыку окружающей среды. Образ плавно движущегося каравана, пересекающего границы государств, погружает слушателя - зрителя в новые звуковые пространства, сопровождаемые визуальным рядом: сменяющиеся декорации и хореографические картины. Важную драматургическую функцию здесь выполняет межстилевой контраст, используемый композитором во многих сочинениях. Объединяющим фактором служит блок, основанный на узбекской танцевальной мелодике. Прибегая к межстилевому контрасту, М. Бафоев преследует полярные цели: либо предельно разъединяет образы, либо, напротив, сливает их в единый разноголосый мир, предстающий перед зрителем в многообразии граней, дополняющий друг друга различными чертами. Логика введения Бафоевым межстилевого контраста может быть различной: на уровне интенсивного сопоставления контрастов или на уровне экстенсивного контрастирования. Степень глубинной трансформации стилевых элементов подчиняется монологическому замыслу концепции. Особенно интересно синтезирования иностилевых систем, связанных с классическим европейским стилем и современными бытовыми элементами, образующее взаимодействующие пласты, например, «Аве Мария» Баха-Гуно и современный узбекский мелос как различные проявления монодийности. Такого рода полярность систем в их взаимосближении и составляет цель и смысл данного синтеза [1, 88].

Поэма-фантазия «Мозийдан садо» («Отзвуки прошлого») (2003) для камерного оркестра узбекских народных инструментов А. Мансурова предназначенная для «Согдианы», погружает в атмосферу некоего эпического повествования. Произведение проникнуто глубоким философским подходом к раскрытию образного содержания. Для воплощения своих идей А. Мансуров использует современные композиторские техники письма - сонористику, алеаторику, минимализм, соединяя их с классической национальной музыкой. Цитируя известные народные мелодии «Самарканд ушшоги» и «Чули Ирок», композитор углубляет их смысловое значение с помощью современных техник композиторского письма - сонористики и минимализма. Используя оригинальный прием наложения ритмов и тембров ударных инструментов - дойры, кайрака, сафаиля, нагоры, А.Мансуров мастерски воссоздал образ древнего восточного вечернего базара с его шумами, выкриками.

Сочинение «Мозийдан садо» прозвучало с огромным успехом в исполнении оркестра «Согдиана» в Узбекистане, Индии, Японии, Южной Кореи, США и других странах мира и явилось примером того, как средствами народных инструментов можно выразить чувства и

впечатления от картин исторического прошлого, воссоздать его события в художественно совершенной форме, глубоко волнуя современного слушателя [2, 247].

Глубоким содержанием, красочностью звуковой палитры характеризуются сочинения Д. Сайдаминовой - «Сароб» («Мираж») для камерного оркестра узбекских народных инструментов (2005). Созданное в расчете на исполнительские возможности «Согдианы», сочинение «Сароб» открывает совершенно новый мир, поражает слуховое восприятие необычными тембрами, сочетаниями народных инструментов. Символический мир этого произведения вызывает широкий круг ассоциаций: образы вечности и бескрайней песчаной пустыни, карты Великого Шёлкового пути, картины древней цивилизации и космического пространства будущего.

Список литературы / References

1. Бударина А. Принципы синтеза искусств в восточной музыки // Журнал «Проблемы современной науки и образования». М., 2018. № 11 (131).

2. Tashmatova Azatgul. Ijrochilik san'ati tarixi. T., 2017.

ВОСПИТАНИЕ ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА Оринбаева М.О. Email: Orinbaeva17157@scientifictext.ru

Оринбаева Мавлюда Орунбаевна - старший преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эстрадные певцы должны хорошо знать анатомию голосового аппарата и его работу в пении. С первых же уроков я стараюсь доступно объяснить своим ученикам работу дыхания, овладение которым должно идти параллельно с развитием вокальной техники. Особое внимание следует уделять упражнениям по филировке звука. В эстрадном пении важное значение имеет умение петь вполголоса, сочетая эту манеру пения с переходом на полный звук. В связи с этим большого внимания требует выработка навыка плавного усиления и ослабления звука. Воспитание чувства контроля управления умением петь кантиленно, певуче и филировать своим голосом является важнейшим выразительным средством в эстрадном вокальном исполнении.

Ключевые слова: эстрада, музыка, пение, искусство, творчество, воспитание, исполнитель, артистизм, образование.

THE UPBRINGING OF A POP SINGER Orinbaeva Ы.О.

Orinbaeva Mavlyuda Orunbaevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рор singers should have a good knowledge of the anatomy of the vocal apparatus and its work in singing. From the very first lessons, I try to explain to my students the work of breathing in an accessible way, mastering which should go in parallel with the development of vocal technique. Particular attention should be paid to sound thinning exercises. In pop singing, the ability to sing in an undertone is important, combining this manner of singing with a transition to full sound. In this regard, the development of the skill of smooth amplification and attenuation of sound requires great attention. Fostering a sense of control over the management of the ability to sing cantily, melodiously, and milling with your voice is the most important means of expression in pop vocal performance. Keywords: stage, music, singing, art, creativity, education, performer, artistry, education.

УДК 078

Педагог должен работать, опираясь на методические принципы. Необходим индивидуальный подход к каждому ученику, выбор репертуара в зависимости от индивидуальной способности, степени одаренности обучаемого. Система многоступенчатого образования от детской школы музыки и искусства, лицея, колледжа, высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.