Список литературы /References
1. Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. М., 1971.
2. Матвеева Е. «Изучение произведений крупной формы на примере концерта для скрипки с оркестром Р. Абдуллаева». Т., 2020.
УЗБЕКСКОЕ ЭСТРАДНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Оринбаева М.О. Email: [email protected]
Оринбаева Мавлюда Орунбаевна - старший преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: эстрадное вокальное искусство Узбекистана в годы независимости достигло яркого расцвета и стало неотъемлемой частью жизни общества. Оно стало достоянием мировой музыкальной культуры. Выступления узбекских эстрадных артистов в различных странах мира встречают восторженный приём и заслуженное признание. Важно, что в современном Узбекистане эстрадное образование поставлено на государственную основу. Открытие эстрадного факультета в Государственной консерватории Узбекистана стало событием исторического значения, подняло статус эстрадного искусства на качественно новый уровень и способствовало активному росту эстрадного исполнительского искусства. Ключевые слова: эстрада, искусство, культура, певец, исполнитель, значение, практика, средство, мастер.
UZBEK POP VOCAL ART: YESTERDAY AND TODAY Orinbaeva M^.
Orinbaeva Mavlyuda Orunbaevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the pop vocal art of Uzbekistan during the years of independence reached a bright flourishing, and became an integral part of the life of society. It has become the property of world musical culture. The performances of Uzbek pop artists in various countries of the world are met with enthusiastic reception and well-deserved recognition. It is important that in modern Uzbekistan pop education is put on a state basis. The opening of the pop faculty at the State Conservatory of Uzbekistan became an event of historical significance, raised the status of pop art to a qualitatively new level and contributed to the active growth of pop performing arts.
Keywords: stage, art, culture, singer, performer, meaning, practice, means, master.
УДК 8
Популярные талантливые эстрадные певцы принимают участие в Республиканских и Международных конкурсах, фестивалях, завоёвывают призовые места, становятся лауреатами и дипломантами. Республика по праву гордится именами лауреатов международных конкурсов, воспитанников эстрадного факультета Государственной консерватории Узбекистана. Широко известны во многих странах заслуженные артисты Узбекистана - С. Назархан, З. Цой, Д. Исмияминова, лауреат международных конкурсов, выпускница «Фабрики звёзд», магистр кафедры эстрадного пения консерватории Оксана Нечитайло, известная во всём мире как
Согдиана, лауреаты международных конкурсов, активно концертирующие артисты Д. Зиятдинова, Л. Фатхуллина, Х. Иногамов - успешно представляют эстрадное искусство Узбекистана на различных концертных сценах мира. Обладатели Государственной премии «Нихол» Согдиана, Д. Зиятдинова, Л. Фатхуллина, Н. Набиева оправдывают высокую оценку своей деятельности.
Гармоничному расцвету эстрадных творческих личностей способствуют систематически проводимые в республике фестивали и конкурсы, такие как «Узбекистан — ватаним маним», «Шарк тароналари», «Офарин», «Келажак овози», «Янги авлод». Развитию молодых талантов содействует Фонд «Форум культуры и искусства». Отечественные артисты прекрасно зарекомендовали себя за рубежом, как в гастрольной практике, так и участием в международных престижных конкурсах, таких как - «Золотой Орфей», «Голос Азии», «Юрмала». Звёзды узбекской эстрады украшают всенародные праздники, дают прекрасные шоу на площади «Мустакиллик», на площадях других городов республики, один праздник не обходится без представлений, шоу-концертов. эстрадных артистов.
В последние годы в Узбекистане появилось много новых эстрадных коллективов, которым присуще стремление поиска собственного пути. В связи с деятельностью эстрадных коллективов возникают проблемы художественного вкуса, высокопрофессионального качества музыки и исполнительства, национальной самобытности. Нередко произведения эстрадного жанра бывают низкого уровня и в этом направлении предстоит ещё большая воспитательная работа, способствующая росту профессионализма. Требует повышения качества выпуск и тиражирование видеокассет, дисков и другой массовой шоу-продукции. Эстрадному искусству нужны сегодня свои театры, центры, спонсоры, чуткость и продуманность в руководстве и организации деятельности эстрадных коллективов.
Несомненно, что основы исполнительской культуры закладываются в стенах консерватории. Конечно, степень одарённости студентов различна, но навыки эстрадной вокальной культуры, правильного звукообразования во многом зависят от педагогического направления. Нарушение вокальных основ ведёт к исполнительской беспомощности, поэтому тот, кто хочет посвятить себя эстрадному пению, должен владеть арсеналом вокально-технических средств. Задачи эстрадного исполнительского мастерства обязывают к артистизму, способности свободно и непринужденно двигаться по сцене, общаться с аудиторией, обладать магнетизмом. Особая трудность эстрадного артиста заключается в поиске индивидуального имиджа. Техника вокального исполнительства должна быть доведена до тончайших оттенков динамики и управления голосовыми средствами. Наличие технических средств и современных технологий позволяет использовать возможности голоса исключительно многообразно и здесь артист может выработать свои собственные методы работы.
Далеко не каждый обладатель большого и красивого голоса может решать задачи эстрадного исполнительства. Эстрадному артисту нужна глубокая эрудиция, знание жизни, литературы и музыки в самом широком объёме. Эстрадное исполнительство -это бесконечный процесс, связанный с постоянным обогащением воображения, исполнительской палитры. Путь в глубинные познания для истинного артиста бесконечен, как и бесконечен интерес пытливого слушателя к исполнителю-артисту. Активизация творчества стимулирует новые проявления человеческого духа и должна быть направлена на осуществление мастерства.
Осознание необратимости исторического процесса удерживает автора как от идеализирования прошлого, так и от негативного отношения к современным процессам. Значительная трансформация художественной практики и сознания современного человека - объективный факт культуры эпохи глобализации и материальной релятивизма [1, 118].
Не останавливаясь на достигнутом, мы должны развивать эстрадное вокальное искусство, совершенствовать методы обучения молодых певцов, создавать новые формы функционирования узбекского эстрадного вокального искусства.
В связи с этим мне хотелось бы высказать некоторые мысли по поводу дальнейшего совершенствования обучения профессиональных эстрадных певцов. Одной из важнейших задач является осуществление преемственности этапов обучения эстрадных вокалистов от начальной стадии к высшей. На сегодняшний день эта задача осуществляется Неравномерно. Если в столичных школах музыки и искусства дело обстоит благополучно, то в областных школах ещё не везде открыты отделения эстрадного пения. Хотелось бы отметить плодотворно работающие в этом направлении школы музыки и искусства городов: Коканда, Намангана, Навои, Заравшана. Юные певцы активно участвуют в фестивалях и смотрах, конкурсах показывая высокопрофессиональны" уровень.
В среднем звене требуется активизировать работу по данной проблеме. Не во всех областях Республики открыты отделения эстрадного искусства, таких как: Самарканд, Фергана, Термез. Желательно, чтобы в высшем звене учились выпускники эстрадных отделений среднего звена - лицеев, колледжей.
Отрадно, что в консерватории образовались две кафедры - вокальная и инструментальная, учитывая специфику и квалификацию каждой. Существовавшая проблема недостатка музыкальной литературы по эстрадному направлению успешно решается, несмотря на молодость кафедры. Создаются учебно-методические пособия, например, выпущены:
Дилором Омонуллаева. «Эстрада хонандалиги», сборник для высших образовательных учреждений. Автор готовит к выпуску сборник произведений для магистратуры;
Юнус Тураев. Мустафо Бафоев. «Охиста»;
Юнус Тураев, Гани Халиков. «Узбек эстрада хонандалиги»;
Юнус Тураев, Фарход Олимов. «Навруз келди»;
Дилором Омонуллаева, Юнус Тураев. «Программные требования для бакалавриата и магистратуры»;
Руслана Ахрарова. «Вокальные ансамбли для высших образовательных учреждений»;
Мавлюда Оринбаева. «Работа над вокальной лирикой Дилором Омонуллаевой», учебно-методическое пособие для высших образовательных учреждений. Автор готовит к выпуску сборник произведений Российских композиторов - учебно-методическое пособие для высших образовательных учреждений.
Готовится к печати сборник Шарофат Саидовой - «Мюзиклы» для высших образовательных учреждений.
Необходимо отметить важность мастер-классов, проводимых ведущими педагогами нашей кафедры и в стенах консерватории, и в областях нашей республики. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, доцент Дилором Омонуллаева с огромным успехом провела мастер-класс в Большом зале консерватории Узбекистана, в колледже искусств Бухаре, на II Республиканском конкурсе, прошедшем в городе Ташкент, на III Республиканском конкурсе, прошедшем в городе Карши. Заслуженный артист Узбекистана, доцент Юнус Тураев успешно провел мастер-класс в РЦМШ им. Р.Глиэра. Старший преподаватель кафедры Мавлюда Оринбаева с успехом провела мастер-класс в Эстрадно-цирковом колледже (Ташкент) и в Ферганском колледже искусств.
Также активно проводятся классные концерты, проходящие при полном зале, так как высок интерес зрителей к мероприятиям, организованным нашей кафедрой. Ежегодно проводятся конкурсы, ставшие традицией, на лучшее исполнение произведений узбекских и зарубежных композиторов. Блестяще, на высоком профессиональном уровне прошёл отчётный концерт выпускницы аспирантуры
кафедры эстрадного пения, Заслуженной артистки Узбекистана Зои Цой - класс Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доцента Дилором Омонуллаевой.
Располагая уникальным арсеналом талантливой молодёжи и ярких красивых голосов, открываются перспективы дальнейшего развития и формирования нового поколения высокопрофессиональных исполнителей отечественной эстрады.
Список литературы / References
1. Беков А. Жизнь музыки в обществе (Узбекистан, период Независимости) // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
МАЭСТРО МУХТАР АШРАФИ (1912-1975) Раджабов Х.Д. Email: [email protected]
Раджабов Хикмат Джумаевич - доцент, кафедра исполнительского искусства, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Народный артист Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии имени Хамзы, лауреат международных премий Джавахарлала Неру и Гамаль Абдель Насера, композитор и дирижёр, кавалер пяти орденов, профессор Мухтар Ашрафи - автор четырех опер, трех балетов, трех музыкальных драм, двух симфоний, кантат, симфонических, вокально-симфонических сочинений, музыки к кинофильмам, камерно-инструментальных произведений, камерно-инструментальных произведений, романсов, песен.
Ключевые слова: музыкант, музыка, образование, культура, искусство, дирижёр, деятель.
MAESTRO MUKHTOR ASHRAFI (1912-1975) Radjabov Kh.D.
Radzhabov Khikmat Dzhumaevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF PERFORMING ARTS, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: People's Artist of the Soviet Union, twice laureate of the USSR State Prize, the Hamza State Prize, laureate of international prizes Jawaharlal Nehru and Gamal Abdel Nasser, composer and conductor, holder of five orders, professor Mukhtar Ashrafi, author of four operas, three ballets, three musical dramas, two symphonies, cantatas, symphonic, vocal and symphonic compositions, music for films, chamber instrumental pieces, chamber instrumental pieces, romances, songs.
Keywords: musician, music, education, culture, art, conductor, activist.
УДК 8.1
«Я - сын Бухары. Бухары, имеющий тысячелетние традиции» [1 ].
Мухтар Ашрафи родился 11 июня 1912 года в городе Бухаре, в семье музыканта. Систематическое музыкальное образование Мухтар Ашрафи начинается с