Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ)'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интерактивное обучающее пространство / интерактивная лекция / методика преподавания русского языка / инновационные технологии / языковая компетенция / interactive learning space / interactive lecture / methods of teaching the Russian language / innovative technologies / language competenc.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Васильевна Федотова

Статья посвящена анализу возможностей интерактивной лекции как средству активизации процесса усвоения информации, повышению интереса учащихся к изучаемой дисциплине и эффективности учебного процесса в аспекте достижения большей глубины понимания учебного материала. Цель исследования ‒ анализ одного из интерактивных методов обучения, а именно интерактивной лекции, с позиции вовлечения участников лекции в процесс познания, их активности и развития речевых умений на примере проведения лекционных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе. Для доказательности успешности применения интерактивных лекций автором рассматриваются такие понятия, как «интерактивное обучающее пространство», «интерактивные технологии», «интерактивная лекция». Кроме того, анализируются виды интерактивных лекций, их результативность с позиции реализации дидактических целей. В качестве методологической основы послужили идеи внедрения активных методов обучения современными учеными-педагогами, где центральным компонентом этой методологии выступает «модуль обучения», состоящий из законченного блока информации, целевой программы действий и методического руководства. В качестве методов исследования использовались как методы теоретического уровня (анализ современных инновационных методических технологий), так и методы экспериментально-теоретического уровня, предполагающие моделирование и экспериментальную апробацию активных форм обучения в интерактивном лекционном занятии. В статье автором анализируются приемы, используемые в интерактивной лекции с позиции вовлечения участников лекции в процесс познания при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе. Теоретико-методологическое обоснование применения интерактивных технологий и методов вообще, и интерактивной лекции в частности, является научным вкладом в разработку общей методологии взаимодействия преподавателя и учащегося с целью активизации процесса усвоения информации, повышению интереса к изучаемой дисциплине и эффективности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Васильевна Федотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE, AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS (FOR EXAMPLE, INTERACTIVE LECTURES)

Th e article analyzes the possibilities of interactive lectures as a means of activating the process of assimilation of information, increasing students ' interest in the studied discipline and the eff ectiveness of the educational process in terms of achieving a greater depth of understanding of the educational material. Th e aim of the research is to analyze one of the interactive teaching methods, namely interactive lectures, from the perspective of involving participants in the process of cognition, their activity and development of speech skills on the example of lectures on the subject «Russian language and culture of speech» in a non ‒ linguistic University. To prove the success of interactive lectures the author considers such concepts as» interactive learning space»,»interactive technologies». «interactive lecture.» In addition, the types of interactive lectures, their eff ectiveness from the standpoint of the implementation of didactic goals are analyzed. As a methodological basis, the ideas of the introduction of active teaching methods by modern scientiststeachers, where the Central component of this methodology is the «training module», consisting of a complete block of information, the target program of action and methodological guidance. as methods of research were used as methods of theoretical level (analysis of modern and innovative teaching technologies), and methods of experimental and theoretical level, involving the simulation and experimental testing of active learning in interactive lectures. In the article the author analyzes the techniques used in an interactive lecture from the position of involvement of the lecture participants in the process of cognition in the study of the discipline «Russian language and culture of speech» in a non-linguistic University. Th eoretical and methodological justifi cation of the use of interactive technologies and methods in General, and interactive lectures in particular, is a scientifi c contribution to the development of a common methodology of interaction between the teacher and the student in order to enhance the process of assimilation of information, increase interest in the studied discipline and the eff ectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ)»

^^^ [культура речи]

Т. В. Федото Ва DOI: 10.24411/1811-1629-2020-11040

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ)

TATYANA V. FEDOTOVA

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE, AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

(FOR EXAMPLE, INTERACTIVE LECTURES)

Татьяна Васильевна Федотова

Доктор филологических наук, доцент, профессор

► Fedotova66@mail.ru

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

350012, Россия, г.Краснодар, ул. Калинина, 13

Tatyana V. Fedotova

Kuban state agrarian University. I. T. Trubilina 13 Kalinina str., Krasnodar, 350012, Russia

Статья посвящена анализу возможностей интерактивной лекции как средству активизации процесса усвоения информации, повышению интереса учащихся к изучаемой дисциплине и эффективности учебного процесса в аспекте достижения большей глубины понимания учебного материала. Цель исследования - анализ одного из интерактивных методов обучения, а именно интерактивной лекции, с позиции вовлечения участников лекции в процесс познания, их активности и развития речевых умений на примере проведения лекционных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе.

Для доказательности успешности применения интерактивных лекций автором рассматриваются такие понятия, как «интерактивное обучающее пространство», «интерактивные технологии», «интерактивная лекция». Кроме того, анализируются виды интерактивных лекций, их результативность с позиции реализации дидактических целей. В качестве методологической основы послужили идеи внедрения активных методов обучения современными учеными-педагогами, где центральным компонентом этой методологии выступает «модуль обучения», состоящий из законченного блока информации, целевой программы действий и методического руководства. В качестве методов исследования использовались как методы теоретического уровня (анализ современных инновационных методических технологий), так и методы экспериментально-теоретического уровня, предполагающие моделирование и экспериментальную апробацию активных форм обучения в интерактивном лекционном занятии. В статье автором анализируются приемы, используемые в интерактивной лекции с позиции вовлечения участников лекции в процесс познания при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе.

Теоретико-методологическое обоснование применения интерактивных технологий и методов вообще, и интерактивной лекции в частности, является научным вкладом в разработку общей методологии взаимодействия преподавателя и учащегося с целью активизации процесса усвоения информации, повышению интереса к изучаемой дисциплине и эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: интерактивное обучающее пространство; интерактивная лекция; методика преподавания русского языка; инновационные технологии; языковая компетенция.

The article analyzes the possibilities of interactive lectures as a means of activating the process of assimilation of information, increasing students ' interest in the studied discipline and the effectiveness of the educational process in terms of achieving a greater depth of understanding of the educational material. The aim of the research is to analyze one of the interactive teaching methods, namely interactive lectures, from the perspective of involving participants in the process of cognition, their activity and development of speech skills on the example of lectures on the subject «Russian language and culture of speech» in a non - linguistic University.

To prove the success of interactive lectures the author considers such concepts as» interactive learning space»,»interactive technologies». «interactive lecture.» In addition, the types ofinteractive lectures, their effectiveness from the standpoint of the implementation of didactic goals are analyzed. As a methodological basis, the ideas of the introduction of active teaching methods by modern scientists-teachers, where the Central component of this methodology is the «training module», consisting of a complete block ofinformation, the target program of action and methodological guidance. as methods ofrese arch were used as methods oftheoreticallevel (analysis of modern and innovative teaching technologies), and methods of experimental and theoretical level, involving the simulation and experimental testing of active learning in interactive lectures. In the article the author analyzes the techniques used in an interactive lecture from the position of involvement of the lecture participants in the process of cognition in the study of the discipline «Russian language and culture of speech» in a non-linguistic University.

Theoretical and methodological justification of the use of interactive technologies and methods in General, and interactive lectures in particular, is a scientific contribution to the development of a common methodology of interaction between the teacher and the student in order to enhance the process of assimilation of information, increase interest in the studied discipline and the effectiveness of the educational process.

Keywords: interactive learning space; interactive lecture; methods of teaching the Russian language; innovative technologies; language competenc.

В настоящее время в системе образования сложилась ситуация, когда методика обучения значительно отстает (в отдельных случаях не соответствует) от содержания и требований развивающейся парадигмы образования. Еще в период советской системы образования информационно-рецептивный метод обучения являлся основой при взаимодействии учителя и ученика. В то же время переход от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам обеспечивает альтернативность и вариативность в выборе методов и приемов подачи материала. Соответственно, в современной образовательной системе сформировалась тенденция к активному внедрению инновационных технологий, позволяющих на основе трансформации методических приемов изменить подход к научному познанию мира. В качестве такой технологии, которая задействует все возможные формы взаимодействия обучаемого и обучающего, является интерактивная лекция. Обращение к этому виду обучения связано, прежде всего, с тем, что в отличие от семинарских и лабораторных занятий, где используются все новейшие достижения в области мультимедий-

ных технологий и методических находок, лекция, как правило, проходит в традиционной форме. В свою очередь, сокращение лекционных часов требует от преподавателя максимального использования всех форм и приемов дидактики для вовлечения учащихся в когнитивный процесс.

Целью статьи является анализ одного из интерактивных методов обучения, а именно интерактивной лекции, с позиции вовлечения участников лекции в процесс познания, их активности и развития речевых умений. Иными словами, мы попытаемся проанализировать процесс «конверсии пассивной презентации в интерактивный опыт» [Кузнецов 2011: 103] на конкретных приемах и заданиях, используемых в процессе лекционных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе.

Прежде чем говорить об интерактивных формах обучения, есть необходимость затронуть понятие «интерактивное обучающее пространство», под которым понимается «фрагмент структурированного и адаптированного к конкретным целям обучения социального пространства обучения и презентации учебной информации» [Майорова 2007: 98]. Такой подход кардинально противоречит устоявшейся массовой модели обучения, где в силу следования жесткой регламентации учебного процесса игнорировался творческий потенциал, индивидуальные способности обучающихся. По мнению А. П. Майорова, введение понятия «интерактивное обучающее пространство» мотивировано возникшими противоречиями между объемом поступающей информации и недостаточно развитой системой как средств презентации, так и приемов ее использования в процессе выработки основных знаний и умений на учебном занятии [Майорова 2007: 100]. На современном этапе под интерактивными (от inter - «взаимный», act - «действовать») методами обучения понимаются «все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [Иоффе 2000: 144].

Методология исследования. Для анализа современных технологий, применяемых в интерактивном лекционном занятии, а также для обобщения уже существующих и создания

новых форм, основное внимание уделялось идеям таких ученых, как В. В. Давыдов [Давыдов 2000], который отмечает необходимость изучения ключевых понятий дисциплины через анализ частных явлений, форм и т.п. Кроме того, мы опирались на идеи внедрения активных методов обучения, представленные в работах А. М. Смолкина [Смол-кин 1991], А. А. Вербицкого [Вербицкий 2000], А. А. Балаева [Балаев 2006], Ю. О. Овакимян [Ова-кимян 2009], М. В. Кузнецова [Кузнецов 2011], Т. А. Стефановской [Стефановская 2011], О. В. Ломакиной [Ломакина 2013] и др., где анализируются основные направления интерактивного обучающего пространства. Есть основания полагать, что теоретические выводы в данных работах представляют собой ту необходимую информационную базу, которая будет помогать в процессе «конверсии пассивной презентации в интерактивный опыт» и создании конкретных приемов и заданий, используемых в процессе лекционных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» в высшем учебном заведении. За основу нашего исследования были взяты два новых направленияв интерпретации специализированного обучающего пространства, а именно инфраструктурное и парадигмальное [Майорова 2007], где наибольший интерес для нас представляет парадигмальное направление, связанное с трансформацией парадигмы образования в целом и с языковым обучением, а именно с формированием понятия языкового пространства в частности. Основной интерес в указанных работах представляет собой презентация учебного пространства, где центральным компонентом этой методологии выступает «модуль обучения», состоящий из законченного блока информации, целевой программы действий и методического руководства [Давыдов 2000].

Исходя из того, что информационное образовательное пространство предполагает, как правило, традиционный подход, а именно трансляцию конкретных знаний от учителя к ученику на основе структурирования форм подачи материала в пространстве и времени, оно, кроме того, имеет различные выходы к инновационным методам развития навыков сотрудничества и ин-

терактивного обучения, к приемам сочетания индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, к внедрению исследовательских приемов и созданию учащимися конечного продукта их собственной творческой деятельности («распаковывание знаний») [Майорова 2007].

Соответственно, в качестве методов исследования использовались как методы теоретического уровня (анализ современных инновационных методических технологий), так и методы экспериментально-теоретического уровня, предполагающие моделирование и экспериментальную апробацию активных форм обучения в интерактивном лекционном занятии.

Обсуждение и результаты. Интерактивное обучение предполагает ситуацию, когда учащийся становится полноправным участником учебного процесса, причем новые знания добываются учащимся самостоятельно в процессе создания преподавателем соответствующей дискуссионно-проблемной ситуации. Согласимся с точкой зрения М. В. Фишер, что технологии интерактивного обучения представляют собой способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимодействия обучающего и обучаемого как субъектов учебной деятельности с позиции активизации процессов восприятия, памяти, внимания, творческого мышления и т.д. [Фишер 2010].

Если использование подобного метода в семинарско-практическом обучении не вызывает сомнений, то использование такого подхода в лекции требует создания определенной атмосферы и условий, так как учащиеся традиционно мотивированы на пассивное записывание материала на такого рода занятии.

Классическая лекция как учебная технология предполагает устное изложение преподавателем определенной информации по конкретной теме, где основной задачей обучающегося является получение и фиксирование данной информации. В свою очередь, интерактивная лекция - это погружение обучаемых в тему/проблему в результате хорошего взаимодействия преподавателя с учащимися на основе создания особой интеллектуальной атмосферы единения преподавателя и студентов.

В современных методических исследованиях представлены следующие виды интерактивных лекций [Кузнецов 2011]:

- проблемная лекция: постановка проблемы, решаемая в ходе изложения материала. Дидактические цели: развитие теоретического мышления и активизация познавательного интереса [Смолкин 1991];

- лекция-визуализация: создание проблемной ситуации и разрешение ее в ходе лекции с использованием средств информативной наглядности. Дидактические цели: создание психологической установки на изучение материала; развитие навыков усвоения наглядной информации;

- лекция-провокация: изложение материала с заранее запланированными ошибками, которое направлено не только на стимулирование эмоциональной и интеллектуальной активности обучаемых, но и на выполнение контролирующей функции. Дидактические цели: развитие теоретического мышления; создание стимулирующей и контролирующей ситуации;

- лекция-пресс-конференция: изложение материала лекции строится в виде связного изложения ответов на заранее полученные вопросы студентов. Дидактические цели: активизация мыслительной деятельности обучаемых; выработка умений задавания вопросов; контроль базовой информированности студентов; формирование представлений преподавателя о степени усвоен-ности нового материала;

- лекция-беседа: изложение материала строится на основе непосредственного контакта преподавателя с аудиторией (лекция-диалог). Дидактические цели: привлечение внимания студентов к наиболее важным вопросам темы; активизация мышления обучаемых;

- лекция-дискуссия: изложение материала основано на изложении темы со свободным включением обмена мнениями между преподавателем и обучаемыми. Дидактические цели: активизация познавательной деятельности студентов; контроль за преодолением негативных установок и ошибочных мнений конкретных учащихся.

Также в качестве интерактивных лекций рассматриваются такие формы, как командная

викторина, вкрапленные задания, активное резюмирование, дебрифинг и т.п.

В основе всех указанных видов лекций находятся такие признаки, как двусторонность, интерактивность, бинарность, регулируемость, многополярность, вариативность, мотивированность и эффективность. А в качестве форм обучения традиционно используются такие, как фасилитация, модерация, мозговой штурм, мотивационная речь и др.

Исходя из основной цели нашего исследования, рассмотрим приемы, используемые в интерактивной лекции, а также систему заданий, используемых с позиции вовлечения участников лекции в процесс познания при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в неязыковом вузе.

Прежде чем говорить и анализировать интерактивные приемы обучения на лекционном занятии, необходимо заметить, что вчерашние школьники, придя в вуз, в большинстве своем ориентированы на информационно-рецептивный метод обучения, а именно восприятие, осознание и фиксирование в памяти информации, полученной от учителя [Лернер 1993: 376]. Причем ограниченное количество часов на изучение русского языка в школе целиком идет на «натаскивание» на сдачу ЕГЭ, т.е. в сложившейся ситуации не может быть и речи ни о каком интерактивном обучении. Главное - успеть дать материал, довести до механизма выполнение заданий. Соответственно, уже на первых лекционных занятиях можно отметить крайнюю пассивность обучаемых не только в силу новой атмосферы обучения, нового окружения, но и в силу отсутствия стремления к креативному мышлению, отсутствия желания (да и умения) вести диалог с преподавателем, задавать вопросы, логически мыслить.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» отчасти знакома первокурсникам, хотя бы по отдельным темам. Материал структурирован таким образом, что дает возможность учащимся самим участвовать в формулировке правил, в резюмировании, в решении лингвистических задач прямо на лекционном занятии.

Нельзя сказать, что из вышеперечисленных видов интерактивной лекции при изучении

данной темы используется какая-то ее разновидность. В нашем случае целесообразнее будет говорить об использовании определенных приемов, где реализуется результативное взаимодействие преподавателя со студентами на основе создания особой интеллектуальной атмосферы. В процессе подачи материала используются методические приемы как проблемной лекции, так и лекции-провокации, лекции-дискуссии и т.д. Иначе говоря, интерактивность на лекционном занятии по культуре речи в нашем случае представляет собой некий конгломерат, где в соответствии с конкретным изучаемым вопросом используется тот или иной прием для взаимодействия преподавателя со студентами.

Рассмотрим эти приемы на конкретном материале. Погружение обучаемых в тему начинается уже на первой лекции «Понятие о культуре речи». Для выяснения преподавателем базовых знаний студентов целесообразно использовать прием «лекции-дискуссии», где выстраивается диалог по таким вопросам, как «Как вы понимаете словосочетание «культура речи»?», «Что значит говорить правильно?», «Что значит говорить понятно?», «Что значит говорить выразительно?». Далее студентам предоставляется возможность резюмировать высказанные мысли, а также самим дать определение понятию «культура речи».

Аналогичным образом рассматривается вопрос «Аспекты изучения культуры речи», где преподаватель лишь дает названия аспектов: нормативный, коммуникативный, этический. Первокурсники, взаимодействуя с преподавателем, самостоятельно пытаются объяснить значение каждого аспекта. Переходя от понятия «правильная речь» к вопросу о качествах хорошей речи, преподаватель может активно использовать как приемы дискуссии, так и провокации. Так, анализируя такие качества, как точность, логичность, чистоту, выразительность, уместность, богатство речи, можно продуктивно использовать иллюстративный речевой материал как из СМИ, так и примеры из бытового общения. Студенты всегда активно реагируют на живую речь и самостоятельно формулируют правила, исправляют ошибки, резюмируют сказанное. Уже на пер-

вой лекции первокурсники получают установку на последующее взаимодействие на лекционных занятиях. Причем такой подход, а именно двустороннее сотрудничество, не дает возможности учащимся отвлекаться, так как всегда нужно быть в курсе происходящего на лекции, где надо успевать не только записывать, но и мыслить, участвовать в диалоге.

Продолжая анализировать названную лекцию, переходим к более серьезным вопросам. Необходимо рассмотреть такие понятия, как «язык» и «речь». Опыт показывает, что в силу большой занятости при подготовке к ЕГЭ, учителя никоим образом не затрагивают такие «абстрактные (на их взгляд)» вопросы. Для первокурсников нет особой разницы в этих понятиях. Здесь на помощь приходят такие приемы, как «проблемные вопросы», «вопросы-провокации» типа «Язык и речь -это одно и то же?», «В чем отличие языка от речи?», «Что такое, по-вашему, язык?», а затем, собрав по крупицам отдельные высказывания, мы, как правило, вместе формулируем определения данных понятий [Павловская, Федотова 2018]. Для закрепления этого вопроса предлагается заполнение на доске таблицы, которая систематизирует полученные на лекции знания:

ЯЗЫК РЕЧЬ

абстрактен -

- линейна

воспроизводим -

- актуальна

инвариантен -

- опыт индивидуума

объективен -

- динамична

Следующий модуль «Нормативный аспект» предполагает рассмотрение орфоэпических, лексических и грамматических норм русского литературного языка. Причем каждый вид норм предполагает свой вид интерактивной лекции. Если тема «Орфоэпическая норма» практически целиком носит исключительно информатив-

ный характер, то «Лексическая норма» уже предполагает проблемную направленность, где получаемая на лекции информация усваивается как личностное открытие, как соучастие студентов в научном открытии [Федотова 2015]. Так, анализ видов речевых ошибок, безусловно, рассматривается на «отрицательном» речевом материале, где учащиеся выступают в роли корректоров и одновременно создателей тех или иных правил. Например, найти речевую ошибку в предложениях и сформулировать ее название: «Он говорил, оживленно жестикулируя руками», «В следующем году нашему коллективу предстоит большая работа по разработке перспективного плана предстоящей работы», «Мягкие линии в стиле «модерн» сделают ваш интерьер неповторимым и уникальным», «Администрация области уделяет большое значение вопросам восстановления производства» и т. п.

Учебный материал в проблемной лекции представляется в форме познавательной задачи, где присутствуют некоторые противоречия в ее условиях, которые завершаются вопросами, объективизирующими данное противоречие. По мнению А. А. Вербицкого, компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме [Вербицкий 2001]. Соответственно, проблемная ситуация возникает в результате обнаружения противоречий, где затем формулируется правило. Элементы проблемной лекции очень удачно «вписываются» при изучении отдельных вопросов по теме «Грамматические нормы». Так, при рассмотрении вопроса «Род аббревиатур» студентам предлагается следующее противоречие: почему в аббревиатурах ООН (ж. р.), МГУ (м. р.) род определяется по стержневому компоненту, а такие аббревиатуры, как ЗАГС, МИД, ВУЗ - имеют только мужской род вне зависимости от рода стержневого компонента. Такая постановка вопроса значительно активизирует мыслительную деятельность первокурсников, так как, как правило, данный вопрос в школе не затрагивается.

Использование интерактивного обучения в общем, и интерактивной лекции в частности, априори направлено на формирование компетенции, предусмотренной ФГОС, а именно «владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановкецелей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи». Иначе говоря, интерактивный подход необходим для успешного формирования названной компетенции [Тимошенко 2015].

Таким образом, применение интерактивных технологий и методов способствует активизации процесса усвоения информации, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, способствует достижению большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой - проведение такого рода лекций требует более высокий уровень подготовки преподавателя, так как в основе успешности его деятельности лежит не только владение традиционными методиками преподавания, но и умение модернизации их в соответствии с базовыми знаниями учащихся, спецификой темы, современными достижениями науки и техники [Кузнецов 2011]. Использование в учебном процессе интерактивных лекций трансформирует роль преподавателя. Он становится менеджером учебного процесса, оказывая адресную помощь студентам в случае необходимости, и, формируя индивидуальные траектории изучения курса каждым из студентов в своем собственном темпе, в соответствии с графиком изучения дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 2006.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 2001.

3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.

4. Иоффе А. Н. Активная методика - залог успеха / А. Н. Иоффе // Гражданское образование: материалы меж-

дународного проекта / редкол.: Г. А. Бордовский [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

5. Кузнецов М. В. Интерактивная лекция как методическая среда для развития речевых умений в их комбинации // Вестник ТГУ 2011. №8. С. 103-108.

6. Лернер И. Я. Информационно-рецептивный метод // Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.

7. Ломакина О. В. Восприятие и оценка студентами методов интерактивного обучения // Проблемы современного образования. 2013. №6. С.108-111.

8. Майорова О. А., Майоров А. П. Интерактивное обучающее пространство // Медицинский вестник Башкортостана. 2007. №6. С.97-101.

9. Овакимян Ю. О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения. М., 2009. 123 с.

10. Павловская О. Е., Федотова Т. В. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов по направлениям 36.04.02 - Зоотехния, 36.06.01 - Ветеринария и зоотехния. ФГБОУ ВО «КубГАУ». Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2018. 188 с.

11. Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991.

12. Стефановская Т. А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000.

13. Тимошенко Т. Е. Подходы к обучению бакалавров -лингвистов (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи») // Символ науки. 2015. №1-2. С. 86-88.

14. Федотова Т. В. Языковая компетенция как основа формирования языковой культуры студентов при изучении курса «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. 2015. №5. С. 72-80.

15. Фишер Н. В. Инновационные технологии в профессиональном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 03.01.2019).

REFERENCES

1. Balaev A. A. (2006) Aktivnye metody obucheniya [Active training methods]. Moscow. (in Russian)

2. Verbickij A. A. (2001) Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod [Active higher education: a contextual approach]. Moscow. (in Russian)

3. Davydov V. V. (2000) Vidy obobshcheniya v obuchenii: logiko-psihologicheskie problemy postroeniya uchebnyh predmetov [Types of generalization in training: logical and psychological problems of building educational subjects]. Moscow. (in Russian).

4. Ioffe A. N. (2000) Aktivnaya metodika - zalog uspekha [Active technique - key to success]. In: Grazhdanskoe obrazovanie materialy mezhdunarodnogo proekta [Civil education: international project materials]. St. Petersburg, pp. 382. (in Russian)

5. Kuznecov M. V. (2011) Interaktivnaya lekciya kak metodicheskaya sreda dlya razvitiya rechevyh umenij v ih kombinacii [Interactive lecture as a methodological environment for the development of speech skills in their combination]. Vestnik TGU [Bulletin of TSU], no 8, pp. 103-108. (in Russian).

6. Lerner I. Ya. (1993) Informacionno-receptivnyj metod [Information-receptive method]. In: Rossijskaya pedagogicheskaya ehnciklopediya: V2tt [Russian Pedagogical Encyclopedia: In 2 vols]. Moscow, pp. 608. (in Russian).

7. Lomakina O. V. (2013) Vospriyatie i ocenka studentami metodov interaktivnogo obucheniya [Students perceive and evaluate interactive learning methods]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], no 6, pp. 108-111. (in Russian).

8. Majorova O. A., Majorov A. P. (2007) Interaktivnoe obuchayushchee prostranstvo [Interactive Learning Space]. Medicinskij vestnik Bashkortostana [Medical Bulletin of Bashkortostan], no 6, pp. 97-101. (in Russian)

9. Ovakimyan Yu. O. (2009) Modelirovanie struktury i soderzhaniya processa obucheniya [Modeling the structure and content of the training process]. Moscow. (in Russian)

10. Pavlovskaya O. E., Fedotova T. V. (2018) Russkij yazyk i kul'tura rechi : uchebnoe posobie dlya studentov po napravleniyam 36.04.02 - Zootekhniya, 36.06.01 -Veterinariya i zootekhniya. FGBOU VO «KubGAU» [Russian language and culture of speech: a textbook for students in the areas of36.04.02 - Zootechny, 36.06.01

- Veterinary and zootechny. FSBOU VO KubGAU] Krasnodar. (in Russian)

11. Smolkin A. M. (1991) Metody aktivnogo obucheniya [Active learning methods]. Moscow. (in Russian)

12. Stefanovskaya T. A. (2000) Tekhnologii obucheniya pedagogike v vuze [Technologies for teaching pedagogy at the university] Moscow. (in Russian)

13. Timoshenko T. E. (2015) Podhody k obucheniyu bakalavrov

- lingvistov (v ramkah discipliny «Russkij yazyk i kul'tura rechi») [Approaches to the training of bachelors - linguists (within the framework of the discipline «Russian language and speech culture»)]. Simvol nauki [Symbol of science], no1-2, pp. 86-88. (in Russian)

14. Fedotova T. V. (2015) Yazykovaya kompetenciya kak osnova formirovaniya yazykovoj kul'tury studentov pri izuchenii kursa «Russkij yazyk i kul'tura rechi» [Language competence as the basis for the formation of language culture of students when studying the course «Russian Language and Speech Culture»]. Russkaya slovesnost' [Russian literature], no 5, pp. 72-80.

15. Fisher N. V. (2010) Innovacionnye tekhnologii v professional'nom obrazovanii [Innovative Technologies in Vocational Education]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], no 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-professionalnom-obrazovanii.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.