Научная статья на тему 'Интерактивные образовательные технологии в преподавании теоретической фонетики английского языка'

Интерактивные образовательные технологии в преподавании теоретической фонетики английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / INTERACTIVITY / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPETENCE / TESTING / THEORETICAL PHONETICS OF THE ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Склярова Наталья Геннадиевна

В статье рассматриваются прогрессивные формы организации учебного процесса, используемые на лекционных и практических занятиях, а также для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка», такие как проблемные лекции, лекции-визуализации, имитация научного диспута, групповое решение творческих задач, мозговой штурм, методика затрудняющих условий, тестирование. Их внедрение в образовательный процесс способствует повышению интереса студентов к дисциплине, улучшению качественных показателей ее усвоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THEORETICAL PHONETICS OF THE ENGLISH LANGUAGE

The article examines the progressive forms of learning process organization such as problem lectures, visualization lectures, simulation of a scientific debate, group solution of creative tasks, brainstorming, method of complicating conditions, testing, which are used for lectures and practical classes, and to conduct the intermediate assessment of the subject “Theoretical phonetics of English”. Their implementation in the educational process enhances students' increase of interest in the discipline, improvement of the quality indications of its acquisition.

Текст научной работы на тему «Интерактивные образовательные технологии в преподавании теоретической фонетики английского языка»

Склярова Наталья Геннадиевна

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются прогрессивные формы организации учебного процесса, используемые на лекционных и практических занятиях, а также для проведения промежуточной аттестации по дисциплине "Теоретическая фонетика английского языка", такие как проблемные лекции, лекции-визуализации, имитация научного диспута, групповое решение творческих задач, мозговой штурм, методика затрудняющих условий, тестирование. Их внедрение в образовательный процесс способствует повышению интереса студентов к дисциплине, улучшению качественных показателей ее усвоения. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-3/56.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 203-205. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

Наиболее эффективными формами проведения самостоятельной работы являются проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на внеаудиторное изучение с применением основной и дополнительной литературы, конспектирование материалов, работа со справочной литературой, просмотр фильмов и написание эссе, подготовка рефератов и докладов по определенной проблеме или теме и пр.

В заключение следует отметить, что содержание обучения и подход к организации учебного процесса могут варьироваться в зависимости от общей культуры студентов, их уровня владения английским языком, интересов и потребностей.

Список литературы

1. Поляков О. Г. История и культура англоязычных стран: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. 59 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки - 45.03.02 Лингвистика. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 940 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf (дата обращения: 18.09.2016).

3. Datesman M. K., Crandall J. A., Kearny E. N. American Ways. An Introduction to American Culture. 3rd edn. White Plains, N. Y.: Pearson; Longman, 2005. 296 p.

4. Dennis A. Spotlight on Australia. Melbourne: Oxford University Press, 2000. 134 p.

5. McDowall D. An Illustrated History of Britain. Harlow, Essex: Pearson; Longman, 2001. 188 p.

6. O'Callaghan B. An Illustrated History of the USA. Harlow, Essex: Pearson; Longman, 2001. 144 p.

7. O'Driscoll J. Britain for Learners of English. 2nd edn. Oxford: Oxford University Press, 2009. 224 p.

8. Ross D. Ireland. History of a Nation. New edn. New Lanark: Geddes & Grosset, 2005. 324 p.

9. Sauvé V. L., Sauvé M. Gateway to Canada. Toronto: Oxford University Press, 1997. 280 p.

10. Smith J. Exploring British Culture: Multi-Level Activities about Life in the UK. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 128 p.

11. Temple P. Presenting New Zealand: an Illustrated History. Auckland - Sydney - London - Cape Town: New Holland, 2008. 160 p.

12. Thomson G., Maglioni S. LifeLike: Multicultural Experiences in the English-Speaking World. Genoa: Cideb; Canterbury: Black Cat, 2005. 144 p.

OBJECTIVE, CONTENT AND BASIC APPROACHES TO TEACHING HISTORY AND CULTURE OF THE ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES TO THE FUTURE BACHELORS OF LINGUISTICS - FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Polyakov Oleg Gennadievich, Doctor in Pedagogy, Professor Tambov State University named after G. R. Derzhavin olegpo@rambler. ru

The article discusses the issues related to the formulation of objectives, selection of training content and choice of the approach to teaching the subject "History and culture of the English-speaking countries" to the future bachelors of Linguistics, who chose the profession of a foreign language teacher. The author gives the examples from the experience of the work program development and teaching this discipline in Tambov State University named after G. R. Derzhavin.

Key words and phrases: history and culture; the English-speaking countries; linguistics; objective; learning content; approach to teaching; lessons forms.

УДК 372.8+811.11

В статье рассматриваются прогрессивные формы организации учебного процесса, используемые на лекционных и практических занятиях, а также для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка», такие как проблемные лекции, лекции-визуализации, имитация научного диспута, групповое решение творческих задач, мозговой штурм, методика затрудняющих условий, тестирование. Их внедрение в образовательный процесс способствует повышению интереса студентов к дисциплине, улучшению качественных показателей ее усвоения.

Ключевые слова и фразы: интерактивность; интерактивные образовательные технологии; компетенция; тестирование; теоретическая фонетика английского языка.

Склярова Наталья Геннадиевна, д. филол. н., доцент

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону panochka@bk. ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Понятие «интерактивность» (от англ. interaction - взаимодействие) широко используется в различных областях, в том числе и в методике преподавания, где оно означает наличие обратной связи между средством обучения, педагогом и обучающимися. Интерактивные образовательные технологии являются универсальными

204

ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3

в том смысле, что независимо от изучаемого предмета или возраста учащихся они способствуют развитию критического мышления [3]. Данный факт обусловливает возможность и необходимость применения интерактивных методов в процессе преподавания теоретических дисциплин, в том числе на иностранном языке.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика реализация компетентностного подхода при выполнении различных видов учебной работы по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка» предусматривает широкое использование интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития следующих общепрофессиональных компетенций:

- способности использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;

- способности видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимать их значение для будущей профессиональной деятельности;

- владения системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей;

- способности свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;

- способности выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту [4].

В частности, с помощью электронных презентаций лекционный материал по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка» можно дополнить схемами, рисунками, чертежами, диаграммами и т.п., которые сопровождаются связным развернутым комментированием преподавателя (так называемые лекции-визуализации).

Тема «История развития теории фонемы» (The development of the phoneme theory) и раздел «Основные теории слогообразования и слогоделения» (The main theories of syllable formation and syllable division) темы «Слоговая структура английского языка» (The syllabic structure of English) можно подавать в форме проблемных лекций. Сущность такого подхода состоит в критическом анализе существующих теорий с выделением достоинств и недостатков каждой.

На практических занятиях по теоретической фонетике английского языка можно имитировать ситуацию научного диспута, когда учащимся предлагается найти групповое решение различных творческих задач, в частности, сопоставить несколько определений одного фонетического термина, выявить сходства и отличия, установить, какие аспекты рассматриваемого явления акцентируются в каждой дефиниции, например:

Compare the following definitions of the word-stress [Сравните следующие определения словесного ударения]:

1. Word-stress is the singling out of one or more syllables in a word which is accompanied by the change of the force of utterance, pitch of the voice, qualitative and quantitative characteristics of the sound, which is usually a vowel [Словесное ударение - это выделение одного или более слогов в слове, сопровождаемое изменением интенсивности артикуляции, высоты голоса, качественных и количественных характеристик гласного звука].

2. Word-stress is a complex phenomenon, marked by the variations in force, pitch, quantity and quality [Словесное ударение - это сложное явление, отмеченное изменением силы артикуляции, высоты голоса, количественными и качественными вариациями].

3. Word-stress is a greater degree of prominence, given to one or more syllables in a word, which singles it out through changes in the pitch and intensity of the voice and results in qualitative and quantitative modifications of sounds in the accented syllable [Словесное ударение - это большая выделенность одного или более слогов, достигаемая через изменения высоты и напряженности голоса, в результате которых происходят количественные и качественные модификации звуков в ударном слоге] [5, с. 92].

Имитация ситуации научного диспута в сочетании с групповым решением творческих задач может также применяться при интерпретации различных научных положений, когда учащимся предлагается перефразировать сложные научные формулировки, конкретизировать обобщенные идеи, например:

Explain what is meant by the following statement [Объясните смысл следующего высказывания]:

Phonetic structures interact with society and change in response to different social functions [Фонетические структуры взаимодействуют с обществом и изменяются в зависимости от различных социальных условий] [Там же, с. 21].

Помощь преподавателя при интерпретации научных положений и формулировок состоит в наводящих вопросах.

Рассмотрим определение фонемы, предложенное Лондонской лингвистической школой: A phoneme may be described roughly as a family of sounds consisting of an important sound of the language together with other related sounds which take its place in particular sound-sequences or under particular conditions of length or stress [Фонему можно приблизительно охарактеризовать как семейство звуков, состоящее из основного звука, вместе с другими родственными звуками, которые замещают его в определенных позициях и определенном окружении]. Здесь студентам необходимо обратить внимание на метафору «семейство звуков», на словосочетание «описать приблизительно», а также на то, что в этой дефиниции отражено взаимоисключение вариантов фонемы, а также заложена современная классификация аллофонов.

Имитация ситуации научного диспута возможна также в сочетании с методом затрудняющих условий, когда студенты, ограниченные временными рамками, должны выработать собственное определение фонетического явления, например:

Develop your own definition of the phoneme which would reflect the following three aspects [Сформулируйте собственное определение фонемы, которое бы отражало следующие три аспекта]:

1. The phoneme is a real, material and objective unit because it is actualized in speech in the form of sounds which have definite acoustic and articulatory features, independent of the will of the speaker [Фонема является материальной, реальной и объективно существующей единицей, поскольку она реализуется в речи в форме звуков, которые имеют определенные артикуляционные и акустические свойства, независящие от желания говорящего индивида].

2. The phoneme is a functional unit because actually pronounced speech sounds constitute, help to recognize and distinguish morphemes, words and sentences thus performing constitutive, recognitive and distinctive functions [Фонема является функциональной единицей, поскольку звуки, будучи ее материальным воплощением, выполняют функции образования, распознавания и разграничения морфем, слов и предложений].

3. The phoneme is a generalized and abstractional unit because it is reflected in the mind of the speaker as a generalization of and an abstraction from a number of speech sounds, which are its variants [Фонема является абстрактной и обобщенной единицей, поскольку она выводится путем неосознанного абстрагирования и обобщения из некоторого количества ее звуковых вариантов и отражается в сознании каждого представителя языкового коллектива] [Там же, с. 52].

При работе с терминологией используется мозговой штурм.

В связи с тем, что интерактивность понимается также как использование взаимодействия компьютера и пользователя [2], в процессе преподавания дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка» применяются технологии дистанционного тестирования. Согласно Т. М. Балыхиной, тест является базовым понятием тестологии, представляющим собой систему заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету, позволяет установить уровень сформированное™ знаний, умений и навыков тестируемого [1, с. 83]. Главные преимущества методики тестового контроля заключаются в ее объективности, обусловливающей оптимальный контроль полученных знаний, несложной процедуре сравнения ответов с заранее подготовленными эталонами, а также в непосредственной фиксации и возможности статистической обработки результатов тестирования, позволяющей дать максимум достоверной информации об испытуемом. Кроме этого, методика тестового контроля способствует созданию варианта обучения, направленного на успешное решение учебных задач при рациональных затратах времени студентов и преподавателя, повышает эффективность учебного процесса путем повторения и закрепления пройденного материала, помогает развитию памяти, внимания и других способностей личности.

Полиморфные электронные тесты для промежуточной аттестации по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка», выполняемые в программе Microsoft Excel, включают задания следующих типов: исключение лишнего элемента, установление правильной последовательности, перекрестный выбор, оценка правильности суждения (подтверждение или опровержение), закрытые тесты множественного выбора, тесты свободного выбора, в том числе на подстановку пропущенного элемента.

Разработка и внедрение эффективной системы повторения и закрепления пройденного материала, основанной на прогрессивных формах организации учебного процесса, способствует улучшению качественных показателей обучения дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка», самосовершенствованию в профессиональной сфере, позволяет привести процесс преподавания в соответствие с современными требованиями.

Список литературы

1. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: Изд-во МГУП, 2000. 160 с.

2. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova

(дата обращения: 15.07.2016).

3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс].

URL: http://methodological_terms.academic.ru (дата обращения: 15.07.2016).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ

от 7 августа 2014 г. № 940 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70734844/ (дата обращения: 15.07.2016).

5. Склярова Н. Г. Основы теории первого иностранного языка. Теоретическая фонетика английского языка: учеб. пособие.

Ростов н/Д: Изд-во Юж. фед. ун-та, 2015. 138 с.

INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THEORETICAL PHONETICS

OF THE ENGLISH LANGUAGE

Sklyarova Natal'ya Gennadievna, Doctor in Philology, Associate Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don panochka@bk. ru

The article examines the progressive forms of learning process organization such as problem lectures, visualization lectures, simulation of a scientific debate, group solution of creative tasks, brainstorming, method of complicating conditions, testing, which are used for lectures and practical classes, and to conduct the intermediate assessment of the subject "Theoretical phonetics of English". Their implementation in the educational process enhances students' increase of interest in the discipline, improvement of the quality indications of its acquisition.

Key words and phrases: interactivity; interactive educational technologies; competence; testing; theoretical phonetics of the English language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.