Поляков Олег Геннадиевич
ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН БУДУЩИМ БАКАЛАВРАМ ЛИНГВИСТИКИ - УЧИТЕЛЯМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В статье обсуждаются вопросы, связанные с постановкой цели, отбором содержания обучения и выбором подхода к преподаванию дисциплины "История и культура англоязычных стран" будущим бакалаврам направления подготовки "Лингвистика", выбравшим профессию учителя иностранных языков. Приводятся примеры из опыта разработки рабочей программы и преподавания данной дисциплины в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-3755.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 200-203. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
200
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3
УДК 802.0
В статье обсуждаются вопросы, связанные с постановкой цели, отбором содержания обучения и выбором подхода к преподаванию дисциплины «История и культура англоязычных стран» будущим бакалаврам направления подготовки «Лингвистика», выбравшим профессию учителя иностранных языков. Приводятся примеры из опыта разработки рабочей программы и преподавания данной дисциплины в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина.
Ключевые слова и фразы: история и культура; англоязычные страны; лингвистика; цель; содержание обучения; подход к преподаванию; формы проведения занятий.
Поляков Олег Геннадиевич, д. пед. н., профессор
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина [email protected]
ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН БУДУЩИМ БАКАЛАВРАМ ЛИНГВИСТИКИ -УЧИТЕЛЯМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Дисциплина «История и культура англоязычных стран» играет важную роль в подготовке бакалавров направления «Лингвистика», в том числе будущих учителей и преподавателей иностранных языков. Опыт создания рабочих программ и преподавания данной дисциплины позволяет рассмотреть в данной статье вопросы, связанные с формулированием цели, отбором содержания обучения и поиском путей совершенствования учебного процесса.
Отправным документом для решения вышеназванных задач при разработке основной образовательной программы и рабочей программы дисциплины является федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [2]. В нашем случае - в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина - дисциплина «История и культура англоязычных стран» приобрела статус дисциплины по выбору с целью сформировать у будущих бакалавров ряд компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, а именно:
- общекультурных, таких как способность действовать сообразно принципам культурного релятивизма и согласно этическим нормам, предусматривающим отход от этноцентризма и уважение своеобразия культуры носителей изучаемого языка и их ценностей; социокультурная и межкультурная компетенции, создающие условия для адекватного межличностного и профессионального общения;
- общепрофессиональных, таких как способность понимать связи между изучаемыми дисциплинами, осознавать их роль в будущей профессиональной деятельности; владение нравственно-этическими нормами поведения, характерными для инокультурного социума; готовность применять модели социальных ситуаций, а также сценарии, свойственные для взаимодействия в межкультурном контексте; готовность к преодолению влияния стереотипов и участию в межкультурном диалоге в общей и профессиональной сферах общения;
- профессиональных, таких как владение контекстными и интеракциональными знаниями, которые необходимы для преодоления влияния стереотипов и приспособления к изменяющимся условиям в ходе общения с представителями иных культур; способность моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов [Там же].
Перечисленные компетенции позволили при разработке рабочей программы дисциплины «История и культура англоязычных стран» обозначить ее цель как, во-первых, обобщение, систематизация и обогащение знаний будущих бакалавров - учителей и преподавателей иностранных языков о жизни и культуре Великобритании и Ирландии, США и Канады, Австралии и Новой Зеландии; во-вторых, развитие у них культурной восприимчивости и способности к правильной интерпретации и терпимости к проявлениям поведения в различных культурах; в-третьих, обеспечение базовой подготовки для дальнейшего изучения различных культурологических, лингвистических и др. проблем и проведения исследований, требующих знания данной дисциплины; в-четвертых, подготовка к практической реализации знаний о жизни и культуре англоязычных стран в процессе изучения английского языка и в его использовании в реальной жизни и, прежде всего, в профессиональной деятельности; в-пятых, содействие развитию автономности, критического мышления и рефлексии студентов и приобщение их к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке.
С учетом обозначенной цели и на основе анализа широкого спектра научной и учебной литературы [1; 3-12] было отобрано тематическое содержание дисциплины, преподаваемой на английском языке.
Раздел 1. История Британии и Ирландии:
Начало британской истории. Доисторический период; кельты; римляне. Вторжение саксов; Христианство: сотрудничество церкви и государства; викинги. Королевства кельтов: Уэльс, Ирландия, Шотландия.
Раннее средневековье. Норманнское завоевание; феодализм; «Магна Карта» и упадок феодализма. Могущество королей Англии; церковь и государство; зарождение Парламента; отношения с кельтами. Усиление государственной власти; правосудие; религиозные убеждения; жизнь простых людей в городах и сельской местности; рост городов; развитие языка, литературы и культуры.
Позднее средневековье. Война с Шотландией и Францией; эпоха рыцарства; чума; бедняцкие бунты; ересь и ортодоксальность. Кризис королевской власти и знати; Уэльс, охваченный восстанием; 100-летняя война с Францией; война Роз; Шотландия. Власть и общество; положение женщин; язык и культура.
Эпоха правления Тюдоров. Рождение национального государства: новая монархия; реформация; борьба протестантов и католиков. Англия и ее соседи: Уэльс, Ирландия и Шотландия; новая внешняя политика; рост торговли в новой империи; Мария, королева шотландцев, и шотландская реформация; шотландский король для Англии. Власть и общество: парламенты эпохи Тюдоров; богатые и бедные в городе и сельской местности; быт; язык и культура.
Эпоха правления Стюартов. Парламент против королевской власти; религиозное разногласие; гражданская война. Республиканская Британия; католицизм, корона и новая конституционная монархия; Шотландия и Ирландия; отношения с другими странами. Революция мысли; жизнь и труд в эпоху правления Стюартов; семейный уклад.
Век XVIII. Политика и финансы; Дж. Уилкс и свобода; радикализм и потеря колоний в Америке; Ирландия; Шотландия. Жизнь в городе и селе: семья; быт. Революционные годы: промышленная революция; общество и религия; революция во Франции и наполеоновские войны.
Век XIX. Годы могущества и опасности: реформа; волнения рабочих; семья и быт. Годы стабильности: строительство железных дорог; рост влияния среднего класса; рост больших городов; население и политика; королева Виктория и империя; Уэльс, Шотландия и Ирландия. Конец века: социально-экономическое улучшение; важность спорта; перемены в мышлении; приближение войны.
Век XX. Новое тысячелетие. Британия в войнах: Первая мировая война; рост влияния Лейбористской партии; права женщин; Ирландия; разочарование и депрессия; Вторая мировая война. Новый международный порядок; государство всеобщего благосостояния; новая Британия; популярная монархия; конец империи; отношения Британии с Европой и США; Северная Ирландия; Шотландия и Уэльс; годы тревоги; новая политика; прошлое, настоящее и будущее Британии.
История Ирландии. Начало ирландской истории. Становление страны и Церковь. Вторжение викингов. Приход англичан и присоединение Ирландии к Англии. Англо-ирландское/протестантско-католическое противостояние. Борьба за независимость в XX веке.
Раздел 2. История США, Канады, Австралии и Новой Зеландии:
Новый свет. Начало истории США. Первые американцы. Открытие Америки европейцами. Начинания компании «Виргиния». Пуританская Новая Англия. Колониальная жизнь в Америке. Корни революции. Борьба за независимость.
Новая нация. Создание новой страны. Годы становления. Продвижение на запад - к Тихому океану. Север и Юг. Гражданская война. Реконструкция.
Годы роста. Строительство шахт и дорог, разведение крупного рогатого скота. Разработка земель Великих равнин. Последнее противостояние американских индейцев. Изобретатели и развитие промышленности. Золотые врата: иммиграция. Реформаторы и прогрессивные деятели. Американская империя.
Американцы в XX веке. Война и мир. «Ревущие» двадцатые. Крах и депрессия. Новое «дело» Рузвельта. Арсенал демократии. Процветание и проблемы. Чернокожие американцы.
США - супердержава. Холодная война и Корея. Балансирование террора. Годы Вьетнамской войны. Американские «задворки». Конец холодной войны? Американский век.
История Канады. Освоение и заселение канадских земель европейцами. Колония Новая Франция. Борьба за власть. Рождение нации. Строительство национальной железной дороги. Канада в XX-XXI вв.
История Австралии. Аборигены. Открытие Австралии и ее освоение британцами. Заселение страны иммигрантами. Страна в XX-XXI вв.
История Новой Зеландии. Открытие островов европейцами. Освоение земель и войны с маори. Страна в XX-XXI вв.
Раздел 3. Культура англоязычных стран 1: Население. Города и сельская местность. Государственное устройство. Международные отношения. Экономика. Правоохранительная система:
Население: «плавильный котел» по-британски; расизм; классовая система. Язык: происхождение английского языка; другие языки Британии; диалекты английского языка; сексизм и язык; Comprehensive Grammar of the English Language by Quirk, Greenbaum, Leech and Svartvik - книга правил; мировой язык. Демографическая и языковая ситуация в Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Города: отношение к городу; мега-города. Сельская местность: ландшафт; фермер - герой или злодей? Окружающая среда: образ зеленой и приятной страны; действительное положение дел; изменение климата; проблема использования ядерной энергии; отходы; экология и сельскохозяйственное производство; политика зеленых.
Государственное устройство Великобритании: королевство; ненаписанная конституция; монархия; разделение властей; кабинет министров; двухпартийная система; Палата лордов; новая конституция; Британия и Европейский Союз; местное управление; передача властных полномочий Вестминстера Шотландскому парламенту и Валлийской ассамблее; Северная Ирландия. Политические партии: стиль британской политики; партии меньшинства; две крупнейшие партии; политические проблемы. Государственное устройство и политическая ситуация в Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Отношения с зарубежными странами: Британия и Европа; Содружество; участие в НАТО и ООН; вооружение и вооруженные силы; отношения с США, Испанией (проблема Гибралтара), Ирландией и Ближним Востоком; российско-британские отношения. Отношения России с Ирландией, США, Канадой, Австралией и Новой Зеландией.
202
ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3
Экономика: свободная торговля; природные ресурсы; промышленное производство и сфера услуг; теневая экономика; сильные и слабые стороны британской экономики; тендерный аспект занятости; главная задача экономики - повышение качества жизни. Экономика Ирландии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Правоохранительная система Британии: имидж современного полицейского; полисмены - бобби; полиция без огнестрельного оружия; «нулевая толерантность»; английское законодательство; виды судов; проблемы правосудия; цена преступления. Правоохранительные системы Ирландии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Раздел 4. Культура англоязычных стран 2: Образование. Здравоохранение. Религии. СМИ. Искусство и индустрия развлечений:
Образование: исторический экскурс; современная система образования; типичная средняя школа Лондона; университеты Британии и Ирландии; непрерывное образование. Образование в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Здравоохранение и благосостояние Британии: Национальная служба здравоохранения: гордость и отчаяние; проблема здоровья нации; социальная защита; большая проблема - бездомные; благотворительность. Здравоохранение в Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Религия и верования: Англиканская церковь; другие церкви Британии: ислам, индуизм, иудаизм, сикхизм. Религиозная ситуация в Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Средства массовой информации: газеты; телевидение; радио Великобритании и Ирландии. Транспорт и коммуникации: средства передвижения по стране; повальное увлечение автомобилями; проблемы общественного транспорта и интегрированная транспортная система как их окончательное решение; почта; телефон. СМИ США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Кино, театр и литература. Изобразительное искусство и архитектура: особенности британской архитектуры; Р. Роджерс (Купол тысячелетия); живопись; сегодняшнее британское искусство. Музыка: поп и рок; классическая музыка; народная музыка и джаз. Искусство в Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Мода и стиль: индустрия моды; мода и реальность; стиль жизни. Еда и напитки: проблема имиджа британской кухни: исторический экскурс; чай; английская пивная - паб; этнические кухни в Британии. Досуг: отпуск/каникулы; do-it-yourself и другие способы приятного времяпрепровождения; нездоровые удовольствия: азартные игры, наркотики, алкоголь; эксцентричность. Спорт: спортивные изобретения; спорт сегодня; спорт и насилие и другие проблемы. Индустрия развлечений, отдых и спорт в Ирландии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Переходя к вопросу о подходах к преподаванию истории и культуры стран изучаемого языка, необходимо отметить, что они во многом предопределяются целью и содержанием обучения, а также прекрасными возможностями, которые предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы, кино.
Как показывает опыт, наиболее эффективными являются активные и интерактивные формы проведения занятий: дискуссии, разбор конкретных ситуаций (метод кейсов), мультимедиа-презентации, сопровождаемые обсуждением и дебрифингом рефлексивного характера, которые в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.
Приведем примеры заданий:
1. Обсудите следующие вопросы:
In what sense can the following be referred to as the foundation stones of British history - Britain's climate and geographical position, its prehistory, the Celts and the Romans?
What was the impact of the Saxon invasion on different aspect of life and culture?
2. Выскажите свое мнение по следующему вопросу:
At present there is discussion in Britain about the idea of establishing a 'national day' (which it has never had). National days usually commemorate some important event in a country's history. Which event in British history do you think is most worthy of such commemoration?
3. Обсудите следующие вопросы:
Who were the first Americans?
What explorers from Europe do you know and why is America called America?
4. Выскажите свое мнение по следующему вопросу:
Why is the 20th century sometimes called the American century?
5. Ознакомьтесь с информацией о культурном разнообразии Канады. Обратите внимание на три аспекта данной проблемы: географическое, языковое и собственно культурное разнообразие. Насколько это отличается от других англоязычных стран?
6. Обсудите следующие вопросы:
A British Prime Minister has no status in law which puts him or her above other politicians. So why are modern British PMs so powerful?
Local government in Britain is responsible for most of the things that affect people in everyday life. So why do so few people bother to vote in local elections in Britain?
7. Ознакомьтесь с информацией об образовании в США. Насколько американская система образования отличается от соответствующих систем других англоязычных стран?
8. Обсудите следующие вопросы:
Why do religious groups in Britain today sometimes clash with the government?
In what ways do British national newspapers differ from each other? Are there similar distinctions which can be made between types of newspaper in other English-speaking countries and Russia?
Наиболее эффективными формами проведения самостоятельной работы являются проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на внеаудиторное изучение с применением основной и дополнительной литературы, конспектирование материалов, работа со справочной литературой, просмотр фильмов и написание эссе, подготовка рефератов и докладов по определенной проблеме или теме и пр.
В заключение следует отметить, что содержание обучения и подход к организации учебного процесса могут варьироваться в зависимости от общей культуры студентов, их уровня владения английским языком, интересов и потребностей.
Список литературы
1. Поляков О. Г. История и культура англоязычных стран: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. 59 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки - 45.03.02 Лингвистика. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 940 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf (дата обращения: 18.09.2016).
3. Datesman M. K., Crandall J. A., Kearny E. N. American Ways. An Introduction to American Culture. 3rd edn. White Plains, N. Y.: Pearson; Longman, 2005. 296 p.
4. Dennis A. Spotlight on Australia. Melbourne: Oxford University Press, 2000. 134 p.
5. McDowall D. An Illustrated History of Britain. Harlow, Essex: Pearson; Longman, 2001. 188 p.
6. O'Callaghan B. An Illustrated History of the USA. Harlow, Essex: Pearson; Longman, 2001. 144 p.
7. O'Driscoll J. Britain for Learners of English. 2nd edn. Oxford: Oxford University Press, 2009. 224 p.
8. Ross D. Ireland. History of a Nation. New edn. New Lanark: Geddes & Grosset, 2005. 324 p.
9. Sauvé V. L., Sauvé M. Gateway to Canada. Toronto: Oxford University Press, 1997. 280 p.
10. Smith J. Exploring British Culture: Multi-Level Activities about Life in the UK. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 128 p.
11. Temple P. Presenting New Zealand: an Illustrated History. Auckland - Sydney - London - Cape Town: New Holland, 2008. 160 p.
12. Thomson G., Maglioni S. LifeLike: Multicultural Experiences in the English-Speaking World. Genoa: Cideb; Canterbury: Black Cat, 2005. 144 p.
OBJECTIVE, CONTENT AND BASIC APPROACHES TO TEACHING HISTORY AND CULTURE OF THE ENGLISH-SPEAKING COUNTRIES TO THE FUTURE BACHELORS OF LINGUISTICS - FOREIGN LANGUAGE TEACHERS
Polyakov Oleg Gennadievich, Doctor in Pedagogy, Professor Tambov State University named after G. R. Derzhavin olegpo@rambler. ru
The article discusses the issues related to the formulation of objectives, selection of training content and choice of the approach to teaching the subject "History and culture of the English-speaking countries" to the future bachelors of Linguistics, who chose the profession of a foreign language teacher. The author gives the examples from the experience of the work program development and teaching this discipline in Tambov State University named after G. R. Derzhavin.
Key words and phrases: history and culture; the English-speaking countries; linguistics; objective; learning content; approach to teaching; lessons forms.
УДК 372.8+811.11
В статье рассматриваются прогрессивные формы организации учебного процесса, используемые на лекционных и практических занятиях, а также для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Теоретическая фонетика английского языка», такие как проблемные лекции, лекции-визуализации, имитация научного диспута, групповое решение творческих задач, мозговой штурм, методика затрудняющих условий, тестирование. Их внедрение в образовательный процесс способствует повышению интереса студентов к дисциплине, улучшению качественных показателей ее усвоения.
Ключевые слова и фразы: интерактивность; интерактивные образовательные технологии; компетенция; тестирование; теоретическая фонетика английского языка.
Склярова Наталья Геннадиевна, д. филол. н., доцент
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону panochka@bk. ru
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Понятие «интерактивность» (от англ. interaction - взаимодействие) широко используется в различных областях, в том числе и в методике преподавания, где оно означает наличие обратной связи между средством обучения, педагогом и обучающимися. Интерактивные образовательные технологии являются универсальными