Научная статья на тему 'Программа курса лекций "мир Британии"'

Программа курса лекций "мир Британии" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
997
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса лекций "мир Британии"»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3

А.Л. Назаренко

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ "МИР БРИТАНИИ"

Пояснительная записка

Настоящий курс лекций состоит из двух модулей - "История Британии" и "Современная Британия". Он предназначен для студентов III курса (5-й и 6-й семестры) отделения преподавания иностранных языков и рассчитан на 68 аудиторных часов (по 2 часа в неделю). Он также предполагает минимум 50 часов самостоятельной работы.

Хотя данный курс изначально создавался и в течение ряда лет читается для студентов, изучающих английский язык как второй иностранный, он читается на английском языке и может быть поэтому использован (и уже использовался с увеличением объема самостоятельной работы студентов) в программах второго высшего и дополнительного образования, в частности в программе "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации".

Концептуальной основой дисциплины "Мир изучаемого языка" вообще является сочетание широкого общегуманитарного подхода, формирующего у студентов гуманистические мировоззренческие представления, со спецификой культурного своеобразия определенной "общности" людей, объединенных одним языком (в данном случае английским), но разъединенных историческим путем, территорией и государственностью (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Канада). Определенное внимание в курсе уделяется взаимодействию языка и культуры, отражению и преломлению специфических культурных понятий и концептов в языке. Именно поэтому курс является скорее этнолингвокультурологическим, нежели страноведческим или лингвострановедческим.

В условиях нарастающей глобализации, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека, представляется особенно важным сформировать у молодых людей, которым предстоит жить в новом глобализированном обществе, четкие представления о культурном многообразии мира и ценности культурных традиций и культурного наследия, о бережном отношении к собственной культуре и необходимости сохранения своей культурной идентичности при непременном уважении чужой культуры и толерантности ко всем формам ее проявления. Этому в немалой степени поможет изучение особенностей чужой культуры, в данном случае неоднородной культуры англоязычного мира, и в частности того, что является предметом данного курса, - культуры и истории Великобритании.

Еще одной тенденцией современности является информатизация общества, поэтому формирование информационной компетентности у будущих специалистов представляется столь же важным, как и формирование общекультурной, межкультурной и языковой компетенций, о которых говорилось выше. Особенностью данного курса является то, что наряду с традиционным изучением материала, основанного на базовом учебнике и дополнительной рекомендованной литературе, студентам предлагается самостоятельно искать информацию по каждой изучаемой теме в Интернете, тщательно анализировать ее с точки зрения релевантности и достоверности и отбирать по этим критериям как для представления ее в виде письменной работы или устной презентации, так и для составления виртуальной библиографии (сайтотеки) по изучаемому курсу для возможного дальнейшего использования всей группой при подготовке к зачетам, экзаменам, к устной презентации или для написания курсовых работ.

В курсе успешно применяются новые формы работы, также предполагающие использование информационных технологий. В частности, непременным условием является участие студентов в форуме, где они должны высказать свою аргументированную точку зрения (основанную на изученном материале) на вопрос или проблему, сформулированные преподавателем и вывешенные на его сайте в Интернете, а также вступить в дискуссию по данной проблеме со своими одногруппниками.

Возможно использование блогов с целью более глубокой проработки определенных тем или вопросов (например, "Кельты и кельтская культура от Стоунхенджа до наших дней"). Создавая блог и просматривая большое количество веб-сайтов в Интернете, студенты учатся отбирать информацию, имеющую образовательную ценность, компоновать из нее сжатые сообщения, акцентируя внимание на самом важном. Таким образом, к концу курса / семестра общими усилиями собирается информационный ресурс, своего рода "копилка" по определенной теме, работая над созданием которой студенты помимо приобретения знаний по изучаемому предмету совершенствуют свое знание английского языка, навыки поискового чтения и научного письма, развивают критическое мышление и овладевают информационной компетенцией.

В курсе также широко используются мультимедийные материалы: каждая лекция сопровождается показом слайдов в PowerPoint, которые включают как текстовый материал, представляющий собой тезисное изложение содержания лекции, так и фотографии, карты, репродукции и другой иллюстративный материал. Довольно часто используются фильмы, как образовательные учебные, так и художественные, основанные на исторической тематике. Визуализация способствует созданию конкретного внутреннего образа и

более успешному запоминанию, осознанию и освоению изучаемого материала. Сжатое текстовое содержание, представленное в слайдах, позволяет студенту получить сразу четко структурированное представление о вводимом новом материале, что облегчит дальнейшую самостоятельную работу по его расширению и обобщению.

Цель данного курса - показать студентам историческую перспективу развития британского общества, проследить формирование нации, познакомить с особенностями ее культуры и языка, ее менталитета, образа жизни, традиций. Получая представление о современной Великобритании, знакомясь с особенностями ее сегодняшней жизни и культуры как бы в горизонтальном срезе в модуле "Современная Британия", студенты углубляют свои знания о стране и "по вертикали", в диахроническом аспекте, изучая историю Британии, что дает им возможность проследить истоки тех явлений, которые определяют британское общество сегодня. Именно поэтому на фоне исторического процесса, который рассматривается в общих чертах, особо освещаются те моменты, которые оказали решающее влияние на формирование общества и государства, влияние, которое в той или иной степени ощущается и имеет свои проявления в настоящее время. Особое внимание уделяется раннему и средневековому периодам истории страны, так как именно в этот период происходили события, оказавшие определяющее влияние на формирование нации (завоевания Британии), на становление института парламентаризма (начиная с Великой хартии вольностей), на централизацию и усиление власти английской монархии (реформы Генриха VIII) и т.п. и не всегда достаточно широко освещенные в рекомендуемом учебнике.

Изучение истории и культуры страны в таком ракурсе вооружает будущих специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации "фоновыми" знаниями, знаниями реалий страны изучаемого языка, которые необходимы для успешного межкультурного общения.

Контроль знаний осуществляется в виде оценивания текущей работы студентов (по результатам их письменных работ и устных сообщений на заданную тему), их участия в форуме (или блоге), содержания и презентации курсовой работы, а также финального экзамена.

Критерии оценки регулярных письменных работ и устных сообщений, сделанных на основе отбора материала из ресурсов Интернета, - релевантность (соответствие заданной тематике), информативность (не менее 2-3 конкретных фактов в установленном объеме текста - около одной печатной страницы), грамматически правильный язык, желательно научный стиль.

Задача форума - развитие критического мышления студентов. Поэтому при оценке выступлений на форуме в первую очередь по-

ощряются взвешенные научно аргументированные самостоятельные суждения по тому или иному вопросу.

Курсовая работа компаративного характера дает студентам возможность осмыслить то или иное явление на фоне аналогичного явления в собственной культуре, увидеть сходство и различие культурных миров, что в свою очередь создает представление о многогранности и в то же время о целостности общемирового исторического процесса и помогает осознать уникальное место и роль в нем каждого народа.

Курсовая работа, оформленная по установленным правилам и представленная в письменном варианте (10 печатных страниц), должна также презентоваться устно (предполагается защита ее основных положений и ответы на вопросы по ее содержанию).

Критерии оценки: адекватность (соответствие тематике, информативность, выдержанный объем), оригинальность (в подаче материала, подходов к анализу, выводов), уровень языка.

Экзамен предполагает выявление не столько знания отдельных фактов и дат, сколько в первую очередь понимания исторического процесса в его целостности, непрерывности и преемственности, его роли в формировании современного британского общества и национального сознания, представления об особенностях культуры и всех аспектах жизни современного британского общества.

Критерии оценки: системное представление об истории Британии, об этнокультурном своеобразии этого региона мира, конкретность ответов, привлечение дополнительных источников, соответствие требуемому уровню английского языка.

Общая оценка по курсу складывается из результатов оценивания учебной деятельности студентов по вышеназванным видам в следующих пропорциях:

1) выполнение регулярных домашних заданий по подбору соответствующего изучаемой теме материала и оформление отобранной информации в виде письменной работы с подготовкой к ее устному представлению в классе - 20%;

2) участие в форуме или блоге - 20%;

3) подготовка курсовой работы и ее защита - 30%;

4) ответ на экзамене - 30%.

МОДУЛЬ "ИСТОРИЯ БРИТАНИИ"

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Лекция 1. Введение

Островное положение Великобритании как основной фактор формирования культурно-исторических особенностей страны и

нации, особенностей национального менталитета и национальной идентичности. Влияние климата, географического положения и геологических факторов как на вышеупомянутый процесс, так и на процесс становления внутренних региональных отношений ("противостояние" север-юг, доминирование Англии).

Лекция 2. Доисторическая Британия: до и после появления человека

Геологические процессы и изменения климата на территории современных Британских островов до появления человека как основа дальнейшего развития страны и общества: детерминированность демографических процессов и основных занятий народонаселения.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) и люди каменного века. "Beaker People", иберийцы, их эволюция. От охоты и собирательства к началам сельского хозяйства. Культура каменных ограждений: Стоунхендж, Эйвбери, их предназначение (гипотезы и предположения). Barrows - погребальные курганы. Бронзовый век: появление имущественного и социального неравенства. Источники исторической информации об этом периоде.

Лекция 3. Кельты

Греческие и римские источники исторической информации о кельтах. Кельтские племена: пикты, скотты и бритты. Вторжение кельтов в Британию. Кельтские поселения. Социальная организация и образ жизни. Кельты - воины. Кельты - созидатели: ремесла и искусства. Сельское хозяйство. Религиозные верования. Кельтский эпос как исторический и культурный памятник. Кельтские языки в современной Британии.

Лекция 4. Завоевание Британии римлянами

Римская империя - краткая историческая справка. Нашествие римлян и покорение Британии. Предполагаемые причины нашествия. Сопротивление кельтов. Восстание Боадисеи. Стена Адриана. Римляне - солдаты и строители. Элементы римской цивилизации, внедренные в Британии: дороги (Уотлин-стрит), укрепления, мосты. Лондон. Города как центры управления и торговли. Водопровод, канализация. Римские бани. Виллы. Ассимиляция римской культуры кельтами (латинский язык, одежда, образ жизни). Рах Romana - 300 лет мира в Британии. Следы римского завоевания в современной Британии и в английском языке.

Лекция 5. Англы, саксы и юты

Нашествие варварских германских племен. Их изначальный ареал. Сопротивление кельтов. Англосаксонские государства на территории Британии. Общинный образ жизни англосаксов, их по-

селения. Сельское хозяйство. Земледелие: система принудительного севооборота, "полосное" землепашество. Животноводство. Натуральное хозяйство. Рост социального неравенства среди англосаксов: король Оффа. Захоронение в Саттон-Ху. Беовульф как исторический памятник. Королевства Нортумбрия, Мерсия и Уэссекс. Изменения в социальном управлении, постепенная утрата общинного самоуправления: шерифы, Уитенагемот - "совет мудрецов". Кельтское христианство. Святой Патрик. Король Артур. Вторичное обращение в христианство Святым Августином. Синод в Уитби (664 г.). Распространение просвещения. "Экклезиастическая история английского народа" Преподобного Беды. Превосходство Мерсии в VIII в. Эгберт из Уэссекса - первый король всей Англии.

Лекция 6. Нашествие викингов

Викинги (датчане). Континентальный ареал викингов. Викинги мореходы и торговцы. Социальная организация. Племенной образ жизни. Язычество. Первое нашествие викингов в VIII в. Сопротивление Уэссекса. Объединение мелких англосаксонских государств в царствование Альфреда Великого (871-899). Усиление Уэссекса и победа над викингами. Договор 886 г. (Danelaw). Усовершенствование системы правосудия (кодекс английских законов). Распространение просвещения в эпоху Альфреда Великого (перевод "Истории английского народа и Церкви", начало Англосаксонских хроник). Английское королевство в X-XI вв. Ассимиляция викингов. Влияние культуры викингов на англосаксов: кораблестроение, ремесленничество, торговля. Скандинавские заимствования в языке. Новая административная единица (shire). Нашествие викингов в X в. Налог-откуп (Danegeld). Реформы датского короля Канута ("датские деньги" - налог для поддержания армии; англосаксонская администрация; обращение в христианство). Зарождение и развитие феодализма в Англии в раннем Средневековье.

Лекция 7. Нормандское завоевание

Норманны, их предыстория и ареал. 1066 г. - претензии на английскую корону. Вильгельм - герцог Нормандский (Завоеватель). Битва при Гастингсе. Bayeux Tapestry - исторический памятник XI в. Покорение страны и качественные изменения в ее жизни: усиление королевской власти и дальнейшее развитие феодальных отношений. Нововведения Вильгельма Завоевателя. "Книга судного дня" (The Domesday Book). Строительство замков, жизнь знати. Нормандское влияние на английский язык.

Лекция 8. Англия в XII-XIII вв.

Институт королевской власти в раннем Средневековье: от Вильгельма Завоевателя до Плантагенетов. Ричард Львиное Сердце. Разногласия между королями, знатью и церковью. Великая хартия

вольностей (Magna Carta) и упадок феодализма (убийство Томаса Беккета в 1170 г.). Симон де Монфор и зарождение парламента (1258 г.). Отношения Англии с Уэльсом, Шотландией и Ирландией в XII—XIII вв. Зарождение шотландского национализма (Вильям Уоллес, Роберт Брюс). Союз Шотландии с Францией. Развитие и совершенствование правовой системы. Усиление церкви. Официальная церковь и бродячие проповедники. Жизнь простолюдин в городах и селах. Стихийное правосудие (Робин Гуд). Зарождение новых общественных отношений (сдача земли внаем, рост городов как центров торговли и первичного производства). Язык, литература и культура в XII-XIII вв.

Лекция 9. Англия периода позднего Средневековья (XIV-XV вв.)

Столетняя война. Век рыцарства: Эдуард III и Черный Принц. "Рыцарский кодекс чести" и рыцари Круглого Стола. Орден подвязки. "Черная Смерть" - чума XIV в., ее экономические последствия. Восстание крестьянской бедноты (Уот Тайлер). Ересь и "истинная" вера. Кризис королевской власти: "Ланкастеры" и "Иорки". Английская корона и Франция. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Общественные отношения в Англии в период позднего Средневековья. Язык и культура.

Лекция 10. Династия Тюдоров (1485-1603)

Конец средневекового феодального уклада и рождение нового национального государства. Возрождение просвещения. Первый печатный станок. Новая монархия. Генрих VIII. Реформация. Разорение монастырей. Протестантство и католичество. Елизавета I и новая внешняя политика. "Морские собаки". Основание штата Виргиния. Война с Испанией и разгром Непобедимой армады. Мария - королева шотландцев. Шотландская реформация. Король Шотландии - король Англии. Уэльс и Ирландия. Культура и искусство. Томас Мор. Марло. Шекспир. Бен Джонсон.

Лекция 11. Династия Стюартов (1603-1714)

Парламент против монарха. Религиозные распри. Заговоры католиков. Гражданская война: роялисты против парламентариев. Пуритане. Оливер Кромвель. Победа парламентариев. Казнь короля Чарльза I и установление республики (1649-1660). Военное правление. Разногласия между армией и парламентом. Роспуск парламента. Протекторат. Реставрация монархии. Чарльз II. Тори и виги. Борьба с католицизмом. Вильгельм Оранский. Славная революция 1688 г. и конституционная монархия. Билль о правах (1689) и Закон об оседлости (Act of Settlement, 1701). Отношения с Шотландией и Ирландией. Заморская экспансия и американские колонии. Революция в сознании и мышлении.

Лекция 12. Восемнадцатый век

Политика и финансы. Радикализм и утрата американских колоний. Промышленная революция. Общество и религия. Революция во Франции и наполеоновские войны. Трафальгарская битва.

Лекция 13. Девятнадцатый век

Восстания рабочих. Реформы. Викторианская эпоха. Восхождение среднего класса. Рост городов. Гладстон и Дизраэли. Консерваторы и империализм. Шотландия, Уэльс и Ирландия. Социально-экономический подъем. Конец "английского лета".

Лекция 14. Двадцатый век

Дом Виндзоров. Либеральная реформа и Первая мировая война. Политические права женщин. Свободное ирландское государство. Великая депрессия. Вторая мировая война. Черчилль. "Холодная война". ООН. Экономический подъем в послевоенные годы. Королева Елизавета II. Распад империи. Британия, Европа и США. Молодежная поп-культура. Экономические проблемы. М. Тэтчер. Ирландский вопрос. 80-е и 90-е гг. Джон Мейджер. "Назад - к основам". Скандалы вокруг королевской семьи. Смерть принцессы Дианы. Новое правительство "новых" лейбористов и основные направления внешней и внутренней политики. Миллениум. Золотой юбилей королевы Елизаветы.

Примерное содержание экзаменационных вопросов

1. Кельты: исторический период, регион обитания, основные характеристики кельтской цивилизации (образ жизни, социальная организация, основные занятия населения, религия, ремесла, эпос). Наиболее интересные / значительные / впечатляющие, по вашему мнению, особенности их культуры.

2. Римляне в Британии: исторический период, характерные особенности римской цивилизации (социальная организация общества, военная машина империи, политика в отношении завоеванной Британии (восстание Боадисеи, стена Адриана), романизация кельтского общества, первичное проникновение христианства). Римское наследие. Наиболее интересные / значительные / впечатляющие, по вашему мнению, особенности их культуры.

3. Англосаксы: исторический период, основные особенности цивилизации (социальная организация, образ жизни, основные занятия, особенности сельского хозяйства, искусство и ремесла, религия). Образование англосаксонских государств и передел власти. Вторичный приход христианства в Англию. Исторические личности и их значение для истории. Англосаксонское наследие. Наиболее

интересные / значительные / впечатляющие, по вашему мнению, особенности их культуры.

4. Викинги (датчане): исторический период, характеристика цивилизации (социальная организация общества, образ жизни, основные занятия, религия, культура, просвещение и искусство). Историческая роль короля Альфреда Великого. Особенности ассимиляции. Наследие викингов. Наиболее интересные / значительные / впечатляющие, по вашему мнению, особенности их культуры.

5. Нормандское завоевание: предыстория, разгром англо-саксов, прямые последствия завоевания и перемены в структуре власти, в системе управления страной и в ее дальнейшем развитии.

6. Англия в Х11-Х111 вв. Выберите и осветите одну из следующих тем:

а) Какие явления современной жизни Англии уходят корнями в этот исторический период?

б) Истоки шотландского национализма.

в) Наиболее интересные / значительные / впечатляющие, по вашему мнению, особенности культуры Англии этого периода.

7. Англия XIV-XV вв. Выберите одну из данных тем и осветите ее:

а) Столетняя война.

б) Война Алой и Белой розы.

в) Война с Францией. Жанна д'Арк.

г) Век рыцарства.

д) "Черная Смерть".

8. Век Тюдоров. Осветите одну из данных тем:

а) Генрих VIII как личность и как монарх. Особенности и последствия его правления.

б) Елизавета I - великая дочь великого отца.

в) Мария - королева Шотландская.

9. Век Стюартов. Осветите одну из следующих тем:

а) Гражданская война в Англии.

б) Чарльз I как монарх и как личность.

в) Основные события "несчастного" века и их последствия.

10. "Георгиевский" период. Осветите одну из предложенных тем:

а) Основные события в период правления каждого их четырех Георгов.

б) Промышленная революция.

в) Потеря американских колоний.

г) Война с Францией.

11. "Викторианский" век. Осветите одну из следующих тем:

а) Основные события и перемены, происходившие в период царствования королевы Виктории.

б) Викторианские ценности.

в) Флоренс Найтингейл.

161

11 ВМУ, лингвистика, № 3

12. Двадцатый век в жизни британского общества: последствия Первой и Второй мировых войн, послевоенные периоды, падение империи, изменение внешних и внутренних отношений, создание мультикультурного общества, изменение имиджа монархии.

Примерные темы курсовых работ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Завоевания Британии и нашествия на Русь.

2. Становление христианства на Руси и в Британии.

3. Дохристианская (языческая) культура на территории Британии и России.

4. Викинги в истории и культуре Британии и России.

5. Монархи, изменившие курс истории своей страны (в Британии и России).

6. Крепостное право в Британии и России.

7. Женщины-императрицы в истории Британии и России. Примечание: допускается выбор и формулировка тем самими

студентами.

Литература

Bell J.J. The History of England. СПб., 1996.

Daniell Cr. A Travellers History of England. Gloucestershire: The Windrush Press,

1993.

Delderfield E.R. Kings and Queens of England. David and Charles, 1999. Halliday F.E. England: A Concise History. Thames and Hudson, 1994. Kenyan J.P. The Wordsworth Dictionary of British History. Wordsworth Reference,

1994.

Kiek J. Everybody's Historic England: A History Guide. L., 1988.

Ladybird. History of Britain Series. Ladybird Books Ltd., 1999.

McDoval D. An Illustrated History of Britain. Longman, 2005 (базовый учебник).

Roy Strong. The Story of Britain. A People's History. Pimlico, 1998.

Rome A.L. The Story of Britain. Tiger Books International, 1993.

White R.J. A Concise History of England. Cassell. L., 1981.

Zaitseva S. Early Britain. M., 1981.

Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2006.

ПьюМ. История Великобритании. 1789-2000. Perspective Publication, 2003.

Используемые видеоматериалы

1. Island people (серия "Inside Britain").

2. England and your English ancestry: BTA.

3. Boudicca-Queen of the Iceni: Castle Home Video.

4. BBC educational programs "Zig-Zag": Roman Britain:

a) Fighters and builders.

b) Town life.

c) The Roman Gods.

5. BBC educational programs "Zig-Zag": The Vikings:

a) Town Planning.

b) Boat Builders.

6. Norman Conquest: Castle Home Video.

7. Hastings 1066: Castle Home Video.

8. The Tudors and the Stuarts: BBC educational programs.

9. The Battle of the Boyne: BBC educational programs "Zig-Zag".

10. Guy Fawkes: BBC educational programs "Zig-Zag".

11. Victorian Britain: Castle Home Video.

12. York - the City of Medieval Charm: Castle Home Video.

13. "Aqua sulis" - the City of Bath: Castle Home Video.

14. A Man for All Seasons (based on the play by Robert Bolt).

15. Elizabeth (producer - Sh. Capur).

16. Cromwell (Columbia Pictures).

17. Elizabeth I (producer - Barney Reisz).

МОДУЛЬ "СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНИЯ"

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть I СТРАНА И КУЛЬТУРА

1. Введение.

Time, and the ocean, and some fostering star, In high cabal, have made us what we are.

William Watson

Островное положение - его роль и влияние на формирование национальной истории и характера.

"Портрет" Британии и британцев. Взгляд извне: видение Британии и британцев (=англичан), сформированное путешественниками и классической литературой. Взгляд изнутри: самооценка (G. Mikes, юмористические открытки). Английский юмор. Современного стереотипа британца не существует!

2. Страна и люди.

Кто такие британцы? Британцы - versus - англичане / шотландцы / валлийцы. Соединенное Королевство, Великобритания и Британия. "Географический" подход и "политический" подход. Четыре нации. Флаги. Символы. Святые-покровители. Цвета. Языки. Национальные чувства и привязанности. Журнал "This England".

3. География.

Британские острова. Четыре страны - четыре нации: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).

Регионы Соединенного Королевства: Южная Англия, Мидланд, Северная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Рельеф. Реки и озера. Климат и погода. Население. Графства и административные районы.

4. "Портрет" нации.

Коренные и некоренные жители. Этническая и географическая "национальность". Разделение "север - юг".

Многонациональность: ее корни и влияние на коренное население. Этническая терпимость и нетерпимость. Меры по разрешению этнических проблем.

Классовые различия. Молодежь. Семья и общество.

5. Религии.

Христианские религии: протестантизм, католицизм и более редкие конфессии.

Нехристианские религии: ислам, иудаизм, индуизм и др.

Верования "Нового века": буддизм, друидизм, сциентизм и др.

6. "Национальный характер".

Традиционность и консерватизм. Стереотипы и инновации. Симпатии и антипатии. Общественные настроения и пристрастия. Благотворительность. Условности и формальности. Право на частную жизнь. Важность понятия "дом".

7. Языки.

Английский как международный язык. Варианты английского языка. Английский язык в Британии: диалекты и "акценты". Кельтские языки. Языки этнических меньшинств.

8. Повседневная жизнь и свободное время.

Как зарабатываются и на что тратятся деньги. Покупки. Еда и напитки. Отношение к еде. Пабы и рестораны. Спорт: его общественное значение.

9. Праздники и фестивали.

Традиционные и современные праздники. Рождество и Новый год. День святого Валентина. Британская "Масленица". Пасха. Праздник 1 Мая. Ночь Гая Фокса. Банковские каникулы.

Часть II

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

10. Британская монархия.

Королева Елизавета II. Официальные обязанности: государственное открытие парламента, речь королевы, приемы глав иностранных государств, аккредитация послов. Неофициальные визиты в Британии и за рубежом, переписка с представителями Британского Содружества, Рождественское обращение к Содружеству наций.

Семья и дети королевы Елизаветы II. Серьезный вред, нанесенный монархии скандалами и разводами.

Роль монархии в наши дни. Символ стабильности и преемственности власти. Отсутствие конституции как письменного документа. Прецедент как основание к действию. Королева "над законом": все

ее действия законны по определению. Положение теоретическое и реальное. Власть, влияние, связи, знания и опыт королевы.

Цена монархии для Британии. Индустрия туризма: замки, дворцы и традиции.

Будущее монархии в Британии. Британские подданные (неграждане!): за или против монархии?

11. Политическая система Британии.

Британская демократия. Ненаписанная конституция. Партийная система. Три основные политические партии. Лейбористская партия: "Новая" лейбористская партия. Консервативная партия.

Либерально-демократическая партия: слияние старой Либеральной и новой Социал-демократической партий.

12. Британия и мир.

Конец империи. Британское Содружество наций.

Британия и Европа. Европейский союз и евро: отношение к ним на Британских островах.

Британия и США.

Британия и Россия.

Представления о Великобритании: официальная точка зрения; обывательские представления; отношение иностранцев.

Туризм и "туристическая версия" Британии.

13. Правительство и парламент.

Премьер-министр и кабинет министров. Централизованное и местное управление. Парламентская система: палата общин, палата лордов. Статус члена парламента. Парламентские процедуры. Избирательная система. Избирательные кампании.

14. Законодательная система.

Закон. Отношения между полицией и населением. Полиция и огнестрельное оружие. Преступность и правоохранительные процедуры. Британское уголовное законодательство. Система правосудия: мировой суд, суд присяжных. Адвокатура. Апелляционные суды.

15. Экономика и социальное обеспечение.

Структура торговли и промышленности. Рабочие профсоюзы. Безработица. Финансы и инвестиции. Распределение материальных благ. Система дотаций. Система социального обслуживания. Национальная система здравоохранения. Система социального страхования. Жилье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Образование.

Дошкольное образование. Школьное образование: начальная и средняя школа. Частные школы. Средние общеобразовательные школы. Недавние перемены и нововведения. Независимые экзамены. "Шестой класс".

Колледжи. Высшее образование. Университетская система. Окс-бридж. Новые университеты.

Дополнительное образование.

17. Средства массовой информации.

Газеты. Престижные издания и желтая пресса. Общенациональные и местные издания, их владельцы. Периодические издания.

Общенациональное и местное телевидение. Би-би-си и рекламное телевидение: организация и стиль. Радио: Би-би-си и местные радиостанции. Интернет. Роль средств массовой информации.

18. Культурная жизнь.

Культура и общество. Литература. Театр. Кинематограф. Музыка. Изобразительное искусство, музеи и выставки. Культурные события.

19. Лондон.

Метрополис Большой Лондон. Сити. Исторические здания. Восточная и западная части Лондона. Вестминстер. Уайтхолл. Королевский Лондон. Туристический Лондон. Городской транспорт.

Рекомендованная литература

Baranovski L.S., Kozikis D.D. How Do You Do, Britain? Минск; М., 1997.

Harvey P., Jones K. Britain Explored. Longman, 1992.

McDowall D. Britain in Close-Up. Longman, 1992.

Musman R. D'Arcy Adrian Vallance. Britain Today. Longman, 1992.

O'Driscoll J. Britain. OUP, 2006 (базовый учебник).

Satinova V.F. Read and Speak about Britain and the British. Минск, 1997.

Sheerin S. et al. Spotlight on Britain. OUP, 1990.

The United Kingdom. 100 questions answered. Foreign and Commonwealth Office. L., 1998.

UK 2006. The Official Yearbook of the United Kingdom of Great Britain and

Northern Ireland. L., 2006. Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2006. Павлоцкий В.М. British Studies. СПб., 1998.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Лингво-страноведческий словарь. М., 2003.

Дополнительные источники

Brookes H.E., Fraenkel C.E. Britain Today. Heinemann, 1982. Delderfield E.R. Kings and Queens of England. David and Charles, 1999. Foster R.F. Modern Ireland 1600-1972. Penguin Books, 1989. Halliday F.E. England: A Concise History. Thames and Hudson, 1994. Insight Guides: Great Britain. APA Productions, 1985. In Search of Great Britain and Northern Europe. Reader's Digest, 1992. Kightly C. Customs and Ceremonies of Britain. Thames and Hudson, 1986. Keay D. Elizabeth II: Portrait of a Monarch. Ebury Press, 1992. The Heritage of Great Britain and Ireland. Kensington West Production, 1992.

Используемые видеофильмы

1. Introducing Great Britain: (2 cassettes). Longman ELT Video.

2. Series: Inside Britain.

3. Series: UK Today.

4. Series: Faces of Britain.

5. BBC Essential Guide to Britain.

6. Island people.

7. Ireland.

8. Series Inside Britain: Overview of Britain.

9. Northern Ireland and Tourism.

10. How do you do, Jury Dolgoruky? (History of Anglo-Russian relations).

11. Series UK Today: Faith (special).

12. The Best Years (about overseas students; studying in the universities of Great Britain).

13. Oxford.

14. Coventry University.

15. University of Bath.

16. The Polytechnic of Central London.

17. Bootham School.

18. Queen Elizabeth II.

19. The Queen's Pictures.

20. Coronation: WHSmith Exclusive video.

21. День рождения королевы Елизаветы.

22. The Fall of the House of Windsor's.

23. Elizabeth II and the Commonwealth.

24. Королева-мать (на русском языке).

25. Век королевы (о королеве-матери) (на русском языке).

26. Похороны королевы-матери (запись с ТВ).

27. This is London.

28. Super Cities: London.

29. London - the City of Majesty.

30. The Tower of London.

31. The British Museum.

32. Crown Jewels.

33. Turner.

34. The Spirit of Cities.

35. York - the City of Medieval Charm.

36. "Aqua sulis" - the City of Bath.

37. Dales of Yorkshire.

Примерное содержание экзаменационных вопросов

1. Объективные факторы, оказавшие влияние на национальную специфику страны и народа.

2. Британские острова. Крупнейшие острова архипелага. Геогра -фия страны. Климат. Население. Регионы.

3. Вариативные названия страны. Четыре нации. Их символика.

4. Языки жителей Британии. Варианты, диалекты и акценты английского языка.

5. Мультикультурализм: его истоки, проблемы и их решения.

6. Британское "отношение к жизни": традиции и инновации, индивидуализм, британские приверженности и привычки.

7. Повседневная жизнь британцев. Труд и отдых.

8. Культурная жизнь в стране.

9. Ситуация с религиями и верованиями в стране.

10. Система образования Британии.

11. Средства массовой информации.

12. Британская монархия - специфика института.

13. Парламент и правительство - особенности структуры и функционирования.

14. Политическая система и политические партии.

15. Британия и мир: отношения со странами Содружества, с Европой, США. Российско-британские отношения.

Примерные темы курсовых работ (сопоставительного плана)

1. Британский (английский?) национальный характер и русский национальный характер: есть ли сходства или только различия?

2. Влияние климатических условий на формирование определенных черт национального характера.

3. Мультикультурность британского и российского общества: общие проблемы.

4. Организация отдыха и проведение свободного времени как отражение влияния истории и традиций страны.

5. Образование в России и Великобритании: что где лучше? (личный взгляд).

6. Благотворительность в Британии и России.

7. Что такое "дом" для русского человека и для британца (англичанина)?

8. Английский юмор и наш "отечественный" юмор - попытка сравнения.

9. Моральные ценности британского и российского общества.

10. Британский (английский?) традиционализм и отношение к традициям в российском обществе.

11. Природа в жизни британцев и россиян.

12. Английские сады и парки и парковая культура в России.

13. Проблемы молодежи в России и Великобритании.

14. Молодежная культура в России и Великобритании.

15. Российско-британские культурные связи.

16. Политическая система как зеркало культуры (на примере России и Британии) (тема предложена студентами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.