Научная статья на тему 'Интерактивные приемы работы на музейной экспозиции'

Интерактивные приемы работы на музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1672
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ИНТЕРАКТИВ / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акоева Наталья Борисовна

В статье рассматриваются вопросы о роли музея как института социальной памяти в современном глобализирующемся мире. Обосновывается необходимость активизации познавательной деятельности учащихся с целью формирования у них ценностных ориентаций, чувства сопричастности к истории своей страны. Анализируется опыт зарубежных педагогов по использованию интерактивных форм работы на музейной экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные приемы работы на музейной экспозиции»

"Культурная жизнь Юга России" 112 ;

№ 3 (62), 2016

первую очередь высшей, должна рассматриваться как адекватный ответ на вызовы реального процесса глобализации рынка образовательных услуг, интеграции России в общеевропейское и мировое образовательные пространства [5].

Таким образом, профессионализм обеспечивает высокую мобильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.

Главное содержание деятельности бакалавра заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандартных вариантов.

Литература

1. Выступление президента РАО, Академика РАО доктора филологических наук профессора Вербицкой Людмилы Алексеевны на торжественном заседании по случаю 70-летия Российской академии образования (10 декабря 2013 г., г. Москва, центральный дом ученых).

2. Никитенко Н.А. Качество профессиональной подготовки будущих педагогов как психолого-педагогическая категория. Ишим, 2009.

3. Карпова Э.А. Категория качества в теории и практики подготовки учителя к профессиональной деятельности: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 1994.

4. Личик И.В. Развитие инновационного потенциала профессионального образования. М., 2010.

5. Рыжкова Н.В. Присоединение России к Болонскому процессу и совершенствование учебного процесса // Информатика и образование. 2007. № 6.

References

1. Address by the President RAO UES Academic Doctor of Philology, Professor Lyudmila Alekseevna Verbitskaya at the solemn meeting on the occasion of the 70th anniversary of the Russian Academy of Education (December 10, 2013, Moscow, Central House of Scientists).

2. Nikitenko N.A. Kachestvo professional'noi podgotovki budushchikh pedagogov kak psikhologo-pedagogicheskaya kategoriya [The quality of training of future teachers as the psychological and pedagogical category]. Ishim, 2009.

3. Karpova E.A. Quality category in the theory and practice of preparation of teachers to the profession: synopsis of the thesis ... PhD (pedagog.) Moscow, 1994.

4. Lichik I.V Razvitie innovatsionnogo potentsiala professional'nogo obrazovaniya [The development of the innovative capacity of vocational training]. Moscow, 2010.

5. Ryzhkov N.V. Russia's accession to the Bologna process and the improvement of the educational process // Informatika i obrazovanie. 2007. № 6.

УДК 371 Н.Б. АКОЕВА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), akoeva_nata@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы о роли музея как института социальной памяти в современном глобализирующемся мире. Обосновывается необходимость активизации познавательной деятельности учащихся с целью формирования у них ценностных ориентаций, чувства сопричастности к истории своей страны. Анализируется опыт зарубежных педагогов по использованию интерактивных форм работы на музейной экспозиции.

Ключевые слова: музей, музейный педагог, экспозиция, интерактив, коммуникация, социокультурный институт.

№ 3 (62), 2016 "Культурная жизнь региона" ^ ^ ^

UDC 371 N.B. AKOEVA

INTERACTIVE WORKING METHODS ON A MUSEUM EXPOSITION

Akoeva Nataliya Borisovna, Full PhD (historical), Full professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), akoeva_nata@mail.ru

Abstract. In article questions of a role of the museum as institute of social memory in the modern globalized world are considered. Need of activization of cognitive activity of pupils for the purpose of formation at them valuable orientations, feeling of participation in history of the country is proved. Experience of foreign teachers on use of interactive forms of work on a museum exposition is analyzed. Keywords, museum, museum teacher, exposition, interactive, communication, sociocultural institute

В современном глобализирующемся мире, стремящемся к унификации, музей остается той «культурной формой, которая способствует сохранению, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия» [1, c. 54].

Информативные свойства музейных предметов позволяют удовлетворять познавательные и культурные запросы общества. Поэтому именно музей способен формировать духовные ценности и ориентиры современного человека. Музейные экспозиции, рассказывая о прошлом и настоящем, представляют панораму человеческой жизни, дают примеры мужества, достоинства, взаимопомощи.

Экспонаты музея воспринимаются как «продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях» [2, с. 30-31].

Но музеи не могут ограничиваться лишь пассивным пополнением коллекций и проведением узкоспециальных исследований, сохранением памятников прошлого для просвещения людей и коммуникации в будущем. Являясь важнейшими социокультурными институтами, они могут принять активное участие в решении первоочередных задач современности, раскрывая с помощью музейных предметов различные современные проблемы, например, урбанизации, наркомании, безработицы и т.п.

Музейные экспозиции способны формировать взгляды, навыки, оценки, и здесь особая роль принадлежит музейной педагогике, которая сформировалась в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музейный педагог продумывает наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия, учитывая возрастные и психологические особенности посетителей. Важно создать в музее интерактивную среду. Интерактивность предполагает взаимодействие, коммуникацию, диалог педагога и посетителя через музейный предмет.

В этом отношении интересен опыт зарубежных музеев, которые уже десятки лет используют разные формы познавательной деятельности: опиши, проанализируй, проконтролируй, соотнеси с известным тебе. Учащимся задаются вопросы, заставляющие более пристально взглянуть на предмет. Эта педагогическая стратегия вовсе не затеняет воздействия самого экспоната, а только способствует извлечению информации и ее интеграции при его осмотре. Многие зарубежные музеи и архивы используют в работе с детьми документальные источники, помогающие персонифицировать учебный материал и проиллюстрировать, как отразились те или иные события, даты, личности на судьбе других людей [3].

В г. Лейре (Дания) при Историко-археологическом исследовательском центре работает Центр просветительской работы. Музейщики пошли на интересный эксперимент. Они реконструировали поселение железного века, в котором дети и взрослые могут на собственном опыте познакомиться с тем, как жили наши предки 1,5 тыс. лет назад. Жилище насквозь продувается ветром, от очага идет постоянный дым. В течение недели ребята живут в

"Культурная жизнь Юга России" 114 -

Л- 3 (62), 2016

таких условиях, получая представление о том, каково приходилось людям без современных, облегчающих труд приспособлений. Так, непосредственно ощутив связь с природой, школьники отчетливее осознают свою принадлежность к современному обществу [4, с. 4-11].

Такие интерактивные формы работы помогают глубже осмыслять социальные явления и противоречия жизни, соотносить свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников.

Показывая экспонаты, музейный педагог должен обогащать эмоциональное восприятие, пробуждать любознательность, развивать мышление и умение делать правильные выводы, помогать ребенку лучше понимать других людей, раскрывать перед посетителями основы иной культуры, а не ограничиваться сведениями по истории и технике незнакомой или погибшей цивилизации. Жан-Пьер Ванден Бранден считает, что нужно, чтобы люди в музее учились восхищаться. Поэтому надо апеллировать к их чувствам [5, с. 62-63].

Такой же точки зрения придерживается и Коллет Банэг, говоря об опыте работы в художественном музее. Она предлагает использовать интерактивные технологии. Перед произведением искусства надо побуждать детей к действию: отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, искать какую-то деталь, писать, рисовать, играть, угадывать. Надо дать ребенку возможность раскрыть себя как личность. Например, находясь перед произведениями искусства, ребенок должен сказать, какие из них ему нравятся, или попытаться объяснить одно из них, либо позднее выразить свои впечатления в пластической или письменной форме. Подобная деятельность обычно доставляет детям большое удовольствие и определяет их отношение к этим произведениям.

На занятии в музее ребятам выдают вопросник, карандаши, бумагу, клей и т.п. В залах, на экспозиции, они отвечают на вопросы, выполняют несложные задания-игры: найти в картине определенную деталь, предмет, цветовое пятно; подписать выразительное слово для определения своих эмоций; нарисовать что-нибудь и т.д. Вернувшись в мастерскую, ребята продолжают выполнять задания вопросника, создавая индивидуальные или коллективные произведения.

Коллет Банэг приводит несколько примеров заданий. Необходимо самому создать произведение, взяв за основу зарисованную в экспозиционных залах тень, отбрасываемую скульптурой. Можно нарисовать по памяти картину, которая больше всего понравилась. Можно изобразить средствами живописи фантастическую сцену, часть которой должна быть перевернута вверх ногами (как у М. Шагала в «Мечте»), затем описать это.

Такие занятия учат ребят более свободно выражать свои мысли, способствуют самовыражению ребенка и обогащают его, позволяя не ограничиваться обычным для детского рисунка изображением домов, деревьев, а найти иные формы и символы, новый язык [6, с. 18-22].

Многие российские педагоги также работают на музейной экспозиции в интерактивном режиме, способствуя организации самостоятельной поисковой деятельности в среде музея между самими посетителями, что пробуждает интерес к прошлому, формирует ценностные установки, сохраняя за музеем значение социокультурного института исторической памяти.

Литература

1. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5.

2. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. 2007. № 2.

3. Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики. Тамбов, 2011.

4. Хансен Т.Х. Музей как просветительное учреждение // Museum. 1984. № 144.

5. Бранден Ж.-П.В. Мой опыт работы с посетителями // Museum, 1984. № 144.

6. Банэг К. Приобщение к современному искусству: совместные усилия сотрудников музея, учителей и школьников // Museum. 1984. № 144.

№ 3 (62), 2016 "KyxbmypHax MU3Hb pesuoHd" ^^

References

1. Dictionary of urgent museum terms //Musej. 2009. No. 5.

2. Skoblikova T. Museum technologies of familiarizing with national culture // Iskusstvo v schkole. 2007. No. 2.

3. Krasnova E.M. Metodicheskie aspekty muzejnoj pedagogiki [Methodical aspects of museum pedagogics]. Tambov, 2011.

4. Hansen T.H. Museum as educational organization // Museum. 1984. No. 144.

5. Branden Zh.-P.V. My work experience with visitors // Museum. 1984. No. 144.

6. Baneg K. Familiarizing with the modern art: common efforts of staff of the museum, teachers and school students // Museum. 1984. No. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.