УДК 930(85)
Л. В. Отт
Культурно-образовательная деятельность как фактор развития Рыбинского музея-заповедника
Настоящая статья посвящена анализу культурно-образовательной деятельности Рыбинского музея-заповедника как института трансляции информации. Историко-культурный потенциал музея ориентирован на интеграцию профессиональных знаний и навыков для широкого спектра целевых аудиторий. Особое внимание уделено предметно-пространственной среде и развитию на ее основе новых интерактивных форм работы с посетителями.
Ключевые слова: культура, образование, деятельность, музей, экспозиция, трансформация, музейный экспонат, посетитель, программа, развитие, интерактив, экскурсия.
L. V. О«
Cultural-Educational Activities as a Factor of Rybinsk Museum Sanctuary's Development
This article is devoted to the analysis of cultural and educational activities of Rybinsk museum sanctuary as an institution of transmitting information. Historical and cultural potential of the museum is orientated towards integrating professional knowledge and skills for a wide range of specialized audiences. Special attention is given to the object and spatial medium and to the development of new interactive forms of work with the visitors on its basis.
Keywords: development, culture, education, an activity, a museum, exposition, transformation, a museum piece, a visitor, a programme, interactive, an excursion.
Во второй половине XIX в. формируется новая концепция музея как образовательного учреждения. Эта концепция связана с представлением о том, что люди могут и должны стремиться к самообразованию, и что задача публичных учреждений заключается в том, чтобы обеспечить возможность этого процесса [1].
На современном этапе развитие культурно-образовательной деятельности музеев связано с трансформацией социальной роли учреждения и повышением эффективности взаимодействия музея и общества.
Инновационной экономике России требуется «новый человек», обладающий определенной суммой компетентностей, знаний, умений и навыков, а главное - теми чертами характера, воли и нравственности, которые обеспечили бы, с одной стороны, адаптацию к изменениям, а с другой - сохранность индивидуальности [2].
Практика социокультурной и образовательной деятельности современного музея показывает, что именно музейная среда способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно
изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем преобразований. [3]
Рассматривая образовательный феномен музея, исследователи Л. М. Шляхтина и С. В. Фокин «отдают приоритет образовательному пространству экспозиции, предметно-пространственная среда которой способна создать неповторимую эмоционально-эстетическую атмосферу, способствующую более глубокому погружению в культурно-исторический контекст и обладающую особым воздействием на личность. В рамках музейной среды каждый музейный предмет выступает в своей многогранной сущности, что позволяет говорить о силе его образовательного воздействия на индивида» [4]
При этом главной целью образовательного процесса в музее является включение индивида в единое историко-культурное пространство. Для достижения этой цели необходимо решать важные задачи развития личности: формировать ценностное отношение к предметной стороне действительности, развивать образное мышление, культурологическое сознание, способность к самостоятельному суждению, творческой деятельности и самоанализу [5].
© Отт Л. В., 2012
Функциональное назначение любого музея основывается на плодотворном использовании музейных коллекций, информационных и эмоциональных возможностей экспонатов, трансляции информации через различные формы экспо-зиционно-выставочной и культурно-
образовательной работы.
Рыбинский музей - один из крупнейших на Верхней Волге - был основан в 1910 г., располагается в здании Новой Биржи, построенном в 1912 г. в виде сказочно-затейливых старорусских палат. В музейное собрание вошли коллекции богатейших дворянских усадеб и нескольких ликвидированных музеев Ярославской губернии, уникальные экспонаты из государственного музейного фонда и дары местных краеведов.
В настоящее время собрание насчитывает более 120 тысяч экспонатов и отличается большим разнообразием: русская и зарубежная живопись и графика, в том числе фамильные портретные галереи, мебель, оружие, фарфор, стекло, бронза, коллекция иконописи, археологические находки и останки ископаемых животных. В экспозиции русского искусства выставлены работы знаменитых мастеров XVIII - начала ХХ в.: И. Я. Вишнякова, И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, З. Е. Серебряковой, Н. К. Рериха, практически полностью представлена портретная галерея графов Мусиных-Пушкиных, в которой работы Ф. С. Рокотова соседствуют с творениями безвестных крепостных талантов. Экспозиции основного здания музея рассказывают об истории богатого торгового города, о посещении его в 1767 г. Екатериной Великой, о труде бурлаков, «столицей» которых являлся Рыбинск в XIX в., о жизни и деятельности его «знаменитостей» - известных всему Поволжью купцов, о судьбе ярких представителей дворянства и их усадьбах. Экспозиционные залы Музея Мологского края, открытого в 1995 г., посвящены природному и культурно-историческому наследию Молого-Шекснинского междуречья, которое в 40-е гг. XX в. оказалось затопленным в результате создания Рыбинского водохранилища. Мемориальный Дом-музей академика Алексея Алексеевича Ухтомского был открыт в 1990 г. В этом доме прошли детские и отроческие годы будущего ученого. Экспозиция рассказывает об истории старинного рода князей Ухтомских, воссоздан рабочий кабинет Ухтомского в Физиологическом научно-исследовательском институте в С.-Петербурге. Музей знакомит с научными трудами ученого, с принципом доминанты, предвосхитившим от-
крытие гуманистической психологии, с разработками в области социальных, нравственно-этических и религиозных проблем.
Образовательная компонента в работе Рыбинского музея прошла долгий путь становления - от решения идеологических задач 1920-х гг. до современной информационно-коммуникационной модели, являясь «результатом кардинальных аксиологических изменений фундаментальных форм деятельности музея с посетителем» [6].
В настоящее время культурно-образовательное направление деятельности музея-заповедника реализуется основными структурными подразделениями: отделом хранения, экспозиционно-выставочным, отделом природы, отделами, самостоятельно осуществляющими работу в других музейных зданиях - «Музей Мо-логского края» и «Музей академика А. А. Ухтом -ского». Однако наибольшую нагрузку по работе с различными целевыми аудиториями выполняют сотрудники отдела приема посетителей.
С 1997 г. музей-заповедник работает в рамках программы «Музей и горожане», включающей многопрофильную работу с дошкольниками, воспитанниками средних общеобразовательных школ города и района, учащимися и студентами ПУ, колледжей, вузов, взрослой аудиторией и семейным посетителем.
Сотрудники музея считают необходимым привлекать детей для коллективного посещения музея, начиная со старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Для данной целевой аудитории предлагается курс «Музей и мир вокруг нас», рассчитанный на два года обучения.
«Работа строится на принципах наглядного обучения, в процессе которого главным источником знаний выступает музейный предмет. Использование музейных подлинников представляет широкие познавательные, воспитательные и развивающие возможности:
- во-первых, воздействуя на эмоциональную сферу, пробуждает эстетические чувства, стимулирует воображение и фантазию, заставляет выйти за рамки непосредственного созерцания и «погрузиться» в прошлое, представить тот мир и среду, где бытовал предмет, людей, которые могли бы им пользоваться, их внутренний мир, психологию;
- во-вторых, зрительный анализ внешних и внутренних качеств музейного предмета формирует у ребенка исследовательскую и познавательную активность, умение использовать предмет в качестве информационного источника, раз-
вивает самостоятельное мышление на основе наблюдения;
- в-третьих, в процессе изучения музейного предмета выявляется многообразие его смыслов и значений (художественное, эстетическое, историческое, культурное, нравственное, общественное, мемориальное, научное, техническое и т. д.)» [7].
Данная программа предполагает тесное взаимодействие музейного педагога и воспитателя, что позволяет гармонично соединить принципы и методику дошкольного образования и музейной педагогики. Являясь порциальным, курс сочетается с любой дошкольной общеразвивающей программой. Структура программы предполагает изучение каждой темы в музее, с этой целью проводятся подготовительные занятия и закрепляется ее усвоение в детском саду.
Учащиеся начальных классов и средней школы посещают музей по абонементам, темы определяются предварительно совместно с педагогом. Экскурсии и занятия структурированы по тематическим блокам, включающим от 17 до 27 тем: патриотическое воспитание, история и краеведение, декоративно-прикладное искусство, культурно-бытовые традиции и праздники по народному календарю, природа и экология, изобразительное искусство. Каждое занятие состоит из интерактивной части и предполагает проведение практической работы.
В январе 2002 г. необходимость оптимизации работы Рыбинского музея-заповедника, социально-экономические изменения в стране и условия жизни провинциального города способствовали проведению структурных преобразований. По утвержденному штатному расписанию в состав отдела маркетинга и приема посетителей вошли секторы экскурсионного обслуживания, образовательных программ, маркетинга, рекламы и связей с общественностью. С этого времени культурно-образовательная деятельность Рыбинского музея-заповедника вступила в новый этап развития. Сотрудники модернизированного отдела приступили к поиску различных форм организации музейно-педагогической работы. Исторически сложилось так, что более половины посетителей музея составляют учащиеся различных образовательных учреждений Рыбинска. Для данной целевой аудитории чрезвычайно актуальными являются детские музейные праздники. Практикуется проведение праздников по народному календарю, таких как «Рождество», «Крещение Господне», «Встреча праздника Покрова»,
«Осенины у бабушки Алины», «Праздник праздников Пасха» и многие другие. Ребята принимают активное участие в народных играх и забавах, знакомятся с традициями и обычаями, с удовольствием примеряют новоделы костюмов и головных уборов XIX в., подготовленные студентами-практикантами Рыбинского педагогического колледжа.
С 2003 г. неотъемлемой частью просветительской работы музея-заповедника стали детские экологические праздники. Из множества международных экологических дат сотрудниками отдела природы были выбраны «Всемирный день воды», «Международный день птиц», «Международный день Земли», «Международный день биоразнообразия», «Всемирный день охраны окружающей среды» и «Всемирный день животных». В основу положены три формы проведения занятий: экологический лабиринт, брейн-ринг -соревнование нескольких шестерок, соревнование двух команд. Праздники дополняются различными играми, викторинами, занимательными заданиями, театрализованными включениями.
Для привлечения в музей учащихся старших классов, ПУ, колледжей проводятся интеллектуальные игры, позволяющие объединить музей, образовательное учреждение, центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Одним из главных направлений творческого сотрудничества является изучение истории края. Место проведения интеллектуальных игр - экспозиции и выставки музея-заповедника.
Принципиально важно, чтобы экспозиция могла конструктивно и эффективно влиять на посетителей, учитывая закономерности восприятия документальной и художественно-образной информации, функционировала в соответствии со спецификой этой информации, строилась на научно обоснованных методиках идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения и конкретную личность [8].
Интеллектуальная игра предполагает большую предварительную работу: посещение выставок и экспозиций, консультации с научными сотрудниками по заданной теме, работу в библиотеке, научном архиве, продумывание творческих конкурсов, подготовку театрализованного домашнего задания. Интеграция музея, школы, учреждений дополнительного образования и культуры позволяет расширить поле деятельности по изучению культурно-исторического наследия родного края.
За прошедшие восемь лет были проведены такие интеллектуальные игры, как «Екатерининская эпоха. XVIII век», «Борьба России с иноземными захватчиками», «Пушкинская эпоха в лицах», «Наш край Ярославский», «Утраченная Атлантида или свидание с Мологой», «Рыбинск и Петербург. Хроника трех столетий», «Ярмарка профессий», «От Рыбной Слободы к Рыбинску», лабиринт «Листая страницы прошлого». Интеллектуальные игры проходят в два этапа: заочная викторина и финальная игра в музее. Используются творческие, поисковые задания, эпистолярные конкурсы, например, «Ода Екатерине», «Манифест русскому народу» - составление письма с использованием оборотов речи определенного исторического периода, шифрограммы, кроссворды, конкурсы с элементами театрализации, блиц-турнир на знание примет эпохи, костюма, традиций.
Интеллектуальная игра позволяет активизировать деятельность молодежи, стимулирует познавательный интерес к истории и музею, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Элемент соревновательности позволяет учителям объективно оценить уровень знаний учащихся, выявить одаренных детей; научным сотрудникам найти заинтересованных ребят, которые впоследствии будут заниматься исследовательской деятельностью, участникам - объективно оценить свои возможности, развить навыки совместной мыслительной деятельности.
Особый интерес представляет проведение Олимпиад по мировой художественной культуре среди общеобразовательных школ города. В этом интеллектуальном состязании принимают участие воспитанники 5-11 классов, победители среди учеников 5-8 классов определяются в рамках первого тура, для старшеклассников испытания проходят в два этапа. Тот, кто сумеет соединить в своих ответах теоретические положения школьной программы по МХК и ее осмысление через анализ конкретных памятников искусства, представленных в музее, получают дипломы и памятные подарки. В подготовке, организации и проведении подобных мероприятий принимает участие практически весь коллектив музея. Научные сотрудники проводят экскурсии, занятия, консультации, принимают участие в составлении творческих заданий для конкурсов, в разработке системы оценки результатов, выступают в качестве экспертов, участвуют в постановке фрагментов театрализованных сцен.
С 2004 г. на базе музея-заповедника проходят обучение студенты РГАТА им. П. А. Соловьева (специальность «Социально-культурный сервиз и туризм»), изучая дисциплины «Рекреационные ресурсы культуры региона» и «Основы экскурси-онно-выставочной деятельности». В ходе практических занятий, проводимых на базе экспозиций и выставок музея-заповедника, студенты получают основные навыки экскурсионной работы, осваивают методики ведения пешеходных и музейных экскурсий, приобретают опыт по созданию и оформлению различного вида экспозиций.
В новой парадигме образования музеи как научно-образовательные системы вполне могут претендовать на статус центров развития не только культуры, но и науки, открытого образования, что позволит закрепить существующие связи музеев с различными образовательными учреждениями, создать научно-образовательную систему, субъекты которой будут связаны единством образовательной политики и деятельности [9].
В 2004-2007 гг. была реализована совместная программа Государственной Третьяковской галереи и Рыбинского музея-заповедника для осуществления связи изобразительной деятельности и практики освоения музейного пространства учащимися школ Рыбинского муниципального округа. Ведущие специалисты ГТГ провели цикл занятий для школьников «Азбука искусства», консультации педагогов, творческие конкурсы «Застывший миг времен минувших», «Неспешный взор старинного портрета», нацеленные на приобщение к единому образовательному пространству России.
В рамках социокультурной деятельности коллектив музея направляет свои усилия на привлечение семейного посетителя. В феврале 2004 г. при поддержке ОАО «Рыбинский дом печати» прошла презентация «Клуба выходного дня». Для системной работы с этой целевой аудиторией были разработаны специальные экскурсии и занятия: «Детство наших бабушек», «Народная игрушка», «Путешествие в страну картин», «Школа хороших манер», «Подарок в народном быту». В структуру каждого занятия входит рассказ о представленных экспонатах, выполнение практических заданий, загадки, игры и конкурсы.
В 2007 г. Рыбинский музей-заповедник стал участником комплексной областной целевой программы «Семья и дети» с проектом «В музей всей семьей!». Программа рассчитана на родителей с детьми 6-9 лет и включает три раздела: «Дом и семья», «Город и горожане», «Народные
умельцы». Совместные занятия «маленьких» и «больших» в интерьерах музейных экспозиций содействуют становлению личности ребенка в семье, развитию его творческих и интеллектуальных способностей [10].
Активная работа по вышеперечисленным направлениям с использованием современных информационных технологий открывает перспективы для расширения культурно-образовательного пространства и привлечения детской аудитории в музей.
Однако и взрослые посетители, как показывают результаты анкетирования турис тов, проведенного в 2009 г., отдают предпочтение экскурсии как источнику сопроводительной информации. Так, 76 % опрошенных считают эту форму посещения музея наиболее приемлемой. Для организованных туристических групп и взрослой аудитории научные сотрудники разрабатывают интерактивные программы. В комплексе с содержательной информацией в основных экспозициях музея посетителей ждут увлекательные конкурсы, задания и викторины. Участники программы «И забавы, и труды ловецкой Рыбной Слободы» в зале Археологии смогут попробовать себя в роли исследователя, найти «артефакт» и получить его в подарок; в экспозиции «Судоходство» выступить в роли бурлаков и устроить состязание в перетягивании каната, «поме-ряться силами» с рыбинскими крючниками XIX в.; в «Купечестве» - попробовать напиток из кружки шутихи, вкусить угощения на балконе с видом на Волгу. В завершении программы каждому посетителю вручается рыба - символ основного занятия жителей Рыбной Слободы. К началу туристического сезона 2011 г. подготовлена новая развлекательно-образовательная программа «Шуточная история купеческого города, рассказанная в поэтических картинках». Вниманию посетителей будет представлена двухвековая история Рыбинска в стихах с шутками, прибаутками и веселыми диалогами. Гостей ждет знакомство со старым городом, веселое чаепитие с купчихой, посещение лавки, где ведет торговлю услужливый приказчик, и масса сюрпризов.
В настоящее время, благодаря интерактивности, музейные образовательные программы становятся более открытыми и интегрированными. Они расширяют свое образовательное и топографическое пространство и органично совмещают развлекательную, рекреационную и просветительскую функции [11].
Характерной чертой последних десятилетий стали многочисленные дискуссии относительно места и значения музея в современной культуре. Однако, несмотря на разнообразие точек зрения и оценок, образовательная функция музея признается одной из центральных как сторонниками традиционной музейной программы, так и ее критиками. ... Образовательная функция музея является результатом долгого и сложного процесса становления музея как социального института, объективирующего разнообразные социальные и дискурсивные практики [12]
Примечания
1. Беззубова, О. В. Формирование образовательной функции музея в XIX в. [Текст] / О. В. Беззубова // Музейный просвет : сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. - СПб. , 2009. - С. 27-28.
2. Бекетова, Н. Е. Современный студент в инновационной экономике. Проблемы становления личности [Текст] / Н. Е. Бекетова // Инновации. Бизнес. Образование - 2010: сборник материалов международного форума (Ярославль, 2-3 ноября 2010 г.). - Ярославль, 2010. - С. 128.
3. Столяров, Б. А. Музыка в музее [Текст]: методическое пособие / Б. А. Столяров. - СПб., 2007. -Вып. 1. - С. 6.
4. Шляхтина, Л. Ф. Основы музейного дела [Текст] : учеб. пособие для студ. гуманитарных вузов / Л. Ф. Шляхтина, С. В. Фокин. - СПб. , 2000. - С. 111.
5. Там же.
6. Никонова, А. А. Амбивалентность музейного просветительства [Текст] / А. А. Никонова // Музейный просвет: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. - СПб. , 2009. - С. 167.
7. Ярчевская Ю. В. Курс «Музей и мир вокруг нас» для начальной школы [Текст] // Научный архив Рыбинского музея-заповедника. - 1997. - С. 2.
8. Нагорский, Н. В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portalus.ru
9. Степанова, Е. Ю. Музей как научно-образовательная система [Текст] // Музейный просвет: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. - СПб. , 2009. - С. 175-176.
10. Отчет о работе Рыбинского музея-заповедника за 2007 г. [Текст] // Научный архив Рыбинского музея-заповедника. - 2007. - С. 8.
11. Мацкевич, М. В. Интерактивность в музее: прямая и обратная перспектива // Музейный просвет [Текст] : сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. - СПб. , 2009. - С. 137-138.
12. Беззубова, О. В. Формирование образовательной функции музея в XIX веке // Музейный просвет [Текст] : сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. - СПб. , 2009. - С. 22.