БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УДК 069.4 Н.Б. АКОЕВА
НЕОБЫЧНЫЕ МУЗЕИ МИРА: НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
ИЛИ ДАНЬ ВРЕМЕНИ?
Акоева Наталья Борисовна, доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современных музеев, вызванные модернизацион-ными процессами в сфере культуры. Приводятся примеры необычных экспозиций в некоторых музеях России и за рубежом, связанных с переменами в музейной деятельности. Ключевые слова: музей, музейная среда, экспозиция, концепция, музейный предмет.
UDC 069.4 N.B. AKOEVA
UNUSUAL MUSEUMS OF THE WORLD: URGENT NEED OR TRIBUTE TO THE TIME?
Akoyeva Natalya Borisovna, Full PhD (historical sciences), Full professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy, 33), [email protected]
Abstract. In article the problems of the modern museums caused by modernization processes in the sphere of culture are considered. Examples of unusual expositions in some museums of Russia and abroad, connected with changes in museum activity are given.
Keywords: museum, museum environment, exposition, concept, museum subject.
В современной России действует достаточно много музеев, разнообразных по своему содержанию. Ведомственная их принадлежность также различна. Есть музеи государственные, находящиеся в федеральном и муниципальном подчинении. Есть музеи частные, отраслевые. Многие предприятия, воинские части, высшие учебные заведения, школы также открыли свои музеи.
С конца XX - начала XXI века музеи подвергаются критике за традиционализм, нежелание проводить серьезную модернизацию своей деятельности, идти в ногу со временем, сделав музейную информацию и музейные впечатления обычным товаром. В то же время исследователи отмечают рост интереса к музею как культурному феномену со стороны посетителей, что связано с ориентацией многих музеев на реальные познавательные потребности и эмоциональные запросы общества. Поэтому музейные теоретики и практики пытаются осмыслить этот феномен, исходя из реалий сегодняшнего дня [1]. Игнорировать модернизационные процессы в музейной сфере они не могут.
Определенный опыт реформирования музеев за рубежом и в России уже накоплен. Прежде всего, музеи создают современную концепцию своего развития. Она должна быть научно обоснованной, современной, учитывать свою целевую аудиторию и, конечно, материальные возможности для проведения модернизации. Модернизировать - значит изменять соответственно требованиям времени, вводя различные усовершенствования [2, с. 34-37].
Это касается всех основных видов деятельности музея: научно-исследовательской, фондовой, экспозиционной, реставрационной, просветительной, образовательной и др.
Модернизация успешно проходит в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Дарвиновском музее, Государственном музее художественной культуры Новгородской земли, музее А.Л. Чижевского в Калуге, Государственном музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске и др.
Но некоторым музеям это сделать достаточно трудно, т.к. придется отказаться от простого собирательства артефактов с целью увеличения количества музейных предметов, которыми он располагает. Эту практику прошлых десятилетий необходимо менять. Кроме того, многие советские музеи, подчиняясь идеологическим требованиям, имели однотипные материалы, которые обезличивали каждый конкретный музей, лишая его самобытности и оригинальности [3, с. 29].
В современной ситуации музею надо переходить к научному комплектованию в соответствии с разработанной концепцией, чтобы по-новому выстраивать экспозицию, вести научно-исследовательскую деятельность. Учитывая возросший уровень технологического оснащения, психологические особенности восприятия действительности нынешней молодежью, необходимо продумывать иные, более современные формы работы с аудиторией, не отказываясь при этом полностью от традиционных лекций, экскурсий и т. п.
К сожалению, музеи поставлены сегодня в ситуацию, когда государство не обеспечивает достойного бюджетного финансирования и материального обеспечения их деятельности. От музеев требуют «оказывать услуги» населению, а значит, еще и зарабатывать деньги, т.к. от этого часто зависит материальное положение работников.
Несмотря на все трудности, процесс модернизации таких организаций уже идет. Однако кроме музеев, представляющих культурные ценности, есть и весьма необычные и даже экстравагантные по наличию экспонатов и по форме их репрезентации. Наверное, с точки зрения теоретического определения понятия «музей» они не соответствуют всем критериям. Не везде есть фонды, не все ведут научную или реставрационную деятельность. Однако они вызывают неподдельный интерес у посетителей, поэтому, наверное, тоже имеют право на существование.
В мае 2011 года в Доминиканской республике при поддержке университета Индианы и Министерства культуры и туризма открылся необычный «Живой подводный музей». Он находится на глубине 3 метров и в 6 метрах от берега. Здесь проходит линия соотнесенности природы и культуры.
В 1699 году торговое судно «Кедахский купец» было захвачено пиратами под предводительством капитана Уильяма Кидда. В свое время этот человек был направлен английской королевой в бассейн Карибского моря для борьбы с французским флотом. Однако позднее власти обвинили его в пиратстве и повесили.
Музей в какой-то мере посвящен этому человеку. В нем представлены обломки корабля, якоря, пушки. В то же время за триста лет, что судно пролежало на дне, оно обросло кораллами, там поселились многочисленные морские обитатели, рядом находятся рифы, представляющие природное наследие республики. Поэтому музей является неким синтезом рукотворного и природного и вызывает несомненный интерес у посетителей. Правда, посмотреть представленные экспонаты могут только дайверы [4, с. 2].
На острове Хоккайдо создан единственный в мире Музей снежинок, носящий имя японского ученого Накая Укитиро, который впервые снежинки классифицировал.
Чтобы поддерживать низкую температуру, экспозицию гармонично вписали в снежные пещеры, которые привели в доступный для посещений вид. Винтовая лестница обеспечивает комфортное передвижение. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах. В концертном зале музея выступают известные артисты [5].
В самом центре Москвы на Таганке находится единственный в мире засекреченный в свое время военный объект СССР - бункер, расположенный на глубине 65 метров под землей. «ГО-42» задумывался как противоядерное убежище для первых лиц СССР и был построен по последнему слову техники того времени. Это был период холодной войны, мир балансировал на грани «горячей» войны.
Бункер прекрасно сохранился и функционирует с 2006 года как Музей холодной войны (экспозиционный комплекс Бункер-42). Работники организуют несколько экскурсий, посвященных самым важным международным событиям 1960 годов. Так, на одной из них рассказывается о событиях октября 1962 года и роли объекта в событиях Карибского кризиса. Тогда в бункере находилось 600 человек, и именно здесь управляли стратегической авиацией. В случае политического решения отсюда мог бы поступить приказ о применении атомного оружия.
Экскурсанты посещают четвертый блок, в котором находился запасной командный пункт, блок жизнеобеспечения, где придется пройти через технические тоннели. Предлагается рассмотреть единственную точную копию первой советской атомной бомбы РДС-1 в натуральную величину, которая была изготовлена в начале 1950-х годов. Для более эффективного погружения в атмосферу шестидесятых годов демонстрируется фильм о периоде холодной войны, средства связи того времени. Спецэффекты позволят взглянуть на имитацию взрыва ядерной бомбы и запуск ядерной ракеты. Это поможет посетителям ощутить, настолько мир был близок к третьей мировой ядерной войне.
В то же время на объекте создан музейно-развлекательный комплекс, предлагающий оборудованные конференц-залы, банкетные залы и эксклюзивные площадки для интерактивных игр, квестов, презентаций, выставок, корпоративов, киносъемок и концертов любого уровня и формата [6].
Современное музейное строительство постоянно предлагает новые типы музеев, стремительно увеличив круг возможных объектов собирательской деятельности, а также направлений и форм экспозиционной и образовательной практики.
Так, исследователи выделяют в качестве области музейного интереса хозяйственную культуру. Экономика, торговля и финансы представлены отдельными музеями и в рамках более крупных собраний. Обыденный уровень хозяйственной культуры, связанный с культурой домашнего хозяйства, является сферой жизнедеятельности, который в последние десятилетия становится одной из основных в направлении реализации музейного интереса. Многочисленные музеи быта отражают интерес и стремление сохранить бытовые «коды» культуры, что сейчас особенно актуально в связи с невиданным усилением темпов технического прогресса. Музеи и частные собрания кофемолок, самоваров, валенок, утюгов являются выражением стремления зафиксировать стремительные изменения, происходящие именно в сфере хозяйственной культуры, стремительной сменой объектов хозяйственной деятельности человека [7].
В городе Переславль-Залесский Ярославской области в бывшем купеческом доме с 2002 года работает Музей утюга. Дом традиционный: первый этаж каменный, второй -деревянный, где на деревянных полках вдоль стен и располагается экспозиция. В ней представлены бронзовые, чугунные, стальные, электрические и даже спиртовые утюги, показывающие процесс эволюции этого незаменимого в любом доме предмета. В музее находится более 200 экспонатов.
Все они имеют разную конфигурацию, с металлическими, деревянными и костяными ручками, отлитым рисунком и без него. Есть очень интересный экземпляр в форме лежащего льва, изготовлен в городе Касимов. Вес утюгов колеблется от 10 г до 12 кг. Этот самый большой использовали в армии для глажения шинелей, одеял и голенищ яловых сапог. Ему уже более 250 лет. Несколько раз в год проводятся праздники утюга, когда можно даже испробовать экспонаты в действии.
Важно отметить, что в России XIX - начала XX века утюги всегда стоили дорого и были недоступны основной массе населения. Например, небольшой спиртовой утюг из музейной коллекции, произведенный в 1913 году, стоил 4 руб. 30 коп., в то время как за 5 рублей можно было купить корову [8].
В другом небольшом провинциальном российском городе Мышкин Ярославской области в обычном деревянном доме находится уютный, симпатичный музей грызунов. Там представлены игрушечные мыши из разных стран мира - России, Японии, Сингапура, Франции, Германии, США.
В музее более пяти тысяч экспонатов, часть из которых составляют подарки знаменитых людей, а многие сделаны своими руками детьми. Интересны и отечественные персонажи - финифтяные мыши из Ростова, московские мышки-матрешки и глиняные самарские мыши. Это самое большое на планете собрание разнообразных изображений мыши в виде игрушек, посуды, скульптур [9].
В Калининградской области в 2002 году в национальном заповеднике «Куршская коса» при содействии Фонда национальных парков и Михаила Алексеевича Семёнова - художника и резчика по дереву был открыт Музей суеверий русского народа.
Там представлены вырезанные из дерева персонажи славянских сказок и мифологии -Баба Яга, Леший, Водяной, Змей Горыныч, Кикимора и еще около ста удивительных существ, которые некогда составляли часть мира наших предков [10].
Мы видим изменение формата новообразованных музеев и учреждений музейного типа. Предметом показа в них часто становится не история и раритеты, а современность, культура повседневности, мифы и предрассудки, рассматривать которые предлагается порой с совершенно неожиданных ракурсов [11, с. 11].
В целом надо отметить, что многим современным музеям присущи многофункциональность, интерактивность, гибкость, использование технических достижений, разнообразие методов, форм и средств в представлении своих музейных предметов.
Это меняет рамки нашего привычного видения музея, представляя его в новом качестве, позволяя быть конкурентоспособным среди других учреждений образования и культуры.
Литература
1. Клюкина А. Кризис или виток в развитии?// Музей. 2009. № 2 и др.
2. Будко А.А. Модернизация. Схематизация опыта // Мир музея. 2010. №4.
3. Решетников Н.И. Музей и комплектование его собрания. М., 2013.
4. За сокровищами пиратов // Мир музея. 2011. № 7.
5. Музей снежинок на острове Хоккайдо. URL: http://www.yukaraori.com/yukibi/
6. Бункер-42 на Таганке. URL: http://www.bunker42.com/
7. Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // Вопросы музеологии. 2012. № 1.
8. Музей утюга в Переславле-Залесском - история от рубеля до электричества // URL: https://putidorogi-nn.ru/evropa/670-muzej-utyuga-v-pereslavle-zalesskom
9. Мышгород // URL: http://www.myshgorod.com.
10. Музей мифов и суеверий русского народа // URL: http://snovadoma.ru/museums/ Scary/Museum-prison-art/
11. Будко А.А. Образ музея в XXI в. // Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия 5-6 декабря 2013 г., Санкт-Петербург. СПб., 2015.
References
1. Klyukina A. Crisis or round in development? // Musei. 2009. № 2.
2. Budko А.А. Modernization. Experience schematization // Mir museya. 2010. № 4.
3. Reshetnikov N.I. Museiy i complectovanie ego sobraniya [Museum and completing of his meeting]. Moskow, 2013.
4. Behind treasures of pirates // Mir museya. 2011. № 7.
5. Museiy snezhinok na ostrove Hokkaido [The museum of snowflakes on the island of Hokkaido]. URL: http://www.yukaraori.com/yukibi/
6. Bunker-42 na Taganke [The bunker-42 on Taganka]. URL: http://www.bunker42.com/
7. Sapanzha O.S. Classification of the museums and morphology of a muzeynost: structure and dynamics // Voprosy muzeologii. 2012. № 1.
8. Museiy utyuga v Pereslavle-Salesskom - istoriya ot rubelya do elektricestva [The museum of the iron in Pereslavl-Zalessky - history from рубеля to electricity]. URL: // https://putidorogi-nn. ru/evropa/670-muzej -utyuga-v-pereslavle-zalesskom
9. Myshgorod [Myshgorod]. URL: http://www.myshgorod.com.
10. Musei mifov i sueveriy russkogo naroda [Museum of myths and superstitions of the Russian people]. URL: http://snovadoma.ru/museums/Scary/Museum-prison-art/
11. Budko A.A. Obraz of the museum in the 21st century // Museum in the world of culture. The world of culture in the museum. Materials of the All-Russian scientific and practical conference devoted to the 25 anniversary of department of a muzeologiya and cultural heritage on December 5-6, 2013, St. Petersburg. Saint Petersburg, 2015.
УДК 378.09
Е.Я. ГАЛИМОВА, М.А. МИРОШНИЧЕНКО
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
Галимова Елена Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и проектной деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Мирошниченко Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанского государственного университета (Краснодар, Ставропольская, 149), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы совершенствования подготовки студентов по направлению «Документоведение и архивоведение». Изменение образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Опыт работы кафедры документоведения и проектной деятельности Краснодарского государственного института культуры. Ключевые слова: подготовка бакалавров «Документоведение и архивоведение», качество подготовки обучения, пути совершенствования подготовки документоведов.
UDC 378.09
E.Y. GALIMOVA, M.A. MIROSHNICHENKO
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ISSUES OF PERSONNEL TRAINING IN THE FIELD OF DOCUMENT MANAGEMENT AND ARCHIVAL STUDIES ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR STATE INSTITUTE OF CULTURE ACTIVITY
Galimova Elena Yakovlevna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of the department of documentation science and project activity at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy, 33), [email protected]
Miroshnichenko Marina Aleksandrovna, PhD (economic sciences), associate professor of the chair of general, strategic, information management and business processes at the Kuban state university (Krasnodar, Stavropolskaja str., 149), [email protected]
Abstract. In article problems of improvement of training of students in the Document Science and Archive Science direction are considered. Change in educational programs in accordance with federal state educational standards. Experience of department of document science and design activity of the Krasnodar state institute of culture.