УДК: 37.01, 371.68; 004.9
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВАРИАНТ
Губкова Н.В., Фрадкин В.Е., Скиба Е.Н. Комитет образования Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Россия. Email: [email protected], [email protected]
Аннотация. Рассмотрены проблемы и возможные решения при использовании электронных учебников в учебном процессе
Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников
INTERACTIVE MULTIMEDIA ELECTRONIC TEXTBOOKS: PROBLEMS AND SOLUTIONS - ST. PETERSBURG VERSION
Gubkova N.V., Fradkin, V.E., Skiba E.N. The Education Committee of St. Petersburg. St. Petersburg. Russia, Email: [email protected], valery.fradkin @ gmail.com
Abstract. Are discussed the problems and possible solutions of using electronic textbooks in the educational process
Keywords: electronic book, the introduction of e-books
24 марта в Санкт-Петербурге в рамках Третьей Международной конференции «Новые технологии для Новой школы» состоялось заседание секции «Использование интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ): эксперимент и перспективы», в работе которой приняло участие 25 человек. Среди присутствовавших на секции были не только представители петербургских учреждений-участников эксперимента, но и учителя других петербургских школ, гости конференции из Москвы и Республики Эстония, представители фирм-разработчиков «Эктако» и «PlasticLogic».
На секции было сделано 6 докладов от ОУ-участников эксперимента и кураторов со стороны комитета по образованию Санкт-Петербурга. По результатам докладов состоялась дискуссия.
В течение всего периода эксперимента нами проводились интервью с учителями, учащимися и их родителями. Результаты были обобщены в нашем сообщении на секции.
Предлагаемый ниже текст основан на дополнении сообщения на секции с учетом проведенной дискуссии.
Положительные аспекты работы с ИМЭУ, отмечаемые участниками эксперимента.
Все выступавшие отметили, что с профессиональной точки зрения эксперимент вызвал у них большой интерес. Он позволил найти новые, иногда неожиданные возможности организации работы учащихся на уроках, которые было трудно или невозможно организовать без применения ИМЭУ (Рис. 1.).
В первую очередь отмечается, что на урок вернулась практически полноценная возможность работы с текстом: выделение, маркирование, аннотирование и т.д., которая ушла из практики с тех пор, как учащиеся стали получать бесплатные библиотечные учебники.
учебников
Рис. 1 Положительные стороны эксперимента, отмечаемые учителями
Существенным, по мнению учителей, является возможность формирования универсальных учебных действий за счет использования разных учебников, как по своему предмету, так и по другим предметам. Так, на уроках русского языка появилась возможность использовать тексты из учебников по истории, математике, географии и
Очень часто учителя отмечают, что полезным является использование в учебных целях устройств, в данном случае - ридеров, с которыми дети впервые сталкиваются как с бытовыми устройствамипредназначенными для игры. Это позволяет формировать принципиально другое отношение к компьютерной технике, как к средству получения знаний, а не как к игрушке. В то же время данный тип устройств вполне позволяет использовать и элементы игровых технологий при обучении. Учителя отмечают, что дети с удовольствием показывают им те
Возможности
Нетрадици за
др.
возможности ридеров, которые учителям были еще неизвестны, и подсказывают как их использовать на уроках.
ИМЭУ и здоровье школьников
Не последнюю роль в значимости проводимого эксперимента играют здоровьесберегающие технологии. Задачи уменьшения веса школьного портфеля, возможность использования технологии «электронных чернил» вместо ЖК-экрана -важные аспекты работы современной школы, о которых учителя помнят постоянно. Выводы учителей в этом направлении пока неоднозначны (Рис. 2).
Рис. 2 ИМЭУ и здоровье школьника
Учителей беспокоит невысокое качество подготовленных электронных учебников, особенно иллюстраций к ним, медленное переключение страниц. Ряд педагогов обратили внимание на то, что с появлением ИМЭУ вес рюкзака уменьшился незначительно, т.к. дети стали брать с собой в школу предметы (например, игрушки), которые раньше не носили. Кроме того, они стали чаще носить рюкзаки на одном плече, что провоцирует развитие сколиоза.
Несколько учителей обращают внимание на то, что, по их мнению, для формирования мелкой моторики следует предусмотреть в каждом устройстве сразу несколько способов введения информации: виртуальную клавиатуру, touchscreen, стилус.
Основные проблемы, которые необходимо разрешить на следующих этапах эксперимента
Проблема 1: для чего?
Рис. 3 Пути развития устройств для школы
В начале эксперимента организаторами не была четко сформулирована его педагогическая цель: для чего именно мы пытаемся апробировать использование ридеров? Что, кроме уменьшения веса портфеля школьника, мы хотели бы получить из этого эксперимента. Не обходимо найти ту нишу, которую могут занять ридеры в педагогическом процессе в школе. По мнению участников в настоящее время возникло два направления (Рис. 3):
а) Ридер как устройство для чтения электронных книг. Это значит, что, кроме снижения веса портфеля, с помощью ридера мы стараемся учить школьников в первую очередь работе с текстом, текстовой информацией. Графическая, видео, звуковая информация являются неосновными видами, позволяющими дополнять педагогический процесс с использованием данного типа устройств.
б) Ридер - полноценное интерактивное средство. В этом случае к ридеру предъявляются многочисленные требования, связанные с работой с графической, звуковой и видеоинформацией, работой с соответствующими типами файлов, инернетом, наличия многофункциональной мультизадачн ой среды. В этом случае ридер теряет свои специфические свойства и, по существу, превращается в планшетный компьютер или нетбук.
Петербургские учителя разделяют первый подход к проблеме. В этом случае ридер имеет свою специфическую нишу в образовательном процессе, не конкурируя со своими более мощными «собратьями». Реализация идеи использования устройств в этом качестве позволит решить важные проблемы приобщения учащихся к чтению, формирования универсальных учебных действий, связанных с текстовой информацией, вернет учебник на урок в качестве реального средства обучения, а не неиспользуемого груза.
Проблема 2: контент
В этом материале нет необходимости описывать, с какими трудностями столкнулись организаторы эксперимента при отборе и предоставлении контента (учебников в электронном виде).
По мнению петербургских учителей для педагогически целесообразного
Основной обязательный
(учебники, задачники, атласы)
Основной дополнительный
(хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари)
Дополнительны по выбору учителя (тексты, биографии, документы, иллюстративный материал)
Сроки хранения КШтента, авторские права
Рис. 4 Проблемы контента
использования апробируемых устройств следует выделить 3 вида образовательного контента для них (Рис. 4).
При этом можно выделить следующие возникающие подпроблемы: 1. Авторские права на контент. В настоящее время эти права в основном принадлежат издательствам или издательским группам, которые пока не видят необходимости предоставления издаваемых ими учебников в электронном виде. Если для самих издательств проблема в принципе может быть решена, то для связанной с
ними полиграфической промышленности перевод школ на электронные учебники может окончиться крахом.
2. Перечень учебников и пособий. Учебники, которыми учитель имеет право пользоваться перечислены в Федеральном перечне. Однако в этот перечень не входят задачники, карты и атласы, хрестоматии, энциклопедии, книги для подготовки к ЕГЭ и ГИА и другие пособия, без которых учебный процесс немыслим. Перечень этих дополнительных элементов контента ничем не ограничен. На каких основаниях и кто будет предоставлять и получать электронные версии этих материалов?
3. Срок хранения файлов. И учителя и учащиеся практически единогласно считают, что по окончании срока обучения желательно сохранение в устройстве по крайней мере части учебников и пособий. Это позволит упростить повторение, подготовку к зачетам и экзаменам, восполнить пробелы из-за пропусков занятий и т.п.
Эти проблемы, по мнению петербургских педагогов можно решить только при непосредственном участии государства за счет целевых программ. Основной предлагаемый путь - создание сетевых библиотек, в которых за соответствующую плату можно взять в аренду любое электронное пособие на определенный срок с возможностью продлении этого срока. Понятно, что это потребует как технических и технологических, так и нормативных решений.
Рис. 5 Проблемы контента
На рис. 5 сформулированы те требования к контенту, которые необходимо решить в первую очередь.
Проблема 3: возможности устройства и формат файла
Из сказанного выше следуют требования к возможностям самого устройства и формату файлов, используемых в них. Только выполнение этих требований позволит решить задачи формирования учебных умений работы с информацией. Приведем перечень этих требований, сформированный в ходе обсуждения с учителями:
1. Возможность ввода материалов, найденных или подготовленных учителем или учащимися в текстовом или графическом форматах.
2. Возможность маркирования текстов различным способом (выделение цветом и линиями - не менее 3 цветов, 3 типов линий).
3. Возможность копирования фрагмента и создание «реферата» или «конспекта».
4. Возможность создания закладок и маркирования закладок.
5. Возможность запоминания места, на котором закончилась работа с
текстом.
6. Виртуальная клавиатура и рукописный ввод.
7. Возможность организации собственных гиперссылок как внутри одного пособия, так и между пособиями (например, между описанием и иллюстрацией, определениями в разных учебниках и т.п.).
8. Возможность структурирования материала и размещения его по вложенным папкам.
9. Возможность редактирования элементов контента (например, вставка букв и слов, создание подписей к рисункам, замена слов).
10. Возможность быстрого перехода на заданную страницу, иллюстрацию, маркер или определенный элемент контента.
11. Возможность поиска по большому массиву текста по ключевым словам как внутри одного файла, так и по группе файлов.
12. Возможность перемещения объектов.
В разных устройствах некоторые из перечисленных возможностей реализованы. Во всяком случае, по словам разработчиков, реализация перечисленных требований вполне осуществима.
Из сформулированных требований вытекают и требования к формату файлов, загружаемых в ридер. В эксперименте используются pdf-файлы, но даже они подготовлены издательствами по-разному. Не во всех из них, например, можно
выделить фрагмент и вставить его в поле «Заметки». Необходимо четко предусмотреть требования к формату файла, используемому для учебных целей, и его подготовке.
Проблема 4: технические возможности устройства
В таблице 1 указаны основные проблемы, которые вызывают определенное «недовольство» учащихся и учителей.
В первую очередь и те и другие выделяют проблему цвета, без которого, по их мнению, эффективность использования устройств в учебном процессе значительно снижается. Особенно беспокоит проблема цвета учителей биологии, географии, истории и математики (геометрия).
Важной является проблема скорости перелистывания страниц и открытия необходимого материала, поскольку она явно сказывается на темпе урока. Проблема скорости и «зависания» приводит к потере времени на уроке, «выключению» некоторых учащихся из процесса. Многие учащиеся указывают, что на ряде устройств не всегда срабатывают кнопки, что требует повторного нажатия и мешает работе.
Следует отметить, что пока не существует санитарных норм и других технических и педагогических норм к поставляемым в образовательные учреждения устройствам.
Отдельный вопрос - существует сравнительно небольшая группа детей, которые по разным соображениям полностью или частично (например, дома, при подготовке домашнего задания) не хочет использовать электронные учебники. Это приводит к тому, что учитель должен продумывать отдельную методику работы с этими учащимися.
Представленный материал отнюдь не является полным и подробным изложением проблем, связанным с экспериментом, но лишь отражает содержание обсуждаемых петербургскими учителями-экспериментаторами вопросов.
Все образовательные учреждения и учителя готовы к продолжению эксперимента и заинтересованы в нем.