Научная статья на тему 'Апробация различных типов электронных учебников в общеобразовательных учреждениях (предварительные результаты)'

Апробация различных типов электронных учебников в общеобразовательных учреждениях (предварительные результаты) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC BOOK / ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / THE INTRODUCTION OF E-BOOKS / АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / TESTING ELECTRONIC TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тармин В. А., Копаева Е. А.

Приведен анализ результатов апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тармин В. А., Копаева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING OF VARIOUS TYPES OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS (PRELIMINARY RESULTS)

Are showed the results of testing of electronic textbooks in secondary schools of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Апробация различных типов электронных учебников в общеобразовательных учреждениях (предварительные результаты)»

УДК: 37.01, 371.68; 004.9

АПРОБАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Тармин В.А., Копаева Е.А. Федеральный институт развития образования. Москва. Россия. Email: [email protected], [email protected]

Аннотация. Приведен анализ результатов апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников, апробация электронных учебников

TESTING OF VARIOUS TYPES OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS (PRELIMINARY RESULTS)

Tarmin V.A., Kopayeva E.A. The Federal Institute for Educational Development. Moscow. Russia, Email: tarmin.v @ firo.ru, kopaeva.e @ firo.ru

Abstract. Are showed the results of testing of electronic textbooks in secondary schools of the Russian Federation

Keywords: electronic book, the introduction of e-books, testing electronic textbooks

По поручению президента Российской Федерации в 2011-2012 г. В общеобразовательных учреждениях РФ проходила апробация электронных учебников. В апробации принимали участие 38 школ из 9 регионов Российской Федерации: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Калининградская область, Самарская область, Кемеровская область, Республика Татарстан, Республика Коми, г. Тамбов. В учебном процессе использовались электронные учебники на базе следующих мобильных устройств: Pocket Book Pro 902, Plastic Logic ProReader, Ectaco jetBook Color, Intel ClassMate PC, Entourage eDGe.

Сравнительный анализ возможностей мобильных устройств, используемых в проекте и их программного обеспечения, показывает, что Intel Classmate PC обладает более развитыми функциональными возможностями, соответствующими потребностям современного образовательного процесса. Тем не менее, следует отметить, что использование устройств на экранах с подсветкой (TFT, LCD мониторы) в качестве основных средств обучения, существенно ограничивает время непрерывного использования этих устройств.

Устройства для чтения электронных книг, использующие технологию электронных чернил (E-ink) могут, в перспективе, заменить традиционные бумажные учебники при условии увеличения быстродействия устройств, усовершенствования

средств навигации, отображения палитры цветов не хуже чем, установленной типографскими нормами.

При анализе отзывов педагогов, принимавших участие в апробации, были выявлены следующие требования к мобильным устройствам - носителям электронных учебников и их программному обеспечению:

• наличие цветного дисплея с хорошей цветопередачей,

• возможность поиска необходимой информации,

• масштабируемые иллюстрации,

• возможность отображения и работы с интерактивными трехмерными моделями, возможность построения схем, графиков, чертежей,

• возможность одновременной работы с двумя частями учебника или двумя учебниками,

• поддержка стандартных образовательных форматов,

• высокая скорость открытия файлов, перелистывания страниц, перехода к нужной главе,

• возможность смены ориентации верстки с вертикальной на горизонтальную,

• отображение всплывающих толкований слов,

• заметки на полях, выделение участков текста цветом, дополнительные символы для написания заметок, используемые в школе в различных учебных предметах,

• возможность быстрого удаления всех заметок, отметок, закладок в учебнике,

• реализация практических, лабораторных работ, контрольных, тестов,

• реализация электронного дневника, электронного журнала, рабочей тетради,

• обратная связь с преподавателем, контроль над самостоятельной работой учащихся,

• возможность подключения внешних устройств для воспроизведения на них образовательного контента,

• возможность передачи выбранных фрагментов учебника или заметок на подсоединенный компьютер, через интернет, локальную сеть и т.п.

По мнению педагогов, при разработке и внедрении электронных учебников необходимо учитывать следующие положения:

• учебно-методические материалы в электронной форме должны разрабатываться с учетом требований к эргономике электронных учебников и с максимальной реализацией возможностей технических средств,

• контент должен быть мультимедийным и интерактивным,

• необходимо дополнение учебников специализированными ресурсами, такими как практические и лабораторные работы, контрольные работы и тесты,

• необходимы энциклопедии и словари, атласы, хрестоматии и другие дополнительные учебные материалы,

• электронные учебники должны охватывать все годы в рамках ступени образования и иметь многоуровневый характер,

• дополнительно должно быть определено компьютерное оборудование и средства связи необходимые для создания информационно-насыщенной среды образовательного учреждения при использовании мобильных устройств, как основного средства обучения.

В процессе апробации проводилось анкетирование педагогов, учащихся и их родителей с целью выявить отношение респондентов к использованию в учебном процессе электронных учебников. Некоторые результаты анкетирования приведены на диаграммах ниже.

Сложен ли электронный учебник (ЭУ)?

ЭУ повышает мотивацию учащихся ЭУ выработываетновые компетенции

ЭУ повышаетучебную самостоятельность

Использование форм исследовательскоя деятельности

Лучше ли ЭУ чем бумажный?

Интенсификация учебного процесса при использовании ЭУ

Оптимизация нагрузки учащихся

■ Нет ■ Да

Рисунок 1. Учителя. Отношение к электронному учебнику

Рисунок 2. Учащиеся. Отношение к электронному учебнику

Больше всего ученики удовлетворены тем, насколько им удобно носить электронные учебники домой и в школу. Меньше всего они удовлетворены надежностью и привлекательным внешним видом устройства.

Удобство носить 79% 14% '5ЕЯ

18% Ш

Удобство хранения Привлекательность удобство понимать прочитанное Удобство запоминать прочитанное Прочность Удобство для чтения Надежность Безопасность для глаз Цена дополнительной литературы Цена учебника

73%

59%

57%

55%

51%

47%

43%

41%

29%

47%

19%

46%

Очень хорошо + хорошо Средне ■ Плохо+очень плохо Рисунок 3. Родители. Отношение к электронному учебнику

Больше всего родители удовлетворены тем, насколько удобно носить электронные учебники домой и в школу. Меньше всего они удовлетворены ценой учебника и ценой дополнительной литературы.

Окончание апробации ■Начало апробации

Рисунок 4. Родители. Сравнение электронного и бумажного учебников

По сравнению с началом апробации (опрос в декабре 2011 г.) к концу учебного года (опрос в апреле-мае2012 г.) большее количество родителей отдает предпочтение бумажному учебнику, нежели электронному.

30%

25%

20%

15%

10%

■ Начало апробации Окончание апробации

г8>

•V

г5Г

гч\

г»

чЧ'

Цены даны в рублях

Рисунок 5. Родители. Готовность платить за электронный учебник.

Как видно и представленной диаграммы, можно выделить 3 основных ценовых диапазона стоимости электронного учебника (устройство плюс контент): от 3001 до 3600 руб., от 5001 до 6000 руб., от 6001 до 8000 руб. Количество родителей, готовых заплатить за электронный учебник именно такие суммы, увеличилось к концу учебного года.

В рамках реализации проекта проводился анализ нормативных документов устанавливающих гигиенические требования безопасности для здоровья школьников. К ним относятся следующие основные документы:

1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Анализ данных документов показал, что существующая нормативно-правовая база, устанавливающая гигиенические требования безопасности для здоровья школьников, требует серьезной доработки в части:

• классификации технических устройств, используемых для образовательных целей, в том числе имеющим в своем составе компьютерные компоненты, например, проекторы;

• обеспечения однозначной интерпретации используемых формулировок;

• более полного соответствия различным стадиям и особенностям учебного процесса;

• учета динамических особенностей электронного учебного контента.

Совершенствование СанПиН с учетом потребностей Российского образования

целесообразнее проводить при более тесном сотрудничестве специалистов Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения РФ, в условиях реализации совместных проектов в области защиты здоровья детей и школьников.

В настоящий момент Федеральный институт развития образования переходит к формированию предложений для Министерства образования и науки РФ по дальнейшему развитию и внедрению электронных учебников в образовательные учреждения. Предстоит определить какие именно шаги необходимо сделать в первую очередь для широкого внедрения электронных учебников.

Мы приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении результатов, полученных в процессе апробации. Ваше мнение будет учтено при формировании предложений для Министерства образования и науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.