Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-613-617
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В
ШКОЛЕ
Нилуфар Шавкатовна Буранова
Андижанский государственный медицинский институт
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме использования интерактивных методов обучения на уроках внеклассного чтения по литературе. В исследовании обосновывается дидактический потенциал педагогической технологии, обозначена целевая система и преимущества её применения на уроках внеклассного чтения в современной школе.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, интерактивное изучение, уровень познавательной активности, игровые технологии, мозговой штурм, личностное развитие обучающихся.
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of using interactive teaching methods in extracurricular reading lessons in literature. The study substantiates the didactic potential of pedagogical technology, identifies the target system and the advantages of its use in extracurricular reading lessons in a modern school.
Keywords: interactive teaching methods, interactive learning, the level of cognitive activity, gaming technology, Brainstorm, personal development of students.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. И в этом могут помочь интерактивные методы, которые сполна отвечают данным требованиям.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-613-617
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Вопросам интерактивного обучения посвящены работы многих ученых и специалистов: С. Ю. Курганова, В. Х. Шейне, М. В. Кларина и др. Для осуществления обучения с применением интерактивных методов педагог должен обладать педагогическим мастерством.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.
Основной идеей в образовании является идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности - дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. Для учителя становится важным в своей работе использовать современные технологии активизации обучения. Одной из инновационных технологий активизации работы и является применение на уроках интерактивных методов обучения. Под интерактивными методами в образовательном процессе понимают такие методы, в которых учащийся выступает в субъектно-объектных отношениях относительно обучающийся системы, периодически становясь её автономным активным элементом. Интерактивное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Выбор образовательных методов учитель должен делать, ориентируясь на то, что ему необходимо сформировать такие компетенции, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя, что внесет в урок смыслообразование и приведет к положительной мотивации обучения.
Интерактивные методы работы в образовательном процессе являются наиболее перспективными за счет того, что они представляют возможность организовать активное и открытое обсуждение учебного материала, видоизменить его и дополнить в процессе обсуждения в режиме реального времени. «Интерактивность - широкое по содержанию понятие, с помощью которого в современной науке раскрывают характер и степень взаимодействия
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-613-617
между объектами, а в методике используют для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом».
В настоящее время все большее количество учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Это связано с тем, что именно благодаря этой необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности.
Мы считаем, что применение интерактивных игр, разминок и упражнений на уроке внеклассного чтения является всегда выигрышным, т.к. в них представлены компоненты, обеспечивающие интерес к выполняемым заданиям. Эти элементы помогают учителю в проведении внеклассных занятий по литературе с опорой на различные формы коллективной и групповой работы.
Применение игровых технологий и разминок как форм закрепления изученного материала на уроках внеклассного чтения формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.
При использовании интерактивной методики деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними проблемы. Здесь учитель начинает выступать в роли режиссёра.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Наиболее эффективной формой активации творческой активности учеников на уроках литературы является метод «Мозговой штурм». Основное условие применения этого метода - это безусловная новизна текста. Пример: учащиеся заранее прочитали рассказ Николая Лескова «Левша», учитель не дочитывает произведение до конца, а даёт творческое задание найти финал ученикам, которые предлагают как можно больше интересных идей. Другой пример: учащиеся должны перечитать повести Гоголя, входящие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место». Затем учитель говорит: «В произведениях Н.В.Гоголя часто встречаются слова, которые не понятны современному читателю. Это украинские слова или архаизмы (устаревшие слова). Давайте попробуем разобраться, что они означают и называет слова: бандура, буряк, галушки, гопак, кожух». А ребята в свою
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-613-617
очередь отвечают: «Инструмент, род гитары, свёкла, клёцки, танец, тулуп» и т.д.
Этот метод возник в 30-ые годы, как способ коллективного продуцирования новых идей. Метод «Мозговой штурм» даёт возможность развивать логическое мышление, аргументировано выражать свою точку зрения, активизируя речевые навыки. Этот метод мы продуктивно используем на уроках литературы при изучении лирических произведений русских поэтов. Учитель на доске пишет только начальные строки стихотворения, например: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет... (А.Блок) Затем учитель задает учащимся вопрос: «А как бы вы продолжили стихотворение?» Ученики, не глядя в текст, предлагают свои идеи. Наилучшие идеи поощряются и сравниваются с произведением поэта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые способствует активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. В ходе использования интерактивных методов на уроках создаются условия для самореализации личности учащихся, умеющих творчески мыслить и находить рациональные пути решения различных ситуаций. По словам А. Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
REFERENCES
1. Буранова Н.Ш. «Новая педагогическая технология «тонкие и толстые вопросы» на уроках внеклассного чтения". Статья в журнале "Universum: психология и образование". Выпуск 8 (86), 2021 http://7universum.com/ru/psy/archive/category/886
2. Буранова Н.Ш. «Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней школы». Статья в журнале «Актуальные научные исследования в современном мире», Украина, выпуск 4 (72), ч.7, 2021, стр.122-126, ISCIENCE.IN.UA
3. Буранова Н.Ш. Исследовательская активность учащихся на уроках литературы-М.: Internauka, 2020, No. 41 - 96 p. https ://www.internauka.org/journal/ science/internauka/170
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-613-617
4. Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения. // Русский язык в школе // 2008. - № 8.
5. Kurbanova, F. (2021). PECULIAR FEATURES OF ENGLISH AND UZBEK SPEECH ETIQUETTE. Academic research in educational sciences, 2(4), 18501855.
6. Kurbanova, F. K. (2020). LANGUAGE UNITS DENOTING CULTURAL FEATURES OF A NATION. Academic research in educational sciences, (3).