Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Г. Дж. Курбанова
Академический лицей Каракалпакского Государственного Университета
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена применению интерактивных методов преподавания русского языка как иностранного в лицее, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс, в результате чего у учащихся формируются и развиваются интеллектуальные способности общения в разных коммуникативных ситуациях и непосредственно в своей учебной деятельности. Статья имеет теоретико-практическую направленность.
Ключевые слова: интерактивные методы, формирование, развитие, интеллектуальность, теоретический, практический, самостоятельный.
INTERACTIVE LEARNING METHODS IN RUSSIAN LESSONS
ABSTRACT
This article is devoted to the use of interactive methods of teaching Russian as a foreign language in the lyceum, which allow intensifying the educational process, as a result of which the student forms and develops intellectual communication skills in various communicative situations and directly in their educational activities. The article has a theoretical and practical orientation.
Keywords: interactive methods, formation, development, intellectuality, theoretical, practical, independent.
ВВЕДЕНИЕ
Новый век даёт заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
Для формирования коммуникативной личности необходимо обратить внимание на организацию урока, её содержание, а также особое значение имеют формы проведения современных уроков. Мы считаем, для того чтобы повысить качество образования необходимо постоянное совершенствование методики преподавания предметов, использование новых технологий обучения. На основе интерактивного метода роль педагога радикально меняется: он является не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащихся[1].
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Интерактивный метод обучения носит инновационный характер. Понятие «интерактивные методы» («interactive» англ: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act»- действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенным на взаимодействии.
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения [2].
Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полёта творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Интерактивность обретает в наши дни особое значение.
На уроках можно применять такие интерактивные методы обучения как мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, дискуссия, презентация, эссе.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
Все мы знаем, что каждый метод, каждая игра имеет свои правила и «маленькие законы». Ученики и педагог прежде всего должны познакомиться с правилами интерактивных методов обучения:
1) не критикуйте выдвинутые идеи;
2) будьте толерантны по отношению друг к другу;
3) знайте, неразрешимых проблем не существует;
4) выдвигайте больше идей;
5) активно участвуйте в игре;
6) создайте доброжелательную, творческую атмосферу;
7) выбирайте наиболее подходящую роль для участия в играх;
8) уважайте интересы однокурсников;
9) не принимайте поспешных решений;
10) при выступлении соблюдайте регламент:
ОБСУЖДЕНИЕ
Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Игра «Определи пару» предлагается при изучении лексики и фразеологии. На доске записывают фразеологические обороты, затем читают другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные. Примеры на доске: Тёртый калач — ..., ни рыба ни мясо — ..., дать нагоняй — ..., кот наплакал — ..., дать нагоняй — ..., с пустыми руками — ... . [3].
Фразеологизмы, читаемые учителем: Несолоно хлебавший, приказать долго жить, с гулькин нос, ни богу свечка ни чёрту кочерга, стреляный воробей, намылить шею. Полученные фразеологизмы : С пустыми руками — несолоно хлебавший, отдать богу душу — приказать долго жить, кот наплакал — с гулькин нос, ни рыба ни мясо — ни богу свечка ни чёрту кочерга, тёртый калач — стреляный воробей, дать нагоняй — намылить шею. В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске.
Мозговая атака (штурм). Этот метод возник в 30-ые годы, как способ коллективного продуцирования новых идей. Метод «Мозговой штурм» даёт возможность развивать логическое мышление, аргументировано выражать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.
Алгоритм использования метода «Мозговой штурм»:
Сформулировать проблему, связанную с темой урока.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
Разделить учащихся на несколько групп, учитывая их интересы.
Снять напряженность создать благоприятную атмосферу.
Мозговая атака: штурм, поставленной проблемы.
Фиксировать идеи на бумаге.
Отобрать и оценить наилучшие идеи.
Организовать экспертную группу из 3 учеников, которые выбирают наилучшие идеи.
Сообщить результаты.
Публичная защита.
Принятие решения[4].
Этот метод мы продуктивно используем на уроках литературы при изучении лирических произведений русских поэтов. Учитель на доске пишет только начальные строки стихотворения, например: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет... (А.Блок)
Затем учитель задает учащимся вопрос: «А как бы вы продолжили стихотворение?». Ученики, не глядя в текст, предлагают свои идеи. Наилучшие идеи поощряются и сравниваются с произведением поэта.
Метод «мозговая атака» способствует повышению эффективности и на уроках русского языка, например, при знакомстве с темой «Словообразование» на вопрос: «Как вы считаете, какие есть способы образования новых слов?» в ответ прозвучали самые оригинальные идеи. На уроках русского языка и литературы ученики принимают активное участие при применении метода «Займи позицию». В классе вывешиваются плакаты с надписью «да» и «нет». Предварительно учитель предлагает утверждение. Ученик, который согласен с этим утверждением, занимает позицию «да», а не согласившийся учащийся встаёт противоположно, то есть занимает позицию «нет». Каждый из них должен аргументированно отстоять свою точку зрения. Если веский довод убедил кого-то, то он может изменить свою позицию. «Решение дилеммы» — так называется один из интерактивных методов, который позволяет всем ученикам участвовать в обсуждении, разделившись на 2-3 группы. Они решают дилемму в течение 5-7 минут, затем- представляют классу результат[5].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результат этого метода требует тонкости ума, так как дилемма — это суждение или умозаключение, требующее выбора одного из двух
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
исключающих друг друга положений, например, на уроке русского языка ученики прослушали такую историю: «Знаменитый баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил язык. Ксанф спросил, почему он подает только язык. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка? При помощи языка люди строят города, изучают науки и получают знания, могут объясняться друг с другом, передавать свои чувства. Поэтому нет ничего лучше языка». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять купил язык. Все удивились этому. Тогда Эзоп сказал: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что -нибудь хуже языка?!». Затем учащиеся обсуждали дилемму: «Нет ничего лучше языка или может ли быть что-нибудь хуже языка?
Одна группа придерживалась точки зрения, что нет ничего лучше языка, и приводила такие доказательства, как высказывания Тургенева, Ломоносова, Достоевского. А другая группа стояла на второй позиции и приводила примеры — пословицы: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь», «Язык мой — враг мой». Но в итоге все пришли к единому мнению, что язык — это великое средство общения.
Ведение дискуссии за круглым столом, должно стать естественным компонентом процесса обучения русскому языку и литературе, так как именно этот интерактивный метод позволяет личности отстаивать свое мнение, находить правильные решения, объективно оценивать свою речь и речь собеседников.
Проведение дискуссии «Нужно ли изучать русский язык?» предполагает интерактивное взаимодействие, способствующее созданию мотивации к общению, обмену информацией, изложению мыслей. Перед проведением дискуссий необходимо раздать учащимся памятку, где напечатаны образцы речевого этикета.
Согласие. Отчасти могу согласиться с вами...Частично вы правы...В какой-то мере то, что вы говорите верно.В какой — то мере вы правы.Не
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
возражаю против.. .Уверен, что это так.Придерживаюсь такого же мнения.. .Разделяю вашу точку зрения. Совершенно согласен с вами.
Отрицание. Вряд ли это возможно.. .Об этом нельзя сказать с уверенностью.. .В это трудно поверить.Я бы этого не сказал.Боюсь, что вы не правы (что это не так)...Я не уверен, что это так.Разрешите высказать иное мнение.. .Позвольте вам возразить.. .Разрешите не согласиться с вами.
Каждая дискуссия проходит три стадии: - ориентация; - оценка; -консолидация.
На первой стадии участники создают благоприятную атмосферу, работают над проблемой дискуссии. На второй стадии ученики выступают с идеями и ответами на возникающие вопросы. Третья стадия характеризуется анализом результатов дискуссии, согласованием мнений и позиций, совместным формулированием решений и их принятием.
На уроке русского языка после изучения темы «Лексика» мы провели структурную дискуссию на проблемный вопрос «Какова речь у современной молодёжи?» Оптимисты, пессимисты и реалисты высказали свои мнения, а наблюдатели и аналитик подвели итог.
Кейс-стади — этот метод стал применяться во второй половине XIX века в Гарвардском университете. При данном методе обучения ученик самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Тема для дебатов предлагается одна, но первая команда должна утвердить её своими аргументами и фактами, а вторая — умело их опровергнуть, для чего требуется кропотливая работа над материалом из разных источников. Каждая команда составляет свой кейс, который содержит резолюцию (тему), дефиниции (определения), критерии (положение). После изучения темы «Фонетика» на уроке русского языка мы провели дебат, используя метод кейс-стади. Утверждающая и опровегающая стороны работали над проблемным вопросом: «Если вместо буквы ё напечатаем е, то допустим ли мы ошибку?». Кейс утверждающей стороны. Вместо буквы Ё напечатать е — это ошибка. Кейс опровергающей стороны. Вместо буквы Ё напечатать е разрешается [6].
Метод кейс - стади позволяет каждому ученику развивать свои интеллектуальные возможности, овладевать логикой речи и основами ораторского искусства, расширять круг интересов. Почему мы говорим «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:
Высокую мотивацию.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 3 | ISSUE 1 | 2022
ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF): 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-500-506
Прочность знаний. Творчество и фантазию. Коммуникабельность. Активную жизненную позицию. Командный дух. Ценность индивидуальности. Свободу самовыражения. Акцент на деятельность. Взаимоуважение. Демократичность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые способствует активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. В ходе использования интерактивных методов на уроках создаются условия для самореализации личности учащихся, умеющих творчески мыслить и находить рациональные пути решения различных ситуаций. Если мы хотим, чтобы наша работа была успешной, мы должны, как пишет В. Риверс, «точнее имитировать условия реального языкового общения».
REFERENCES:
1. Казыгулова А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1121-1126. — URL https://moluch.ru/archive/112/28767/
2. Волконская С. А., Погребнякова Е. Ю. Мозговой штурм и его разновидности как эффектив- ная технология на уроках иностранного языка / / Молодой ученый. 2015. N°
3. С. 745-746.
3. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключе- вых компетенций / / Наука и образование. 2011. Ш 4.
4. Обсков А. В. K проблеме организации интерактивного обучения в вузе // Вестник Томского педагогического университета. 2012. Ж 11. С. 120-124.
5. Беляева А. Ю., Прокофьева Л. П. Интерактивные методы преподавания русского языка Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
6. Курбанова, А. Дж., и Комилов, К. У. Интеграция химии и английского языка в преподавании химии// Аcademic research in educationa! sciences, 2021. 2(9), стр. 40-43.