Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1413-1418
ЭФФЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ, ЭКСКУРСИЯ ДЕТЕЙ К
ПРИРОДЕ
Д. А. Татаева
Студентка Чирчикского государственного педагогического института.
Д. У. Закиров
Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института
d.zakirov [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются методические условия формирования экологического воспитания у младших и старших школьников во внеклассной работе с использованием проектно- исследовательской деятельности в сфере школьных предметов, изучающих природу-биология, география и экологии (природоведения). А также о месте и роли «полевой экологии» и «натуралистического» подхода в образовании школьников, учебно-исследовательской деятельности, как основной форме экологического образования.
Ключевые слова: Экологическое воспитание, проектно-исследовательская деятельность, полевая экология, натуралистический подход, мини дендрарии, метеоплощадки, гелиоустановки.
EFFECTS OF ECOLOGICAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOLS, EXCURSION OF CHILDREN TO NATURE
ABSTRACT
The article reveals the methodological conditions for the formation of environmental education in younger and older schoolchildren in extracurricular work with the use of design and research activities in the field of school subjects studying nature-biology, geography and ecology (natural history). And also about the place and role of "field ecology" and "naturalistic" approach in the education of schoolchildren, educational and research activities, as the main form of environmental education.
Keywords: Environmental education, design and research activities, field ecology, naturalistic approach, mini arboretums, meteorological sites, solar installations.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1413-1418
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического образования. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому образованию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Теоретическая основа экологического образования основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Экологическое образование и воспитание включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формируют экологическую грамотность учащихся, побуждают к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).
Главная задача экологического образования школьников формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий.
В последние годы в Узбекистане все чаще говорят о необходимости широкого внедрения проектной и исследовательской деятельности в процесс обучения детей в общеобразовательной школе.
Проектно-исследовательская деятельность рассматривается как неотъемлемая часть экологического образования учащихся, которая организуется для развития их творческих возможностей, формирования первоначальных практических умений.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1413-1418
Экологическое образование мы понимаем в его первоначальном, буквальном смысле, т.е. как образование в области экологии, т.е. наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой обитания.
Для окончательной ясности подчеркнем, что под термином экологического образования мы будем понимать не только сам процесс образования, обучения, передачи конкретных знаний и умений, но и ту сферу, которую принято называть воспитанием.
Особенностью именно экологического образования и воспитания является то, что эти два, в некоторых других областях педагогики, различных процесса (обучение и воспитания), является, в данном случае, тесно взаимосвязанными.
Экологическое образования, можно условно назвать «полевой экологией», а подход, используемый при обучении и воспитание детей «натуралистическим»
Из всех многочисленных направлений и областей экологического образования в области «полевой экологии» и «натуралистического» образования оказалась, пожалуй, наименее «освоенной» и труднодоступной формой экологического образование детей, особенно в средней школе. Полевое экологическое образование предполагает, что основной формой образования детей является внеклассные учебные и исследовательские занятия - на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях, лагерях и т.п.
Фактически, речь идет об изучении природы в природных условиях. Образовательные методики и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, с помощью которых реализуется данная форма образования, мы называем «натуралистическими». Данный подход к образованию не является новым и существует в различных формах уже многие десятилетия- как в нашей стране, так и за рубежом.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В настоящее время, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах как США в экологическом образовании детей доминирует два подхода
- игровой и натуралистический.
При этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй - в старшей.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1413-1418
Опыт западных стран в развитии «игрового» направления в образование огромен. Многие уроки «природоведения»
(environment) построены на базе использования именно этого подхода. Выпущено много литературы
-как учебники, так и пособия для учителя, тетради для учащихся, плакаты, настольные и компьютерные игры. Игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов.
Натуралистический подход в образование за рубежом. Фактически, внеклассным (out- door, т.е. за дверьми класса / школы) экологическим образованием занимаются три категории учреждений - сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.
Так, например в самих школах предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице - на кратких (получасовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д.
Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие экологические площадки, оборудованные для занятий в игровой форме.
В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят «мини дендрарии», метеоплощадки, гелиоустановки, устройство для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны.
Вторая категория организаций, занимающихся полевым натуралистическим образование - общественным просветительские и природоохранные организации. Во многих из них существует специальные отделы, занимающиеся экологическим образованием и просвещением детей.
Во -первых, это клубы (аналогия наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило - учебного- эколога занимается какой-либо одной проблемой (например, изучением миграции птиц, кольцеванием птиц и т.д.)
Во- вторых, — это участие детей в так называемых «исследовательских» или «прикладных проектов. Их суть является выполнением детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестностях своего места жительства - подсчет птиц и т.д. При этом общая координация сроков, методик, форм отчетности ведется общественной организацией заочно информация выпускается в виде информационных листков, публикаций в прессе.
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1413-1418
Третья категория организации, занимающихся полевым, натуралистическим экологическим образованием, составляют полевые учебные центры. Их работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов для школьников всех возрастных ступеней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В средних и старших классах преобладает так называемые «проектный подход» и многодневные практикумы. Сущность этого подхода и практикумов такова Учащиеся большинства школ старшей ступени (13-16 лет) обучается с использованием «проектного подхода», при котором каждый учащийся выбирает себе для использования какой-либо проект, как правило,-проведение самостоятельного исследования со всеми присущими этому виду творчества формами деятельности- постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмысливания.
Собственно учеба заключается в самостоятельной исследовательской работе школьников в природе.
REFERENCES
1. Zakirov, D. (2020). ECOLOGICAL EDUCATION IN PRESCHOOL INSTITUTIONS. ACTA NUUz, 7(4), 72-74.
2. Zakirov, D., & Madaminova, G. (2020). CLUSTER TEACHING METHOD FOR DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION AND FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS. Биология ва экология электрон журнали, 2(2).
3. Закиров, Д. У., & Гулямов, Ж. Х. (2020). ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛАХ. Science and Education, 7(Special Issue).
4. Zakirov, D., & Madaminova, G. (2020). Ekologik ta'limni rivojlantirish va umumiy o'rta maktablarida o'quvchilarning ekologik madaniyatini shakllantirish.
Биология ва экология электрон журнали, 2(2).
5. Закиров, Д. У. (2020). ЭКОЛОГИК ТАЪЛИМДА МАНТЩИЙ ФИКРЛАШ ВА МУСТА^ИЛ ТАЪЛИМДАН УНУМЛИ ФОЙДАЛАНИШНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).
Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 12 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-12-1413-1418
6. Закиров, Д. У. (2020). МАКТАБЛАРДА БИОЛОГИЯ ФАНИНИ УТКАЗИШДА У^УВЧИЛАРНИНГ МУСТА^ИЛ ФИКРЛАШИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ УСУЛЛАРИ. Science and Education, 1(7).
7. И. Алланазарова, & Д. Закиров (2021). ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ SD-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ КУРСА: «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ.. Academic research in educational sciences, 2 (11), 404-411.